что значит перерасчет в квитанции за отопление
Хочу узнать, почему мне сделали перерасчет ЖКХ
У меня к вам вопрос: законно ли начислять перерасчет по услугам ЖКХ за прошлые периоды?
Я живу в Пушкине Московской области. Единый платежный документ нам выставляет организация «Мособлеирц». С июля 2018 года в ЕПД в графе «Перерасчеты» стали возникать странные суммы без каких-либо пояснений. В июле сумма была 3706 рублей, в августе — около 2940 рублей, а в сентябре — 6684 рубля. Эти суммы прибавлялись к основной сумме за месяц.
Я позвонил на горячую линию «Мособлеирц» и спросил, на основании чего был сделан перерасчет, но никаких объяснений не получил. Сказали, что пересчитали отопление за какие-то прошлые периоды и уточнять нужно у тепловых сетей.
Но ведь я перечисляю деньги на расчетный счет «Мособлеирц», и мне как клиенту этой организации должны предоставлять разъяснения о природе этих перерасчетов. И если мне не объясняют, что это и откуда взялось, я могу не оплачивать эти услуги, верно? Могу ли я в этом случае написать жалобу в Роспотребнадзор о некорректно оказанных услугах и о том, что меня вводят в заблуждение?
Помогите, пожалуйста, разобраться в этой ситуации.
Разумеется, вам должны дать объяснения, за что с вас берут дополнительные деньги.
Случаи, когда вам могут пересчитать плату за коммунальные услуги, прописаны в законе. Просто так, по собственному желанию и без законных оснований, никто из коммунальных организаций пересчитывать плату не может.
Откуда взялся перерасчет
Вероятнее всего, вам пересчитали плату за отопление. Допустим, в вашем доме установлены общедомовые приборы учета тепла, а в квартирах индивидуальных счетчиков нет, зато есть распределители. Тогда плату за отопление за предыдущий год действительно могут пересчитать по среднемесячным объемам потребления или по нормативам и тарифу на тепловую энергию, если прошлогодних сведений нет.
Перерасчет делают один раз в год по итогам корректировки. В этом случае в документах на оплату коммунальных услуг сумму за отопление разбивают на части: отдельно пишут обычную расчетную плату и отдельно надбавку, рассчитанную с повышающим коэффициентом.
Скорее всего, организация «Мособлеирц» выступает агентом вашего поставщика тепла. Нам неизвестны условия договора, который они между собой заключили. Но обычно в подобных договорах сказано, что энергоснабжающая организация обязана давать агенту всю информацию о смене тарифов, перерасчетах и прочих подобных моментах. Это делается как раз для того, чтобы сотрудники «Мособлеирц» могли ответить абонентам на все вопросы по платежам.
По закону организация, оказывающая услуги, должна разъяснять абонентам размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к ним, а также какими правовыми актами они установлены. Поставщиков коммунальных услуг это, разумеется, тоже касается.
Вы имеете право задавать любые вопросы про тарифы и надбавки не только за нынешние, но и за прошлые периоды, когда пользовались коммунальными услугами.
Вообще такую информацию организация, оказывающая коммунальные услуги, должна вывешивать на досках объявлений, возле всех подъездов многоквартирного дома или на информационных стендах во дворе, а также на досках объявлений, которые висят в офисе компании в отделении, где сотрудники принимают посетителей.
Если нигде в вашем районе нет подобных объявлений, значит, компания нарушила требования правил о предоставлении коммунальных услуг, и у вас есть полное право пожаловаться на нее в Роспотребнадзор.
Что вы можете сделать
Оплатить квитанции все-таки придется, вы ведь пользовались отоплением и другими коммунальными услугами. Но вы имеете полное право знать, как и почему у вас в квитанции появились эти суммы в графе «Перерасчет».
Вы можете обратиться за разъяснениями к поставщику коммунальной услуги — то есть к теплоснабжающей организации — и потребовать сверки расчетов. Напишите заявление, его можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением или отнести в офис компании. Если пойдете в офис лично, сделайте второй экземпляр заявления или заранее снимите копию, чтобы вам поставили на ней отметку о принятии. В заявлении попросите предоставить расчет, подтверждающий выставленную сумму. Обязательно спросите, за какой период и на основании чего вам пересчитали плату.
Если окажется, что теплоснабжающая организация ошиблась и насчитала больше, вам зачтут переплату в следующий период. Если начисления были правильными, вы будете знать, на основании какого акта их подсчитали.
Если вам не ответят, вы можете обратиться в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы. Сотрудники ФАС определят, насколько обоснованным был перерасчет и нет ли в действиях ресурсоснабжающей организации злоупотребления доминирующим положением.
Еще вы можете потребовать сверки расчетов и предоставления вам информации в судебном порядке. Для этого подайте соответствующее исковое заявление в районный суд по месту нахождения ответчика или по месту своей регистрации. Если вы зарегистрированы в другом месте, можете подать иск по месту нахождения вашей квартиры. Госпошлину платить не нужно.
За нарушение положений закона «О защите прав потребителей» предусмотрена административная ответственность. Поэтому вы можете подать жалобу на неисполнение требований закона в свой территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Полный перечень территориальных отделов по Московской области есть на сайте Роспотребнадзора.
Что говорят суды
В 2016 году ООО «Сыктывдинская тепловая компания» прислала жительнице республики Коми квитанцию с пересчитанной платой за отопление. Никаких оснований или пояснений по поводу увеличенного платежа в квитанции не было. Женщина пожаловалась в Роспотребнадзор, и его управление по республике Коми постановило привлечь компанию к административной ответственности. Коммунальщики попытались обжаловать постановление в суде, но суд отказал.
В 2015 году в Сыктывкаре ООО «ЖУК» прислало жителю квитанцию с начисленной задолженностью в 135 рублей. При этом никакой информации о том, как и на основании чего эта задолженность возникла, в квитанции не было. Мужчина написал жалобу в Роспотребнадзор, компании тоже назначили административное наказание. ООО «ЖУК» обратилось в арбитражный суд, но суд отказал и оставил в силе наказание в виде штрафа 5000 рублей.
В обоих случаях организации не предоставили потребителям никакой информации об основаниях перерасчета платы за коммунальные услуги, за что Роспотребнадзор их и наказал, а суд оставил наказание в силе.
В отдельной статье мы рассказывали, как правильно платить за коммунальные услуги, — может, там для вас найдется еще что-то полезное.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Отвечаем на вопросы о корректировке платы за отопление
В последнее время возникают многочисленные вопросы по начислениям платы за отопление. Государственная жилищная инспекция Самарской области отобрала самые часто задаваемые вопросы и дала ответы на них.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги в настоящее время установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. N 354 (далее — Правила № 354).
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, при оплате равномерно в течение календарного года определяется, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (при отсутствии указанных данных, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление), тарифа на тепловую энергию и общей площади квартиры. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в сторону увеличения или уменьшения (с учетом показаний общедомового прибора учета).
Результат проведенной корректировки платы за отопление может привести как к плюсовой, так и к минусовой разнице объемов коммунальных ресурсов, т.е. к увеличению платы за коммунальную услугу либо к её уменьшению.
Обращаем внимание потребителей на то, что в соответствии с Правилами 354 потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в свою очередь исполнитель обязан: предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Почему оплата за отопление производится каждый месяц, даже тогда, когда отопление физически отключено?
В соответствии с Правилами 354 оплата коммунальной услуги по отоплению может осуществляться одним из двух способов — либо в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года. При первом способе потребители оплачивают отопление только в зимний период, при втором — зимние платежи равными частями оплачиваются потребителями каждый месяц в течение года. На территории Самарской области действует способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года, однако, собственникам дано право при наличии коллективного прибора учета принять решение на общем собрании об оплате только в отопительный период по показаниям ОДПУ.
Как производится начисление платы за отопление?
Если дом оснащен общедомовым прибором учета и собственниками не принято решение об оплате только в отопительный период по показаниям КПУ, то начисления жителям производятся по 1/12 исходя из среднего значения, рассчитанного по показаниям прибора учета за предыдущий год. Если же дом не оснащен общедомовым прибором учета, то начисления производятся в соответствии с действующими нормативами потребления тепловой энергии на отопление.
Что означает фраза «годовая корректировка платы за отопление»?
Это определение размера платы за отопление за прошедший год (в сторону увеличения или уменьшения), исходя из фактических показаний коллективного прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме.
Если многоквартирный дом не оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, корректировка платы за отопление проводится?
НЕТ. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению ежегодно определяется, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Как рассчитывается размер корректировки за 2018г. в конкретной квартире в многоквартирном доме, оборудованном ОДПУ (Общедомовым прибором учета тепловой энергии)?
Размер такой корректировки рассчитывается как разница платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в отдельном жилом или нежилом помещении, определенная, исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии за 2018 год и платы за коммунальную услугу по отоплению, которая была начислена за тот же 2018 год в том же помещении, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий (2017) год.
Кто снимает и предоставляет для расчета корректировки показания коллективных приборов учета тепловой энергии? Можно ли с ними ознакомиться?
Пунктом 31 Правил 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг (Управляющей компании, ТСЖ, РСО) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет. Исполнитель также обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Годовая корректировка — это всегда доначисление?
Нет. Годовая корректировка может быть и «минусовой», т.е. уменьшающей плату за отопление. Это зависит от фактического потребления тепловой энергии, учтенного ОДПУ, и суммой, предъявленной к оплате в прошедшем году.
Как правильно указать сведения о перерасчёте платы в счетах за ЖКУ
Управляющие организации должны соблюдать все требования законодательства к платёжным документам. Отсутствие обязательной информации может привести к предписанию органа ГЖН и долгому судебному процессу. Рассказываем о судебном деле, где суд напомнил УО, как правильно отражать в квитанциях данные о перерасчётах.
Внести в квитанцию информацию об основаниях всех перерасчётов и доначислений
В орган Госжилнадзора обратилась жительница одного из многоквартирных домов в Тверской области. Она пожаловалась на неверные начисления платы за ЖКУ, сделанные по её лицевому счёту управляющей организацией. Потребитель посчитала, что указанная в платёжном документе сумма задолженности завышена.
Орган ГЖН провёл внеплановую документарную проверку расчётов платы по лицевому счёту заявительницы, сделанных управляющей организацией. По данным УО, на март 2018 года потребитель задолжала за ЖКУ более 7 тысяч рублей. Проверка показала, что долг завышен на 2 тысячи рублей.
Также ГЖИ указала, что в счёте за декабрь 2017 года УО должна была отразить переплату, сделанную жителем дома за ЖКУ, в 0,43 рубля, однако, в указанном документе значатся начисления в 4,5 тысячи рублей и долг почти в 1 тысячу рублей. При этом УО в платёжном документе не привела информации о перерасчётах в данный период и их основаниях.
Надзорный орган выдал управляющей организации предписание устранить нарушение и исключила излишне начисленную сумму долга из квитанций жительницы дома. Управляющая организация с позицией органа ГЖН не согласилась. Она утверждала, что собственник, внося в декабре плату за декабрь по предварительным расчётам, знала, что в январе следующего года будет перерасчёт платы за отопление и ГВС.
УО подала иск в суд, требуя признать незаконным и неисполнимым предписание органа Госжилнадзора (дело № А66-9398/2018). Организация ссылалась на то, что в предписании нет никаких критериев и расчётов, которые бы указывали, каким образом исполнитель услуг обязан исключить задолженность из квитанций и за какой платёжный период.
По возможности предупредить потребителей о предстоящих перерасчётах
Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации: данные, указанные в счётах на оплату ЖКУ, отражают состояние лицевого счёта жителя дома согласно регистрам учёта УО. Такие регистры учитывают фактическую оплату потребителем оказанных услуг и формируют сумму задолженности, которая и указывается в платёжных документах.
По мнению суда, что орган ГЖН не представил контррасчёта, который бы доказывал, что сумма задолженности по лицевому счёту потребителя была завышена. Надзорный орган предписал УО устранить последствия вероятного нарушения, а не выявить и устранить его причину.
Также судья отметил, что УО в квитанции от 25.12.2017 года уведомила потребителя, что начисления в ней являются предварительными и неокончательными: при итоговом расчёте платы в январе 2018 года возможно образование переплаты и долга.
При этом на момент, когда орган ГЖН направил в управляющую организацию предписание, заявитель уже не имела никаких претензий к УО по расчётам, о чём она сообщила в надзорное ведомство.
Суд решил, что предписание ГЖИ нарушает принцип исполнимости и не даёт УО определить способ его исполнения. Документ не содержит конкретных расчётов, основанных на показания приборов учёта, и указания на конкретные действия для устранения нарушений. Поэтому предписание было признано незаконным и неисполнимым.
Включить в квитанцию сведения о сбое в программе, ставшем причиной перерасчёта
Надзорный орган подал апелляционную жалобу. ГЖИ сослалась на то, что управляющая организация не указала в спорный период в платёжных документах заявителя сведений о перерасчётах, доначислениях и их основаниях. Это, как утверждало ведомство, является нарушением и доказывает неправомерность начисления долга в 2 тысячи рублей по лицевому счёту потребителя.
Управляющая организация в свою очередь настаивала, что предупредила жителей дома о доначислениях в январе при окончательном расчёте платы за коммунальные услуги – сообщение об этом было размещено в квитанции от 25 декабря.
Также УО пояснила, что в программном обеспечении, делающем расчёты, произошёл сбой. Из-за сбоя плата за отопление и ГВС по лицевым счетам потребителей была занижена. После выявления ошибок в ПО в январе произошли доначисления платы за ноябрь 2017 года.
Не относить сумму перерасчёта к задолженности при первом включении в квитанцию
Отсутствие такой информации является нарушением п. 69 ПП РФ № 354. Как отметил суд, из-за этого у управляющей организации не было законных оснований отражать долг на начало месяца в квитанциях за декабрь 2017 года и в последующие периоды.
Информация обо всех перерасчётах и доначислениях, равно как об их основаниях, должна быть указана в квитанциях того периода, когда перерасчёты делались, но не в качестве задолженности. Эти суммы станут долгом, если они не будут вовремя оплачены после указания их в платёжном документе.
То, что заявитель отказалась от претензий к расчётам, сделанным управляющей организацией, не является доказательством незаконности предписания. По мнению суда, это лишь свидетельствует о принятии УО мер по его исполнению.
Проанализировав ситуацию, апелляционный суд пришёл к выводу, что орган ГЖН правомерно выдал управляющей организации предписание об исключении излишне начисленной задолженности из платы за ЖКУ по лицевому счёту заявителя.
Не согласился суд и с выводом первой инстанции о неисполнимости требований ГЖИ, указанных в предписании. УО не была лишена возможности верно отразить начисления и перерасчёты за спорный период и подтвердить основания доначислений в соответствии с п. 69 ПП РФ № 354.
Решение суда первой инстанции было отменено, а иск УО – отклонён, что подтвердили в дальнейшем кассационный суд и ВС РФ.
Выполнять требования п. 69 ПП РФ № 354 и приказа № 43/пр
Требования к платёжному документу закреплены в п. 69 ПП РФ № 354. Если потребителю услуг за период производится перерасчёт, то необходимо внести в платёжный документ размер перерасчёта и основания для доначислений или уменьшения размера платы (пп. «ж» п. 69 ПП РФ № 354).
Чтобы не попасть в такую ситуацию, исполнители коммунальных услуг обязательно должны приводить в счетах на оплату суммы перерасчётов. Требования к информации о перерасчётах в квитанциях за ЖКУ изложены в разд. 6 приложения к приказу Минстроя РФ от 26.01.2018 № 43/пр.
При этом УО следует помнить, что сумма доначислений становится долгом только после того, как она была указана в квитанции и не оплачена своевременно.
В каких случаях делают перерасчет ЖКХ?
Никак не могу понять, как рассчитывают плату за коммунальные услуги. Их ведь сейчас оказывают всякие частные фирмы, а не государство. Получается, что они могут назначить любую сумму? И еще иногда в квитанции вписывают какой-то перерасчет. Это как раз потому, что эти частники цены повышают?
С уважением к вам,
К. А.
В плату за коммунальные услуги входит плата за горячую и холодную воду, канализацию, электроэнергию, газ, теплоснабжение и вывоз мусора.
Жильцы платят по тарифам, которые установили органы государственной власти субъектов России или органы местного самоуправления.
Размер платы считают исходя из объема услуг, которые вы потребили. Его определяют по показаниям счетчиков. Если счетчики не установлены, то рассчитают по нормативам.
Если собственники в многоквартирном доме не установили или не ввели в эксплуатацию общедомовой прибор учета, плату могут увеличить. Так сделают, если возможность установить прибор у собственников была технически. В некоторых старых домах это сделать невозможно. Тогда плату за услуги на общедомовые нужды рассчитают с повышающими коэффициентами.
Еще плату могут повысить, если собственник жилья два раза или больше не пустил в дом представителя энергоснабжающей компании, который пришел проверять счетчики.
Получается, что по закону энергоснабжающие компании могут брать с абонентов плату только за определенное количество ресурсов — по счетчику или нормативу. Стоимость этих ресурсов рассчитывается по тарифам, и лишь изредка, в установленных законом случаях, можно применять повышающий коэффициент.
Если перепроверили счетчики
Компания-поставщик коммунальных услуг имеет право проверять состояние приборов учета: исправны ли они, не истек ли срок проверки, совпадают ли показания приборов с теми, что вы подаете каждый месяц.
Если при проверке выяснится, что прибор учета исправен, но при этом его показания расходятся с представленными, плату за услугу пересчитают. Рассчитывать будут по показаниям счетчика.
После такого перерасчета может оказаться, что потребитель оплатил услугу не полностью или, наоборот, переплатил за нее. В первом случае придется доплатить, во втором излишек зачтут в счет будущих платежей.
Если обнаружили незаконное подключение
Если поставщик услуг обнаружит, что какой-то жилец незаконно подключился к внутридомовым инженерным системам, минуя счетчик, он составит об этом акт. Нарушителя обяжут устранить нарушение. Плату пересчитают.
При пересчете такому нечестному жильцу доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Учитывать будут не реальные показатели потребления — их же уже не проверить, — а мощность оборудования. В случае с водоснабжением учтут пропускную способность труб и их круглосуточную работу. Период отсчитают с даты такого подключения, указанной в акте, по дату его устранения.
Если мощность несанкционированно подключенного оборудования определить невозможно, плату доначислят исходя из объема потребленных услуг. Его определят на основании норматива и умножат на 10 — это повышающий коэффициент. Если в квартире никто не живет, объем коммунальных услуг рассчитают по количеству собственников жилья.
Если проверяющие не смогут установить дату несанкционированного подключения, плату доначислят начиная с даты предыдущей проверки прибора учета, но не больше чем за три предыдущих месяца.
Если счетчики подкрутили
Если проверяющие обнаружат, что жилец подкрутил счетчики, плату тоже пересчитают. Исходить будут из нормативов потребления, их тоже умножат на 10. Если нет сведений о количестве постоянных и временных жильцов, объем коммунальных услуг посчитают по числу собственников жилья.
Перерасчет сделают с даты установки пломб на подкрученный счетчик, но не больше чем за три предыдущих месяца.
Если жильцов не было
Если в квартире нет счетчиков по технической причине — когда конструкция коммуникаций объективно не позволяет установить прибор учета, а жильцы временно уезжают на срок более пяти календарных дней, — можно сделать перерасчет. День отъезда и день возвращения домой не учитываются. Если техническая возможность установки у жильца есть, просто ему не хочется с этим связываться, перерасчета не будет.
И не пересчитают на таком основании оплату услуг на общедомовые нужды и отопление, а также электроснабжение и газоснабжение, которые нужны для отопления.
Если услуги некачественные
Если у вас из крана вместо горячей течет еле теплая вода или больше суток дома нет света, плату за некачественные или неоказанные услуги должны уменьшить.
Вы можете доказать, что услуги были некачественными или не были предоставлены, показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта.
Это сложно и потребует от вас много времени и сил, но это реально. Мы уже писали статью о том, как заставить УК вернуть деньги за некачественное отопление.
Если прибора учета нет вообще
Если в вашем доме стоят общедомовые приборы учета тепла, а в квартирах индивидуальных счетчиков нет, зато есть распределители, то плату за отопление вам посчитают по среднемесячным объемам потребления за предыдущий год. Если прошлогодних сведений нет, посчитают по нормативам и тарифу на тепловую энергию.
Плата за отопление корректируется один раз в год. По итогам корректировки делают перерасчет.
Как видите, перерасчет делают в ситуациях, не связанных с повышением цен. Если абонент нарушил условия договора или решил обмануть энергоснабжающую компанию. И наоборот, если поставщик услуг не выполнил обещанное или человек просто какое-то время не пользовался коммунальными услугами.
Если вам не покажут расчеты и не объяснят, откуда взялись суммы перерасчета, сможете через суд заставить коммунальщиков сделать это. Документ, подтверждающий, что вы к ним обращались, надо будет приложить к заявлению.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.