что значит персональный доход в месяц
Доходы населения
Уровень доходов населения при фундаментальном анализе оценивают по трем основным факторам:
Персональный доход
Публикуется: 16:30 МСК, после 20-го числа каждого месяца (данные за 2 предыдущих месяца).
Личные расходы (потребление)
Данные о динамике изменения расходов граждан. Включает в себя три составляющих: расходы на приобретение товаров длительного пользования, кратковременного пользования и услуг. О потреблении товаров длительного и кратковременного пользования дает представление показатель розничные продажи. Процесс потребления услуг, в свою очередь, изменяется с относительно постоянной скоростью, поэтому величина этого показателя часто предсказуема. Таким образом, только значительное отклонение этого показателя от прогнозируемых значений может оказать влияние на курс национальной валюты. Рост его значения является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росту курса доллара.
Публикуется: 16:30 МСК, на 4-й неделе каждого месяца одно-временно с индикатором Персональных доходов
Потребительский кредит
Потребительский кредит делится на три категории: на покупку автомобилей, оборачивающийся (кредитные карточки) и др. Так, к моменту публикации данных по потребительскому кредиту на рынке уже есть информация по расходам потребителей, а потому аналитическая важность самого индикатора мала. А информация о том, какая именно часть расходов финансируется за счет кредитов, не имеет большой важности для инвесторов. Помимо этого, периоды повышения расходов населения могут сопровождаться слабым ростом кредитов и наоборот. Рост значения индекса является положительным фактором для роста экономики и приводит к росту курса доллара.
Публикуется: 23:00 МСК, в 5-й рабочий день месяца (данные за 2 предыдущих месяца).
Информационный портал Форекс Арена
Школа Форекс / Часть III. Фундаментальный анализ / Глава 15. Показатели доходов населения и настроения потребителя
К показателям доходов населения относятся:
Персональный доход (Personal Income). Данные по персональным доходам населения собираются с учетом всех источников доходов, включая зарплату, доходы от дивидендов по ценным бумагам и депозитам, доходы от сдачи помещений в аренду, государственные субсидии и т.д. Индикатор персонального дохода населения отражает потенциальный потребительский спрос, поскольку при росте доходов возрастает покупательская способность населения. Тенденция на повышение доходов населения благоприятствует укреплению валютного курса, но на практике чаще используется в совокупности с индикатором личных расходов. Данные за два предыдущих месяца по персональным доходам публикуются ежемесячно, после 20-го числа в 16:30 московского времени.
Личные расходы (Personal Spending). Расходы населения учитываются на основе 3-х компонентов:
Динамика изменения потребления услуг, как правило, постоянная, поэтому будущие значения достаточно легко спрогнозировать. А показатель розничной торговли по сути отражает те же данные, что и расходы на товары длительного и кратковременного пользования, поэтому при анализе рынков учитываются только резкие изменения в динамике значений показателя. Чем выше расходы населения, тем лучше экономический рост и рост курса национальной валюты. Отчеты по личным расходам публикуются в последнюю неделю месяца в 16:30 московского времени вместе с показателем личных доходов.
Потребительский кредит (Consumer Credit). Индекс потребительского кредита отражает задолженность покупателей за приобретение товаров и услуг в кредит и в рассрочку, а также долгов по кредитной карте. Индикатор потребительского кредита не оказывает существенного влияния на рынок, поскольку его значения и динамика изменения могут сильно колебаться, вследствие чего, отчеты часто пересматриваются. Также в аналитике первоочередное внимание уделяют показателям продаж автомобилей, розничных продаж, персонального потребления, потребительского доверия, которые характеризуют расходы населения и выходят раньше отчетов по потребительским кредитам. Поэтому индикатор кредитов практически не оказывает влияния на рынки.
Как индикатор расходов населения, показатель потребительских кредитов имеет небольшое значение, поскольку публикуется позже отчетов по личным расходам, а доля приобретенных в кредит товаров и услуг мало интересует инвесторов. В то же время, прочной зависимости этих двух показателей нет – рост персональных расходов может слабо влиять на изменение потребительских кредитов. Повышения количества проданных товаров в кредит сопутствует развитию и росту экономической ситуации в стране и росту национального валютного курса. Данные по потребительским кредитам публикуются на пятый рабочий день ежемесячно в 23:00 московского времени.
К индексам настроения потребителя относятся два показателя:
Индекс ожиданий потребителей (Consumer Sentiment Index, CSI). Настроения потребителей могут серьезно сказаться на экономике страны, поскольку неуверенность в будущем склоняет население в сторону сбережений и уменьшений расходов, что, в свою очередь, отражается на спросе и экономике в целом.
Индекс ожиданий потребителей был разработан Мичигангским Университетом для оценки потребительских настроений, и реакция рынков может серьезно зависеть от динамики изменений этого показателя. Данные собираются на основе телефонных опросов на основе 5 вопросов: двух вопросов, касающихся личного финансового положения потребителя и трех – о будущем состоянии экономики. Индекс формируется на основе опросов 500 человек.
Первые два вопроса формируют оценку населения на текущую экономическую обстановку, последние три – индикатор ожиданий потребителей. Для расчета значения индекса из процентного соотношения оптимистически настроенных граждан вычитают долю тех, кто отметил ухудшение экономики, затем к полученному значению прибавляют 100.
Динамику роста индикатора обычно связывают с ростом ВВП, улучшением экономической активности, повышением процентных ставок. Точно также индекс ожиданий потребителей влияет и на рынок акций – с ростом индекса цены на акции растут за исключением случаев, когда существует высокая угроза инфляции или уровень безработицы стремится к нулю.
Предварительные данные по индексу ожидания потребителей публикуются вторую пятницу месяца в 18:00 московского времени, а окончательные значения индикатора выходят в последнюю пятницу отчетного месяца. Данные публикуются ежемесячно.
Индекс уверенности потребителей (Consumer Confidence Index, CCI). Индекс уверенности потребителей также как и CSI составляются на основе опросов населения. Для составления отчетов опрашивают 5000 семей на темы условий для развития бизнеса, состояния рынка занятости, оценки перспектив заработка и т.д. В отличие от CSI индекс уверенности имеет базовую отметку в 100 единиц, за которую приняли данные на 1985 год.
Незначительные изменения индекса не приводят к серьезным волнениям на рынках, но принимаются во внимание лишь скачки в 5 и более единиц. Тенденции роста CCI положительно влияют на укрепление валютного курса и развития экономики страны. Индикатор чаще используется для прогнозирования динамики изменения общей экономической обстановки и состояния рынка труда. Индекс состоит из двух оценок:
Данные публикуются во вторник последней недели ежемесячно в 18:00 московского времени.
Персональный доход
Персональный доход
Один из способов сохранить в компании крепких профессионалов и обозначить для них новые горизонты — начать вывод на открытый рынок функциональных подразделений в роли провайдеров специализированных услуг.
В начале ноября казалось, что, кроме начавшихся в российских компаниях увольнений, применительно к кадровому рынку и говорить-то не о чем. Однако «Евросети» удалось в очередной раз удивить бизнес-сообщество. Компания сообщила, что ее департамент по работе с людьми готов предоставлять услуги по подбору и оценке сотрудников другим предприятиям. На коммерческой основе.
Маловероятно, что подобными услугами когда-нибудь воспользуются прямые конкуренты «Евросети». Впрочем, потенциальных клиентов и без того достаточно. Скажем, среди двух десятков заказчиков, которым компания уже продала свои знания и умения в сфере подбора кадров, обнаруживаются действующая в аэропортах Шереметьево и Внуково сеть магазинов беспошлинной торговли «РегСтаэр», а также «Лавка и кафе студии Лебедева».
Откуда взялись уже готовенькие клиенты? И не слишком ли трудное нынче время для подобных экспериментов? На самом деле проект стартовал около года назад, однако для его официальной презентации требовалось накопить хотя бы некоторый опыт. Кто же мог предположить, что публичный запуск непрофильного направления бизнеса совпадет с началом экономического кризиса и сменой собственников самой «Евросети»? Впрочем, если разобраться, кризис здесь как раз не помеха.
На внешний рынок
Сама по себе идея превращения отдельных подразделений компаний в провайдеров специализированных услуг не нова. «В этом смысле показательный зарубежный пример — Disney University, корпоративный университет компании Disney, преуспевший в обучении своего персонала, а ныне предлагающий программы обучения другим организациям, — поясняет Юлия Ужакина, партнер компании «Амплуа-Брокер». — Это программы высочайшего качества, с которым способен конкурировать не каждый тренинговый центр. В итоге Disney University зарабатывает очень приличные деньги, предоставляя свои услуги другим компаниям. При этом главной задачей остается, разумеется, поддержка материнского бизнеса».
В России такие примеры тоже имеются, причем в достаточном количестве. К 1999 году на волне инвестиционной интернет-лихорадки акционеры ЮКОСа решили, что входящие в состав холдинга ИТ-структуры не только способны решать внутренние задачи, но и вполне могли бы предо-ставлять обширный спектр профессиональных услуг «на стороне». Кроме того, подобный подход обещал вывести на принципиально иной уровень логику оценки эффективности работы собственных «айтишников». В этом смысле плавный переход от инсорсинга к аутсорсингу выглядел настоящей находкой. Поставив службу автоматизации в рыночные условия, можно было ожидать более высоких результатов.
В итоге от ЮКОСа отпочковалось сразу несколько компаний, отправившихся в свободное плавание на рынке системной интеграции (так в России принято именовать проектный ИТ-бизнес, связанный с созданием и развитием корпоративных информационных систем). Самым живучим отпрыском стал «Сибинтек». В 2001 году внешние заказчики обеспечивали компании уже около 10% оборота, а контрактация работ, выполняемых для ЮКОСа, велась на условиях, приближенных к рыночным. А сегодня «Сибинтек», переживший компанию-родителя, занимает уверенные позиции в сегменте ИТ-сервисов и аутсорсинга.
По тому же пути пошли и в группе «Бородино», когда стало ясно, что отдел логистики, по сути, превратился в специализированное предприятие полного цикла. В апреле 2005 года на его базе была учреждена отдельная компания «Бородино-Логистик», которая, помимо обеспечения комплекса логистических услуг для всех структур холдинга, начала обслуживать сторонних клиентов. Кстати, аналогичную схему в сегменте логистики реализовала и «Евросеть»: дочерняя компания «Евросеть-Логистик» с самого начала создавалась не только для решения внутренних задач, но и с прицелом на активную работу с другими заказчиками.
Опыт вывода специализированных департаментов на рынок обнаруживается даже в сфере маркетинга. Из маркетологов и пиарщиков, занятых в нескольких дочерних организациях, руководители группы «КомпьюЛинк» в свое время сформировали костяк самостоятельной компании «Ко-маркет», генеральным директором которой стала Ирина Семенова, бывший директор по маркетингу и информационной политике «КомпьюЛинка». «Это было сделано для того, — поясняет Семенова, — чтобы добиться синергии опыта и знаний работников различных маркетинговых структур, каждая из которых обладала уникальными компетенциями. Кроме того, в условиях энергичного наращивания активов группы за счет увеличения оборотов и роста числа M&A-сделок нам нужна была очень мобильная и организованная структура, способная решать как стратегические, так и тактические задачи. В частности, требовалось осуществлять специфический мониторинг, анализ рынков и конкурентов, решать вопросы, связанные с брэндингом и телемаркетингом, организацией мероприятий для клиентов и многие другие». Сегодня услугами «Ко-маркета», продолжающего поставлять маркетинговые и PR-сервисы материнской компании на условиях аутсорсинга, пользуются и другие организации из самых разных сфер.
Внешние обстоятельства
Как известно, в беседах с представителями старой команды «Евросети» категорически не рекомендуется использовать термин «персонал». Могут не понять и обидеться. Если же вы используете простое слово «люди», коммуникация значительно упрощается.
Вице-президенту «Евросети» по работе с людьми Александру Сивогривову всегда нравились сотрудники, которые не реже чем раз в полтора–два года задумываются о своих карьерных перспективах. Что ни говори, а — показатель! Да и компании постоянно требовались специалисты, способные думать, развиваться, расти. В своем департаменте Сивогривов собрал именно таких профессионалов, что означает: спокойной жизни не получится, рвущимся в дело бойцам постоянно придется придумывать новые интересные задачи. Так появилась идея: почему бы не загрузить имеющиеся интеллектуальные мощности внешними заказами?
— Очевидное преимущество этой инициативы, — комментирует Юлия Ужакина (Амплуа-Брокер), — куда более широкие возможности для профессионального роста сотрудников. И это действительно так. Успешные специалисты в сфере оценки, обучения и подбора кадров всегда хотят решать все более сложные (или по крайней мере новые) задачи. А в своей компании, особенно если процесс поставлен на поток, этого не всегда можно добиться. В «Евросети» явно беспокоились о том, чтобы сотрудники департамента по работе с людьми не «закисли» и не пугались искать интересных профессиональных задач у другого работодателя. Мне такой подход очень нравится.
Превращая кадровый блок в структуру, действующую на открытом рынке, в «Евросети» на самом деле пытались решить еще одну важную задачу. Ведь в процессе подбора и оценки сотрудников для сторонних клиентов специалисты по управлению человеческими ресурсами получают новый опыт. «Участвуя во внешних проектах, в процессе общения с другими игроками рынка мои ребята постоянно «гоняют свой мозг», получая уникальную возможность объективно оценивать как плюсы и минусы системы, реализованной в нашей компании, так и кадровую политику других предприятий, — говорит Александр Сивогривов. — Люди «голосуют» деньгами. С другой стороны, таким образом проще выявить наши собственные недостатки. В итоге мы лучше видим, что и где нужно исправить.
Важны ли для «Евросети» деньги, которые можно заработать, предоставляя рекрутинговые услуги на стороне? И да и нет. Разумеется, даже при самом удачном стечении обстоятельств суммы, которые можно заработать таким образом, будут несопоставимы с поступлениями от основной деятельности. Зато возможность зарабатывать больше становится существенным мотивирующим фактором для сотрудников департамента по работе с людьми: их доход в существенной мере начинает зависеть от количества и качества работы, выполненной в роли аутсорсеров. Есть ограничения: заработок в связи с выполнением сторонних проектов не должен превышать 30–35% от сумм, выплачиваемых основным работодателем. Наконец, заработанные таким образом средства позволяют формировать премиальный фонд для руководителей ключевых направлений департамента (до 40% от окладной части в месяц). Важный фактор работы такой системы — это то, что руководители направлений получают деньги из бонусного фонда за выыполнение внутренних KPI компании. Александр Сивогривов надеется: если все будет идти по плану, со временем издержки «Евросети» на содержание HR-департамента снизятся до нуля. А в условиях кризиса самоокупаемость одного из отделов — уже достойный результат. Даже для крупного игрока.
Новый конкурент
Дурной пример заразителен. А пример успешный — тем более. Не начнут ли со временем кадровые агентства, выросшие из крепких HR-департаментов крупных торговых, сервисных и производственных компаний, теснить представителей традиционного крыла рекрутингового бизнеса? Юлия Ужакина («Амплуа-Брокер») не видит в этом ничего невозможного: «Сильные игроки в конкуренции становятся сильнее, а слабым… туда и дорога». Однако Юлия Пискунова, ведущий специалист по работе с клиентами холдинга «Империя кадров», советует не торопиться с выводами. Ведь в арсенале институциональных рекрутеров, помимо запатентованных и «откатанных» методик, обнаруживаются еще и знание рынка, отдельных его сегментов, накопленный за годы работы опыт, партнерские связи и авторитет.
Впрочем, новаторам из «Евросети» есть что ответить на это. Так, одно из неоспоримых преимуществ компании — широчайший территориальный охват, а значит — возможность оказывать услуги по подбору, обучению и оценке сотрудников в любом регионе присутствия. Не нужно даже отправлять людей из московского офиса в регионы, ведь вместе с розничной сетью сформировалась сеть специалистов по подбору кадров на местах. Наконец, попытки нагрузить сбытовую структуру компании дополнительными (и в том числе непрофильными) сервисами предпринимаются не первый год. А это полезный опыт. И в этом смысле не так уж важно, чем именно торгует «Евросеть», кроме мобильных телефонов: путевками, ценными бумагами или кадровыми сервисами. Сбытовая машина должна обеспечивать эффективный сбыт — только и всего. Прежде подобный подход не вызывал у Евгения Чичваркина сомнений. Вполне вероятно, что и после недавних сделок (напомним, 22 сентября принадлежащая Александру Мамуту инвесткомпания ANN приобрела 100% «Евросети», а вскоре «ВымпелКом» подтвердил приобретение 49,9% этих активов) компания останется верна этому курсу.
— Мы уже конкурируем с рекрутинговыми компаниями по темпам закрытия вакансий и территориальному охвату, в чем убедились на собственной практике, сотрудничая с ними, — говорит Александр Сивогривов. — Перед Новым годом нам периодически необходимо набрать дополнительное количество продавцов. Многие кадровые агентства предлагают нам свои услуги. Но скорость закрытия вакансий, как правило, оказывается на порядок ниже, чем у нас. Если это касается офисных вакансий, то когда представители агентств, полагая, что нашли «эксклюзив», приходят к нам с перечнем кандидатов, все эти соискатели обычно уже знакомы моим ребятам: они могут подробно рассказать чуть ли не о каждом. И это не случайно. Кстати, очень хорошим подспорьем для нас является успешно работающий в компании модуль управления персоналом SAP Human Resources. А сейчас мы создаем единую базу данных по кандидатам на территории всей страны.
Сивогривов уверен: у небольших кадровых агентств, не обладающих аналогичными ресурсами, «Евросеть» точно отнимет кусок пирога. Особенно если речь идет о закрытии большого количества вакансий в рознице и обучении сотрудников современным навыкам и технологиям.
«Это абсолютно нормальная практика для рынка, когда успешные HR-отделы начинают выступать в роли поставщиков HR-услуг для других компаний, — полагает Юлия Ужакина. — Появление таких примеров в России говорит о том, что наш рынок HR-услуг эволюционирует».
Есть ли смысл заимствовать этот опыт? Почему бы и нет. Разве что насильственное превращение внутренних департаментов в почти самостоятельных игроков рынка — занятие рискованное. «Инициатива, связанная с выходом HR-отдела на внешние проекты, может принести отрицательный имиджевый эффект, — напоминает Юлия Пискунова. — Компанию могут начать воспринимать в роли «лавки», ассортимент которой широк до абсурда. Кроме того, есть риск завязнуть в реализации чужих проектов или столкнуться с тем, что сотрудники начнут халатно относиться к своим основным обязанностям, мотивируя это большой загрузкой на стороне. Наконец, далеко не всегда отраслевая экспертиза и методики, отработанные в одном из сегментов рынка, могут быть с успехом применены в других сферах».
До массового использования этой модели большинству российских компаний еще далеко: их кадровые отделы, департаменты ИТ и логистики чаще всего с трудом справляются со штатными обязанностями. В таких условиях о роли коммерческого провайдера специализированных услуг остается только мечтать. Однако верно и другое. Если в одном из департаментов вашей компании собралось достаточно звезд, способных одной левой выполнять возложенные на них обязанности, вполне можно подумать о привлечении заказов со стороны. Резоны к тому, как показывает опыт «Евросети», имеются.
Что такое личные доходы: источники формирования и его показатели
Понятие «личный доход» слышал каждый, но мало кто воспринимает его как важный макроэкономический показатель социальной ситуации в стране. Скорее, как обычное словосочетание, используемое в обиходе. На самом же деле, этот термин несет в себе глубокий экономический смысл, выполняет определенные функции. В этой статье мы разберемся — какие же, а также, какова его сущность, какие бывают виды и источники формирования личного дохода и как его рассчитать?
[box type=»download»] Личный доход – это совокупный доход физических лиц в натуральной и денежной форме, который поступает в виде заработной платы, дивидендов, процентов от ценных бумаг и прочего, и используется в личных целях для обеспечения определенного уровня жизни.[/box]
Другими словами, личный доход – это все средства, которые получает человек наличным или безналичным способом как вознаграждение за труд, дивиденды, ренты, дары и т.д. и использует по своему усмотрению. Рассчитывается до вычета налогов на доходы физических лиц, транспортного и земельного налога.
Различают следующие виды личного дохода:
Личный доход как макроэкономический показатель
Само определение «доход» появилось в обиходе только с началом денежных отношений. Материальные ценности, существующие ранее, не могли использоваться в качестве сбережений. Только с появлением денег даже малоимущие граждане получили возможность накопления средств. Так стал формироваться личный доход.
Условно, сумму личного дохода можно разделить на три части: налоги + потребление + сбережения. Таким образом, после уплаты всех налогов, перед физическим лицом встает вопрос – как выгоднее распределить оставшуюся сумму между потреблением (покупкой каких-либо товаров и услуг) и накоплением средств.
Не следует пренебрегать данной проблемой, так как непосредственная связь макро- и микроэкономики больше нигде не является такой основательной. Ведь пропорция «потребление-сбережение», с которой основная масса людей разделяет свой доход, может разрушить, а иногда и оживить экономику страны.
Данная пропорция отражает уровень сбалансированности макроэкономических процессов в стране и показывает степень совокупности сбережений и расходов на потребление населения. Главная задача механизма регулирования рыночной экономики – склонить граждан к принятию выгодного для общества решения.
[box type=»download»] Самая большая часть личного дохода используется на текущие расходы: покупка товаров первой необходимости, плата за жилье, образование и прочее. Это представляет огромную важность для макроэкономики, ведь большая часть доходов вернулась в экономику в виде потребительских расходов граждан.[/box]
Часть доходов, оставшаяся после уплаты налогов и расходов на потребление, называется «сбережения» — это будущие расходы на потребление. Именно поэтому для правительства и бизнесменов крайне важно знать уровень сберегательной части доходов населения. Если он достаточно высок, значит, население страны верит в стабильность национальной валюты.
Сущность
Целью любых экономических реформ должно быть улучшение материального благосостояния населения страны. По сути, доход – это та сумма, которую получает физическое лицо за определенный период времени (за 1 месяц, 1 год). От уровня доходов населения прямо зависит уровень его спроса и потребления.
Личный доход включает в себя все поступления средств физическому лицу – как в денежной, так и в натуральной форме. К денежной форме относятся практически все поступления денежных средств – пенсии, проценты, премии и т.д. К натуральной – услуги, материальные ценности и некоторые выплаты социальных фондов.
Также различают первичный и вторичный доход. К первичным относятся прибыль, заработная плата, рента, а к вторичным – пенсии, стипендии и прочие выплаты государственных социальных фондов.
Функции
Можно выделить пять основных функций личного дохода:
Источники формирования
Есть множество источников формирования личного дохода граждан.
Ниже приведены основные из них:
Показатели
К показателям дохода относятся личный доход, личные расходы и потребительский кредит.
Личный доход – это совокупность всех материальных поступлений гражданам. Это заработные платы, стипендии, дивиденды и прочее.
Личные расходы подразделяются на три составляющие:
Чем выше показатели расходов населения, тем выше курс национальной валюты и стабильней экономический рост.
Потребительский кредит – его индекс показывает задолженность потребителей по кредитным картам, по кредитам на товары и услуги. Однако он не оказывает особого влияния на рынок.
Дифференциация и распределение
Дифференциация личных доходов – это различия в уровне дохода населения, отражающие социальную разрозненность в обществе, характер его структуры.
Различают четыре основных принципа дифференциации доходов населения:
В реальности эти принципы переплетаются и видоизменяются в зависимости от текущих условий рынка.
Выделяют следующие причины неравенства доходов:
Итак, понятие «личный доход» имеет значимую макроэкономическую роль в формировании экономики страны в целом. Важным условием в любой стране является снижение дифференциации доходов граждан, что невозможно без вмешательства государства.
Механизм урегулирования дифференциации создан для обеспечения минимально достойного образа жизни человека, а также для разрешения противоречий между одаренными людьми и наличием богатства, используемого для получения своих доходов.