что значит пистонированный обод на велосипеде
Пистонированный обод, что это?
Чтобы понять, что значит пистонированный обод для велосипеда, и в чем его преимущества, рассмотрим особенности его конструкции. Пистонирование обода заключается в размещении по его поверхности специальных стаканов с внутренней резьбой. Они создаются из стали или алюминиевых сплавов и используются для установки спиц. Вначале пистонированные ободья устанавливались только на колеса премиум класса, но со временем границы их использования расширились.
Пистонирование применяется с целью равномерного распределения нагрузки и увеличения ресурса колеса. Поскольку спицы работают на натяжение, в местах их крепления накапливается усталость металла. Это нередко приводит к возникновению трещин и повреждению материала. Установка спиц в пистоны частично решает эту проблему. Но иногда трещины появляются даже на металле под «стаканами». Чаще всего к этому приводит агрессивная езда, солидный вес ездока или усиленное натяжение спиц.
Преимущества пистонирования
Многие велосипедисты сомневаются, стоит ли использовать пистонированный обод, что это дает на практике? Использование пистонов обеспечивает:
Пистонирование не повышает прочность колеса, но в сочетании с надежными спицами позволяет снизить риск деформации при поездках и сводит к минимуму вероятность вырывания ниппелей. При выборе велосипеда для спокойной езды по городу или за его пределами наличие пистонов – не самый важный критерий. Но при самостоятельной сборке колеса, в случае экстремальных поездок на велосипеде и при использовании электромоторов лучше использовать пистонированные ободья.
Типы пистонированных ободьев
Выяснив, что означает пистонированный обод, и в чем состоят его преимущества, рассмотрим конструктивные отличия. Пистонирование бывает:
Какой тип велосипедного обода выбрать – зависит от стиля езды, рельефа местности, веса велосипедиста и других факторов. Для экстремальной езды рекомендуются модели с двойным пистонированием, для остальных случаев – подойдут с одинарным. Для повседневных прогулок на велосипеде традиционно используются модели без пистонов. Для электровелосипедов, особенно с мощными моторами, нужны надежные пистонированные ободья.
Пистонированный обод: что, как, почему
На просторах интернета можно часто встретить словосочетание пистонированный обод. Что же значат эти загадочные слова?
Для этого нужно уточнить, что такое пистонирование. Это вставление в обод специального алюминиевого или стального стакана с резьбой внутри – это и называется пистон. Для чего он нужен?
Все очень просто – пистон увеличивает площадь точечного воздействия на обод. Проще говоря, усилие, которое требуется для вырывания ниппеля из резьбы обода, кратно увеличивается, а значит, колеса реже ловят восьмерки.
Из-за особенностей конструкции и технологического процесса производства пистонирование не может быть на одинарном ободе.
Самый распространенный вариант — одинарное пистонирование. Ставится на внешнюю стенку двойного обода. Самый оптимальный вариант — легкий и прочный. Отличный вариант для велотуризма, активного катания, гонок, но без экстрима.
Одинарный пистон, кстати, может вырвать из обода, что произойдет скорее, чем ниппель из пистона.
Так же существует двойное пистонирование. Это когда пистон вставлен в обе стенки на двойном ободе или в верхнюю и среднюю стенку на тройном. Такие обода сильно прочнее, но и сильно дороже. Используются преимущественно в экстремальных дисциплинах.
Делает ли пистонирование колесо сильно прочнее? Нет, но в совокупности с хорошими спицами, например DT swiss, позволят без особых проблем уменьшить количество восьмерок на ободах во время поездок.
Если вы покупаете новый велосипед и не планируете кататься в экстремальных дисциплинах, то пистонированные ли обода вам нужно смотреть в последнюю очередь. А вот если же вы собираете колесо, то не жалейте денег и приобретите себе пистонированный обод.
Благодарю за внимание,
Алексей Евдокимов
Обода для велосипеда – что это, советы по выбору
Зачастую при покупке велосипеда обода остаются без внимания. А ведь именно эти элементы байка принимают на себя львиную долю нагрузок при катании. Они выдерживают вес велосипедиста, преодоление неровностей, а также испытывают статические нагрузки в виде постоянного натяжения спиц и давления воздуха в камере. Поэтому обода для велосипеда – весьма значимый элемент конструкции, который нельзя оставлять без внимания.
Общие рекомендации
Загвоздка с выбором тех или иных моделей возникает тогда, когда нужно заменить непосредственно этот элемент. Отдавая предпочтение тем или иным изделиям, нужно учитывать особенности эксплуатации велосипеда и манеру езды на нем. Главное требование – конструкция обода должна быть прочной и легкой.
Если с прочностью ободьев все понятно, то почему их конструкции должны быть легкими? При разгоне физические усилия велосипедиста направлены на увеличение скорости вращения колес, то есть на их раскрутку. Исходя из этого, можно сделать вывод: обод колеса велосипеда – важный элемент, который постоянно испытывает нагрузку, а это значит, что к выбору данного элемента следует подойти со всей серьезностью. На какие параметры стоит обратить внимание?
Метод производства
Ободья различают в зависимости от способа их производства. Сначала готовое сырье проходит стадию экструдирования, после чего заготовки в горячем виде скручивают в кольцо и соединяют одним из двух способов:
После соединения обода подвергают дополнительной обработке и тщательной проверке. Только пройдя все этапы, изделия поступают в продажу.
Размеры
Чтобы определить посадочный размер, используют следующие обозначения:
Например, ISO – 585 мм; в дюймах – 26”; французское – 650B. В детских велосипедах используют 305 мм, 406 мм и 355 мм. Такие же размеры соответствуют и складным моделям. Для подросткового велика уже нужны ободья в 507 мм. Наиболее распространенными являются модели 559 и 622 мм.
Профиль обода
Кроме размера, есть еще два параметра, которые нужно учитывать при выборе, – это высота и ширина. Ширина означает наличие 1, 2 или 3 стенок. Высота характеризует устойчивость изделий к деформациям от неровностей на дороге, боковых ударов и прочих неприятностей.
Количество спиц
Одним из заблуждений является количество спиц: мол, чем их больше, тем прочнее колесо. Это работает лишь тогда, когда вес велосипедиста превышает 100 кг. Количество спиц зависит от стиля езды. Например, на городские модели ставят от 36 до 40 спиц, на горные – от 32 до 36, на шоссейные байки – от 24 до 32.
Материал изготовления
За все время существования велосипедной промышленности производители пытались найти баланс между стоимостью и качеством. В свое время ободья делали даже из древесины. Сейчас используются:
Чаще всего используется алюминиевый сплав. Он обеспечивает незначительный вес изделия и его прочность. При этом алюминиевые ободья стоят недорого, что является еще одним достоинством.
Пистонирование и анодирование
Пистонирование – метод увеличения прочности. С этой целью спицы вставляют в пистоны, что позволяет равномерно распределить нагрузку по поверхности. Так и увеличивается срок эксплуатации.
Анодирование – еще один способ, которым увеличивают прочность обода средней ценовой категории и выше. В процессе поверхность покрывают защитной пленкой из оксидного состава, в результате чего изделие приобретает специфический оттенок и становится гораздо прочнее.
Количество стенок
Самые первые ободья для велосипеда имели всего одну стенку. С развитием технологий и велосипедной промышленности их количество увеличилось до 2 и 3:
Трехстенные обода гораздо тяжелее и сложнее одностенных и двойных изделий. Сейчас практически не встречаются. Выпускали их изначально для того, чтобы предотвратить сдавливание боковин профиля ободными тормозами. Однако с внедрением и повсеместным распространением дисковых тормозов необходимость в этом отпала сама собой, потому встречаются тройные ободья в наше время крайне редко.
Характерные особенности ободьев
При выборе подходящих ободьев следует обращать внимание на длину и ширину изделий. Если о единицах измерения длины мы уже говорили, то сейчас пришло время для следующего параметра.
Ширина
От длины ободьев зависит степень комфорта при катании на велосипеде. Но определяющим фактором является ширина. Затрачиваемые усилия, вес ездока, амортизационные свойства при выполнении трюков и т.д. – все это зависит от ширины.
Найти подходящий обод к конкретной покрышке не просто – нужно учитывать предполагаемые нагрузки и условия эксплуатации. Определенные сомнения вызывает классификация изделий в зависимости от количества стенок, размеров и других факторов. Даже незначительные расхождения в параметрах будут способствовать изнашиванию покрышек и, соответственно, уменьшать срок эксплуатации каркаса велосипеда. Разработана практически стандартная система расчета ширины для конкретного стиля катания. Обозначается она в миллиметрах. Возможные варианты:
Ширина ободьев, как и длина – параметры, которыми следует руководствоваться, ориентируясь на манеру езды и нагрузки.
Советы по выбору для новичков
Тут многое зависит от бюджета и предназначения ободьев. Если вы – сторонник неспешных велосипедных прогулок по городским ландшафтам, смело берите двойные модели из алюминиевого сплава. Если вы увлекаетесь экстремальной ездой и часто сталкиваетесь с повреждениями каркаса велосипеда, то имеет смысл приобрести качественные пистонированные или анодированные изделия. Правда, здесь появится другой фактор – стоимость.
Заключение
Теперь вы знаете, насколько важным элементом велосипеда являются обода. Данный элемент постоянно подвергается нагрузкам, поэтому при выборе следует учитывать материал изготовления, количество стенок и другие параметры.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Что такое обод велосипеда, фото
Обод (англ. rim) — часть велосипедного колеса, на которую монтируется покрышка. Во многом определяет динамические характеристики велосипеда и прочность его колес.
Ширина обода влияет на его прочность и вес. Также в зависимости от ширины, выбираются рекомендованные толщины покрышек: слишком широкая покрышка для данного обода может подламываться в поворотах и даже слететь, а слишком узкая — будет иметь низкий профиль и может быть легко пробита.
Как правило, ободья маркируются по внутренней ширине согласно ISO:
15 мм и менее — шоссейные, циклокроссовые;
17 мм — легкие кросс-кантрийные и гибридные;
19 мм — тяжелые кросс-кантрийные и гибридные;
21 мм — часто используются в велотуризме и для легкого экстрима;
23 мм и более — для экстремального спорта;
50 мм и более — фэт-байки.
Некоторые производители маркируют ободья по внешней ширине. Разница между ширинами — около 5-7 мм.
Материалы
Алюминиевый сплав — наиболее широко используемый материал, обеспечивает оптимальное сочетание цены, прочности и веса.Maxtal — фирменный сплав Mavic, отличается высокой жёсткостью. Такой обод тяжело погнуть, но обод становится чувствительным к усталости металла.
Сталь — очень большой вес, на современных велосипедах практически не используется.
Карбон — используется в очень лёгких и очень дорогих ободьях для шоссе и кросс-кантри.
Тип профиля
Самые простые и дешевые ободья — одностенные (англ. single-wall). В простейшем случае, такой обод изготавливается из металлической ленты, свёрнутой в кольцо. Их прочность и жёсткость крайне невелика, нынче они встречаются только на велосипедах самого низкого уровня, а также на фэт-байках, где использование двустенного обода нерационально.
Двустенные ободья (англ. D-wall, double-wall) имеют коробчатую структуру, что значительно увеличивает их прочность и жёсткость. Современные алюминиевые ободья производятся методом экструзии, то есть продавливания расплава материала через формующее отверстие. Таким образом, есть возможность создания сложной внутренней структуры обода — многие модели имеют несколько камер, продольные распорки, рёбра жёсткости и т. п.
Соединение
После экструдирования горячая заготовка сворачивается в кольцо, которое может быть соединено двумя способами: сваркой и с помощью продольного штифта или вставки.
Сварные ободья (англ. welded) — дороже и считаются более прочными, что заметно при экстремальных нагрузках.
Штифтованные ободья (англ. pinned, sleeved) — дешевле, но прочность их по-прежнему достаточна для большинства применений. Стык на таких ободьях до сборки может расходиться, что не влияет на итоговое качество собранного колеса, поскольку обод стягивается спицами.
После соединения ободья могут проходить дополнительную механическую обработку (англ. machining) для сглаживания стыка, что важно для мягкой работы ободных тормозов.
Пистонирование
Пистонированный обод в разрезе
Для борьбы с вырыванием ниппелей спиц из обода из-за усталостного разрушения отверстий применяется установка во внешнюю стенку обода металлических вставок — пистонов (англ. eyelets), распределяющих нагрузку от спицы по большей площади стенки обода. Эта технология применяется практически во всех ободьях уровнем от среднего. Существуют отдельные модели ободьев с двойным пистонированием, где пистон соединяет обе стенки.
В гоночных ободьях вместо пистонирования иногда применяется локальное упрочнение стенок обода путём дополнительной механической обработки. Также встречаются резьбовые пистоны, вкручиваемые во внешнюю стенку обода, при этом внутренняя не сверлится и представляет собой сплошную поверхность, что делает обод совместимым с бескамерными шинами без модификаций (формат UST).
Велосипедные колёса: Обода
Как мы уже рассказывали в предыдущей статье про спицы, уменьшение количества спиц на колесе потребовала усиления конструкции самого обода. Да и дополнительная прочность в набирающем популярность МТВ оказалась явно нелишней, особенно учитывая те условия, в которых велосипеды стали эксплуатироваться.
Хороший обод должен быть лёгким и крепким настолько, насколько это возможно. В статье рассмотрены следующие вопросы:
Материал
Стальные обода тяжелые, ржавеют и во влажных условиях по ним скользят тормозные колодки.
Как в случае с рамами, алюминий сменил сталь из-за своих характеристик. Он легче и жестче, чем сталь и обеспечивает отличное торможение, если вы используете ободные тормоза.
С развитием технологий на рынке появилось достаточно большое количество карбоновых ободов. Они дорогие и очень-очень прочные, но в МТВ используются только с дисковыми тормозами.
Нужно понимать, что сломать можно любой обод, даже карбоновый.
Слои
Изначально везде использовались однослойные обода. Такой обод имеет U-образный профиль и подходит только для городских и дорожных велосипедов, то есть для тех, у которых нет серьезных ударных и боковх нагрузок на конструкцию обода. Использовать такой обод для агрессивного катания – себе дороже. Вы обязательно его сломаете и хорошо, если это будет на каком-то поребрике, а не на дропе.
Решение вопроса крепкости ободов оказалось банальным, инженеры просто сделали «обод в ободе», тем самым создав двухслойный обод. Такой обод приходится гораздо реже править от восьмёрок, и он не так боится ударов.
Профиль
Увеличивая высоту обода, вы увеличиваете его жесткость. Увеличивая ширину обода, вы увеличиваете его сопротивление к боковым нагрузкам. В поисках «идеального профиля» производители играют с этими параметрами, как всегда истина где-то посередине.
Современные стандарты имеют тенденцию к увеличению внутренней ширины обода (посадочного места под покрышку). Раньше типичной считалась ширина 19мм, сейчас уже 21-23мм, а встречаются некоторые модели с шириной 30 и более.
Для всего этого есть весьма веская причина. По мере увеличения ширины обода, увеличивается и пятно контакта покрышки с землей (особенно на низких давлениях). Но за увеличенное сцепление вы платите весом обода. Ориентируясь на ширину вашей покрышки, вы можете подобрать подходящий обод. Чем шире покрышка, тем шире обод.
Бескамерка?
Если вы планируете использовать бескамерные покрышки, то вам нужны специальные обода. В данный момент на рынке существуют 2 основных стандарта.
UST (от англ. Universal System Tubeless) – универсальная бескамерная система. В таких ободах нет отверстий под спицы, а ниппели вкручиваются в них с внешней стороны (на фото выше как раз они).
BST (от англ. Bead Socket Technology) – технология круглого разъема. Такие обода похожи на традиционные, однако у них ниже боковая стенка. Это позволяет придать профилю резины более округлую форму и снять нагрузку со стенки покрышки. Могут быть как с отверстиями для спиц, так и без них. В первом случае отверстия заклеиваются специальной лентой.
Все бескамерные обода требуют специальной резины UST или TR (Tubeless Ready), учитывайте это.
Пистонирование
Для увеличения прочности в посадочные места для ниппелей вставляют пистоны, они похожи на вставки в отверстия для шнурков. Это позволяет равномерно распределить нагрузку по периметру отверстия и уберечь обод от вырывания спиц. Существует одинарное и двойное пистонирование. Одинарное дешевле, так как делается только на внешнем слое обода. Двойное прочнее, так как пистон цепляется за оба слоя.
Так что же взять?
Всё зависит от вашего бюджета. Проанализируйте все параметры и подберите для себя оптимальное решение. Мы рекомендуем вам использовать двуслойные алюминиевые обода под обычные камеры. Если хотите слегка добавить прочности, то можно взять пистонированную версию.
Напоследок, вот небольшое видео о том, на что способны крутые карбоновые обода: