что значит по плодам их узнаете их
По плодам их узнаете их.
Иисус Христос сказал: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф.7:16).
Он говорил о лжепророках, приходящих к людям в овечьих одеждах, а по сути являющихся волками хищными. Поскольку лжепророки являются двуличными людьми, совершающими лицемерные действия (людьми, которые приходят к ближним в овечьих одеждах показной кротости и праведности, а на самом деле по своей сути представляют собой волков хищных), то Иисус Христос дает своим слушателям рецепт-указание для того, как распознать лжепророков. Он говорит о том, что «по плодам их узнаете их». Плод – это конечный результат какой-либо производимой работы. Плод – это то, в чем отражаются конкретные человеческие поступки.
Иисус Христос говорит о том, что лжепророки имеют очень характерный признак. Их слова расходятся с делом. И как бы не были красивы слова лжепророков, их поступки выдадут их грязные намерения и их греховную суть. Лжепророки ложно объявляют себя праведниками.
Лжепроповедники, о которых говорит Спаситель, предпочитают замаскироваться в личину праведности и добра, прийти к людям в овечьей одежде, потому что зло в своем открытом виде не популярно и мало кого прельщает. Замаскированное зло, как волк, надевший на себя овечью одежду ложной кротости и добродетели, своим извращенным толкованием истинного учения сеет в душах людей семена сомнения и невежества, чтобы собрать урожай греховных поступков.
Именно таких замаскированных лжепророков заповедал опасаться Спаситель. Не доверять их слащавым речам, не смотреть на их личину показной добродетели, а обращать внимание на плоды того, что они делают. И по плодам приносимого ими зла распознавать их. И как лжепророки, несмотря на их лицемерные добродетельные слова, не могут принести плода доброго, так и терновник не дает винограда, а репейник смоквы.
А еще:по глазам их узнаете их.
Собственных не зная прегрешений,
Ты неправ, другому говорим.
Жалости не зная и сомнений,
Что же мы не ведая творим.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 7:16
Свт. Иоанн Златоуст
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы
Потому он легко может быть и изобличен. Когда Господь говорит: немногие находят их, то опять отделяет этих немногих от тех, которые не обретают его, а только притворяются, внушая тем смотреть не на лицемеров, но на истинно шествующих по этому пути. Но для чего, скажешь, Спаситель не открыл таковых лицемеров, а нас самих заставил испытывать их? Для того, чтобы мы бодрствовали и всегда были на страже, охраняя себя не только от явных, но и скрытых врагов, на которых и Павел указывая, говорил, что красноречием обольщают сердца простодушных (Рим.16:18). Итак, не будем смущаться, когда и ныне много таковых увидим. Христос заранее ведь и это предрек.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Свт. Афанасий Великий
от плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы
Прп. Максим Исповедник
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы
Прекрасно блюсти ум не идущим на поводу у плоти и страстей. Ибо Господь говорит: Не собирают с репейника смоквы — то есть со страстей добродетель, или с терновника виноград — то есть с плоти радостное ведение.
Главы о богословии.
Прп. Никодим Святогорец
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы
Прав. Иоанн Кронштадтский
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы
Дневник. Том II. 1857-1858.
По плодам их, сказано, узнаете их. Если, молясь с верою Господу, или Владычице, или Ангелам, или святым, ощущаете во время и после молитвы мир сердца – то знак, что Господь или святые вас слышали и подали вам желаемое благо. По плодам их узнаете их. Мир сердца подтверждает и ту истину, что Господь есть на всяком месте, а святые по благодати Его в Духе Святом слышат наши молитвы.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Иероним Стридонский
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 16-17 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые
Толкование на Евангелие от Матфея.
См. также Толкование на Мф. 7:15
Евфимий Зигабен
от плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы
От плод их познаете их
Хотя, говорит, они кажутся скрытыми, однако легко изобличаются. Тот путь, по которому Я повелел идти Своим ученикам, трудный и неудобный, и лицемеры не могут идти по нему. Подобно тому, как хорошее дерево, т.е. дерево хорошего сорта, узнается не по цветам, а по плодам, так точно и их мы должны распознавать не по речам, а по делам. О них и апостол Павел сказал, что они ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16,18). Затем поставляет и соображение на основании примера, чтобы удобнее было распознавать их.
Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы
Еда, т.е. разве, неужели – вопросительно. Следовательно, Он говорит: разве собирают люди с терновника виноград? и т. д. Репейник есть также вид терновника.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы
Сравнить: Мф. 3:8. Господь дает и средство узнавать таких лицемерных лжеучителей и льстецов и отличить их от истинных учителей: это — их дела, не самое учение, которое для простых и неопытных трудно распознавать и опровергать, а их образ жизни, поведение (ср.: Мф. 24:24; Мф. 12:33); плод — символ дел человеческих, как растущее дерево — символ человека или жизни человека. О качестве дерева судят обыкновенно не по стволу его, не по листьям, не по цветам, а по плодам; цветы могут быть красивые и благоухающие, листва густая и нежная, но это — только украшение; по плоду судит человек о качестве дерева или растения: хорош плод — значит, дерево хорошо; худ плод — значит, дерево худо; и на худом дереве или растении не могут расти плоды хорошего дерева или растения, равно как и наоборот. На терновнике, например, не растет виноград или на репейнике — смоквы. Точно так же от лжеучителя нельзя ожидать истинно христианских высоких добродетелей, хотя бы дела его и имели внешний вид добродетели. И как дерево, не приносящее добрых плодов, идет на топку печей, так и эти лжеучителя подлежат адскому огню.
Толковое Евангелие.
Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 16-20 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их
В этих словах Иисус Христос дает средство узнать лжеучителей и отличить их от истинных учителей. Это – не посредством их учения, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать, а посредством дел или образа жизни, как они ведут себя. Плоды изображают человеческие дела, подобно тому, как растущее дерево изображает самого человека или жизнь и поведение его (чит. Лк. 13, 6-9). О качествах дерева судят обыкновенно по плодам, а не по листьям и цветам: цветы на дереве могут быть и красивые и благоухающие, и листья густые и нежные; но это только украшение. Хорош плод, значит, хорошо и дерево, худ плод, худо и дерево; и на хорошем дереве не растут плоды дурные, равно как и наоборот: Егда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы (собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы)? Так точно и от лжеучителя нельзя ожидать истинно христианских высоких добродетелей, особенно смирения, хотя бы и дела его и имели внешний вид добродетели. От плод их познаете их – по плодам, т. е. по делам, по жизни их, узнаете их, – поймете, отличите истинных от ложных. Всяко убо древо и проч., т. е. как дерево, не приносящее добрых плодов, срубается и идет на топку печей; так и эти лжеучители подлежат осуждению на мучение в адском огне. Это тот же приговор, который уже был высказан фарисеям Иоанном, Предтечею Христовым (Мф. 3, 10).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы
Большое недоумение, еще у древних толкователей, возбуждало здесь слово “плоды”, — что именно следует разуметь под ними? Иероним толковал это слово так: вы узнаете лжепророков по их учениям. Такого же мнения держались многие западные богословы, в том числе и новейшие. Изречение Христа было щитом — якорем инквизиции, которая преследовала сектантов за их учение. Но тут представлялось важное затруднение: некоторые сектанты, несмотря на свое еретичество, отличались большой чистотой жизни. Как это объяснить? Прибегали в таких случаях к жалкой уловке, что в сектантов в это время вселялся диавол и заставлял их вести хорошую жизнь. Но речь Христа здесь настолько проста и вразумительна, что нужно только посмотреть на дело прямо, чтобы понять ее значение. Люди разделяются на добрых и злых. Люди добрые приносят и плоды добрые. К этим плодам относится все, что есть доброго в людях, будет ли это учение, или добродетельная жизнь, или же вообще какая-либо полезная для людей деятельность. Добрых плодов духа так много, что их нельзя и перечесть, как и различные добрые плоды, которые растут на разных хороших деревьях. Что касается самых растений, которые взяты здесь для примера, то под άκανϋαι понимаются здесь вообще колючие растения, и преимущественно терновник, который растет во множестве в Палестине. Он по внешнему виду несколько походит на виноград и, может быть, поэтому сказано: собирают ли с терновника виноград? Под τρίβολος разумеется колючее растение, известное под названием чертополоха, или репейника. С этого растения, конечно, смоква никогда не собирается. Последнее, хотя и полезно в лекарственном отношении, однако всегда считается плевелом, вредным для хлебных растений.
Толковая Библия.
Троицкие листки
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Так и человек узнается не по словам, а по его делам, по его жизни и поведению: по плодам их узнаете их! Смотрите не на учение их, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать и опровергнуть; смотрите, как они ведут себя. Тот путь, по которому Я велел идти Своим ученикам, путь трудный и неудобный; лицемеры не могут идти по нему, для этого у них нет самого нужного – смирения. Собирают ли с терновника виноград (кисти сладкого винограда), или с репейника питательные смоквы?
Троицкие листки. №801-1050.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 2-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Господь предупреждает нас против лжепророков. Мы должны остерегаться их, чтобы не оказаться обманутыми. Пророки возвещают о будущем и о том, как мы должны жить сейчас, а лжепророки одновременно и лжеучители.
Остерегайтесь их, ибо они – волки в овечьей одежде. Они изображают из себя овец, показывают себя кроткими, смиренными, во всем хорошими. Их грехи и заблуждения покрыты позолотой святости и благочестия. Сатана хочет явиться ангелом света (2 Кор. 11, 13–14). Но это хуже лицемерия. Лицемер – козлище в овечьей шкуре, а лжепророк – волк в овечьей шкуре. Восстающие на истину – губители душ человеческих. Потому – «берегитесь лжепророков».
Мы знаем золотое правило, помогающее нам избежать этой опасности. Мы должны все испытывать (1 Сол. 5, 21). По плодам их узнаете их. Дерево узнается не по коре, не по листьям и не по ветвям, но – по плодам. Каково дерево, таков и плод. Не собирают винограда с терновника и с репейника – смоквы. По природе своей они не могут производить такие плоды. Злые порочные сердца подобны терновнику и репейнику, они исполнены греха, и в них уже сейчас входит адский огонь. Добрые дела – добрый плод подобный винограду и смокве, приятный для Бога и полезный для людей. Невозможно ждать доброго плода от нечестивого человека. Люди познаются не по отдельным поступкам, но по всей своей жизни.
«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». Эти же слова мы слышим и от Предтечи. Что такое бесплодные деревья? Это деревья, не приносящие доброго плода. Порою может быть и плод, но если это недобрый плод, – дерево считается бесплодным. Какова участь бесплодных деревьев? Их срубают и в огонь бросают. Бог поступит с этими нечестивцами, как люди поступают с иссохшими деревьями, которые напрасно занимают землю.
«По плодам их узнаете их». По плодам того, что представляют собой они, по их словам и поступкам, по всей их жизни. Если вы хотите понять, христиане ли эти люди или только по имени, посмотрите, как они живут. Их дела будут свидетельствовать за них или против них. Бог не мог послать тех, кто ведом нечистым духом. Бог полагает сокровища Свои в золотые сосуды, но не в наполненные грязью.
Вы узнаете их по плодам их учения. Мы знаем, каков плод проповеди у пророков. А это учение куда направлено? Прививает ли оно любовь к истине и благочестию? Если это учение от Бога – оно будет вести к смирению, к чистоте, к любви, ко всему, что Христово. Но если, напротив, дерзающие именовать себя учителями утверждают людей в гордости, в тщеславии, в нечистоте, во всякой неправедности, уводя их от узкого спасительного пути, мы можем заключить, что это «мудрость» – не есть сходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3, 15).
Вера и добрая совесть – неотделимы друг от друга. Потому «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное», в Царство благодати и славы, – говорит Христос. Недостаточно говорить: «Господи, Господи», исповедуя Христа Сыном Божиим вместе со всею Церковью. Это исповедание необходимо, но мы должны остерегаться оказаться среди «имеющих вид благочестия, а силы его отрекшихся». Надо, чтобы мы были послушны Христу, исполняя волю Отца, Сущего на Небесах. В том Его воля, чтобы мы веровали во Христа, каялись в грехах, старались жить по заповедям Его, и любили друг друга. Как часто слова и дела расходятся в жизни человеческой, но Христос пришел, чтобы соединить их в Своей заповеди, которая есть жизнь вечная.
Глава седьмая
Господь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением, тем более в том случае, когда кто-либо сам, имея тяжелые грехи, поносит других и осуждает тех, кто имеет гораздо меньшие грехи, за которые может судить только один Бог.
Тому, кто желает укорять других, должно быть безупречным, ибо если он, имея в своем глазу бревно, то есть большой брус, или грех, будет укорять другого, имеющего сучок, то сделает его несовестливым. Но Господь показывает, что тот, кто много грешит, не может хорошо видеть греха брата своего, ибо каким образом сможет увидеть прегрешение другого, легко уязвленного, тот, кто сам имеет бревно в глазу?
«Псы» – это неверные, а «свиньи» – это те, кто хотя и верует, но, тем не менее, ведет грязную жизнь. Итак, не должно говорить о тайнах веры пред неверными и произносить светлых и жемчужных слов богословия пред нечистыми, потому что свиньи попирают или пренебрегают тем, что им говорят, псы же, обратившись, терзают нас, что делают те, которые называются философами. Когда они услышат, что Бог был распят, они начинают терзать нас своими умствованиями, софизмами доказывая, что это невозможно.
Прежде Господь заповедал нам великое и трудное, здесь же показывает, как это может быть выполнено, а именно – при помощи непрерывной молитвы. Ибо сказал «просите», вместо «просите всегда», но не сказал «просите один раз». Затем подтверждает сказанное примером человеческим.
Здесь Господь учит нас, что должно и сильно просить полезного. «Ибо вы, – говорит, – видите, как ваши дети просят у вас полезного: хлеба и рыбы, и в том случае, когда они просят такового, даете им, так точно и вы ищите духовного, а не плотского».
Лукавыми называет людей, сравнивая их с Богом: природа наша, как создание Божие, добра, лукавыми же мы делаемся по собственной воле.
Показывает краткий путь к добродетели, ибо мы – люди и поэтому уже знаем должное. Если хочешь, чтобы тебе благодетельствовали, благотвори; если хочешь, чтобы тебя любили враги, люби и ты сам врагов. Ибо и закон Божий и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естественный.
Под узкими вратами разумеет испытания, как добровольные, например, пост и другие, так и недобровольные, например, узы, гонения. Как человек тучный или обремененный большою ношей не может войти узким местом, так и изнеженный или богатый: таковые идут широким путем. Показывая, что и теснота временна и широта переходима, Он называет их вратами и путем. Ибо кто терпит обиды, тот проходит некоторые ворота или злострадание, равно и изнеженный проходит сластолюбие, как некоторый путь. Но так как то и другое временно, то должно выбирать лучшее.
Слово «потому что» означает удивление. Господь дивится: какие врата! Почему же в другом месте Он говорит: «бремя Мое легко?» ( Мф.11:30 ) По причине будущих воздаяний.
Обычно еретики бывают хитры и лукавы; поэтому говорит: «берегитесь». Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри их – уда. Овечья одежда – это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, то есть по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются.
Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Лицемеры – это терновники и репейники: терновники потому, что они уязвляют тайно, а репейники потому, что они хитры и находчивы. Злое же дерево – это каждый, кого развращает праздная и распутная жизнь.
Пока оно худо – не может, если же переменится, то может. Обрати внимание, что Господь не сказал, что никогда не будет в состоянии, но что до тех пор не рождает добрых плодов, пока худо.
Это направлено против иудеев, ибо и Иоанн говорил им то же. Человека уподобляет дереву потому, что он может быть привит от бесплодного греха к добродетели.
Здесь словами «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!» показывает Себя Господом, так как Сам называет Себя Богом и научает нас, что если мы будем иметь веру без дел, то не получим от этого никакой пользы. «Исполняющий волю»; не сказал: «исполнивший один раз», но – «исполняющий» до самой смерти. И не сказал: «волю Мою», чтобы не соблазнить слушателей, но «волю Отца Моего», хотя, конечно, у отца и сына воля одна, если только сын не изменник.
В начале проповеди многие, будучи даже и недостойными, изгоняли бесов, так как демоны обращались в бегство именем Иисуса. Ибо благодать действует и чрез недостойных, подобно тому, как мы получаем освящение и чрез недостойных священников; и Иуда делал чудеса, и сыновья Скевы. Слова: «Я никогда не знал вас» сказаны вместо: «И тогда, когда вы делали чудеса, Я не любил вас». Под знанием здесь разумеется любовь.
Помимо Бога не может быть добродетели; поэтому Господь говорит: «уподоблю мужу благоразумному». Камень – это Христос, а дом – душа. Итак, кто устрояет душу свою в исполнении заповедей Христа, того не могут разрушить ни дождь – разумею дьявола, спадшего с неба, ни реки – вредные люди, число которых возрастает от этого дождя, ни ветры – духи злобы, ни какие бы то ни было искушения.
Не сказал: «уподоблю его», но «уподобится», то есть сам собой, неразумному тот, кто имеет веру, а дел не совершает. Итак, такой человек созидает на песке, из гнилого материала, поэтому и падает от искушений дьявола. Когда потерпит неудачу, то есть обрушится на него искушение, он падает падением великим. Из неверных никто не падает, ибо они всегда лежат на земле; верующий, этот падает. Поэтому падение и бывает великим, что падает христианин.
Удивлялись не начальники, ибо как могли удивляться завидующие Ему? – но незлобивая масса: удивлялись же не оборотам речи, но ее свободе, ибо Господь показывал Себя превыше пророков. Те говорили: «это говорит Господь», а Христос, как Бог, говорил: «Я говорю Вам».
По плодам их узнаете их
Совсем недавно пастор одной христианской общины попросил меня провести с верующими людьми беседу на эту тему, и я с радостью согласился. Так как речь в этой беседе пойдёт об очень интересных, на мой взгляд, вещах, то мне захотелось, друзья, показать и Вам свои размышления. Итак, начнём.
Как сообщает нам евангелист Лука (глава 3, текст 23), Иисус Христос начал своё общественное служение людям, когда ему исполнилось 30-ть лет.
Как вы думаете, друзья, о чём в первую очередь начинали говорить люди, уже пообщавшиеся с Иисусом, своим знакомым при встрече с ними? Я уверен, что они начинали говорить о Нём примерно так: «Ты не представляешь, что Он делает! Ему достаточно сказать слово или фразу и любой больной человек, чем бы он не был болен, исцеляется! Если у тебя есть какие-нибудь проблемы со здоровьем, обязательно пойди к Нему!» В Евангелие от Матфея читаем:
Матфея 4, 24-25 И прошёл о Нём слух по всей Сирии. И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Судя по свидетельствам евангелистов, большую часть своего времени Спаситель посвящал именно исцелению недугов людей, а когда эта работа была завершена, Иисус начинал рассказывать людям о Боге, называя Творца Миров Своим Единородным Отцом!
Однажды, когда собралось огромное множество людей, Иисус взошёл на гору и произнёс Свою наиболее известную проповедь, которую мы знаем с вами сегодня под названием «Нагорная».
Так вот в этой самой Нагорной Проповеди Иисус стал говорить о том, что каждому человеку, который оказывается рядом с нами, при внимательном анализе, мы можем дать довольно точную оценку – хороший это человек или плохой!
Евангелие от Луки 6, 43-45 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод! И нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника!
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое! Ибо от избытка сердца говорят уста!
Итак, друзья, мы видим, что Иисус сравнил человека с деревом, которое приносит те или иные плоды. О каких плодах, приносимых человеком, ведёт речь Иисус в данном случае?
Какой вывод в таком случае мы сделаем для себя? А вывод следующий – первое, на что мы должны обращать наше внимание при контакте с человеком – о чём он любит говорить! И на основании его слов мы, безусловно, можем сделать определённые предварительные выводы для себя – что это за человек – хороший или плохой!
Однако, Иисус предупреждает нас! – Иногда некоторым людям удаётся очень умело маскироваться! Некоторые умеют так красиво и правильно говорить, что создаётся впечатление, что какой-то конкретный человек – сама доброта и совершенство! Однако все мы не раз убеждались, что через определённое время может выясниться, что тот, от кого мы были в восторге, совсем не такой добрый, каким он казался в начале! И порой выясняется, что этот человек нагло лгал нам, преследуя какие-то свои корыстные цели! Давайте прочитаем слова Иисуса об этом:
Евангелие от Матфея 7, 15-17 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные! По плодам их узнаете их! Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые!
Вот мы видим, друзья, что в данном месте Иисус вновь сравнивает человека с деревом! Но если в Евангелие от Луки в 6-ой главе мы увидели, что под плодами, которые приносит человек, Он имел в виду – произносимые человеком слова; то в данном случае, речь уже идёт о поступках, а также о качествах характера человека! Если слова – это то, что может оказаться впоследствии ложью, то цепь поступков и систематическое проявление тех или иных качеств характера – это уже то, что позволяет нам абсолютно точно понять, какой человек перед нами – действительно хороший или действительно плохой! И хотя на Земле нет абсолютно добрых или абсолютно злых, тем не менее, каждый из нас делает о каком-то конкретном человеке соответствующие выводы, чтобы в будущем либо общаться с ним, либо по возможности избегать этого общения!
Многие из вас, друзья, хорошо знают, что Иисус был послан на Землю Богом для того, чтобы Он мог стать нашим Спасителем, взяв грехи всех людей на Себя!
Однако не все помнят одно интересное заявление Иисуса, записанное в 15-ой главе Евангелия от Иоанна! Адресовал его Спаситель Своим последователям. Вот оно:
Иоанна 15, 16 …..Я вас избрал…. чтобы вы шли и приносили плод….!
Вопрос: «О каком плоде в данном случае сказал Иисус?»
Имел ли Иисус в виду слова, которые мы будем произносить? А может Он имел в виду наши поступки и качества характера?
Да, можно не сомневаться, что имелись в виду и слова, и качества характера, и поступки!
Когда Иисус покидал Землю, Он сказал ученикам: «Итак, идите! Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам!» (Евангелие от Матфея 28, 19-20)
Апостол Павел увещевал на эту тему верующих в Ефесе: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим!» (Ефесянам 4, 29)
А где сказано, что Иисус ждёт от нас добрых дел? Читаем:
1-ое Послание апостола Иоанна 2, 6 Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать, как Он поступал!
Послание к Ефесянам 2, 10 Ибо мы – Его творение, созданы…. на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять!
А где говорится о том, что мы должны по замыслу Божьему освободиться от плохих качеств нашего характера и стать по характеру подобными Иисусу? Читаем:
Послание к Ефесянам 4, 30-32 И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас! Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас!
Вас не испугали, друзья, такие высокие требования, которые предъявляет к нам Бог?
Наверное, кого-то и испугали! И кто-то, возможно, скажет: «Легко сказать, стань лучше! Как я могу, скажем, перестать гневаться и раздражаться, если вокруг меня столько причин для гнева и раздражения?»
Как же в таком случае Иисус ожидает от нас добрых плодов? Как мы вообще можем их приносить?
Иисус сказал об этом так. Вот Его слова:
Евангелие от Иоанна 15, 4-5 Пребудьте во Мне, и Я в вас! Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на Лозе, так и вы, если не будете во Мне!
Я есть Лоза, а вы – ветви! Кто пребывает во Мне, а Я в нём, тот приносит много плода! Ибо без Меня не можете делать ничего!
Вот, друзья, оказывается, в чём секрет нашего преуспевания в добрых словах, поступках и в развитии добрых черт характера! – В постоянной связи с нашим Небесным Братом – Иисусом Христом!
Иисус всегда говорил только правду! И Он подчеркнул, что ни один грешный человек Земли не сможет совершить ни одного доброго дела, если Бог не пребудет в Его сердце!
Кто-то скажет: «Я знаю одного очень доброго человека, который не считает себя верующим!» Я тоже, друзья, знаю таких людей! Однако сами эти добрые люди совершенно не догадываются, что именно Господь Бог перед совершением каждого их доброго поступка вызывает в их сердце желание поступить именно так и не иначе!
Теперь возникает другой вопрос: «Если связь с Иисусом Христом так важна для нас, то как нам установить эту связь?» Лучше всего, на мой взгляд, ответ на этот вопрос сформулирован у пророка Иеремии. Так говорит Господь:
Иеремия 29, 13 И взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим!
Была ли, друзья, в вашей жизни хоть одна ситуация, когда вы понимали, что в этом положении помочь вам может только Бог?
Моя мама очень добрый человек, однако, она не считает себя религиозным человеком. Но однажды в её жизни был случай, когда она поняла – если Бог не придёт ей на помощь, последствия могут быть очень печальными! И она стала своими словами, подняв глаза к Небу, горячо просить: «Господи, помоги мне! Защити меня! Помилуй меня!»
И что вы думаете? Ситуация разрешилась так удивительно, что моя мама тут же сказала сама себе: «Это Бог пришёл мне на помощь! Для меня это совершенно очевидно!»
А сказал ли что-нибудь Иисус о ситуации, когда верующий в Бога человек начинает замечать, что в его жизни нет никаких добрых плодов? Да, и об этом Иисус тоже говорил. Вот Его слова:
Евангелие от Иоанна 15, 1-2 Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает. А всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода!
К сожалению, некоторых верующих людей совсем не пугает такая ситуация, когда в их жизни не появляется никаких добрых плодов, а вот плохие присутствуют! О том, что Бог очень долготерпеливо обращается с каждым «бесплодным» человеком, Иисус наглядно показал в притче о бесплодной смоковнице. Записана эта притча в Евангелие от Луки в 13-ой главе с 5-го по 9-ый тексты. И там однозначно сказано – если дерево не принесёт наконец долгожданных плодов, оно будет признано негодным и будет непременно срублено!
Добрые слова, добрые поступки и хорошие качества характера человека – это не цель, достигая которую, человек мог бы сказать Богу: «Посмотри на мои достижения, Господи, и на основании этого подари мне возможность жить в Твоём Царстве!» Как мы уже увидели выше – человек, который занимается самосовершенствованием без помощи Иисуса, никогда не сможет стать по-настоящему хорошим! А с Иисусом он непременно сможет достичь больших высот совершенства и, безусловно, станет пригодным для жизни с Богом в Вечности!
Иисус – вот та цель, которую нужно нам, друзья, достигать каждый день!
Ищите общения с Богом в молитве, исследуйте Слово Божье и поддерживайте связь с Творцом в течение дня, стараясь действовать только в рамках Его святого Закона!
Да, благословит вас, друзья, Господь! Аминь.