что значит победа для вас

Чем для Вас является праздник 9 мая, День Победы?

что значит победа для вас. Смотреть фото что значит победа для вас. Смотреть картинку что значит победа для вас. Картинка про что значит победа для вас. Фото что значит победа для вас

Чем для Вас является праздник 9 мая, День Победы?

· Наверное, для меня это взгляд в прошлое с другой стороны. Каким бы было наше будущее без этих жертв, без той доблести наших ветеранов.

· День, когда вся страна вспоминает героев.

· День радости и скорби.

· День Победы – незабываемый день для всех нас. Он является и грустным, и радостным, но надо крепиться и верить, что Родина для нас – это самое главное в жизни.

· Один из самых важных праздников. Мне кажется, что даже те, кто не был на войне, чувствуют радость того дня.

· День Победы – это великая дата, когда моя родина собрала всю силу в кулак и победила немцев. Грустно то, что много людей погибло.

· Память о погибшх людях, о своих родных, о крови, убийствах и жестокости, о боевом духе, с помощью которого мы победили. Я горжусь своими дедушкой и бабушкой, которые принимали участие в войне.

· Грусть и радость. Жалко тех, кто погиб за нас, радостно от того, что этот ад закончился.

· Для ветеранов и для всех остальных это больше, чем праздник: это день, когда мы победили, когда закончилась война.

· День, в который люди освободились от мучений, от горя.

· Если бы не те, кто отдали свои жизни за нас и за Родину, мы бы не родились. Великая Отечественная война – это самая ужасная война в истории России. Я хочу сказать «спасибо» людям, которые спасли Россию.

· День Победы – это праздник всех людей мира. Победа была одержана ценой многочисленных жизней, а все благодаря жажде свободы, любви к Родине. Не одержи они этой Победы, нас сейчас бы не было, мы бы все были рабами.

· Траур, память о героях, о горе, которое испытали матери, радость победы, благодарность защитникам Отечества.

· Для меня это восхищение, грусть и радость одновременно. Когда я вспоминаю, через что прошли эти люди, ветераны, мне становится грустно. Для меня это священный праздник.

· Великий день в истории страны.

· День окончания самой страшной войны.

· Для меня это самый великий праздник. Я выражаю благодарность всем погибшим и выжившим ветеранам.

· День воспоминаний о дедушке, который был контужен и умер в 2005 году.

· Праздник победы СССР над фашистской Германией, праздник ветеранов, выживших в жестоких боях за Родину.

· День уважения и памяти. День, когда мы вспоминаем о подвигах и жертвах и надеемся, что этот кошмар никогда не повторится.

· День, когда люди грустят, а надо бы веселиться, радоваться Победе. Люблю смотреть документальные фильмы о войне и дарить цветы.

· Это священный день. Какими огромными жертвами была достигнута эта победа. За нас отдали столько жизней, что праздник Победы нельзя не праздновать. Это день радости и скорби одновременно. Я от чистого сердца благодарю всех тех, кто защищал нашу Родину, кто позаботился о нас.

· День памяти о Победе.

· День памяти о погибших родственниках.

· День, когда мы вспоминаем родных и близких, которые не пожалели себя и отдали свои жизни, чтобы мы прожили ее правильно.

· День, когда нужно поздравлять и вспоминать ветеранов, всех тех, кто служил, кто старался ради будущего всей страны, благодаря кому мы сегодня живем спокойно.

· Это день, когда можно гордиться своей страной.

· Точно не знаю. Когда просыпаешься 9 мая, чувствуешь какое-то радостное, счастливое ощущение. Не потому, что выходной, а почему – я не могу описать. Это самый лучший праздник в году.

· День, когда я ощущаю единство и мощь моей страны.

· Великая радость за живых и великая скорбь о погибших.

· Для многих это очень грустный праздник, так как это память о тех, кого когда-то потеряли.

· Память о падших и гордость за победивших.

· День, когда мы вспоминаем ужасы войны, когда понимаешь, что нужно сделать так, чтобы они никогда больше не повторились.

· День, когда говорят «спасибо».

· 9 мая приходят ветераны, и и х можно поблагодарить за то, что они сделали для нас.

· Это день, когда твоя бабушка улыбается и плачет одновременно.

· Парад военной техники на Красной площади.

· День, когда закончились мучения и боль людей. Война – это страшно.

· Повод гордиться солдатами Великой Отечественной войны.

· День, когда мы говорим бабушкам, дедушкам, прабабушкаи и прадедушкам «спасибо» за жизнь.

· В это день главными людьми России являются ветераны, люди, которые сражались за Родину.

· День памяти. В этот день ветераны, вспоминая о тех годах, плачут, и, глядя на них, становится грустно, но часто это не слезы горя, а слезы радости, что война закончилась. День, который нельзя забывать.

· Это тысячи жизней, отданные за свободу, любовь, за нашу жизнь. День, в который мы должны об этом помнить и быть благодарными.

· Гордость за свою страну.

· День единства. Только благодаря сплоченности страна смогла одержать победу над врагом.

· День тех, кто переил то страшное время, кто воевал на фронте, отдавая без раздумия свои жизни за счастье последующих поколений. День памяти людей, воевавших в тылу, жертв концлагерей, всех павших в той войне.

· День свободы. День, когда надо говорить спасибо за то, что нам подалили будущее.

Источник

День Победы: что он для меня значит?

Известные люди и читатели «Фомы» о том, что для них значит День Победы

Приблизительное время чтения: 16 мин.

Сергеи ОСТРЕЙКО, менеджер ЗАО «Русская продовольственная компания, ИНК.

Моя семья во время войны, как и миллионы других, хлебнула горя, заедая его хлебом с опилками, лебедой и гнилым картофелем. Фронтовики (два деда и дядя), военное детство родителей на оккупированной территории — это часть и моей жизни, и поэтому День Победы я воспринимаю не только как исторический факт со словами гордости за тех людей, которые дошли до Берлина. Скорее, ближе другое: этот день избавил мою семью от того, что трамбует человека, как асфальтовый каток, вселяет страх за судьбу своих близких и приносит безысходность потерь. Звучит, наверное, прозаически, но ведь действительно смогли спать спокойно.

С другой стороны, мы о войне ежедневно не думаем, но всегда сталкиваемся с неидеальным сейчас. И День Победы для меня — это мерка для сравнения, немой укор, который, как прожектор, высвечивает то, чем были, и то, чем стали. Как это ни парадоксально звучит, мой отец в сердцах, иногда, сожалеет, что современные люди не пережили той войны. Возбуждаемый аттракционами, фильмами и заливаемый пивом псевдострах от стрелялок и взрывов никогда не сравнится с ощущением постоянного кошмара войны. В те годы общая беда объединяла людей, давая понять, что у всех одна судьба. Посмотрите, как единое понимание происходящего и единая ответственность того времени противоположны и далеки от нынешней раздробленности в стране, обществе, размытости в приоритетах и ценностях. Объясняется же все это чрезвычайно просто: люди, пережившие войну, более трепетно относились и относятся к людям, а не к деньгам.

Владимир ЗЕЛЬДИН, народный артист СССР, лауреат государственной премии СССР

Каждый раз, когда идет спектакль «Человек из Ламанчи», я говорю со сцены: «Человек не может убивать человека, если он человек!». Всякий раз, как я включаю телевизор, я убеждаюсь в этом. И в День Победы я думаю о том, ради чего мы понесли такие жертвы, почему мы победили, а живем хуже всех.

Конечно, этот день — день воспоминаний. Очень много чувств смешивается при его упоминании: и боль, и сожаление, и негодование, и, конечно, радость. Со слезами на глазах. Пафос празднования Дня Победы не оправдывает торжественные официальные речи. Многие люди, которые их произносят — уже не знают войны, а потому действенность этих слов должна быть видна каждый день в добрых поступках, постоянном деятельном участии и заботе о ветеранах, а не в помпезных мероприятиях.

Оглядываясь вокруг себя, я вспоминаю, как была права актриса Мария Владимировна Миронова, говорившая о том, что надо разделять понятия воли и свободы. В День Победы часто звучит, что мы сражались за свободу. Свободу как некую дисциплину, исполнение законов во имя блага. Но вокруг-то — воля, то есть что хочу, то и ворочу! Происходит много того, во что страшно поверить. Кажется, что мир сходит с ума.

А День Победы говорит для меня на том же языке, что и мой герой — Дон Кихот — о человечности, доброте и красоте, о главном в жизни человека — любви и милосердии. О совести, порядочности, чести. О любви к Отечеству и флагу. И если мы будем жить этим и вспоминать об этом так же часто, как смотрим рекламу пива, то мы не потеряем ни себя, ни свое Отечество.

Наталья ЯРЦЕВА, педагог театра кукол Дворца Творчества Юных, г. Санкт-Петербург

Наверное, услышав вопросы о войне, о нашей Победе, каждый второй ленинградец вспомнит блокаду. Я в те годы была ребенком, хорошо помню детский сад, куда ходила. Это вот такие отрывочные, чисто детские воспоминания: какой город был, как мы ходили за водой. Помню, как сидели в бомбоубежище, было очень темно, мы боялись, а с нами сидел один летчик, и у него был почему-то кусок самолетного оргстекла. И он поджег его. Стекло тлело и нам немножко светило. Сразу стало не так страшно.

Помню, как мы рисовали в детском саду. Я всегда рисовала такую гору с дверью — это землянка была. Часовой рядом стоял и флаг наш. И обязательно самолеты, наш и немецкий; причем, немецкий горит. Рисовали на полях газет, на каких-то обрывках бумаги.

Воспитатели вообще старались сделать так, чтобы мы не думали все время о войне. И мы не чувствовали войны, пока не выходили на улицу. На улице были разрушенные дома, трупы, воронки. А пока мы были в детском саду — мы забывали об этом. Мы рисовали, пели, танцевали. Как и наши внуки сейчас. Так странно — я не помню самих воспитателей: как их звали, молодые они были или старые. Но хорошо помню их любовь. Детские сады тогда часто называли «очагами». Это и был очаг — заботы, внимания. Странно говорить такое о блокаде, о войне, но нам — детям — было хорошо, потому что взрослые, окружающие нас, больше всего хотели именно этого — чтобы нам было хорошо, чтобы мы выросли не напуганными озлобленными детенышами, а нормальными детьми.

Еще из детских воспоминаний: в соседнем доме жила актриса Мариинского театра Софья Преображенская, она пела в храме. Мама водила нас в церковь, и я хорошо помню, как старалась услышать в хоре голос соседки. Знаете, улицы были тогда полупустыми, мы не привыкли видеть много людей сразу, а в церкви было полно народу — меня тогда это очень впечатляло. Наше поколение ведь воспитывали вне религии, нас не учили верить. Может быть, такое глубокое обожание, почти религиозное преклонение перед Сталиным стало возможным именно потому, что нормальную веру выкинули, вытеснили из нашей жизни, а совсем без нее обойтись люди не могли. Но, так или иначе, во время блокады храмы были полны. Все ли верующими были, кто ходил туда, я не знаю. Может, люди тянулись туда неосознанно? Для нас, детей, это было похоже на какую-то красивую сказку.

И еще одно воспоминание, самое-самое воспоминание моего детства. Многие мои ровесники говорят, что самым ярким для них воспоминанием был день Победы. А я вот очень хорошо помню день, когда сняли блокаду. До сих пор помню: мама нам читала «Мойдодыра», и вдруг — грохот, канонада, и небо осветилось разными огнями! Мама заплакала: «Что УК такое, неужели опять?!» Она взяла документы, и мы уже собрались в бомбоубежище. Выходим на улицу, а там люди обнимаются, целуются. Оказывается, это салют был! Сняли блокаду. И это мое самое яркое детское впечатление, на всю жизнь так и осталось. До сих пор этот день без слез не могу вспоминать.

Инна РОВИНСКАЯ, инженер-химик

Детская память избирательна — почему-то запоминаются всякие частности. Например, военные госпитали. В Омске было много госпиталей, и мы, школьники, ходили к раненым бойцам — пели песни, читали стихи, дарили кисеты для махорки. Кстати сказать, наибольшим спросом пользовались не шелковые и бархатные, а самые простенькие полотняные мешочки. Раненые хранили в них отнюдь не табак, а кусочки сахара, которые им выдавали в госпитале. Сахар они везли домой, когда получали отпуск перед отправкой на фронт.

Были и душераздирающие сцены. К примеру, у входа на рынок обычно сидела, опустив голову, нищенка, а трое ее детей, бегая между торговых рядов, попрошайничали. Все собранное они приносили матери, и та поровну делила между ними «добычу». И вот однажды несколько выздоравливающих раненых летчиков, гуляя по городу, забрели на рынок. Один из них, увидев нищенку, предложил: «Давайте дадим ей тридцатку, пусть купит детям молока». В те годы тридцатка была более чем щедрой милостыней. Нищенка подняла взгляд — и дико закричала. Летчик оказался ее мужем! Очевидно, спасаясь от немцев, в суматохе лишившись документов, ничего не зная о муже, без денег, без вещей эта женщина добралась с детьми до Омска — где оказалась никому не нужна. Разумеется, летчики немедленно забрали ее с детьми. Надеюсь, дальше там все сложилось хорошо.

. Война не просто пришлась на мое детство и отрочество, она стала неотъемлемой частью моей жизни, моей судьбы. И каждый раз, когда 9 мая объявляют минуту молчания, когда вспыхивает в московском небе салют, я вспоминаю те годы — тяжелые, мрачные. Но все равно это — мое детство.

Лилия ДЕМАКОВА, студентка 2 курса факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД России

Научиться беречь и ценить пережитое другими моим будущим детям помогут не только рассказы родных, но и мои любимые произведения о войне: повести «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева, «Альпийская баллада» Василя Быкова, «Живые и мертвые» Константина Симонова. Они стучатся к каждому.

Не так давно мы дома впервые прочли военные дневники моего дедушки, попавшего на фронт в 20 лет. Человек, которого все знали как очень строгого и даже сурового, открылся с совсем другой стороны: с какой любовью он писал о матери, о Родине, с каким трепетом делился впечатлениями о прочитанных книгах Шекспира, Байрона, Гете, как искренне радовался долгожданной победе!

Я часто думаю, какими были эти люди. У них так же, как у нас, были любимые, были дети, была работа, были свои цели и мечты. Но они потеряли все.

Не дай Бог нам страдать так, как они страдали. Мне кажется, что в День Победы все люди должны молиться о том, чтобы ужас войны больше никогда не повторился, чтобы такие страшные муки больше не обрушивались на наш народ.

Евгения СИМОНОВА, Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР

В 1973 году в фильме «В бой идут одни старики» я сыграла летчицу Машу. Она, как и все, тоже ждала Дня Победы. Но не дождалась. Конечно, я не доживаю за нее, но тоже жду этого дня.

С детства для меня тема Победы, 9 мая — это очень живые лица, образы, дни. Мы росли на воспоминаниях фронтовиков. Меня всегда поражало ощущение людей, что война — это какое-то недоразумение, не укладывающееся в сознании. Вера помогла им не потерять до конца какое-то поразительное чувство жизни, чувство собственного достоинства, способность любить, способность как-то надеяться на то, что все-таки жизнь продолжается.

Война — это ведь и наша с вами жизнь тоже. Война входит в нас и благодаря фильмам «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Баллада о солдате». Нужно ли, чтобы она жила в нас? Боюсь, это неизбежно, как неизбежно колючее эхо войны в далеком сибирском поселке из повести Распутина «Живи и помни». Только память об опустошающей абсурдности войны может нам помочь сохранить человеческий облик.

В День Победы я вспоминаю мою бабушку, которая была эвакуирована в Узбекистан. Она была человеком необычайной доброты, ее любили, уважали и по-узбекски называли «апа», что значит «мама». Ей доверяли ездить за хлебными карточками для всего поселка в Ташкент. Обратный путь — 18 километров — ей нередко приходилось идти пешком. Не всегда засветло, с грустными приключениями. Но так она помогала людям выживать.

День Победы для меня — это строки фронтовых писем моей маме, где за фразой «Так мы подготовились к войне» стоял лишь один факт — нацарапанные имена девушек на винтовках. Мальчишки ушли, так и не начав жить.

Неким символом победной силы и возрождения для меня выступает и восстановление фонтана-монумента «Самсон» в Петергофе. Приемный отец моего папы — Василий Львович Симонов — возглавлял группу архитекторов в Ленинградской Академии Художеств. Им была поручена кропотливая работа по восстановлению этой разрушенной скульптуры, являвшейся аллегорией победы русской армии над шведскими захватчиками под Полтавой. Вопреки традиции тайно устанавливать и торжественно открывать скульптуру, Самсона везли днем на открытой платформе от мастерских в Петродворец. Мой папа сидел у подножия статуи и улыбался стоящим по обе стороны улицы людям послевоенного Петербурга. Война закончилась. Еще одна. И я думаю, что для них Самсон в Петергофе стал аллегорией русской победы вообще.

Андрей САМСОНОВ, участник боевых действий на Северном Кавказе, г. Коломна

Когда началась война, он был подростком. Учился и тяжело работал на заводе, выполнял военные заказы. Время было очень трудное, все недоедали, а он не мог пройти мимо, если видел на улице голодного ребенка. Отдавал свой паек. И вот однажды с дедом во время работы случился голодный обморок. Очнулся от боли, посмотрел — рука попала под фрезу, хлещет кровь. Так и осталась метка на всю жизнь: верх пальца, стесанный до кости.

Потом дед работал на ремонтном поезде, но рвался на фронт добровольцем. Его завернули: «Армии вы нужнее на своем месте». Ведь у их бригады была очень важная работа — восстанавливать железные дороги, которые взрывали немцы. Когда начальник поезда узнал, что Самсонов хотел сбежать на войну, влепил трое суток гауптвахты.

7 мая 1945 года дедушке исполнилось 18 лет, а 9 мая кончилась война. Он не может спокойно рассказывать о Дне Победы: слезы на глазах. Говорит, эту радость невозможно передать словами. Кстати, в тот самый день, точнее ночь, с дедом произошло настоящее чудо. Его отправили за едой в соседнее село. Возвращался уже ночью и сам того не зная, прошел по минному полю. Уже на следующее утро на этом поле подорвался молодой связист, ему пришлось ампутировать ногу. Многие годы спустя дедушка пришел в храм, стал верующим. Думаю, этот удивительный случай сыграл здесь свою роль.

Я с детства восхищаюсь делом, очень мало в жизни встречал настолько честных, порядочных, чистых людей, как он. Когда за спиной такие люди, воевать легче.

Олег ПОГУДИН, певец, заслуженный артист России

Наш народ в 1917 году допустил кошмар самоистребления. Жуткого. Уничтожали лучших людей общества. И спасала в то идеологически запрессованное время конечно, не песня. Тогда, в одуряющую, отвратительную эпоху спасал и спасает Господь Бог. Каким именно образом — это другой разговор. Вот, потребовалась война, чтобы у народа голова хоть чуть-чуть встала на место.

И, конечно, если говорить с позиций человека верующего, то Великая Отечественная война — громадный искупительный акт. Потрясающие, фантастические подвиги жертвенности, самоотречения, любви, которые в эти годы продемонстрировали люди, вообще оправдали все существование советского периода в российской истории.

Отсюда, наверное, и героически светлое, как в фильмах про войну, восприятие войны самими воевавшими, моим дедушкой, которому недавно исполнилось 82 года. Он начал войну в 17 лет рядовым в боях под Одессой и Харьковом в жутких истребительных сражениях. Закончил — капитаном танковых войск на Зееловых высотах под Берлином в апреле 45-го. И в его глазах, и в глазах всего народа, и в искусстве эта война идеализирована, романтизирована не случайно.

Я очень четко это понимаю, когда исполняю концерты военной песни — она не случайно чистая. Чистая лирическая песня. Выходя с военными песнями на сцену, я стараюсь, чтобы люди не забывали, что любовь и правда все равно побеждают.

Игорь МЕЩАН, советник Епископа Нижегородского и Арзамасского

«В Бой идут одни старики», «Аты-баты, шли солдаты» да небольшие вкрапления ветеранов в праздной толпе на Поклонной горе и около Большого театра — вот и все то настоящее, оставшееся у меня от Дня Победы. Жуткое чувство от осознания, что ветеранов все меньше и меньше. И неприятный осадок с просмотром каждого нового фильма о войне — не хватает им настоящего. Ну не хватает!

Откуда у меня это ощущение? Думаю, это историческая память. Это память о дедушке, который ушел в 41 году на войну и погиб за освобождение Крыма в 44-ом. Такое личное чувство утраты, подкрепленное внутренней семейной памятью — бабушка моя после его смерти так и не вышла замуж. Я видел деда только на черно-белой, выцветшей фотографии, в буденовке, оставшейся еще с Финской войны 1939 года. В церкви я подаю за него записочку. На празднование Дня Победы я по традиции веду детей, чтобы они видели ветеранов, дарили им цветы и, в отличие от многих сегодня, не забывали, зачем туда пришли.

День победы в войне — это, ко всему прочему, символ перелома в самом человеке. Я убежден, что война происходит, прежде всего, в голове человека. Он жил-жил, работал на заводе, а потом раз — и четыре года убивает людей. Вот это главное о войне, чего нет во многих фильмах, книгах, подобно тому, как десятки лет не было истории Церкви в истории России, духовной ее составляющей. Мы привыкли к жесткому натурализму таких современных фильмов, как «Спасти рядового Райана», к надуманности в шаблонных балладах современных российских фильмов. Это почти как фильм с Умой Турман «Убить Билла-2» — это же расчлененка, физиология сплошная, текста нет. Это своеобразный апофеоз войны.

Вот этого я боюсь очень. Что память о войне станет апофеозом бездушных страшных картинок. А День Победы — пафосным, недосягаемым, а по сути, безликим.

Источник

Поколение 90-х. Что для нас означает Победа?

«Раз… раз… раз, два…, — считает звукооператор, — раз, два, три…» И сам же напевает: «…Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей… Раз, раз, два… Не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей… Раз, раз… раз, два…» Ударяют за дверью барабаны — военный оркестр, мальчики и девочки в казацкой форме, с преувеличенно торжественными лицами. Зачем они в этом тесном зале со своими барабанами? И зачем здесь я?

что значит победа для вас. Смотреть фото что значит победа для вас. Смотреть картинку что значит победа для вас. Картинка про что значит победа для вас. Фото что значит победа для вас

Я делаю печальное лицо и здороваюсь с входящими в зал преподавателями, прекрасно понимая, что всё это празднество для меня — пустой звук. Меня вряд ли смогут воодушевить высокопарные слова о Родине и Победе, и я не испытываю ни священного трепета, ни преклонения перед героями-ветеранами. Просто меня угораздило попасться под руку декану и стать одним из добровольцев, которые пойдут на концерт — вот и всё.

Многие из нас, родившихся в начале 90-х, ещё знают о Великой Отечественной «из первых рук». Мы — одно из последних поколений, которые сохранят память живого общения с людьми, прошедшими войну. Но, снисходительно выслушивая рассказы бабушек, мы, студенты-философы, изучаем войну как социальное явление — холодно, беспристрастно, как и положено исследователям.

Мы рассматриваем войну как неотъемлемый атрибут человечества и раскладываем по полочкам её социальные функции, механизмы возникновения, положительные и отрицательные аспекты. Мы философы, и значит, стремимся проникать в суть вещей там, где все они — и погибшие, и собравшиеся в этом зале, видят лишь поверхность. Мы философы, и мы изучаем «массы», «народ». В том числе тех, кто сложил головы за этот привычный набор штампов — героизм, патриотизм, чувство долга, великая Победа, освобождение…

Священная война? Всё правильно: кто захочет отдать жизнь за дело, которое он не считает священным? Ну, а мы, философы, изучаем этот процесс формирования нужных убеждений в общественном сознании и обсуждаем наиболее эффективные его стратегии. И уж конечно, мы смотрим на всё это снаружи, извне — и у нас не возникает желания присоединиться ни к тем, кто спешит сложить голову за «священное дело», ни к тем, кто кричит «долой войну». Ведь, по большому счёту, «всё этически нейтрально», не так ли?

Мне жаль, безмерно, невыносимо жаль людей, отдавших жизни за эти иллюзии, и ещё больше жаль выживших, у которых кроме этих иллюзий ничего не осталось, но… но я их изучаю.

«Только всё ещё плачут, всё плачут, всё плачут на рассвете тюльпаны, как живые сердца не пришедших из боя солдат», — тоненьким дрожащим голоском запевает на сцене девочка. Что она знает о войне? И вообще, можно ли «знать» войну? Или её, как и религиозный опыт, нельзя понять разумом, а можно только пережить?

«…Они плачут, как люди, они плачут по людям…» Эту песню пел Э. Хиль — я помню, бабушка говорила мне. Целую вечность назад, когда сегодняшние ветераны были молодыми.

Среди молодых студенческих мордашек начинают мелькать непривычные этому залу морщинистые лица и седые волосы ветеранов. Я вдруг осознаю, до чего им много, много лет. Что чувствуют они сейчас?

На сцену выходят студенты, говорят чужие, заученные слова о Победе и о нашей благодарности тем, кто за эту Победу сражался. И одну за другой поёт военные песни наш студенческий хор. «…Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи… Вот и сейчас надо мною она кружится…»

— А сейчас мы вручим денежные премии нашим ветеранам, — восклицает бодрая женщина с пышной причёской. — Скрипник Фёдор Иванович! (Аплодисменты…) Николаева Светлана Семёновна… (Аплодисменты…) Поплавский Дмитрий Борисович… Его сегодня нет… Иванов Алексей Петрович… Тоже не пришёл. Да, к сожалению, многие из наших ветеранов болеют…

«Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь…», — тихо звучит фонограмма. Мне почему-то становится страшно.

«Я не знаю, есть на нашей Земле что-либо важнее и ценнее жизни, но, наверное, есть, если вы воевали за это и отдавали свои жизни», — выходит на сцену очередной поздравляющий. Фарс, просто какой-то фарс: ничто не может быть дороже жизни — просто потому, что кроме жизни у нас ничего нет! Я оглядываюсь — почему на глазах стольких людей — не только ветеранов — слёзы?

«…Эх, дороги… Пыль да туман…» А я ведь помню эту книжечку — в синей бумажной обложке… Мы с бабушкой разучивали по ней все эти военные песни, когда мне было лет пять-шесть. Бабушка жива-здорова и войну застала лишь маленькой девочкой, но первые песни, которые она пела мне, почему-то были о войне. «…Холода, тревоги, да степной бурьян…» Что это? Я плачу? Почему? Я философ, я циник — я не могу плакать из-за… пустяков!

Опускается и снова поднимается занавес. На сцене — квартира. Под звуки вальса кружится молодая пара. Молодая, как семьдесят лет назад те, кто сидит сейчас в зале. Вдруг музыка прерывается.

— Внимание! Внимание! Говорит Москва. Сегодня в четыре часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…, — медленно, останавливаясь после каждого слова, говорит диктор.

«…Ночь коротка, спят облака…» Он уже в военной форме. Стоят молча, обнявшись. «…В этом зале пустом мы танцуем вдвоём, так скажите хоть слово…» Зачем вы показываете всё это? Что должны чувствовать сейчас те, для кого эта сцена — реальность? «…Так скажите хоть слово — сам не знаю, о чём…»

Почему тайком вытирает слёзы девушка, стоящая рядом со мной? Почему мне хочется спрятать от неё своё лицо? «…А я в Россию, домой хочу, я так давно не видел маму…» А я? Сколько уже дней я забываю позвонить домой?

«…Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…»

Объявляется минута молчания. За сценой тикают часы.

«…Помните! Через века, через года, — помните!» …Тук… тук… «О тех, кто уже не придет никогда, — помните!» Тук… тук… В зале выключают свет — да, правильно, так лучше! «…Люди! Покуда сердца стучатся, помните! Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните. » Голос звенит и прерывается от слёз. А ведь читающая эти стихи девушка не притворяется — понимаю я. «…О тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, ПОМНИТЕ!»

Вот и всё. «День Победы — порохом пропах …», — наяривает казацкий оркестр. С чувством непонятного мне внутреннего очищения я выхожу из зала. Я спешу: мне срочно, срочно нужно попасть домой, к родителям. «…Это праздник со слезами на глазах…», — вполголоса пою я вместе с оркестром, выбегаю из университета и жмурюсь от совсем уже летнего солнца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *