что значит подтвердить запрос выписки пфр
Заемщики смогут разрешить банкам проверять выписки из пенсионного фонда
Центробанк запускает механизм, который позволит банкам проверять данные лицевых счетов заемщиков в пенсионном фонде. Его тестировали с прошлого года, и сейчас банки постепенно подключаются к системе.
Теперь с разрешения заемщика банк сможет получить доступ к выписке с данными о месте работы, зарплате и отчислениях. Еще любой человек может сам запросить выписку и лично передать данные в любой банк.
Объясняем, как это сделать и зачем это нужно.
Как банки смогут получить доступ к данным заемщиков?
Схема такая. Заемщик регистрируется на госуслугах и получает простую цифровую подпись. Может быть, он сделал это давно или сделает специально, чтобы взять кредит.
На госуслугах заемщик должен найти услугу «Извещение о состоянии лицевого счёта» — это одна из госуслуг, которую может заказать любой человек даже через интернет. Запрос заверяют простой цифровой подписью — например с помощью смартфона. По новым правилам так можно. Услуга бесплатная.
Результат этой госуслуги — заверенный файл с выпиской. В нем есть данные, которые работодатель каждый месяц отправляет в пенсионный фонд.
Вот как можно передать эти данные банку.
Разрешить доступ к выписке с подтверждением через телефон. Так можно сделать, если банк подключен к системе электронного межведомственного взаимодействия. Тогда запрос делает банк, а клиент одобряет его. Тинькофф-банк уже подключается к этой системе: скоро возможность будет открыта для всех клиентов.
Отправить заверенный файл по электронной почте. Эту информацию уже сейчас можно переслать в любой банк и вообще куда угодно. Запрос делает не банк, а сам заемщик. В ответ приходит файл с данными из пенсионного фонда.
Зачем это банкам и заемщикам?
Банкам это нужно, чтобы быстрее проверять информацию о заемщиках и принимать решение по кредиту. Из выписки понятно, где работает человек, как долго он там оформлен и сколько официально получает. Такая выписка заменяет справку о доходах и содержит больше актуальной информации.
Заемщикам это нужно, чтобы не брать на работе лишних справок и упростить получение кредита. Если у человека нет кредитной истории, с помощью выписки из ПФ он сможет подтвердить свою надежность. Это удобно, если не хочется никого посвящать в свои планы насчет кредита.
Мы не можем утверждать, что это не повлияет на решения других банков. Но в скоринговой модели Тинькофф-банка отказ предоставить выписку сейчас не учитывается как негативный фактор.
А вот если клиент предоставляет выписку сам или по просьбе банка, это может положительно сказаться на его репутации как заемщика. Как минимум это надежный способ подтвердить стаж и доход.
В кредитной истории отказы и согласия предоставить выписку из ПФ не отражаются.
Банк может увидеть эти данные без моего ведома?
Нет, не может. Банк увидит выписку, только если вы сами ее предоставите или разрешите банку сделать запрос.
Но это не значит, что у банка нет других вариантов проверить место работы и доходы заемщика. Это быстро и удобно, но это не единственный способ проверить платежеспособность заемщика.
Я слышал, что справки 2- НДФЛ иногда подделывают и это сложно проверить. А выписку можно подделать?
Справки действительно иногда подделывают. Или работодатель сам завышает зарплату по просьбе сотрудника. Это серьезное нарушение.
Пока у большинства банков нет доступа к данным из налоговой и нельзя проверить, настоящая ли справка. Приходится проверять другими способами: на это уходит время. Если информации недостаточно или она сомнительная, банк страхует риски и повышает ставку.
Выписку подделать нельзя. Пенсионный фонд заверяет файл сертификатом. Тем более нельзя повлиять на результат выдачи, когда банк сам делает запрос.
Зарегистрируйтесь на сайте gosuslugi.ru и, когда понадобится, воспользуйтесь услугой «Извещение о состоянии лицевого счёта».
По просьбе банка подтвердите, что разрешаете доступ к данным из пенсионного фонда. Или сами закажите выписку и отправьте в банк через интернет. Если берете кредит в Тинькофф-банке — на pfr@tinkoff.ru.
Я не хочу ничего передавать. И боюсь, что кто-то получит доступ к личной информации. Как себя обезопасить?
Никто не получит доступ к данным из пенсионного фонда без вашего согласия. Если не хотите, не давайте доступ банкам и не пересылайте свою выписку по запросу. Это добровольно, и вас никто не заставит.
Я официально не работаю, но в будущем планирую брать ипотеку. Мне нужно что-то делать?
В пенсионном фонде есть данные только об официальной зарплате, с которой работодатель платит налоги и взносы. Если вы получаете часть зарплаты в конверте или вообще не оформлены, из выписки это станет понятно.
Если планируете брать ипотеку или кредит на большую сумму, проконтролируйте, какие данные работодатель отправляет в отчетах. Это легко проверить уже сейчас, если заказать такую выписку через госуслуги для себя. Сейчас кажется выгодным экономить на налогах, а через год не сможете взять ипотеку или придется переплачивать из-за высокой ставки.
Если с налогами не получается, формируйте хорошую кредитную историю. Она может пригодиться в любой момент.
Информирование зарегистрированных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
Обращаем внимание, что сумма дохода, не подлежащего передаче в случае удовлетворения Вашего заявления о досрочном переходе/сумма убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения Вашего заявления о досрочном переходе, может отличаться от суммы, указанной в настоящей выписке, так как указанная сумма не учитывает результаты инвестирования средств пенсионных накоплений в текущем году, а в случае подачи заявления о досрочном переходе в период с 1 января до 31 марта года подачи заявления не учитывает результаты инвестирования также за год, предшествующий году подачи заявления о досрочном переходе
Государственная услуга предоставляется зарегистрированным лицам, признаваемым таковыми в соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»*.
Зарегистрированное лицо может воспользоваться государственной услугой через своего законного или уполномоченного представителя.
При этом личное участие зарегистрированного лица в правоотношениях по получению государственной услуги не лишает его права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает зарегистрированное лицо права на личное участие в указанных правоотношениях.
Максимальное время ожидания в очереди при подаче гражданином заявления и при получении результата государственной услуги составляет 15 минут.
Предоставление территориальным органом ПФР государственной услуги осуществляется бесплатно.
Оснований для приостановления предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Что делать, если в ПФР не учтен весь трудовой стаж?
Обычному человеку очень трудно самому посчитать размер своей пенсии. Какую роль в назначении пенсии играет трудовой стаж? И что делать, если он «потерян»?
Перед тем как разобраться в хитросплетениях пенсионного законодательства, несколько слов о том, каким бывает стаж.
Какой стаж имеет значение для назначения пенсии?
В далекие 90-ые и начале 2000-х, выходя на пенсию, граждане подсчитывали свой общий трудовой стаж. Ведь от этого зависел размер назначаемой пенсии. Чем больше у человека общий трудовой стаж, тем более высокая будет у него оценка пенсионных прав и, соответственно, размер пенсии.
Но после 1 января 2002 г. в нашей стране случилась пенсионная реформа. В результате преобразований первостепенное значение стал иметь страховой стаж.
Страховой стаж — это период времени, в течение которого работодатель перечислял страховые взносы на индивидуальный счет работника. То есть после 1 января 2002 г. на размер пенсии влияет сумма, которую страхователь перечислил в ПФР.
Поэтому термин «общий трудовой стаж» после 1 января 2002 г. не используется. На размер пенсии не влияет количество отработанных лет.
Для некоторых категорий работников имеет значение так называемый специальный стаж. Благодаря ему, человек может досрочно уйти на пенсию. Это касается работников вредных производств, педагогов, врачей некоторых специальностей и т.п.
Как узнать свой трудовой стаж в ПФР?
Для назначения пенсии будущему пенсионеру необходимо иметь определенный трудовой стаж.
С 2028 года по общим правилам женщины смогут выйти на пенсию в возрасте 60 лет, а мужчины — в 65 лет. А до этого времени действует так называемый переходный период.
Например, в 2022 году могут выйти на пенсию женщины в возрасте 57,5 лет, а мужчины — 62,5 лет. Так, для выхода на пенсию в 2022 году необходимо иметь трудовой стаж — 13 лет, а в 2024 году — уже 15 лет.
Информацию о своем трудовом стаже можно получить:
Наиболее удобным способом является создание запроса на портале госуслуг. Для этого во вкладке «Услуги» нужно выбрать «Извещение о состоянии лицевого счета». Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) содержит информацию о трудовой деятельности человека и его пенсионных правах.
На первой странице ИЛС указан стаж, учитываемый для целей назначения пенсии.
Далее в п. 2.2 указывается общий стаж до 2002 года и приводятся периоды работы человека до 1 января 2002 года. И под общим трудовым стажем приводится таблица, где указывается период работы гражданина у каждого работодателя.
В стаж после 2002 года включаются только те периоды деятельности гражданина, за которые работодатель перечислял страховые взносы. Если страховых взносов не было, то не будет засчитан и стаж.
Таким образом, в выписке ИЛС трудовая деятельность разбивается на следующие периоды:
Что делать будущему пенсионеру, если в ПФР «потерян» его трудовой стаж?
Заказав выписку, гражданин может увидеть, что какой-то период работы не отражен в ИЛС. Недостоверная информация может появиться по двум причинам.
Например, в 2019 году на сайтах разных региональных отделений ПФР возникали сообщения о проблемах с отражением стажа для расчета пенсии. У некоторых граждан исчез стаж работы за 2017-2018 гг. Сотрудники ПФР объясняли это техническим сбоем и обещали, что данные будут восстановлены.
Некоторые компании передают недостоверные данные в ПФР. Кроме того, работодатель может не в полном объеме перечислять взносы за работника в ПФР.
Особого внимания заслуживают и сведения о трудовом стаже, которые были до периода регистрации в системе обязательного страхования. Тогда, в течение ряда лет, с 2002-2005 гг. всеми территориальными отделениями ПФР проводилась компания по сбору информации о трудовом стаже работников по состоянию на 31.12.2001 г.
Но, как заявляют сотрудники ПФР, есть застрахованные лица, которые не представили данную информацию. А, значит, на ИЛС сведений о стаже работы, нет.
Если в такой ситуации оказался будущий пенсионер, то ему нужно обратиться в территориальное отделение ПФР и документально подтвердить «потерянные» периоды работы. Ведь до момента получения СНИЛС, сведения о трудовой деятельности подсчитывались на основании трудовой книжки.
В качестве подтверждающих документов могут быть:
Как показывает практика, если запись в трудовой книжке сделана с ошибками, сотрудники ПФР не засчитают их в страховой стаж. Тогда будущий пенсионер должен принести иные доказательства своей трудовой деятельности либо исправить запись в трудовой книжке у бывшего работодателя.
Подводим итоги
Для того чтобы не «потерять» свой стаж, будущие пенсионеры должны заказывать выписку из ИЛС. В случае недостоверных сведений — направить обращение через приемную на сайте ПФР. По регламенту ПФР должен направить ответ в течение 10 рабочих дней.
Как получить выписку о состоянии пенсионного индивидуального лицевого счета?
В ОПФР по Томской области стали поступать обращения от граждан с просьбой разъяснить, каким образом можно получить сведения о состоянии индивидуального лицевого счета. Напоминаем, что есть несколько способов предоставления данной государственной услуги ПФР.
Во-первых, с помощью Личного кабинета гражданина на сайте ПФР:
В личном кабинете гражданина можно узнать о количестве пенсионных баллов и длительности страхового стажа, учтенных на лицевом счете, получить подробную информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов и уровне заработной платы.
Также сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о взносах в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. Также в рамках сервиса можно воспользоваться персонализированной версией пенсионного калькулятора и узнать, что влияет на формирование пенсионных прав и размер будущей страховой пенсии.
Доступ к сервису имеют все пользователи, зарегистрированные на сайте www.gosuslugi.ru и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и имеющие подтверждённую учётную запись.
Во-вторых, через Клиентскую службу ПФР:
Прийти с паспортом и СНИЛС (представляется по желанию заявителя) в территориальный орган ПФР и написать заявление. В этом случае Вы получите справку (выписку) о состоянии индивидуального лицевого счета в день обращения.
В-третьих, через портал www.gosuslugi.ru:
Для этого необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. После получения кода доступа к «Личному кабинету» на портале в разделе «Услуги» необходимо выбрать раздел «Пенсионный фонд Российской Федерации», далее выбрать «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР». В этом подразделе Вы сможете получить информацию о состоянии пенсионного счета в режиме онлайн.
В-четвертых, по почте:
Если вы хотите получить извещение (справку) о состоянии индивидуального лицевого счета заказным письмом, то вам необходимо направить по почте соответствующее заявление и документ, удостоверяющий личность (например, паспорт), заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд подготовит извещение (справку) и направит его по адресу, указанному в заявлении, заказным почтовым отправлением в течение 10 дней с момента обращения. Если Вы хотите забрать извещение самостоятельно, то вам также необходимо написать заявление об этом, и через 10 дней, но уже лично, вы сможете получить выписку из индивидуального лицевого счета.
Как получить справку из ПФР
До 2013 года Пенсионный фонд раз в год отправлял застрахованным лицам извещение о состоянии индивидуального лицевого счета — ИЛС — почтовым отправлением. Эту необходимость отменили, но право контролировать пенсионные накопления осталось.
По требованию клиента орган выдает расширенную выписку, где содержатся все сведения об ИЛС. Документ нужен, чтобы отследить перечисление взносов работодателем, проверить корректность страховых периодов, подтвердить доход для ипотечного кредита. И это лишь малая часть случаев, когда требуется такая справка.
Выписка доступна гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства, официально работающим в РФ, которым открыт ИЛС и присвоен СНИЛС. Она составляется по форме и выдается бесплатно.
Какие данные содержит выписка из ПФР
В справках отражаются следующие сведения:
Если выписка содержит неточные сведения, важно обратиться в филиал ПФР с подтверждающими документами для исправления.
Получить справку о состоянии индивидуального лицевого счета можно следующими способами:
Получение выписки через портал госуслуг
У вас должна быть учетная запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru. Недостаточно просто зарегистрироваться дистанционно, данные надо подтвердить с помощью электронной подписи, через банк или обратиться в центр обслуживания. Только после появится возможность заказать справку.
Выписку можно посмотреть на этой же странице, скачать, распечатать или отправить на email.
Аналогичную процедуру можно пройти со смартфона, установив приложения «Госуслуги» или «ПФР. Электронные сервисы». Доступны в GooglePlay и AppStore.
В приложении «Госуслуги» понадобится:
Когда справка будет готова, поступит уведомление.
Сроки получения и иные способы
В выписка формируется в режиме реального времени, за 2–5 минут.
Клиентская служба ПФР
Почта России
Потребуется выслать в ПФР нотариально заверенные заявление, копию паспорта. Пенсионный фонд отправит документ в течение 10 дней заказным письмом.
Банки
Кредитные организации, заключившие соглашение с ПФР, имеют право информировать своих клиентов о состоянии ИЛС. Справку можно заказать онлайн в личном кабинете, через терминалы или в ближайшем офисе. Список уполномоченных финучреждений размещен на сайте Пенсионного фонда России.
Возможности получить выписку из ПФР постоянно расширяются. Государственные органы сделали услугу доступной для всех застрахованных граждан — и тех, кто хорошо владеет компьютером, и тех, кто предпочитает получать документы на руки.