что значит подъять грехи многих
Апостола Павла послание к евреям 9:27
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
И как человекам положено однажды умереть, а потом суд
Евфимий Зигабен
Ст 27-28 И якоже лежит человеком единою умрети, потом же суд. Тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится, ждущим его во спасение
Потому-то, говорит Апостол, Он и умер однажды, что человеки однажды умирают. Так как и Сам Он совершеннейшим образом вочеловечился, то «единою принесеся», т. е. соделался жертвою, «воеже вознести грехи многих». Слово «многих» употреблено в знак того, что не все уверовали в Него, хотя с Своей стороны Он умер за всех. Вознес же грехи к Отцу рапоминанием о них пред Отцем, чтобы получить к ним снисхождение Его. Ибо и священники, совершая приношения, возносят грехи, за которые совершаются эти приношения; ведь они при этом говорят: ведением, или неведением они согрешили, прости им, Владыко. Итак возношением грехов называется напоминание о них священниками пред Богом и прошение об отпущении их согрешившим. «Второе же явится ждущим Его во спасение» – значит: по втором Его пришествии; ибо тогда Он явится «без греха», т. е. уже не за тем, чтобы вознести грехи, потому что тогда уже время не умилостивления, а суда и воздаяния. Или же словом «грех» он называет собственно жертву за грехи, подобно тому, как и выражение: «грехи людей Моих снедят» ( Ос. 4:8 ) ; т. е. жертвы, которыя приносились за грехи. Значит, Он явится уже не с жертвою, разумею плоть для совершения жертвы. Далее Апостол говорит о том, сколь менее сильны были ежегодныя жертвы (ветхозав.) в сравнении с единою жертвою Христа.
Лопухин А.П.
И как человекам положено однажды умереть, а потом суд
Прп. Ефрем Сирин
Ст. 27-28 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение
Глава IX
Преобразовательное значение устройства скинии и ветхозаветного Богослужения (1–10). Исполнение прообразов в первосвященническом служении Иисуса Христа (11–15). Необходимость смерти жертв в Ветхом Завете (16–22). Раз и навсегда принесенная Христом Жертва за всех людей (24–28).
В IX-й главе апостол продолжает (к Евр.8:5 ) показывать, как ветхозаветное святилище с его священными принадлежностями и служением бледнеет пред многомилостивым и величественным служением Новозаветного Первосвященника и Его Святилища. При этом он мудро обращает свой взор к скинии и Богослужебным установлениям более давнего времени, как потому, что многих подробностей скинии и Богослужения уже не было в современном иерусалимском храме, так и потому, что таким указанием на старобогослужебную обстановку сильнее всего можно было заинтересовать евреев ввиду беспредельного уважения их ко всему, идущему от времен Моисея.
Постановление о Богослужении и святилище земное – в противоположность «нерукотворно му неб есному» святилищу Христову ( Евр.9 и Евр.9:24 ).
Описав устройство и обстановку скинии, апостол останавливает внимание читателей на недоступности главной части ее для обыкновенных смертных, кроме первосвященника, тоже имевшего доступ в эту часть при известных лишь условиях (однажды в год, с кровью за грехи свои и народа). Эта особенность скинии имела, по мысли апостола, глубокое символическое значение, указывая на недоступность для людей пути к истинному небесному святилищу и недостаточность Ветхозаветных установлений (скинии и Богослужения) для открытия пути в это святилище. Правильность такого толкования апостол оправдывает ( Евр.9:8 ) ссылкою на то, что оно имеет своим вдохновителем Того же Духа Святого, Который изрек все откровение (ср. Евр.3:7 ).
Связь этого трудного для понимания места с предшествующим и смысл его довольно хорошо уловлены Златоустом, который говорит: «так как, вероятно, были многие малодушные, которые потому особенно, что Христос умер, не верили обетованиям Его, то Павел, желая решительно опровергнуть такое мнение, представляет пример, заимствованный из общего обычая. Какой же это обычай? Потому самому, говорит он, и надобно быть уверенным. Почему? Потому что завещания бывают действительны и получают силу не при жизни завещателей, но после их смерти. Поэтому он и начинает так речь: «Ново му Завет у», говорит, »Ходатай» есть… Но, скажут, там никто не умирал: каким же образом был утвержден тот завет? Точно таким же. Как? И там кровь, равно как и здесь кровь. Не удивляйся, что там не Христова кровь; там ведь был прообраз; потому и говорит: «темже ни первый без крове обновлен есть…» Тем же т. е. поэтому, говорит, нужен был прообраз как завета, так и смерти» (Злат. бес. XVI на посл, к Евр).
Описывается подробнее то, как именно утвержден был Кровью Ветхий Завет. Св. Златоуст сопровождает это описание следующими толкованиями: «Почему окропляется книга завета и народ? Потому, что та кровь и все прочее было прообразом честнейшей крови, которая была прообразована издревле. Почему с иссопом? Потому, что он, как вещество плотное и мягкое, сдерживал кровь. Для чего вода? Она была употреблена в знак очищения водою. А для чего волна (шерсть)? И она была употреблена для того, чтобы удерживать кровь». Апостол показывает, что здесь вместе были и кровь и вода, потому что крещение есть образ страдания Христова.
«Видишь ли, сколько противоположений? Многократно – однажды, с кровью чужою – со Своею. Великое различие! Христос Сам – и жертва, и священник» (Злат.).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Беседа 17
1. Иудеи много превозносились храмом и скинией; потому и говорили: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» ( Иер.7:4 ). Нигде на земле не было построено подобного храма ни по драгоценности, ни по краcoтe, ни по чему иному, потому что Бог, заповедав построить его, повелел сделать это с большим великолепием, да и сами (иудеи) были склонны и привязаны более к телесному. У него в стенах были позолоченные камни, о чем желающий может узнать из второй книги Царств и из книги Иезекииля, равно и о том, сколько талантов золота было на него издержано. Построение второго (храма) было ещё блистательнее по красоте и по всему прочему. И не поэтому только он был драгоценен, но и потому, что был один. Красота его привлекала всех, потому что туда приходили с концов земли, из Вавилонии и Эфиопии. Это выражает Лука в Деяниях, когда говорит: «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима. » ( Деян. 2:5, 9–10 ).
3. Действительно, скажи мне, для чего нужно было много жертв, если бы достаточно было одной? Множество жертв и то, что они приносились непрестанно, показывает, что они никогда не очищали (приносивших). Как лекарство, когда оно сильно, полезно для здоровья и способно уничтожить всякую болезнь, совершает всё, будучи приложено однажды; то самое, что оно совершает всё, будучи приложено однажды и уже больше не прикладываясь, показывает его силу, и то, что оно больше не прикладывается, есть следствие его действия; если же оно прикладывается непрестанно, то это явный знак, что оно не имеет никакой силы, – потому что достоинство лекарства в том и состоит, чтобы прикладываться однажды, а не часто, – так точно и здесь.
Потому, что они навлекают на себя суд, осуждение, наказание и мучение. Не удивляйся этому: как пища, сама по себе питательная, когда попадает в расстроенный желудок, производит вред и расстройство во всём (теле), и делается причиною болезни, так бывает и с страшными тайнами. Ты сподобляешься трапезы духовной, трапезы царской, и потом опять оскверняешь уста нечистотою? Ты намащаешься миром, и потом опять наполняешься зловонием? Скажи мне, увещеваю: приступая к причащению через год, неужели ты думаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за всё время? А потом, по прошествии недели, опять предаёшься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же таким образом извращается естественный порядок, то тем более нравственный. Например: мы от природы одарены зрением и имеем от природы здоровые глаза; но часто по болезни наше зрение повреждается. Если же естественные свойства извращаются, то не гораздо ли более нравственные? Сорок дней ты употребляешь на восстановление здоровья души, а быть может даже не сорок, – и думаешь умилостивить Бога?
5. Впрочем, чтобы ты не мог представить и этого предлога, для того священник, как бы какой глашатай, подняв руку вверх, став на возвышении, будучи видимым для всех, при страшной тишине, громким голосом произносит грозное воззвание, которым одних призывает, а других отлучает, делая это не рукою, а словом, гораздо действительнейшим руки. Это воззвание, достигая нашего слуха, как бы рукою, одних отталкивает и отвергает, а других привлекает и представляет.
Скажи мне, прошу тебя, на олимпийских играх не выходит ли глашатай, взывая громким и сильным голосом: не может ли кто обвинить в чем-нибудь этого человека, не раб ли он, не вор ли, не безнравственный ли? – хотя те подвиги не душевные и не нравственные, а требующие телесной силы? Если же там, где совершаются подвиги телесные, тщательно исследуется нравственность, то тем более это нужно здесь, где весь подвиг принадлежит душе. Так, и перед нами теперь стоит глашатай, не головы каждого касающийся и влекущий, но касающейся вдруг внутренней головы всех; не вызывает он посторонних обвинителей, но всех против самих себя; не говорит: не может ли кто обвинить этого человека, а что? – не обвиняет ли кто себя самого? Когда он говорит: «святая святым», то говорит: кто не свят, тот не приступай. Не просто говорит: чистый от грехов, но: святой; а святым делает не одно только отпущение грехов, но и наитие Духа и обилие дел благих. Не того только хочу, говорит, чтобы вы омылись от нечистоты, но чтобы были белыми и прекрасными.
Если вавилонский царь из пленных юношей избрал видных и красивых ( Дан.1:4 ), то тем более нам, предстоящим царской трапезе, должно быть прекрасными в душе, иметь золотое украшение, чистую одежду, царскую обувь, благообразное лице души, облекши её в это золотое украшение и опоясав истиною. Такой пусть приступает и прикасается к царским сосудам. А если кто, будучи одет в рубище, загрязнён и запылён, захочет приступить к царской трапезе, то известно, чему он подвергнется, и сорока дней ему недостаточно будет для омовения грехов, совершенных во всё (прошедшее) время. Если недостаточно для этого геенны, хотя она вечна, – а для этого она и вечна, – то тем более такого краткого времени. Ведь мы оказываем не сильное, а слабое покаяние. Предстоять царю следует преимущественно евнухам; под евнухами я разумею людей с светлою душой, не имеющих никакой нечистоты и никакого порока, возвышенных умом, имеющих око души кроткое и зоркое, строгое и бодрое, а не сонливое и дремлющее, исполненное совершенной свободы, чуждое безстыдства и наглости, бдительное, здравое, не очень прискорбное и печальное, но и не рассеянное и безпечное. В нашей власти усовершить таким образом свое око и сделать его зорким и прекрасным. Когда мы не будем устремлять его на дым и прах, – таковы все блага человеческие, – но на тонкие струи, на легкое веяние ветра, на предметы возвышенные, великие и исполненные совершенного спокойствия, чистоты и радости, то скоро приобретём такое (око) и укрепим его таким приятным созерцанием.
Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Евр. 9:28
Прп. Ефрем Сирин
так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение
Блж. Феофилакт Болгарский
Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву
Хотя Он и Первосвященник, но Он же и приношение, и жертва.
Чтобы подъять грехи многих
Во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение
Он умер, говорит, подъяв грехи наши и принесши их Отцу, чтобы изгладить их, ради чего Он и умер. Ибо Тому, Кто не знал греха, Отец вменил грех, так как Он, Христос, усвоил Себе наше естество. Во второй раз явится, не нося на Себе уже более грехов и не имея нужды ради них во второй смерти, но как Судия для ожидающих Его во спасение, то есть верующим в Него и ожидающим пришествия Его: очевидно, и живущим достойно спасения. Конечно, Он придет не только для спасения, но и для наказания неверующих и грешников, но апостол сказал только радостное.
Евфимий Зигабен
Тако и Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится, ждущим его во спасение
Лопухин А.П.
так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
О почитании Святого Креста
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Церкви на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (Тропарь).
Христиане всех времен всегда почитали Св. Крест Христов по следующим причинам:
1) Так как Христос есть жертва за грехи мира, а жертва не мыслима без жертвенника, то крест есть жертвенник. А все жертвенники во всем мире всегда считались святынею; поэтому и крест есть святыня.
2) Крест есть орудие божественного прославления Спасителя ( Лук. 24, 26 ; Филипп. 2, 5–11) и орудие победы Господа Иисуса Христа над диаволом ( Иоан. 12, 31–33 ; 1Кор. 15, 53 ; Колос. 2, 14–15 ).
3) Крест – орудие спасения нашего ( Галат. 3, 13 ; Кол. 1, 20 ) и слава наша.
4) Крест – видимое знамя христианина, поднятое ради истины.
Разсмотрим, каким образом Христос является всемирною жертвою за грехи мира, а Крест Его – жертвенником.
Св. Апостол Павел называет Христа жертвою: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его, во спасение» ( Евр. 9, 27–28 ). Или: «Как закон, ослабленный плотию, был безсилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» ( Римл. 8, 8–4 ). Жертву Свою Господь принес на кресте. Следовательно, Крест и есть христианский жертвенник.
Для уяснения, что Крест Христов мы справедливо называем жертвенником, прочтем 22-ю главу книги Бытия, где повествуется о жертвоприношении Авраамом. Это, а не другое место Св. Писания избираем мы потому, что принесение Исаака в жертву прообразовало жертву Голгофскую. Как на горе Мориа отец приносит в жертву единственного сына своего, так и на горе Голгофе Бог Отец приносит в жертву Единородного Сына Своего.
В слове Божием, как мы видели уже выше, ясно различаются два предмета при всяком жертвоприношении: жертва – закалываемое животное и притом лучшее из животных своего рода, и жертвенник – предмет неодушевленный, рукотворенный. Например: в книге Бытия 8, 20 (о Ное), Исх. 40, 10 и мн. друг.
До пришествия на землю Сына Божия, те жертвенники, по которым лилась кровь тельцов, овец и других жертвенных животных, как прообразы жертвенника всемирной жертвы, были в глубоком и благоговейном почитании у еврейского народа: они считались предметами святыми. «Жертвенник, говорит Бог Моисею, будет святыня великая, все, прикасающееся к нему (жертвеннику), освятится» ( Исх. 30, 28–29 ). В Новом Завете пред нами жертвенник всемирной жертвы – Крест Господень: по нем текла кровь не тельцов, агнцев или иных животных, но пречистая кровь Сына Божия. Это сравнение жертвенников ветхозаветных с новозаветным внушает нам необходимость почитать Святый Крест Господень. Ведь если жертвенники, облитые кровью жертвенных животных, были почитаемы в Ветхозаветной Церкви за великую святыню, то тем более в Христианской Церкви свят и достопоклоняем крест – жертвенник, обагренный святейшею кровью Спасителя. Если прикасавшиеся к ветхозаветному жертвеннику освящались, то тем более освящаются христиане благоговейно прикасающиеся ко св. Кресту и с любовию лобызающие его.
Затем Крест Господень есть орудие божественного прославления его, как уверяет нас в этом Сам Господь в св. Евангелии ( Лук. 24, 26 ; Иоан. 12, 23 ). В 24-ой гл. от Луки разсказывается о том, как Спаситель после Своего воскресения из мертвых обратился к шедшим в Еммаус ученикам Своим со словами: «не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (ст. 26). – При торжественном входе Своем в Иерусалим за несколько дней до страданий Своих на кресте Спаситель сказал: «пришел час прославиться Сыну Человеческому» ( Иоан. 12, 23 ). «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет» ( Иоан. 12, 32–33 ). Христос Свое шествие на Крест, принесение Себя в жертву за грехи мира считает за славу, за честь и за неизбежное условие к привлечению в Свое вечное царство всего мира. Отсюда ясно, что Крест есть лествица к славе для Господа Иисуса и знамя победы над диаволом, адом и смертию. Что Бог Отец Небесный возвеличил Сына Своего на кресте, об этом свидетельствует апостол Павел, говоря Филипписеям, что Спаситель смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ( Филип. 2, 6–9 ). Выражение: посему Бог превознес Иисуса Христа после слов: смерти крестной, показывает что крест был высочайшею ступению неизмеримого Божеского прославления Господа.
Будучи орудием прославления Спасителя крест является орудием победы над диаволом ( Кол. 2, 15 ; Ефес. 4, 8 ; Псал. 67, 19 ). В Св. Писании читаем: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он воспринял также оныя, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти, чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр. 2, 14–15 ). Таким образом, смертью на кресте Спаситель избавил нас от власти диавола. А орудие победы над врагами народа Божия святится, почитается и сохраняется во святом месте. Так меч, которым поразил Давид Голиафа и тем избавил евреев от пленения, хранися в скинии – доме Божием ( 1Цар. 21, 9 ), как святыня – знак милости Божией к народу, Крест Господень должен тем более считаться великою святынею для благочестивого христианина. Если город Иерусалим, в котором был распят Иисус Христос, свят (Мат. 27, 53), если свята гора, на которой некогда стояли пречистыя ноги Спасителя ( 2Петра 1, 18 ), то тем более свят крест, на котором Спаситель находился всем Своим пречистым телом.
Далее. Мы спасены кровию Христа на кресте. Он примирил нас с Богом именно посредством креста, убив вражду на нем ( Ефес. 2, 16 ). Значит, крест в деле нашего спасения имел великую силу, как орудие нашего спасения. Поэтому надо почитать Крест с любовию. Он – слава наша. Апостолу Петру Христос предлагает крестное страдание, как честь, дважды говоря ему: Иди за Мною во время обеда при Тивериаденском море ( Иоан. 21, 18–19 ). Св. Ап. Павел говорит Коринфянам: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1, 23–24 ). – Слово Божие о кресте для погибающих юродство (безумие) есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор. 1, 18 ). Галатам Ап. Павел говорит: «Я не желаю хвалиться разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Галат. 6, 14 ).
Св. Писание пророчески еще в Ветхом Завете говорит о Кресте: «благословенно дерево, через которое бывает правда» (Прем. Сол. 14, 7). Божия правда была оскорблена преслушанием Адама. После прародительского преступления между Богом и людьми возникла как бы вражда ( Евр. 2, 15 ). Эту вражду и упразднил Христос, примирив нас с Богом посредством Креста ( Ефес. 2, 16 ). Отсюда ясно следует, что Крест был тем деревом, посредством которого явилась в мир правда Божия.
Наконец, Крест есть победоносное знамя для каждого христианина. Царь Давид просил у Бога: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Псал. 59, 6 ). Душа псалмопевца Давида жаждала торжества дела Божьего на земле и в доказательство этого торжества «боящиеся Бога», по словам царя Давида, должны были поднять знамя ради истины. И пророк Исаия говорит про Спасителя людей: «Он поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и разсеянных Иудеев созовет от четырех концев земли» (Исаии 11, 12 ср. 62, 10). Таким образом то, о чем молил Бога царь Давид, – должно исполниться с пришествием Спасителя в мир. Значит, у «боящихся Бога», христиан должно быть видимое знамя, поднятое ради истины. И это видимое знамя, это древо, через которое бывает всякая правда, исполняется истина, есть святый крест. Знают это враги Креста Христова ( Филип. 3, 2. 18 ) и потому силятся лишить православных христиан этого важнейшего знамени, обзывая Св. Крест Христов виселицею, эшафотом и произнося на него всическия хулы и ругательства. Они забывают, что при кончине мира «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земныя и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Матф. 24, 30 ). Тогда дадут враги Креста Христова строгий ответ за свои издевательства над знаменем Христовым, над жертвенником всемирным, благословенным древом – святым Крестом!
Враги Креста Господня говорят: «как же можно почитать крест? ведь если бы моего родного отца казнили, то неужели я стал бы почитать то орудие, которым его умертвили? да мне противно было бы видеть его». Отвечай им на это, православный христианин, так: Да, если бы твой, или мой отец был преступник и казнен за свои преступления, то нам было бы тяжело видеть то орудие, которым казнили за преступление твоего или моего отца; но представь себе, что преступники мы с тобою; и за тяжкия вины наши оба мы осуждены на смертную казнь, и что какой-нибудь святой человек, сжалившись над нами, пожертвовал собою за нас, принял на себя все наши преступления и предал себя на позорную казнь, чтобы оправдать и спасти нас с тобою. И это орудие, которым его невинного и святого, умертвили, и которое, из орудия казни, обратилось в орудие нашего с тобою спасения, не сделалось ли бы оно для нас священным? Не стали ли бы мы, глядя на него, вспоминать со слезами благодарности о нашем благодетеле, принявшем на себя заслуженную нами казнь, не так-ли? Представьте же себе, что этот благодетель был не простой святой человек, а вместе и Бог, да и спас от заслуженной казни и погибели безчисленное множество подобных грешников, как же нам не почитать священным то орудие, которое Он Сам избрал для принесения Себя в жертву, на котором Он выстрадал в страшных муках наше оправдание пред Правосудием Небесным, и который, обливши Своею кровию, сделал орудием нашего спасения.
Только не веровавшие во Христа евреи и римские язычники, считая Христа простым человеком, возмущавшим народ против римской власти, распинали Его на кресте, как на эшафоте. Только евреи и римские язычники считали крест орудием казни, как теперь протестанты считают крест виселицею, но всякий, искренно верующий во Христа, как Искупителя своего от греха, проклятия и смерти, считает крест жертвенником, а Христа – жертвою и чтит св. Крест, и хвалится ним подобно апостолу Павлу, который восклицает: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Галат. 6, 14 ).
Но, воздавая честь и поклонение Кресту как благословенному древу, чрез которое мы оправданы, Св. Церковь воздает честь Кресту не как веществу, из которого он сделан, не дереву, не меди, не золоту, или серебру, а тому, что он образует. Крест – образ Распятого Господа нашего Иисуса Христа; он представляет нашему зрению и на память нам приводит последния минуты из земной жизни Иисуса Христа: Его страшныя за нас грешных мучения, пречистую кровь, пролитую на кресте, раны, которыми мы исцелились ( Ис. 53, 5 ); а потому верующие, преклоняясь телом своим пред Крестом, сердцем и мыслями возносятся к Распятому на нем.
Итак, ясно из слова Божия, что Крест Христов – великая святыня Церкви Христовой; это – сила Божия для нас спасаемых ( 1Кор. 1, 18 ). Поэтому-то истинно верующие во Христа, где бы ни встретили образ Распятого, должны преклонять колена пред ним, вознося ум и сердце свое к Первообразу. Да и как христианину не преклоняться пред крестом Христовым? Если по слову Божию Колоссяне обязаны были помнить узы св. Апостола Павла ( Кол. 4, 18 ), то тем более все христиане должны памятовать о страданиях Христа, потому что:
Его злодеев руки На древо вознесли, Ему страданья, муки Грехом мы нанесли,
должны помнить об Его Кресте, которым открыт нам путь в царство небесное. Через поклонение св. Кресту православные христиане выражают любовь свою к Распятому Господу и памятование об Его крестных заслугах.
«Непобедимая, и непостижимая, и божественная сила Честного и Животворящего Креста не остави нас грешных»!
Протоиерей Иоанн Недзельницкий.
Гор. Миннеаполис. Сентября, 1930 года.
Источник: Протоиерей Иоанн Недзельницкий. О почитании Святого Креста. — Wilkes-Barre: Типография газеты «Свет», 1930. — 12 с.