что значит поехать учиться по обмену

Как поехать учиться по обмену?

Как поехать учиться по обмену?

Шаг 1. Определите специальность и страну обучения

В первую очередь нужно определить специальность, по которой хотелось бы получить образование и о которой вы имеете хорошее представление. Оптимальным является вариант, когда специальность, по которой вы уже получаете образование, совпадает со специальностью зарубежного вуза.

От специальности во многом зависит выбор страны, в которой планируется пройти обучение. Кроме того, следует учитывать языковые условия страны обучения. Практически все программы обмена содержат два основных требования: успеваемость и хорошее знание иностранного языка. Например, в настоящее время вы можете сдать международный экзамен на знание английского языка как иностранного на родине и получить соответствующий сертификат.

Шаг 2. Выберите организацию, производящую обмен

Таких организаций достаточно много. В первую очередь обратите внимание на те организации или учебные заведения, которые имеют соглашения с вашим вузом по обмену студентами в рамках международного сотрудничества в соответствии с ч. 3 ст. 105 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Это упростит дальнейший порядок действий.

Если ни один из предложенных вузом вариантов вас не устраивает, то на помощь могут прийти специализированные учреждения, занимающиеся вопросами обучения за рубежом и культурного обмена. Например, Британский Совет в России представляет программы обмена студентами с высшими учебными заведениями Великобритании.

В то же время не следует забывать и о самих зарубежных университетах, так как многие из них предлагают самостоятельные программы обмена и установления дружеских взаимоотношений. Например, на сегодняшний день во многих университетах Японии поддерживается соглашение об обмене студентами с вузами других стран. Узнать список японских университетов, поддерживающих соглашение, можно на официальном сайте Japan Student Services Organization.

Остерегайтесь предложений по обмену, размещенных на форумах сети Интернет частными лицами. В этом случае нельзя гарантировать безопасность и действительность предложения по обмену.

Шаг 3. Выберите программу и внимательно изучите ее условия

Самым сложным этапом является выбор конкретной программы, в которой планируется принять участие. Здесь важно правильно сопоставить свои возможности с условиями, которые заявлены организаторами.

В первую очередь уточните срок обучения. Средний срок составляет четыре месяца или один семестр.

Далее уточните, бесплатна ли программа и что входит в состав бесплатного пакета услуг. Часто расходы на проезд за границу и проживание в период обучения возлагают на студента, но можно найти программы с полным пакетом бесплатных услуг.

Шаг 4. Подготовьте документы

Последующие действия зависят от выбранной организации и программы.

Если между двумя учебными учреждениями подписано соглашение о сотрудничестве, то достаточно собрать один комплект документов, который будет содержать:

Если вы аспирант, то необходимо также согласовать научного руководителя и сферу исследовательской работы.

Если же соглашения о сотрудничестве нет или вы выбрали другую программу обмена, то понадобится собрать два комплекта документов: один для деканата (международного отдела) вашего университета и один для вуза обмена.

Обратите внимание на то, что помимо академических успехов и знания языка организаторов программы обмена очень интересует мотивация участника. Поэтому будьте готовы к написанию короткого эссе, в котором необходимо доказать, что именно вы достойны участвовать в обмене.

Шаг 5. Подайте заявку на участие

Заявку подают в учебное учреждение, в котором проводится обучение, или в то, в котором планируется учиться. Перед подачей документов во избежание ошибок рекомендуется проконсультироваться у специалистов организации.

Подготовьтесь к тому, что будет проведен конкурс в несколько этапов и после рассмотрения заявки организатор предложит вам ряд дополнительных заданий. Например, вас могут вызвать в офис компании, где проводится собеседование на иностранном языке.

Если решение будет положительным, то, возможно, вам предложат пройти дополнительные курсы иностранного языка. Чаще всего они организовываются вашим вузом.

Шаг 6. Подготовьтесь к поездке

Обратите внимание на то, что обучение по обмену предполагает обмен студентами. Следовательно, в течение всего времени пребывания за границей вы будете проживать в студенческом общежитии или доме принимающей семьи.

Обратите внимание! В связи с COVID-19 временно ограничено движение через границу РФ и сухопутный участок российско-белорусской границы. Указанные ограничения не применяются, в частности, в отношении граждан РФ, однократно выезжающих из РФ для получения образования в иностранных образовательных организациях, при условии предъявления соответствующих документов. Также начиная с 01.08.2020 возможны авиаперелеты в отдельные государства (Информация Росавиации от 26.03.2020; п. п. 1, 2 Распоряжения Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р; Информация Росавиации).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Источник

Как учиться по обмену

Согласно части 3 статьи 105 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», учеба по обмену — это одна из форм реализации международного сотрудничества в области образования.

Такая возможность доступна и школьникам, и студентам. Независимо от того, на какой период жизни пришлось обучение по обмену, оно открывает новые перспективы для построения карьеры. Главное — подобрать подходящую программу и отправиться за рубеж на учебу с минимальными затратами.

Учеба по обмену для школьников

В первую очередь стоит обратить внимание на программы, которые предлагает своя школа. Часто у образовательных учреждений налажены связи с партнерами, к примеру, в городах-побратимах.

Претенденты отбираются по принципу максимальных успехов в иностранном языке. Также учитывается, сможет ли потом семья этого ученика принять иностранца в свой дом. Подросток должен быть старше 14 лет. Одиннадцатиклассников принимают не всегда: где-то — из-за возраста (если есть ограничение до 18 лет), где-то — из-за выпускных экзаменов.

Такие программы, как правило, не слишком длительны — от нескольких недель до пары месяцев. Если же родители стремятся отправить ребенка учиться по обмену на целый учебный год, то лучше ознакомиться с предложениями некоммерческих организаций.

Обучение по обмену для студентов за границей

У получающих высшее образование и задумавшихся об учебе за границей выбор международных программ гораздо шире. Они делятся на несколько крупных категорий:

Возможна учеба по обмену для студентов, обучающихся по программам как бакалавриата, так и магистратуры. В первом случае это может быть один учебный год или даже семестр. Нужно заранее выяснить, засчитают ли на родине пройденные дисциплины и сданные экзамены. Подобрать вариант, не предполагающий выпадение семестров, несложно. Во втором случае чаще всего имеется в виду полное прохождение магистерского курса обучения за рубежом.

Как поехать учиться по обмену бесплатно студенту

Иностранные государства охотно финансируют международные образовательные проекты. Поэтому есть шанс получить стипендию или грант на обучение.

Но отбор здесь достаточно строгий. Для того чтобы учиться за границей, претендент должен продемонстрировать:

Некоторые университеты предъявляют требования к возрасту. Они предпочитают поддерживать молодых ученых до 30-35 лет. Будущему бакалавру необходимо предъявить справку с места учебы, а поступающему в магистратуру — диплом.

Как организовать обучение по обмену для школьников бесплатно

Со студентами все более-менее понятно: в вузах принято платить стипендии. А что же в сфере среднего образования? Учеба по обмену для школьников бесплатно тоже возможна. Нужно только найти организацию, объявляющую конкурс на стипендию.

Однако родители, отправляя ребенка учиться в другую страну, все же понесут некоторые затраты:

Также взрослым стоит поинтересоваться на работе, не финансирует ли компания международные образовательные проекты. Крупные корпорации нередко соглашаются оплатить обучение для школьников — детей сотрудников.

Источник

Студгородок, «мигавка» и путешествия за 3000 ₽: как я учился по обмену в Польше

История читателя из Смоленска

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Две осени подряд, в 2018 и 2019 годах, я учился в Польше по обмену, много путешествовал и вообще жил на широкую европейскую ногу.

Начну издалека. Я живу в Смоленске и учусь в Смоленском государственном университете. Когда я поступал на выбранное направление, мне сказали: «А у нас студенты ездят по обмену в Польшу, приходите к нам, не пожалеете!» Я подал документы в надежде, что это не ловкий трюк, чтобы меня заманить. В итоге поступил, но первое время никто ни слова не говорил о программе обучения в Польше.

Мое направление называется «организация работы с молодежью». Это похоже на менеджмент, но упор в обучении направлен на взаимодействие с детьми от 15 лет. Мы изучаем педагогику, поведение молодежи, управление проектами, различные движения, субкультуры и тому подобное. Я выбрал эту сферу случайно: очень долго не мог определиться, на кого все-таки хочу поступить, но меня привлекла часть, посвященная организации мероприятий, так как мне еще со школы это было интересно.

Я хотел поехать учиться за границу, потому что это как минимум новый опыт. Да и задержаться в Европе даже на полгода — воспоминание на всю жизнь. Также я планировал прокачать свои навыки английского, в чем мне помогло регулярное общение с иностранными студентами и преподавателями. Плюс было интересно окунуться в другую культуру и посмотреть на нее с точки зрения местного жителя, потому что, приехав в другую страну туристом, вряд ли получится пожить в полной мере как локал.

Как я стал участником программы по обмену студентов

В моем вузе есть программа «Прямая мобильность», по которой студентов отправляют учиться в Лодзинский университет, расположенный в польском городе Лодзь. Советую обратиться в международный отдел вашего университета и узнать, какие программы есть у вас.

Суть программы заключается в том, что вуз отправляет вас учиться в Польшу бесплатно. Вы не платите за учебу, но берете на себя все остальные траты. Если вы учитесь на бюджетном отделении, можно покрыть некоторые расходы, обратившись за материальной помощью в деканат. Как правило, они идут навстречу: могут оплатить дорогу туда-обратно, а то и первый месяц проживания, как было в моем случае. Чтобы университет взял на себя часть расходов, нужно написать заявление на оказание материальной помощи на имя ректора, указав всю необходимую информацию: зачем она нужна и так далее. Если вашу заявку одобрят, то выплата должна прийти в тот же месяц.

Через пару дней после того, как меня занесли в список желающих, мне создали личный кабинет на сайте международного отдела Лодзинского университета. Туда нужно было занести все данные о себе и своем вузе, а также прикрепить копию паспорта. После этого стал доступен выбор курсов. Мне нужно было взять в деканате перечень предметов, которые будут проводить на моем курсе в следующем семестре, и найти на сайте похожие. Чтобы мне потом перезачли предметы, которые я буду сдавать в иностранном вузе, они должны были стоить столько же баллов, сколько в моем домашнем университете.

После того как я определился с необходимыми предметами, на сайте появился список документов, которые нужно было распечатать и отнести на подпись в деканат. После этого нужно было загрузить в личный кабинет уже подписанные версии.

Пока документы обрабатывались, нам сообщили, что в конце июня состоится собеседование с представителем польского вуза на предмет знания английского языка. В этом университете все обучение проходит на английском, но чтобы вас взяли, не обязательно иметь сертификаты, которые подтверждают ваши знания. Достаточно просто хорошо пройти собеседование и ответить на все вопросы представителя вуза.

На тот момент я владел английским на уровне Intermediate, или B1. Работники международного отдела показывали нам примеры того, что могут спросить на собеседовании, и я заранее набросал возможные ответы в заметках. Вопросы банальные: «Как вам погода?», «Какие фильмы вам нравятся и почему?» и т. п. Примерно это и спрашивали на собеседовании, хотя были вопросы, о которых я бы даже не подумал, но все же смог ответить и на них.

После собеседования, которое я прошел в конце июня, я находился в ожидании заветного звонка с фразой: «Вы прошли! Поздравляем!» Это произошло в начале июля, и я стал с нетерпением ждать сентября.

Получение визы

В начале сентября я пришел в международный отдел на собрание для прошедших отбор. Нам рассказали, как вести себя в другой стране, и сообщили, что мы ни в коем случае не должны опозорить свой вуз. После нам выдали приглашения и объяснили, куда идти подавать документы на визу. Я записался в визовый центр и снова стал ждать.

Так как эта программа долгосрочная — то есть длится более 90 дней, нужно оформить национальную визу типа D. Ее выдают людям, которые намереваются учиться в средних и высших учебных заведениях или работать в Польше, а также обладателям карты поляка.

Для такой визы нужен почти стандартный пакет документов:

Визу делали примерно две недели. Я был весь на нервах, потому что моим друзьям уже все выдали, а мне никак не присылали. Все-таки я уже купил билет до Варшавы — не хотелось, чтобы он сгорел. 29 сентября мне позвонили и сообщили, что виза готова и я могу ее забрать, что я и сделал примерно через час. А еще через час я уже собирал чемодан.

Учеба

Примерно в 10-х числах октября всем студентам приходит приглашение на барбекю, которое обычно устраивают в субботу или воскресенье. Нас привезли на автобусах за город, в усадьбу университета. Там нас кормили, поили, проводили увеселительные мероприятия и всячески способствовали нетворкингу между студентами. В Лодзинский университет приезжают люди со всей Европы, в основном по программе Erasmus, поэтому можно завести разнообразные знакомства. После барбекю мы возвращались в студенческий городок большой компанией.

По приезде каждому студенту необходимо взять специальный лист с предметами, которые он выбрал на этапе подачи заявки, подписать его в соответствующих деканатах и вернуть на свой факультет. От того, сколько предметов вы выбрали, зависит количество учебных дней и пар.

У меня специфическое направление, в Лодзинском университете по нему было не особо много предметов, поэтому я выбрал курсы, которые понравились мне по тематике. Остановился на таких вариантах: основы английской литературы, введение в польский кинематограф, искусственный интеллект и его применение в современной жизни, отношения между людьми (пиар).

У меня было очень странное расписание, так как курсов, которые совпадали с предметами в СмолГУ, немного. Во время первой поездки в 2018 году у нас было три учебных дня в неделю: одна вечерняя пара в понедельник, две утренние пары в среду и одна дневная пара в четверг. Во второй раз занятий было больше: две утренние пары в понедельник, одна во вторник, одна или две в среду и четверг, а также раз в две недели пара в пятницу.

Процесс обучения зависел от предмета. Например, на занятиях по польскому кинематографу мы смотрели фильмы и в оставшееся время разбирали их с режиссерской точки зрения. На курсе по пиару мы каждый раз делали что-то новое: то разбивались на команды и готовили совместные проекты, то делали видео вместе с напарником — на этих парах никогда не было скучно.

Преподаватели не читали лекции монотонным голосом — они старались разбавлять занятия, делились своими мыслями и личными историями. Семинары также не проходили в формате «просто ответы на вопросы преподавателя». Как правило, к занятию нужно было подготовить какой-либо проект. В СмолГУ другой подход к обучению: у нас на факультете лекции читают с листка, после чего на следующих парах мы отвечаем на вопросы по ним. Здесь же у каждого преподавателя свой подход к ведению курса, который обычно выходит за рамки простого чтения материала.

Не знаю, плюс это или нет, но преподаватели идут навстречу иностранным студентам и особо не нагружают ни домашней работой, ни сдачей экзаменов. Тем, кто приехал по обмену, живется намного проще. Именно поэтому почти каждый день бары и клубы забиты студентами.

Общежитие

Процесс подбора общежития устроен просто. Места распределяют равномерно: кто первый заполнил заявку, тот и успел. К сожалению, самим студентам выбора не предоставляют.

Почти все общежития находятся в студенческом городке Лодзинского университета, только один корпус располагается в 10 минутах ходьбы от вуза. Студгородок выглядит как обычный район города, только вместо жилых домов — общежития. На территории кампуса есть парикмахерская, кафе, два клуба-бара, печатный салон, а также магазины, где можно купить продукты, одежду, косметику и бытовую химию. Есть еще одна особенность, которая отличает студгородок от обычного района, — классные граффити на стенах общежитий.

Источник

Стань участником

6 шагов к программе мобильности

Шаг 1: Определиcь с программой

Обмен

Выбери одну-три подходящие программы обмена в каталоге. При выборе опирайся на рекомендации в матрице соответствия.

Ознакомься со статистикой поданных заявок прошлых конкурсных отборов и проверь минимальные проходные баллы в партнерские университеты.

Из партнерской сети QTEM выбери пять вузов, в которых ты смог подобрать дисциплины, соответствующие твоему учебному плану.

На программу QTEM нет набора на весенний семестр 2021/2022

Шаг 2: Спланируй бюджет

Перед отправкой на программу мобильности важно расчитать грядущие финансовые расходы и критически оценить свои финансовые возможности.

Обмен

Спланируй бюджет, используя информацию из Factseet вуза-партнера и сайт Numbeo. Учеба в вузе-партнере является бесплатной, но все остальные расходы студент берет на себя сам.

Спланируй бюджет, используя информацию из Factseet вуза и сайт Numbeo. Учеба в вузе-партнере является бесплатной. Все остальные расходы студент берет на себя сам.

Шаг 3: Подготовь пакет документов

Сохрани пакет документов в единый документ в формате Ivanov_Ivan_(название программы).pdf. Для каждого вуза сформируй индивидуальный файл.

Обмен

1. Заявление на конкурс

Заполненное заявление, подписанное студентом, менеджером и академическим руководителем образовательной программы. Заявление можно подписать в учебном офисе не позднее, чем за 10 дней до дедлайна приема заявок на кокурс.

2. Подтверждение уровня иностранного языка

Принимается одно из следующих подтверждений владения иностранным языком:

*Для студентов, предоставивших Europass, будет организовано собеседование с комиссией ВШБ.

3. Мотивационное письмо

На английском языке, объем

4. Рекомендательное письмо

На английском языке, от профильного преподавателя (из НИУ ВШЭ), научного руководителя или академического руководителя ОП.

5. Резюме

Используй этот шаблон резюме или воспользуйся своим (на английском языке).

6. Смета

7.* Таблица соответствия

Если ты подаешь заявку в университет, обозначенный серым для твой ОП в матрице соответствия, подготовь таблицу соответствия курсов и приложи к пакету документов.

1. Заявление на конкурс

Заполненное заявление, подписанное студентом, менеджером и академическим руководителем образовательной программы (см. шаг 1).

2. Транскрипт

В учебном офисе своей ОП закажи транскрипт на английском языке. Также запроси приложение к бакалаврскому диплому (на английском языке).

3. Резюме

В отдельных разделах укажи свой

1) предыдущий международный опыт
(за время учебы в университете);

2) опыт работы с количественными данными;

3) расскажи о своем профессиональном опыте и внеучебных достижениях.

4. Мотивационное письмо

На английском, объем

5. Сертификат GMAT/GRE

Можно предоставить до 15 мая. В случае отсутствия сертификата после 15 мая твоя заявка будет аннулирована комиссией QTEM.

6. Сертификат IELTS/TOEFL/CAE

7. Рекомендательное письмо

На английском языке, от профильного преподавателя (из НИУ ВШЭ), научного руководителя или академического руководителя ОП.

Источник

Я бесплатно училась в Бельгии по программе «Эразмус»

В 2018 году я подала заявку на участие в программе студенческого обмена «Эразмус-плюс».

В итоге я получила грант, поступила в Гентский университет в Бельгии на специальность «Политология» и проучилась там полгода. На тот момент я уже училась в Чехии, но мне хотелось получить разностороннее образование. К тому же я слышала, что в Бельгии вузы с сильными преподавателями и отличной научной базой.

Участвовать в программе «Эразмус» могут и студенты российских вузов.

валюта Чехии — чешская крона

Что за грант

«Эразмус-плюс» в России — официальный российский сайт программы

На программе к студентам предъявляют следующие требования:

По обмену можно поехать на один или два семестра. Я поехала на один семестр и провела в Бельгии полгода. Возрастных ограничений нет, но негласно предпочтение отдают студентам до 35 лет — мне об этом рассказали в отделе международного обмена. Я подавала заявление, когда мне было 32 года.

Выбор университета

Я учусь в Метропольном университете в Праге на программе «Международные отношения и европейские исследования». Этот вуз я выбрала из-за сильных преподавателей и хороших международных связей с университетами всего мира. На программу по обмену я пошла, чтобы подтянуть английский, углубить профессиональные знания и попрактиковаться.

Гентский университет в Бельгии, который я выбрала, входит в сотню лучших вузов мира. Там сильный преподавательский состав и хорошая научная база, но при этом большая нагрузка. Если вы хотите расслабиться и весело провести время на вечеринках, выбирайте университеты в Южной Европе: в Испании, Италии, Хорватии, Греции и на Кипре. Там нагрузка на студентов меньше, а времени на развлечения больше.

Программа обучения в выбранном университете должна максимально совпадать с изучаемой программой — нельзя изучать у себя в университете химию, а по обмену попасть на юридический факультет. При этом предметы могут несколько отличаться. Например, я учусь в Чехии по специальности «Международные отношения и европейские исследования», а в Гентском университете я пошла на специальность «Политология». Экзамены будут перезачтены — их не придется сдавать дважды.

Чтобы выбрать вуз, зайдите на их официальные сайты, посмотрите рейтинги, почитайте открытые источники и форумы. Еще будет полезно посмотреть на «Фейсбуке» страницы про программу «Эразмус-плюс» в разных городах и странах.

Немаловажный критерий — стоимость жизни в том или ином городе. Я советую не ехать в столицы — там прожиточный минимум всегда будет выше стипендии, а жилье дорогое. Лучше поискать информацию о таких студенческих городах, как Гент — например, о Болонье в Италии или Гронингене в Нидерландах.

Фонд делит страны Европы по уровню жизни. В 2020 году по странам выделяют следующие гранты:

Как устроена программа «Эразмус-плюс»PDF, 897 КБ

Языковое тестирование

Я решила пойти на программу «Эразмус-плюс» в 2018 году — тогда я только поступила в пражский Метропольный университет на магистратуру. Чтобы попасть на программу обмена, я подала заявку в международный отдел университета. Там меня записали на тест по иностранному языку. Я сдавала английский, но можно сдать и любой другой европейский язык. Еще вместо теста можно предоставить любой международный языковой сертификат не старше двух лет.

На тестировании были задания по грамматике и лексике, эссе и собеседование. В эссе нужно было написать о том, почему мы хотим учиться за рубежом. Собеседование состояло из двух частей. Сначала нужно было рассказать о себе, а потом поучаствовать в диалоге. Нам предлагали ситуации для диалога — например, один участник приходит в вуз на день открытых дверей и задает вопросы, а второй должен представить этот вуз.

На экзамене нужно было показать владение языком на уровне B2 по европейской системе. Я к экзамену не готовилась — знала, что мой уровень точно подойдет. Результаты пришли через неделю — так и оказалось.

Документы для программы «Эразмус»

После тестирования университет отправил заявку-рекомендацию в фонд «Эразмус-плюс» для оформления договора. В этом документе были указаны мои результаты тестирования и оценки по предметам.

я потратила на перевод российского диплома по ошибке

В то же время я отправила в Гентский университет следующие документы:

Я загрузила документы на сайт принимающего университета в разделе для студентов, которые приезжают учиться по обмену. Через пару недель мне на электронную почту пришло приглашение на учебу от Гентского университета.

Грант перевели мне на счет, эти деньги я могла тратить по своему усмотрению.

Для учебы по обмену чешский ВНЖ не подходил — с ним можно находиться в других странах Евросоюза не более 90 дней, а обучение длится полгода. Поэтому я получила студенческую визу через консульство Бельгии в Праге.

Чтобы получить студенческую визу в Бельгию, я собрала следующие документы:

нужно было иметь на счету в 2018 году, чтобы попасть на программу

Эти деньги я должна была перевести на счет моего университета — он есть в открытом доступе на официальном сайте. После этого в международном отделе мне выдали подтверждение о зачислении суммы. Этот документ я и принесла в консульство. На счете университета деньги были заблокированы до одобрения визы, а после я их перевела на личный банковский счет в Бельгии.

Консульский сбор за визу я не платила — студенты программы обмена «Эразмус-плюс» от него освобождены. Мне одобрили визу уже через два дня, потому что поджимали сроки. Информация об этом пришла мне на электронную почту.

Как добраться

Жилье

что значит поехать учиться по обмену. Смотреть фото что значит поехать учиться по обмену. Смотреть картинку что значит поехать учиться по обмену. Картинка про что значит поехать учиться по обмену. Фото что значит поехать учиться по обмену

Жить в общежитии было комфортно, но не обошлось без проблем. Например, в целях пожарной безопасности плита работала не дольше 10 минут, а потом автоматически отключалась — было неудобно готовить. Еще в первую неделю у меня сломался клапан в туалете, вода лилась не переставая. Я отправила заявку на сайте университета, и вскоре ко мне пришли сантехники. Они починили клапан бесплатно, это входит в стоимость проживания.

Первая неделя в университете

В первую неделю нужно зарегистрироваться в университете, чтобы получить студенческую карточку и пароли для подключения к студенческой системе. Еще мне выдали подтверждение о регистрации в университете. Потом я его подала в миграционный офис, чтобы получить ВНЖ — об этом подробно расскажу далее.

В первый день для студентов по обмену устраивают организационное собрание в конференц-зале общежития. На собрание пришли около 250 студентов со всего мира. На входе каждому выдали ваучер на бесплатный обед в столовой — там устроили шведский стол с напитками.

стоила карта студента «Эразмус»

На встрече мы обсуждали организационные вопросы, например:

Затем следует общая для всех студентов по обмену встреча с ректоратом, экскурсии по зданиям и беседа с деканом и преподавателями.

В Гентском университете много корпусов, лабораторий, библиотек, научных, культурных и спортивных залов. Факультеты разбросаны по всему городу. Мой факультет был в старинном здании. Там множество коридоров, переходящих один в другой — было легко заблудиться. В первый день я ни разу не смогла найти кабинет самостоятельно — не поняла правила нумерации помещений.

На второй день были экскурсии по городу. В конце дня — вечеринка. Там можно было познакомиться с администрацией, преподавателями и другими студентами в неформальной атмосфере и танцевать всю ночь. Алкоголь и закуски были бесплатными.

Как проходит учеба

В магистратуре занятия проходят 2—3 раза в неделю, по 2—3 пары в день. Пары сдвоенные, по 3 часа.

В соседнем Брюсселе находятся Европейская комиссия, Европейский парламент, различные комитеты и другие органы управления Европейским союзом. Их сотрудники часто приезжали к нам с гостевыми лекциями и делились практической информацией. Еще мы много работали с документами из институтов Евросоюза, базами данных, отчетами и программами.

Преподаватели в Гентском университете очень открытые, общаются на равных и хорошо готовятся к занятиям.

Информационная система в университете

У Гентского университета есть два сайта:

Каждому студенту предоставляют доступ к учебной электронной почте. Писать преподавателям нужно строго через нее. Еще университет на время учебы дарит место в облачном хранилище, куда можно скачивать учебные материалы.

В Бельгии и Чехии совсем разные подходы к учебе. В Чехии на факультете международных отношений делают упор на историю и теоретические подходы, а в Бельгии очень много практики. Нас постоянно пытались разговорить, предлагали острые темы для обсуждения и просили делиться своим опытом.

Например, на семинаре по предмету «Гендер и глобализация» всех девушек попросили рассказать, как в их стране отмечают 8 Марта. В большинстве стран это день борьбы за права женщин, поэтому там принято выходить на демонстрации и напоминать о равноправии, а в России это день красоты и женственности. Когда я рассказала об этом однокурсникам, они удивились — особенно их поразило, что у нас на 8 Марта принято дарить девушкам подарки и цветы.

Еще в обучении использовались разные методики. Моя самая любимая и сложная — это симулятивные игры. Например, как-то раз мы имитировали заседание Еврокомиссии. Преподавательница назначила руководящих лиц, выбрала представителей стран и обозначила проблему — санкции против России: нужно было решить, стоит ли их продлевать. В ходе дебатов однокурсники разделились на два лагеря: за ослабление и усиление санкций. К сожалению, на нашем учебном заседании было решено продлить санкции.

Экзамены

Экзамены проходят письменно и устно. На некоторых предметах их вовсе нет, но это значит, что нагрузка в течение семестра будет двойной. Для таких предметов предусмотрено много заданий — курсовые, презентации исследований, симулятивные игры, эссе, воркшопы. Если по такому предмету много пропусков и дополнительные задания не сданы в срок, его не засчитают.

У меня было три предмета без экзаменов, два письменных экзамена и один устный. На экзаменах билетов не было, так что мы не знали, как будут сформулированы вопросы и насколько детально нужно знать предмет. Я нервничала: никогда не любила устные экзамены, особенно на иностранном языке, но на самом деле все не так плохо: на экзамене преподаватели напоминают, подсказывают и подводят студента к нужной мысли.

Самый сложный экзамен был по предмету «Права человека». На нем нам задавали открытые вопросы — например, «Как обратиться в Европейский суд по правам человека?». Можно было пользоваться официальными документами, хартиями и декларациями, но все эти документы объемные, а времени на подготовку мало.

Если не получилось сдать экзамен с первой попытки, можно попробовать еще раз в августе. Студенты по обмену могут пересдать проваленный экзамен в своем университете. Так получилось и у меня. В Генте я сдала пять экзаменов из шести — не осилила «Европейскую экономическую интеграцию». На пересдачу в августе я не поехала и пересдала экзамен в своем вузе.

Счет в банке

Мне нужно было обязательно открыть счет в бельгийском банке. Туда я перечислила грант и деньги, которые нужно накопить для одобрения визы.

Чтобы открыть счет, нужно принести в банк следующие документы:

Счет открывают за неделю, в это время банк проверяет документы.

На встречу с представителем банка я записалась онлайн — для этого я скачала приложение на телефон. Меня провели в отдельный кабинет, угостили кофе и подготовили договор. После мне выдали мини-терминал — он генерирует пин-код для входа в онлайн-банк и нужен еще в нескольких операциях. Я с таким столкнулась впервые.

Скачать приложение Ing
для iOs и Android

Когда банковская карта была готова, ее прислали по почте через неделю. Я активировала ее на кассе при первой покупке.

ВНЖ и разрешение на подработку

В Бельгии нельзя находиться без ВНЖ дольше 90 дней. Для получения бельгийского ВНЖ студентам нужно в течение 8 дней после прибытия записаться в миграционный офис по электронной почте и в назначенное время подать туда следующие документы:

В Бельгии любую подпись и печать надо ждать неделями. ВНЖ я получила только через 3 недели.

Я не стала запрашивать разрешение на подработку, потому что не собиралась работать. В конце учебы всем нужно было подать налоговую декларацию — нам ее прислали в бумажном виде, но это также можно сделать на сайте MyMinfin.

Я написала в декларации «not applicable» и отослала обратно.

Транспорт

Общественным транспортом в Генте мало кто пользуется — город небольшой. Я передвигалась пешком или на велосипеде.

В городе ходят трамваи и автобусы, метро нет. Билеты можно купить в автоматах на остановках или у водителя за наличку.

Р )» loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Отремонтировать велосипед тоже можно со скидкой. Я этой услугой не пользовалась — знаю только, что это недорого.

Связь

я платила за связь в месяц

У меня была чешская симкарта, поэтому я местную симку не покупала — между странами Евросоюза нет роуминга. К тому же в Генте можно подключиться к вайфаю где угодно.

Р )» loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Страховка

У граждан стран Евросоюза государственная страховка, которая действует на всей территории союза. Я купила коммерческую страховку в Чехии задолго до программы по обмену примерно за 10 тысяч рублей, поскольку не являюсь гражданином страны.

В стенах университета, по дороге на учебу и в ходе учебных мероприятий действует страховка от университета — ее оформляют всем студентам.

Питание

В Генте есть несколько крупных гипермаркетов с разной ценовой политикой и ассортиментом — Albert Heijn, Carrefour, Proxy, Aldi, Lidl. Для экономного студента имеет смысл покупать продукты в разных магазинах и отслеживать акции. Еще стоит оформить бонусные карты в каждом магазине — по ним на некоторые продукты дают скидки. Карты оформляют бесплатно.

Одежда

Я приехала в Бельгию зимой и думала, что там будет холодно, поэтому взяла с собой только теплые вещи. Хотела ближе к лету съездить в Прагу и накупить легкую одежду там. А в апреле внезапно наступила жара — еще вчера было +5 °C, а сегодня стало +25 °C.

Язык и люди

Мое обучение проходило полностью на английском. Уровня B2 хватает, чтобы читать и писать эссе, но на занятиях могут возникнуть трудности — на лекциях много профессиональной лексики, из-за чего преподавателя не всегда легко понять.

Еще мне было непросто вести дебаты с однокурсниками и отвечать на вопросы преподавателей. Я могла хорошо сформулировать мысль, если готовилась заранее, но если надо было участвовать в диалоге без подготовки, то парировать или спорить мне было сложно. Но к концу семестра уровень языка у меня вырос, и я стала отвечать гораздо увереннее.

Про бельгийскую нацию до поездки я как-то даже не задумывалась, хотя в Брюсселе была не раз. Я бы охарактеризовала их одним словом — милые. У них тонкие черты лица, немного высокомерный вид и отстраненный взгляд. Но стоит завести разговор — и на лице собеседника расплывается улыбка, а взгляд наполняется теплом. А еще у бельгийцев прекрасные манеры, они образованны и сдержанны.

За эти полгода я погрузилась в мультикультурную среду. У меня появились друзья по всему миру, я научилась быть толерантной и взаимодействовать с людьми другой культуры.

Мы часто обсуждали стереотипы о разных странах и народах, и мне пришлось расстаться со многими предрассудками. Например, я всегда была уверена, что в Скандинавии люди настолько уважают личное время, что надо всегда заранее согласовывать с ними визит. Но когда я спросила об этом у норвежца, он рассмеялся и сказал, что это неправда — можно просто постучать в дверь, тебе откроют и будут рады.

Еще я почему-то думала, что французы не слишком радушные хозяева — если прийти к ним в гости, они предложат разве что бокал вина и пару закусок. Оказалось, что самые сытные посиделки в нашем общежитии были именно у них в комнатах.

Наконец, я всегда считала европейцев сдержанными. Но у меня были такие же доверительные разговоры с иностранками, как и с русскими подругами.

Путешествия

Еще мы участвовали в интерактивах — например, тянули билеты из колеса фортуны. Я выиграла ручку с символикой. После мы посетили открытые заседания сотрудников Европейской комиссии, где задали вопросы — я, к примеру, спросила про основные последствия Брекзита для Евросоюза.

Каждому посетителю в тот день дарили памятные подарки и сувениры. Мне подарили холщовую сумку с надписью Europe for citizens. С ней я до сих пор хожу за продуктами и больше не использую пластиковые пакеты.

Что в итоге

Несмотря на усталость от учебы из-за большой нагрузки, я под большим впечатлением от полученного опыта. Вот чего я добилась благодаря программе.

Повысила уровень языка и стала активнее на занятиях. Когда программа закончилась, мне прислали ссылку на сайт с итоговым тестом. Оказалось, что после программы мой языковой уровень вырос до C1. Еще я заметила, что мне стало проще учиться — я наконец-то проявила активность на занятиях, а преподаватели стали отмечать высокий уровень подготовки письменных работ.

Получила преимущество при приеме на работу в Европе. Европейские работодатели знают об этой программе и ценят соискателей, которые в ней участвовали. Сейчас я заканчиваю магистратуру и вскоре выйду на работу по специальности — буду работать журналистом-политологом в Чехии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *