что значит поклоняться богу в духе и истине
Что значит поклоняться богу в духе и истине
Что значит поклоняться Господу в духе и истине?
Идея поклонения Богу «в духе и истине» исходит из беседы Христа с женщиной-самаритянкой у колодца в Иоанна 4:6-30. В разговоре она обсуждала с Ним места поклонения, говоря, что евреи поклоняются в Иерусалиме, а самаряне – на горе Геризим. Иисус только что дал понять, что знает о ее многочисленных мужьях, а также о том, что мужчина, с которым она жила сейчас, не был ее мужем. Это поставило ее в неловкое положение, и она попыталась переключить Его внимание от своей личной жизни на вопросы о религии. Христос же продолжил Свой урок об истинном поклонении и дошел до сути вопроса: «Но наступит время, и уже наступило, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников ищет Себе Отец» (Иоанна 4:23; тут и далее – Новый Русский Перевод).
Общий урок о поклонении Господу в духе и истине заключается в том, что оно не должно ограничиваться одним географическим местом или регулироваться временными положениями ветхозаветного закона. С пришествием Христа разделение между иудеями и язычниками перестало быть актуальным, равно как и центральное место храма в богослужении. Все Божьи дети получили равный доступ к Отцу через Него. Поклонение стало делом сердца, а не внешних действий, и руководствовалось истиной, а не церемониальными законами.
Во Второзаконии 6:5 Моисей излагает израильтянам, как они должны любить своего Бога: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всей душой твоей и всеми силами твоими». Наше поклонение Богу руководствуется нашей любовью к Нему – как мы любим, так и поклоняемся. Поскольку «сила» на иврите подразумевает полноту, Иисус также включил в это выражение и «разум» (Марка 12:30; Луки 10:27). Чтобы поклоняться Богу в духе и истине, обязательно нужно любить Его сердцем, душой, разумом и силой.
Истинное поклонение должно быть «в духе», то есть полностью охватывать наше сердце. Если нет настоящей страсти к Богу, то нет и поклонения в духе. В то же время поклонение должно быть «в истине», то есть основанным на правильной информации. Если у нас нет знания о Господе, Которому мы поклоняемся, то нет и поклонения в истине. Оба эти элементы необходимы для богоугодного поклонения. Дух без истины ведет к поверхностному, чрезмерно эмоциональному переживанию, которое можно сравнить с состоянием опьянения. Как только проходят эмоции, остывает пыл, поклонение также заканчивается. Истина без духа может привести к сухой, бесстрастной встрече, которая может легко превратиться в безрадостное законничество. Сочетание этих двух аспектов поклонения приводит к радостной благодарности Богу, основанной на Писании. Чем больше мы знаем о Нем, тем больше ценим Его. Чем больше мы ценим Его, тем глубже наше поклонение. Чем глубже наше поклонение, тем больше Он прославляется.
Это слияние духа и истины в поклонении лучше всего подытожил Джонатан Эдвардс, американский пастор и богослов 18-го века. Он сказал: «Я должен думать о своем долге как можно выше поднимать эмоции своих слушателей при условии, что на них воздействует ничто кроме истины». Эдвардс признал, что истина и только истина может влиять на эмоции таким образом, чтобы приносить Богу честь. Его истина, будучи бесконечной ценностью, достойна бесконечной страсти.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Что значит – поклоняться Богу в Духе и в Истине?
Что значит – поклоняться Богу в Духе и в Истине?
В Писании неоднократно говорится о поклонении Богу. Сам Господь определил, что Он хочет поклонения в Духе и в истине – «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4:24). Кроме того, Богу поклоняются как в храмах, так и дома. Что значит – поклоняться в Духе и в Истине. Как разобраться, какое из поклонений является более важным и правильным? Что говорит нам Писание о самой сути поклонения Богу?
Действительно, важно поклоняться Богу так, как хочет Он, а не так, как мы имеем представление. На самом деле, поклонение – это поклонение сердца. Бог сердцеведец, Он видит нашу внутренность, судит намерения сердечные. Бог хочет, чтобы мы изменились сердцем. Снаружи можно делать много религиозных вещей: поклоняться в большом храме и даже в Иерусалиме, исполнять множество заповедей, но в сердце – не поменяться и остаться прежними. Богу не нужно такое служение, Ему нужно служение в Духе и в Истине, потому что «Бог есть Дух…» (Ин 4:24)! Бог хочет, чтобы мы служили Ему сердцем – сердечными намерениями, искренне, а не просто заученными молитвами или плановыми добрыми делами. Если мы обратимся к Господу, чтобы Он изменил наше сердце, и скажем: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.» (Пс. 50:12), Он сделает это, потому что просим по воле Его. Господь сказал: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.» (Иез. 36:26,27). Если мы изменимся сердцем внутри самого себя, то изменится и наш внешний мир, все вокруг поменяется! Видимый мир – это производное нашего невидимого сердца. Все что происходит внутри нашего сердца, – потом происходит в реальном, видимом мире. Поэтому, написано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.» (Прит. 4:23).
Чем отличаются козлы от овец в Евангелии от Матфея 25:32? Козлы ведь не грешили, они были в стаде Господина, у них был один Пастух – Иисус Христос. Но, они не творили дел любви, дел добра – потому что у них не было этого в сердце. А овцы – накормили, напоили, посетили – потому что это было у них в сердце. Если в сердце есть желание творить добро, любить, жертвовать, отдавать, миловать – это и значит – поклоняться в Духе и в истине.
Добро можно творить, если ты добрый сердцем!
Смиряться можно, только если ты смирен сердцем!
Любить можно, только если в сердце есть любовь!
Можно быть миротворцем, если есть мир в сердце!
Можно радоваться в скорбях, только если в сердце есть радость!
По поводу того, где поклоняться, то Бога вообще не интересует наружное поклонение: в храме ли, на горе ли? «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21,23,24).
Поклоняться в Духе – это когда после того, как мы уверовали, Бог внутри нас пребывает Духом Святым, и Он создает в нашем сердце желание: «… производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.» (Флп. 2:13).
Если мы идем на молитву по плоти, то у нас всегда получается монолог – мы говорим к Богу, но никогда не слышим ответа. Потому что Бог есть Дух и отвечает Он в Духе. Постепенно мы привыкаем к тому, что не получаем ответ, и уже даже не ждем ответа, и молимся так – автоматически, потому что нужно же все-таки молиться. Это не молитва, потому что в сердце не было благоговения перед Богом, не было общения с Богом: потому Он и не отвечает на молитвы.
Когда мы уверовали в Иисуса Христа, когда мы отдали Ему душу, посвятили Ему свою жизнь, – то мы получили начаток Духа Божьего. Дух Божий в нас – это отношение с Богом. И вот это отношение нужно возгревать: через Слово Божье, через молитвы, через служение другим людям. Написано: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.» (Откр. 2:4): Бог хочет, чтобы мы общались с Ним в любви! Если нет Духа, нет любви, нет благоговения в молитве, – то это просто лицемерие! Иисус говорит нам: «… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.» (Откр. 3:15,16).
Поучение в неделю о самарянине. О поклонении Богу Духом и Истиною
«Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему» ( Ин. 4:23 ).
Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Аз есм путь и истина и живот» ( Ин. 14:6 ). Истина есть Слово Божие: «Слово Твое истина есть» ( Ин. 17:17 ; Кол. 1:16 ). Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово – Бог, это Слово – Творец всего существующего, видимого и невидимого ( Ин. 1:1, 3 ; Кол. 1:16 ). Это «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1:14 ). «Бога никтоже виде нигдеже : но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин. 1:18 ). Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. «От исполнения Его мы вси прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом бысть» ( Ин. 1:16–17 ). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ).
Человек доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться ( Рим. 8:26 ), он неспособен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа, как и боговдохновенный пророк сказал: «Привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах» ( Пс. 118:131 ). Один истинный христианин, христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклоняющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною. Аминь.
Марк Подвижник. О Законе Духовном. Доброт., ч. 1, гл 2
По объяснению преп. Пимена Великого, помещенному в Алфавитном Патерике