что значит полис на бланке строгой отчетности
С нового года приобрести полис ОСАГО можно в виде электронного документа
С 1 января 2017 года все страховые компании, которые имеют лицензию на заключение договоров ОСАГО, обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде на всей территории Российской Федерации.
Соответствующие изменения в закон об ОСАГО были приняты по инициативе Банка России. Добровольно электронные продажи полисов ОСАГО осуществлялись страховщиками с 1 июля 2015 года, за этот период было продано несколько сотен тысяч электронных полисов. Онлайн-продажи позволят существенно повысить доступность услуги ОСАГО и поднять сервис страховщиков на качественно новый, отвечающий современным требованиям финансового рынка уровень.
Купить полис можно на сайте страховой компании в интернете, не выходя из дома, при этом доступ к сайту страховой организации может осуществляться через сайт Российского союза автостраховщиков. Любые другие способы приобретения электронного полиса – через агентов и других посредников – незаконны. Проверить, есть ли у компании действующая лицензия, можно на официальном сайте Банка России www.cbr.ru или на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) www.autoins.ru.
Необходимо отметить, что приобрести электронный полис ОСАГО теперь смогут водители-новички, сведения о которых не содержатся в единой информационной базе. Кроме того, купить электронную страховку можно будет и на новый автомобиль.
Для оформления электронного полиса ОСАГО необходимо пройти регистрацию на сайте страховой компании и получить от нее идентификаторы для доступа в личный кабинет – логин и пароль. Идентификаторы передаются автовладельцу по электронной почте, СМС-сообщением либо при личном обращении в офис страховой компании. Для покупки полиса ОСАГО после авторизации на официальном сайте страховщика необходимо заполнить заявление в электронной форме.
Страховая компания обязана предоставить возможность оплаты электронного полиса ОСАГО банковской картой на своем официальном сайте. Дополнительно страховщиком могут быть предложены иные способы оплаты. Электронный полис ОСАГО будет отправлен на адрес электронной почты, указанный при регистрации на сайте страховой компании или при первом входе в электронный личный кабинет там же. Электронный полис также будет храниться в личном кабинете. Автовладелец также по желанию может получить полис ОСАГО на бланке строгой отчетности, при этом необходимо будет оплатить услуги почтовой доставки. Бумажный полис на привычном бланке строгой отчетности и полис в электронном виде абсолютно равнозначны с точки зрения законодательства.
Автовладельцу, заключившему договор ОСАГО онлайн, необходимо распечатать бланк полиса и возить с собой для предъявления сотрудникам полиции при необходимости.
Реализация данной меры позволит автовладельцам сэкономить время в очередях, избежать необоснованного отказа страховых организаций от заключения договора ОСАГО и навязывания дополнительных услуг. Возможность застраховать свою гражданскую ответственность не выходя из дома особенно важна для граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, где нет офисов страховых организаций.
Страховые компании обязаны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов. Банк России установил специальные требования в этом направлении, которые должны будут соблюдать все страховщики. Это позволит избежать ситуаций, когда сайты постоянно «висят» или закрыты на технологические работы и приобрести полис в связи с этим невозможно. Так, например, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания будет обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22.00 до 08.00 по московскому времени.
Кроме того, информационные системы страховщиков и РСА должны быть настроены таким образом, чтобы обеспечить заключение договора в течение 30 минут с момента направления через сайт надлежащим образом оформленного заявления на страхование. Это позволит пресечь такие злоупотребления, как, например, длительный показ рекламы во время покупки.
Банк России будет контролировать, как страховщики соблюдают требования по бесперебойности продаж электронных полисов ОСАГО.
Как предъявлять электронный полис ОСАГО
Как предъявить полис ОСАГО в ГИБДД? Можно ли ограничиться копией на мобильном устройстве или необходима распечатка?
Начиная с 2017 года документы приобрели электронную форму. Вследствие этого водители не до конца понимают, как предъявить электронный ОСАГО ГИБДД в случае остановки транспортного средства. Также автовладельцы задаются вопросом, нужно ли по привычке возить бумажный носитель страховки? Данные нововведения регулируются на уровне законодательства, поэтому полезной информации по этому поводу достаточно. Далее разберёмся, как быть, если есть электронное ОСАГО, что предъявлять ГИБДД — распечатку или же номер страхового полиса.
Электронный полис Е ОСАГО
В ситуации, когда возникает ДТП, понесённый ущерб пострадавшей стороны возмещает страховая компания. При отсутствии обязательного полиса виновнику ДТП придётся выплачивать компенсацию из личного бюджета. Обязательная защита предусмотрена законодательством РФ и должна быть у каждого автовладельца. Выезд на дорогу без полиса запрещён на законном уровне и грозит водителю штрафами.
Электронный ОСАГО — как предъявить инспектору ГИБДД
Автоводитель любого средства передвижения должен иметь при себе документ обязательного автострахования или распечатанные на бумаге сведения о заключённом соглашении. Кроме того, водитель имеет полное право возить с собой страховку в электронном варианте и передавать все необходимые данные для проверки сотрудникам госорганов. Об этом говорит статья 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 № 40-ФЗ.
Предъявлять электронный ОСАГО ГИБДД удобно, тем более что такой документ по назначению не отличается от своего бумажного собрата. После приобретения данной страховки можно распечатать её сразу при оформлении или позже через личный кабинет на ресурсе организации. После чего распечатка предоставляется при проверке сотруднику ДПС.
Второй вариант — скачать нововведённую версию на смартфон или планшетный компьютер. Некоторые сотрудники ДПС не возражают против такого документа, но из-за того, что программа пока недостаточно развита отмечаются негативные прецеденты. Должностное лицо проверяет действительность страховки посредством входа в базу Российского Союза Автостраховщиков, однако, далеко не у всех инспекторов есть доступ к такому порталу.
Как получить электронный полис
Оформление этого вида программы не отличается от обычной процедуры покупки стандартной страховки. Чтобы получить данную версию, необходимо совершить несколько несложных действий:
После того как услуга будет оплачена информация попадает в единую автоматизированную базу, а полис направляется на эл. почту автовладельца. Не лишним будет убедиться в действительности полиса путём введения номера бланка в выдаваемую сайтом РСА форму.
Для этого необходимо зайти в раздел «ОСАГО», найти подраздел «Проверить» и ввести во вновь открывшееся поле требуемые данные. После проверки внесённых сведений клиенту предоставляется возможность ознакомления со статусом документа.
Обязательно ли возить с собой бумажный полис
В середине 2015 года МВД РФ направило в службы ГИБДД письмо с рекомендациями о действиях в случае предоставления нового вида документа. В нём было предписано проверять легитимность (достоверность) полиса посредством входа в базу Российского Союза Автостраховщиков. Это говорит о том, что автовладелец не обязан возить с собой бумажный полис. При этом нужно учитывать то, что в дороге может произойти любая ситуация.
Например, гаджет, на котором хранится номер и сведения о документе, разрядился или вышел из строя. Между тем время не терпит — сотруднику ДПС безотлагательно нужно узнать данные страховки. В этой связи страховые компании советуют иметь при себе заверенную печатью страховщика копию документа. То есть водитель тем самым предъявляет распечатку не в целях удостоверения факта страхования, а лишь для предоставления должностному лицу достаточных данных для такой проверки.
Нужно ли заверять распечатанный полис в компании
Дополнительного заверения распечатки полиса в виде «мокрой» печати законодательством не требуется. На документе уже стоит дистанционная подпись организации. Однако все цифры, номер полиса, данные об автотранспортном средстве должны быть чётко пропечатаны и хорошо видны. Самое главное в оформлении на сайте страховой компании — получить на свою электронную почту подтверждение.
Требования к дистанционной версии страховки (точнее, к её цвету) не установлены. Страховые агенты часто советуют распечатывать полис с помощью принтера, после чего заверять документ непосредственно в офисе компании. При этом и сохранённый документ на телефон, и заверенная распечатанная версия имеют одинаковую юридическую силу, так как данные будут идентичными. Есть ещё один вариант — автовладелец при оформлении полиса через интернет указывает на необходимость получения документа на фирменном бланке организации. Такая услуга бесплатна.
Что делать, если инспектор не признаёт предъявленный электронный полис
Бывает, что сотрудник дорожно-патрульной службы не признаёт достоверность интернет-формы, требуя исключительно бумажный вариант, оформленный в офисе страховой компании. Помните — и электронный документ, и бумажный на фирменном бланке — равнозначны. Если у должностного лица нет возможности проверить данные страховки на месте, на водителе нет никакой вины.
В случае, когда инспектор ДПС продолжает настаивать на показе бумажного документа на бланке, ему следует напомнить о нововведении. Все работники дорожно-патрульной службы проходили инструктаж по указанному вопросу, поэтому требование о предъявлении бумажного носителя — неправомерно.
Выписанный при таких обстоятельствах штраф считается незаконным, поэтому его можно будет обжаловать. Для начала следует:
Это касается тех ситуаций, когда полис действительно зарегистрирован в общей информационной базе.
Если документ легитимный, не стоит бояться отстаивать свои права. Законодатель, принимая изменения, учитывал интересы владельцев транспортных средств, поэтому при обращении в судебные инстанции закон будет на стороне водителя.
Как ДПС проверяет полис на подлинность
Ушли те времена, когда сотрудники госорганов проверяли распечатанный на специальном бланке полис на предмет его срока действия и данных водителя ТС. Теперь новые полисы хранится в базе Российского Союза Автостраховщиков. В таком случае действительность документа проверяется посредством входа на специальный портал мультисервисной телекоммуникационной сети МВД. Для этого сотруднику потребуется войти в базу, указать регистрационный номер и VIN-код автомобиля, а затем запустить поиск.
Не только должностные лица, но и граждане могут проверить полис на официальном сайте РСА. Алгоритм действий практически аналогичный.
Достоинства и недостатки Е ОСАГО
Дистанционный документооборот имеет неоспоримые достоинства:
Есть и минусы у такого нововведения:
Ещё один существенный недостаток — длительность процесса идентификации. Ввиду неотлаженной работы информационного портала сотрудники ДПС тратят много времени на проверку данного вида полиса.
Как выглядит эдектронный полис ОСАГО
Чтобы не стать жертвой мошенников, продающих поддельные полисы, важно знать, как проверить документ на его подлинность. Для этого потребуется:
Если появилась строка со значением «Находится у страхователя», это говорит о том, что страховка действительна и имеет юридическую силу. При появлении статуса «Находится у страховщика» можно судить о том, что бланк выдан автовладельцу, но сведения пока не внесены в единую информационную базу.
Когда на экране отображается «Напечатан производителем», значит, бланк готов, однако, он ещё не передан в филиал страховой. Если документ поддельный или недействителен, отображается определение «Потерял силу или утерян».
Сколько стоит электронный полис
Стоимость данной программы равна стандартному варианту, а в некоторых случаях даже дешевле. Многие компании предлагают страховку по сниженной стоимости, если клиент оформит её онлайн. На цену влияют такие факторы, как:
Кроме того, на стоимость страховки влияет и период страхового соглашения. Это может быть 3, 6 или 12 мес. Самое выгодное предложение — 1 год. В остальных случаях автовладельцу придётся переплачивать.
Где можно купить Е ОСАГО
Практически все компании предоставляют возможность приобретения данной версии программы, но есть исключения. Ниже представлен перечень организаций, в которых данная услуга успешно работает и пользуется большим спросом:
Прежде чем отдать предпочтение той или иной организации, обязательно ознакомьтесь с отзывами, например, на автофорумах. Второй этап — расчёт стоимости страховки. Третье — внимательное ознакомление с соглашением. Если ответственно подойти к этим рекомендациям, выбор компании, предоставляющей страховые услуги, принесёт максимально положительные результаты.
ОСАГО на бланке строгой отчетности и как оформить полис на БСО
Законопослушные водители обязательно ездят с ОСАГО, поскольку этот документ является обязательным. Его разновидностью является БСО. Наверное, не многие знают, что это. Однако при получении электронной страховки такой документ может потребоваться. Разберемся, нужен ли полис ОСАГО на бланке строгой отчетности. Если да, то какие его функции?
Что такое бланк строгой отчетности (БСО) в страховании
Оформляя электронный ОСАГО, автовладелец может столкнуться с необходимостью получить полис на БСО, но что это такое, вряд ли он знает.
БСО – это бланк строгой отчетности. Если рассматривать его именно в страховании, то этот документ подтверждает подлинность ОСАГО, является заменой оригинала. Это альтернатива бумажному варианту страховки.
Примечание! С 1 января 2017 года страховые компании заключают электронные полисы, поскольку такой тип страховки значительно упрощает процедуру ее получения и проверки. Оформить ОСАГО можно, не выходя из дома.
У автовладельца есть возможность выбирать – заказать электронный или бумажный вариант. Если он говорит, что хочет полис на БСО, то это значит, что ему выдается бумага на руки, которую он может предъявить сотрудникам ДПС.
Однако именно электронный вариант пользуется популярностью среди водителей, так как его можно оформить и получить через интернет в любое удобное время. Но у него есть существенный недостаток. Возникает риск обмана. Связавшись с мошенниками, можно купить поддельный документ. Бланк БСО вряд ли окажется фальшивым, так как в нем указывается вся необходимая информация.
Еще один минус Е-ОСАГО в том, что его нужно распечатать, о чем может забыть водить и с мыслью, что автогражданка куплена, ездить без нее до тех пор, пока не остановят сотрудники ДПС.
Нужно ли оформлять автогражданку на БСО
Это не обязательно. Согласно ст. 12.3 КоАП, водитель обязан иметь при себе права и ОСАГО, но в законе конкретно не указывается, в каком виде должен быть документ. Однако сама формулировка «иметь при себе» наталкивает на мысль, что страховка должна быть на руках владельца авто, чтобы он мог предъявить ее сотрудникам ДПС в случае остановки. Если же автогражданка у водителя есть, но она физически отсутствует при проверке, то придется платить штраф.
Примечание! За езду без ОСАГО накладывается штраф в размере 500-800 руб.
В каком виде получать полис, решает сам водитель. Электронный документ имеет такую же силу, как и бумажный. Его можно распечатать или сфотографировать на смартфон и предъявлять при проверке сотрудниками Госавтоинспекции. Тем более, что в соответствии с законом об ОСАГО 40-ФЗ, страховые компании обязаны выдать именно Е-ОСАГО. На руки каких-либо бумаг застрахованный не получает. После подписания страхового договора на почту приходит сам полис в pdf формате. Он обязательно должен содержать электронную подпись и печать компании. Если их нет, то документ теряет юридическую силу.
Прежде чем использовать Е-ОСАГО, стоит проверить внесенную информацию. Если есть ошибки, то необходимо сразу обращаться к страховщику, использовать страховку нельзя, так как она считается недействительной.
По желанию автовладельца, вместо Е-ОСАГО или совместно с ним может быть выдан бланк строгой отчетности. Получить его можно в офисе страховщика или по почте, но в последнем случае транспортные расходы ложатся на застрахованного.
Довольно часто водители вместо Е-ОСАГО выбирают БСО. Они считают его более практичным и внушающим доверие. В бланке содержится больше информации, человек лично обращается за оформлением, может запросить лицензию и другие документы, подтверждающие деятельность компании. Уже точно понятно, что подпись и печать в полисе не поддельные, а настоящие, так как они ставятся в присутствии застрахованного.
Порядок оформления автогражданки на БСО
БСО – официальный документ, имеющий юридическую силу. Он выпускается в бумажном, а не электронном виде, значит, и получаете вы его на руки в офисе СК. По эл. почте его не пересылают.
Обратившись в офис СК, нужно предупредить, что вы хотите именно полис на бланке строгой отчетности, а не электронный документ, иначе сотрудники начнут оформление последнего. Весь процесс займет не больше 30 мин.
Выдачей бланков строгой отчетности занимаются все СК, которые входят в союз автостраховщиков. К ним принадлежит СОГАЗ, РЕСО, ВСК, Ингосстрах, Альфа Страхование и другие.
Примечание! Выдачей ОСАГО на БСО занимаются и другие страховые, однако они являются посредниками, поэтому за их услуги придется переплачивать. А еще возрастает риск связаться с мошенниками.
Итак, для оформления БСО необходимо:
Бланк выдается в день обращения, необходимо подождать лишь, пока его заполнят.
Стоимость полиса
По закону, стоимость ОСАГО зависит от технических параметров авто, а именно влияют: мощность двигателя, марка, год выпуска, назначение автомобиля (для личных потребностей или бизнеса).
Ценообразование в страховании машин контролируется законодательством РФ. Несмотря на это, автогражданка у разных СК может стоять по-разному. Это из-за того, что они используют большие ставки или другие формулы расчета.
Примечание! Стоимость полиса будет выше у посредников, поэтому лучше обращаться в СК с рейтинга РСА.
Цена ОСАГО варьируется в пределах 5 тыс. руб. в зависимости от мощности авто. На стоимость никак не влияет вид страховки. Не важно, будет это электронный документ или БСО. Цена остается аналогичной. Если же страховщик настаивает на доплате, то нужно просить документальное обоснование повышения стоимости.
Какие документы понадобятся
Примечание! Если авто будут управлять несколько человек, то стоит их всех вписывать в полис, иначе возникнут проблемы с ДПС. В страховую нужно взять паспорта и права всех этих лиц.
Как проверить БСО на подлинность
Если водитель решил оформить именно такой тип автогражданки, то стоит проверить его на подлинность. Неполная информация в бланке делает его недействительным.
Документ должен содержать:
Если эти данные есть, то переживать не стоит.
Для большей уверенности можно воспользоваться сервисами проверки страховых документов. Например, посмотреть по базе РСА или же на сайте страховщика.
Можно ли заменить Е-ОСАГО на полис на БСО
Если по каким-либо причинам у владельца электронного полиса ОСАГО возникло желание поменять его на БСО, то это возможно. Чтобы получить бумажный вариант, нужно обратиться к своему страховщику. С собой обязательно взять Е-ОСАГО. Без него оформление БСО невозможно.
Сотрудники проверят всю информацию и выдадут полис на бланке строгой отчетности. Но за эту услугу может взиматься плата, поэтому прежде чем хотеть поменять, стоит задуматься о целесообразности замены.
С точки зрения законодательства, БСО и Е-ОСАГО равносильны, поэтому при выборе страховки человек в большей степени должен руководствоваться собственными предпочтениями: каким документом ему удобнее пользоваться, какой внушает доверие и проще оформить.
Видеофайлы
Что такое полис на БСО?
Полис автогражданской ответственности или сокращённо ОСАГО уже давно вошёл в число обязательных для водителя документов. Большинство автомобилистов являются законопослушными гражданами и ежегодно оформляют данные документ. Многие слышали и про такой ОСАГО, как БСО, не совсем понимают, что такое полис на бланке строгой отчётности (БСО). Попробуем разобраться в этом вопросе.
Определение
Если рассматривать бланк строгой отчётности в сфере страхования, то это документ, который имеет юридическую чистоту и выступает в качестве гарантии подлинности и заменяет кассовый чек. Иными словами, это бумажный вариант страхового полиса. На сегодняшний день страхователь самостоятельно может выбрать тип страховки: электронный или на БСО.
Электронный ОСАГО имеет преимущества, поэтому и оформляется он гораздо чаще, чем обычный бумажный полис. Купить Е-ОСАГО гораздо проще, можно даже не выходить из дома, но бумажный полис на бланке отчётности содержит всю информацию, которая определена законом и навряд ли будет поддельным.
Что должно быть на бланке
Бланк строгой отчётности имеет в себе следующие данные:
Обязательно ли оформлять ОСАГО на БСО
Часто водители предпочитают оформлять именно такие документы, ведь они содержат не только полную информации о фирме, но и подпись лица, которое оформляло его. Это внушает больше доверия, чем электронный образец полиса с непонятной печатью. Хотя по закону же электронный полис так же имеет юридическую силу и может использоваться водителями, как и оригинальный документ.
Что необходимо для получения плиса на БСО
Если вы хотите получить ОСАГО именно на бланке строгой отчётности, то стоит лично обратиться к поставщику услуг. Не стоит забывать, что страховщик обязательно должен входить в Российский Союз Автостраховщиков. Компании посредники могут предоставить только электронный вариант полиса, но в таком случае выгодно оформить ОСАГО самостоятельно и не переплачивать за услугу.
Перед визитом к страховщику следует позаботиться и подготовить все необходимые документы:
Стоимость полиса на БСО
Расчёт стоимости полиса ОСАГО утверждён законодательством, поэтому ни электронный вариант, ни оригинальный не может стоить по-разному. К тому же все компании обязаны делать просчёт по установленным критериям, поэтому цена договора у всех страховщиков одинакова. Стоимость может быть выше, если вы обратились к посредникам, ведь они взимают плату за свои услуги, повторюсь, они делают только электронные ОСАГО.
Можно ли поменять электронный полис на полис на БСО
На сегодняшний день поменять Е-ОСАГО на полис БСО возможно. Но для этого понадобится вновь явиться к поставщику страховых услуг вместе с электронным документом. Сотрудники не могут отказать в данной услуги. Они обязаны проверить все данные электронного документа и проверить его подлинность, а затем выписать полис на бланке строгой отчётности.
Заключение
Бланк строгой отчётности ОСАГО — это оригинальный документ, который выполнен при личном визите к страховщику. Данный документ имеет в себе установленную законом информацию об услуги и её стоимости. Но не стоит забывать, что страхователь может самостоятельно выбирать вид документа и электронный ОСАГО является юридическим документом, поэтому и разрешён для оформления. Оформлением полисов на БСО занимаются все страховые компании, которые входят в РСА: СОГАЗ, ВСК, РЕСО, Ингосстрах и так далее.