что значит полное наименование организации
Юридическое название организации: что это, примеры
Выбор наименования организации – не менее важный момент, чем разработка бизнес-плана, составление финансовой схемы и другие этапы запуска стартапа. Правильно выбранное название юридического лица позволит создать необходимый имидж ассоциации у потребителя, повысить уровень доверия контрагентов и закрепить позиции на рынке товаров или услуг.
И сегодня мы расскажем, как выбирать наименование для будущего предприятия, какие правила требуется соблюсти и какое юридическое название организации у «Пятерочки» и других компаний.
Каким должно быть название:
Но помимо творческой составляющей, есть и юридические нюансы, которые следует учитывать при формировании наименования компании.
Что подразумевается под названием организации
Нормативными документами допускается регистрация нескольких видов предприятий: обществ с ограниченной ответственностью, публичных и непубличных акционерных обществ, товариществ, крестьянских фермерских хозяйств, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Все они обязаны иметь юридическое название.
Это правило не касается индивидуальных предпринимателей. ИП идентифицируются по фамилии и имени зарегистрированного лица.
Какие существуют требования со стороны законодательства
Выбор и формирование структуры наименования компании регламентируются Федеральным законом № 14-ФЗ от 08.02.1998 г. и Гражданским кодексом РФ (Ст. 1473).
Так, они устанавливают основные правила и требования, которые для удобства приведены в таблице.
Требования к названию
Обязанность или право
Полное юридическое название организации
Общество с ограниченной ответственностью
Полное наименование на иностранных языках или языках народов РФ
в русской транскрипции
Сокращенное наименование на иностранных языках или языках народов РФ
в русской транскрипции
Самыми популярными сокращениями для торговых, производственных фирм являются сокращения:
Запрещается использовать полные, сокращенные названия государств и производные слова от них. Например, компании с наименованиями ООО «Испания» или ООО «Английский двор» могут не пройти процесс регистрации в налоговых органах, а вот ООО «Лондонский чайный дом» препятствий не встретит.
Аналогично ситуация обстоит с использованием официальных наименований госорганов, структур, общественных объединений. Например, ООО «Администрация Губернатора» встретит много вопросов со стороны регистрирующего ведомства.
Также проблемным будет название ООО «Доставка продуктов», т. к. отображает только вид деятельности. Но ООО «От заказа до доставки полчаса» вполне может быть рабочим вариантом, более того, такое имя компании позволит обособиться от конкурентов и заявить покупателю о своем уникальном предложении.
Сокращенное и полное названия юридического лица
Для коммерческих организаций полное юридическое наименование подразумевает присутствие словосочетания «Общество с ограниченной ответственностью», указание на род деятельности и название компании.
Например, Общество с ограниченной ответственностью, строительная компания «Вавилон».
Сокращенное название будет включать аббревиатуру ООО. В этом случае оно может выглядеть следующим образом: ООО СК «Вавилон».
В названии можно использовать и различные комбинации от словосочетаний. Выбрав в качестве имени общества «Наталья, Ирина, Кристина и семья», можно получить сокращенный вариант «НИК и семья».
Среди всемирно известных метод сокращения использовала и компания «Билайн», юридическое название организации которой ПАО «ВымпелКом». Полное же наименование звучит как ПАО «Вымпел-Коммуникации».
В документах (договоры, доверенности, приказы, письма и т. д.) допускается использовать оба варианта написания имени компании.
Языки, цифры и числа в названии
Создатели бренда «МегаФон» тоже пошли по пути сочетания иностранных и русских слов. Так описывает свои мысли один из участников создания бренда:
Если планируется работа на международном уровне
В этом случае учредители могут воспользоваться правом создания названия на иностранном языке с транслитерацией его на русский язык в полном наименовании.
Хотя, можно пойти по примеру федеральной сети магазинов «Пятерочка», юридическое название организации которой ООО «АГРОАСПЕКТ». Владельцем же является компания «Х5 Ритейл Групп», а наименование закрепилось как бренд.
Кто может использовать слова «Россия», «Мос» и их производные
Раньше многие владельцы в название компании включали слова «Россия», «российский» и т. д. Считалось, что это придает статусность организации, вызывает больше доверия и создает впечатление «глобальности» предприятия, даже если под офис использовалось небольшое помещение где-то на окраине города.
В настоящее время право на использование названия государства и производные слова с корнем «рос» нужно «заслужить» и получить специальное разрешение, которое оформляется Минюстом.
Получить разрешение может компания, которая отвечает следующим критериям:
Заявление о намерении использовать однокоренные слова от названия страны в уведомительном порядке подается в Минюст, где рассматривается в течение месячного срока.
Аналогичное разрешение требуется получить и при намерении использовать слова «Москва», «Мос» и производных от них, оформлением которых занимается межведомственная комиссия в столице РФ.
Нужно ли соблюдать правило уникальности
Согласно Гражданскому кодексу, юридическое лицо имеет преимущественное и единоличное использование зарегистрированного названия. Однако при постановке на учет, проверка уникальности названия не является обязанностью налоговых органов. Проверку необходимо выполнять самостоятельно непосредственно владельцам организации.
Почему не стоит заниматься плагиатом? Если несколько компаний имеют сходные или тождественные названия, занимаются одним видом деятельности, то организация, зарегистрированная ранее остальных, имеет право подать в суд на другие предприятия за использование своего названия. И такие случаи происходят на протяжении многих десятилетий. Например, в Челябинске старейшая организация и магазин «Детский мир» получила иск от федеральной сети с одноименным названием о незаконном использовании интеллектуальной собственности. Обе занимаются торговлей детскими товарами, имеют одинаковое наименование. Челябинцам пришлось отстаивать свои права на продолжение работы «Детского мира» в судебном порядке.
Название с точки зрения маркетинга
Вот тут можно проявить всю фантазию, на которую только способен человек. В качестве основных принципов можно выделить следующие требования к названию:
Где можно черпать вдохновение
В качестве отправных пунктов для мозгового штурма можно взять фамилию или имя владельца. В истории бизнеса есть множество компаний и брендов, носящих фамилию создателя, например, Форд, Кавасаки, Давыдофф, Тинькофф и т. д. До международного уровня, конечно, нужно еще дорасти. Но можно попытаться сделать название более уникальным и запоминающимся, например, «У Петровича в Заречье», «От Анастасии с Пушкинской», «Шашлык от Арсена», «Плюшки от Варюшки».
Используя английские слова, можно тоже повысить уникальность имени организации и выделить ее, как ориентированную на западные стандарты. Парикмахерские, салоны красоты чаще используют приставку «стайл», предприятия общепита – «стрит» и «фуд», тренажерные залы – «лайт».
Экспериментируйте! И, возможно, ваше название через пару лет станет известным на территории всей страны.
Процесс регистрации и внесения изменений
Название присваивается компании в момент регистрации юридического лица и внесении данных об организации в единый государственный реестр (ЕГРЮЛ).
Процедура заключается в формировании пакета документов и подачи заявления в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия.
Необходимый список документов на регистрацию включает в себя:
Внесение изменений возможно в любой момент деятельности юридического лица, но следует учитывать, что процедура влечет дополнительные расходы на изготовление печати, замену имеющейся лицензии, оплату госпошлины, юридические услуги по разработке пакета документов.
Помимо этого, требуется предоставить новую банковскую карточку в обслуживающий банк с образцом печати, внести записи об изменении наименования в трудовые книжки сотрудников, обновить формы документооборота и внутренние регламентирующие документы. Не лишним будет уведомление контрагентов об изменении названия.
Узнать, как найти юридический адрес организации по названию, можно в следующем разделе статьи.
Что можно узнать по названию компании
Наименование организации может быть источником и для сбора информации о контрагенте. Для этого достаточно будет ввести имя предприятия в поисковую строку в сервисе налоговой службы. При наличии зарегистрированного юридического лица в базе ИФНС будет отображена информация об учредителях, размере уставного капитала, видах деятельности. Юридический адрес по названию организации можно найти на этом же сайте в выписке из ЕГРЮЛ.
Что еще можно посоветовать будущим предпринимателям? Хочется верить, что бизнес-идея переживет этап стартапа и однажды превратится в стабильную и известную компанию. Поэтому стоит вспомнить и об истории развития таких компаний как Xerox и Google. Ведь благодаря названиям этих известнейших гигантов их имена стали производными для слов «отксерить» и «гуглить».
Надеемся, теперь вы знаете все требования законодательства, которые действуют на территории РФ и сможете самостоятельно не только выбрать для своей компании достойное название, не нарушая прав интеллектуальной собственности других предприятий, но и ответить на вопрос, как узнать юридический адрес по названию организации.
Что такое наименование организации? Как назвать фирму
Наименование организации указывается в учредительных документах. Гражданский кодекс не содержит каких-либо указаний о том, как должна называться фирма, кроме некоторых ограничений, о которых мы расскажем ниже. Главное – указать организационно-правовую форму. Также в учредительных документах должно содержаться полное наименование организации и сокращенное (при наличии).
Последнее – вовсе не обязательное условие при регистрации. Можно обойтись одним, однако часто это затрудняет бюрократическую работу. К тому же сокращенное наименование организации может значительно сэкономить бюджет. Подробнее эти вопросы разберем в данной статье.
Понятие
Наименование организации – это название, имя фирмы, которое подается в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц (ЕГРЮЛ). «Как корабль назовешь – так он и поплывет» – мудрость, проверенная временем. На сегодняшний день есть узконаправленные специалисты в области нейминга (помощь в поисках оптимального названия) и брендинга (создания узнаваемого образа). Мы затронем правовой аспект данного понятия, разберем, как влияет смена наименования организации на дальнейшую деятельность.
Обязательное использование слов в наименовании
Выше мы уже отмечали, что Гражданский кодекс не содержит каких-либо регламентаций, требований, предъявляемых при создании запоминающегося имени предприятия. Однако существуют определенные сферы деятельности, в которых некоторые слова обязательны:
По такой же логике запрещается наименование организации, которое будет вводить в заблуждение потребителей. К подобным примерам можно отнести слова «микрофинансовая организация», «ломбард», «биржа» для компаний, которые никак не связаны с той деятельностью.
Сокращенные наименования
Сокращенные наименования, как правило, применяются в тех организациях, которые обязаны включать те или иные слова. Это значительно увеличивает полное наименование. Возникают сложности, связанные с изготовлением вывесок, бланков, печатей и др. Также длинные названия трудно воспринимаются потребителями, сложно создать узнаваемый бренд. Гражданский кодекс не запрещает параллельное использование сокращенного наименования в повседневной деятельности.
Наименование организации: образец
Итак, в законе можно использовать два названия. Первое должно полностью соответствовать всем пунктам Гражданского кодекса, например, Общество с ограниченной ответственностью «Приморский лес», Некоммерческая организация «Достойное будущее». Согласимся, подобные длинные названия будут создавать трудности в повсеместной работе. Сокращенные наименования могут выглядеть так: ООО «Приморский лес», НКО «Достойное будущее». Также разрешается иметь дополнительное наименование на английском языке, на языке коренных и малых народов России.
Чего нельзя использовать в официальных наименованиях
В фирменное наименование организации законодательно запрещено включать:
Последний пункт является субъективным. Много возникает различных споров и мнений на этот счет. Однако здравый смысл в них побеждает, и мы не видим на витринах магазинов надписи, которые вызывают у нас негативные ассоциации. Конечно, всегда находятся недовольные, но это сугубо индивидуальные случаи, массово они не выражены.
Что касается официальных названий государств, то и здесь есть некоторое непонимание: можно ли использовать название «Россия» или «Российская Федерация»?
Название нашей страны допускается только по разрешению. Его порядок устанавливает Правительство.
Право на исключительное использование
Государство на законодательном уровне борется с нечестной конкуренцией. Иногда нечестные предприниматели используют уже знакомый бренд в своих целях: они называют аналогично свои компании. Юридически это запрещено. Не допускается тождественное или сходное наименование. Исключение составляют различные сферы деятельности: например, две компании с одинаковым названием «Пересвет». Первая продает электронику, вторая – продукты питания. Подобный случай не будет противоречить законодательству, т. к. конкуренции между фирмами не существует.
Если две компании имеют одинаковое наименование, продают аналогичные товары или услуги, то правом исключительного использования обладает та, которая встала на учет в ЕГРЮЛ первой. Для второй могут наступить негативные последствия: возмещение убытков, связанных с неправомерным использованием. Кроме того, она обязана переименовать свое предприятие. Далее подробнее расскажем об этом.
Кто принимает решение о переименовании
Изменение наименования организации в обязательном порядке происходит по решению компетентного управляющего органа. Процедура не зависит от того, по какой причине она происходит. Суд не вправе сам переименовывать предприятие. Он может только обязать компетентные руководящие органы сменить вывеску. Порядок определен соответствующим федеральным законом в зависимости от организационно-правового характера. Например, функционирование акционерного общества регулируется федеральным законом от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Проводится собрание акционеров. На нем и принимается решение.
Смена наименования организации: образец приказа
Порядок переименования
Смена имени предприятия – затруднительный процесс. На практике крупные компании прибегают к ней крайне редко, в силу серьезных обстоятельств. Для переименования необходимо совершить следующие действия:
После переименования обязательно необходимо уведомить всех партнеров и контрагентов официальными письмами. Если на балансе предприятий числятся транспортные средства, недвижимость, товарные знаки, запатентованные изобретения и др. – также все придется перерегистрировать. Те, кто с этим сталкивался, знают, как сложно, например, получить патент на бренд в Росреестре.
Фирменное наименование организации
Компании, которая хочет выделиться на рынке, не обойтись без звучного и запоминающегося названия. Придумать интересный вариант можно самому или обратиться к специалистам по неймингу. Надо только учитывать, что фирменное наименование юридического лица должно соответствовать требованиям закона.
Как назвать ООО? Должно ли название организации быть уникальным? Какие ограничения есть при регистрации фирменного наименования? Давайте вместе разберемся в этой непростой теме.
Наименование юридического лица как способ индивидуализации
Обязанность иметь фирменное наименование юридического лица установлена статьей 1473 ГК РФ. Именно под этим названием ООО выступает в гражданском обороте, то есть участвует в сделках, получает права и обязанности. Это как имя у человека – без него нельзя вписаться в социум и коммуницировать с окружающими.
Но можно ли считать фирменное наименование ООО средством индивидуализации? На самом деле, частично, ведь под таким же названием может действовать другая компания.
И хотя 1471 ГК РФ защищает исключительное право использования своего фирменного наименования, но его надо отстаивать в суде. При этом должны выполняться следующие условия:
Должно ли название ООО быть уникальным
Так должно название компании быть уникальным или нет? Как мы уже сказали, Гражданский кодекс дает право защитить фирменное наименование юридического лица, но ведь не каждая организация таким правом воспользуется. Да и условие ведения аналогичной деятельности не всегда выполняется. В таком случае претензии к компании-тезке даже заявить нельзя.
Если же говорить о государственной регистрации, то ФНС не проверяет наименование ООО на уникальность. Налоговой службе это не требуется, потому что каждой компании присваиваются свои уникальные регистрационные коды: ИНН, КПП, ОГРН. Вот по ним ФНС и отличает одну организацию от другой.
Поэтому в государственном реестре юридических лиц можно встретить компании с тождественным, то есть полностью совпадающим, названием. Та же хрестоматийная «Ромашка» в разных видах упоминается в ЕГРЮЛ 2644 раза.
Конечно, в идеале название организации должно быть уникальным. Но если это невозможно, то хотя бы проверьте с помощью сервиса ЕГРЮЛ, в какой сфере действуют уже созданные компании, название которых вы хотите повторить. Если сфера та же самая, помните о риске попасть под судебное преследование по иску правообладателя.
Кроме того, фирменное наименование юридического лица может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. А это уже интеллектуальная собственность, которая регулируется другими статьями ГК РФ. Бесплатно проверить регистрацию названия в качестве ТЗ можно через официальный сайт Роспатента. Штрафы за использование чужого товарного знака (даже если знаком является просто название организации) могут достигать пяти миллионов рублей.
Требования к наименованию юридического лица
Однако уникальность фирменного наименования – это только один из важных критериев. В ГК РФ установлен еще ряд требований к названию организации.
Выбирая, как назвать фирму, помните, что нельзя использовать:
Такой запрет установлен, в первую очередь, чтобы не вводить в заблуждение контрагентов и потребителей. Ведь они могут решить, что имеют дело с официальными структурами.
Но в отношении слов «Российская Федерация», «Россия» и производных от них сделано исключение. Их можно использовать, если выполняется ряд условий, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 03.02.2010 N 52. Например, если не менее 25% уставного капитала общества находятся в собственности Российской Федерации.
Подобные запреты устанавливают и некоторые субъекты РФ. Так, в Москве использовать словесные символы города в названии ООО можно только с согласия Геральдического совета столицы. Если вы хотите, чтобы наименование вашей компании включало в себя слова, указывающие на субъект РФ, уточните такую возможность в местной администрации. Возможно, что для этого тоже надо получать официальное согласие.
Кроме того, в названии ООО нельзя использовать обозначения, которые противоречат общественным интересам, гуманности и морали. Например, в Арбитражный суд г. Москвы по делу N А40-195593/14 обратилась организация, которая хотела сменить свое название на ООО «К. М. «ГосРегистрация». Налоговая инспекция вынесла решение об отказе, а суды поддержали позицию ИФНС.
В частности, апелляционный суд указал, что слово «госрегистрация» может вызвать стойкую ассоциацию с участием государства в деятельности организации. А это создаст недопустимые конкурентные преимущества, которые противоречат общественным интересам.
Что касается цифр, чисел, знаков препинания, специальных знаков, то прямого запрета на их включение в название компании нет. Но если у вас есть сомнения по этому поводу, то лучше заранее обратиться в ИФНС и уточнить такую возможность. Например, учредителю компании Оренбургской области пришлось пройти несколько судов, чтобы подтвердить свое право на использование знака амперсанд (&).
И еще один важный нюанс – название ООО не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Например, «Оптовая торговля» или «Строительство».
Сколько названий может быть у ООО
По закону компания должна иметь одно полное фирменное наименование на русском языке, в котором указывается его организационно-правовая форма.
Чаще всего полное название организации начинается с «Общество с ограниченной ответственностью», потому что это самая популярная правовая форма юридического лица. Сокращенное наименование, с аббревиатурой «ООО», иметь необязательно, но на практике его используют повсеместно.
Дополнительно к полному и сокращенному наименованию на русском языке организация вправе иметь одно полное и (или) одно сокращенное на любом языке народов РФ и (или) иностранном языке. Таким образом, максимально компания может иметь шесть наименований: три полных и три сокращенных (соответственно, на русском, иностранном и языке народов РФ).
Каким должно быть хорошее название
Итак, мы выяснили, какие требования предъявляет закон к фирменному наименованию ООО, но этого, конечно, мало. Ведь название должно помогать компании выделяться на рынке и формировать лояльную аудиторию.
Для этого можно использовать слова, которые ассоциируются с:
А еще название ООО должно хорошо восприниматься на слух, легко передаваться в устной и письменной форме. Однако практика показывает, что даже идеальное фирменное наименование не будет работать, если за ним ничего не стоит, и наоборот.
Чем, на ваш взгляд, может заниматься компания, в названии которой есть сочетание «дикие ягоды»? Косметикой, продуктами, БАД? Ни то, и ни другое. А ведь с этой компанией вы наверняка знакомы. Это Wildberries (Вайлдберриз) – крупнейший онлайн-ритейлер.
Произнести и написать это название для русскоязычного пользователя весьма непросто. Особенно если сравнить его с названием конкурента Lamoda. А ведь судя по всем критериям второй вариант просто идеален – отражает сферу деятельности, легко читается, произносится и запоминается как на русском, так и на английском языке. Тем не менее, Wildberries обошел Lamoda и по размеру аудитории, и по объемам продаж.
Как придумать название компании
Способов придумать название своей компании несколько. Во-первых, это может быть мозговой штурм учредителей с участием заинтересованных лиц, например, членов семьи и будущего руководителя. Наверняка у каждого из них найдутся свои примеры.
Во-вторых, можно изучить названия юридических лиц с помощью сервиса ЕГРЮЛ. Просто введите в него какое-либо слово, которое имеет отношение к сфере вашего бизнеса, и вы увидите много интересных вариантов.
В-третьих, можно заказать несколько названий компании у специалистов по неймингу. Но для этого придется заложить определенный бюджет, не всегда скромный.
А еще подобрать интересный список названий фирм помогут специальные программы-генераторы. Их можно найти через поисковые системы. Конечно, полученные результаты надо оценивать критически. Вот какой забавный пример названия для торговой компании мы создали с помощью генератора.
Как зарегистрировать фирменное наименование ООО
Фирменное наименование ООО присваивается в процессе регистрации самого юридического лица, отдельной процедуры нет. Для этого на первой странице заявления по форме Р11001 указывают полное и сокращенное название фирмы.
Если регистрация прошла успешно, фирменное наименование сразу вносят в государственный реестр – ЕГРЮЛ. Позже его можно изменить, например, из-за нового направления бизнеса или смены состава участников. В таком случае в налоговую инспекцию подают заявление по форме Р13014, и через несколько дней новое название компании будет отражаться в реестре.