что значит порог минимальной достаточности пенсионных накоплений
Что нужно знать о пенсионных накоплениях
Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:
Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.
В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:
При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.
До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.
В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).
Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Важно! В 2014-2022 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии
Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:
Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
Важно!
Если гражданин будет осуществлять смену страховщика чаще одного раза в пять лет, он может потерять инвестиционный доход, полученный предыдущим страховщиком. При этом если страховщиком гражданина является ПФР, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.
В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.
Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:
Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:
Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.
Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2021 года – 264 месяца. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 264 месяца.
Порог достаточности: сколько пенсионных денег могут снять казахстанцы
Иллюстративное фото: freepik.com
В своем недавнем обращении Президент Казахстана сообщил о возможности использования населением части своих пенсионных накоплений. О том, кому именно и на каких условиях разрешат снимать деньги, читайте в материале Нурфин.
Вопрос об использовании части пенсионных накоплений обсуждался долгое время.
После официального озвучивания данной инициативы уже известны определенные критерии и условия снятия накоплений.
Об этих условиях сообщили в Министерстве труда и социальной защиты населения РК. Указывается, что снимать накопления можно будет уже в 2021 году.
На данный момент были представлены предварительные данные об этой программе.
На что можно потратить накопления
Часть пенсионных накоплений казахстанцы смогут использовать для:
Но при этом существуют ограничения и критерии для участия в этой программе.
Цели использования пенсионных средств. Источник: Министерство труда и социальной защиты населения РК
Порог достаточности
Этот термин означает, что только при достижении определенных условий можно снять деньги с пенсионного счета. Учитывается и возраст вкладчика.
Касается порог достаточности лиц трудоспособного возраста, то есть тех, кто еще не ушел на пенсию.
Размер порога достаточности объясняется так:
Это сумма, которая позволит обеспечить минимальную пенсию для каждого возраста с учетом будущих регулярных отчислений в размере 10% от дохода.
Например, чтобы 30-летнему казахстанцу снять пенсионные деньги, нужно иметь на счете более 2 518 000 тенге.
То есть именно эта сумма в будущем должна будет обеспечить минимальные пенсионные выплаты. При условии, что человек и далее до пенсии регулярно будет вносить 10% от дохода.
Соответственно, если в 30 лет есть 2 800 000 тенге накоплений, то такой вкладчик сможет позволить себе получить только 282 000 тенге.
Для граждан в 40 лет порог достаточности будет равен уже 3 437 000 тенге. То есть, если в 40 лет накоплено всего 3 500 000 тенге, то снять получится лишь 63 000 тенге.
В 50 лет порог достаточности равен 4 495 000 тенге. Чтобы снять, например, 500 000 тенге, нужно иметь на пенсионном счете почти 5 000 000 тенге. И так далее.
Порог достаточности для каждого возраста: Министерство труда и социальной защиты населения РК
Кто сможет снимать средства
Как сообщает Министерство труда, планируется охватить более 721 тыс. человек. При этом предлагается три категории граждан, которым будет доступна эта возможность.
Казахстанцы трудоспособного возраста
То есть работающие лица, которые имеют на своем пенсионном счете деньги, превышающие минимальный порог достаточности.
Предполагается, что их число составит примерно 529 700 человек.
Состоявшиеся пенсионеры
То есть вышедшие на пенсию казахстанцы. Они смогут получить до 50% от оставшихся на пенсионном счете денег.
Иллюстративное фото: freepik.com
Но есть важное условие: после снятия средств совокупный размер ежемесячной пенсионной выплаты не должен быть ниже 40% от зарплаты, которую он получал ранее.
То есть, если пенсионер ранее получал зарплату в 120 000 тенге, то после снятия денег он должен получать минимум 60 000 тенге в виде пенсии.
Предполагается, что будет охвачено около 178 400 пенсионеров.
При пенсионном аннуитете
Пенсионный аннуитет – договор со страховой компанией о пенсионном обеспечении, который позволяет выйти на пенсию пораньше.
Вклады из ЕНПФ передаются страховой компании, которая гарантирует выплату пенсии на одном уровне до конца жизни.
Иллюстративное фото: gettyimages.com / RossHelen
Для оформления аннуитета мужчины в 55 лет должны накопить 10 875 485 тенге. А женщины смогут уйти на пенсию на 8 лет раньше срока, если накопят 14 891 719 тенге.
При этом деньги на счете полностью передаются страховой компании. А воспользоваться можно будет только той суммой, которая будет больше суммы оформления пенсионного аннуитета.
То есть, если мужчина в 55 лет имеет 12 000 000 тенге накоплений, то он может оформить аннуитет по минимальному порогу – 10 875 485 тенге. Эти деньги уходят страховщикам, которые будут стабильно платить ему пенсию.
Оставшуюся на пенсионном счете сумму – 1 124 515 тенге – он сможет снять на указанные ранее цели.
По такой схеме планируется охватить 13 300 человек на пенсионном аннуитете.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
НОВОСТИ
О порогах достаточности для использования части пенсионных накоплений
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста» предоставил гражданам право использования части своих пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий, оплаты лечения, а также для передачи в инвестиционное управление частным управляющим компаниям.
Воспользоваться этим правом смогут вкладчики, которые, за счет перечисления регулярных и в полном объеме пенсионных взносов, сформировали накопления, превышающие порог минимальной достаточности и позволяющие в будущем получать пенсионные выплаты не ниже размера минимальной пенсии.
При этом пенсионные накопления, доступные для использования гражданами, включают не только обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы, но и полученный от их инвестирования инвестиционный доход.
В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан термин «порог минимальной достаточности пенсионных накоплений» включает фактическую сумму пенсионных накоплений вкладчика, а также его будущие пенсионные взносы и инвестиционный доход, которые позволят при достижении пенсионного возраста обеспечить ему пенсионный доход не менее минимальной пенсии. При этом в расчет принято, что будущие взносы будут отчисляться с доходов не ниже размера минимальной заработной платы. Если доходы будут выше, то порог минимальной достаточности будет сформирован быстрее, а выплаты после выхода на пенсию будут больше минимальной пенсии.
Методика и параметры для расчета порогов достаточности определяются постановлением Правительства Республики Казахстан и рассчитываются для каждого возраста отдельно. Предварительные размеры порогов минимальной достаточности пенсионных накоплений на 2021 год следующие:
Пороги минимальной достаточности пенсионных накоплений, тенге
НОВОСТИ
Как рассчитываются пороги минимальной достаточности?
В январе 2021 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста», который предоставил гражданам право использования части своих пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий, оплаты лечения, а также для передачи в инвестиционное управление частным управляющим компаниям.
Воспользоваться этим правом могут вкладчики, которые, за счет перечисления регулярных и в полном объеме пенсионных взносов, сформировали накопления, превышающие порог минимальной достаточности (ПМД). При этом пенсионные накопления, доступные для использования гражданами, включают не только перечисленные пенсионные взносы, но и полученный от их инвестирования инвестиционный доход.
Методика определения ПМД утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 октября 2013 года № 1042 (с изменениями и дополнениями от 6 января 2021 года).
Согласно Методике, величины ПМД рассчитываются для каждого возраста и учитывают повышение (индексацию) будущих пенсионных выплат и пенсионных взносов. При этом используются такие социальные показатели как минимальная заработная плата (МЗП), минимальная пенсия (МП), величина прожиточного минимума (ПМ), которые ежегодно индексируются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете». В связи с этим, расчет размеров ПМД производится ежегодно с учетом роста указанных показателей.
Также согласно Методике, для определения ПМД используются параметры, которые принимаются на ежегодной основе по представлению Министерства труда и социальной защиты населения Республик Казахстан и по согласованию с Министерством национальной экономики Республики Казахстан.
Поскольку на 2022 год увеличены размеры социальных показателей (в частности, размер МЗП повышен с 42 500 тенге в 2021 г. до 60 000 тенге в 2022 г. (или на 41%)), величины ПМД на 2022 год также выросли и указаны ниже:
Повышение порога достаточности: зачем это делается и что будет дальше
Логику решения о повышении порога достаточности в ЕНПФ объясняют экономисты.
ЕНПФ изменил порог достаточности на 2022 год для досрочного изъятия части пенсионных накоплений. В Фонде объяснили это грядущим изменением размера минимальной заработной платы, минимальной пенсии и прочим. Однако эксперты уверены, что истинный смысл этого решения совершенно в другом.
«Единый накопительный пенсионный фонд утверждает, что расчёт размеров порога достаточности производится ежегодно с учётом роста таких социальных показателей как минимальная заработная плата, величина прожиточного минимума, минимальная пенсия, которые ежегодно индексируются. Рост минимальной заработной платы в 2022 году составит 41% по сравнению с 2021 годом (60 000 тенге и 42 500 тенге, соответственно). Однако рост порога достаточности в среднем по всем возрастам составит 71%. Таким образом, порог достаточности вырастет почти вдвое, что не соответствует соотношению роста социальных показателей. Значит, увеличение роста порога достаточности зависит не только от роста социальных показателей, как утверждает ЕНПФ», – отмечает ведущий аналитик департамента консалтинговых услуг AERC Асель Майданова.
На 1 ноября 2021 года пенсионные выплаты на улучшение жилищных условий составили 1,98 млрд тенге, на оплату лечения – 49 млн тенге, а переводы в страховые компании – 50 млн тенге. То есть 95% пенсионных выплат составили выплаты на улучшение жилищных условий. В то время как пенсионные накопления составляли 13,2 млрд тенге.
«С одной стороны, необходимо понимать, что в основном в 2021 году свои пенсионные выплаты на улучшение жилищных условий смогло изъять население с высокой заработной платой, которое в ближайшее время так же сможет накопить порог минимальной достаточности, возможно поэтому ЕНПФ увеличил данный показатель.
Однако часть населения с низкой заработной платой, которая больше всего нуждалась в улучшении жилищных условий, не смогла изъять пенсионные накопления в 2021 году, а в следующем году из-за роста порога минимальной достаточности тем более не сможет. С другой стороны, важно помнить, что от сегодняшних пенсионных накоплений зависят пенсии будущих получателей, и с этим нужно быть аккуратнее», – отметила Майданова.
Финансовый консультант Расул Рысмамбетов считает, что решение о повышении порога достаточности показывает, что со стороны государства произошло «осознание проблемы» и того, что сам шаг по разрешению снятия пенсионных накоплений был ошибочным.
«Для начала решили за счёт пенсионного фонда решить социальные вопросы. А теперь, я думаю, увидели, что пенсионный фонд начал пустеть быстрее, чем рассчитывали. Поэтому и начали поднимать.
Это был предсказуемый, ожидаемый шаг, который к сожалению, не увидели те, кто лоббировал это всё. Это было предсказуемо и лишний раз говорит о том, что у нас в государстве внедряются меры без должного планирования. И лучше, наверное, в следующий раз такие меры просчитывать и планировать правильно», – подчеркнул он.
Эксперт отмечает, что особой пользы для граждан решение даже в первоначальном виде не принесло, наоборот – люди, у которых не хватало средств на покупку жилья и не было достаточного количества накоплений в ЕНПФ, не смогли и вряд ли смогут это жильё приобрести: цены на недвижимость выросли, а порог достаточности увеличен почти вдвое.
«Это решение было осуществлено, мягко говоря, недружелюбно. Сначала открыли кошелёк, люди пока примеривались – закрыли. Интересно, как это отразится на тех, кто уже подал заявку, но не успел купить жильё. Конечно, доверие к государству, к пенсионной системе снижается. Но не скажу, что оно было на высоком уровне. Так что всё нормально. Проблема в том, что у нас нет чёткого понимания, что делать с пенсионными накоплениями. Их надо вкладывать, их не надо отдавать государству, правительству, потому что правительство плохой менеджер. Так что…
хорошо, правильно сделали. Не жили богато – нечего и начинать. Мы увидели, что бедные люди вообще не смогли купить себе жильё. Зато очень хорошо на этом заработали строители. И мы понимаем, что изначально это всё и лоббировалось в пользу застройщиков. (…) Я думаю, надеюсь, что государство поймёт. Не надо деньгами пенсионными распоряжаться так, их надо правильно вкладывать. Будем считать, что это просто плохо посчитали. Иначе это можно расценивать как кражу средств из ЕНПФ в пользу застройщиков. Украли у собственного будущего», – считает Рысмамбетов.
Экономист Асет Наурызбаев считает решение о повышении порога достаточности правильным с точки зрения сохранения сути накопительной пенсионной системы. А само решение о раздаче части накоплений, по его мнению, было ошибочным. Однако в целом принятие таких решений, что первого, что второго, вызывает у него возмущение.
«Люди которые считают себя умнее нас – сегодня у них одно желание, завтра другое. Вчера к ним зашли люди, которые строят дома, и они сказали: «Да, окей, деньги раздадим из пенсионного фонда». Потом деньги кончились, и они говорят: «Что-то происходит, надо чтобы деньги опять собрались». И забрали обратно.
Поэтому, пока мы как общество молчим, эти люди о нас вытирают ноги. Вот что такое новый порог достаточности», – считает он.
Экономист уверен, что первоначальное решение о досрочном изъятии части накоплений нивелировало суть накопительной системы и в скором будущем приведёт к увеличению бюджетной нагрузки, поскольку государству придётся доплачивать людям определённые суммы, чтобы те не голодали. Поэтому он считает, что само решение было ошибкой. А за допущенные ошибки необходимо привлечь к ответственности инициаторов решений.
«Это решение снизит нагрузку на бюджет будущих поколений. Ведь что такое повышение порога достаточности? Это значит, что эти люди в старости будут получать более высокую пенсию, чем если бы был низкий порог достаточности. Вот о чём речь идёт. Значит, будущие пенсионеры будут получать более достойную пенсию. И меньше будет нагрузка на бюджет, чтобы доплачивать людям до той суммы, которая необходима для проживания.
Это правильное решение. А то, что было сделано с квартирами – это коррупционная сделка в пользу застройщиков. И эта сделка ещё ждёт своего следователя», – считает Наурызбаев.
Напомним, 3 декабря стало известно, что ЕНПФ изменил порог достаточности для досрочного снятия пенсионных накоплений для покупки жилья либо для лечения. С 2022 года ставки порога увеличиваются в среднем на 78-80%.