что значит последний довод королей
Что значит «последний довод королей?»
Интересные и развлекательные новости
Последний довод королей или «Ultima ratio regum»- — это фраза, пришедшая в настоящее время из глубины далекого прошлого.
Это выражение означает последнее средство или способ решения проблемы, когда все остальные, более адекватные меры или методы, были применены и не увенчались успехом. В основном фраза «последний довод королей» используется во время конфликтов или военных действий в роли последнего, решающего аргумента.
Эта идиома получила распространение благодаря Тридцатилетней войне (1618-1648 годы), в которой военный конфликт вовлек в большей или меньшей степени практически все страны европы. Кардинал Ришелье приказал отлить на стволах пушек слова «Ultima ratio regum». При этом в то время фраза означало другое- не крайнее средство решения проблемы, а решающее слово короля, которое должно раз и навсегда решить конфликт.
Позже это нововведение пришлось по нраву прусскому монарху. С 1742 года король Пруссии Фридрих II приказал на все пушки его армии наносить аналогичную надпись «Ultima ratio regis» (с латыни— «последний довод короля»).
Оказывается, что последний довод применяется и в современном уголовном праве. Принцип «ultima ratio» обозначает возможность подвергнуть лицо уголовному наказанию, как последнее средство влияния на подсудимого («ultima ratio»), если все другие средства гражданского и административного права исчерпаны или их использование неподходящее.
Что значит «последний довод королей»?
Последний довод королей или «Ultima ratio regum» (от латинского «ultimus «— «последний», «крайний». ratio — «разум», «метод» и regum — «король») — это выражение, которое дошло до нас из глубины веков.
Как правило, оно означает последнее средство или метод решения проблемы, когда все остальные, более адекватные меры или способы, были применены безрезультатно. Чаще всего фразу «последний довод королей» используют во времена конфликтов или военных действий в качестве последнего, решающего аргумента.
Данная идиома распространилась благодаря Тридцатилетнее войне (1618-1648 годы), в которой военный конфликт затронул в разной степени почти все европейские страны. Кардинал Ришелье приказал отлить на стволах пушек слова «Ultima ratio regum». При этом в то время фраза носила другой смысл. Скорей всего имелось в виду не крайнее средство решения проблемы, а решающее слово короля, должное раз и навсегда решить конфликт.
Позже это нововведение понравилось прусскому монарху. С 1742 года по приказу короля Пруссии Фридриха II на все пушки его армии наносилась аналогичная надпись «Ultima ratio regis» (с латыни— «последний довод короля»). Кстати последний довод применяется и в нынешнем уголовном праве. Принцип «ultima ratio» обозначает возможность подвергнуть лицо уголовному наказанию, как последнее средство влияния на подсудимого («ultima ratio»), если все прочие средства гражданского и административного права исчерпаны или их использование считается без оснований мягким.
Последний довод королей
Последний довод королей:
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Смотреть что такое «Последний довод королей» в других словарях:
Последний довод королей — С латинского: Ultima ratio regum (ультима рацио рэгум|. Французский кардинал и первый министр короля Франции Людовика XIII Жан Лрман Ришелье (1585 1642) распорядился на всех отливаемых во Франции пушках чеканить эту латинскую надпись. Позже его… … Словарь крылатых слов и выражений
Последний довод королей (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Последний довод королей. Последний довод королей Жанр политический детектив … Википедия
Казаки: Последний довод королей — Обложка игры Разработчик GSC Game World Издатель Руссобит М CDV Software Entertainment … Википедия
Довод королей — Жанр: эпическое фэнтези Автор: Вера Камша Язык оригинала: русский Год написания: 2003 … Википедия
Быстряков, Владимир Юрьевич — Владимир Юрьевич Быстряков Дата рождения 13 декабря 1946(1946 12 13) (66 лет) Место рождения Киев Страна … Википедия
Быстряков — Быстряков, Владимир Юрьевич Владимир Юрьевич Быстряков Дата рождения 13 декабря 1946(1946 12 13) (63 года) Страны … Википедия
GSC Game World — У этого термина существуют и другие значения, см. GSC. GSC Game World … Википедия
Ultima ratio — Regum Надпись на пушке перед музеем истории армии в Вене … Википедия
Дунаев, Владимир Павлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дунаев. Владимир Павлович Дунаев Род деятельности: журналист, сценарист Дата рождения … Википедия
Список фильмов СССР и СНГ на П — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
Последний довод королей: Как устроена дура
В XVII веке кардинал Ришелье приказал чеканить на всех отливаемых во Франции пушках надпись Ultima ratio regum («Последний довод королей»). Столетие спустя прусский король Фридрих II решил последовать его примеру: на прусских пушках надпись гласила: Ultima ratio regis («Последний довод короля»).
Вплоть до второй трети XIX века иной пули мир практически не знал, хотя уже в XV веке она мало удовлетворяла стрелков. Было сделано немало попыток придумать что-то более совершенное. Пуля была главным препятствием в увеличении скорострельности и дальнобойности ружей, их меткости: свинцовый шарик на дистанции 300 м давал отклонение до 2 м.
Конечно, конструкторская мысль не стояла на месте, но существенных преимуществ эти изобретения по сравнению с простой шарообразной пулей не давали. Выигрыш в одном приводил к еще бОльшим потерям в другом.
Если для круглой пули вращение в полете желательно, то для продолговатой – обязательно. Такая пуля, будучи выпущенной из гладкоствольного ружья, сразу же начинает кувыркаться и рыскать. Попасть ею в цель еще сложнее, чем круглой. Поэтому продолговатые пули в армейских гладкоствольных ружьях не нашли применения, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. Причина рысканья и кувыркания пули в том, что центр приложения аэродинамических сил (центр давления) и центр тяжести не совпадают (обычно по технологическим причинам). Возникают пары сил, которые и опрокидывают пулю, заставляют ее рыскать. Вращение же пули делает ее своего рода гироскопом, и, как любой гироскоп, она сохраняет свое положение в пространстве неизменным – носиком вперед.
При попадании в мягкие ткани экспансивная пуля наносила тяжелейшие ранения. По этой причине уже через несколько лет на первой Гаагской мирной конференции в 1899 году раскрывающиеся и деформирующиеся в человеческом теле пули были запрещены для военного применения. IV Гаагская конвенция в 1907 году подтвердила запрет, однако во время последующих войн многие страны неоднократно «забывали» о нем.
Экспансивные пули широко используются и сейчас – не в военных конфликтах (это по-прежнему запрещено), а в качестве охотничьих боеприпасов. Кроме того, экспансивные пули широко применяются в полицейском оружии: высокое останавливающее действие сочетается с низкой вероятностью поражения «навылет» при попадании в цель (это уменьшает риск поражения случайных прохожих).
Томпаковая или мельхиоровая оболочка выполняет еще одну роль – обеспечивает неизменную геометрическую форму пули при ношении патронов в подсумках, а также в момент заряжания, что стало особенно важным для многозарядных винтовок. Кроме того, исключалось загрязнение нарезов канала ствола свинцом и срыв пули с нарезов. Да и пробивная способность пули в твердой оболочке оказалась выше, нежели простой свинцовой. Та же Гаагская конвенция, исходя из принципов гуманизма, запретила употреблять на фронте пули, не имеющие твердой оболочки. Этот запрет (редкий случай) неукоснительно выполняется всеми странами вот уже сто лет. Правда, причина не в том, что все прониклись принципами гуманизма, а в том, что оболочечная пуля лучше выполняет свое основное предназначение – убивать.
С появлением на полях сражений Первой мировой войны бронеавтомобилей потребовались пули, способные пробивать броню. Прочности томпаковой или мельхиоровой оболочки стало недостаточно. Тогда внутрь пули вложили стальной сердечник. Свинец в пуле постепенно стал превращаться из основного материала в средство утяжеления. Чем тяжелее пуля, тем большую кинетическую энергию она имеет. При встрече с броней оболочка разрушается, а твердый стальной сердечник пробивает ее (свинец в головной части пули в некоторой степени препятствует соскальзыванию сердечника в сторону при встрече пули с броней не под прямым углом). Сердечники отличаются размерами, степенью заостренности и формой – от простых цилиндров до сложных веретенообразных. Кроме стали применялись и более твердые материалы (например, немцы использовали карбид-вольфрамовый сердечник).
Бронебойная пуля пробивала броню, но тем ее действие и ограничивалось. Нужны также были пули, которые могли бы поджигать легко воспламеняемые материалы. Так появились зажигательные и бронебойно-зажигательные пули. Первые содержали в головной части зажигательный состав, обычно белый фосфор, и хорошо действовали по незащищенным броней целям – деревянным домам, соломенным крышам, стогам сена. При попадании пули ее оболочка разрушалась, а зажигательный состав воспламенялся от соприкосновения с воздухом и поджигал цель. При попадании в человека пуля раскрывалась как цветок, аналогично экспансивным, да еще в рану попадал весьма ядовитый фосфор. Но уже шла Первая мировая война, и меткое замечание итальянского генерала Дуэ: «… все ограничения, все международные соглашения, которые могут быть установлены в мирное время, будут сметены как сухие листья ветром войны» – оказалось пророческим. Бронебойно-зажигательные пули были устроены аналогично бронебойным, но либо в головной, либо в донной части имели еще и зажигательный состав. Такие пули предназначались в первую очередь для стрельбы по топливным бакам машин.
С появлением пулеметов, стрельбу которых требовалось постоянно корректировать, понадобились пули, траектория которых была бы видна, – трассирующие. В оболочке помимо свинца помещается открытый сзади контейнер с пиротехническим составом. При выстреле состав поджигается пороховыми газами и горит ярким огнем красного, зеленого, желтого или синего цвета. Горит он всего 2–3 секунды, но при скорости 900 м/с это около 2 км. Светящийся след такой пули хорошо заметен даже днем, но не самому стрелку (он смотрит ей точно вслед), а находящемуся сбоку командиру или помощнику.
Второе предназначение трассирующих пуль – целеуказание. Командир отделения всегда имеет один магазин, снаряженный лишь трассирующими патронами. Несколько длинных очередей трассирующими пулями по отдельно взятой цели – и все стрелки отделения переносят огонь на эту цель.
Как правило, пистолетные пули – либо просто оболочечные/полуоболочечные, либо имеют внутри стальной сердечник для повышения пробивной способности. Иногда можно встретить пистолетные трассирующие пули и даже совсем экзотические – бронебойно-зажигательные. Но они предназначаются для стрельбы из пистолетов-пулеметов на дальности, превышающие обычную дистанцию стрельбы из пистолетов или револьверов.
Существенное отличие пистолетных пуль от винтовочных – их форма. От винтовочной или автоматной пули требуется большая дальность полета, а значит, хорошая аэродинамика. Заостренность пули обеспечивает ей и значительную проникающую способность на дальних дистанциях. От пистолетной же пули требуется высокая останавливающая способность и быстрое выведение противника из строя (хотя бы на несколько секунд). И если в дальнобойном стрелковом оружии на протяжении последних 150 лет мы наблюдаем устойчивую тенденцию к уменьшению калибров (винтовка Пибоди–Мартини обр. 1869 года – 11.43 мм, автомат АК-74 образца 1974 года – всего лишь 5.45 мм), то калибры пистолетов и револьверов практически не меняются. Многие исследователи считают минимально целесообразным калибр 9 мм. Распространенный калибр 7.62 мм, по их мнению, по причине слабого останавливающего действия пули недостаточен.
Последний довод королей
— У меня степень по физике!
— Значит, тебе будет проще.
“Довод”
Как известно, в прокатную судьбу этого двухсотмиллионного фильма безжалостно вмешалась эпидемия ковида. Первоначально он должен был выйти на экраны 17 июля, однако из-за эпидемии его премьеру несколько раз переносили, а потом и вовсе отложили на неопределённый срок.
Но всё когда-нибудь заканчивается, поэтому фильм всё же увидел свет.
Не вполне понятно, зачем отечественные локализаторы перевели название как “Довод”, в то время как оригинальное название фильма — “Tenet”, знаковое слово из знаменитого средневекового заклинания-палиндрома “Sator Arepo tenet opera rotas” (“Пахарь Арепо поворачивает плуг”), которое одинаково читается как с начала, так и с конца. В принципе, переводчики прыгнули выше головы, подобрав соответственное русское слово из пяти букв, в обе стороны читающееся одинаково. Вот только для чего была проделана такая кропотливая работа — совершенно непонятно; мне как-то трудно представить, чтобы фильм под названием “Довод” оказался коммерчески успешнее фильма под названием “Тенет”. Да ещё и новый фильм Нолана, который уже приучил публику ко всяким непонятным философским штукам в своём творчестве.
Тем более что внутри картины само заклинание раздёргано на составляющие, причём эти осколки возникают неоднократно: фамилия главного русского антагониста — Сатор, фамилия одного из действующих лиц — Арепо, а компания по беспошлинной перевозке и хранению культурных ценностей называется “Ротас”. Прямо как в той старой рекламе с Распутиным: “А если вы поворачиваете этикетку, я вам подмигиваю!”
Нолан старательно подмигивает нам, чтобы мы оценили, что он тоже знает это заклинание, что он такой же, только без хвоста; а если эту фразу вдруг не знаем мы — ничего страшного. “Довод”, как и “тенет” в оригинальном кино, не означает ровным счётом ничего, кроме кодового слова. Вполне можно смотреть и даже понять смысл фильма, и не обладая сакральным знанием. И это ещё раз к вопросу о полной бессмысленности русскоязычного перевода названия, который к тому же нивелирует авторскую задумку.
На сегодняшний день это, пожалуй, лучший фильм Нолана. Как зрелище он великолепен: отлично поставлен с участием хороших актёров, и в нём очень есть на что посмотреть. Многие простецы из публики жалуются после просмотра, что ближе к концу якобы уже совсем запутались, кто на ком стоял; но это, по-моему, не соответствует действительности. Давно уже не было у Нолана такого во все стороны продуманного и понятного фильма. А вот многие из прежних реально стоило смотреть с карандашиком, чтобы не запутаться в сюжетных линиях.
Парадоксы сюжета фильма “Довод” Кристофера Нолана
Кадры из фильма «Довод» | Warner Bros. Pictures
Нолан вновь выступил сценаристом для своего фильма, постаравшись закольцевать в сюжете “Довода” все торчащие концы. И всё-таки некоторые торчат совершенно непристойным образом. Скажем, не очень понятно, каким образом будущие поколения намерены побороть свои экологические проблемы, развернув время вспять и уничтожив тем самым своих собственных дедушек. Единственная мотивация этому более чем странному поступку, которую я услышал — “Они в это верят”. Ну, допустим. Но почему религиозные взгляды, основанные на вере во что-то малопонятное, становятся официальной причиной перезапуска течения времени для людей трезвомыслящих? Внятного ответа на это я не получил.
Злобных потомков из будущего мы в фильме так и не увидим — активно действуют только их современные нам инвертированные эмиссары. При таких вводных не исключено, что и вся история про злобных потомков — просто фейк. Но все персонажи охотно в неё верят со слов совершенно посторонних людей, и ведут себя так, словно это свято доказанное утверждение.
Ребёнок главной героини играет одну из центральных ролей в сюжете. Для мотивации героини он очень важен и является причиной сюжетообразующих поступков. Но нас с этим трогательным подростком не знакомят, что непременно сделал бы любой режиссёр рангом пониже, ему не дают произнести ни слова, его вообще показывают только издали. Как сопереживать этому незнакомцу в таких условиях, совершенно непонятно.
Вообще, как демонстрируют другие фильмы Нолана, с детьми он особо не ладит и изображать их не любит. Как правило, это не плохо и не хорошо — за исключением того единственного фильма, когда это совершенно необходимо.