что значит потерять душу ради христа
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мк. 8:35
Свт. Григорий Палама
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Омилия 11. О Честном и Животворящем Кресте.
Свт. Филарет (Дроздов)
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Правильно Ваше о том мнение, что спасется тот, кто лучше захочет лишиться жизни, нежели изменить Христу и Его Евангелию. Тот, кто возразил Вам, что это не значит погубить душу, — не знаю, — что думал, и не к слову ли только привязывался, не обратя внимания на его употребление в речи; ибо и теперь называют душегубцем и разбойника, хотя он погубляет, конечно, не душу, а тело, или отнимает естественную жизнь. Не важнее ли другой вопрос: если для спасения должно предать на погубление душу или жизнь естественную, иначе — пострадать и умереть за Христа, то как сбудется сие с теми, которые не имеют случая к мученичеству? Для разрешения сего можно напомнить особенное употребление имени «душа» в Священном Писании, как, например, в следующем изречении: душевен человек не приемлет яже Духа Божия (1 Кор. 2:14). Здесь душевный противополагаемая живущему Духом Божиим, духовному человеку: следственно — «душевный» то же значит, что «плотской», чувственный, душевными страстями управляемый человек. Следственно — погубить душу может значить то же, что распять плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Представим, что душа возбуждается к гневу — кто в сие время, вспомнив заповедь христианскую: отложите гнев, ярость и прочее (Кол. 3:8), удерживает не только внешние, но и внутренние душевные движения сей страсти и возбуждает в себе противоположные чувствования любви, тот распинает сию страсть. Кто же, при помощи Божией, таким образом распинать будет все греховные страсти и похоти, с преданием всей воли своей в волю Божию, тот, сим образом пройдет духовное мученичество — погубит душу свою ради Христа и Евангелия, претерпит до конца, — спасется.
Письма.
Свт. Николай Сербский
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Се, глаголы резкие и неумытные! Се, пламя, желающее попалить ветхого человека до самого корня, и с корнем! Господь Иисус Христос пришел не для того, чтобы только поправить мир, но для того, чтобы его претворить, переродить: старое железо бросить в огонь и отлить все новое. Он не ремонтник, а Сотворитель, Он не латает, а ткет. Кто хочет сберечь старое червивое дерево, тот потеряет его. Он может трудиться над этим деревом снаружи, сколько ему угодно: поливать его, полировать, огораживать, стеречь; черви источат дерево изнутри, и оно неминуемо сгниет и погибнет. Кто срубит червивое дерево и бросит в огонь вместе с червями, а затем перенесет свое внимание на молодые ростки и сохранит их от червей, тот сбережет дерево. Кто хочет сберечь свою ветхую, адамову душу, разъеденную грехом и сгнившую от него, тот потеряет ее; ибо такую душу Бог не допустит пред лице Свое, а создание, не представшее пред лице Божие, все равно что не существует. Потерявший же эту свою ветхую душу сбережет душу новую, душу, заново рожденную от Духа (Ин. 3:6) и венчанную со Христом.
Только Христос и Евангелие несравненно больше души нашей. Это – величайшее сокровище во времени и в вечности, и всякому человеку следует без колебаний пожертвовать всем ради некрадомого сего блага. Но почему Господь добавляет: и Евангелия? Не достаточно ли просто сказать: ради Меня? Не достаточно. Господь глаголет: ради Меня и Евангелия, – дабы тем расширить причины смерти для себя и жизни для Бога, а чрез то увеличить и число спасающихся. Итак, спасется тот, кто потеряет жизнь свою ради Христа живаго и бессмертного. Но спасется и тот, кто потеряет жизнь свою ради дела Христова в мире и Его святого учения. Наконец, спасется и тот, кто потеряет жизнь свою ради одной-единственной заповеди Христовой или одного-единственного слова Его. Господь – Законодатель жизни; кто пожертвовал собою ради Законодателя, тот пожертвовал собою и ради Его закона; и наоборот, кто пожертвовал собою ради Его закона, тот пожертвовал собою ради Него. Отождествляя Себя со Своим делом и Своим учением, Господь тем самым распространяет возможность спасения на многих.
Беседы. Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Евангелие о кресте и спасении души.
Сщмч. Григорий (Лебедев)
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Блж. Августин
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Послания.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Прот. Иоанн Бухарев
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Т. е. кто в этом мире сбережет душу свою (жизнь свою), напр., при угрозе мучений и смерти за исповедание веры Христовой, для сохранения себя от мучений и смерти, отречется от Христа, или, желая жить на земле в собственное удовольствие, будет заботиться об одних удобствах жизни, выгодах и удовольствиях; тот потеряет ее (душу, жизнь) на небе, т. е. лишит ее блаженной жизни в вечности. Так теряли свои души отрекавшиеся от Христа во время гонений на христианство; так потерял душу свою богач, веселившийся всякий день (Притч. о богат. и Лаз.). Кто же поступает иначе, т. е. кто из любви ко Христу охотно, в случае надобности, расстается с самою жизнью или вообще с выгодами жизни, отказывается от угождения своим греховным желаниям, а всячески стремится к исполнению воли Божией; тот спасет свою душу на небе, – получит вечную блаженную жизнь. Так поступали святые все.
Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.
Лопухин А.П.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Некоторые. не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. (Мф. 16:25–28)
Нести крест столь необходимо, что Господь побуждает к этому и обещанием наград, и угрозой наказаний: ИБО КТО, – говорит Он, –ХОЧЕТ ДУШУ (жизнь) СВОЮ СБЕРЕЧЬ, кто хочет избежать в этой жизни скорбей и страданий, ТОТ ПОТЕРЯЕТ ЕЕ, А КТО ПОТЕРЯЕТ ДУШУ СВОЮ РАДИ МЕНЯ, и ради Евангелия, ради Моего учения, ТОТ ОБРЕТЕТ ЕЕ, получит вечную жизнь в Царстве Небесном. Как ни трудно, но вы должны исполнять это с любовью, потому что это – самое мудрое и лучшее. «Не думайте, чтобы Я вас не щадил; напротив, очень щажу, когда заповедую вам это. Потому что, кто щадит своего сына, тот губит его, а кто не щадит, тот бережет его, как сказал и древний мудрец: «если накажешь его» (сына твоего) «розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» ( Притч. 23:13–14 ). То же бывает и с воинами: если военачальник, щадя их, позволяет им всегда сидеть дома, то погубит и тех, которые остаются с ними вместе. Итак, чтобы не случилось того же с вами, вам безпрестанно должно быть готовыми к смерти. Ибо и ныне уже возгорается ужасная брань. Потому не сиди дома, но иди и сражайся; если и падешь на брани, в ту же минуту оживешь» (свт. Иоанн Златоуст). «Господь призывает нас к мученичеству, – говорит блаженный Феофилакт, – кто отрицается Христа, тот приобретает душу для настоящей жизни, т.е. спасает, но он губит ее впоследствии. А кто теперь погубит ее, но ради Христа, кто потерпит за Него мучение, тот обрящет ее в нетлении и жизни вечной». Погубить душу ради Христа – значит пресечь и умертвить в душе все страстные, греховные движения, иссушить похоть, угасить ярость, обуздать порывы собственного своеволия, своего мудрования, а для тех, кому Бог укажет, и пострадать за Христа. Само выражение «погубить душу» подразумевает, что здесь имеют место многие скорби, даже до смертного борения и подвига».
Итак, для человека нет заботы важнее спасения души. Он всегда должен помнить, что настанет день, когда Господь потребует от него отчета: как жил, сберег ли свою безсмертную душу способной к вечной жизни? ИБО ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВО СЛАВЕ ОТЦА СВОЕГО, приидет С АНГЕЛАМИ СВОИМИ, как Царь со Своими Безплотными Воинствами, чтобы сотворить Суд Страшный и праведный над всеми людьми от Адама до последнего земнородного, И ТОГДА ВОЗДАСТ КАЖДОМУ, наградит или накажет каждого ПО ДЕЛАМ ЕГО. «Видишь ли, – замечает святитель Златоуст, – что Отцу и Сыну принадлежит одна слава? Слава одна, следовательно, и сущность одна. Сын единосущен Отцу». «Я всегда трепещу, слыша о Суде, – продолжает тот же святитель, – ибо я не из числа венчаемых. Думаю, что и другие также страшатся и ужасаются, ибо кого не устрашит это слово, если он придет в сознание самого себя? Кого не заставит трепетать, и кого не заставит убедиться, что вретище и самый строгий пост нужнее для нас, чем для народа Ниневийского? Нам говорят не о разрушении града, не об общей погибели, но и о муке вечной, об огне неугасимом». Предсказание Господа о Своих страданиях и смерти, Его учение о том, что для всех истинных Его последователей необходим крест, Его угрозы Страшным Судом – все это пробуждало в слушателях тяжелые чувства, а потому человеколюбивый Господь, «желая просветить взор их и показать, насколько это для них возможно, в чем некогда будет состоять та слава, в которой Он придет, открывает им эту славу еще в настоящей жизни, чтобы они, особенно Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего» (свт. Иоанн Златоуст). Для вас как бы так говорил Господь: трудно представить, что Я, Которого видите теперь в таком смиренном виде, приду некогда в небесном величии; но чтобы вы знали, что это несомненно будет, – Я дам некоторым из вас увидеть это величие теперь же, пока я с вами: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ЕСТЬ НЕКОТОРЫЕ ИЗ СТОЯЩИХ ЗДЕСЬ(Господь разумел Петра, Иакова и Иоанна), КОТОРЫЕ НЕ ВКУСЯТ СМЕРТИ, КАК УЖЕ УВИДЯТ Меня, СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ГРЯДУЩЕГО В ЦАРСТВИИ СВОЕМ, увидят образ Моего будущего пришествия и славы праведных. И действительно, трое из апостолов видели славу Господа в Его Преображении; все, кроме Иуды, стали свидетелями Его Воскресения; Иоанн пережил исполнение грозных пророчеств Его об Иерусалиме и видел прекращение ветхозаветных жертв и разрушение храма. А во всех этих событиях полагалось основание духовному царству Христову на развалинах обрядового закона Моисеева.
Евангелие по Марку 8:35
Толкования:
Блж. Августин
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Послания.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Лопухин А.П.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Свт. Григорий Палама
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Свт. Николай Сербский
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Се, глаголы резкие и неумытные! Се, пламя, желающее попалить ветхого человека до самого корня, и с корнем! Господь Иисус Христос пришел не для того, чтобы только поправить мир, но для того, чтобы его претворить, переродить: старое железо бросить в огонь и отлить все новое. Он не ремонтник, а Сотворитель, Он не латает, а ткет. Кто хочет сберечь старое червивое дерево, тот потеряет его. Он может трудиться над этим деревом снаружи, сколько ему угодно: поливать его, полировать, огораживать, стеречь; черви источат дерево изнутри, и оно неминуемо сгниет и погибнет. Кто срубит червивое дерево и бросит в огонь вместе с червями, а затем перенесет свое внимание на молодые ростки и сохранит их от червей, тот сбережет дерево. Кто хочет сберечь свою ветхую, адамову душу, разъеденную грехом и сгнившую от него, тот потеряет ее; ибо такую душу Бог не допустит пред лице Свое, а создание, не представшее пред лице Божие, все равно что не существует. Потерявший же эту свою ветхую душу сбережет душу новую, душу, заново рожденную от Духа ( Ин. 3:6 ) и венчанную со Христом.
Только Христос и Евангелие несравненно больше души нашей. Это – величайшее сокровище во времени и в вечности, и всякому человеку следует без колебаний пожертвовать всем ради некрадомого сего блага. Но почему Господь добавляет: и Евангелия? Не достаточно ли просто сказать: ради Меня? Не достаточно. Господь глаголет: ради Меня и Евангелия, – дабы тем расширить причины смерти для себя и жизни для Бога, а чрез то увеличить и число спасающихся. Итак, спасется тот, кто потеряет жизнь свою ради Христа живаго и бессмертного. Но спасется и тот, кто потеряет жизнь свою ради дела Христова в мире и Его святого учения. Наконец, спасется и тот, кто потеряет жизнь свою ради одной-единственной заповеди Христовой или одного-единственного слова Его. Господь – Законодатель жизни; кто пожертвовал собою ради Законодателя, тот пожертвовал собою и ради Его закона; и наоборот, кто пожертвовал собою ради Его закона, тот пожертвовал собою ради Него. Отождествляя Себя со Своим делом и Своим учением, Господь тем самым распространяет возможность спасения на многих.
Свт. Филарет (Дроздов)
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Сщмч. Григорий (Лебедев)
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 16:25
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 25-27 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его
Беседы на Евангелие от Матфея.
Свт. Тихон Задонский
ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее
Что значит: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», и прочее?
Ответ. Под словом «душа» здесь понимается жизнь. В случае гонения, когда нужно будет или умереть, или от Христа отречься, то должно отречься от жизни своей и умереть, но не отрекаться от Христа. Кто умрет так (не отрекшись от Христа), «не умрет, но жив будет» (Пс 117:17) и, временную жизнь потеряв, обретет вечную жизнь. А кто в подобном искушении восхочет сохранить жизнь свою («душу свою сберечь»), тот лишится вечной жизни (потеряет ее). Ибо человеку-христианину не только от имения, чести, родителей и сродников, но и от самой жизни своей отречься должно за честь имени Христова. Христа, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас, должно любить не только больше родителей наших, отца и матери, и прочего в мире этом находящегося, но и больше жизни нашей.
Видишь отсюда, что никакой любви ко Христу не имеют те, которые сродников своих преизобильно награждают, а просящим ради имени Христова отказывают или мало что дают. Таковые плоть и кровь свою любят, а не Христа, ради Которого не только имения, но и жизни своей щадить не должно христианину. И имение наше – это Его имение, от Него нам данное, и жизнь наша – Ему принадлежит, ибо Им нам дана. Ибо и мы и имение наше – это Его создание. Поэтому, когда отнимается от нас имение или жизнь наша, то не наше отнимается, но то, что Бог нам подал. Потому с Иовом должно всякому признавать: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21). Бог дает нам и имение и жизнь – может от нас и отнять, но хочет, чтобы мы по воле своей, ради любви к Нему оставили все, когда нужно будет. Так, оставив все, кроме Бога, Самого Бога приобретем, Который и богатством и жизнью нашей будет, но вечной и несравненно лучшей. В Нем и честь, и слава, и имение, и жизнь и блаженство обретается совершенное. Без Бога не может быть никакого истинного блаженства.
Письма келейные. Письмо 119.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее
Что значит погубление души? – Отвержение действий по собственным чувствам и понуждение себя к действию по заповедям евангельским. Евангелие действующему таким образом сообщает свой разум и свои ощущения, принадлежащие к естеству нового человека, обновленного по подобию Создателя и Искупителя нашего. В этом состоит принуждение и насилование себя, предписываемое Евангелием. Это значит совет, так часто повторяемый святыми Отцами: «Даждь кровь и приими Дух». Отсеки себе свойства падшего естества и привей к себе свойства естества, обновленного Христом.
Письма.
Напротив того, кто вздумает найти душу свою в исполненном обольщений мире, т.е. захочет исполнять свои неочищенныя пожелания, тот погубит ее. В самоотвержении – спасение.
Письма к мирянам. Письмо 214.
Блж. Иероним Стридонский
ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее
Блж. Феофилакт Болгарский
ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее
Увещевает нас к мученичеству. Кто отрицается Господа, тот приобретает душу для настоящего, то есть спасает, но он губит ее для будущего. Погубит душу ради Христа тот, кто пострадает ради Него; но он найдет ее в нетлении и жизни вечной.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: и иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю
Сказал это и в десятой главе; там найди и объяснение. Марк же (8:35) сказал: Мене ради и Евангелия, т.е. ради Меня и Моего учения.
Толкование Евангелия от Матфея.
Прот. Иоанн Бухарев
ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее
Подобные слова были высказаны Иисусом Христом при послании Своих апостолов на проповедь (39 ст. 10 гл.). Там читайте и объяснение их. Они значат, что кто хочет сберечь (хощет спасти) душу свою в этом мире для сей временной жизни, посредством отречения от Христа каким бы то ни было образом, побоясь, например, гонения, мучения и смерти, или отдавшись греховной жизни, кто хочет избежать скорбей и страданий, тот потеряет ее (погубит ю) для жизни вечной, т. е. лишится райского блаженства и подвергнется вечной смерти, мучению в аду. А кто, напротив, потеряет душу свою для сей временной жизни, ради веры Христовой (ради Мене, Христа), т. е. будет вести жизнь истинно христианскую, обыкновенно исполненную скорбей и лишений, тот обретет ее (обрящет ю) для жизни вечной, т. е. наследует вечное блаженство в раю. Следовательно, в этих и затем в дальнейших словах Господь указывает, что нести крест столь необходимо, что кто несет его, тот в будущей жизни получит награду, а кто не несет, тот будет наказан. В Своих словах: Иже хощет по Мне идти, — как равно и в словах об узком пути в царство небесное (12, 13, 14), Господь ясно говорит, что для получения царства небесного необходимы подвиги и труды. Как же могут отвергать сии труды и подвиги лжеучители, пашковцы, штундисты и им подобные, говоря, что для спасения достаточно только одной веры, без дел.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее
(Мк. 8:35; Лк. 9:24). Нефеш (душа) в позднейшем еврейском тексте означает личность. Поэтому у Лк. 9:25 выражение двух первых евангелистов (Мф. 16:26; Мк. 8:36) “душе своей” заменено местоимением “себе.” Так же у LХХ и Нов. 32:2; Притч. 1:18; 19:8; Ам. 6:8. Значит, смысл слов Спасителя таков: кто хочет себя сберечь, тот потеряет себя и т.д. Здесь один из парадоксов, которыми вообще богат Новый Завет. Указывается на жизнь вследствие самоотречения, простирающегося до полной потери этой самой жизни.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Ст. 25-28 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем
Нести крест столь необходимо, что Господь побуждает к этому и обещанием наград, и угрозой наказаний: ибо кто, – говорит Он, –хочет душу (жизнь) свою сберечь, кто хочет избежать в этой жизни скорбей и страданий, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, и ради Евангелия, ради Моего учения, тот обретет ее, получит вечную жизнь в Царстве Небесном. Как ни трудно, но вы должны исполнять это с любовью, потому что это – самое мудрое и лучшее. «Не думайте, чтобы Я вас не щадил; напротив, очень щажу, когда заповедую вам это. Потому что, кто щадит своего сына, тот губит его, а кто не щадит, тот бережет его, как сказал и древний мудрец: «если накажешь его» (сына твоего) «розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притч. 23:13–14). То же бывает и с воинами: если военачальник, щадя их, позволяет им всегда сидеть дома, то погубит и тех, которые остаются с ними вместе. Итак, чтобы не случилось того же с вами, вам безпрестанно должно быть готовыми к смерти. Ибо и ныне уже возгорается ужасная брань. Потому не сиди дома, но иди и сражайся; если и падешь на брани, в ту же минуту оживешь» (свт. Иоанн Златоуст). «Господь призывает нас к мученичеству, – говорит блаженный Феофилакт, – кто отрицается Христа, тот приобретает душу для настоящей жизни, т.е. спасает, но он губит ее впоследствии. А кто теперь погубит ее, но ради Христа, кто потерпит за Него мучение, тот обрящет ее в нетлении и жизни вечной». Погубить душу ради Христа – значит пресечь и умертвить в душе все страстные, греховные движения, иссушить похоть, угасить ярость, обуздать порывы собственного своеволия, своего мудрования, а для тех, кому Бог укажет, и пострадать за Христа. Само выражение «погубить душу» подразумевает, что здесь имеют место многие скорби, даже до смертного борения и подвига».
Итак, для человека нет заботы важнее спасения души. Он всегда должен помнить, что настанет день, когда Господь потребует от него отчета: как жил, сберег ли свою безсмертную душу способной к вечной жизни? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего, приидет с Ангелами Своими, как Царь со Своими Безплотными Воинствами, чтобы сотворить Суд Страшный и праведный над всеми людьми от Адама до последнего земнородного, и тогда воздаст каждому, наградит или накажет каждого по делам его. «Видишь ли, – замечает святитель Златоуст, – что Отцу и Сыну принадлежит одна слава? Слава одна, следовательно, и сущность одна. Сын единосущен Отцу». «Я всегда трепещу, слыша о Суде, – продолжает тот же святитель, – ибо я не из числа венчаемых. Думаю, что и другие также страшатся и ужасаются, ибо кого не устрашит это слово, если он придет в сознание самого себя? Кого не заставит трепетать, и кого не заставит убедиться, что вретище и самый строгий пост нужнее для нас, чем для народа Ниневийского? Нам говорят не о разрушении града, не об общей погибели, но и о муке вечной, об огне неугасимом»… Предсказание Господа о Своих страданиях и смерти, Его учение о том, что для всех истинных Его последователей необходим крест, Его угрозы Страшным Судом – все это пробуждало в слушателях тяжелые чувства, а потому человеколюбивый Господь, «желая просветить взор их и показать, насколько это для них возможно, в чем некогда будет состоять та слава, в которой Он придет, открывает им эту славу еще в настоящей жизни, чтобы они, особенно Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего» (свт. Иоанн Златоуст). Для вас как бы так говорил Господь: трудно представить, что Я, Которого видите теперь в таком смиренном виде, приду некогда в небесном величии; но чтобы вы знали, что это несомненно будет, – Я дам некоторым из вас увидеть это величие теперь же, пока я с вами: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь (Господь разумел Петра, Иакова и Иоанна), которые не вкусят смерти, как уже увидят Меня, Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем, увидят образ Моего будущего пришествия и славы праведных. И действительно, трое из апостолов видели славу Господа в Его Преображении; все, кроме Иуды, стали свидетелями Его Воскресения; Иоанн пережил исполнение грозных пророчеств Его об Иерусалиме и видел прекращение ветхозаветных жертв и разрушение храма… А во всех этих событиях полагалось основание духовному царству Христову на развалинах обрядового закона Моисеева…
«Когда Он воссел одесную Бога Отца, когда посредством Святаго Духа действительно начал устроять из верующих одно богоучрежденное общество Своих последователей, – Церковь Свою, – говорит митрополит Филарет Московский, – царствие это из Иудеи во все страны света распространилось с такой скоростью, что при жизни апостолов простиралось уже от Индии до Испании, от Скифии до Ефиопии, и с такой силой, что победило кровью мученичества гонение кесарей; тогда, не обинуясь (уклоняясь), могли апостолы сказать Господу на Его предсказание, что воистину, еще не вкусив смерти, видели они Царствие Божие, пришедшее в силе». Но слова Господа, ради пользы душевной, можно объяснять и в духовном смысле. «Царствие Божие внутрь вас есть», – говорит Он в другое время (Лк. 17:21). По изъяснению апостола Павла, оно есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Где Господь со Своей благодатью, там и правда, и мир, и радость о Господе, там и рай, и Царство Небесное. И Господь Сам сказал: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Чтобы не затворились перед тобой двери Царства Небесного в будущей жизни, позаботься, чтобы это Царство Божие заранее сошло в твое сердце, чтобы, когда настанет для тебя час исхода из этой жизни, тебе иметь уже в своем сердце верный залог и как бы начаток будущего блаженства в таинственном общении с Господом в Его благодатном приближении к твоему сердцу. Правда, «не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17:20); не следует усиленно искать благодатных утешений, которых мы никогда не должны считать себя достойными, но все же Господь обещает Своим последователям: «Придите ко Мне… и Я успокою вас» (Мф. 11:28)… Хочешь ли ощутить чувством сердца этот внутренний покой с Господом? Помни, что только «чистые сердцем Бога узрят»: значит, трудись для очищения своего сердца от всего, что может осквернить его; соблюдай заповеди Христовы, с радостью неси крест, какой Бог пошлет, и больше всего старайся стяжать детское смирение, детскую простоту и незлобие, детскую преданность воле Божией, по слову Христову: «если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Будь верным сыном матери своей Церкви, и ты еще на земле сердцем познаешь, что есть Царствие Божие, ощутишь силу его, внидешь во врата его… «В ком прежде смерти нет Царствия Божия, пришедшего в силе, – говорит святитель Филарет Московский, – тот после смерти не придет в Царствие Божие, пребывающее в славе».
Троицкие листки. №801-1050.