что значит познавательно исследовательская деятельность
Консультация «Познавательно исследовательская деятельность. Экспериментирование»
Любовь Ванина-Казачёк
Консультация «Познавательно исследовательская деятельность. Экспериментирование»
Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, подразумевается, активность детей, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основной особенностью познавательной деятельности детей является то, что дети познают объект в ходе практической деятельности с ним, а осуществляемые им практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Некоторые учёные выделяют опытно – экспериментальную деятельность, как ведущую деятельность дошкольного возраста.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты в свою очередь помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связь с живым и неживым в природе.
В чём же отличие опыта от экспериментирования:
1) Последовательность (эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт закрепить её на практике)
3) Цели (при проведении эксперимента перед детьми возникает определённая цель, а опыт может осуществляться спонтанно)
В общем, разница не является существенной, данные слова могут использоваться в качестве синонимов. Практика показала, что и в опытах, и в экспериментировании дети с большим удовольствием принимают участие, проводят разнообразные исследования, необходимо лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Структура эксперимента
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задач исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов.
Требования к объектам центра экспериментирования
1. Безопасность для здоровья и жизни детей.
2. Открытость и доступность.
3. Разнообразие материала.
5. Соответствие содержания возрасту детей.
6. Привлекательность материала.
Требования к объектам, используемым в опытах и экспериментах
1. Безопасность объектов для детей.
2. Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам,
решаемым в ходе эксперимента.
3. Объекты, используемые в опытах, должны быть знакомы детям.
4. Выбранные объекты должны соответствовать возрасту детей.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в режиме дня может быть разным.
Случайные эксперименты.
Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе на участке, в центре природы в группе. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.
Плановые эксперименты.
К деятельности по экспериментированиювоспитатель готовится заранее: определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом.
Эксперименты как ответ на детские вопросы.
К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
Самостоятельная исследовательская работа детей способствует развитию их инициативы, повышает образовательную и воспитательную ценность опытов.
Если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, воспитатель ее планирует.
Детское экспериментирование имеет большой потенциал. Преимущество заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Познавательно исследовательская деятельность в экспериментах с солью Цель: познакомить детей со свойствами и применением соли. Задачи: Образовательные: Способствовать расширению знаний о полезных ископаемых.
«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.
Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность» Добрый день, уважаемые коллеги!Вот и настал новый учебный год. Впереди нас всех ждет разработка новых планов, конспектов, подготовка презентаций.
Познавательно-исследовательская деятельность Дошкольники с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность,.
Познавательно-исследовательская деятельность. «Испечем блины». Задачи: Закрепить знания детей о русском народном празднике «Масленица». · Развивать понимание названия праздника. · Учить делиться.
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Подготовительная группа Сентябрь 1. Тема:ОД №1 (конструирование.
Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) Одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования,.
Эссе «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал «. Сухомлинский В. А.
Эссе «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника» Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,.
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДО
МАРИЯ АНОЩЕНКОВА
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДО
«Познавательно – исследовательская деятельность
как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.
В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является познавательно-исследовательская деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.
Формирование исследовательских умений и навыков дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС ДО.
Исследовательская деятельность является развитием свободной, творческой, всесторонне развитой, самостоятельной личности ребёнка,решающая следующие задачи:
— формирование коммуникативных навыков;
-формирование предпосылок поисковой деятельности, любознательности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы, способы и пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
— развитие навыков самостоятельного выступления на публику.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей различного нового материала в своей деятельности.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Этапы процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребёнка строятся следующим образом:
Первый этап характеризуется проявлением любопытства.
Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности.
Третий этап в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
Четвёртый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя различные (приобретённые) способы действий.
Пятый этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.
• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);
• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
• дать детям возможность самостоятельно делать выводы и заключения, выступать на публику с доказательством своего исследования.
• развивать у детей исследовательские умения и навыки (наблюдать, проводить эксперименты и опыты); умение самостоятельно обнаруживать законы природы; развивать умение делиться своими наблюдениями, выводами.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направитсвои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность помогает учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т. е. исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой, экспериментальной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию любознательной, конкурентоспособной и всестроннеразвитой личности.
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого».
Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников» Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.
Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС Исследовательская деятельность как источник познавательной активности детей в условиях ФГОС». Цель современного образования – оказать педагогическую.
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС 1 слайд. Познавательно – исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ 2 слайд.
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» Воспитатель:.
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.
Презентация «Портфолио дошкольника как средство индивидуализации личности ребенка в условиях реализации ФГОС» Портфолио дошкольника – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных.
Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ (из опыта работы)
Кошевая Наталья Николаевна
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ (из опыта работы)
«Познавательно-исследовательская
деятельность в ДОУ».
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то
одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
Сегодня государством поставлена задача,подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Задача педагогов ДОУ,- не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Поэтому цель работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через исследовательскую деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.
Основными задачами исследовательской деятельности, как средства развития познавательнойактивности у старших дошкольников являются:
— развитие интереса к исследовательскому поиску;
-создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
-организация работы с родителями по развитию экспериментальной деятельности дошкольника;
-организация предметно-развивающей среды.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
1)в непосредственно образовательной деятельности:
— проектная деятельность;
— занятия в форме дидактических игр
2) в повседневной деятельности:
— наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
— дидактические и сюжетно-ролевые игры;
— опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
— коллекционирование (классификационная работа) ;
— совместное творчество детей и родителей (мини – выставки) ;
Эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является создание «Центра экспериментирования» в группе.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе,которая включает:
1. Детскую лабораторию.
2. Подборку литературы, карточки-схемы;
3. Дидактические игры, различные картотеки;
4. Различные коллекции, мини – музеи и мини – выставки в создании которых участвовали, как дети так и их родители. Ведь как известно огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями.
Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.
Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:
— с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы) ;
— с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой) ;
— с литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия»)
— учатся отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы;
— с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью, сахором, пищевыми красителями)
-с социальной-коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя) ;
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие-то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».
Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.
«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.
Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее» «Усваивается все крепко.
Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.
Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ» Экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,.
Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.
Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд» (средняя группа) Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд». Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.