что значит практико ориентированный проект
Проектная деятельность
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
? определение этапов работы
? подбор методов и средств решения проблемы
? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
? получение и анализ данных
? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
? обсуждение и корректировка данных
? выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Практико-ориентированные проекты
Проектная деятельность, как часть учебного процесса
Метод проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а так же грамотности в работе с информацией.
Проектная деятельность развивает творческое мышление, делает учебный процесс личностно значимым для обучающихся, помогает раскрыть творческий потенциал и проявить исследовательские способности студентов.
Разумеется, не во всякой профессиональной деятельности есть простор для креатива, однако умение мыслить творчески поможет студенту при возникновении непредвиденных, спорных и конфликтных ситуаций.
Для студента проект – это возможность:
• научиться проводить анализ;
• познакомиться с другой формой ответа;
• научиться применять полученные знания, умения и навык;
• создать продукт (материальный, вербальный);
• продемонстрировать достигнутый результат;
• проявить инициативу и самостоятельность.
Метод проектов предполагает выполнение законченной работы, которая даёт наглядный результат, формирует прочные связи студента с будущей профессиональной деятельностью и способствует активному приобретению знаний, умений, навыков и компетенций.
Для педагогов проект – это дидактическое средство решения педагогических и образовательных задач (компетентностных задач):
• развитие аналитических способностей;
• усиление побуждения к инновациям;
• личностное развитие, проявление инициативы и креативности;
• содействие открытому обсуждению и обмену опытом;
• развитие способности демонстрировать результативность своих планов и решений.
Проектная работа является фактором общения и пространством для самореализации, применения и проверки накопленного опыта. Проектная деятельность выводит студентов на подлинное сотрудничество и создаёт условия для внутренней активности личности.
Работа над проектом зависит от выбранного вида проектной деятельности. Проекты бывают творческими, исследовательскими и практико-ориентированными.
Творческие проекты
Проекты этого типа направлены на получение творческого продукта: газеты, сочинения, видеоролика, мероприятия и так далее.
Поэтому такие проекты не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности студентов и преподавателей.
Работа над творческим проектом только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом.
При этом требует продуманности формы и структуры конечного результата:
ключевые показатели эффективности;
Исследовательские проекты
Исследовательские проекты направлены на получение научного знания, характеризующегося новизной и теоретической или практической значимостью.
Проекты этого типа напоминают по структуре дипломную или курсовую работу, так как требуют обозначения актуальности избранной темы и формулировки проблемы.
После того, как актуальность и проблема обозначены, определяются объект и предмет исследования, ставится цель и определяются связанные с нею задачи.
Исходя из этого, выдвигается гипотеза решения проблемы и описываются теоретические и эмпирические методы исследования.
Практико-ориентированные проекты
Цель прикладных проектов заключается в получении результата, ориентированного на социальные интересы самих участников проектной работы.
Например, на основе результатов исследований разрабатываются следующие документы:
• программа действий по решению выявленных проблем;
• проект технического решения – дизайн витрины аптеки.
В отличие от творческих, прикладные проекты требуют тщательно продуманной структуры.
Для этого необходимо:
• определить поэтапные действия с указанием промежуточного и конечного результатов;
• определить функции каждого участника;
• скоординировать и скорректировать их деятельность;
• оценить возможные способы внедрения результатов проекта;
• учесть возможные риски и прочее.
Процесс оценивания индивидуального проекта непрерывен и проходит через все этапы проектной деятельности. Оценивание в проектной деятельности играет ведущую роль, поскольку в стратегии и инструментах оценивания закладываются цели проектной деятельности:
• Оценивание в технологии проектной деятельности не сводится к оценке предметных знаний обучающихся или полученных ими продуктов проектной деятельности.
• Оно разворачивается как сквозной процесс, позволяющий проследить за личностным ростом обучающихся, их активностью, познавательной деятельностью, ходом работы над проектом.
Кто должен оценивать?
• Через создание проверочных листов,
• через вопросы, позволяющие проследить и оценить этапы проектной деятельности;
• через постановку целей предстоящей деятельности;
• через определение трудностей и путей их преодоления.
• Через защиту проекта (критерии оценки качества продуктов проектной деятельности предварительно разрабатываются )
• Через шкалу мнений
• Оценочных листов наблюдений
По каким критериям оценивать?
• При разработке критериев преподаватель соотносит каждую цель с одним из инструментов оценивания.
• Язык описания критериев должен быть понятен студенту, поэтому необходимо избегать сложных для понимания терминов, ограничить количество критериев и расположить их в определенном порядке.
• Чтобы убедиться в достаточности критериев соотнесите их с поставленными целями, выполните работу от имени студента и оцените ее в соответствии с разработанными критериями.
• Критерии оценивания должны быть известны обучающимся до выполнения проекта.
Чаще всего в проектной деятельности используются для предъявления критериев таблицы оценивания (проверочные листы), которые содержат показатели, (левая колонка) и их индикаторы (колонки справа), описывающие уровень достижения.
По какой шкале оценивать?
o Бальное оценивание
o Рейтинговое оценивание
o Система зачет/незачет
o Вербальное поощрение.
Где накапливать и фиксировать материал?
Как оценить проектную деятельность?
ü Расширения и углубления предметных знаний;
ü Знания о структуре и проектной исследовательской деятельности;
ü Умение выдвигать и обосновывать гипотезы;
ü Выполнять эксперимент;
ü Умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента.
Таким образом, в проектной деятельности должна быть большая доля самостоятельности студентов.
Практико-ориентированный проект «Оформление интерьера школьной рекреации»
Класс: 4
Авторы:
Папулов Евгений,
Усцов Алексей,
Шавкунова Анастасия,
4-й класс
Руководители:
Рыкова Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Долгополова Ольга Анатольевна,
Усцова Наталья Сергеевна,
Шавкунова Юлия Юрьевна,
родители учащихся
Название проекта: Оформление интерьера школьной рекреации.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Цель проекта: разработать макет интерьера рекреации начальных классов для создания многофункциональных зон отдыха учащихся.
Задачи проекта:
Предлагаемый продукт: макет рекреации.
Необходимое оборудование: компьютер, принтер цветной, фотоаппарат, калькулятор, швейная машинка.
Необходимые материалы: (См. Приложение 1)
Аннотация: Как школьную рекреацию превратить в любимый уголок отдыха всех ребят? На решение этого вопроса направлен данный проект. Макет интерьера рекреации начальных классов гимназии отражает основные многофункциональные зоны отдыха учащихся. Они значительно обновят интерьер гимназии, сделают его более современным.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что проект поможет привлечь интерес гимназического сообщества к проблеме благоустройства школьной среды, повлиять на формирование социальных ценностей у учащихся. В ходе проекта учащиеся приобретут навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, и будут способствовать социальной адаптации.
2. Отчеты по этапам проекта
2.1. Информационно-подготовительный этап
2.1.1. Проблемная ситуация
Как превратить гимназическую рекреацию в место хорошего настроения? Такой современной школе, как наша гимназия, просто необходимы многофункциональные рекреации с современным дизайном.
Так появилась идея создания макета оригинального оформления рекреации третьего этажа начальных классов, где сейчас обучаются три четвёртых класса.
2.1.2. Выбор идеи проекта
Слово «рекреация» в переводе с английского означает «отдых», «восстановление», «развлечение». [1]
В интернете мы познакомились с разными интересными вариантами оформления общегимназических пространств. [6] Многие сайты предлагают свои услуги в профессиональной разработке проектов по художественному оформлению рекреации[5], но это дорогостоящие предложения. (См. Приложение 3)
Для создания макета интерьера рекреации, необходимо уточнить, что такое дизайн интерьера. Это творческая интеграция формы, материалов, функции и эстетики внутреннего пространства.[1] (См. Приложение 4)
Обсудив различные предложения оформления рекреаций, мы решили остановиться на идее, которая получила условное название «Улицы любимого города». (См. Приложение 5) Наш город Кирово-Чепецк молодой, зеленый, творческий, спортивный. Обновлённая рекреация будет отображать интересные места города: дома, улицы, дороги, парковые зоны, детские площадки, пешеходные переходы. При этом будут задействованы как стены рекреации, так и пол.
Таким образом,макет рекреации третьего этажа начальных классов гимназии будет выполнятся с учётом основной идеи «Улицы любимого города». Такое решение сделает пространство коридора единообразным и тематическим. Яркая мебель и рисунки на стене внесут дополнительный объём и создадут динамику.
2.1.3. Выбор зон рекреации
Во время обсуждения идей обновления рекреации главный упор был сделан на смену основной цветовой гаммы и смысловое наполнение досуга учеников на переменах. При этом учитывались возможности быстрой реализации идей макета в жизнь и минимальные материальные и временные затраты на его изготовление.
Всё пространство было решено разделить на многофункциональные зоны, способные сделать рекреацию максимально функциональной и интересной.
Можно сделать вывод о том, что новые зоны рекреации с оформлением их соответствующими декорациями, послужат созданию комфортной психологической и эстетической среды и вызовут искренний интерес у гимназистов. Ребята будут посещать школу с большим удовольствием и без вреда друг для друга проводить время на переменах.
Идеи зон для создания макета не являются окончательными, их можно дополнять и редактировать.
2.1.4. Требования (критерии) к макету
Прежде чем приступить к созданию макета рекреации, необходимо учитывать ряд требований:
1) доступная технология изготовления;
2) доступные инструменты и материалы;
3) небольшой расход материалов;
4) приемлемая стоимость материалов;
5) быстрое изготовление макета;
6) возможность реализации идеи макета в реальной жизни;
7) учёт требований СанПина;
8) учёт мнения родителей и учеников 4 в класса, которые активно отдыхают в рекреации третьего этажа;
Таким образом,после того, как сверили свою идею и возможности с требованиями к макету, можно приступать к выбору вариантов его изготовления.
2.2. Практический этап
2.2.1. Социологический опрос
Цель: выявить наиболее значимые идеи многофункциональных зон среди учащихся и родителей класса.
Был проведен социологический онлайн-опрос среди учеников и родителей 4 в класса. Всего в голосовании приняло участие 30 респондентов. С помощью опроса нам необходимо было выяснить, какие из разработанных зон будущего макета будут наиболее интересны как одноклассникам, так и их родителям.
Участники опроса голосовали за следующие направления: информационно-выставочные стенды, зона уединения, зона подвижных игр, зона пассивного отдыха (настольные игры), медийная библиотека свободного доступа, зеленая зона, новое цветовое решение и свои предложения. Выбор количества зон каждым респондентом не был ограничен. Каждый из опрашиваемых выбирал наиболее понравившиеся ему идеи. (См. Приложение 10, рисунок 1, 2)
По результатам опроса большинство опрошенных выдели три главные идеи обновления рекреации: зона подвижных игр, зона пассивного отдыха (настольные игры), зеленая зона. (См. Приложение 10, рисунок 2)
Результаты опроса показали, что наибольшей досуговой потребностью учащихся являются активные игры и организация пассивного отдыха вне стен класса. Один из участников опроса высказал предложение о дополнении интерьера яркими деталями: мягкими модулями, необычными стеллажами. Они станут якорным акцентом в концепции проекта.
Вывод: опрос позволил выявить предпочтения учащихся, отдыхающих в рекреации третьего этажа, создал возможность выбора, с учётом мнения всех респондентов. По результатам опроса было решено оставить следующие зоны:
2.2.2. Интервью
Прежде чем приступить к работе, необходимо получить консультацию у заместителя директора по хозяйственным вопросам гимназии, Екатерины Владимировны Потаповой. Цель беседы в форме интервью: подтвердить имеющуюся информацию у эксперта. (См. Приложение 11)
В ходе беседы удалось выяснить на что важно обратить внимание, какие материалы лучше использовать и в каких документах можно посмотреть более подробную информацию.
2.2.3. Организация рабочего места
Для успешного выполнения задуманного проекта необходимо грамотно организовать свое рабочее место.
Большое влияние на самочувствие работающих и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное расположение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости и т.д.
Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия:
1) обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо;
2) ноги должны твёрдо опираться всей подошвой на пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение вызывает преждевременную усталость;
3) корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд;
4) голову слегка наклонить вперёд и нельзя опираться грудью на стол;
5) при работе не следует ставить локти на стол, а руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более, чем на 10 см;
6) расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см;
7) в процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
Таким образом, можно сделать выводо том, что правильная организация рабочего места не только поможет сделать качественный макет, но и сохранит нашу осанку, зрение и здоровье.
2.2.4. Техника безопасности при выполнении работ
При выполнении данного проекта необходимо соблюдать технику безопасности при работе с выбранными инструментами: ножницами и клеевым пистолетом.
Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:
Техника безопасности при работе с ножницами.
1. Не держите ножницы концами вверх.
2. Не работайте с ножницами с ослабленными шарнирами креплений.
3. Не режьте ножницами на ходу.
4. Не подходите к товарищу во время резания.
5. Не оставляйте ножницы в открытом виде.
6. Передавайте ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
7. Кладите ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.
Вывод: изучив и освоив правила техники безопасности при работе с разными инструментами, можно приступать к работе по изготовлению макета.
2.2.5. Спецификация и технология изготовления макета
После продумывания подходящего варианта макета рекреации, были приобретены все необходимые материалы. (См. Приложение 1)
Ознакомившись с техникой безопасной работы, правильно организовав своё рабочее место и результатами опроса приступили к работе.
1. Изготовление макета начали с разработки чертежа рекреации с опорой на план, который был предоставлен заместителем директора по хозяйственной части Е.В. Потаповой. Сопоставив план с требованиями к макету получили масштаб 1:120. (См. Приложение 13)
2. Пол макетасделали из XPS плита (20*585*1185 мм). Этот материал очень лёгкий и даст возможность прикреплять к полу нужные элементы интерьера с помощью обычных английских булавок. (См. Приложение 14)
3. Длястен рекреациииспользовали плотный картон большого размера из упаковочной коробки. (См. Приложение 14)
4. Затем приступили к оформлению стен и пола. Оклеили стены тонированной бумагой для придания цвета. Прикрепили стенды, магнитные доски, двери, приклеили окна, сшили и повесили шторы. (См. Приложение 15)
5. На плиту XPS разместили и закрепили клетчатый пол. С учётом игровых зон, разместили напольные игры: «Классики», «Лабиринт», «Твистер». (См. Приложение 16)
6. Для создания модульной мебели подготовили прямоугольные поролоновые призмы и обшили яркой однотонной плащевой тканью: оранжевого и жёлтого цвета. (См. Приложение 17, фото 1 и 2)
9. Из лёгкого пластилина слепили три небольших фигурки человечков и оживили ими пространстворекреации. (См. Приложение 18, фото 1-3)
10. Разработали технологическую карту изготовления макета, где подробно расписали каждую операцию. (См. Приложение 19)
11.При изготовлении макета, основные этапы работы фотографировали. (См. Приложение 19)
Вывод:изготовление макета своими руками было увлекательным и творческим занятием. Оно потребовало внимания, усердия, терпения, аккуратности, фантазии, умения договариваться, работая командой. Технологическая карта помогла избежать нерациональный расход времени и распределить работу между всеми участниками проекта равноценно. Результат получился великолепный! (См. Приложение 20)
2.2.6. Экономическое обоснование
Изготовление макета очень увлекательное и творческое занятие. Этот вид работы требует много терпения.
Экономическое обоснование всегда необходимо при изготовлении любого изделия, чтобы выявить затраты на материалы и показать себестоимость продукта деятельности. Расчёты по изготовлению макета были выполнены, и все данные занесены в таблицу. (См. Приложение 21). При выборе материалов мы руководствовались следующими требованиями:
В дальнейшем необходимо уточнить стоимость затрат при реализации проекта в жизнь.
2.2.7. Экологическое обоснование
Технология изготовления изделия не оказывает отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье человека. Выполнение проекта полностью соответствует экологической безопасности и не влечет за собой никаких изменений в окружающей среде. Изделие изготовлено вручную, а этот тип производства на сегодняшний день является самым экологичным, т.к. нет вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, это практически безотходное производство. Можно дать жизнь старым вещам, а то небольшое количество остатком может быть с легкостью утилизировано без ущерба для здоровья и природы. Кроме того, все используемые материалы экологически чистые, а значит не вызывают негативных последствий.
Появление макета не повлияет на микроклимат помещения, в котором оно будет находиться.
Таким образом, анализ материальных и энергетических балансов технологических процессов, классификация отходов, выявление их видов и масс необходимых для определения уровня их воздействия на окружающую среду показал, что разработка и реализация проекта экологична и безопасна.
2.3. Контрольно-оценочный этап
2.3.1. Экспертная оценка проекта
Результат проделанной работы полностью оправдал ожидания участников проекта. В сообществе учеников и родителей 4 в класса был проведён повторный социологический опрос, с целью узнать мнение учащихся класса о дизайн-проекте рекреации выполненном на макете. (См. Приложение 22) Участники ответили на несколько вопросов. (См. Приложение 23)
Проект получил высокую оценку и среди учителей гимназии. Положительный отзыв о работе дала заместитель директора по хозяйственной части Екатерина Владимировна Потапова.
В рамках празднования тридцатилетнего юбилея гимназии, проект принял участие в гимназическом конкурсе дизайн-макетов «Гимназия-парк будущего» и был представлен всему сообществу гимназии в открытой группе ВК, где набрал много положительных отзывов. (См. Приложение 25) По итогам голосования макет стал лучшим в номинации «Приз зрительских симпатий». (См. Приложение 26).
Вывод: выполнив данный проект, мы убедились, что можем изменить облик любимой рекреации своими руками. Разработанные нами многофункциональные зоны подходят для любой рекреации не только начальных классов, но и старшего звена. Они значительно обновят интерьер гимназии, сделают его более современным и вызовут искренний интерес у гимназистов. Ребята будут посещать школу с большим удовольствием и без вреда друг для друга проводить время на переменах.
2.3.2. Положительные стороны проекта
Любой творческий проект дает возможность раскрыть способности. Наш проект имеет ряд положительных аспектов.
Заключение
Изучив много полезной информации по теме проекта и проведя интересные поиски идей для создания интерьера, можно сделать вывод о том, что для создания макета рекреации важно иметь желание, чуточку фантазии, немного свободного времени и руководствоваться простыми правилами техники безопасности при работе с колюще-режущими предметами. Отличный результат не заставил себя ждать!
В ходе работы поставленная цель достигнута. Задачи проекта полностью реализованы.
Проект принял участие в гимназическом конкурсе дизайн-макетов «Гимназия-парк будущего». (См. Приложение 25) По итогам голосования он стал лучшим в номинации «Приз зрительских симпатий». (См. Приложение 26). Было приятно получить положительные отзывы в гимназической группе в ВК от родителей и учащихся.