что значит праздный образ жизни
Значение слова «праздный»
1. Устар. Никем или ничем не заполненный; пустой, порожний. Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Пушкин, Царскосельская статуя. Когда Степан Степаныч ушел, он занял праздное место, чтоб находиться ближе к княгине. Лермонтов, Княгиня Лиговская. В поле не найдешь праздного клочка земли. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
2. Ничем не занимающийся, живущий без работы, без дела. [Мать] презрительно отозвалась об этих охотах, особенно об уженье, называя его забавою людей праздных и пустых. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука. Он постоянно был погружен в работу, и никто не видел его праздным. Гладков, Энергия.
3. Не заполненный, не занятый делом, работой. Праздная жизнь. □ Наша продолжительная зима оставляет слишком много праздного времени в году поселянина. Чернышевский, Исследования о внутренних отношениях народной жизни. Евдокия Яковлевна растерянно взглянула на свои руки, праздные, без вязания, без тетрадки, без книги. Сафонов, Путешествие в чужую жизнь.
4. Порожденный бездельем, бесцельный, бесполезный, пустой. Праздная забава. Праздный разговор. □ Я, не без внутренней досады, должен был сознаться, что сделанный мною вопрос совершенно праздный и ни к чему не ведущий. Салтыков-Щедрин, Невинные рассказы. Через несколько минут о событии уже знали на базаре, праздное любопытство было возбуждено. М. Горький, Городок Окуров.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Праздное любопытство. П. разговор. Праздная болтовня. || Тщетный, не имеющий шансов на успех, бесполезный. Праздные попытки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пра́здный
1. устар. не заполненный; пустой, порожний ◆ Когда Степан Степаныч ушёл, он занял праздное место, чтоб находиться ближе к княгине. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»
2. ничем не занимающийся, живущий без работы, без дела ◆ Пустынно было в устье Быковки, тихо в посёлке ― сезон всюду кончился, всякий люд, как рабочий, так и праздный, покинул сии берега. Виктор Астафьев, «Зрячий посох», 1982 г. (цитата из НКРЯ)
3. не занятый, не заполненный делом, работой ◆ Он ведёт праздную жизнь.
4. порожденный бездельем, бесцельный, бесполезный, пустой ◆ Если с ним вступали в праздные разговоры, то он отвечал односложно и быстро уходил прочь, нахохлившись, как птица на холоде. Владимир Железников, «Чучело», 1981 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разъярить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Жизнь праздная пустая бесцельная причины вред посл
Жизнь праздная пустая бесцельная причины вред последствия избавится как
а Жизнь – вечный бой.
п День без любви – прожит зря.
л Жизнь состоит из правильно и неправильно принятых реше-
ний.
а Правильно принимающий решения – владеет миром.
а Жизнь – это мгновение между прошлым и будущим.
л Самое длинное и короткое — это жизнь.
к Жизнь – карнавал, каждый выбирает свою маску.
пв Образ жизни во многом зависит от потребностей.
а Жизнь – реальная действительность.
а Наша жизнь ужасно больна.
а Так ничто не отвлекает человека от жизни, как забота о попол-
нении кошелька.
п Человеку необходимо каждый день существенно нагру-
жать мозг, мышцы, отдыхать, общаться с природой, анализиро-
вать происходящие события, давать оценку сделанному и стро-
ить планы.
п Жить неправильно – значит медленно умирать.
а Жизнь – обман.
ю Жизнь дается человеку только напрокат.
п Какие бы идеи и увлечения ни захватывали человека, он дол-
жен заботиться о поддержании полноценности своей жизни.
а Чтобы человеку обеспечить полноценную современную жизнь,
требуется все больше и больше сил, средств, времени, умствен-
ных нагрузок…
а Чем человек больше – тем меньше у него личная жизнь.
а В молодости человек стремится жить быстрее, в старости –
медленнее.
д Удовлетворенность жизнью во многом зависит от успешного решения проблем.
д Чем сложнее условия жизни – тем жестче отбор.
а Люди как телята, к какому соску жизнь приткнет, тот и сосут.
а Некоторых людей нельзя признать ни живыми, ни мертвыми.
Праздность Праздный
Праздный человек есть животное, поедающее время.
Праздный человек — точно часы без стрелок.
Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.
Праздность более утомляет, чем труд.
Праздность как качество личности – склонность бесцельно проводить время без всякого дела, в бесполезных хождениях и шатаниях.
Один человек умер и очутился в прекрасном саду, среди фонтанов и плодовых деревьев, на ветвях которых пели нежными голосами прекрасные птицы. Перед ним появилась сияющая крылатая фигура и сказала: — Я к твоим услугам, мой господин. Требуй, чего только пожелаешь. Человек попросил еды — и прислужник, взмахнув рукой, сотворил стол с самыми роскошными блюдами. Человек захотел пить — перед ним появились кувшины с родниковой водой, соками и лучшим вином. Человек захотел отдохнуть — возникла кровать, и рядом стояли прекрасные девушки с опахалами. Человек захотел секса — и девушки отложили опахала… Так прошёл день, другой, третий… И человеку стало скучно проводить дни за едой, прогулками и прочими развлечениями. Он сказал прислужнику: — Я хотел бы заняться какой-нибудь работой. — Проси о чём угодно, но не об этом. Желаешь насладиться музыкой, прекрасными танцовщицами, конной прогулкой, охотой на львов, пением птиц, изысканными винами? Только скажи! Человек провёл в праздности и развлечениях ещё несколько недель. И снова ему стало скучно. Он опять вызвал прислужника и сказал: — Дай мне какую-нибудь работу. — Здесь нет работы. Здесь для тебя есть только отдых и развлечения. Тебе предстоит вечно жить в праздности и удовольствиях. — Тогда лучше отправь меня в ад! — в гневе закричал человек. Крылатый прислужник рассмеялся и спросил: — А ты до сих пор не понял, где ты?
Праздность – это оскорбление времени. Она – мать всех пороков. От ничегониделания в праздную голову приходят дурные, а порой и безумные мысли. Для «кудрявой» жизни нужны деньги, но под праздноваляющегося человека монеты не сыплются. Приходится измышлять разные, нередко подлые и преступные, средства, как добыть деньги. Ложь, предательство, коварство, вероломство, воровство, манипуляторство – это далеко не полный список инструментов, используемых праздношатающейся особью для добычи денег. А. П. Чехов верно заметил: «Праздная жизнь не может быть чистою». Она влечет за собой порочность, болезни и страдания. Целеустремленный разум, напротив, дарит человеку бодрость и радость жизни. Еще Гиппократ писал: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье — напротив того, устремление ума к чему-нибудь приносит собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Ему вторит Ибн Сина (Авиценна): «Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни».
Если принудительный труд – дорога к несчастью, то праздность – накатанная дорога к безумию. Для человека, находящегося под влиянием энергии благости, праздная жизнь хуже смерти. Благостный человек и праздность – антиподы. Каждое мгновение своей жизни должно быть потрачено с пользой. Человек в благости считает убитым временем мгновения, не потраченные на свое самосовершенствование, служение другим людям и Богу.
Тот, кто находит удовольствие в праздности, находится под влиянием силы невежества, живет в иллюзии счастья. Когда человек постоянно находится в состоянии «расслабухи», позволяет себе наслаждений больше, чем надо, он постепенно становится пленником своего вожделенного, неугомонного ума и ненасытных чувств, то есть, в конечном счете, превращается в раба и безумца.
Безумный и праздный римский император Калигула однажды принял решение объявить войну богу морей — Посейдону, после чего приказал своим солдатам беспорядочно бросать свои копья в воду. Праздность и болезнь превратила его в настоящего монстра. Для плотских утех Калигула отнимал знатных женщин у их законных мужей, сожительствовал со всеми тремя родными сестрами. Свою среднюю сестру – Друзиллу, Калигула любил особо сильно и, как и прочих, отобрав ее у мужа, без стеснения держал в качестве законной жены. А после ее смерти Калигула объявил такой траур, во время которого смертельным преступлением считались любые проявления радости. Сам же он, не в силах вынести горя утраты, внезапно ночью покинул Рим и отправился в пустыню, а вернулся так же стремительно с отросшими волосами и бородой. Уже в 38 году Калигула объявил себя богом и стал появляться в одежде божеств и с их атрибутами – молнией Юпитера, трезубцем Нептуна и жезлом Плутона, а иногда даже в одежде Венеры. Широко известна история о том, как Калигула попытался сделать из своего любимого коня сенатора.
Праздность – это зарастание души. Жирный минус праздности ставится за то, что она гибельна для разума и духовной жизни. Если не удовлетворять свои интеллектуальные и духовные потребности, разум и душа без тренировки утрачивают свои способности. Например, если пианист долго не играет, ему понадобится время, чтобы достичь совершенства в игре. Бицепсы разума и души нуждаются в постоянных упражнениях, иначе они станут дряблыми и вялыми. Праздность – это анемия души и разума. Брошенная душа превращается в невозделанное поле, заросшее бурьяном. Жан-Жак Руссо писал: «От праздности происходит умственная и физическая дряблость».
В народе праздным человеком называют того, кто бьет баклуши, валяет дурака. Интересна этимология этого крылатого выражения. В древней Руси крестьяне в буквальном смысле катали по полям попов, чтобы получить хороший урожай или вызвать дождь.
Как отмечается в этнографических описаниях, «крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы «снопы были тяжелыми», «посевы тучными»; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно». Обычай этот батюшкам, понятное дело, не нравился, но что только за деньги-то не сделаешь… Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб. А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания.
Весной, как только озимые пойдут в рост, карелы приглашают священника в поле отслужить молебен. После молебна они хватают священника, валят его на землю и катают по озими. По представлению карел, это способствует такому получению урожая, что рожь от тучности зерна будет склоняться до земли, как теперь склоняются озимые под тяжестью священника. Священник мог доказать крестьянам тщетность такого мероприятия, но тогда крестьяне не стали бы приглашать его служить молебен, и он бы лишился добавочного дохода. Оказывается, что для священника лучше было кататься по озими, чем лишиться его. А почему дурака? Вспомним А.С. Пушкина: «»Жил был поп, толоконный лоб». «Толоконный лоб» — презрительная кличка глупца либо дурака.
Английский дипломат Ф. Честерфилд писал: «Праздность — один из способов самоубийства». Понять сущность праздности можно лишь после того, как появится понимание, на какой добродетели она паразитирует. Праздность (если отталкиваться от русской этимологии) — это не плохое состояние. Вопрос, ради чего? Ведь, по-славянски, праздность — это необремененность, незанятость, свобода. Для такого понимания праздности подходит греческое слово σχολάζων от σχολή — досуг. Недаром торжества, когда человек освобождается от своих обязанностей, называются праздниками. Например, в некоторых духовных традициях суббота – день покоя. Человек должен иметь время для удовлетворения своих эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей. Для этого и нужны праздники. Совсем другое дело праздность, как постоянная незанятость и опустошенность. Она мешает человеку приобщаться к высшим ценностям и самосовершенствоваться.
Размышления о праздности
Мы привыкли относиться к праздности с пренебрежением. Праздный человек в нашем понимании человек пустой – ведь каждый должен быть чем-то занят. А вдруг мы ошибаемся? И все не совсем так?
Синоним свободы
После публикации статьи «Старание к Старению» мне пришло письмо от Надежды из Москвы, в котором она рассказала о своих успехах на этом пути. В ее письме была такая фраза: «…но вот как обрести единство с миром, благосостояние, занятость, пока не знаю».
Заметьте, в сколь важном ряду стоит слово «занятость». Единство с миром, благое состояние и… занятость. Она сродни нужности, близкое понятие, и часто мы подменяем их друг другом. Давайте разберёмся, правильно ли мы делаем.
У большинства из нас в зрелом возрасте укореняется привычка быть постоянно занятым. Она прививается с детства. «Займись чем-нибудь!» – бесконечное число раз слышит ребенок от взрослых.
Занятость – это средство от очень пугающей нас праздности, которая у нас ассоциируется со скукой. Вспомните мультфильм «Серебряное копытце» по Бажову. Избушка в зимнем лесу, дед ушел на несколько дней. Девочка осталась одна, развлечения такие: спящая кошка, печка, свечка, деревянный стол и бревна сруба. Ужас для современного человека!
Табуированность скуки, привела к отсутствию привычки, навыка. Скука, или праздность, исключена из жизненного опыта детства, избегаема в зрелости, забита занятостью и развлечениями. Потому к старости она пугает нас, как океан не умеющего плавать.
А ведь слово «праздность» (заметьте, однокоренное со словом «праздник») – чудесное слово, синоним «свободы» в конкретном небольшом масштабе. Но стало презираемым и изгоняемым.
Невостребованный ресурс
Установка современного человека на занятость очень мощная. Мощь ей придает страх свободы, праздности. А также страх перед свободными людьми. Школьники должны быть постоянно заняты, дошкольники должны быть постоянно заняты, даже малыши, младенцы, вовлечены в непрекращающуюся смену развлечений.
Для детей, их психики, ситуация, по-моему, вредная. Скучать стало непозволительной роскошью, и умение к этому пропало. Тем не менее, скука – одно из ресурсных состояний. Оно обычно становится питательной почвой для созерцания, размышления, творчества и открытий. Из него вырастает привычка думать, мыслить в истинном, творческом значении этого слова (не решение задач по алгоритму). Эта медленно зреющая способность часто подменяется занятиями, истинное творчество — «творческими занятиями», а то и просто развлечениями.
К определенному возрасту такое отношение к праздности становится устойчивой привычкой, зависимостью, и поэтому общество пугают незанятые, неорганизованные дети, праздношатающиеся подростки. Пугают в основном справедливо, так как, выпадая из общей зависимости от занятости, они тут же впадают в другие или становятся агрессивными от страха.
Почему я так подробно говорю про детство? Как и всему остальному, праздности лучше учиться в детстве. И только старики способны спасти детство от тоталитаризма взрослых.
В Европе (в Германии, в частности) законодательно (у нас пока не законодательно, но в общественном сознании считается нормой) принято, что – ребенок до 12 лет (!) не может оставаться один. Нигде и никогда – ни в школе, ни дома, ни на улице. А тот, кто находится рядом с ребенком, следит за тем, чтобы он был всё время занят: ел, читал, учился, играл, что-то делал (только очень безопасное), смотрел телевизор… Перерыв — только на сон. От такого тоталитаризма самое реальное бегство – в виртуальность.
Так вот, старики – единственный шанс детей на возможность праздности, скуки. Не зря все сказочные истории случаются, когда родители куда-то отлучились и дома только бабушка. Бабушка, или старая няня, или дед не следят! Или следят плохо! И тогда прилетает Карлсон, приходят лилипуты, открываются порталы в Нарнию и т. п.
Бабушка, дремлющая в кресле, занятая вязанием, фрекен Бок, что печёт и ест плюшки – вот подарок ребенку.
Еще лучше – сельский вариант. Сельская праздность – такие детские воспоминания порой лучшее, что есть у человека. Читайте классиков, у кого своих воспоминаний нет.
Итак, в детстве важно иметь опыт праздности.
Надо менять привычки
После детства и юности наступает взрослость. У большинства этот период напряженной работы, свободного времени мало, и оно часто уходит на отдых развлекательно-активный, и лишь остатки – на восстановление сил. Потребность в праздности (иногда вынужденность) возникает и тут. Она обычно реализуется болезнями, кризисами, депрессиями и т.п., подменяется зависимостями. В лучшем случае это могут быть различные практики от христианских до йогических или буддийских. Нужно, чтобы кто-то сказал: сядьте так-то и так-то, освободите свой ум, расслабьте тело…
Такая праздность приравнивается к занятиям и потому считается допустимой и одобряется в определённых масштабах. Эти «занятия» могут привить привычку к спокойному переживанию праздности, которую мы можем наблюдать у монахов и продвинутых адептов.
Медитации потому и стали модными, что это допускаемый обществом вид праздности. Вокруг нее уже создана и растет потребительская система.
Многих пугает выход на пенсию. При этом часто говорится про страх остаться без денег, про потребность быть нужным. Порой это так, но чаще – причина в другом.
Есть грустный анекдот эпохи экономического кризиса. Встречаются два бизнесмена. Один жалуется на своих рабочих: «Разоряюсь, заказов нет, денег нет, сырья нет, зарплату снизил в 5 раз, а они все равно приходят на фабрику, объявил, что вообще платить не буду – приходят, электричество жгут…» Второй советует: «А ты плату за вход установи!». Через некоторое время опять встречаются. Первый: «Ну, ты мне и насоветовал! Они теперь в понедельник приходят и до пятницы не уходят!»
Именно это в основном и ценится в работе – Занятость.
Надо вставать по утрам, исполнять ритуал сборов, тратить усилия и время на дорогу и производить какие-то действия, якобы приносящие пользу. Мы ходим на работу, чтобы быть занятыми, и отправляем детей в школу, чтобы они были заняты там. Да, конечно, еще деньги. Вовлеченность в потребительскую гонку, еще большая гарантия занятости.
Занятость на работе привлекательна еще и оторванностью от результатов, то есть очень значительным снижением воли и ответственности. Там нас заставляют работать (начальник, обстоятельства, клиенты, планы) и результаты в виде денег до крайности отдалены от наших действий. Наша занятость, построенная на узкой специализации, максимально растворяет нас в социуме.
Те, кто не работают, находят занятость дома в делах и заботе о других, есть еще хобби, питомцы, заботы о здоровье, чистоте… Женщины готовят и убирают, это порой угнетает, но гарантирует пожизненную занятость. Дети дают значительно большую и разнообразную занятость своей потребностью в заботе, иногда искаженно преувеличенной.
Но все это когда-нибудь заканчивается. Заканчиваться может и должно постепенно, но наши привычки не позволяют этого заметить и потому изменения «сваливаются». Дети вдруг уезжают или просто отказываются от опеки, работа покидает нас… Стресс. Со всех сторон сыплются спасительные рекомендации – ходите в театры и на социальные встречи, займитесь благотворительностью или творчеством, заведите козу или собаку. Одним словом, как детям: «займитесь чем-нибудь!»
Быть собой и с собой
Итак, мы на пороге старости.
Кстати, для вас «на пороге» – это в какую сторону? Для меня это почему-то на выходе — на выходе из дома в новый старый мир.
Чем же занять себя в старости? Вариантов, конечно, множество, но беда тут не в трудностях нахождения занятий, а в неожиданно сваливающейся на нас свободе выбора. Ведь, по словам К. Воннегута (роман «Времятресение»), непременно наступит «тот день, когда свобода воли снова возьмёт нас за жабры…».
Теперь наш день, месяц, год не расписаны по минутам, на нас не валятся дела и проблемы, «только успевай разгребать», нас не раздергивают, не тянут в разные стороны. У нас вдруг появляется почти безграничное право самостоятельного выбора занятий, иногда впервые в жизни. Мы ограничены лишь страхами и привычками, ну конечно, есть еще физические и социальные рамки, но они преодолимы. В принципе, свобода, то есть даже в занятости, – элемент праздности.
И главное можно попробовать научиться праздности.
Это весьма трудно.
В одной из своих книг Николай Курдюмов (он, кстати, автор чудесных книг по огородничеству и садоводчеству) написал так: «Для других – это каждый может. А вот для себя что-то хорошее сделать – тут настоящее мужество потребно».
Праздность – это быть собой и с собой. Это непривычно и страшно. И это аргумент на мою мельницу, исписанную призывами серьезно готовиться к старости, растить и укреплять свою личность.
Незанятость-праздность может привести к разным эффектам. Например, стимулировать творческие порывы или помочь перестроиться на другую работу – работу по гармонизации мира, спокойствия. Заметьте, это объединяется словом – умиротворение. У-миро-творение.
Вы также сможете предоставить окружающим и особенно детям пример и возможность праздности.
Итак, добро пожаловать в незанятость. Вы на пороге? Страшно? Конечно, Вы ведь на пороге…
«Старости свойственна та ясность, которую чувствуешь, освободившись от долго носимого груза и двигаясь впервые свободно».
Артур Шопенгауэр
«Отсутствие ощущения долга – вот один из главных признаков того, что вы занимаетесь своим делом».
Игорь Ларсон. «Самая большая иллюзия»
28.02.12 Юлия ЖЕМЧУЖНИКОВА Журнал «60 лет – не возраст»
Сознание
Путь к Совершенству личности
Праздность
Праздная жизнь — это преждевременная старость.
Определение ошибки
Праздность — заполнение времени развлечениями вместо полезной деятельности.
Близкие по значению слова
Увеселение — проведение времени в безделье, в бесполезных хождениях.
Развлечение — занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие.
Забава — развлечение, игра.
Словесные выражения ошибки
«Погуляем на славу (на «широкую ногу)!»
«Соберемся, отметим это событие».
«В этот день можно и расслабиться».
«Заняться нечем, посмотрю свой любимый сериал».
«Устроим перерыв, немного поболтаем».
«Такое увлекательное мероприятие я пропустить не могу».
«Дело сделано — можно расслабиться» и другие.
Формы проявления
Механизм ошибки
В основе праздности лежит убежденность человека: «чтобы полноценно отдохнуть, нужно развлечься», «Жизнь становится интересней, когда время заполняешь развлечениями (жизнь трудна — без праздников не обойтись)».
Причиной праздности являются легкомыслие и расточительство. Не задумываясь о последствиях своих действий, нецелесообразно расходуя свое время, силы и денежные средства. Человек устраивает для себя и других «праздники» (собирает «мальчишники», «девичники», «гуляет» в кафе и ресторанах, ночных клубах, участвует в забавах, развлекательных конкурсах, бесцельно просиживает с друзьями в гостях и т. д.).
К праздности ведут лень и неорганизованность человека. Не желая прилагать усилия в труде, полезной деятельности, не желая планировать свои дела, выискивая повод для «отдыха», человек заполняет свое время занятиями, доставляющими ему удовольствие (смотрит «бесконечные» сериалы, «расслабляется» часами на диване, зачитывается увлекательными романами, «пребывает» в компьютерных играх и т. д.).
Невоздержанность человека и его склонность к наслаждениям также являются причинами развлечений. Не желая ограничивать себя в поступках, словах, мыслях, стремясь к удовлетворению чувственных наклонностей, человек «разбавляет» свою жизнь чем-либо приятным (просматривает развлекательные передачи и сайты, посещает соответствующие заведения, «смакует» в разговорах с людьми подробности из жизни «звезд» др.).
Не умея организовать свое время с пользой, склоняясь к развлечениям, человек становится зависимым от них, приобретая такую черту характера как праздность.
Вред
Мотивы и альтернатива
Мотивы (заблуждения, установки) | Альтернатива |
«Пока молодой, надо развлекаться, чтобы было что вспомнить». | Воспоминание (ностальгия) о веселых днях не накормит, не согреет, не поддержит в трудную минуту. А с навыками и способностями, приобретенными в труде и полезном общении, нигде не пропадешь. |
«После тяжелой работы надо расслабиться (развлечься), чтобы восстановить силы». | Отяжеляет работу однообразие, чрезмерность и бессмысленность. Стараться планировать дела, рационально распределять свои силы и время. Лучший отдых — смена занятий. |
«Кто умеет «хорошо проводить время», тот интересный человек». | Человек интересен, если он открыт общению с людьми, рад помочь им, готов поделиться своим опытом, умениями, знаниями. |
Приёмы преодоления ошибки и профилактика
Другая крайность: аскетизм, уныние, мрачность, угрюмость.
Положительные качества: рассудительность, жизнерадостность, трудолюбие, ответственность.