что значит предтечи в церкви
Предтеча: Идущий впереди
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Иоанну Крестителю отводится очень большое место в церковной традиции. С истории его рождения начинается евангельское повествование; о нем часто говорит Христос в Своих речах; ему посвящены многие храмы, монастыри и даже города. Но почему так? Ведь если бегло прочитать Евангелие, то может показаться, что Предтеча был таким же пророком, как и предшествующие Божьи посланники, а его проповедь мало чем отличается от их подвига. Что необычного было в его служении?
Да, собственно, все было необычно. Начиная уже тем, что его родители – священник Захария и Елизавета, будучи уже в весьма преклонном возрасте, не имели детей и уже смирились со своим статусом бездетной пары. А значит – и проклятой, ведь по тем временам отсутствие у супругов потомства вызывало у общества прямое подозрение в том, что они грешники, поскольку дети у иудеев считались наградой Божьей за праведную жизнь.
Но тут происходит чудо – уже окончательно смирившийся Захария во время службы получает в храме ангельскую весть о грядущем рождении сына. Да еще какого сына – пророка и вестника пришествия Мессии! Мог ли Захария не усомниться? Ведь когда о чем-то очень желанном уже перестаешь мечтать, то любые слова об осуществлении мечты воспринимаются с недоверием, даже если их говорит ангел. Захария не поверил. И в знак того, что сказанное ангелом – правда, Господь сделал его немым. Открылись его уста лишь в день рождения обещанного сына.
А вот Елизавета поверила! Узнав о беременности, она полгода не говорила о ней никому, не желая выносить на люди такое долгожданное и хрупкое счастье. Лишь после округления своей фигуры Елизавета перестала таиться. Наконец, кончилось ее поношение, и вместо косых взглядов презрения и жалости она принимала поздравления от родных, близких и знакомых. А когда родился сын – радости не было предела! Захария по воле Божьей смог заговорить и рассказать о том, что ему поведал ангел. И все их знакомые удивлялись происходящему, понимая, что столь чудесные обстоятельства говорят об особой судьбе ребенка.
Далее евангельская история обрывается, и далее в Писании Иоанн предстает уже зрелым мужчиной, закаленным жизнью в тяжелейших условиях пустыни. Недостающие сведения нам дает Предание, и эти факты полны трагизма. Через полгода после рождения Иоанна в Вифлееме родился Спаситель. Узнав о старинном пророчестве, что младенец из Вифлеема займет израильский престол, тогдашний царь Ирод испугался и решил ликвидировать возможных конкурентов, убив всех детей в окрестностях Иерусалима младше двух лет.
Угроза нависла и над Иоанном, ведь его родители жили в пригороде Иерусалима, а в народе еще не стихла молва о чудо-ребенке. Сначала солдаты Ирода пришли к Захарии в храм и прямо во время богослужения стали требовать отдать им мальчика. Захария им не ответил, и они убили его между жертвенником и святилищем. А тем временем Елизавета успела бежать в пустыню.
Первые недели мать и сын вовсе не покидали пещеру в которой укрылись от солдат, но голодными не были – все нужное им приносил ангел. До года Елизавета кормила малыша грудью, потом стала приучать его к пустынной пище – саранче, дикому меду, траве. Прожив еще несколько месяцев, Елизавета умерла. Предание гласит, что воспитанием ребенка занялись ангелы, а современные исследователи полагают, что Иоанн рос у ессеев – представителей радикального иудейского течения, которое по своему уставу очень напоминало монашество.
Это были жители пустыни, которые добровольно уходили из людных мест ради более полного служения Богу. Но «ессейское» прошлое Иоанна – лишь гипотеза, и о детстве пророка мы почти ничего не знаем. Церковь говорит лишь о том, что именно в пустыне сформировался его жесткий и бескомпромиссный, огромной силы характер. Иоанн знал, что Господь избрал его, чтобы подготовить народ к пришествию Мессии. Он мог отказаться, но не сделал этого. Наоборот, Иоанн с энтузиазмом принял свой жребий и был верен до конца своему призванию.
Трудность подвига Иоанна была двоякой. С одной стороны, в Израильском народе уже более трех веков не было пророков, и они стали восприниматься людьми как нечто фантастическое. Были, конечно, разные самозванцы, проповедники, экзальтированные сектанты и просто бунтари, но настоящих пророков, в которых чувствовалась сила Божья, дух, твердость и убежденность, – таких не было. Поэтому выход Иоанна на проповедь был для многих огромным соблазном: ведь он обличал и говорил так, как до него это делал лишь Илия.
Все понимали, что Иоанн – это пророк, но принять его слова, согласиться с правдивостью его доводов могли далеко не все. С другой стороны, еще во времена Соломона (а это 9 веков до Христа) в Израиле стала формироваться идея Мессии как земного правителя. И одна из целей Иоанна Предтечи состояла в том, чтобы показать, что Мессия – совсем не тот, кого ожидает народ и политическая элита. Иоанн явно говорил, как представитель грядущего Христа. И если сам он представлялся обществу как грозный обличитель, не связанный никакими условностями и не обладающий никаким общественным статусом, то это значило, что и Мессия тоже не будет политиком.
Иоанн был предтечей, то есть – первопроходцем. Он был тенью Христа, его проповедь всколыхнула тогдашнее общество и создала необходимый фон для распространения Евангелия среди иудеев. Первопроходцем и вестником Христа Иоанн был везде – даже в аду. Ведь до Воскресения Христова души всех людей попадали в шеол – место, лишенное радости, закрытое от Бога.
Христианское Предание гласит, что после своей гибели (коварно организованной Иродиадой, которая люто ненавидела Иоанна за обличения ее беззаконий), Предтеча попал в шеол. Но даже в тени ада он говорил всем, что на Землю пришел Спаситель, и очень скоро выведет их из царства тьмы к свету. Выведет всех, кто уверует в Него. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», – эти слова были главными для Иоанна и здесь, и по ту сторону смерти.
Судьба Крестителя повторяет судьбу самого Господа: путь вверх, но – путь через крест. Потом этой же дорогой прошли многие и многие христиане – апостолы, мученики, монахи, юродивые, праведники. Все они в той или иной мере подражали Спасителю. Но в наиболее полной мере это сделал Иоанн. Поэтому Церковь дала ему такое высокое звание – Предтеча. В нем сочетался и монашеский аскетизм, и апостольская сила, и любовь к Богу, и стойкость мученика, и талант проповедника. Лишь в этом ключе становится понятно, почему Христос сказал, что среди рожденных женщинами нет равного Иоанну (Лк. 7: 28).
Значение слова «предтеча»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Предтеча (книжн., устар.)
лицо, подготовившее условия для деятельности других лиц или для появления других событий;
(церк.) употребляется как эпитет христианского святого Иоанна Крестителя;
(устар.) — то, что предшествует чему-либо, служит предвестием чего-либо.
ПРЕДТЕ’ЧА, и, м. и ж. (книжн. ритор.). Предшественник, лицо, своей деятельностью, своим явлением подготовляющее путь кому-чему-н., почву для кого-чего-н. Гоголь — п. великих русских прозаиков XIX века. || перен. Явление, событие, подготовившее почву, условия для наступления какого-н. другого события. Парижская Коммуна — п. Октября. || перен. Вообще то, что предшествует чему-н. (устар.). Ранний звон колоколов, предтеча утренних трудов. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
предте́ча
1. книжн. устар. лицо, подготовившее условия для деятельности других лиц или для появления других событий ◆ Святая Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, стала предтечей Христианства на Руси.
2. устар. то, что предшествует чему-либо, служит предвестием чего-либо ◆ Разработка сети с пакетной коммутацией Arpanet, ставшей предтечей Internet.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сличить (глагол), сличил:
Почему святого Иоанна Крестителя называют Предтечей?
На следующий день после праздника Богоявления (Крещения Господня) Церковью отмечается Собор Иоанна Крестителя. Он стал главным свидетелем сошествия Духа Святого в виде голубя, когда, возложив руку на главу Спасителя во время Крещения, услышал голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный. »
Иоанн Креститель родился близ Хеврона, к югу от Иерусалима, в семье священника Захарии и праведной Елисаветы. У супругов долго не было детей, и чета горячо молилась Богу о даровании им ребенка. Архангел Гавриил возвестил Захарии о скором пополнении в его семействе. Иоанн был рожден за 6 месяцев до рождения Иисуса Христа. Кстати, Дева Мария и Елисавета приходились родственницами.
Когда Иоанн подрос, он отправился в пустыню, чтобы приготовить себя к строгой постнической жизни в молитве, питался медом диких пчел и акридами (саранчой), носил грубую одежду из шерсти. Так прожил он до 30 лет, пока Господь не призвал его на служение. Иоанн стал проповедовать, у него появились последователи и ученики, он готовил людей к пришествию Мессии, пророчествовал.
На берегу реки Иордан, когда еврейский народ в большом количестве сошелся на религиозном празднике омовения, Иоанн стал проповедовать. Смысл его проповеди заключалась в том, что нужно очиститься не только телесно, но, главным образом, душевно.
Еще до Крещения Господа Иоанну было явлено Божественное Откровение, и он стал рассказывать людям о Христе:«Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира» (Ин.1:29).
Позднее к Иоанну пришел креститься Сам Господь Иисус Христос. Святой Иоанн и все присутствовавшие увидели, как на Спасителя сошел Дух Святой в виде голубя и услышали глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17).
После этих слов ученики Иоанна последовали за Христом, это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.
Пророка Иоанна очень почитали иудеи, кто-то даже считал его тем самым Мессией, которого так все ждали. Но Иоанн стал последним пророком, который предсказал пришествие Спасителя. Потому его и называют Предтечей, т.е. тот, кто пришел прежде Христа. Впервые «Предтечей» пророка Иоанна назвал философ Гераклион во II веке, затем в широкий обиход этот термин вошел благодаря святителю Климентию Александрийскому.
При жизни пророк Иоанн обличал пороки людей, не страшась никого, говоря правду в глаза. Так он считал недопустимым, что царь Ирод Агрипа бросил свою жену и ушел к жене своего брата Иродиаде. Царю Ироду не понравилось, что святой обличает его и приказал посадить Иоанна Крестителя в темницу.
На свой день рождения царь Ирод устроил во дворце пир, на нем дочь Иродиады Саломия покорила царя своим танцем, за что Ирод обещал дать Саломии все, что она пожелает. Иродиада была настроена против Иоанна Крестителя из-за того, что он не приветствовал бесчестное сожительство, и тут подвернулся подходящий случай, чтобы избавиться от пророка. Своей дочери Иродиада подсказала просить в качестве подарка за танец голову самого Иоанна Предтечи. Ирод, узнав о просьбе, расстроился, потому что уважал святого Иоанна как пророка, но отказаться от своих слов не посмел. Тогда палач отрубил святую главу пророка и вынес на блюде к Саломее и Иродиаде.
Ученики Иоанна погребли тело учителя в городе Севастии. Позже апостол Лука взял десницу Иоанна Предтечи и поместил в Антиохии, а в X веке, когда турки завладели этими землями, святыня была передана в Халкидон, а затем отправлена в Константинополь. После взятия города турками, десница была подарена султаном Баязетом родосским рыцарям, с Родоса святыня была перевезена на Мальту, а в 1799 году рыцари Мальтийского ордена подарили десницу пророка Иоанна российскому императору Павлу Петровичу. Сначала святая десница находилась в Гатчине, а затем в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце Санкт-Петербурга.
После революции императрица Мария Федоровна Романова (жена Александра III) перевезла святыню в Данию, а после смерти императрицы, ее дети отдали десницу Иоанна Предтечи митрополиту Антонию (Храповицкому), тот передал святыню сербскому королю Петру II. С началом II Мировой войны и до 1951 года десница находилась в Острожском монастыре Черногории, после коммунисты положили ее в музей города Цетинье. С 1993 года десница хранится в Цетинском монастыре Черногории.
Не менее сложной оказалась и судьба святой главы Иоанна Предтечи. После казни, благочестивая женщина по имени Иоанна положила главу в сосуд и погребла на Елеонской горе. Спустя время вельможа Иннокентий решил заложить церковь и, копая фундамент, обнаружил реликвию (Первое обретение). Святыня была положена в церкви Иннокентия, но с годами храм разрушился и сравнялся с землей. Во время правления Константина Великого в IV веке глава была найдена двумя монахами, пришедшими в Иерусалим поклониться Гробу Господню (Второе обретение). После святыня оказалась у священика-арианина, который спрятал реликвию, тогда сам Иоанн Креститель явился архимандриту монастыря, который находился недалеко от места хранения святой главы, и указал точно место обретения. Святая глава пророка была перевезена в Константинополь. Из Константинополя святыня была перенесена в Емессу, а затем в Команы во время иконоборческих гонений (IX в.). Патриарху Игнатию во время молитвы в Константинопольском соборе было явлено указание на место, где находилась глава пророка. После Третьего обретения святыня была положена в придворной церкви в Константинополе.
После этого история святых мощей пророка Иоанна не заканчивается. Считается, что частицы главы Иоанна Предтечи находятся в разных странах, но подлинность не всех из них доказана. Сегодня фрагменты от мощей можно видеть во Франции, соборе города Амьен, в Италии, в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите, на Афоне в монастыре Великая Лавра, в Сирии в мечети Омейядов в Дамаске (мусульмане тоже очень почитают святого Иоанна Крестителя, называют его Яхья).
Собор Амьенской Богоматери
Сегодня в напоминание о страшной казни святого Иоанна Предтечи в Церкви установлен день памяти 11 сентября. В этот день соблюдается строгий пост в независимости от того, на какой день недели он выпадает.
Житие Иоанна Предтечи: «Не восставал пророк больший. «
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Все житие святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания. Часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви.
Иоанн Предтеча сочетал в себе священническое и царское происхождение, так как его отец – Захария – был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалимском священнослужители. Что касается праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи, то она происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.
История рождения Иоанна Предтечи непосредственно связана с чудом Божиим и во многом схожа с историей рождения Пречистой Богородицы. Дело в том, что праведные Захария и Елисавета долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Но, как повествует нам святой евангелист Лука (Лк. 1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служения в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына. Однако Захария смутился от такого видения и обетования архангела Гавриила. За это на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка. В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном.
Посещение Марией Елизаветы, 1491 год. Гирландайо Доменико
Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которому и нарекли имя Иоанн. Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Господа Иисуса Христа. Также стоит отметить, что по материнской линии (Елисавета – Мария) Иоанн Предтеча был родственником Господа. Во время наречения имени народ удивился тому, что именно так родители хотят назвать своего сына, ведь это нарушало традицию: в их роду не было людей с таким именем. В момент, когда народ дивился этому, у Захарии отверзлись уста, и он смог говорить. При этом он произнес пророчество о будущем служении своего сына, а также о приходе в мир Спасителя. Стоит заметить, что рождение ребенка для праведных Захарии и Елисаветы было важным еще и потому, что в то время у евреев было принято считать, что если Бог какой-либо семье не дает детей – это признак серьезных грехов, которые имеются у этих людей. Такие пары не просто подвергались насмешкам и укоризнам, но и в принципе не имели возможности быть полноправными членами общества.
Рождество Иоанна Предтечи
Святое семейство (праведный Иосиф Обручник, Пречистая Матерь Божия и Богомладенец Христос) на это время покинули Израиль и скрылись в Египте. Бог уберег и младенца Иоанна, так как в это время он уже подвизался в пустыне, где и прошла вся его жизнь до момента выхода на проповедь. Как сообщает нам Евангелие (Мк. 1, 6), Иоанн вел в пустыне самый строгий образ жизни – он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, препоясанной кожаным поясом, не пил вина, питался только диким медом и акридами (род саранчи), постоянно пребывал в молитве. Именно таким образом Иоанн готовил себя к служению народу Израиля и Своему Господу.
Как и Сам Господь Иисус Христос, пророк Иоанн выходит на служение в тридцать лет возрасте – именно в таком возрасте в древнееврейском обществе человек мог выйти на общественное служение и начать что-либо говорить публично. До этих лет человек считался еще не готовым к серьезным речам и поступкам.
Иоанн Предтеча впервые является на берегах реки Иордан – именно здесь он мог совершать свое главное действо: призывая людей к покаянию, совершать над ними крещение водой. Дело в том, что для религиозных омовений в честь праздника очищения народ Израиля приходил именно к реке Иордан. Здесь к людям и обращается святой пророк Иоанн Предтеча.
Важно отметить, что крещение, которое он совершал, было направлено на приуготовление народа Израиля к принятию Господа Иисуса Христа и Его Нового Завета. Это крещение не было таинством в христианском понимании этого слова. Тем не менее в этом крещении человек получал прощение грехов и очищался для дальнейшей жизни и для встречи Мессии. Крещение же, которое дарует людям Христос, совершеннее тем, что в нем человек стяжает благодать Самого Святого Духа, освобождается от рабства греху и смерти.
Для того, чтобы в полной мере исполнить ветхозаветный закон, к Иордану приходит Сам Господь – и принимает крещение от пророка Иоанна. Именно поэтому Иоанна Предтечу (т. е. предшествующего Господу) часто называют еще Крестителем. Крестившись от пророка, Господь тем самым подал пример каждому человеку на все времена. Крещение Господа ознаменовалось одним из самых ярких чудесных событий – Богоявлением, то есть явлением в той или иной форме всех трех Лиц Пресвятой Троицы. Бог Отец явился здесь в виде гласа с небес, обращенного к Иисусу Христу: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). Святой Дух был явлен в образе голубя, сошедшего на Иисуса Христа, Сам же Господь уже явился людям, воплотившись в нашем мире.
Важны также те слова, которые сказал пророк Иоанн людям о Господе Иисусе Христе (имея в виду смысл прихода Господа в мир): «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29).
Однако служение Иоанна Предтечи не завершилось только лишь крещением Господа Иисуса Христа в Иордане. Как и его предшественники, другие ветхозаветные пророки, Иоанн призывал народ Израиля к жизни по заповедям Божиим, к отречению от греха, к служению только истинному Богу, а не языческим богам, которых в окружении Израиля было достаточно много. И, как и другие пророки, Иоанн Предтеча обличал грехи царя. Дело в том, что царь Ирод Антипа находился в беззаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа – Иродиадой, которая к тому же приходилась ему племянницей. Именно за это и обличал пророк его Иоанн. В ответ царь заключил пророка в темницу.
Однажды, в день своего рождения, царь Ирод устроил пир, на котором собралось много знати. Дочь Иродиады Саломия поразила всех присутствующих, и прежде всего самого царя, одним непристойным танцем. За это Ирод пообещал ей дать все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства. Наученная своей матерью, Саломия потребовала голову пророка Иоанна. Будучи частью еврейского общества и традиции, царь Ирод был удручен этой просьбой, так как он уважал пророка Божия и понимал основу пророческого служения. Однако он не мог не сдержать царской клятвы, и именно поэтому отдал приказ казнить святого. Иоанну Предтече отрубили голову и отдали Саломии, а та отнесла ее своей матери.
На этом свидетельство Священного Писания заканчивается, однако Священное Предание донесло до нас дальнейшую историю, связанную с мощами святого пророка.
По преданию, Иродиада кинула главу пророка Иоанна в нечистое место. Тело же пророка Божия его ученики погребли в городе Севастия, что находился в Самарии. Апостол Лука, обходя с проповедью Евангелия разные селения, взял из Севастии правую руку от мощей святого пророка Иоанна.
В 959 году, когда арабы захватили Антиохию, где на тот момент хранилась рука пророка Иоанна, святыню спас некий дьякон, который перенес ее в Халкидон. Из Халкидона честная рука пророка попала в столицу Византии – Константинополь, где и хранилась до захвата города турками в 1453 году. После этого правая рука пророка хранилась уже в России, а именно – в Петербурге, в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.
Честная глава пророка Иоанна Предтечи была найдена благочестивой Иоанной и погребена на Елеонской горе. А на самой горе было основано несколько православных монастырей и еще больше храмов.
В свое время Господь Иисус Христос сказал о пророке Иоанне Предтече следующие слова: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11, 11). Почему же Господь так сказал? Дело в том, что этими словами Он указал на уникальность Иоаннова служения. Святой Предтеча стал пророком на рубеже Заветов – Ветхого и Нового. Своим ветхозаветным служением он завершил всех пророков до Христа, а своим новозаветным служением – открыл (приуготовил) путь Господу.
Поэтому святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча является самым значимым и почитаемым праведником после Пречистой Богородицы.
На анонсе фрагмент картины Леонардо да Винчи «Крещение Христа»