что значит приблизилось царство небесное

32. Что говорит Библия о Царствии небесном?

Если бы нам потребовалось в двух словах сказать, в чем сама суть проповеди Христа, это было бы совсем нетрудно сделать: Царствие Божие или Царствие Небесное (в Евангелии это синонимы). Конечно, Христос говорил об очень и очень многом, но именно это понятие стояло в самом центре Его учения, именно оно радикально отличало его проповедь от слов множества славных пророков, царей и псалмопевцев. Что же это такое – Царствие?

«Господь царствует вовеки»

В поисках ответа нам придется обратиться сначала к Ветхому Завету: как и многие другие понятия из Нового Завета, проповедь Царства тоже основана на образах и идеях Завета Ветхого. «Господь воцарился», или, точнее, «Господь царствует» – мы встречаем это выражение в Псалтири (напр., 46:9). Звучит оно вроде бы просто и понятно, но только что оно на самом деле означает?

Господь обладает верховной властью над всем этим миром как его Творец, и в этом смысле мы можем называть Его Царем. В то же время мир полон зла, мы видим, что в нем слишком часто творится воля не Бога, а совсем другой личности – сатаны, которого Евангелие не случайно называет «князем мира сего». И потому Господь избирает один народ, Израиль, который он тоже в определенном смысле слова создает из ничего, выведя его из египетского рабства и даровав этой толпе былых рабов Закон и людей, способных научить ее этому Закону. Поэтому для израильтян Господь есть царь в совершенно особом смысле. «Господь будет царствовать вовеки и в вечность» ( Исх 15:18 ) – так заканчивается песнь израильтян после их перехода через Чермное море, в тот самый момент, когда этот народ действительно становится народом.

Народом Израиля, конечно, правили люди – но это были избранные Господом пророки (Моисей) или судьи – харизматические вожди. Они, по сути, были Его прямыми наместниками на земле. Народ, правда, со временем стал этим недоволен и пожелал установить у себя обычную монархию, как у всех прочих народов. Ответ Господа пророку Самуилу, который тогда правил Израилем, ясно показывает, что на самом деле тогда произошло: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» ( 1Цар 8:7 ). Народ избирает монархическую форму правления, отступая от идеала теократии, но дальше сам Господь избирает угодного Ему царя – сначала Саула, потом и Давида, за потомством которого израильский престол должен был оставаться навсегда.

Кстати, представления о теснейшей связи царя и божества были характерны не только для древнего Израиля – они были широко распространены на всем древнем Ближнем Востоке. И в Месопотамии, и в Египте цари были или божествами, или представителями божеств. Земной порядок в идеале был призван стать проекцией порядка небесного, и царь был посредником между двумя мирами, представляя свой народ перед небом, и являя небо на земле. Израильтяне стремились к тому же, а что отличало избранный народ от всех остальных, так это вера в Единого Бога и в Его царство как в торжество абсолютного добра.

Но ведь на практике далеко не каждый царь стремился к такому добру, и уж совершенно точно никто из них не был достойной иконой Бога? Действительно, так. В Израиле мог царствовать идолопоклонник или преступник, но израильтяне никогда не теряли памяти о том, что на самом деле их подлинный Царь – Господь. Именно отсюда и происходят представления о Мессии как о Праведном Царе, который однажды утвердит на земле Царствие Небесное, то есть в полной мере проявит в здешней временной жизни принцип «Господь царствует вовеки».

«Приблизилось Царствие Небесное»

Именно к народу, находящемуся в напряженном ожидании такого Мессии, обратил свою проповедь Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф 3:2 ) Он не говорит людям больше ничего: само по себе приближение Царства уже служит единственной и достаточной причиной покаяния (на древнееврейском –

Это звучало почти как призыв к революции в стране, которая, утратив свою независимость, находилась под римской оккупацией, и царь которой, Ирод, совершенно очевидно не соответствовал высокому призванию израильского царя – да и не был, кстати, законным наследником Давида.

Люди начинают задавать Иоанну вопросы, что же им делать в связи с этим приближением – и ответы до некоторой степени объясняют нам, каким он видел Царство. Оказывается, людям не надо делать ничего особенного – только отказаться от греха, попросить у Господа прощения и постараться жить честно чисто. Даже те люди, кто служил на земле Израиля ненавистным римским оккупантам – сборщики налогов и солдаты – не должны были оставлять своих прежних занятий, а только отказаться от притеснения остальных людей ( Лк 3:12–14 ). Это уже было что-то неожиданное: если в страну приходит новый царь, разве не потребует он, чтобы ему немедленно принесли присягу, отказавшись от всяких обязательств перед прежними властями?

Но Иоанн ничего не разъяснял подробно. В один из дней он просто показал людям на Человека, Который пришел к нему креститься – и сказал, что именно Его приход и предсказывали пророки. И снова никаких объяснений, никаких резких перемен.

Но ничего такого не происходит, и в том, видимо, и кроется главная причина, по которой толпы, встречавшие Христа торжественными криками при входе в Иерусалим, всего через несколько дней будут настойчиво кричать «распни Его!» ( Мк 15:13–14 ). Он ничего не сделал этим людям – но Он не оправдал их расчетов на немедленную победу над римлянами, а такое не прощают никому, и вот они готовы требовать от римлян, чтобы несостоявшегося Царя пригвоздили ко кресту. Это хорошо почувствовал и сам Пилат, велев написать на кресте «царь иудейский», причем на трех языках сразу, чтобы все прочитали и запомнили ( Лк 23:38 ). Вообще, как мы помним по истории Его допроса, Христа действительно официально обвиняют не в чем ином, как в претензии на царское достоинство – и этого Он не отрицает ( Мф 27:11 ).

Распятие, конечно, было крушением всех надежд для учеников Христа. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» ( Лк 24:21 ) – говорят Его ученики, причем говорят уже после того, как Он воскрес и им об этом рассказали, более того – говорят Самому Христу, встретив его по дороге домой и не узнав. Все произошедшее слишком сильно отличалось от того, чего они ожидали.

И этот шок, это видимое поражение, пожалуй, не в последнюю очередь должны были показать ученикам: Царство не таково, каким оно представлялось многим. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк 17:20–21 ). Что же оно тогда такое, это Царствие? Об этом Христос говорил много – но исключительно притчами.

«Царствие Небесное подобно…»

Действительно, нигде и никогда Христос не дает определений Царствия. Он говорит о нем образно, прикасаясь к этой тайне, но не раскрывая ее. Действительно, есть вещи, которые невозможно втиснуть в узкие рамки словесных понятий. Вновь и вновь мы напоминаем самим себе и друг другу, как Лис Маленькому Принцу, что главного не увидишь глазами и не выразишь в словах. К Царствию это относится в полной мере.

Что же говорят о нем притчи? Оно начинается с малого, как горчичное зерно, но оказывается самым великим в этом мире ( Мф 13:31–32 ). Оно – самое ценное сокровище, ради которого не жалко пожертвовать всем остальным ( Мф 13:45–46 ) – и в то же время его нельзя до времени отделить от того всего остального, как отделяют плевелы от пшеницы ( Мф 13:24–30 ). Вход в него открыт только тем, кто приложит определенные усилия и заранее обо всем позаботится, чтобы не остаться без масла для светильника и без подобающей одежды ( Мф 25:1–13 ) – и в то же время оно подобно неводу, который сам захватывает рыб всякого рода ( Мф 13:47–48 ). Оно требует тщательного расчета и подготовки, как строительство башни ( Лк 14:28–30 ) или дома на твердом основании ( Мф 7:24–27 ) – и в то же время оно вторгается в нашу жизнь неожиданно, как внезапно вернувшийся хозяин дома ( Мк 13:34–37 ). Оно требует приумножения того, что было вручено тебе Богом, как пускают в торговый оборот серебро ( Мф 25:14–30 ) – и в то же время домоправитель, направо и налево раздававший добро своего хозяина, становится в нем образцом для подражания ( Лк 16:1–8 ).

Не слишком ли много образов приводим мы тут, спросит удивленный читатель – ведь не во всех этих притчах упоминается слово «Царствие»? Верно, но точно так же не во всех них говорится о Боге, и в то же время все они – о пути человека к Богу и о служении ему. Царствие небесное стоит в самом центре учения Христа, и о чем бы ни говорил Он ученикам, это было обязательно о Царствии: как найти его, как жить в нем, как его не потерять. Проповедь Христа – это Евангелие Царствия, притчи – это тайны Царствия, ученики – сыны Царствия. И даже сочувствующий Христу член Синедриона по имени Иосиф называется не иначе как «ожидающий Царствия» ( Мк 15:43 ) – этим уже сказано всё.

Но такое богатство образов порождает на самом деле больше вопросов, чем ответов. Эти притчи звучат как сборник загадок – что же такое это самое Царствие, если оно может быть столь разным? Ответ, по-видимому, кроется не столько в отдельных формулировках, сколько во всех четырех Евангелиях сразу: это нечто такое, что возникает между Христом и Его учениками и составляет самую суть их жизни. Можно было бы назвать это безукоризненным исполнением Божией воли, но такое понятие есть во многих религиях – например, соблюдение Моисеева закона и будет таким следованием Богу. Но здесь речь идет о чем-то большем…

Впрочем, у нас есть и конкретные указания, как именно следует жить в этом Царствии – это прежде всего Нагорная проповедь ( Мф 5–7 ). Ее радикализм поражает: да ведь так просто нельзя жить! Если после удара по правой щеке всегда будешь подставлять левую, и безоговорочно давать просящему у тебя – очень скоро, буквально через пару недель, вся твоя жизнь пойдет под откос (5:39). Нет, мы так не живем, и потому христианам постоянно приходится самим себе это объяснять. Например, насчет щеки еще древние толкователи (например, Ориген) заметили, что нельзя понимать это выражение буквально: ведь бьют обычно правой рукой, значит, первой страдает левая щека! А уж насчет того, чтобы никогда не заглядываться на красивых женщин (5:28) – так это и вовсе кажется мне физически неисполнимым. Что же, так и жить с чувством неизбывной вины? Или перетолковывать всё символически?

Трудно, очень трудно удержаться на такой высоте. Все люди несовершенны – так что делать, если один все-таки чувствует себя несправедливо обиженным? Христос ясно говорит: попробуй решить с ним этот вопрос миром, а если не выйдет – «скажи Церкви» ( Мф 18:15–17 ). И уж сообщество верующих совершенно точно должно восстановить справедливость. Мы видим и из посланий, что у первых христиан считалось позором судиться друг с другом перед язычниками ( 1Кор 6:1–8 ). Сегодня, к сожалению, эта норма утрачена – христиане подают друг на друга в светский суд, а добиться элементарной справедливости внутри самой Церкви бывает неимоверно трудно, если вообще возможно…

Мы много говорим о Царствии, но жить по его образцу удается значительно реже.

«Да приидет Царствие Твое!»

Если рассуждать о Царствии исключительно в контексте евангельских притч, оно будет выглядеть скорее чем-то исключительно камерным, интимным, что таится в глубинах человеческих сердец или возникает в личных отношениях. Это, безусловно, будет верное, но неполное представление. «Да приидет Царствие Твое» – так учит молиться Своих учеников Сам Христос ( Мф 6:10 ), и эти слова явно подразумевают, что Царствие может и должно наступить во всем этом мире.

Собственно, в Новом Завете есть даже целая книга, которая описывает, как это произойдет – Откровение Иоанна Богослова. Говорить о ней довольно трудно – она полна загадочных пророчеств, и осуществление этих пророчеств наверняка будет точно так же далеко от наших ожиданий, как и пришествие Христа оказалось непохожим на ожидания иудеев того времени. Нам явно потребуется умение удивляться, когда дело дойдет до осуществления этих пророчеств. Более того, разные толкования на эту книгу уже написаны, и толкователи немало спорили друг с другом – будет ли, к примеру, на земле тысячелетние Царствие Христа еще до конца света, или эти слова надо понимать как-то иначе.

Но некоторые общие принципы достаточно ясны и в книге Откровения. «Агнец как бы закланный», то есть Христос, предстает перед Господом, сидящем на престоле, и с Ним начинают царствовать спасенные им люди ( Откр 5 ). Иными словами, Царствие Божие – это такое царство, где каждый подданный может и даже призван стать соправителем, не умаляя тем славы Великого Царя.

Вместе с тем оно не устанавливается без борьбы. В Евангелии, как уже было сказано, мы читали о «князе мира сего» – наглом временщике, обманом захватившем власть над людьми, то есть сатане (Ин 12и др.). Наш мир, по сути, мятежная провинция огромного Царствия Бога, которую еще предстоит вернуть под власть ее Подлинного Владыки.

Это возвращение уже происходит здесь и сейчас, где людей объединяет деятельная и жертвенная любовь к Богу и друг ко другу, желание исполнять Его волю и радоваться Его присутствию в нашей жизни. Когда-нибудь эта любовь преобразит весь мир, но здесь и сейчас она преображает наши жизни. Царствие Небесное должно наступить однажды, но оно уже присутствует здесь – это напряжение между «уже да» и «еще не» и определяет условия жизни христиан в этом мире.

Источник

8. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

Проповедь Иисуса началась с призыва к покаянию. Первыми словами, которые Он, согласно Матфею, произнес в Капернауме, были: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ). Марк, не уточняя название города, в котором началась проповедь Иисуса, повествует о том, как пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1:14–15 ).

Мы уже обращали внимание на то, что Иисус начинает Свою проповедь со слов, которые впервые прозвучали из уст Иоанна Предтечи. У Марка эти слова несколько расширены: в частности, добавлен термин «Евангелие». Но призыв к покаянию – общий для Иисуса и Иоанна Крестителя – звучит в версиях обоих евангелистов. Что означает этот призыв?

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

Проповедь Христа на берегу озера. А. А. Иванов. 1850-е гг.

Изменить надлежит не только образ мыслей, но и образ жизни: войны не должны никого обижать, мытари не должны брать больше положенного. Крещение покаяния, которое практиковал Иоанн, было крещением во отпущение грехов, и оно совершалось после того, как приходившие к нему исповедовали свои грехи.

В устах Иисуса призыв к покаянию должен был иметь тот же самый смысл: это тоже призыв к перемене образа мыслей и образа жизни. Однако если в проповеди Иоанна преобладала тема суда и воздаяния, то лейтмотивом проповеди Иисуса становится тема милосердия Божия и спасения человека. Покаяние и у того, и у другого проповедника связывается с приближением Царства Небесного. Но если Иоанн находится в ожидании, если для него наступление Царства Небесного связано с грядущим Мессией, то Иисус и есть Тот Самый Мессия, Который приносит людям Царство Небесное.

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

Проповедь Христа на берегу озера. Гравюра. Доре. 1860-е гг.

Поэтому в Его устах слова Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ) приобретают совершенно иную тональность: они являются возвещением не того, что необходимо ожидать и к чему надо готовиться, но того, что уже наступило. В этом смысле и слово «приблизилось» ( ήγγικεν ) у Иисуса приобретает иное значение по сравнению с тем, в каком оно употреблялось Иоанном. В другом месте ( Мф. 12:28 ; Лк. 11:20 ) Иисус прямо говорит о том, что Царствие Божие уже наступило ( εφθασετ έφ ’ ύμάς – в синодальном переводе «достигло до вас»).

Отметим, что выражение «Царствие Небесное» встречается тридцать два раза в Евангелии от Матфея, главным образом в прямой речи Иисуса. У других евангелистов это выражение отсутствует: Марк, Лука и Иоанн употребляют словосочетание «Царствие Божие». Выражения синонимичны: первое является типичным семитизмом; можно предположить, что Матфей дословно воспроизводит слова Иисуса, тогда как другие евангелисты дают их смысловой перевод. Можно также предположить, что Сам Иисус употреблял оба выражения в качестве синонимов («Царствие Божие» встречается также и у Матфея).

Какой смысл вкладывает Иисус в представление о Царствии Небесном? Является ли это Царство настоящим или будущим? Относится ли к земному бытию человека или к его загробной жизни?

В новозаветной науке конца XIX – первой половины XX века тема Царства Божия получила разнообразное толкование. Некоторые исследователи воспринимали Царство Божие исключительно как метафору, указывающую на набор нравственных качеств, главным из которых является любовь. Другие акцентировали вневременной, эсхатологический и апокалиптический характер этого понятия. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Царство Божие – это Сам Иисус: через Него «Абсолют, совершенно Другой, вошел в пространство и время», «история сделалась орудием вечности, Абсолют облекся плотью и кровью».

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

Проповедь Христа в храме. А. А. Иванов. 1850-е гг.

Как нам думается, в каждой из этих точек зрения есть своя доля правды. Царство Небесное – настолько всеобъемлющее понятие у Иисуса, что его невозможно свести ни к настоящему, ни к будущему, ни к земной реальности, ни к вечности. Царство Божие не имеет ни конкретных земных очертаний, ни конкретного словесного выражения. Оно не может быть локализовано ни во времени, ни в пространстве. Оно обращено не к здешнему, теперешнему и внешнему, а к горнему, будущему и внутреннему. Оно существует параллельно с миром земным, но пересекается с ним в судьбах людей. Царство Небесное – это вечность, наложенная на время, но не слившаяся с ним.

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

Христос проповедует на озере. Я. Брейгель Старший. XVII в.

Раскрывая значение понятия «Царство Небесное», Иисус никогда не дает его исчерпывающего определения. Он лишь вбрасывает в умы слушателей идеи или образы, которые могут приблизить их к осознанию смысла этого понятия. Он сравнивает Царство Небесное с человеком, посеявшим семена на своем поле; с горчичным зерном; с закваской, положенной в тесто; с жемчужиной, ради приобретения которой купец продает все свое имущество; с неводом, закинутым в море и вычерпывающем рыб всякого рода ( Мф. 13:24,31,33,45–47 ). На вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие, Иисус отвечает; Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:20–21 ).

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

Христос на Геннисаретском озере. Делакруа. 1854 г.

Возвещая наступление Царствия Божия, Иисус открывает людям новое измерение жизни, средоточием которого является Бог: Можно сказать еще проще: говоря о Царстве Божием, Иисус возвещает Бога, причем Бога Живого, Такого Бога, Который оказывается в состоянии конкретно действовать в мире и в истории и Который действует в настоящий момент. И в этом смысле весть Иисуса весьма проста и абсолютно теоцентрична. Особенность этой вести, ее новизна заключается в том, что Он говорит: Бог действует здесь и сейчас, то есть в этот час Он являет Себя в истории невиданным доселе образом, как ее Господин, как Живой Бог.

Однако весть Иисуса о Царстве Божием не только теоцентрична: она еще и христоцентрична. Иначе она не отличалась бы коренным образом от вести, которую приносили людям ветхозаветные пророки. Ведь они тоже говорили о необходимости покаяния, изменения образа мысли и образа жизни, о действии Бога в истории, о Его присутствии среди людей. Бог Ветхого Завета – это тоже Живой Бог, но только обитающий вдали от людей, на небесах, за облаками, и являющий Свою славу в громах и молниях.

Радикальная новизна вести Иисуса о Царстве Небесном заключается в том, что Он Сам это Царство спускает с небес на землю. И не только Царство: Самого Бога Он низводит с небес на землю, открывая людям доселе невидимый и неведомый, сокровенный и недоступный лик Божий. Царство Небесное становится не только реальностью будущего, но и новым измерением в жизни людей здесь и теперь, на земле и во времени. Это то измерение, которое апостол Павел назовет жизнью вечной во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6:23 ). Не просто жизнь в Боге, но именно жизнь во Христе Иисусе – вечная не потому, что начнется для людей после смерти: она начинается уже здесь – с того момента, когда человек уверует в Иисуса и станет Его учеником, – и продолжается в вечности.

Проповедуя Царство Божие, Иисус проповедует Самого Себя. Будучи Сам Богом и Сыном Божиим, Он через Себя открывает человеку путь к Богу Отцу. Именно в этом в конечном итоге заключается главное содержание Его проповеди о Царстве Небесном. Это Царство неотделимо от личности Иисуса, от Его дела, Его проповеди и Его свидетельства.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

Священное Писание и подвижники о покаянии

В преддверии Великого поста публикуем отрывки из Священного Писания и высказывания святых и подвижников благочестия о покаянии: они помогут настроиться на покаянный лад, укрепят в решимости к духовному исправлению.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ПОКАЯНИИ

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17).

«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33: 19).

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс. 50: 3).

«И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18: 21–22).

«Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18: 30).

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8).

«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого… и царь Ниневитян встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего от насилия рук своих» (Иона 3: 5–8).

«Енох угодил Господу и был взят на небо – образ покаяния для всех родов» (Сир. 44: 15).

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13).

«На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7).

«Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли. помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 41-42).

«Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8: 22).

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9).

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17: 30-31).

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3: 9).

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10).

«Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3: 3).

«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19).

ПОДВИЖНИКИ О ПОКАЯНИИ

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Если кто-нибудь, начав покаяние, удержит свою душу от злых желаний и даст обет Богу, что не будет уже повторять сделанных им грехов, и в таком расположении назавтра умрет, то Бог примет его покаяние, как и разбойника. Ибо начинать покаяние в воле человека, а жить или умереть – зависит от Бога. Бог, по благости Своей, многих начинавших покаяние восторгает от земли для их пользы, предвидя, что они опять пали бы и погибли, если бы дольше жили» (Святитель Афанасий Великий).

«Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом» (Святитель Афанасий Великий).

«Покаяние требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других» (Святитель Афанасий Великий).

«Боже, милостив буди мне, грешному. Обманулся я, Христе мой, и, чрез меру понадеявшись на Тебя, занесся высоко – и очень глубоко ниспал. Но опять подними меня вверх, ибо сознаю, что сам себя ввел я в обман. А если опять превознесусь, то пусть опять паду и падение мое да будет сокрушительно! Если Ты меня примешь, я спасен: а если нет, то я погиб» (Святитель Григорий Богослов).

«Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы ему не вменился грех» (Святитель Амвросий Медиоланский).

«Покаяние – корень благочестия. Покаемся же и своим покаянием склоним Бога к тому, чтобы Он и положил конец войнам, и укротил варваров, и прекратил вражеские мятежи, и дал нам наслаждение всеми благами. Сильно умилостивляет Бога покаяние, если кто, искренно раскаиваясь, обращается к Нему» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, тогда ничто из предметов внешних не могло бы питать в нас гордость: ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава, – но если бы даже мы сидели на царском троне, и тогда плакали бы горько» (Святитель Иоанн Златоуст).

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Покаяние состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Если ты будешь постоянно содержать в памяти грехи свои, то никогда не будешь злопамятствовать на ближнего, ни гневаться, ни злословить, ни надмеваться, ни впадать в те же грехи и сделаешься более крепким к совершению дел добрых» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Истинное покаяние не то, которое произносится лишь на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Кающийся должен не гневаться и не сердиться, а сокрушаться как виновный, как не имеющий дерзновения, как осужденный, который должен получить спасение по одной только милости, как человек, оказавшийся неблагодарным к благодетелю, отверженный и достойный бесчисленных наказаний» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием. Для того Иисус Христос и избрал (для примеров) крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оправдать [свою нераскаянность» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Плоды покаяния – это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того и евангельское жительство в обновлении жизни, освобожденное от дебелости буквы» (Святитель Кирилл Александрийский).

«Ему не нужны дары; некому взять их и остановить тебя; прямо входишь к Самому Царю, и Он принимает тебя, потому что непамятозлобив, человеколюбив и сожалеет о бедствиях человеческих (см.: Иоил. 2: 13). Прежде, нежели скажешь что-нибудь, неважное или важное, Он предвидит, о чем будешь говорить. И прежде, нежели отверзешь уста свои, наперед знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга» Преподобный Ефрем Сирин).

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Покаяние не имеет нужды в шуме и пышности, но нужна ему исповедь» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния. Потому и мытарю дается предначатие спасения; несовершенно освободил его Господь от долга, потому что несовершенное еще принес он покаяние» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Покаяние – это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами» (Преподобный Ефрем Сирин).

«Никто столь не благ и не милосерд, как Господь, но некающимся и Он не прощает» (Преподобный Марк Подвижник).

«Всякий, кто с покаянием и молением просит, в надлежащее время снова примет силу свыше и сможет получить бесстрастие» (Преподобный Нил Синайский).

«Непрестанно пребывай в покаянии, которое является основанием нашего спасения, так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который придет Господь» (Преподобный Нил Синайский).

«Совершенное покаяние состоит в том, чтобы более не делать тех грехов, в которых мы каемся или в которых нас обличает совесть. А доказательством, что они прощены нам, служит то, если из наших сердец истреблено и расположение к ним» (Преподобный Иоанн Кассиан).

«Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния» (Преподобный Исаия).

«Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением ближних, они занимаются оплакиванием своих грехов» (Преподобный Исаия).

«Каждый должен заботиться о своих душевных недугах! Каждый должен оплакивать свои грехи, не осуждая ближнего! Если бы мое греховное, несчастное состояние было постоянно перед моими взорами, я не обращал бы внимания на преткновения брата моего» (Преподобный Исаия).

«Как бы ни возвышенны были наши подвиги, но если бы мы не стяжали болезнующего сердца, то эти подвиги и ложны, и тщетны. При исходе души нашей мы не будем ни в чем обвиняемы так, как в том, что не плакали непрестанно о грехах своих. Ибо плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиренномудрие» (Преподобный Иоанн Лествичник).

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного» (Преподобный Исаак Сирин).

«Истинное покаяние с исповедью и слезами, как некими пластырями и лекарствами, омывает и очищает рану сердца и самую язвину, какую до сердца открыло жало мысленной смерти, – потом извлекает вон червя, который сделал себе внутри нору и жил там, и убивает его, – наконец залечивает рану и место ее делает совершенно здоровым, так что даже и следа ее не остается» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

«И кто много нагрешил, да дерзает о покаянии, и кто в небольшие впал погрешности, да не думает, что получит прощение грехов своих за одни свои добрые дела, но да явит и он покаяние – и покаяние не то, которое объявляется словами или показывается постом, сухоядением, долулеганием и другими подобными лишениями телесными, хотя и это всё идет к делу, но которое бывает в сокрушении и болезновании души и сердца» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

«Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: «Поистине он лучше меня». Таким образом мало-помалу приучишься считать себя грешнее всех людей. Тогда Святой Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Если же укоришь человека, то отойдет от тебя благодать Божия и дастся тебе дух во осквернение плоти, ожесточится сердце твое, удалится умиление и ни одному из духовных благ не будет места в тебе» (Изречения безымянных старцев).

«Покаяние – сокрушение, что ничего, кроме грехов, не имеешь. Истинно кающийся сам себе уничижает, как пред Богом, так и пред человеками, рассуждая, что в себе ничего не находит, кроме грехов, растления и немощи: душу имеет, но помраченную грехами, и тело, но растленное теми же грехами; и вменяет себе, как град или опустошенный и разграбленный от разбойников, или как путника, впавшего в разбойники. И утешается милостью благоутробнаго Небеснаго Отца, всем кающимся и ему, яко единому от всех, отверстою» (Святитель Тихон Задонский).

«Покаяние – сознание себя недостойным никаких благ от Бога. Рассуждая свое недостоинство, признает себя недостойным пищи, пития, одежды, света и прочих благих от Бога человекам подданных, яко благих Источника и Подателя прогневлял и раздражал, и к Которому должен быть благодарен за благодеяния, Тому неблагодарен был, и тако себе недостойным сотворил; но паче достойным себе судит быть всякого наказания, не токмо временного, но и вечнаго, яко вечнаго и безконечнаго Бога раздражал; однако ж утешается Божией благодатью, во Христе Иисусе обещанною. Сие истинное есть смирение, которое Божию благодать к себе привлекает. «Смиренным бо Бог дает благодать» (Иак. 4: 6) » (Святитель Тихон Задонский).

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение. В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным и потому постоянно нуждающимся в Спасителе» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстанавливает разрушенное святилище Божие» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаемся не одними устами. Принесем вместе со слезами и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит свой грех» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние для ожесточенного сердца невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности. Когда объемлется и преисполняется сердце милостью, тогда только делается оно способным к покаянию» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому. Смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем – Бог; позади, после всего – мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог» (Священноисповедник Василий, епископ Кинешемский).

«Бог требует не перечисления, а сокрушенного покаяния во всем» (Святитель Николай Сербский).

«Если же ты, покаянно ударяя себя в грудь, ответишь: «Воистину, я болен и имею нужду во Враче», – значит, ты на пути к выздоровлению. В таком случае не бойся – ты выздоровеешь» (Святитель Николай Сербский).

«Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому» (Преподобный Иосиф Оптинский).

«Прощение преподается только тем, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит» (Преподобный Никон Оптинский).

«Каяться – значит, в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих; значит, сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом; значит, всею душою желать исправления и заглаждения их» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои» (Преподобный Силуан Афонский).

«Настоящее покаяние состоит в том, чтобы сперва, осознав свой проступок, человек почувствовал боль, попросил у Бога прощения и уже после этого поисповедовался. Таким образом приходит Божественное утешение» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Бог находится очень близко к нам, но одновременно и очень высоко. Для того чтобы человек «приклонил» Бога снизойти и пребывать вместе с ним, ему нужно смириться и покаяться. Тогда, видя смирение этого человека, Многомилостивый Бог возвышает его до небес и питает к нему великую любовь» (Преподобный Паисий Святогорец).

«Не нужны годы, чтобы покаяться, покаяние приходит как молния. Но покаяние должно быть одним непрерывным состоянием в жизни в духе радостной грусти. Оно должно непрерывно гореть» (Преподобный Порфирий Кавсокаливит).

«Кроме покаяния, нет иного пути ко спасению. Ныне люди спасаются только скорбями и покаянием. Без покаяния нет прощения, нет и исправления: душа человеческая погибает. Если бы не было покаяния, то не было бы и спасающихся. Покаяние есть лестница, вводящая в рай. Да, в покаянии – вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но мы как поступаем? Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств; потом мало-помалу, неприметным образом заражаемся «мнением». Посему желающему спастись – надо чаще каяться. Бремя грехов наших снимается покаянием и исповедью» (Преподобный Симеон Псково-Печерский).

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Когда мы думаем о покаянии, нам всегда представляется темная или серая картина скорби, сжатого сердца, слез, какого-то неизбывного горя о том, что наше прошлое такое темное и недостойное: недостойное ни Бога, ни нас самих, ни той жизни, которая нам предложена. Но это только одна сторона покаяния или, вернее, это должно бы быть только одно мгновение. Покаяние должно расцветать в радость и в подвиг. Без этого покаяние бесплодно, без этого то, что могло бы быть покаянием, превращается в раскаяние – бесплодное и часто такое, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его возбуждать и обновлять» (Митрополит Сурожский Антоний (Блум)).

«Вечерний навык о покаянии пред Богом поведет дальше к средине дня, а потом будешь ловить себя на месте преступления греховного падения (в мелочах). Такое покаяние пред Богом поведет к полному совершенству (или святости) – без особых подвигов! Как о сем сказали древние святые отцы, Бог не требует от нас чрезвычайных подвигов, но малых, только постоянных, по словам святого Иоанна Златоуста» (Афонский старец схиархимандрит Кирик).

«В день воскресения и суда все, что мы сделали доброго в течение нашей жизни, станет рядом с нами, оправдывая нас; и наоборот, все, что мы сделали дурного, обличит нас, если не было принесено соответствующего покаяния. Худые поступки и недобрые слова могут быть стерты с нашей души слезами покаяния, как бы это ни казалось странным и логически даже невозможным. Излечиваются, конечно, отрицательные последствия греха на нас, исчезает негативная сила совершенных нами действий по отношению к ближним; Божественною силою воссоздается полнота жизни, однако не односторонним вмешательством Бога, а всегда в соединении с покаянием и расположением людей, потому что Бог ничего не делает с человеком без человека» (Архимандрит Софроний (Сахаров).

«В начале покаяния преобладает горечь, но вскоре за тем мы видим, что в нас проникает энергия новой жизни, производящая чудесную перемену ума. Само покаянное движение предстает как обретение Бога любви. Пред духом нашим выявляется все яснее неописуемо великолепный образ Первозданного Человека. Узрев сию красоту, мы начинаем сознавать, какому страшному искажению подверглась в нас первичная идея о нас Творца» (Архимандрит Софроний (Сахаров).

«Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай – будь как ребенок. Он, хотя и разбил самый дорогой сосуд, все равно с плачем идет к отцу, а отец, видя свое дитя плачущее, забывает тот дорогой сосуд. Он берет это дитя на руки, целует его, прижимает к себе и сам же уговаривает свое дитя, чтобы оно не плакало. Так и Господь, хотя, бывает, что мы делаем и смертные грехи, Он все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием» (Псково-Печерский старец архимандрит Афиноген (в схиме Агапий)).

что значит приблизилось царство небесное. Смотреть фото что значит приблизилось царство небесное. Смотреть картинку что значит приблизилось царство небесное. Картинка про что значит приблизилось царство небесное. Фото что значит приблизилось царство небесное

«Признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних» (Игумен Никон (Воробьев).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *