что значит прилично себя вести
Как вести себя в обществе: основные правила этикета на все случаи жизни
Как говорят консультанты по этикету: всегда берите с собой хорошие манеры. Правила этикета нужно соблюдать везде, будь то поход в театр, кафе, ресторан, кино, поездка в общественном транспорте или даже просто прогулка по парку. Они нужны, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе.
Нормы этикета – это унифицированные правила поведения для тех или иных ситуаций. Поведение, уместное в ночном клубе, недопустимо в театре, а общение с близкими друзьями всегда будет отличаться от общения при первом знакомстве с человеком.
Понимание этих норм для разных ситуаций и правильное их применение является неотъемлемой частью общей культуры человека. Итак, как должен вести себя культурный человек? Мы ответим на этот вопрос, но прежде предлагаем вам проверить себя: знаете ли вы сейчас, как правильно вести себя в разных ситуациях?
А теперь перейдем к статье. Начнем с общих правил поведения в общественных местах.
Этикет поведения в любом общественном месте
Будучи в общественных местах, помните о следующем:
Отдельным блоком следует выделить правила этикета в помещениях общего назначения.
Этикет поведения в помещениях общего назначения
Правила хорошего тона и этикета в помещениях общего назначения таковы:
А теперь стоит сказать несколько слов об этикете в транспорте.
Правила поведения в общественном транспорте
Даже если вы давно обзавелись личным авто, вам следует усвоить правила поведения в общественном транспорте. И даже если вы едете автобусом от выхода из здания аэровокзала к трапу самолета, вам следует их соблюдать:
Не менее интересны нюансы этикета в заведениях, где можно перекусить и выпить кофе.
Правила поведения в кафе и ресторане
Оказавшись в кафе или ресторане, старайтесь не забывать о следующем:
На самом деле, этикет за столом – это намного больший объем знаний, причем в разных странах он может отличаться. Будет лучше, если перед поездкой за рубеж вы ознакомитесь с правилами поведения в стране своего визита.
Если же объем сведений покажется слишком большим и сложным для запоминания, можно воспользоваться мнемоническими правилами или ассоциативными техниками запоминания. Например, известно, что хлеб должен быть слева, напитки – справа. Сложите пальцы в жест Ok, при этом комбинация на левой руке будет напоминать букву b (bread – хлеб), а на правой – d (drink – напиток).
Правила поведения в театре и кинотеатре
Следить за поведением важно и нужно, помимо прочего, и в местах досуга:
Уточним, что для концертов правила более демократичны. Многие исполнители сами просят зрителей спеть вместе с ними или выкрикивают: «Я не вижу ваших рук!» Многим группам даже приятно, если зрители знают наизусть тесты их песен. Кроме того, например, ни один рок-концерт никогда не начинается вовремя, поэтому опоздания зрителей тоже допустимы.
Отдельной темой является этикет общения при знакомстве. Тут тоже есть свои правила.
Основные правила знакомства
Соблюдая эти правила, вы не только проявите вежливость, но и произведете на людей приятное первое впечатление:
И, наконец, еще одна важная тема – деловой этикет.
Основные правила делового этикета
По сути, это свод правил для коммуникаций в рабочей обстановке, обязательный для всех, будь то биг босс, топ-менеджер или рядовой сотрудник:
Это основные правила этикета. Мы не будем касаться всех правил деловой коммуникации – их много, и они несколько отличаются по ситуациям (общение с клиентом, начальником или деловым партнером). В принципе, хороший тон и деловой этикет – это не так сложно.
Также мы не будем останавливаться на правилах дресс-кода – они могут заметно отличаться для разных сфер. Требования к одежде сотрудников креативного агентства и коммерческого банка очень разные, и даже внутри отрасли стоит уточнять наличие или отсутствие ограничений. В любом случае, одежда должна быть чистой, смотреться гармонично и сочетаться с аксессуарами.
Это основные правила этикета, которые обязательны для соблюдения. Если ваши знания будут намного больше и шире, это исключительно плюс вам в карму. Более того, следует освоить специальные правила поведения для тех мест, которые вы посещаете часто. Например, правила этикета в спортзале или фитнес-центре. Это заметно облегчит вашу коммуникацию с окружающими.
Кроме того, вы можете пройти нашу программу «Лучшие техники коммуникации», и тогда вы сможете сориентироваться абсолютно в любой ситуации. Мы желаем вам интересного общения и эффективных коммуникаций и ждем на наших программах!
9 неочевидных признаков порядочного человека
По-настоящему порядочные люди — какие они? Любой, кому бы ты задал этот вопрос, начал бы перечисление с таких качеств, как доброта, надежность, честность. Но на этом характеристика порядочного человека вовсе не заканчивается.
1. Он уверен в себе, но не дерзок
Порядочный человек идет к своей цели уверенными шагами. Однако его нельзя назвать дерзким или высокомерным. Он знает, что при достаточном рвении может добиться всего, чего пожелает, но не расхваливает себя и не любит говорить о своих победах во всеуслышание. Порядочный человек никогда не будет стараться возвыситься над окружающими при помощи своих достижений.
2. У него сильный характер
Порядочный человек всегда способен отстоять свою позицию, свою точку зрения, свои интересы. Он настойчивый, целеустремленный, решительный и достаточно смелый для того, чтобы идти, как говорится, «против течения».
Ну и не стоит забывать про самодисциплину. Взять себя и свои действия под контроль, хотя бы частично избавиться от влияния на свое поведение чувств и мимолетных слабостей может только человек с сильным характером.
3. Он старается конкурировать только с самим собой
В большинстве случаев желание соревнования, соперничества — это обыкновенное стремление показать, что ты лучше своего конкурента. Порядочному человеку не нужно доказывать свое превосходство перед кем-то — ему важно знать, что с каждым днем он становится лучше. Так что порядочный человек выбирает своим единственным конкурентом себя самого. Он старается переплюнуть свои прошлые достижения, развить уже полученные навыки и приобрести новые, а также прокачать себя во всех интересующих сферах. Конкуренция с собою из «вчера» — стратегия, которая практически во всех случаях приводит человека к заслуженному успеху.
4. Он думает об окружающих хорошо
Порядочный человек не спешит делать выводы об окружающих — он всегда дает людям шанс объяснить свое поведение или отношение и продолжает общаться с ними, даже если ему твердят, что это неправильно.
Все просто: порядочный человек понимает, что в нашем мире все относительно и далеко не все является таким, каким кажется. Люди имеют индивидуальную позицию в каждом вопросе, и каждый человек заслуживает быть услышанным. Поэтому порядочные люди чаще защищают, чем нападают. Они выступают за анализ ситуации и отказ от беспочвенных обвинений.
5. Он всегда выражает благодарность
Мы давно уже привыкли к тому, что нашу благодарность, как и наше уважение, необходимо сначала заслужить. Порядочного же человека этот факт не сильно беспокоит. Он привык проявлять благодарность и относиться уважительно абсолютно ко всем окружающим их людям.
Он знает, что любой человек заслуживает уважения и того, чтобы к нему относились хотя бы с элементарной вежливостью. Порядочный человек никогда не грубит официантам, уборщицам и другим людям, которые являются работниками сферы обслуживания.
6. Он хочет сделать окружающий мир лучше, поэтому многие считают его наивным
Порядочный человек на самом деле стремится изменить мир вокруг себя к лучшему. Он будет помогать всем нуждающимся, никогда не пройдет мимо человека, которому требуется помощь, и всегда будет говорить окружающим о том, как много зависит от них. Большинство людей будет считать такого человека наивным, однако именно порядочным людям действительно под силу совершенствование мира. Даже если они не вступают в ряды волонтеров и не посещают детские дома, дома престарелых или муниципальные кормежки для малоимущих, они всегда могут сделать доброе дело — аккуратно поставить пакет с ненужными вещами около мусорки, кинуть пару монет в шапку бездомного или сделать замечание человеку, бросившему окурок мимо урны.
7. Он категоричен
Разумеется, категоричен он не во всем. Порядочный человек обладает устойчивыми моральными ценностями — он проводит четкую грань между тем, что, по его мнению, правильно, и тем, что для него недопустимо. Его категоричность проявляется в отказе действовать против своих убеждений.
8. Он дорожит семьей и друзьями
К сожалению, на настоящие поступки с большой буквы для своих родных и друзей способен далеко не каждый. Порядочный человек выше всего ценит своих близких людей, ради которых может пойти на многое. Семья для него — святыня, друзья — «братья», которым он безоговорочно готов доверить даже свою жизнь. Со стороны может показаться, что человек просто переоценивает влияние других людей на свою жизнь или вовсе занимается позерством, только на самом деле порядочный человек просто понял, что самое дорогое, что есть у нас в жизни, — это как раз таки не материальные ценности и положение в обществе, а люди.
9. Он смелый
Разве труса можно назвать порядочным человеком? Вряд ли. По-настоящему порядочный человек не боится идти к своим целям, рискуя при этом многим, он не боится заступаться за тех, кто слабее его, отстаивать честь семьи и друзей, брать на себя ответственность за свои ошибки и т. д. Там, где трус убежит, порядочный человек останется, чтобы решить все проблемы самостоятельно и при этом помочь другим людям.
Элементарные нормы приличия, о которых все забывают
В письмах, приходящих в нашу редакцию, часто спрашивают, как изменить свою жизнь и отношение людей к себе? Для начала начни соблюдать правила приличия, уже станет проще, уже из толпы будешь выделяться. Правда, есть опасность, что в итоге ты станешь матёрым рефлексирующим эстетом, не способным ужиться в вульгарном обществе, но это такие мелочи. Всё-таки эти правила сильно очищают общество.
Разговаривать по телефону в общественном транспорте
Разговаривать громко в общественном транспорте всегда считалось дурным тоном. Однако с приходом мобильных телефонов в нашу жизнь, кажется, это правило все забыли, начиная от водителя маршрутки и заканчивая той, с виду очень приличной леди. Когда-то мы были самой читающей страной в мире, люди в транспорте были молчаливы, и их взгляды были направлены в книги и газеты. А что теперь? Почитать по дороге на работу вообще невозможно, потому что ото всюду слышится: «Вася, сними мой халат, дождь срывается», «Евгений Семенович, я вчерашний отчет отнес Нине Степановне», «Ой, а у нас вчера, представляешь…» Люди, замолчите, пожалуйста, уважайте других! Никто не хочет слушать ваши банальные истории.
На самом деле во многих цивилизованных и не очень странах разговаривать по телефону в общественном транспорте можно с одной единственной целью – чтобы сказать: «Я перезвоню».
Даже если не равняться на другие страны, сам должен понимать, как это некультурно.
Запомни, есть два волшебных слова: «Я перезвоню», – если ты гордый и богатый, и: «Перезвони мне через минут», – если денег нет. Что подумают о тебе люди, когда ты в очередной раз будешь обсуждать грядущую пьянку?
Брать в кино на взрослые сеансы маленьких детей
При всей любви к «цветам жизни», при всём понимании, что их не с кем оставить, убедительно рекомендуем тебе не брать чадо в кино, если оно в этом не заинтересовано. Если чаду сложно высидеть полтора часа на одном месте даже при учёте обещанного поп-корна, значит ещё рано водить в публичные места. Если он спокоен, как удав, и сидит молча и ровно в том положении, в каком ты его посадил, тогда можно.
Сам пойми, как тяжело маленькому ребёнку в течение долгого времени смотреть на рожу Карам… Курбан… Камбербетча. Вот он и начинает капризничать. Так что либо каким-то волшебным образом, словом божьим или ремнём, научи ребёнка смиренному поведению и монашескому терпению, либо воздержись от походов. Ей-богу, там Альберто ключевую фразу говорит, а шестилетний Илюша, топочущий, словно стадо гномов, орёт на весь зал, что хочет писать. Некоторые родители вообще не парятся о том, что их чадо бегает по кинозалу, кричит или бьет ногами по спинке кресла. Люди отдали деньги, для того чтобы получить удовольствие, а не сидеть и думать: «Да заткните вы своего крикуна!»
Чихать и кашлять в общественном месте, не прикрывая рот платком или хотя бы рукой
Говорят, что в тайных списках Судного Дня Боженька пометил этих людей как обречённых на вечные муки без учёта благих деяний, потому что на то, чтобы брызгать слюной и бацилами на весь трамвай, способна только натуральная мразь. Понятно, что от простуды не застрахован никто, и если раздражающая чесотка напала на горло, то не кашлять невозможно. Долго, методично, раздражая всех сидящих вокруг и сотрясая транспорт. Но прикрывайся, Илона Маска ради! Создай хотя бы имитацию безопасности, дай народу ложную надежду на то, что они не заразятся.
Откровенно одеваться и не менее откровенно пялиться
А тебе, кобелина, я бы посоветовал не пялиться на уходящую в горизонт «каравеллу» исполинских размеров. Не надо это делать демонстративно, присвистывая и громко хваля природные достоинства дамы. Это не по-мужски, это как минимум по-идиотски. Понравилась дама – засыпь её комплиментами выше интимных зон, но только тет-а-тет.
Поворачиваться к сидящему задом
Изящным товарищам на заметку. Когда ты приходишь в театр или в кино и понимаешь, что, чтобы попасть на своё место, нужно пройти по узкому проходу, минуя ноги сидящих товарищей, помни, идти нужно строго повернувшись к ним лицом. Да, яви им свой пах, а не пятую точку.
Материться в общественных местах
Безусловно, мат лечит, делает сложные понятия гораздо короче, точно передаёт эмоциональную окраску и привносит в скучную жизнь новые краски. Однако беседовать со своим товарищем в густо набитом людном месте даже на тему общечеловеческого неравенства и сексуальных способностей вашей общей знакомой можно только на языке Белинского и Фета. Темы вроде последней так вообще нельзя обсуждать при наличии третьих лиц. А то вдруг рядом с вами её папаша – чемпион Удмуртии по метанию молота? Если же тема настолько волнительная, что без народных слов не обойтись, обсудите её в другом месте, где вас не будут подслушивать. Не надо казаться хуже, чем ты есть. Мир и так настроен к нам враждебно, люди склонны выискивать друг в друге только плохие качества – они в первую очередь бросаются в глаза. Так удиви чем-нибудь хорошим.
Обращаться на «ты» к незнакомым
Неприлично тормошить малознакомых людей словами «Брат», «Командир», «Братан», «Мужик», «Слышь». Какой он тебе брат? У вас даже происхождения разное, я уже не говорю о воспитании. К незнакомым людям обоих полов нужно обращаться на «вы». Не надо панибратства, оно не даст тебе привилегий, за это вместо одной сигареты пачку не дадут. Покажи, что ты воспитанный, большинство людей очень недоверчиво относится к тем, кто им тыкает. Безусловно, есть районы, где обращение на «вы» вызывает сомнения у пацанчиков, но мы ведь говорим о глобальном. Даже таксисты не очень радуются, когда им «тыкает» шнырь, которому лет меньше, чем залитому в машину маслу.
Плевать на улице
Вроде бы взрослый воспитанный мужчина, вроде бы одет неплохо, а харкается на каждом шагу. Показал свой внутренний мир? И дальше что? Даже если ты курильщик, не надо схаркивать мокроту у всех на глазах, твои последствия вредных привычек должны остаться строго при тебе. А разбрасывать их под ноги гражданам как минимум неприлично и неуважительно. У некоторых это вообще вызывает тошноту. И не удивляйся, что про тебя думают, как про животное. Даже Гитлер себе такого не позволял. Ты что, хуже Гитлера?
Общаться с человеком, держа жвачку во рту
Это первейшее неуважение к собеседнику. Как говорил Дмитрий Дибров пранкерам, «вытащи х.й изо рта, когда со взрослыми людьми разговариваешь»! Так и здесь: твой рот выполняет одну функцию – функцию общения, поэтому освободи полость от посторонних предметов и общайся.
Кстати, засовывать руку в рот, нащупывать там жвачку и выбрасывать её считается не менее противным, чем пускать газы в публичном месте. Платок или салфетку – ко рту, туда – посторонний предмет – и вуаля! – о тебе совсем другое мнение. Все будут думать: какой приличный мальчик, отдам за него свою дочь и бизнес. Если ни салфетки, ни платка – отвернись и малозаметно очисти полость или запихай жвачку за щеку, чтобы никто не догадался о ее наличии.
Брать у дамы тяжелые сумки, подавать руку, придерживать дверь
Открыто зевать
Мы очень рады, что у тебя новые пломбы. Мы искренне верим, что ты хорошо на них потратился, и твои белоснежные зубы вызывают у нас больший восторг, чем фестиваль бесплатного пива. Но смотреть на то, как ты зеваешь, от этого не менее мерзко. Это одна из тех целей, для которых Господь дал тебе руки. Так что прикрывайся! И зубы у тебя не такие красивые, каждый второй – жёлтый, дырявый и гнилой.
Рыгать и пускать газы
В мужской компании бытует мнение: «Лучше геройски пукнуть, чем предательски пустить «шептуна»». Так вот, в остальных компаниях ни при каких условиях этого делать нельзя. Звучно отрыгивать после застолья тоже непозволительно. Надеюсь, не надо объяснять почему?
Культурным быть не запретишь, или как вести себя прилично
В обществе человек должен вести себя подобающим образом, чтобы о нем сложилось хорошее мнение. Для того чтобы держаться достойно в окружении людей, нужно учитывать совокупность норм социального поведения.
Вы ведь не хотите, чтобы ваши плохие манеры отпугивали от вас собеседников, так что придерживайтесь ряда правил. Как вести себя прилично?
Допустим, вас пригласили на светский вечер
Культура поведения человека в приличном обществе сильно отличается от культуры поведения в уличных компаниях, где собственно от культуры как таковой не остается и следа. Не старайтесь тут же привлечь к себе внимание, влезая в чужой разговор. Как минимум, нужно узнать, о чем люди разговаривают, кроме того, стоит вежливо извиниться, что прерываете беседу, чтобы что-то сказать. Не общайтесь по поводу трагедий, болезней, работы и тому подобного.
Не увлекайтесь своей персоной
Подолгу говорить о себе – это тоже признак дурного тона. Помимо этого, не рассуждайте о том, в чем ваши собеседники не разбираются или же если им просто неинтересно. Также отставьте споры, даже если человек говорит откровенную ерунду. Поведение в обществе должно быть иным – будьте доброжелательны и ненавязчивы.
Вежливость превыше всего
Разговаривайте вежливо и учтиво, не важно, старше вас человек или он ваш ровесник. Особенно аккуратно общайтесь с пожилыми людьми и дамами.
Не высовывайтесь
Расшифрую эти слова – не нужно демонстрировать свои, скажем, вокальные данные, если вас об этом не просят. Вы ведь в приличном обществе, а не на улице с друзьями. Ну, а если вас попросил об этом хозяин/хозяйка, тогда грех отказывать.
Соблюдайте этикет
За столом старайтесь придерживаться элементарных правил этикета. Даже если некоторые из них на данном мероприятии игнорируются, все равно старайтесь их соблюдать. Не забывайте о дамах – передавайте блюда, наполняйте их бокалы и так далее.
Не курите без разрешения
Не стоит идти на балкон или выходить в подъезд, чтобы покурить, тем более, никого не предупреждая. Сначала нужно вежливо поинтересоваться у хозяина: «Скажите, пожалуйста, есть ли у вас в квартире места, где можно курить?». И вот если вам скажут, что это можно делать на балконе, тогда можете туда идти.
Уходите раньше? Извинитесь
И если вам нужно уйти раньше остальных гостей, не забудьте извиниться перед хозяевами за столь ранний уход, вкратце объяснив, почему вы их покидаете, и поблагодарить за прекрасно проведенный вечер. Вот увидите, если вы будете соблюдать эти нехитрые правила приличного поведения в обществе, вас не раз будут приглашать и на званые вечера, и на свадьбы и на юбилеи семейной жизни, и на другие остальные мероприятия.
8 способов заставить уважать себя на рабочем месте
Причин, почему тебя не уважают коллеги, может быть много. А ведь работа — это место, в котором мы проводим большую часть своего времени, и нам хочется чувствовать себя как минимум комфортно. Как научиться ладить с коллегами и даже заслужить их уважение — полное руководство в следующих пунктах.
1. Следи за манерой общения
Это первостепенная задача любого человека, который работает в коллективе. Каким бы хорошим специалистом ты ни был, неумение общаться с окружающими обесценивает тебя. Если ты избегаешь разговоров с коллегами, в момент, когда тебе что-то рассказывают, отвлекаешься на работу, используешь в речи много слов-паразитов и не умеешь поддержать беседу — неудивительно, что к тебе относятся «прохладно». Коллеги — это люди, с которыми ты по иронии судьбы видишься гораздо чаще, чем с родными и друзьями. Так делай эти встречи приятными для всех вас.
Улыбайся, интересуйся состоянием их дел, постарайся узнать, кто и чем увлекается. Если тебя зовут посидеть где-нибудь после работы — не отказывайся. Это отличный шанс познакомиться поближе и чувствовать себя комфортно на рабочем месте. В общем, прокачивай навыки общения и будь чуточку приветливее и дружелюбнее.
2. Старайся быть отзывчивым
Больше всего людей бесит равнодушие к их проблемам. Так что, чтобы заслужить уважение коллег, тебе придется быть более отзывчивым. Никаких «обратись к кому-нибудь другому» или «я слишком занят» — найди минутку, чтобы выслушать человека и дать ему совет. Будь внимателен к просьбам других, и это стопроцентно окупится.
3. Всегда помни о цифровом этикете
Зависаешь в телефоне, в то время когда к тебе обращаются с просьбой? Прерываешь встречу из-за внезапного звонка? Молчишь в рабочем чате, когда тебя о чём-либо спрашивают? Это неуважение, и карается оно ответным неуважением со стороны коллег или, того хуже, начальства.
4. Не сокращай дистанцию
Да, работа — это второй дом, но всё же не спеши переносить свои домашние привычки на рабочее место. Не будь неряхой, не чавкай за обедом, не ковыряйся при коллегах зубочисткой во рту, не нагружай окружающих рассказами о своей семье и своих проблемах.
Поверь, это неинтересно, даже если коллеги реагируют на такие беседы (монологи) с притворной вежливостью. Работа объединяет вас всех, но не стоит вести себя так, будто ты дома. Не сокращай дистанцию: многие твои привычки отталкивают.
5. Не поддавайся на провокации
Практически в любом коллективе есть те, кто любит устраивать скандалы на пустом месте, при этом сохраняя свою непричастность. Такой тип людей называют пассивно-агрессивным. К примеру, ты можешь разговаривать с коллегой, пытаясь убедить его в чём-либо, а он лишь сохраняет режим непробиваемости (начинает переспрашивать тебя, задавать глупые вопросы, усложнять диалог). Конечно же, это тебя раздражает, и ты теряешь контроль над собой, понимая, что вот-вот скажешь ему что-то резкое. Но в такой момент в скандале будешь обвинен ты, ведь твой собеседник не хотел ничего плохого. Он просто уточнил, а ты взорвался.
Разумеется, доказать, что тебя спровоцировали, не так-то просто. Поэтому вот тебе совет: любой ценой сохраняй невозмутимость. В таком диалоге от тебя ждут не участия, а негативных эмоций — так не давай окружающим повода решить, что ты агрессор, а твой собеседник — святой человек.
6. Цени возможность работы в команде
Любые успехи, которых вы добиваетесь командой, — это ваш коллективный результат. Так же как и любые неудачи. Плохие результаты говорят о вашем неумении договориться и вашей безответственности.
Не будь индивидуальным игроком. Не перетягивай на себя внимание в случае победы и не пытайся уклониться от ответственности в случае поражения.
7. Адекватно реагируй на критику
Если тебя критикуют — это не значит, что тебя хотят задеть. Критика — это хорошо, особенно когда ты адекватно ее воспринимаешь. Это значит, что ты можешь исправить все свои косяки и недостатки и использовать критику как пинок для роста.
Согласись, гораздо комфортнее работать в коллективе, который может указать тебе на твои ошибки или просчеты, нежели быть окруженным коллегами, которые притворно улыбаются тебе в лицо, а за спиной обсуждают твою работу.
8. Имей свое мнение
Старайся отстаивать свою позицию и убеждения в важных вопросах, но делай это не агрессивно, а вежливо и аргументированно. Тебе нужно уважать чужое мнение, при этом не отказываясь от своего. Так твои коллеги поймут, что тобой не так-то просто манипулировать.
К человеку, которым можно помыкать, вряд ли будут относиться с уважением. А если ты еще не до конца определился со своей точкой зрения, лучше не встревать в спор и обсуждения.