что значит приснопоминаемый в церкви

Приснопамятный в церковной записке

Какие бывают записки в Церковь об упокоении, как они выглядят: виды

что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть фото что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть картинку что значит приснопоминаемый в церкви. Картинка про что значит приснопоминаемый в церкви. Фото что значит приснопоминаемый в церкви
Виды записок об упокоении Внешне готовая записка об упокоении практически всем схожа бланком, который используется для просьб о здравии человека. Единственным их различием является черная траурная окантовка. Именно по ней неосведомленные в церковных правилах люди и понимают, какую записку предпочтительнее использовать.
Виды записок об упокоении:

В них поминаются живые крещеные люди.

В них поминаются умершие крещеные люди.

Как правильно подать записку о здравии?

Сугубая молитва о людях, которую священник или дьякон читают вслух во время одной из частей литургии — Сугубой ектинии (молитвенное прошение, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения). Она совершается в дополнение к изъятию частицы из просфоры во время проскомидии. Бывает также о здравии и об упокоении.

что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть фото что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть картинку что значит приснопоминаемый в церкви. Картинка про что значит приснопоминаемый в церкви. Фото что значит приснопоминаемый в церкви

Нет, подать записку можно не только для поминания на литургии. Есть особые богослужения, на которых поминаются люди о здравии и упокоении – молебен и панихида. Молебен можно заказать тому или иному святому, если вы хотите попросить его помощи в молитве. А панихида, например, в день, связанный с памятью вашего умершего близкого.

что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть фото что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть картинку что значит приснопоминаемый в церкви. Картинка про что значит приснопоминаемый в церкви. Фото что значит приснопоминаемый в церкви
Подается записка о здравии в церковной лавке
После того как записка о здравии будет заполнена, по всем церковным правилам вам надо будет ее отдать. Как правило, делается это в церковной лавке, в которой и покупаются специальные бланки. Чаще всего там сидит простая прихожанка, которая помогает священнику. Она собирает записки всю первую половину дня и перед самим Богослужением отдает их священнослужителю.

В некоторых храмах предусмотрены специальные места, в которых можно оставлять записки о здравии. Человек просто оставляет их там и, помолившись, уходит. Каждый день прошения оттуда забираются и во время Богослужения все имена обязательно зачитываются. Но помните, чтобы ваше прошение было воспринято правильно, подавать его надо, придерживаясь некоторых правил.

Вы всегда должны просить здоровья близким людям со спокойной душой и чистыми мыслями. Помимо этого, не забывайте, что обращаться к Богу пьяным, считается большим грехом. Поэтому по возможности откажитесь от полного употребления спиртных напитков за 3 дня до похода в церковь.

что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть фото что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть картинку что значит приснопоминаемый в церкви. Картинка про что значит приснопоминаемый в церкви. Фото что значит приснопоминаемый в церкви
Подаются записки о здравии исключительно за крещеных людей

Церковь придерживается строгих правил в плане того, за кого можно подавать записки о здравии и упокоении, а за кого нельзя. По церковным канонам просить можно только за крещеных людей всех возрастов. Если человек крещен, значит он имеет Ангела Хранителя, который и донесит до Бога все людские молитвы.

А вот за людей, которые не прошли обряд крещения не будет молиться ни одна церковь. Священнослужители аргументирует это тем, что человек не получил церковное имя, а значит Всевышний попросту не будет знать кому посылать Благодать.

Помимо этого, подавать записки нельзя за:

Предлагаем ознакомиться: Значение имени Ева: происхождение, характер, судьба и тайна имени Ева

что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть фото что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть картинку что значит приснопоминаемый в церкви. Картинка про что значит приснопоминаемый в церкви. Фото что значит приснопоминаемый в церкви
Для Всевышнего самоубийцы и некрещеные являются грешниками
Среди простых людей бытует мнение что на Радоницу можно просить об упокоении некрещеных и самоубийц. На самом же деле это совсем нет так. Церковь считает, что и одни и другие не могут получить прощение по причине того, что они грешны перед Богом.

Считается что и после смерти они не находят покой, поэтому и дальше продолжают терзаться от нерешенных проблем. Таких людей никогда не отпевают и хоронят в стороне от остальных. Единственное что советуют священнослужители родственникам таких людей, регулярно просить за них прощенья у Бога в домашних молитвах.

что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть фото что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть картинку что значит приснопоминаемый в церкви. Картинка про что значит приснопоминаемый в церкви. Фото что значит приснопоминаемый в церкви
Подавать записки об упоении лучше всего в Родительские субботы

Подается запуска об упокоении также, как и записка о здравии либо в церковной лавке, либо в специально отведенном месте. Оставлять ее тоже желательно в первой половине дня и, тогда имя вашего близкого человека обязательно зачитают во время ближайшего Богослужения. Что касается того, кого нельзя упоминать в таких записках, то и в этом случае категорически запрещено вписывать в них некрещеных людей и атеистов, которые не верили в Бога.

Все они являются страшными грешниками, поэтому, вписав их в поминальный лист, вы возьмете на себя часть их греха. О таких людях лучше всего молиться дома и ради списания их души подавать милостыню всем жаждущим помощи. Подавать такие записки лучше в специально отведенные для этого дни.

что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть фото что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть картинку что значит приснопоминаемый в церкви. Картинка про что значит приснопоминаемый в церкви. Фото что значит приснопоминаемый в церкви
Подавать записки в Церкви можно перед любым Богослужением
Многих людей интересует вопрос, как часто можно подавать записки о здравии и упокоении. Некоторые православные считают, что слишком часто тревожить Всевышнего нельзя, поэтому обращаются к нему только в том случае, если человек заболел или уже умер. На самом же деле, церковь не ограничивает людей в подании подобных записок.

Ввиду этого, если вам хочется пойти и попросить Бога о своем близком человеке, тогда сделайте это. Но все же при этом, самыми благоприятными днями для обращения к Всевышнему считаются дни рождения и дни имени по церковным Святцам.

Как заказать панихиду?

Богослужение, при котором верующие просят Бога, Богородицу или святых о милости или благодарят за какое-то событие. Молебен можно заказать в церковной лавке и при этом подать записку о здравии. Лучше, конечно, присутствовать на нем самому.

Богослужение, на котором поминают умерших. Панихиды служат по просьбе верующих и в установленные дни поминовения усопших всей Церковью — на Радоницу и родительские субботы. На панихиду пишутся записки об упокоении.

При чтении Псалтири (книга Ветхого Завета, состоит из 150 псалмов-песен) поминаются люди о здравии и упокоении. Это единственный вид поминовения, который происходит не во время богослужения и распространен на территории Русской Православной Церкви как старая традиция. Чаще всего такой вид поминовения есть в монастырях, иногда встречается на приходах. Информацию нужно уточнять в храме или монастыре, в котором хотите заказать поминовение.

Источник

Поминовение усопших

О необ­хо­ди­мо­сти поми­но­ве­ния усоп­ших

Молитвы за усоп­ших

Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк.20:38 ).

Поминове́ние усо́пших — бого­угод­ное дей­ствие, хода­тай­ствен­ного харак­тера, направ­лен­ное на улуч­ше­ние участи усоп­ших.

По учению Святой Пра­во­слав­ной Церкви все веру­ю­щие в Гос­пода Иисуса Христа не уми­рают, но живут вечно. «Всякий, живу­щий и веру­ю­щий в Меня, не умрет во век» ( Ин.11:26 ). Поэтому уми­ра­ю­щие пра­во­слав­ные хри­сти­ане не пере­стают быть чле­нами Святой Церкви, сохра­няя молит­вен­ное обще­ние со всеми осталь­ными ее чадами.

В памят­ные для усоп­шего дни (кон­чины, именин, рож­де­ния) он име­ну­ется прис­но­по­ми­на­е­мым или прис­но­па­мят­ным.

Любовь не уми­рает

Плодом жизни любого чело­века явля­ется только одно – любовь, кото­рую он смог про­явить в своей жизни. После вре­мен­ного раз­лу­че­ния души и тела до Страш­ного Суда, усоп­ший уже не может тво­рить дела любви, но его любовь может умно­жаться через его близ­ких в его память.

Близ­кие могут духовно воз­рож­даться, желая помочь усоп­шему, поми­нать его на Литур­гии, молиться о нём, тво­рить дела мило­сер­дия в его память.

— Поми­но­ве­ние на Боже­ствен­ной литур­гии

«Всякий жела­ю­щий про­явить свою любовь к умер­шим и подать им реаль­ную помощь может наи­луч­шим обра­зом сде­лать это молит­вой о них и, в осо­бен­но­сти, пода­чей записки для поми­но­ве­ния на Боже­ствен­ной литур­гии. Ничего луч­шего и боль­шего сде­лать для них мы не можем. Это им всегда необ­хо­димо…» (архиеп. Иоанн (Мак­си­мо­вич)).

— Мило­стыня

Кроме молитвы за усоп­ших ещё одним дей­ствием поми­но­ве­ния их явля­ется мило­стыня. Под мило­сты­нею пони­ма­ется не только пода­я­ние нищим в память усоп­шего, но всякое бла­го­де­я­ние по отно­ше­нию к нуж­да­ю­щимся.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рил: «Рос­кош­ное погре­бе­ние, не есть любовь к умер­шему, но тще­сла­вие. Если хочешь собо­лез­но­вать об умер­шем, покажу тебе иной способ погре­бе­ния и научу тебя пола­гать ризы, убран­ство, достой­ное его и его про­слав­ля­ю­щее: это мило­стыня».

— Молитва

Любовь к умер­шим род­ствен­ни­кам воз­ла­гает на нас, ныне здрав­ству­ю­щих, святую обя­зан­ность – молиться о спа­се­нии их душ. По словам свя­щен­ника Нико­лая Успен­ского, «…молясь об усоп­ших род­ствен­ни­ках, мы достав­ляем им един­ствен­ное благо, кото­рого жаждут их души, – поми­ло­ва­ние от Гос­пода».

Для молитв за умер­ших назна­чен и особый день в сед­мице – суб­бота, в кото­рую пола­га­ется заупо­кой­ная служба (кроме празд­ни­ков, если слу­чатся в этот день).

Помимо част­ных поми­но­ве­ний усоп­ших, Святая Цер­ковь уста­но­вила общие поми­но­ве­ния. Дни осо­бого общего поми­но­ве­ния усоп­ших назы­ва­ются роди­тель­скими суб­бо­тами. В эти дни поми­на­ются все от века умер­шие хри­сти­ане. Почему именно в суб­боты, а не в другие дни, пола­га­ется моле­ние об упо­ко­е­нии душ? Потому что день суб­боты, как день покоя, по своему зна­че­нию есть наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ный для моле­ния – упо­ко­ить умер­ших со свя­тыми. А роди­тель­скими они назы­ва­ются потому, что каждый чело­век поми­нает, прежде всего, самых близ­ких людей – своих роди­те­лей. Это:

Нака­нуне роди­тель­ских дней вече­ром в храмах совер­ша­ются парас­тасы – заупо­кой­ные все­нощ­ные бдения, а после литур­гии бывают все­лен­ские пани­хиды.

Из глу­бо­кой древ­но­сти идет обычай совер­шать о каждом усоп­шем поми­но­ве­ние в третий, девя­тый и соро­ко­вой дни по его кон­чине, а также совер­шать соро­ко­усты. Соро­ко­уст – это непре­рыв­ное поми­но­ве­ние в тече­ние 40 дней по кон­чине.

Также поми­но­ве­нию усоп­шего посвя­ща­ется годо­вой день смерти, день рож­де­ния и именин в том смысле, что умер­ший жив и бес­смер­тен по духу и неко­гда совер­шенно обно­вится, когда Гос­подь воз­двиг­нет тело его.

Помимо уча­стия в заупо­кой­ных бого­слу­же­ниях, Святая Цер­ковь запо­ве­дует своим чадам поми­нать усоп­ших и на домаш­ней молитве. Здесь каж­дому моля­ще­муся предо­став­ля­ется неко­то­рая сво­бода для про­яв­ле­ния лич­ного усер­дия. В допол­не­ние к вечер­ним и утрен­ним молит­вам иноки и миряне про­чи­ты­вают помян­ник, совер­шая поимен­ное поми­но­ве­ние живых и мерт­вых. Кроме того, суще­ствует древ­ний обычай читать Псал­тирь по усоп­шим. На домаш­ней молитве по бла­го­сло­ве­нию духов­ника может быть совер­шено поми­но­ве­ние и тех, кого нельзя поми­нать на цер­ков­ном бого­слу­же­нии – своих родных и близ­ких, скон­чав­шихся вне ограды Пра­во­слав­ной Церкви – некре­ще­ных, ере­ти­ков и т.д. Оптин­ские старцы раз­ре­шали на домаш­ней молитве поми­нать даже само­убийц.

Слышат ли усоп­шие наши молитвы о них?

Обще­ние между земной и Небес­ной Цер­ко­вью несо­мненно суще­ствует. Оно осно­вано на хри­сти­ан­ской любви и выра­жа­ется в молит­вен­ной помощи друг другу. Спа­си­тель гово­рит: «Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ). Апо­стол Павел пишет: «Любовь нико­гда не пере­стаёт» ( 1Кор.13:8 ).

Вопрос о том, как именно отра­жа­ются на усоп­ших молитвы за них со сто­роны членов земной Церкви, не имеет в Пра­во­слав­ном Дог­ма­ти­че­ском Бого­сло­вии деталь­ного, вплоть до подроб­но­стей, рас­кры­тия. О чём можно гово­рить с уве­рен­но­стью, бого­угод­ные молитвы за почив­ших ближ­них не оста­ются бес­плод­ными; бла­го­даря молит­вен­ному пови­но­ве­нию почив­шие могут полу­чать уте­ше­ние и отраду. Мы не можем точно ска­зать, что усоп­шие именно слышат наши молитвы, но можем утвер­ждать, что они чув­ствуют их.

О каких-то дета­лях из жизни усоп­ших и о том, как на них ска­зы­ва­ются обра­щен­ные к Богу молитвы, можно узнать из содер­жа­ния част­ных откро­ве­ний, пре­по­да­вав­шихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откро­ве­ния пре­по­доб­ному Гри­го­рию, уче­нику свя­того Васи­лия Нового, известно, что душа бла­жен­ной Фео­доры (после её физи­че­ской смерти), про­ходя через мытар­ства, ощу­щала на себе след­ствие молитв духов­ника, отца Васи­лия. При этом она пони­мала, кто за неё молится. Его молитвы спо­соб­ство­вали ей в про­хож­де­нии мытарств.

Довольно вни­ма­тельно к этому вопросу отно­сился свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов. В одном из наи­бо­лее извест­ных про­из­ве­де­ний этого автора, «Диа­логи…», пред­став­лена исто­рия о двух бла­го­че­сти­вых женах, кото­рые, к сожа­ле­нию, не могли обуз­дать свои языки. Они не сде­лали этого даже и после того, как были обли­чены и настав­лены «чело­ве­ком Божьим», пре­ду­пре­див­шем их, что если не испра­вятся, то он отлу­чит их от Церкви. Вскоре ост­ро­языч­ные жен­щины умерли и были погре­бены в пре­де­лах мест­ного храма. Когда в храме совер­ша­лась Евха­ри­стия, и диакон, в опре­де­лен­ное время, согласно тра­ди­ции, ука­зы­вал лишён­ным обще­ния поки­нуть собра­ние верных, бывшая кор­ми­лица умер­ших жен видела, как они, вдруг, под­ни­ма­лись из гробов и уда­ля­лись вон. Когда она сооб­щила об этих виде­ниях «чело­веку Божьему», тот вручил ей просфору и велел при­не­сти её Гос­поду. После того, как она выпол­нила рас­по­ря­же­ние свя­того, усоп­шие больше не «под­ни­ма­лись» из гробов и не уда­ля­лись из церкви. Из ска­зан­ного сле­дует, что каким-то таин­ствен­ным обра­зом душам женщин ста­но­ви­лось извест­ным воз­гла­ше­ние диа­кона, однако каким, свя­ти­тель Гри­го­рий не объ­яс­няет.

Сви­де­тельств подоб­ного рода известно немало, однако, сле­дует пом­нить, что не всё, о чём в них сооб­ща­ется, можно пони­мать бук­вально: в них много зага­доч­ного и сим­во­ли­че­ского.

Кроме того, дове­рять можно не всяким сви­де­тель­ствам. Напри­мер, далеко не всякое «явле­ние» «род­ствен­ника» во сне есть дей­стви­тель­ное явле­ние род­ствен­ника. Скажем, под видом род­ствен­ных душ спя­щему могут являться лука­вые духи. С другой сто­роны, «явле­ние почив­шего род­ствен­ника» может быть есте­ствен­ным резуль­та­том напря­жен­ных вос­по­ми­на­ний или пере­жи­ва­ний о нём. Пра­виль­ным дей­ствием в случае «явле­ния» усоп­шего ближ­него будет — уси­лить молитву как о себе, так и о ближ­нем, чей образ был явлен во сне.

Откуда пошел обычай поми­нать усоп­ших через опре­де­лен­ные пери­оды после смерти?

Мит­ро­по­лит Мака­рий (Бул­га­ков) пишет, что «объ­яс­не­ние этого обычая нахо­дим у немно­гих, хотя неоди­на­ко­вое, впро­чем, вообще соглас­ное с духом бла­го­че­стия. Так в книге Поста­нов­ле­ний апо­столь­ских читаем: “Третий день по кон­чине умер­ших должно про­во­дить в псал­мо­пе­ниях, чте­ниях и молит­вах ради Того, кто в третий день вос­крес из мерт­вых; девя­тый – в вос­по­ми­на­ние живых и умер­ших; соро­ко­вой – по древ­нему при­меру; ибо столько дней народ опла­ки­вал Моисея; нако­нец, день годич­ный – в память самого умер­шего”. У св. Мака­рия Алек­сан­дрий­ского гово­рится, что в про­дол­же­ние сорока дней душа умер­шего стран­ствует по мытар­ствам, и поми­но­ве­ние еe в третий, девя­тый и соро­ко­вой день соот­вет­ствует воз­но­ше­ниям ее анге­лами в эти именно дни на покло­не­ние небес­ному Судии, кото­рый, нако­нец, в соро­ко­вой день опре­де­ляет ей извест­ную участь до послед­него суда. Евстра­тий, кон­стан­ти­но­поль­ский пре­сви­тер и Филипп пустын­ник изла­гают сле­ду­ю­щее объ­яс­не­ние: в третий день тво­рится первое тор­же­ствен­ное поми­но­ве­ние усоп­шего в соот­вет­ствие тому, что в третий день вос­крес Хри­стос и в первый раз явился уче­ни­кам своим; в девя­тый день тво­рится такое же поми­но­ве­ние, – так как чрез восемь дней в девя­тый после вос­кре­се­ния Гос­подь вто­рично явился уче­ни­кам своим; нако­нец, в соро­ко­вой день совер­ша­ется послед­нее такое же поми­но­ве­ние потому, что в соро­ко­вой день Гос­подь в послед­ний раз явился Апо­сто­лам и воз­несся на небеса. Писа­тели после­ду­ю­щего вре­мени пред­ста­вили и другие бла­го­че­сти­вые объ­яс­не­ния этого древ­него обычая Церкви».

Чем можно уте­шиться скор­бя­щему по умер­шем срод­нике?

За умер­ших надо молиться. Для них цер­ков­ная молитва — это насто­я­щая пища, а не водка, нали­тая на клад­бище, никому не нужная, кроме бесов и алко­го­ли­ков.
уби­ен­ный свя­щен­ник Даниил Сысоев

Очень часто люди инте­ре­су­ются, как можно узнать о судьбе умер­шего близ­кого чело­века? В меди­цине есть такое поня­тие — гипер­диа­гноз. Когда я рабо­тал на Скорой помощи, то у нас было четкое пра­вило: если у чело­века сте­но­кар­дия, то тера­пия должна быть как при инфаркте мио­карда. Если у чело­века острый живот, то надо пред­по­ла­гать самое худшее — пери­то­нит или аппен­ди­цит, и не при­ме­нять ника­кие сред­ства, чтобы снять симп­то­ма­тику. Надо было всё время под­ра­зу­ме­вать худшее, чтобы к этому худ­шему быть гото­выми.
Так надо отно­ситься и к усоп­шим родным и близ­ким — как будто у них всё плохо и тре­бу­ется наша помощь, наша молитва, наше уча­стие в их жизни. А не само­успо­ко­е­ние: ну, навер­ное, у них всё хорошо, тогда я особо молиться не буду. Лучше пере­тру­диться в любви, лучше пере­дать, чем недо­дать.
Не надо из празд­ного любо­пыт­ства вопро­шать, как там мои усоп­шие род­ствен­ники? Всё мы узнаем только тогда, когда увидим своими гла­зами, то бишь, когда сами перей­дем в мир иной. Епи­скоп Игна­тий Брян­ча­ни­нов пре­ду­пре­ждает, что такого рода откро­ве­ния могут быть как с левой сто­роны, так и с правой сто­роны, как от анге­лов, так и от бесов. Поэтому не надо в поту­сто­рон­ний мир доб­ро­вольно зале­зать, не надо пред­вос­хи­щать откро­ве­ния о том мире, если это не про­ис­хо­дит вдруг каким-то чрез­вы­чай­ным обра­зом.
архи­манд­рит-Мел­хи­се­дек Артю­хин

Источник

Православная Жизнь

Для чего мы подаем записки с именами о здравии и об упокоении в алтарь?

что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть фото что значит приснопоминаемый в церкви. Смотреть картинку что значит приснопоминаемый в церкви. Картинка про что значит приснопоминаемый в церкви. Фото что значит приснопоминаемый в церкви

Заказная литургия, Неусыпаемая Псалтирь, панихида, сорокоуст — что означают эти слова? Когда какую службу можно заказывать? Как убедиться, что твою записку точно прочитали?

В чём сила молитв о других?

Вначале давайте разберемся, для чего вообще мы пишем поминальные записки или заполняем книжечки (помянники) с именами живых или усопших родственников или знакомых. Записка говорит о нашем желании помянуть дома и никого не забыть во время чтения утренних молитв или о нашей просьбе помолиться о ком-то в храме во время литургии, молебна или других богослужений.

О том, какую силу имеют молитвы о других, мы неоднократно читаем в Священном Писании. Давайте вспомним чудо превращения воды в вино на свадебном пире в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11); чудо исцеления слуги сотника из Капернаума (Мф. 8:5-13); чудо исцеления парализованного человека, которого друзья на носилках спустили через разобранную крышу к Иисусу Христу (Мк. 2:1-12). В каждом из этих случаев кто-то ходатайствовал перед Господом, то есть молился, за других людей. В частности, это были просьбы Богородицы, сотника и четырёх друзей.

Обращаясь к Богу с различными прошениями о других людях, мы совершаем молитву предстояния. То есть мы берём на себя дерзновение просить Бога не о собственных нуждах, а о спасении близких нам людей.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя», — говорил Иисус Христос (Мф. 22:37-39). Молитва о других — это и есть проявление любви к ближнему.

«Плодоносящая» или «непраздная»?

В записках, подаваемых в храме, мы пишем имена людей, крещённых в Православной Церкви. Имена указываем в родительном падеже (о здравии кого?) и в соответствии с полным именем святого, данным при Крещении (Марии, а не Маши; Георгия, а не Егорки; Александра, а не Саши или Шуры).

Вначале указываем имена представителей духовенства с указанием сана (протоиерея Иоанна, а не отца Ивана; схимонахини Елисаветы, а не матушки Лизы), а затем — имена мирян.

Перед именем можно написать «болящего», «путешествующего», «воина», если такие определения относятся к поминаемому человеку. Беременную по-церковнославянски мы называем «непраздная», хотя часто встречается надпись «плодоносящая», и это неправильно. Плодоносящими и добродеющими называют тех, кто приносит в храм и жертвует различные приношения (раньше это были плоды урожая), и тех, кто помогает храму или трудится в нём.

Как помянуть Ихтиандра или Изауру?

Сложность возникает в том случае, если человек носит имя, которого нет в православных святцах. И это не обязательно экзотические или совсем уж «не наши» имена (Звездина, Ихтиандр, Изаура). Многие с удивлением узнают, что в православном календаре нет и вроде бы «обычных» имён: Артур, Руслан, Анжела, Алина, Олеся.

Хорошо, если у человека сохранилось свидетельство о Крещении, куда должно быть вписано крещальное имя. А если нет, но человек точно знает, что его в детстве крестили? В этом случае нужно обратиться к священнику, который подскажет, как изменить имя. Обычно либо над ним читают молитву имянаречения, либо человек приходит на Исповедь и Причастие, где его называют уже другим именем.

Алина, например, после этого может стать Ангелиной или Еленой; Олеся — Александрой; Руслан — Рустиком, и так далее.

Нужно ли молиться за святого Николая?

В церковных молитвах об упокоении мы не поминаем самоубийц, которые добровольно лишили себя главного дара, полученного от Господа, — своей жизни.

В течение 40 дней после смерти (начиная с самого дня упокоения) мы называем усопшего «новопреставленным», то есть представшим перед Господом. Неправильно писать «вновь представленного», ведь это будет означать, что человек уже когда-то умирал, потом воскрес, а теперь умер еще раз.

«Приснопоминаемым» мы называем усопшего в особые дни его памяти: день рождения, день смерти, именины. Обычно сокращенно перед именем пишут «п/п».

Молясь за усопшего священнослужителя, мы по-прежнему указываем его сан: Блаженнейший митрополит Владимир, новопреставленный протоиерей Димитрий.

В записку об упокоении не нужно вписывать имена святых («об упокоении святого Николая»). Канонизируя того или иного подвижника благочестия, Церковь выражает уверенность, что их души уже достигли Царства Небесного. Поэтому святые молятся о нас на небесах.

Чем отличаются разные службы?

Допустим, мы уже написали поминальные записки. Как теперь выбрать, на какой именно вид богослужения их подать? На литургию, Псалтирь или молебен?

В каждой местности традиции служб и их названия могут немного отличаться. Литургию еще называют Обедней или Бескровной Жертвой. Поэтому перед тем, как подавать записку, уточните у дежурного по иконной лавке, какой именно смысл вкладывают в название службы в данном храме. Кто и когда будет читать вашу записку? Будут ли вынимать из просфоры частичку за каждое имя?

Заказная литургия. Важнейшая христианская служба — литургия, во время которой хлеб и вино становятся Истинным Телом и Истинной Кровью Христовыми. Святые отцы называют этот процесс преложением или претворением Святых Даров.

Во время первой части литургии — проскомидии — священник читает заказные записки и вынимает из просфор частички о здравии и упокоении, по одной частичке за каждое имя. Поэтому в некоторых храмах поминовения называют не «заказной литургией», а «проскомидией».

На второй части литургии — литургии оглашенных — священник или диакон молятся о здравии и упокоении православных христиан, читая вслух имена, указанные в заказных записках. Если записок очень много (что часто бывает на праздники в приходских храмах, а в крупных монастырях ежедневно), то публичное возглашение всех имён сделало бы службу непомерно долгой.

Исходя из этого, на практике вслух могут прочитать лишь часть записок, а остальные имена поминают мысленно или вполголоса во время службы. Поэтому если во время прошений о здравии и упокоении вы не услышали поданные вами имена, это не означает, что о них забыли. На самом деле, к этому моменту службы их прочитали уже дважды — на проскомидии и сейчас.

Третья часть службы — литургия верных. Здесь к запискам обращаются дважды. Вначале имена положено поминать после пресуществления Святых Даров, когда на престоле перед священником находятся Тело и Кровь Христовы. «Великая честь — помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

И ещё раз мы молимся о живых и усопших в самом конце службы, когда после причащения мирян священник погружает в чашу с Кровью Христовой те частички, которые были вынуты на проскомидии и находились потом на Престоле. При этом священник говорит такие слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминаемых людей даруется особая благодать. Вот почему так важно заказывать прежде всего литургию, а потом уже все остальные службы.

Особые прошения на литургии. Бывает, что возникает потребность в особых молитвах, которые священник может прочитать на проскомидии и во время литургии.

Обычно таких прошений несколько:

На каждое из этих прошений может быть подан отдельный список имен. Например, вы собираетесь в путешествие — закажите литургию о путешествующих. Когда вернетесь из поездки — поблагодарите Господа, отслужив благодарственную литургию. Собираетесь сменить работу или о чём-то просите Бога, закажите литургию на всякое прошение. Болеет ли кто-то из вас — помолитесь, заказав литургию о недужных.

«Простые записки» на литургию. Помимо заказных записок, на литургию в храмах можно подать и так называемые «простые». Обычно это более упрощенный вариант заказных. «Поминовение с частицей» — вынимают частички на проскомидии, но не читают имена вслух. «Поминовение без частицы» — за каждое имя молятся в алтаре, но не вынимают частички. Уточните в своём храме, что означают эти термины у вас.

Сорокоуст. Это сорок заказных литургий, отслуженных одна за другой. То есть за каждое имя должны вынимать частички в течение сорока литургий. Можно поминать христиан и о здравии, и об упокоении.

В монастырях, в которых литургии совершают ежедневно, сорокоуст принимают ровно на 40 дней. Например, с 1 ноября по 10 декабря включительно. Но в большинстве приходских храмов литургии каждый день не совершают. Поэтому сорокоуст продлевают. Уточняйте в иконной лавке, на какой срок принимают сорокоуст в вашем храме.

Полугодовое, годовое, вечное поминовение. Это поминовение, соответственно, в течение шести месяцев, года или «вечно», то есть всего времени, пока будет существовать храм или монастырь.

Поминовение на Псалтири. В монастырях есть традиция непрерывного чтения Псалтири (так называемая Неусыпаемая Псалтирь). Сменяя друг друга, монахи круглосуточно читают эту священную книгу. После прочтения нескольких псалмов следует молитва о живых или усопших. Мы можем подать поминовение на Псалтири — и ощутить благодатную помощь этой молитвы.

Молебен. Это краткое богослужение просительного или благодарственного характера с молитвенным обращением к Богу, Богородице или святым. В отличие от литургии, которую, как правило, совершают только в храмах, молебны можно служить в любом месте: в домах прихожан, на предприятиях, во время общественных мероприятий.

В отличие от литургии, на молебнах не вынимают частички из просфор. Поэтому, если делать выбор между литургией или молебном, нужно отдать предпочтение литургии, а уже потом заказывать молебен.

Молебны можно совершать с чтением акафиста или без него; с освящением воды. Бывают молебны, посвященные праздникам или святым; на начало Нового года; об учащих и учащихся; о болящих; перед началом доброго дела; об умножении любви и другие. Спрашивайте в иконной лавке, в какие дни совершают молебны в вашем храме, и подавайте поминальные записки на них.

Панихида. Это молебен об упокоении душ усопших. Так же, как и в случае молитв о здравии, вначале лучше заказать литургию об упокоении, а уже потом — панихиду. Краткая панихида называется «лития».

Как правило, панихиду заказывают на третий, девятый, сороковой день смерти христианина; в очередную годовщину его упокоения, а также в дни его рождения и именины. Особо молясь в эти дни, мы просим у Господа прощения грехов усопшего и проявляем свою любовь к нему.

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20), — такую заповедь оставил нам Иисус Христос. Будем молиться не только о себе, но и о других. И будем уповать на помощь Божью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *