что значит присягнуть на верность
присягать на верность
Смотреть что такое «присягать на верность» в других словарях:
ПРИСЯГАТЬ — ПРИСЯГАТЬ, присягнуть, клясться, дать присягу, клятву, клятвенное обещанье или уверенье в чем; призывать гласно и торжественно Бога во свидетельство, с установленными церковью обрядами, целуя Св. Крест и Евангелие. Присягать царю на верность… … Толковый словарь Даля
ПРИСЯГАТЬ — ПРИСЯГАТЬ, аю, аешь; несовер., кому (чему). Давать присягу кому н. в чём н. П. на верность Отечеству. П. знамени. | совер. присягнуть, ну, нёшь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
присягать — ПРИСЯГАТЬ, несов. (сов. присягнуть), на что. Сообщать (сообщить) что л. торжественно, официально, клянясь соблюдать какие л. обязательства, верность чему л. и поступать согласно с законом [impf. to vow, swear an oath, promise solemnly or declare… … Большой толковый словарь русских глаголов
Георгиевский трактат — История Грузии … Википедия
ГЕНРИХ II, король Англии — Король Англии из рода Плаитагенетов, правивший в 1174 1189 гг. Ж.: с 1152 г. Элеонора, дочь герцога Аквитанского Вильгельма VIII (род. 1122 г., ум. 1204 г.). Род. 1133 г., ум. 6 июля 1189 г. Генрих родился в Мансе; он был сыном английской… … Все монархи мира
Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия
Италия — Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики>; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э … Географическая энциклопедия
ЦЕЛЫЙ — ЦЕЛЫЙ, неповрежденный, неиспорченный; | непочатый, неубавленный, цельный. Целый хлеб. Целая, непочатая бутылка вина. Замок цел, а деньги пропали. Там уже татарове воевали все, пойдем где к целому месту, ·стар. | Полный, весь, со всеми частями… … Толковый словарь Даля
Канторович, Эрнст — Принстонский Институт фундаментальных исследований В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Канторович. Эрнст Канторович (нем. Ernst Har … Википедия
Шереметев, Феодор Иванович — (в иночестве Феодосий; ум. 17 февраля 1650 г.) пользовался большим влиянием среди Московского боярства и в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Феодоровича Романова. В первые годы правления Михаила Феодоровича, в 1613 1619 гг … Большая биографическая энциклопедия
ИТАЛИЯ. ИСТОРИЯ — Для понимания современной Италии необходимо обратиться к ее истории, которая восходит к доримским временам 8 7 вв. до н.э. Этруски, жившие в районе между реками Арно и Тибр, греки, поселившиеся в Сицилии и на юге Апеннинского п ова, создали… … Энциклопедия Кольера
Присяга в Российской империи
Русская присяга – ее достоинства, недостатки, история и перспектива
Присяга на верность подданства государю в Российской империи была не просто непременной частью социализации человека, но событием принятия на себя серьезных обязанностей служения государству в лице царя. Текст присяги несколько разнился в зависимости от положения и вероисповедания приносивших её лиц – гражданских, военных или духовенства, православных, мусульман, буддистов и других. Имелись тексты специальных присяг для государственной службы. В результате присяга соответствовала как социальному положению подданного, так и его исповеданию веры. Понимание смысла присяги для современного читателя затруднено архаичностью текста: непривычной сложностью построения фраз, использованием старинных слов. Если человеку неясен текст, то он не может осознанно принять его, брать на себя обязательства. Конечно, нередко человек приносящий присягу исполняется высокого чувства преданности, когда кажется, что смысл ее прозрачен, словно горный хрусталь. Но позже волна чувства опускается, и над ее поверхностью остается туман не до конца понятых фраз, а хрусталь обращается в землистую на вид жеоду, содержащую неизвестно какие кристаллические друзы. Именно поэтому при восстановлении Российской империи потребуется дать текст присяги на языке, приближенном к нашему времени. Кроме того, чтение текста присяги на современном русском языке поможет понять нам, не нуждается ли присяга в исправлении или дополнении. Может, и не нуждается. Но кто знает?
Поэтому далее мы приводим текст присяги на верность подданства сначала в оригинальном варианте, а затем в адаптированном к современному русскому языку. После этого мы проанализируем текст и обсудим, какой может быть присяга в новой Российской империи. Специально используем текст обычной, всенародной присяги, поскольку ее варианты для военнослужащих и лиц иных, помимо православного, исповеданий разнились в деталях при неизменном существе. Для удобства восприятия и сравнения, текст разделяем по смыслу на пункты.
Поскольку текст настоящей работы значителен по объему для статьи и более подходит для формата брошюры, то, не разбивая его на части для публикации, мы предпосылаем ему содержание так, чтобы читателям было удобнее ориентироваться в нем.
Часть 1. Всенародная присяга на верность подданства Императору Всероссийскому
(с адаптацией текста присяги к современному русскому языку)
Текст всенародной присяги на верность подданства
Адаптация присяги к современному русскому языку
Достоинства текста присяги
Генеалогия русской присяги
Часть 2. Недостатки текста присяги и возможность их устранения
Отсутствие положения о правах верноподданного
Положение о правах верноподданного
Отсутствие положения об участии в народном представительстве
Положение об участии в народном представительстве
Часть 3. Присяга в новой Российской империи
Минимализм современной присяги
Каждый присягает по своей вере и закону
Новый текст всенародной присяги для православных лиц и прочих христиан
Присяга для лиц мусульманского вероисповедания
Присяга для лиц иудейского вероисповедания
Принесение присяги язычниками
Форма присяги на верность службы
Военная присяга Русской Императорской армии (до марта 1917 года)
Вариант военной присяги в новой Российской империи
Часть 4. Присяга духовных лиц Императору Всероссийскому
Практика присяги духовных лиц в Российской империи
Обстоятельства времени и опыт истории
Патриаршая присяга – отклик на коронационную молитву
(с адаптацией текста присяги к современному русскому языку)
Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что
1) хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору [имя и отчество], Самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику (именуя Его, когда Он уже известен, или же не именуя, когда Император не имеет еще детей мужеского пола) верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови,
2) и все к высокому его Императорского Величества Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять,
3) и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может;
4) о ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися,
5) и всякую вверенную тайность крепко хранить буду,
6) и поверенный и положенный на мне чин, как по сей (генеральной), так и по особливой, определенной и от времени до времени Его Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальников определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять,
7) и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать,
8) и таким образом весть и поступать, как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и Судом Его страшным в том всегда ответ дать могу; как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет.
В заключение же сей моей клятвы целую Слова [то есть Евангелие] и Крест Спасителя моего. Аминь.
Я, нижеименованный, обещаю и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что
1) хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору [имя], Самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику (называя Его, когда Он уже известен, или же не называя, когда Император не имеет еще детей мужского пола) служить и во всем повиноваться верно и нелицемерно, не щадя свой жизни до последней капли крови,
2) и все права и прерогативы, принадлежащие к верховной власти и силе Его Императорского Величества, узаконенные и впредь узаконяемые, беречь и защищать с наибольшим пониманием, силой и возможностью,
3) и при том до последних своих сил и при любых обстоятельствах стараться помогать всему, что может иметь отношение к верной службе Его Императорскому Величеству и государственной пользе;
4) и как только узнаю об ущербе интересов Его Величества, о вреде и убытке государству, то не только буду об этом заблаговременно сообщать, но и без замедления предотвращать всеми доступными мне средствами и не рассчитывать, что это сделает кто-нибудь другой,
5) и буду крепко сберегать всякую доверенную мне тайну,
6) и доверенный и возложенный на меня чин, как по этой основной присяге, так и по присяге особенной, даваемой на определенный срок для действий от имени Его Императорского Величества, и инструкции, регламенты, указы поставленных надо мною начальников, выполнять надлежащим образом и по своей совести,
7) и не использовать свою должность, не нарушать присягу для корысти своей, родственников, знакомых, для отношений дружбы и вражды,
8) и вести себя и поступать благопристойно, как надлежит верному подданному Его Императорского Величества, и с пониманием, что за поступки свои я пред Богом и Судом Его страшным в том всегда ответ дать могу; и пусть Господь Бог поможет мне душевно и телесно.
В заключение же этой моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь.
– У меня есть не пустые права, неизвестно чем подкрепленные, обеспеченные слабо, права, которые государство может в любой момент ограничить или отобрать. Нет, у меня есть обязанности, неразделимые с правами. Пусть мои права пока не так хорошо прописаны, но это все те, права, которые потребны для исполнения мною своих обязанностей. И государь не может отобрать у меня этих прав, потому что при таком действии тут же откажется от моих обязательств.
Из присяги следуют права, необходимые и достаточные для исполнения принятых на себя обязанностей. Это позиция нравственно-религиозного соотношения прав и обязанностей. Так и Господь, не наделяет нас правами, но предлагает обязанности. И мы в церкви чистой душой пользуемся правами не для реализации своих интересов, но для выполнения обязанностей, взятых на себя перед лицом Всевышнего. Здесь мы близко подходим к пониманию природы монархии как устройства человеческой жизни, отражающего порядок религиозного отношения к миру. Посему государь и считается выразителем религиозно-нравственного идеала нации. Господь помазует государя не для устроения царства Божьего на земле, но для устроения государственной жизни по принципам небесной жизни. Посему и присяга так бережно относится как к обязательствам перед государем, так и к авторитету Божьего слова (обязанностям перед Богом).
В отличие от этого в демократиях гражданские права считаются принадлежащими индивидуму просто по факту его существования, а для реализации прав приходится брать на себя некоторые обязанности. Понятно, что при таком подходе личность будет стараться реализовать поболее прав, взяв себе поменее обязанностей. Это вполне материальная эгоистическая концепция, которая приводит демократические государства к популистской политике и развращению народа до уровня завистливых жалобщиков и доносителей. Как следствие, затем происходит падение эффективности управления, и государство для компенсации этого стремится к противодействию – оно ограничивает гражданские права и принуждает к выполнению обязанностей. Это приводит к формированию тоталитарных режимов. Вообще, как скупость есть реакция на предыдущую расточительность, так и тоталитаризм – последствие популизма. Никакая бутылка из ящика не пьется дольше, чем последняя.
Генеалогия русской присяги
Присяга на верность подданства и на верность службы при Петре I и последующих государях создавалась не из пустого места и чужеродных переводов, но из богатого опыта крестоцеловальных записей средневековой Руси. После Смутного времени при первых Романовых на волне общего народного понимания важности верной службы для мирного существования государства крестоцеловальные записи достигли своего расцвета. Большое сходство с военной присягой Российской империи можно найти в тексте «Записи, разосланной от Московского Земского Совета во все Российские города, для приведения по оной всякого чина и звания людей к присяге в верности избранному на Всероссийский престол Государем Михаилу Феодоровичу», составленной в феврале 1613 года. А после принятия Соборного уложения 1649 года, где, в частности, была указано об ответственности жизнью за умышление на здоровье государя (гл. 2, ст. 1), за поддержание контактов с иностранными недругами русского государя с целью свержения законного государя (гл.2, ст. 2), за не извещение царя или власти о готовящемся заговоре или умышлении на государя (гл. 2, ст. 18, 19), за тайный переход через границу с умыслом против власти (гл. 6, ст. 3,4), была составлена присяга на верность Государю. В 1653 г. к этой присяге были добавлены «приписи» для различных чинов с уточнением их обязанностей. Таким, образом, основное содержание присяги выкристаллизовалось в потоке русской истории и отполировалось живым общением царя с народом, с земскими людьми. В рамках настоящей статьи мы не можем вести анализ всех текстов крестоцеловальных записей и присяги, но один из них, весьма характерный следует привести. В 1630 году была составлена «Запись целовальная Посольского приказа» для дьяков и подъячих. Ее значение усиливается ролью посольского приказа в жизни России 17 столетия в период напряженной дипломатической и военной борьбы с врагами, привыкшими к ослабевшей в Смуту Москве, борьбы за международное признание новой династии. Приведем сравнение «Записи» с текстом всенародной присяги на верность подданства (табл. 1).
Таблица 1. Сравнение текстов Всенародной присяги на верность подданства Императору Всероссийскому и Записи целовальной дьяков и и подъячих Посольского приказа Царю и Великому князю Михаилу Феодоровичу
Всенародная присяга на верность подданства (до 1917 г.)
Запись целовальная Посольского приказа (1630 г.)
Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что
Яз, имярек, целую святый и животворящий крест Господень
1) хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору [имя и отчество], Самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику (именуя Его, когда Он уже известен, или же не именуя, когда Император не имеет еще детей мужеского пола) верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови
великому государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии Самодержцу и государыне царице и великой княгине Евдокее Лукьяновне и их государским детем благоверному царевичю князю Алексею Михайловичю… на том служити мне им, государем своим, и прямити и добра хотети во всем вправду безо всякие хитрости до своей смерти, а лиха мне им, государем своим, ни в чем не хотети и хитрости не которые не чинити не делати и не мыслити о том ни которым делы
2) и все к высокому его Императорского Величества Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять
и с его государевыми недруги не знатися и без ево государева указу ни о каких делех грамотками и словом и никаким письмом не ссылатися, а делати во всем вправду по сему крестному целованью
3) и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может
и во всем в государеве казне искати прибыли
4) о ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися
и во всем их государского здоровья ото всякого лиха оберегати по сему целованью.
А где услышу или сведаю на государя своего… скоп или заговор или иной какой злой умысел и мне на тех людей про то сказывати ему государю или ево государевым бояром и ближним людем вправду, а никак того не утаити и напрасно ни на кого ничего не затеять
5) и всякую вверенную тайность крепко хранить буду
а что мне, имярек, по ево государеву цареву… указу велено быти у его государских дел в подьячих и мне, будучи у ево государевых посольских и тайных всяких дел, никому не сказывати… а которые их государевы посольские и тайные дела приказаны будути или у кого услышу или увижу, и мне про то потому ж никому ничего не сказывати и не проносити
6) и поверенный и положенный на мне чин, как по сей (генеральной), так и по особливой, определенной и от времени до времени Его Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальников определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять
Так ж мне, имярек, в судных и во всяких росправных делах ведати правду и другу не дружити, а недругу ни в чем не ставити и собою ничего не затевати
7) и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать
и не проносити и ево государевою казною ни с кем не ссужатися и самому не корыставатица и в приходу и в росходу деньги и всякие доходы писати вправду без убавки и без прибавки, а лишка в росход ничево не приписывать
8) и таким образом весть и поступать, как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и Судом Его страшным в том всегда ответ дать могу; как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет
А где велит государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии быти мне, имярек, на своей государеве службе и мне потому ж ему государю своему служити и прямити и добра хотети во всем вправду безо всякие хитрости и без ево государева указу ни о которых делех ни с кем не ссылатись и к воровству ни к которому не приставати ни которыми делы, и не изменити в Крым и в Литву и в немцы и в иные ни в которые государства не отьехати
В заключение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь
Яз, имярек, целую сей святый и животворящий крест Господень на том на всем как в сей записи написано по тому мне и делати во всем вправду и до скончины своего живота по сему крестному целованью
Как видно из приведенной таблицы, в разных формулировках присяга и крестоцеловальная запись имеют сходное содержание, и Петру I было откуда напитаться духом православного самодержавия. Нам скорее следует поблагодарить его не за авторство присяги, а за то, что он удержал в ней сокровища, которые копились трудами нашего национального государственного строительства. Поблагодарить за то, что сооружая абсолютизм в России, он сохранил ту духовную связь царя с народом, которая и придает силу настоящей монархии. Эта двойственность нашей национальной традиции и бюрократической сухости абсолютизма пронизывает историю России в императорский период и до сих пор сказывается на восприятии главы государства народом, порождая или, скорее воспроизводя смешанный характер легитимности власти.
Часть 2. Недостатки текста присяги и возможность их устранения
Отсутствие положения о правах верноподданного
При всех достоинствах текста всенародная присяга не избежала и некоторых недостатков, которые были обусловлены сначала с неразвитостью юридического сознания на Руси, а затем абсолютизмом, не располагавшим к их устранению.
Первый недостаток связан с отсутствием вообще какого-либо упоминания о правах, приобретаемых подданными в связи с принятием на себя столь хорошо описанных обязательств. Несмотря на то, что описание этих прав излишне для присяги, указать на них было бы полезно, чтобы у присягающего появилось полное чувство возникающего договора между ним и государем и потому больше мотивации к исполнению обязанностей. Приобретение прав делает обязанности осмысленными и таким образом добавляет сознательную убежденность к чувству верности. В отличие от этого демократический принцип дарования прав не порождает необходимости соблюдать обязательства, потому что здесь на психологическом уровне награда предшествует труду. Как и всякий дар, приобретение прав может сопровождаться добровольной благодарностью, а не обязанностью повиновения.
Вопрос прав подданных для монархии не менее важен, чем для республики. Л.А. Тихомиров отмечает, насколько для христианской монархии важно учитывать естественные права подданных. В «Монархической государственности » он пишет: «Признавая источником Верховной власти божественную делегацию, мы неизбежно признаем обязательным уважение к тем обязанностям, которые возложены на человека Божественной Волей. Но эти обязанности дают личности право на все, необходимое для исполнения их. Такое право личности для Верховной власти, основанной на делегации Бога, не подлежит никакому посягательству. Оно является «естественным» правом личности, правом, обусловленным не каким-нибудь юридическим законом, но природой связи человека с Богом… у самого монарха его Верховная власть составляет не право, а обязанность, в силу которой он имеет верховные права. Духовная близость, родственность личности подданного с монархической Верховной властью, проявляется в требовании от него содействия Верховной власти».
Мы можем видеть, что с 1906 г., после Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» и реформы законодательства, в Основных законах появляется раздел, посвященный правам и обязанностям подданных (глава 8, статьи 69-83), но он словно оторван от присяги. В этом разделе в двух статьях скупо сказано об обязанностях в смысле простого повиновения, уплаты налогов и отбывания повинностей. В остальных статьях (72-83) говорится о гражданских правах подданных без установления их отношения к обязанностям. То есть законодатель не мог прописать демократического принципа (права первичны, а обязанности возникают в результате получения гражданских прав), но одновременно не стал упоминать и монархического принципа (обязанности первичны, а права даруются для исполнения гражданских обязанностей). В результате статьи закона зависли в неопределенности. Политическая неопределенность всегда толкуется в свою пользу противниками власти и развязывает им руки, одновременно парализуя волю правящего слоя. Из этого ясно, что данная глава не уточнила договора между подданным и государем или государством и была вызвана политической необходимостью – исканием политических свобод и зудом парламентаризма в начале ХХ столетия. Это результат разумного желания свобод без разумной связи с обязанностями.
В краткой присяге не следует перечислять все права, сообщаемые поданному при принятии им на себя обязанностей, по трем причинам. Во-первых, объем и содержание принимаемых присягающим на себя обязательств таков, что для их исполнения требуется предоставить немало гражданских, в том числе политических прав, и перечисление их увеличило бы объем присяги до тех размеров, когда ее содержание и в памяти не удержится, и в сознании не поместится, т.е. мы потеряем в прочности понимания присяги; во-вторых, присяга по своей сущности является обязательством действовать определенным образом, т.е. в ней должны быть прописаны именно обязанности; в-третьих, в жизни государства постоянно происходят изменения, которые со временем приводят к возникновению новых гарантированных прав и изменению прежних. Так, право на образование стало всеобщим гарантированным правом в России в начале ХХ века. Право на переход от одного помещика к другому сначала было отнято при Борисе Годунове, а после отмены крепостного права потеряло смысл. Сейчас право на жизнь гарантируется всем без исключения, даже самым бесчеловечным преступникам. Понятно, что в прошлом это было не так, и в будущем тоже может измениться. Примеров можно привести множество, но это не избавляет нас от необходимости каким-либо образом указать на возникающие у присягающего права. Решением этой трудности может быть введение в текст присяги после описания обязанностей положения о том, что присягающему одновременно даются права для исполнения этих обязанностей, что пользование этими правами не должно быть произвольным, но ограничивается теми правилами, которые устанавливает каждый вид государственной службы в виде нормативных документов (регламентов, уставов и т.д.). С одной стороны, подданный может использовать все права, необходимые и достаточные для исполнения обязанности, с другой, – нормативные документы службы ограничивают его волю во избежание осознанного или случайного злоупотребления правами. Во всяком случае, если человек выйдет за пределы прописанных ему законом прав, но достигнет положительного результата, то крайним судьей этого нарушения является все-таки не бездушный закон, но государь, которому точно так же сообщаются права для исполнения обязанностей, возложенных на него Божественной волей.
Таким образом, отсутствие ссылки на приобретение прав является слабым местом присяги. Поэтому будет правильным после перечисления обязанностей ввести в текст положение о приобретаемых правах. А затем логично продолжить текст обещанием честного исполнения обязательств и пользования правами. Последующее положение о бескорыстном исполнении обязанностей редактируется добавлением тезиса о бескорыстном пользовании правами. Эти дополнения, на наш взгляд, придадут присяге завершенность, вид соглашения между подданным, принимающим на себя обязанность верной службы, и государем, предоставляющим необходимые для этой службы права. Всякий человек, приносящий присягу, будет понимать, что он не только берет на себя бремя служения, но и приобретает некоторые преимущества, как в виде получаемых прав, так и возможных наград за усердную службу. Эти соображения доступны пониманию даже атеистического подданного. Присяга становится разумной и завершенной.
Итак, в текст присяги в новой Российской империи будет введено положение о приобретении верным подданным гражданских прав: «Клянусь ч естно и по совести пользоваться правами, предоставленными мне для исполнения принимаемых на себя обязательств». Глава 8 Основных законов при этом также подвергнется редакции с описанием обязанностей и указанием, что для исполнения обязанностей верного подданного в Российской империи предоставляются общие гражданские права и специальные права по роду службы. Специальные права устанавливаются особыми для службы законами. Права же гражданские суть следующие… Далее последует перечисление прав гражданина монархии и верного подданного государя.
Отсутствие положения об участии в народном представительстве
Другой недостаток всенародной присяги вытекает из предыдущего. Как замечал Л.А. Тихомиров, «чтобы политические права граждан монархии даже по признании законом не остались пустым звуком, необходима та управительная система, которая вводит граждан монархии в состав управительного механизма». В самодержавной монархии такой механизм власти основан на сочетании деятельности профессиональных чиновников и народного представительства, имеющего живую связь со всеми народными силами. Такое представительство созывается не по партийному признаку, но из наиболее опытных и авторитетных лиц от различных социальных и профессиональных групп населения. Функциями этого представительства, которое в нашей истории именовалось Земским собором, является подготовка законодательных предложений, контроль над действиями бюрократического слоя и достижение согласия по жизненно важным государственным вопросам, требующим напряжения всех сил нации. Описание механизма работы народного представительства в самом общем виде логично дать в Основных законах, подробные правила деятельности – в специальном законе. В присягу же сдедует включить упоминание о возможности участия в народном представительстве в качестве признания заслуг перед Престолом и Отечеством.
Положение об участии в народном представительстве
Мы сможем определить данное положение об участии в народном представительстве, если будем помнить об особенностях представления интересов и нужд подданных в самодержавной монархии. Основное его предназначение – быть живым органом царско-народного общения. Как обычная беседа между людьми может коснуться любого вопроса, так народ с государем могут обсуждать любые вопросы, важные для настоящего и будущего нации. Это не только дела законодательства, но и вопросы эффективности работы государственного аппарата, народной нравственности, усилий по достижению крупных государственных задач, требующих перераспределения инвестиций по важнейшим направлениям, налогообложения, каких-либо ограничений производства и потребления. При этом при самодержавной монархии народное представительство имеет:
а) совещательное значение;
б) зависимый от государя характер (созывается личной волей государя);
в) сила мнений измеряется не по количеству голосов, а по численности социальных групп, известной по статистическим данным. Задача – представить все разнообразие мнений социальных групп, в зависимости от разнообразия условий на территории империи;
г) созываются профессионально лучшие и авторитетные в своей среде представители, а не партийные демагоги, популисты, политиканы (в этой системе политические партии не имеют смысла существования);
д) представители сохраняют живую связь со своими социальными группами не через «депутатский кабинет» в регионе и демагогические встречи с электоратом, а через сохранение своей активности в той профессии или общественной деятельности, представлять интересы которой участник царско-народного совещания призван.
Последний из пунктов означает, что народный представитель только часть времени может посвятить работе в общественном совещании и, следовательно, деятельность это органа представительства будет периодичной.
Поступление на государственную службу – дело рутинного признания способностей и автоматической работы государственной машины. Участие в работе Земского Собора – честь, результат признания трудов, талантов и достижений по службе. Поскольку договор на служение поданный заключает с государем, то призыв на Земский собор – дело личного почина царя, и в присяге следует отразить это как возможность:
«Клянусь, если благоугодно будет Его Императорскому Величеству призвать меня к совету и представлению интересов подданных в тех, делах, о которых я имею разумение и опыт, то буду взвешенно и благонравно подавать свое суждение, стремиться к согласию в общественных собраниях и со всем старанием, регулярностью и тщательностью узнавать нужды и мнения представляемых мною людей ».
Минимализм современной присяги
«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».
В этих словах вся соль нашего приторного времени. Здесь клятва в верности не какой-либо личности или народу, но абстрактной федерации и бумажному закону. Это клятва безликому суверену. Кому? Никому. В присяге не упоминается об ответственности за ее нарушение, и фраза «свято соблюдать» повисает в воздухе, ибо присягающий не клянется своими святынями, а конституцию полагать «священным писанием» абсурдно. «Свято» употребляется в смысле «нерушимо», т.е. в переносном смысле. Вот уж действительно, когда святость превращается в фигуру речи, невозможно требовать безусловной верности от присягающего, и клятвы его становятся неглубоки, а обязанности иллюзорны. Можно присягать громким голосом, но при этом сама присяга будет невнятно мямлить от том чем клянется присягающий и зачем клянется, и кому. Ни чем, ни зачем, никому… Понятно только, в чем клянется. Да и то – в простом соблюдении законов, которые и без присяги соблюдать надлежит. Присяга потеряла признаки клятвы, дух служения, характер личного договора подданного и суверена, превратившись в пережиток, дань традиции. Она еще наполняет возвышенным чувством юношей, присягающих в войсках, но чувством не осмысленным, смутного сопричастия истории и славе народа.
Самое слово «присяга» в коренном смысле означает подъем человека на новый социальный уровень. «Сягать» прежде в русском языке означало делать прыжок. И, конечно, имперская присяга требовала от подданного подняться, «прыгнуть» на особую духовную высоту. В современной российской присяге, как и во многих других, нет той высоты, и дух служения не касается ее даже кончиками крыльев.
Однако ветры перемен уже заструились над странами и материками, над целой планетой. Мы свидетели начавшейся катастрофы истощения дешевых ресурсов, спада производства, нарушения кооперации в мировой экономической системе. Это катастрофа мира работников и потребителей. В новых суровых временах потребуется напряжение сил ради преодоления кризиса. Напряжение сил потребует самоотречения, подвига, служения. Приближается время героев и тихих подвижников, государей и верных подданных, время новых слов присяги. Посмотрим, какой может быть присяга в новой Российской империи.
Каждый присягает по своей вере и закону
Таблица 2. Конфессиональный состав населения России на 2021 г. и варианты присяги