что значит призри на смирение
От Пскова до Киева: «Призри на смирение»
Одна из самых почитаемых святынь русского Православия — чудотворный список с иконы «Призри на смирение», хранящийся в Киевском Свято-Введенском монастыре и празднуемый 29 сентября по новому стилю.
Приходящих во Введенскую обитель встречает мозаичный Ее образ уже на монастырской стене, среди машин и пешеходов, на углу ул. Московской, 42, но при входе в храм поражает двухчастность списка: мы видим саму икону и стекло киота, прежде закрывавшее Икону, а теперь стоящее отдельно и тоже окруженное молящимися. На стекле нерукотворенно начертана точно такая же икона, что и на холсте, только не красками, а словно молоком или изморозью.
Свято-Введенский монастырь находится в 15 минутах ходьбы от Киево-Печерской Лавры, которую основал уроженец Черниговщины, афонский монах преп. Антоний, с учеником, преп. Феодосием.
На Украине, как и во всем Русском мире, почитание Богородицы — особое. Не забудем, что Киево-Печорская лавра считается третьим уделом Богородицы на Земле. (Первый — Иверия, то есть современная Грузия, второй — Святая Гора Афон, четвертый — Серафимо-Дивеевский монастырь). Иногда третьим уделом называют также Киев. Именно Богородица открыла преп. Антонию путь в Киев. За двухтысячелетнюю историю христианства прославились чудотворениями и дарованием конкретной помощи около тысячи образов Божией Матери. К их числу теперь относят и Псковскую икону «Призри на смирение».
Совсем недавно, в 1993 г., лик Богородицы с Богомладенцем чудесным образом отпечатался на стекле, прикрывавшем икону и не соприкасавшемся с ним. Настоятель Введенской обители игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя.
Однако 19 июля /1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле, покрывавшем икону и не соприкасавшемся с ним, с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца.
Стекло с отображением теперь установлено в киоте рядом с иконой, и православные поклоняются сразу двум Образам. Киевское чудо сравнивают с Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток Тела Христа.
Названию иконы даны пояснения. В хвалебной песне Богу, как сказано в Евангелии от Луки (1; 48), сама Пресвятая Дева говорила так: «Яко призре на смирение рабы своея». Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость — воплотить Слово Божие, и через это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи. А второе толкование явствует из композиции этого чудотворного образа. Взглянув на икону, мы видим, как Христос взял за ланиту (щеку) Богоматерь, как бы говоря ей: «Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их».
Из кратких упоминаний в литературе об этой иконе известно, что впервые она явилась в 1420 г. на Каменном озере, но нет никаких указаний на обстоятельства чудесного явления иконы. Можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия», которое разразилось на Псковской земле в том году, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне, в княжение Василия II Дмитриевича. Народ пришел в уныние и искал себе утешение в молитвах к Богу и Царице Небесной о помощи.
Во Псковской второй летописи дважды встречается упоминание об этом образе: «В лето 6934 (1426) за старымъ Коложемъ, на Камене озере, бысть знамение: отъ иконы святыа Богородица идяше кровь, месяца септевріа въ 16 день; сіе убо знаменіе прояви на-хоженіе поганого князя Витовта и многое пролитіе христіаньскыхъ кровей».
Здесь же встречается и второе, более полное указание на произошедшее от иконы знамение: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знаменіе от иконы святыя Богородица, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли оть иконы въ убрусъ, какъ въ Псковъ провадили икону Пречистый, месяца сентября въ 16, на память святыя великомученицы Евфиміи».
То есть в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в том же году литовский князь Витовт расторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские волости.
Ближайший храм к месту обретения известной чудотворной иконы «Призри на смирение» находится в деревне Бардово Бежаницкого района (бывший Новоржевский уезд) Псковщины — это церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (1998), построенная на месте сгоревшей церкви Параскевы Пятницы, закрытой в 1937 г. Погост Бардово — одно из древних мест на Псковщине, впервые упоминается в 1406 г.
Сначала икона хранилась в Свято-Троицком соборе — главном храме Пскова, в Довмонтовом городище, но в советское время следы ее затерялись. К сожалению, следует отметить, что о многих иконах, особенно древних, сохранилось очень мало сведений, или же они отсутствуют вовсе. Это связано прежде всего с тем, что летописи или другие источники, в которых могли бы встретиться упоминания об этих иконах, в силу ряда причин не дошли до наших дней. Но, тем не менее, если даже сохранилось хотя бы только одно название, то и в этом случае «. всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу» — писал святитель московский Филарет (Дроздов).
Сегодня же два знаменитых списка иконы «Призри на смирение» находятся в Киеве. Один из них, конца XVII в., — во Флоровской Вознесенской женской обители, а другой, проступивший ныне на стекле, — в Свято-Введенской мужской.
Свято-Введенский монастырь в Киеве был учрежден ходатайством капитанской вдовы Матроны Александровны Егоровой, пожертвовавшей в пользу общины свои дома и капитал. Скончалась она в Санкт-Петербурге, тайно приняв перед смертью постриг с именем Димитра (†9 марта 1878 г.). В том же году ее останки были перевезены в нижний храм Введенской общины. В 1878—1879 гг. были освящены оба храма, в 1882 г. построена колокольня. В 1901 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь.
Монастырь был закрыт безбожной властью в 1930-е. В 1941 г. обитель открылась, но в начале 1960-х гг. была закрыта вторично. В помещениях монастыря разместилась районная больница, а в некоторых помещениях — склады. А в 1992 г. состоялось третье открытие храма. Икона «Призри на смирение» была тут же принесена в обитель. В богоборческое время образ хранился (55 лет!) у схимонахини Феодоры, насельницы Флоровского женского — с тех самых пор, как священник Введенского женского монастыря отец Борис Квасницкий, предвидя свою трагическую судьбу (был репрессирован), просил ее (тогда еще монахиню Феофанию) позаботиться о своем сыне Михаиле и сохранить икону. Когда Свято-Введенский монастырь открылся, для иконы изготовили специальный киот, и она была установлена в храме, слева от иконостаса. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал более известен в городе.
В течение года после обнаружения чудесного отпечатка на стекле, с помощью привезенной в храм специальной аппаратуры, проводились тщательные исследования киота сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов. Ученых гипотез было несколько, однако было установлено, что произошедший процесс наука пока не может ни объяснить, ни воспроизвести; подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. В результате изучения произошедшего чуда киевскими учеными установлено, что светло-серого цвета отпечаток изображения на стекле — органического происхождения и является нерукотворным отображением Лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом.
Совсем недавно, в 2008 г., подобное запечатление на стекле произошло в селе Криливец Тульчинской епархии Винницкой области от иконы святителя Иоасафа Белгородского. 16-17 сентября 2011 г. группа паломников из Винницкой области Украины доставила большую икону свт. Иоасафа и киот от нее в Белгород, на торжества, посвященные 100-летию прославления святителя. Теперь в винницком храме и сама икона, и удивительное стекло выставляются для поклонения рядом. А в ночь с 16 на 17 сентября, когда св. мощи свт. Иоасафа находились в новой белгородской часовне, винничане установили чудесное стекло рядом с ракой святителя, который, напомним, родился 8 / 19 сентября 1705 г., в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губ. (ныне Полтавской обл.), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола ― Марии.
Подобные знамения, «знаки» святых икон подаются людям из мира невидимого и говорят о том, насколько безмерно велика любовь Спасителя и Богородицы к роду человеческому, стремящихся если и не уберечь, то хотя бы предупредить о надвигающихся несчастиях.
В новейшее время чудотворный образ «Призри на смирение» побывал во многих местах Украины. В Запорожье образ пронесли по всем храмам города и многим церквам. Эти путешествия сопровождались чудесами от иконы. Так, получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом. В Вольнянске исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, она повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!»
22 ноября 1995 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год 19 июля/1 августа в Свято-Введенском мужском монастыре торжественно отмечается и день явления чуда — нерукотворного отпечатка на стекле.
Как рассказал благочинный Свято-Введенского монастыря игумен Еразм, который сопровождал образ Божией Матери в Армавир, первой исцелилась от иконы глухонемая девочка — племянница схимонахини Феодоры, хранившей икону после закрытия монастыря. После этого стали фиксироваться многие чудесные случаи исцеления от бесплодия, раковых заболеваний, других недугов. Целебной силой обладает и масло из лампад перед чудотворным образом.
Слава чудотворного образа ширится. В Волгограде в 1996 г. была открыта домовая церковь ЗАО «Гамма-Сервис» во имя иконы Божьей Матери «Призри на смирение».
Православные сегодня поют свои искренние духовные стихи:
Даруй мне, Владычице, терпение,
исцели от терниев-страстей,
Призри на души моей смирение,
радостью нечаянной согрей!
«Яко лучезарную звезду, яко новое знамение милости Своея явила еси ныне, Пренепорочная Дево, верным богоспасаемаго града Киева, честную икону Твою «Призри на смирение» в годину новых испытаний, нестроений и злых развращений врагами веры и Отечества нашего воздвизаемых, да утвердится благочестие и да укрепится вера православная в людех. Мы же в сем явлении уразумев знамение велия попечения Божия о месте сем, со трепетом и благоговением глаголем Ти, Царице Небесе и земли: «Ты еси нам щит непобедимый и стена необоримая» восхваляющих Тя и воспевающих Богу песнь: Аллилуиа».
Икона Божией Матери «Призри на смирение»
Чудны дела Господа и трудно описать милость, которую простирает Богородица на своих духовных чад. Есть много подтверждений этому факту, в частности различные чудодейственные образы. Характерным примером является икона «Призри на смирение», которая прославилась благодаря различным чудесам.
Из истории иконы
Самый первый образ Божией матери был изображен на иконе в середине 12 века. Но название у нее появилось только в период 12-14 века как «Призри на смирение» и окончательно данное название закрепилось за ней в 17 веке.
В Пскове чудотворная икона «Призри на смирение» появилась только к 1420 году. Как она была и где образ явился точно сейчас не известно, но можно представить. Многие говорят об озере Каменном, где увидели икону в период, когда Псков подвергался различным напастям и литовской экспансии во главе с Витовтом. Богородица проявила свою милость и икона мироточила кровью, когда образ несли с озера в городской храм.
В Псковский храм Живоначальной Троицы данная икона была явлена 29 сентября и в честь этого на данный день был установлен праздник, который празднуется по сей день. Данный собор был почитаем многими верующими жителями Пскова того времени. В Троицком соборе находилось множество православных святынь, например Чудотворная храмовая икона «Святая Троица с деяниями», конца 16 начала 19 века и мироточивая обновившаяся икона великомученика Пантелеимона. Однако в описи 19 века в этом соборе «Призри на смирение» не числилась. Можно сказать, что икона могла быть потеряна во время одного из пожаров, часто возникавших в те времена.
Сохранившихся известных списков с тех времен осталось немного. Один находиться в Флоровско-вознесенском храме женской обители, другая икона была помещена в храме Свято-Введенского мужского монастыря. Согласно историческими данным, список был выполнен княгиней по имени Мария, которая ушла в монахини и обладала талантом к живописи, которым и воспользовалась для того чтобы сохранить и передать образ другим людям.
Много из того, в чем помогает икона «Призри на смирение», в существенной степени получено благодаря в том числе и стараниями монахини Марии, которая делала список. Ведь она использовала святые мощи для того, чтобы сделать кисти, а краски замешивала на святой воде. На протяжении всего труда Мария читала Иисусову молитву, благодаря всем этим стараниям благодать особым образом проявилась на этом образе и святость действует через него.
В 1995 году главным Синодом Православной церкви был издан указ, по состоянию которого икона «Призри на смирение», находящаяся в киевском монастыре, была названа чудотворящей.
Свидетельством того, что икона помогает, являются всяческие украшения, которые оставляют люди и использующиеся для данной иконы.
Значение иконы «Призри на смирение»
Для каждого верующего икона Богородицы является особым символом, но «Призри на смирение» выделяется из общего ряда подобных образом. Значение иконы «Призри на смирение» имеет весьма специфичное, ведь к ней обращаются для того, чтобы не просто вразумиться и вразумить, но и наставить на путь истинный, когда, казалось бы, никакой надежды не остается.
Как характерный пример: молитва перед образом за людей, которые оставили этот мир, являясь приверженцами ложных взглядов или просто духовными людьми. Таким образом, милостивая Богородица помогает даже тем, кто не подготовил свою душу для Царства Небесного, но если за этого человека молятся перед этой иконой, то участь его вневременной сущности может улучшиться.
Также следует отметить значение иконы Божией Матери «Призри на смирение» и для ныне живущих. Ведь в этом мире есть столько ложных взглядов и так легко запутаться в собственных воззрениях, так легко впадать во грех. Поэтому этому образу Богородицы молятся для того, чтобы какой-то человек перестал грешить и тяжело заблуждаться, и икона действительно помогает!
Вариантом помощи также может стать простое размещение этого образа в собственном доме
Если речь идет о домашних людях, которым вы хотите оказать незримую помощь. Конечно, лучше всего, когда перед этим образом также возносится регулярная и искренняя молитва, в которой также проявляется искреннее намерение помощи и всяческого блага для того или иного человека.
Молитва перед иконой
Тропарь, глас 4
Необори́мая стена́ о́браз Тво́й и исто́чник чуде́с,/ я́коже дре́вле от Него́ заступле́ние Твое́ гра́ду Пско́ву дарова́ла еси,/ та́ко и ны́не на́с от все́х бе́д и скорбе́й ми́лостивно изба́ви/ и спаси́ ду́ши на́ша я́ко любвеоби́льная Ма́ти.
Перевод: Неприступная стена образ Твой и источник чудес, как прежде Ты даровала от него защиту Твою городу Пскову, так и сейчас нас от всех бед и скорбей сострадательно избавь и спаси души наши, как исполненная любви Матерь.
Кондак, глас 3
Пренепоро́чная Де́во,/ отображе́ние Ли́ка Твоего́ чту́щих благода́рныя да́ры прие́млеши,/ живы́м и ме́ртвым помога́еши,/ гра́д и страну́ на́шу заступа́еши,/ и к Сы́ну Твоему́ моли́твы прино́сиши,// и спа́саеши все́х на́с.
Перевод: Пренепорочная Дева, образ Лика Твоего почитающих благодарные дары принимая, Ты помогаешь живым и мертвым, город и страну нашу защищаешь, и к Сыну Твоему молитвы возносишь, и спасаешь всех нас.
Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чте́м святы́я ико́ны Твоея́// чуде́сное отображе́ние.
Молитва
О, Пресвята́я Госпоже́, Де́во Богоро́дице, вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це! При́зри с высоты́ небе́сной ми́лостивным Твои́м о́ком на на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, со умиле́нием и слеза́ми моля́щихся пред Пречи́стым о́бразом Твои́м; не лиши́ на́с Твоего́ заступле́ния и покро́ва Держа́внаго в стра́нствии се́м земно́м, многоско́рбном и многомяте́жнем. Спаси́ на́с в поги́бели и ско́рби су́щих, воздви́гни из глубины́ грехо́вныя, просвети́ у́м на́ш, омраче́нный страстьми́ и уврачу́й я́звы ду́ш и теле́с на́ших! О, Всеще́драя Ма́ти Человеколюби́ваго Влады́ки! Удиви́ на на́с пребога́тыя ми́лости Твоя́, укрепи́ немощну́ю во́лю на́шу к де́ланию за́поведей Христо́вых, умягчи́ окамене́лая се́рдца на́ша любо́вию к Бо́гу и бли́жним, да́руй на́м сокруше́ние серде́чное и покая́ние и́стинное, да очи́стившеся от скве́рны грехо́вныя, сподо́бимся ми́рныя христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем и нелицеприя́тнем Суде́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Икона Божией Матери, именуемая «Призри на смирение», была явлена в 1420 году в Бежаницком крае Псковской земли, на озере Каменном.
Обстоятельства чудесного явления неизвестны, но можно сделать предположение о том, что святая икона была обретена в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия во время княжения Василия II Дмитриевича: «морового поветрия» (голода и эпидемии), которое разразилось тогда над Псковской землей, и вторжение пришедшего завоевывать псковские земли литовского князя Витовта. Тогда из правого глаза Богородицы начала струиться кровь. Таким образом Пречистая Дева дала псковичам знак – она скорбит о них и готова поспешить на помощь.
В псковской летописи есть два свидетельства о святой иконе. Одно из них гласит: «В лето 6934 (1426) за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы Святыя Богородицы идяше кровь, месяца септевриа в 16 день; сие убо знамение прояви нахождение поганого князя Витовта и многое пролитие христианскых кровей». В другом, более полном указании на чудесное знамение от образа, говорится: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы Святыя Богородицы, на Камене озере, у Василия у двора: шла кровь из праваго ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли, от иконы в убрус, как в Псков проводили икону Пречистыя, месяца сентября в 16. На память святыя великомученицы Евфимии».
Из летописи следует, что икона была перевезена в Псков и помещена в соборном храме во имя Живоначальной Троицы. С нею начали совершать Крестные ходы и возносить усердные молитвы о прекращении бедствий. Заступничеством Боматери моровое поветрие прекратилось.
В память этого перенесения и было установлено празднование чудотворной иконе в этот день (16/29 сентября).
Иконографически образ Божией Матери «Призри на смирение», принадлежит к типу «Одигитрия» («Путеводительница»).
Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.
На иконе «Призри на смирение» изображена Пресвятая Богородица, увенчанная короной. В правой руке Ее находится скипетр, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, стоящего на Ее коленях. Младенец Христос Своей правой десницей нежно прикасается к Ее ланите, а левой держит небольшой шар — державу, символ власти над миром. Данный извод иконы, вероятно, отличается от первообраза иконы латинского происхождения, где Богомладенец поднимал руку как оратор (ритор), выступающий на суде в защиту всех несправедливо обвиненных и страждущих. Название Иконы происходит от слов Евангелия от Луки «яко призре на смирение рабы Своея». Спаситель, держа Божию Матерь за ланиту, обращает Ее лик к молящимся, как бы говоря: «Призри на смирение тех, которые обращаются к Тебе с молитвой, которые так просят Твоего заступления».
Чудотворные списки
К сожалению, древний образ «Призри на смирение» не дошел до наших дней. В XIX веке в описи ризницы Троицкого собора уже не встречается упоминаний о древней иконе. Так как Псков в описываемые времена часто подвергался опустошительным пожарам, можно предположить, что древняя чудотворная икона Божией Матери погибла во время одного из постигших соборный храм стихийных бедствий.
Образ сей иконы в Сретенском храме Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря являлся келейной иконой старца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). После его преставления эта икона из кельи старца была перенесена в Сретенский храм.
В настоящее время список иконы находится справа от алтаря в Троицкий кафедральный соборе псковского Кремля.
«Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево «Призри на смирение», с высоты небесной на смирение рабов Твоих призирающая».
Одним из первых подтверждений чудотворности образа, был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, были единодушны во мнении, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, поэтому требовали немедленно прекратить беременность. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех, совершить убийство во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, моля о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали отсутствие в крови вируса гепатита, что означало внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова, и игумен Дамиан окрестил младенца в Введенском храме.
Свидетельством благодатной помощи людям и исцеления недужных, обращавшихся к Пресвятой Богородице с молитвами, являются многочисленные украшения иконы.
Перед иконой Божией Матери «Призри на смирение» молятся Пресвятой Богородице о даровании смирения и покаяния как за себя, так и за грешников, не желающих раскаиваться и оттого страдающих болезнями и духовными тяготами, об облегчении загробной участи почивших, об ограждении от ложных и лукавых учений.
По молитвам Божией Матери перед иконой Ее «Призри на смирение» подается помощь всем притесняемым, гонимым, отчаявшимся, некрепким в вере, выявляется правда и обличаются наветы и клевета, оправдываются невиновные. По заступничеству Пресвятой Богородицы происходят исцеления от сердечно-сосудистых заболеваний, женских болезней. Молитвы перед иконой помогают и в решении жилищных вопросов.
Тропарь, глас 4
Необоримая стена образ Твой и источник чудес, якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси, тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави и спаси души наша, яко любвеобильная Мати.
Кондак, глас 3
Пренепорочная Дево, отображение лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши, живым и мертвым помогаеши, град и страну нашу спасаеши, и пред Сына твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.
О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице! Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим;
не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном. Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших.
О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа,
Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.