что значит профильная смена в лагере
Чем отличаются тематические лагеря и профильные?
Тематический лагерь — это детский отдых, организованный таким образом, чтобы в рамках какой-то тематики — искатели сокровищ, охотники за привидениями, юные геологи, детективы, кинокомпании и т.п., — составить программу летнего оздоровительного лагеря. При этом нужно учесть, чтобы каждый день дети получали новые знания из разных областей, которые могли бы применить на практике. И всё это наряду с обязательными оздоровительными, воспитательными и творческими мероприятиями.
Программа профильного лагеря строится по интересам. Ребят делят на группы, согласно их увлечениям. Для них организуют различные мероприятия в определенном направлении. Например, лингвистический лагерь, где дети могут подтянуть и усовершенствовать родной либо иностранный язык, математический, экологический, журналистский и т.п. Таким образом, программа организации детского отдыха в профильном лагере рассчитана на развитие конкретных знаний и способностей ребенка.
Иногда к летним профильным лагерям относят детский отдых, основанный на спорте. Действительно, программа спортивно-оздоровительного лагеря написана так, чтобы на протяжении смены дети были вовлечены в различные спортивные мероприятия. Однако специалисты всё же выделяют их в отдельную группу. При этом делят их на две группы: 1 — для тех, кто серьезно занимается каким-то видом спорта, 2 — для общего физического развития. Согласно программе спортивного лагеря во время заезда детей делят по возрасту и уровню физподготовки.
Тематические детские лагеря отличаются от профильных ещё тем, что здесь каждая смена имеет свою тематику. «Тема» лагеря меняется каждые две недели, и все основные мероприятия посвящены ей. Например, даже занятия английским языком могут проводиться в рамках текущей темы летнего лагеря. На нашем сайте есть программа отдыха в лагере «Страны Оз», где видно, что ни одна из пяти смен здесь не повторяется. Кстати, подобная программа деятельности лагеря считается очень трудной для разработки и проведения. Потребуется весь методический и педагогический профессионализм, чтобы провести смену на высоком уровне. Однако опыт показывает, что именно такая практика имеет большую пользу для детей.
Тематические смены в лагере заставляют детей включаться в общую работу — думать, разгадывать, показывать, создавать и т.д., — где они получают практический опыт по актерскому или ораторскому мастерству, логическому мышлению, умению находиться в условиях природы и многое другое. Не каждому лагерю по силам такая программа летних каникул. Ведь тут не просто нужны наёмные вожатые или специалисты какой-то отдельной области. На работу приглашаются высококлассные педагоги, умеющие сочетать свои таланты с артистизмом. В то же время многие лагеря стараются хотя бы иногда в рамках своих программ проводить «Тематические дни в лагере».
Программа летнего загородного лагеря профильного, трудового и других направлений, в том числе программа летнего детского спортивного лагеря, всё чаще «разбавляется» определенными мероприятиями, посвященными Дню Нептуна, волшебникам Гарри Поттера, Звездным войнам, Путешествиям в Страну загадок и т.д. Но если в профильный лагерь дети подбираются по интересам и возрасту, то на отдых в тематический могут приехать школьники от 7 до 15 лет, так как программа организации детского отдыха составляется тут с учетом всех категорий.
Программы загородных лагерей и их тематики интересны и разнообразны, но общей для любого детского отдыха является воспитательная программа лагеря. Она может выражаться разными мероприятиями, но цель у всех одна — сформировать личность ребенка, обогатить его духовный мир, привить любовь к спорту, родине и экологии, привить главные ценности общества. Таким образом, подбирая ребенку лагерь, обратите внимание на его категорию и обсудите с ребенком, что ему интереснее: развить какие-то определенные знания (профильный лагерь), укрепить здоровье (спортивный) или получить разные знания и большой практический опыт (тематический). Программа детского летнего (оздоровительного) лагеря, вывешенная на сайте либо, предоставленная Вам по запросу, поможет сделать окончательный выбор.
Корреспондент недельной газеты «Страна Oззиков»
Матрёшкин Озик Изумрудович
Кафедра педагогики
С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.
Организация профильных смен как средство социализации воспитанников учреждения дополнительного образования детей
Т.И. Колышкина (Новосибирск)
По мнению целого ряда исследователей, летний лагерь, как значимый элемент системы дополнительного образования детей, обладает особым воспитательным потенциалом для социализации и личностного развития детей. Ребенку создаются реальные условия для динамичного и интенсивного взаимодействия, общения со сверстниками, предоставляются широкие возможности для реализации своей творческой активности, что в результате позволяет ему изменять свои представления, стереотипы, заложить основу для формирования новых форм отношений, принципов поведения и ценностных ориентаций.
Профильный лагерь имеет свою специфику, усиливающую воспитательный эффект. Это богатая содержательная насыщенность организуемой образовательной деятельности. Министерство образования определяет смену профильного лагеря как форму образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одарёнными или социально активными детьми, например, смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов и т.д. (приказ Министерства образования России от 13.07.2001г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»). Это же определение повторяет Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011г. № 06-614, содержащее «Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков». [3] В каждом из этих лагерей (смен) существует приоритетное направление деятельности, которому подчинена вся образовательная работа лагеря (смены). Исходя из этого, можно конкретизировать определение профильного лагеря, как не только форму деятельности, но и объединения детей и педагогов, совместно реализующих одну или несколько образовательных программ.
Профильный лагерь как временное детское объединение обладает целым рядом специфических особенностей, обеспечивающих уникальную ситуацию для активной социализации и развития ребенка:
Все это создает определенную воспитывающую среду – совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.
В многопрофильном учреждении дополнительного образования детей г. Новосибирска «Дом детского творчества им.В.Дубинина» за последние два десятилетия накоплен опыт организации летних профильных смен для обучающихся различного возраста. На наш взгляд, это один из наиболее эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса в каникулярное время.
Сегодня в Доме творчества организована работа четырех профильных лагерей. Археологический лагерь «ИКАР» действует на базе историко-краеведческого объединения. Участники овладевают и закрепляют практические навыки полевой археологии; проводят экспериментальные археологические исследования, организуют сбор и анализ материалов по истории родного края.
Спелеологический лагерь «Солнышко» – воспитанники осваивают основные спелеотуристические умения, отрабатывают навыки работы со специальным снаряжением, занимаются общефизической подготовкой, проводят геологические исследования, изучают особенности пещер, приобретают первичные знания о подводной спелеологии.
Туристский лагерь «Ирбис» и туристский лагерь «Искра» ориентированы на организацию маршрутов пешеходного туризма. Каждое лето – это два-три категорийных похода и несколько походов выходного дня.
Каждая профильная смена имеет свои образовательные задачи и является продолжением занятий в течение учебного года. Но очень важно, что все-таки одним из самых важных моментов является задача обеспечения развития социального и жизненного опыта ребенка, его мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений. Каждый педагог при планировании работы профильной смены ставит перед собой задачу – приобщение участников к разнообразному опыту социальной жизни. Нахождение вне мегаполиса, необходимость проявить самостоятельность и навыки самообслуживания в быту (а этого так часто не хватает сегодняшним излишне опекаемым школьникам), участие в производительном труде, необходимость выстраивать собственную траекторию взаимоотношений в разновозрастном коллективе служат потрясающим катализатором социального становления ребенка. Созидательные и преобразующие силы, скрытые в ребенке, получают выход в жизнь.
Именно стимулирование процессов социализации ребенка и является главным педагогическим эффектом профильных смен. В современном обществе, когда школьнику, жизнь которого регламентирована школой и семьей до мельчайших подробностей, практически негде проявить свое самостоятельное «Я», участие в профильной смене фактически является «школой жизни». Остановимся поподробнее на составляющих.
Опыт самостоятельного освоения жизненного пространства, навыки безопасного поведения в различных средах, усвоение норм и правил техники безопасности, формирование опыта преодоления кризисных ситуаций – все это дает организация деятельности, труда и отдыха в профильном лагере. Ребенок на практике применяет известные ему правила безопасного поведения, усваивает новые нормы, формирует в себе психологическую устойчивость в нестандартных ситуациях, и даже приобретает навыки оказания первой доврачебной помощи в полевых условиях.
Опыт самообслуживания в быту, приобретение элементарных знаний и умений по обеспечению собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности коллектива. В условиях профильной смены ребята сами (под ненавязчивым руководством педагога) готовят себе пищу, сами обустраивают лагерные базы, сами следят за собой, своей одеждой и обувью. Кроме этого каждый участник попадает в положение ответственного за питание и обустройство не только себя самого, но и своих товарищей, что, безусловно, формирует в ребенке чувство социальной ответственности, столь дефицитное в наше время.
Участие в производительном, социально значимом труде. В ходе любой профильной смены воспитанник творческого объединения не только занимается самообразованием, но и принимает участие в социально-значимых действиях: сохранение памятников истории и культуры, обустройство туристских объектов, сохранение природы родного края, создание музейных коллекций, экологические акции. Это сразу изменяет социальный статус ребенка или подростка, превращая его во взрослого гражданина, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. И опять мы выходим на эффект развития социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, к актуализации собственных ресурсов, формированию сознательного отношения к людям и потребности найти свое место в современном обществе.
Умение жить и работать в разновозрастном коллективе на принципах самоуправления. В условиях профильного лагеря ребенок получает возможность проявить все свои коммуникативные способности, возможность изменить стереотипы, формирующиеся в детском коллективе, относительно него, даже может изменить свой статус в данной социальной группе. Разноплановая деятельность: и образовательный процесс, и производительный труд, и отдых дают возможность каждому проявить себя в любой сфере, открыть себя с новой стороны. Кроме того, немаловажным фактором является система взаимоотношений педагога со своими учениками в условиях лагеря. Это не авторитарные, а основанные на товарищеском общении и дружбе в процессе совместного труда и досуга, отношения партнерства.
Таким образом, участие обучающегося в работе профильной смены приносит самый главный и значимый педагогический эффект – формирование личности, готовой к жизни в современном социуме, владеющей навыками безопасного поведения во всех аспектах этого слова. Это не только техника безопасности при поведении в различных обстоятельствах, это и психологическая готовность к принятию решений, и владение основами разновозрастной коммуникации, и умение самостоятельно справляться с бытовыми проблемами.
Обеспечивает подобные результаты и то, что непосредственному выезду воспитанников на профильную смену предшествует тщательная подготовка, обеспечивающая безопасность ребенка, выполнение индивидуального образовательного маршрута и реализацию воспитательных задач.
Во-первых, участником профильной смены может стать только ребенок, обучающийся по программе соответствующего творческого объединения, а, следовательно, прошедший подготовку, усвоивший образовательную программу, прошедший подробный инструктаж по технике безопасности. В программу подготовки входит и организация тренировочных походов и выездов, в которых воспитанники отрабатывают навыки безопасного поведения, психологически и физически готовятся к выполнению образовательных задач, стоящих перед ними в рамках профильной смены.
Во-вторых, проводится отдельная работа с родителями выезжающих. Они получают подробную информацию об условиях проживания ребенка, об объеме образовательной деятельности, о месте пребывания и обо все мерах безопасности. Широко распространенной практикой является привлечение родителей к работе профильной смены в качестве общественных помощников. Со временем некоторые родители становятся руководителями маршрутов или групп, и просто с удовольствием проводят время со своими детьми.
В-третьих, тщательно организуется работа по подготовке деятельности профильного лагеря: готовится необходимое снаряжение, материальная и продовольственная база; необходимая документация для отправления детей в походы и экспедиции. Все наши маршруты утверждаются маршрутно-квалификационной комиссией, с выдачей соответственных документов.
Воспитанники Дома творчества принимают участие и в профильных сменах, организуемых другими учреждениями, но руководствуются при этом теми же принципами, что и при организации собственных. На первом месте стоит, конечно, безопасность ребенка, а также реализация воспитательных и образовательных задач. Традиционным здесь стало участие экологических объединений Дома детского творчества им.В.Дубинина в Байкальской международной экологической школе «Байкал – жемчужина планеты», которая организуется на основе межрегионального партнерства нашего учреждения и НОУ «Школа–интернат №21 ОАО «РЖД» и Байкальского природного биосферного заповедника. Воспитанники туристского клуба «Искра» успешно принимают участие в городских и областных сменах «Юный спасатель», организуемых Главным управлением МЧС России по Новосибирской области.
Всего в 2011 году участниками профильных смен стали более 300 воспитанников Дома творчества. Ребята побывали в красивейших уголках нашего родного края: в Новосибирской области, в горных района республики Алтай, в Кемеровской области, на хребтах Кузнецкого Алатау и Западного Саяна, на берегах Байкала, в пещерах Хакасии, Башкирии и Северного Кавказа. Анализ работы профильных смен наглядно показывает положительную динамику в становлении социальной компетентности воспитанников, в раскрытии творческого потенциала, в развитии коммуникативной культуры.
Отдых и оздоровление детей
в Курганской области
Профильная смена – это лагерная смена, деятельность которой подчинена профильным приоритетам, т.е. определенному направлению, специфике.
Профильные смены проводятся для освоения ее участниками новых знаний, расширения социального опыта, развития и совершенствования каких-либо творческих, профессиональных или специальных навыков. Основным в содержании деятельности профильной смены может являться практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде социального, художественного, научно-технического и т.п. видов творчества.
В содержании профильной смены особое внимание уделяется конкретному направлению, демонстрации достигнутых результатов, планированию совместных акций и т.д.
Воспитательный процесс, организуемый в профильной смене, по своим целям, содержанию, структуре и ресурсам во многом отличается от практики традиционного поведения летних лагерных смен в летних лагерях.
Профильные смены имеют свои особенности:
В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагеря кардинально изменился.
Примеры профильных смен:
Моделирование профильной смены в детском лагере
Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.
Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.
Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в лагере.
О методических рекомендациях по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (письмо Минпросвещения от 26.03.2020 г.) скачать
Опыт организации профильных смен на территории Курганской области
В Курганской области особой популярностью пользуются профильные смены, при разработке которых учитываются интересы, склонности и способности отдыхающих, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными способностями.
В регионе реализуются порядка 30 профильных смен для различных категорий детей с общим охватом более 2 тысяч по следующим направлениям: военно-исторические, профориентационные, туристические, социально-значимые, экологические, тренировочные сборы и особое место занимают олимпиадные смены по предметам.
Из традиционных и известных смен можно назвать «Патриот Зауралья» (военно-исторический лагерь), «Команда» (смена для активных школьников по 4 направлениям), «Разноцветные реки» (лагерь мира и дружбы).
Методическое пособие «Организация и проведение профильных смен и других форм профилизации детского отдыха в организациях отдыха детей и их оздоровления (методические рекомендации для организаторов детского отдыха)» (2021 г.) скачать
Что значит профильная смена в лагере
В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются так называемые профильные лагеря или смены. Предпосылкой этому послужило то, что подход к организации летнего лагерей кардинально изменился. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летних каникул можно создать комфортное социально-образовательное пространство для взаимодействия и творчества детей.
“Профильная смена” – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов.
Пребывание в летнем оздоровительном лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Летние профильные смены подразумевают:
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ
Моделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели.
Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере.
Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в ДОЛ.
Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи.
Итак, говоря о моделировании, мы выделяем рад существенных этапов в осуществлении данного процесса.
Концептуальная модель смены
Концептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены.
Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера). В связи с этим принципы организации жизнедеятельности можно рассматривать как содержательные и организационные.
К первой группе мы относим принципы:
Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом.
Целеопределяющая модель смены
Основная цель воспитателя создать условия для реализации потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.
Анализируя предшествующий опыт, накопленный педагогикой, мы утвердились во мнении, что воспитание возможно только через ту деятельность, которая присуща данному возрасту. Цель воспитательного процесса мы сформулировали так: формирование деятельностного отношения воспитанника к себе, к людям, которые его окружают, к миру, в котором он живет.
Формирование отношения к себе решается в процессе воспитания через ряд задач:
Формирование отношения к людям – осуществление трех задач:
Формирование отношения к миру возможно через его познание во всем многообразии форм и через организацию познавательной деятельности воспитанника.
Воспитательный процесс включает в себя различные виды деятельности:
Структурная модель смены
Структурная модель летней профильной смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.
В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.
Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его.
Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене.
Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.
Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.
Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике “Орлятские законы”, совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.
Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.
Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа:
На первом этапе происходит:
На втором этапе происходит:
Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.
Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.
Эмоциальные ритмы лагерной смены
Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название “маятникового эффекта”.
Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива.
Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма “маятника”. В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении “спад” вызывает симптомы “эмоционального голода”.
В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.
Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения.