что значит прогореть в бизнесе
Почему прогорает бизнес? 5 распространенных причин
Идея вести успешный бизнес, вместо того чтобы работать на дядю, приходит в голову многим людям. Однако далеко не все думают об этом всерьез. А что касается реализации, то здесь и вовсе до финальной стадии доходят единицы. Но открыть бизнес — это только половина пути. Куда важнее удержаться на плаву в условиях рыночной экономики. Это, увы, удается всего 3-5% из всех, кто когда-либо пробовал открыть свое дело. Но почему так происходит? Какие ошибки допускают предприниматели в бизнесе? Поговорим о самых часто встречающихся причинах краха.
1. Финансовая неграмотность, или отсутствие четкого финансового плана
О том, что бизнес — это полноценная наука со своими собственными законами и принципами, нам, увы, никто не говорит. Но знать эти принципы необходимо в обязательном порядке, если вы рассчитываете на серьезное и долгосрочное присутствие на рынке. Чаще всего начинающие неопытные бизнесмены совершенно не продумывают тактику наперед, ориентируясь только на текущее положение дел. Но если сделать грамотные подсчеты, то реалистичность перспектив сразу станет более очевидной. Смета расходов, планируемая окупаемость, пункт безубыточности, модель налогообложения… Глубокое понимание этих терминов и то, как они взаимодействуют друг с другом на практике, позволит изначально создавать перспективное дело. Вам нужно подробнее вникать в понятия финансового мира или консультироваться с людьми, изучающими эту сферу.
2. Недостаток информации о рынке и сфере деятельности
Если вы хотите, например, открыть магазин по продаже мотоциклов, одной мечты или желания будет мало. А именно на этом начинают формировать свой бизнес большинство новичков – хочу, и все тут! Но будьте честными с собой. Что вы знаете о мотоциклах? Речь идет и о технических деталях, и о рынке торговли ими. Кто будет составлять вам конкуренцию? Насколько востребован будет ваш бизнес именно в вашем городе? Какие марки мотоциклов и где вы собираетесь закупать? Это только самые базовые и самые простые вопросы, на которые необходимо иметь исчерпывающие ответы. Ведь ошибки в бизнесе могут в итоге привести к тому, что вы попадете в долговую яму.
3. Отсутствие идей развития бизнеса
У перспективного предпринимателя всегда имеется секретный (или не очень секретный) план долгосрочного делового развития. Если вы идете по проторенному пути, очевидному для каждого из ваших конкурентов, не желаете мыслить широко и оригинально, ждать сколько-нибудь успешного итога будет самонадеянно. Достаточно почитать истории развития успешных бизнесменов. Там практически всегда в основе лежала нетривиальная идея, позволявшая ее автору при прочих равных условиях уверенно обходить своих конкурентов. Причем речь не идет о каком-то невероятном изобретении. Помните, что все гениальное просто. Оригинальность может крыться, например, в маркетинговой сфере или в самой стратегии ведения бизнеса.
4. Недостаточный анализ спроса и предложения в рамках целевой аудитории
Новички в бизнесе склонны часто недооценивать этот пункт, допуская глупые ошибки. А, между прочим, он является ключевым в деле продаж и прибыли. Кому вы адресуете свой продукт? Нарисуйте портрет того потребителя, который заинтересуется вашим товаром или услугой. Здесь необходимо учитывать разные параметры – возрастную категорию ваших клиентов (если это товары для подростков, следует понимать, что ценовая политика должна быть демократичной), социальный статус, половую принадлежность (скажем, торговля ювелирными изделиями будет больше ориентирована на женскую аудиторию, а торговля автомобильными аксессуарами – на мужскую) и др.
5. Непродуманная рекламная кампания
Многие начинающие дельцы полагают, что достаточно заказать в полиграфическом центре броскую вывеску и это обеспечит неиссякаемый клиентский поток. На самом деле, реклама — это куда сложнее. Она должна быть не для галочки, а эффективной. Для успеха необходима продуманная профессиональная стратегия. Недаром же успешные бизнесмены обращаются за ее разработкой в рекламные и PR-агентства. Выстроить ее самостоятельно без знания деталей и основ маркетинга практически невозможно. И да, на рекламу придется потратиться, так что лучше сразу заложить это в смету расходов на организацию бизнеса.
Поделитесь постом с друзьями!
Бизнес «на глазок», или Как я профакапила дело своей мечты
В далеком 2012 я впервые попробовала себя в бизнесе – открыла магазин для неформалов, который проработал в офлайне меньше месяца. Кредит после этой авантюры выплачивала еще 3 года 🙁
Я допустила все ошибки, какие только возможно. С тем подходом дело было обречено на провал, но мне до сих пор больно.
Опытные предприниматели, наверняка, посмеются над моими факапами. А вот новичкам, которые прямо сейчас горят идеей и готовы поставить на нее все, моя история разобьет розовые очки и поможет посмотреть на свои планы более критично.
Небольшая предыстория
В ноябре 2012 мы с подругой активно искали идею. Классика жанра – микробизнес без больших вложений. Тогда я набрела в интернете на ребят из Казани, которые продавали лучно-арбалетные тиры «под ключ». Позиционировалось это как франшиза, но на самом деле – набор оборудования с примерным бизнес-планом и документацией.
Мы ухватились за эту идею, открыли ИП и попробовали пробиться со своим тиром в несколько московских парков. Тендеры проиграли, а в одном из городов Подмосковья нам вообще предложили закупить оборудование, поставить его на баланс парка (подарить?), а самим оформиться к ним наемными рабочими.
Первый провал расстроил, но мы не сдались – посидели, подумали и в тот же день решили открывать магазин рок-атрибутики. Да-да, микробизнес без вложений превратился в глобальный проект, только мы тогда этого не понимали.
Все произошло очень быстро – дня через 3 мы выбрали помещение, а еще через день я уже взяла в кредит 200 тыс. рублей – обычный потреб с соответствующими процентами. О том, что этого мало для полноценного магазина, мы тогда не думали. Еще неделя ушла на то, чтобы создать на 16 кв. м. в торговом центре «неформальную» атмосферу. 7 марта точка открыла свои двери для первых посетителей. А в начале апреля мы уже вывозили витрины и товар на квартиру подруги, и вот почему.
Не считали цифры
Маржинальность, чистая прибыль, финансовая модель, точка безубыточности – об этом мы вообще не думали. Просто знали, что есть 200 тыс. Из них – 60 на аренду за 1,5 месяца; еще около 100 – на закупку товара; остальное по мелочи – ремонт, вывеска, мебель, листовки и крыс Харди для атмосферы. Сейчас даже точно не скажу, куда сколько ушло – мы не вели учета.
Что я поняла. Избежать провала помог бы финансовый план с учетом денег на аренду и закупки хотя бы на полгода. Он показал бы, что с капиталом в 200 тыс. рублей запустить магазин в таком формате не получится. А дальше варианты – искать новую идею, менять формат и пытаться уложиться в бюджет.
Сейчас я понимаю, что к атмосферному магазину своей мечты можно было прийти постепенно – начать с малого, собрать аудиторию, нарастить оборот. Но тогда хотелось всего и сразу 🙂
Не планировали дальше первого месяца
Главное – открыться. За месяц мы обязательно заработаем на оплату аренды за следующий, а там, как попрет. Не заработали, не поперло. Через 3 недели стало очевидно, что аренду платить нечем – в кассе было что-то около 20 тыс., а надо в два раза больше. Мы начали судорожно искать новое помещение, но так и не нашли.
Что я поняла. Отказавшись от полноценного помещения за 40 тыс. в месяц в пользу островка в 4 кв. м. за 12 тыс., мы могли бы спасти продажи и весь проект. Там не вышло бы той атмосферы, но зато он был на пути основного трафика. Заложенных на аренду 60 тыс. хватило бы на 5 месяцев, да и небольшой ассортимент не выглядел бы на 4 квадратах так скудно, как на 16.
Принимали поспешные решения
Мы все делали очень быстро. За 3 дня выбрали помещение по принципу «удобно добираться», за пару часов нашли поставщика с не самыми оптовыми ценами, за час оформили кредит. И все это в эйфории и розовых очках – как здорово и удачно все складывается!
Что я поняла. Не стоит идти на компромиссы и соглашаться на неподходящие условия для ускорения запуска. Нужно было искать помещение месяц, два, три – пока не найдется что-то подходящее в районах с целевой аудиторией. Хотя, в этой нише она не делится по региональному признаку, в Москве есть гораздо более удачные места для магазина рок-атрибутики, чем торговый центр электроники на окраине. Любой вариант рядом с концертной площадкой подошел бы лучше. Аналогично с поставщиком – уделив больше времени поискам, можно было найти оптовика, например, с низкими ценами или отсрочкой оплаты.
Не анализировали аудиторию
Зачем, если мы сами неформалы и, казалось бы, знаем и чувствуем своего клиента? Поэтому мы просто приехали на оптовый склад и набрали всего, что понравилось самим. Мы не планировали ассортимент, не думали о том, какие товары будут привлекать людей, а какие – формировать основную прибыль. Да у нас и не было маржинальных товаров – обуви, кожаной одежды, косух – нашего бюджета хватило бы максимум на 20–40 кожаных курток.
Что я поняла. Планировать закупки по принципу «мне нравится, берем» – плохая идея, даже если ты – ЦА. Разумнее было собрать ассортиментную матрицу из каталогов поставщика и скрупулезно проверить спрос. Хотя бы пробить через «Вордстат», узнать, что вообще ищут люди.
Учитывая, что основу ассортимента составляли футболки, спрос был сильно завязан на популярность музыкальных групп. Посмотрев, атрибутику каких коллективов больше ищут в интернете, мы подобрали бы более востребованный товар.
Игнорировали интернет-маркетинг
Сначала вообще не планировали привлекать покупателей из интернета. Единственное, что сделали – запустили группу «ВКонтакте», чтобы позвать людей на открытие. Казалось, этого достаточно – дальше заработает сарафанное радио. Особую надежду возлагали на аудиторию точек с музыкальными инструментами и аниме-атрибутикой, рядом с которыми решили открываться.
Когда поняли, что сами люди не появятся, стали раздавать листовки у метро и на рок-концертах. Выхлоп это давало слабый. Аудитория узкая. Вероятность того, что у метро листовка попадет в руки ЦА, была ничтожно мала. А потенциальным покупателям, которых много на концертах, проще поехать в проверенный магазин в центре, чем тащиться на окраину.
В конце концов, все-таки заказали сайт у фрилансеров на самописном движке. О том, что это такое и почему это ад, я рассказывала в книге «Как сделать сайт самому: пошаговое руководство для гуманитариев».
Даже для того времени в сайте было «прекрасно» все – дизайн, юзабилити, контент. Тем не менее, это было, пожалуй, самое удачное решение за все время существования проекта. Даже через полгода после закрытия офлайн-точки, с него продолжали приходить заказы – редкие, не более 10 в месяц, но они были. При том, что мы только периодически публиковали интересные для аудитории новости и статьи. Больше не делали ничего. Да, контент-маркетинг тогда уже работал 😉
Что я поняла. Учитывая, как в эти 7 лет развивался интернет, надо было делать ставку на него. От офлайн-точки вообще можно было отказаться – максимум открыть маленький шоу-рум с минимальной арендой. Половину бюджета вложить в интернет – нормальный сайт, SMM, таргет, контекст. И ориентироваться на регионы, потому что именно оттуда мы получали 90 % заказов с сайта.
Что я вынесла из этой истории
За эти и другие ошибки я еще долго расплачивалась деньгами и нервами. День, когда я внесла последний платеж по кредиту, стал настоящим праздником, до сих пор отмечаем 🙂
Но самое главное – это опыт, который я вынесла из этого провала:
Уверена, что среди вас есть люди с аналогичным или похожим опытом. Давайте поделимся факапами в комментариях – вдруг кого-то это убережет от ошибок.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Как я имел свой бизнес. Часть 1: Финансовый крах.
Я решил начать с конца, раскрывая финал своей истории.
Во-первых, чтобы отдельно рассказать о своем опыте кредитных задолженностей и сразу закрыть эту тему этим постом.
Во-вторых, чтобы стало понятно, что это будет история не об успешном бизнесе и не будет никаких секретов успеха. Будет только описание моих ошибок на этом поприще, дабы многие читающие могли избежать натоптанных мной граблей в своей деятельности.
Как раз в тот момент один знакомый предложил мне гарантировано взять крупный кредит через одну контору, в которой мне нарисовали справку о доходах. Поскольку доходы начинающего преподавателя вуза такие суммы взять не позволяли.
Короче деньги были взяты, оборудование для бизнеса было куплено и еще даже осталось около 100 000, плюс банк вручил мне кредитку на 80 000 как самому красивому клиенту.
После этого я настолько уверовал в себя, что взял кредитки еще у нескольких банков: ОТП, Тинькофф, 24.ру, Сбербанк. Три на 30 000 и одна на 20 000.
Я до сих пор испытываю чувство стыда и ощущаю себя лудоманом. Даже тот факт, что я все таки признался себе в том, что поступил как дебил и загнал себя в долговую яму и перестал жить с долгами, не уменьшает силы этих постыдных ощущений.
Вы, наверное, удивитесь, но самым адекватным банком из моего списка по части работы с должниками оказался сбер. Они не стали накидывать штрафов, пеней, процентов, процентов на проценты, не подали в суд, а просто заморозили сумму долга и закрепили ее на моем счете. Поэтому я прям ощутил желание рассчитаться по своим долгам перед этим банком, что и начал делать как только восстановил свое финансовое положение.
А вообще благодаря своим долгам я узнал кто такие судебные приставы, коллекторы и внештатные работники и как с ними взаимодействовать.
Взятые кредиты были далеко не единственной и, пожалуй, не главной моей ошибкой в отношении начала бизнеса.
Спасибо всем. Учитесь на чужих ошибках, а не как я.
Рукодельники
32.6K постов 48K подписчиков
Правила сообщества
В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.
3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.
Надо было всё потратить в казино и на шлюх
Бизнес как пост на Пикабу. Взлетает у единиц, но в «лучшем» одни миллионеры.
Все ошибаются, но не у всех есть силы в этом признаться
Это вы правильно подметили насчет долгов, у меня у судебных сейчас висит 1.200.000, хотя брал всего 150.000) и не чего жив здоров, первые пол года переживал, ночами нее спал, а сейчас думаю главное жив здоров. Ну, а этот злосчатсный миллион за 20 лет как нибудь верну) берегите нервы и удачи Вам
Равнодушие
Было это в марте. Пришел старший мастер с обходным листом. Увольняется. Спросил причину. Отвечает:
— Работаю 8 лет, работу знаю и люблю. Но по семейным обстоятельствам вынужден взять отпуск за свой счет, нужно ехать в другой город. За мамой ухаживать, я у неё один, больше некому. Но начальник цеха против, сказал чтобы увольнялся.
Не стал я ему подписывать заявление на увольнение. Позвонил в кадры, уточнил. У сотрудника есть 32 дня отпуска. Подписал ему отпуск, договорились, что после отпуска, если надо будет, возьмет отпуск без сохранения заработной платы.
Уже прощаясь с ним, заходит начальник конструкторского бюро, согласовать 2 вакансии. Вакансия на инженера- технолога, на удаленном доступе, вносить изменения в технологические карты. Обычно на эту должность идут молодые сотрудники, без опыта.
Спрашиваю старшего мастера:
— Там, куда Вы едете, работа будет?
— Это поселок, как таковой работы нет, только сезонная.
— Тех.карты будете править? Работа удаленно, зарплата не такая как здесь, но все лучше, чем ничего. 30-35 к на руки будет выходить.
Он с радостью согласился, поблагодарил. Ушел.
Вызвал к себе его руководителя, начальника цеха:
— У Вас сегодня старший мастер уволился, причину можете узнать?
— Да я не знаю, говорит, что по семейным обстоятельствам, просится на 3 месяца в отпуск.
— Вы за три месяца найдете специалиста его уровня?
— Вряд ли, сотрудник он грамотный, толковый. Такого так сразу не найдешь.
— Так почему Вы так легко подписываете заявление? Почему не подумали как найти компромисное решение?
— А что я могу? Он принес, я подписал.
Прошло 5 месяцев, сотрудник решил свои дела, с его слов, сестра приехала из Беларуси, стала с мамой жить, он вернулся на завод. Продолжил работать.
Сегодня увидел его, поздоровались.
Я подумал, как часто мы теряем ценных опытных сотрудников из за нашей занятости, торопливости, а зачастую и равнодушия. А потом тратим время, силы, нервы, чтобы подготовить нового специалиста. Но это очень длительный и трудный процесс, без гарантии положительного результата.