что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

МОЙ МОТОЦИКЛ

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Как обычно, начнем с азов. А именно, с муфты и голландцев, которые изобрели сей механизм. Почему именно голландцы? Их знаменитые ветряные мельницы работали во благо нации, начиная с ХІІ века. Именно в конструкции мельниц впервые появилась муфта – устройство, которое служит для временного или постоянного соединения валов, передающих крутящий момент. Что касается современных мотоциклов, здесь муфта выполняет функции соединения коленвала двигателя и первичного вала трансмиссии без изменения крутящего момента.
Чаще всего встречаются два вида муфт: «мокрая» и «сухая». Первая находится в одном картере с КПП либо с двигателем и работает в так называемой масляной ванне. Второй тип работает без какого либо масла на сухом трении. Также бывают муфты многодисковые и одно-, двухдисковые. Например, однодисковое сухое сцепление наиболее часто встречается на мотоциклах с продольным расположением коленвала (Moto Guzzi, BMW «R»-серии, их древние клоны типа «Урал», «Днепр»), также однодисковая муфта фигурирует в автомобильной теме.

Большинство мотоциклов производятся с муфтой в масляной ванне. Это многодисковые устройства – своеобразный компромисс между весом, техническими характеристиками агрегата и габаритами. Исходными техническими параметрами, которые задают тон в разработке муфты, являются площадь контакта ведущих и ведомых дисков и коэффициент трения между ними. Последний зависит от материалов, из которых будут изготовлены диски, и от их диаметра. К примеру, различия в муфтах BMW R1200GS и Kawasaki GTR1400 видны невооруженным глазом, ведь муфта последнего передает гораздо больший крутящий момент, нежели первого.
Наиболее требовательными к муфте являются спортбайки. И здесь дело не только в передача больших значений крутящего момента и мощности, а также в весе и габаритах. Именно для спортивных мотоциклов очень остро стал вопрос функциональности муфты. Здесь важно не просто строгое разрывание потока крутящего момента, но также возможность плавного согласования угловых скоростей коленвала двигателя и первичного вала трансмиссии.

Для такой работы муфты существует два режима: трогание с места, когда валы трансмиссии неподвижны, как и приводное колесо, и переход на нижнюю передачу, когда коленвал имеет меньшую угловую скорость, чем первичный вал КПП. Если с первым случаем нормально справляется муфта любого мотоцикла под управлением пилота и при исключении случаев технической неисправности, то второй случай – это уже работа более сложного устройства – проскальзывающей муфты.
«Скользяк» против «держака»

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Ступица проскальзывающего сцепления состоит из двух частей, соединенных клиновидными выступами (на фото рядом с желтой точкой). При передаче момента от двигателя к колесу эти выступы действуют на ступицу плоской частью, при обратном движении – наклонной частью, двигаясь наружу и размыкая диски сцепления
Фактически проскальзывающая муфта ограничивает крутящий момент мотора, стабилизируя жесткое торможение. Проскальзывание происходит в момент понижения пилотом передачи, исключая блокировку заднего колеса. Здесь нет никакой электроники, кучи датчиков и навороченного контроллера, все реализовано чисто механически. Просто ведомые диски прямой механической связи с первичным валом КПП не имеют. Именно в этом скрыта та изюминка, которая отличает проскальзывающую муфту от обычной.

Итак, мотоцикл едет на высшей передаче, на максимуме мощности. Изменение направления движения требует понижения скорости, а затем увеличения мощности двигателя для правильной траектории выполнения поворота. Пилот выжал рычаг муфты и… Обратный крутящий момент, исходящий от движущегося по инерции мотоцикла, передается через заднее колесо, главную передачу и КПП к ведомым дискам муфты. Ведущие диски, пребывая в механической связи с коленвалом и находясь в контакте с ведомыми дисками, создают сопротивление вращению ступицы муфты. Та, в свою очередь, разделена на две части и разрывает прямую связь ведомых дисков и первичного вала КПП. Способная двигаться вдоль оси вала ступица, под воздействием силы трения между дисками и обратного крутящего от заднего колеса отводит пружины корзины сцепления. Ведущие и ведомые диски свободно скользят между собой до момента выравнивания угловых скоростей. Далее все работает как в обычной многодисковой муфте.
Устройство, которое присутствует в конструкции ступицы муфты, языком инженеров именуется «обгонной муфтой» или «ограничителем обратного крутящего момента». Как видим из изложенного выше процесса, проскальзывание многодисковой муфты происходит именно при обгоне ведущего вала ведомым.
Разные производители по-разному решают эту техническую задачу. В частности, используются зубчатые муфты со шлицами, расположенными под углом; кулачковые муфты; шариковые муфты. Сам блок проскальзывающего сцепления – такая же тюнинг-запчасть, как квикшифтер или карбоновый глушитель. Такие фирмы, как STM, Suter Clutch и др. производят комплекты сцепления для самых разных мотоциклов – от спортбайков до супермотардов.
Не только для спорта

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

в 2013 модельном году Kawasaki подняли планку на фоне конкурентов, оснастив свой новый спортбайк Ninja 300 проскальзывающим сцеплением
Несмотря на положительные качества проскальзывающей муфты, есть и определенный отрицательный эффект. Она серьезно ограничивает возможность торможения двигателем, а при неправильных настройках вообще исключает такую возможность. Если ты берешься за тюнинг своего мотоцикла, стоит хорошенько подумать, нужен ли тебе такой девайс. И вообще, не станут ли опасными для тебя и окружающих немного другие повадки мотоцикла? Вместе с тем, руководствуясь методикой настройки, которая прилагается к комплекту тюнинговых китов, можно добиться хорошего компромисса, и работа обгонной части муфты будет заключаться в предотвращении экстремально больших и опасных значений обратного крутящего момента.

Сегодня можно смело утверждать, что современные спортбайки всех японских производителей уже в заводской комплектации имеют муфты с проскальзыванием. Без разницы – «литры» или 600-ки. Встречаются также вполне гражданские модели с проскальзывающим сцеплением, например, давно ожидаемый VMAX

Источник

Что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Проскальзывающее сцепление. Надо ли? Как работает? Какие задачи решает?

Мода на спортивный тюнинг среди начинающих мотогонщиков не проходит, несмотря на кризис и дороговизну большинства няшек. Покупателю предлагается настолько огромный выбор возможных улучшений его байка, а значит и качества его езды, что глаза разбегаются. Я уже писала как-то, что не весь тюнинг одинаково полезен и необходим в данный момент времени и при его выборе имеет смысл применять рациональный подход. Выбирая помощников и улучшателей в соответствии с уровнем своего развития и действительной потребности, а не скупая все подряд, превращая свой мотоцикл в пушку, на которой, к удивлению, все равно не получится сильно ускориться.

Последовательность в улучшении байка помогает более правильно развиваться гонщику. Если мы говорим не о профессиональном спортсмене. Если умения гонщика не позволяют использовать все возможности стокового мотоцикла, а время круга далеко от топа, то в первую очередь должна быть прокачка скилла, а уже во вторую прокачка мотоцикла и именно с целью дополнить его для более быстрого развития себя, а не для замены тюнингом отсутствующих навыков.

Как же это работает на современном спортбайке?
Две части ступицы проскальзывающего сцепления соединены между собой клиновидными выступами. Когда осуществляется передача момента от двигателя к колесу, выступы воздействуют на ступицу прямой стороной, а при обратном направлении скошенной стороной, двигаясь наружу и разъединяя диски сцепления. Это и есть проскальзывание, которое происходит в момент понижения передачи гонщиком.
В итоге это ограничивает крутящий момент двигателя, давая больше стабильности торможению, снижая возможность блокировки колеса.
Вся хитрость в том, что ведомые диски сцепления в итоге не имеют прямой связи с первичным валом трансмиссии, в отличии от механизма действия обычного сцепления.

В движении это происходит так:
Перед поворотом нам требуется погасить скорость, а значит перейти с пика мощности и самой высокой передачи на передачи ниже. При этом скорость падает, а обороты на каждой следующей передаче все больше.
При торможении и понижении передач возникает обратный крутящий момент, который передаётся от заднего колеса через трансмиссию к ведомым дискам сцепления.
Ведущие диски создают сопротивление вращению ступицы муфты, поскольку напрямую связаны с коленвалом и находятся в контакте с ведомыми дисками. Муфта же разрывает связь ведомых дисков и первичного вала трансмиссии.
Ступица муфты может двигаться вдоль оси вала и под воздействовием силы трения и обратного крутящего момента отводит пружины корзины сцепления.
Теперь ведущие и ведомые диски сцепления скользят между собой до момента выравнивая угловых скоростей.

Существует несколько различных технических решений обгонной муфты.
Кулачковые, шариковые, зубчатые муфты.
Заводы-производители мотоциклов используют простейшие решения, порой не дающие точной работы механизма и все же допускающей блокировку колеса, хоть и не столь сильную, как была бы без применения обгонной муфты. Но чаще всего требующей либо перегазовки для спокойствия, либо ювелирной работы с рычагом сцепления для быстрого скидывания передач и не допуска блокировки.

Спортивные производители применяют более выверенные решения и за счет используемых материалов, находок в части возможностей пружин и регулирования давления нажимного диска, а также технологии для наилучшего проскальзывания создают продукты, обеспечивающие гарантированную точную работу муфты и полностью убирают возможность блокировки колеса.

Такие муфты имеют возможность регулировки и требуют правильного подбора пружин, поскольку они снижают эффект торможения двигателем. Поэтому новичкам может оказаться не так просто работать на таком мотоцикле.
Но в целом, этот элемент все же в списке must have для развития, поскольку позволяет сосредоточиться на более важных вещах и получить стабильный мотоцикл на торможении. И более плавный переход в ускорение.

В современном спорте несмотря на наличие на мотоциклах стабилизирующей и управляющей электроники, а в некоторых командах Moto GP и новейших технологий в коробках передач, снижающих потери на переключениях, все же все равно используется проскальзывающее сцепление ведущих производителей, таких как STM, Suter и других.

Источник

Отработка зоны проскальзывающего сцепления

Лишь при медленной езде, при скорости движения 5-6 км. в час (быстрая ходьба). Именно при этой скорости следует оставаться в «золотой середине» не выжимая и не отпуская полностью сцепление. Обороты при этом должны быть около 1500. Это в два раза больше, чем холостых. Как определить обороты двигателя? На слух или при помощи тахометра.

Вам необходимо научиться удерживать постоянный газ. При этом немного надавите на педаль заднего тормоза и добавьте мощности на заднее колесо. Видите, мотоцикл держится прямо. Держите голову прямо, смотрите прямо перед собой, сфокусировав взгляд на расстоянии 2 метров над землей и 100 метров вперед. Никогда не смотрите вниз!

Как убедиться, что вы находитесь в «золотой середине» сцепления?

Если вы выбрали правильное положение рычага, то, даже добавляя обороты, вы не станете разгоняться. Выполняя все эти три приема, важно держать обороты постоянными.

Как правильно определить, что вы двигаетесь с необходимой скоростью (5-6 км. час) для отработки приемов?

Вы можете попросить кого-то идти быстрым шагом рядом с вашим мотоциклом.

Что делать, если у вас сохраняются проблемы с определением зоны проскальзывания сцепления

Поставьте ногу на тормоз и надавите на него с достаточной силой. Затем добавьте оборотов и начинайте потихоньку отпускать сцепление. Как только почувствуете, что мотоцикл начал сопротивляться тормозу, отпустите тормоз и начинайте движение.

Ещё один способ определить зону проскальзывающего сцепления: сядьте на мотоцикл и начинайте движение ногами «по-утиному», давая газу и сцеплению проделывать необходимую работу. Этот способ хорош на первых порах, пока вы не научитесь ощущать мотоцикл всем телом. Просто выжмите сцепление, добавьте немного газа и тихонько перебирайте ногами по земле. Вот это и есть «золотая середина», необходимая вам. Как только почувствовали её, отпустите чуть-чуть сцепление, подберите ноги и вперед… Попробуйте погазовать. Мотоцикл при этом не набирает скорость? Вы там, где нужно.

Есть ли какие-то приемы для определения, что ты действительно движешься на проскальзывающем сцеплении?

Да, есть один достаточно интересный способ. Для него вам понадобится небольшой деревянный брусок 5х10 сантиметров длиной до полуметра. Положите его под заднее колесо мотоцикла. Смысл в том, что вам необходимо переехать его так, чтобы он остался лежать на земле неподвижно. Если после того, как вы переехали через брусок, он с силой вылетел из-под колеса, значит, необходимо продолжить работу над наработкой навыка управления в зоне проскальзывания сцепления.

Источник

МотоФорум.RU/Форум

Проскальзывающее сцепление

Проскальзывающее сцепление

#1 Сообщение Kiberg » Сб ноя 11, 2017 18:43

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Re: Проскальзывающее сцепление

#2 Сообщение Виталий » Сб ноя 11, 2017 19:06

Re: Проскальзывающее сцепление

#3 Сообщение Kiberg » Сб ноя 11, 2017 19:29

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Re: Проскальзывающее сцепление

#4 Сообщение tartar » Сб ноя 11, 2017 20:32

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Re: Проскальзывающее сцепление

#5 Сообщение Thug » Сб ноя 11, 2017 20:57

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Re: Проскальзывающее сцепление

#6 Сообщение Виталий » Сб ноя 11, 2017 21:05

Re: Проскальзывающее сцепление

#7 Сообщение Hootsik » Сб ноя 11, 2017 21:25

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Re: Проскальзывающее сцепление

#8 Сообщение Виталий » Сб ноя 11, 2017 21:53

Re: Проскальзывающее сцепление

#9 Сообщение sergek1985 » Сб ноя 11, 2017 21:56

ПС. Следующий мот буду брать ТОЛЬКО с проскальзывающим сцеплением, АБС и трекшном.

Источник

Когда пора менять сцепление на мотоцикле

На современных мотоциклах установлено сложное сцепление, которое позволяет плавно начинать движение, переключать передачи, без рывков останавливаться. Оно защищает двигатель и трансмиссию от ударных нагрузок и поломок. Обычно внутри корзины сцепления помещен барабан с несколькими дисками – их количество варьируется от модели к модели. Однако проскальзывающее сцепление может представлять серьезную угрозу для райдера, поэтому важно вовремя заменить или отремонтировать этот узел.

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Устройство сцепления для мотоцикла

Сцепление передает крутящий момент с двигателя на привод заднего колеса. Мотоциклисты часто считают его расходником, поскольку этот узел требует регулярной замены. Хотя механизм быстро изнашивается, его нужно точно настраивать. А чтобы продлить срок эксплуатации узла, райдеру следует аккуратно и умело управлять мотоциклом.

Как работает корзина сцепления? Снаружи она соединена с коленвалом, а внутри – с первичным валом КПП. Конструкция также включает диски и пружины, которые обеспечивают их сжатие. Механизм работает на силе трения, которая возникает между дисками. Если фрикционные элементы шершавые, то металлические детали имеют абсолютно гладкую поверхность. Когда пружины их сжимают, крутящий момент передается на коробку передач. Когда райдер выжимает сцепление, диски не соприкасаются, поэтому вращение не передается от двигателя.

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Почему проскальзывает сцепление

Когда изнашивается этот узел, то появляется вибрация, посторонний звук в картере, а выжим рычага становится тугим. Но полагаться на эти «симптомы» не стоит, поскольку они могут возникать и при полностью исправном сцеплении, а иногда и вовсе являются нормой для определенной модели байка. Другое дело – пробуксовка при переключении, она почти наверняка сигнализирует о проскальзывающем сцеплении. Не откладывайте техобслуживание, если заметили такие тревожные признаки:

Причины неисправности могут быть разными. Одна из самых распространенных – переохлаждение, когда масло теряет свои свойства, и диски перестают двигаться. В таком случае, чтобы исправить положение, достаточно тщательно прогреть масло, а также многократно выжать и отпустить газ.

Иногда неопытные райдеры покупают масло повышенной вязкости для езды в холодное время года. Это чревато неполным выключением сцепления. Однако для решения нужно только заменить масло менее вязким. Могут быть и другие трудности, но вызванные низким качеством масла. Необязательно сам райдер экономит таким образом; случается, что ему заливают подделку на станции техобслуживания. Поэтому важно покупать масло у официальных представителей бренда. Но если вы подозреваете, что дело в низком качестве смазывающего вещества, обновите масло.

Иногда решить проблему помогает отрегулирование узла: если трос перетянут или наоборот, механизм не будет работать корректно. Но если и это не помогает, придется разобрать корзину. Ремонт может потребовать замены фрикционных дисков. Чтобы понять, оправданы эти меры или нет, надо сравнить их нормативную толщину с фактической. Все необходимые параметры должны быть указаны в сервисной документации к байку.

Впрочем, сбои в работе узла происходят, когда недостаточное давление пружин – они также со временем перестают работать. Поэтому может потребоваться их полное обновление. Реже всего райдеры сталкиваются с необходимостью заменить гладкие металлические элементы механизма или обновить корзину полностью. Но и такие меры могут потребоваться при неправильном использовании или после аварии.

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Замена сцепления на мотоцикле

От исправности этого узла зависит ваша безопасность на дороге, поэтому мы рекомендуем не ремонтировать его самостоятельно, но доверить задачу специалистам. Однако в экстренных случаях может потребоваться заменить диски и пружины своими руками. Пусть для вас не будет неожиданностью, что это не та процедура, которую можно выполнить за полчаса. Обслуживание механизмов соединения двигателя с КПП – затратная задача, которая требует времени и сил. Разобрать коробку у вас получится только при помощи специальных инструментов и сервисного мануала.

Порядок действий при разборке корзины:

Перед тем как начать собирать корзину, специалисты рекомендуют вымочить все детали в моторном масле. Используйте то же самое, которое планируете заливать. После этого приступайте к сборке, не забывая сверяться с мануалом и своими заметками, чтобы каждый элемент оказался на своем месте. У первого и последнего элемента должны быть прокладки, которые меняются во время обслуживания. Без них собирать корзину нельзя. Для затяжки пружин возьмите динамометрический ключ. Закрыв коробку и присоединив трос, выставьте его натяжение так, чтобы было около 15 мм свободного хода.

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Как выбрать диски сцепления для мотоцикла?

Все детали механизма подбирают строго под модель. Запчасти заказывайте по номеру, указанному производителем байка. Можно использовать и аналоги с сертификатами от надежных брендов. Их продают комплектами, и это избавляет вас от риска ошибиться с необходимым количеством запчастей. Однако в продаже есть разные наборы:

Часто меняют фрикционные сегменты, но специалисты советуют обновлять и пружины (набор недорогой). Следите за тем, чтобы диаметр и характеристики запчастей в комплекте точно соответствовали старому оснащение. Цветовая гамма и рисунок на фрикционных элементах может разниться – это несущественно. А вот материалу покрытия стоит уделить внимание: оно может быть органическим или синтетическим. Рекомендуем синтетику: она хоть и обходится дороже, зато служит дольше и выдерживает большие нагрузки.

Никогда не покупайте комплект от неизвестных брендов без сертификатов. Они часто нарушают работу байка, что приводит поломкам двигателя, и в конечном итоге – к дорогостоящему ремонту.

что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Смотреть картинку что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Картинка про что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле. Фото что значит проскальзывающее сцепление на мотоцикле

Что делать для продления срока службы сцепления

Как долго этот узел не потребует замены, зависит от того, как райдер водит и какой у него опыт в этом. Но не меньшее значение имеет качество моторного масла. Чтобы продлить ресурс механизма, учитывайте рекомендации производителя байка по вязкости масла и не экономьте на нем. В конечном счете дешевле потратиться на хорошее моторное масло от известного бренда, чем часто ремонтировать байк.

Наблюдайте за уровнем масла и соблюдайте сроки его обновления. В среднем период работы моторного масла – 6 тысяч километров. В спортивном случае нужно ориентироваться на 5 моточасов. Если вовремя не менять масло, можно сжечь механизмы. Спортивные водители вообще меняют расходники намного чаще тех, кто ездит по городу.

Главное – не ездите с выжатым газом, не допускайте жжения резины. Следите, чтобы ручка была выжата полностью, когда переключаете передачи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *