что значит работать на траблах
Трабл — что это такое и когда упоминание слова траблы будет уместно
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Продолжаю небольшой ликбез (что это?) на тему слов, очень часто используемых в интернет-общении и которые постепенно перекочевывают и в разговорный язык. Когда вы их слышите впервые, то понять смысл получается далеко не всегда, и то лишь по контексту, в котором тот же «трабл» употребляется.
Сегодня у нас на очереди еще одно сленговое словечко — яркое, броское и сразу обращающее на себя внимание в речи (письменной или устной). Это «трабл» или «траблы» (множественное число). Что примечательно, никакого наносного смысла это слово не получило и означает практически ровно то, что означает и его английский родитель Trouble.
Это просто-напросто неожиданно возникшая проблема, неприятность или ошибка по отношению к ожидаемому. Фактически это эмоционально окрашенное заявление о том, что появилась проблема, которой не ждали. Короче, траблы.
Это трабл, и этим все сказано
Слова «неприятность» или «проблема» стоит использовать в размеренном повествовании без акцентов на чем-либо (вот, тогда-то тогда-то у меня возникла проблема, вылезла ошибка на компе, случилась неприятность на работе).
А вот «трабл» стоит упоминать для усиления акцента на неожиданно выскочившей проблеме, чтобы привлечь и сосредоточить внимание собеседника на этом. Типа: «Сисадмин! У меня траблы с компом! Срочно иди и вправь ему мозги!» Либо так: «Блин, у меня вчера такой трабл с ноутом приключился. Вааащеее. »
Лично я привык употреблять это слово во множественном числе даже когда описываю одиночную проблему или неприятность (например, «возникли какие-то траблы с сотовой связью»). Почему не знаю, но так уж сложилось, хотя судя по статистике запросов форма этого слова в единственном числе (трабл) более распространена в рунете. Вариант произнесения «трабла» гораздо менее распространен, но тоже встречается и не шибко режет ухо. Например: «Такая вот трабла со мной произошла. »
Вообще, при произнесении слова Trouble волей не волей обращаешь на себя внимание слушателя (может быть даже и случайного) именно в силу своего звучания. Именно это и может стимулировать его применение в устной речи для привлечения дополнительного внимания к вашей проблеме (неожиданно случившейся неприятности). Также оно придает вашей фразе эмоциональную окраску, которую, например, не так-то просто бывает передать в письменном общении на форуме или в социальной сети (разве что смайликами или символами смайлов).
В общем, дарю вам это слово, пользуйтесь 🙂 И чтобы никаких траблов.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Поскольку я знаю английский, траблов с пониманием этого слова у меня никогда не было 🙂 Вообще, сейчас много новых разговорных словечек и выражений переходит из английского в в русский.
Траблшутинг по-русски: что это такое, кому это нужно, и кто за это платит
В последнее время в лексиконе российских бизнесменов появилось новое слово — траблшутер. Его произносят с придыханием: считается, что для таких людей нет ничего невозможного, хотя на самом деле услугами этих специалистов смогли воспользоваться считанные единицы, а те, кому это удалось, по понятным причинам хранят молчание. Кто же они, эти траблшутеры? Об этом рассказывает Алексей Резников, обозреватель Good Life Consulting.
Из истории вопроса
Родители миллениалов наверняка помнят первые переводные инструкции к бытовой технике, потоки которой хлынули в РФ в середине 1990-х. Тогда мир еще не был одноразовым, и для каждого пылесоса и музыкального центра подразумевалась возможность поломки с последующей починкой. Эти поломки делились на две категории: те, что требуют ремонта в специализированном сервисе, и те, которые можно попытаться починить самостоятельно. Поэтому в инструкции к изделию обязательно была таблица под названием «Troubleshooting Section», а в ней описание неполадок, которые может ликвидировать сам потребитель.
Наших родителей, закаленных суровой действительностью, эти смешные проблемы типа «стиральная машинка не работает» и предлагаемые способы их решения а-ля «вставьте вилку шнура стиральной машинки в электрическую розетку» откровенно умиляли. При всей технологической отсталости страны, в которой они тогда жили, россияне были не настолько наивны и не так глупы, чтобы жать кнопку старта на обесточенном агрегате — такое могли себе позволить избалованные цивилизацией европейцы и американцы, для которых и писались такие подробные инструкции.
Более того, предыдущее поколение было настолько продвинутым, что при желании могло не только разобраться в устройстве прибора, даже не заглядывая в буквари, но и самостоятельно исправить его без похода в сервисный центр. Тем не менее, в инструкциях тех времен такой пункт был в обязательном порядке.
Именно тот бытовой траблшутинг, сиречь поиск простых и доступных решений, и подарил свое имя траблшутингу нынешнему — тому, что решает проблемы бизнеса, которые сам бизнес решить не в состоянии. И хотя, по уверениям Козьмы Пруткова, любой специалист подобен флюсу, такие профи ценятся на вес золота, потому что они умеют делать все. Или почти все.
Истинных траблшутеров-профессионалов, которые работают исключительно для бизнеса, в мире не так много. Есть таковые и в России, но они не выпячивают ни себя, ни свои успехи — напротив, подобные специалисты ведут себя непублично, а информация о них передается от заказчика к заказчику как величайший секрет. Примерно так четверть века назад «бизнесмены» той поры рекомендовали друг другу киллеров, которые помогали им решать проблемы кардинальными методами, и недаром английское клише «trouble-shooting» переводится как «отстрел затруднений».
Но и имея все данные на руках, так просто траблшутера не нанять. Как правило, у них всегда есть заказы, и потому клиентам приходится ждать их чуть ли не месяцами. Но ожидание всегда оправдано: для этих специалистов не бывает неразрешимых проблем. Они работают без привязок к географии или направлению бизнеса, они всегда дают результат, и потому получают огромные гонорары. Ни алгоритмов определения сумм, ни точных цифр по объективным причинам никто не называет, но, по некоторым оценкам, отдельные специалисты за свою работу могут получать до 10% от стоимости компании.
За что же такие деньги? За дело. Классическая байка о том, как «Nike» пытались пресечь воровство на своих обувных фабриках в Африке, потому и не выдерживает критики, что задача не имела отношения к работе траблшутера. Напомним: согласно этой легенде, весь персонал беззастенчиво воровал кроссовки с производства в меру своих возможностей — вахтеры тащили парами, директор вывозил фурами. А приглашенный специалист якобы посидел в уединении, и затем велел выпускать на одной фабрике только левые кроссовки, а на другой — только правые (как в рекламе «Twix»).
На самом деле настоящий специалист никогда бы не предложил такой ерунды: что мешает директорам обеих фабрик договориться между собой и продолжить воровать? В реальной жизни решение этой задачи было бы намного более тривиальным: «правильный» траблшутер предложил бы компании отдать все фабрики в мастер-франшизу, а на себя взять лишь обязанность обеспечивать производства всем необходимым.
Причем обеспечивать по отдельности: собственник каждого такого предприятия получает сырье, фурнитуру и прочие расходные материалы, и уже из этого шьет кроссовки, которые отгружает франчайзеру, а что касается воровства и его предотвращения, так это уже личные проблемы каждого из владельцев этих фабрик. Специалиста ведь приглашала непосредственно компания «Nike», поэтому и поставленная задача должна была решаться в интересах заказчика, а не всех, кто производит обувь под ее логотипом.
Примерно так и работает траблшутер — он оценивает проблему комплексно и под разными углами, и только потом предлагает ее решение, которое в любых обстоятельствах в первую очередь будет отвечать интересам заказчика. При этом он всегда работает один (ему не нужна собственная команда: слишком индивидуальны ставящиеся ему задачи и слишком специфичны рождающиеся в его голове пути их решения), а если и приглашает экспертов со стороны, то только на конкретные промежуточные задачи, и не раскрывает им всей информации.
В результате заказчик получает несколько возможных вариантов развития событий с детальными планами по каждому из них, и как только будет выбран один из них, работа траблшутера считается оконченной. Это классическая модель сотрудничества, которая принята в деловых кругах всего мира. Впрочем, в России наверняка бывает и по-другому, но кто же в этом признается?
Да, это он, российский траблшутинг — бессмысленный и беспощадный!
Единой классификации отечественных траблшутеров нет и быть не может. Одни полагают, что столь модным словом называют антикризисных управляющих, другие считают таковыми обычных бизнес-консультантов, к которым они обращаются за разовой помощью, а третьи вообще предпочитают называть их решалами, имея в виду, что те способны решить любой вопрос, опираясь исключительно на деньги и связи. Ошибаются все: траблшутинг — это кое-что иное, а вышеперечисленные специалисты как раз и могут быть упомянутыми выше экспертами со стороны.
Еще одна тенденция — называть траблшутерами специалистов по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), что тоже в корне неверно, — возникла в последние три-четыре года. Речь идет о стройной системе из четырех десятков алгоритмов создания изобретений и 76 шаблонных решений производственных проблем, созданной советским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альшуллером еще в середине прошлого века, которая успешно применялась в СССР, причем исключительно по своему назначению.
Но лет тридцать назад о ней узнали за рубежом, а опробовав ее в бизнес-процессах, выяснили, что ТРИЗ работает и в них, и тут же принялись активно ее внедрять — это экономило время и средства. Особенно преуспела в этом корпорация Samsung, где эта теория до сих пор в обязательном порядке применяется при разработке новых продуктов.
Однако модное в наши дни поветрие создавать отделы и департаменты ТРИЗ в компаниях, которые занимаются продажами или консультациями, не имеет к изобретательству никакого отношения, а значит, ни к чему хорошему не приведет. Детище Альтшуллера изначально было заточено под производство в чистом виде и было призвано решать задачи разработки и внедрения, а не проблемы с бизнесом, которые зачастую и не проблемы вовсе, а всего лишь желание сэкономить или оптимизироваться.
Любопытно, что путаются в показаниях и те, кто сами позиционируют себя как траблшутеры. Анализ первых двух десятков ссылок в выдаче «Яндекса» по запросу «траблшутинг в России» показывает, что по-хорошему «решением нерешаемого» не занимается никто. Так, например, некоторые из этих ссылок ведут на сайты консалтинговых агентств как респектабельных, так и не очень, в списке услуг которых значится в том числе и траблшутинг, которого на самом деле, конечно же, ни один заказчик не получит.
Нет, эти ребята не мошенники — они просто услышали где-то модное слово, попытались истолковать его, исходя из собственного, зачастую весьма неширокого багажа знаний, и подумали: «А почему бы нам не отщипнуть и от этого пирога?» Другое дело, что помочь в действительно экстремальной ситуации они вряд ли смогут. Когда в перечне услуг компании значится слово «траблшутинг», но при этом она у себя на сайте помещает фейковые отзывы, а среди них благодарственные письма от детских организаций за благотворительные взносы, это за версту отдает непрофессионализмом и профанацией.
Другие линки по этому же запросу отправляют на персональные страницы неких откровенно мутных личностей со звучными псевдонимами и неподтвержденными заслугами. Они гордо заявляют, что способны помочь кому угодно и в самых провальных ситуациях — главное, приобрести у них курс на 253 совета из разряда «Говорит Капитан Очевидность», или 29 вебинаров стоимостью «всего» 99999 рублей за весь пучок, или даже книгу от «гуру траблшутинга» с подробными ответами на самые важные вопросы. Это уже ближе к обману: каждый случай, при котором требуется помощь такого специалиста, индивидуален, попытка универсализировать все подходы, накидав общих фраз и впихнув их все под один переплет — это просто желание «по-быстрому срубить бабок», то есть широко распространенная версия типичного инфобизнеса по-русски.
Слава богу, российские предприниматели теперь в основной своей массе люди неглупые и здравомыслящие. Они уже в состоянии отделять зерна от плевел, а громкие слова от реальных дел, и все методичнее оставляют без работы всяких дармоедов и паразитов вроде коучей и бизнес-тренеров. И это вполне логично: если человек уже умеет зарабатывать деньги, он не будет этому учиться, а если ему это не дано, то любая учеба становится бессмысленной тратой денег.
Trouble-shooter: кто это и как им стать?
Оказывается, решать проблемы — это тоже работа. Таких специалистов называют трабл-шутерами и они профессионально «отстреливают» проблемы. Крупные бренды и корпорации пользуются их услугами, а иногда именно трабл-шутеры помогают бизнесу «остаться на плаву».
HR-менеджер — специалист, соединяющий в себе множество функций, в том числе и решение проблем бизнеса. Поэтому ему так важно понимать, кто такой трабл-шутер и какие качества у него можно перенять.
Кто такой trouble-shooter?
Впервые этот термин появился в начале ХХ века. Trouble-Shooter (англ. «trouble» — проблема и «shooter» — стрелок) — это специалист, который занимается поиском решения проблем, дипломатических и политических споров. Отметим, что трабл-шутер решает скорее глобальные вопросы компаний, которые не удалось решить специалистам в штате, и делает это с минимальными финансовыми затратами и максимальным результатом.
Что делают такие специалисты?
Трабл-шутеров часто путают с кризис-менеджерами или бизнес-консультантами, но их деятельность все же различается. Если кризис-менеджер занимается в большинстве своем решением проблем, то трабл-шутеры плюс ко всему создают антикризисные планы, анализируют причины и последствия ситуации, реструктуризируют штат.
Зачастую, их решения практически лежат на поверхности и по своей сути очевидны. Трабл-шутерам не обязательно быть экспертом в сфере деятельности своего клиента, они лишь отсекают ненужное и концентрируются на важных моментах. Их решение может быть банальным, но действенным. Опытные трабл-шутеры говорят, что иногда руководство компании не соглашается с их предложениями или уверяет, что они уже пробовали этот метод. Но, в итоге, работа профессионального трабл-шутера всегда дает нужный результат.
Пример работы trouble-shooter
В учебниках по маркетингу можно найти кейс компании Sears Roebuck, который был реализован около 100 лет назад. Компания выпускала каталоги для продажи товаров по почте и в какой-то период стала сдавать позиции в конкурентной борьбе с Montgomery Ward & Co.
Sears Roebuck обратилась к трабл-шутеру, который предложил выгодное отличие от конкурента — выпускать каталоги в меньшем формате. Таким образом, каталоги компании клали всегда наверх стопки, потому что они были меньшего размера, а громоздкие каталоги конкурентов оставались внизу.
Как решать проблемы профессионально?
HR-специалисты ежедневно сталкиваются с решением проблем различной сложности. Основы траблшутинга помогут взглянуть на них с другого ракурса и делать это эффективнее.
1. Концентрируйтесь на решении, а не на проблеме
Думая о проблемах, вы погружаетесь в отрицательные эмоции. Сосредоточившись на поиске решения, вы сохраняете спокойствие и трезвость ума.
2. Рассматривайте все решения
Не отсекайте даже нелепые идеи. Часто бывает так, что смешные и казалось бы неподходящие способы становятся основой серьезных и результативных решений.
3. Выключите эмоции
Проблема — признак того, что в существующей системе что-то пошло не так. Просто пришло время искать новые пути и решения. Не стоит негативно оценивать случившееся, эмоции будут вам только мешать.
4. Избавьтесь от негативного мышления
Запрограммируйте свои мысли и высказывания на «что если…», избегайте отрицательных формулировок «я не думаю…», «это неправильно. ». Освободившись от словесного негатива, вы сможете мыслить более свободно и креативно.
5. Упрощайте
Люди склонны все усложнять, а вы делайте наоборот — упрощайте. Не углубляйтесь в проблему, а отстранитесь, обобщите ее. Так, вы увидите очевидные решения. Помните, самые простые идеи иногда помогают решать сложные вопросы.
Как HR может помочь бизнесу?
Проблемы бизнеса не могут не касаться деятельности HR-менеджера. Задержки заработной платы или сокращения — это все «ложится на плечи» специалиста по персоналу. В таких кризисных ситуациях во многих компаниях HR волей-неволей занимает место локального трабл-шутера, тем более, если находится на должности HR Business Partner.
Именно поэтому, HR необходимо понимать, как можно работать с проблемами бизнеса на примере деятельности трабл-шутера, чтобы развиваться профессионально и достигать карьерных высот.
Подписывайтесь на рассылку статей для HR и рекрутеров! Будьте в тренде с Hurma 😉
Я даю своё согласие на обработку Персональных Данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и принимаю Пользовательское соглашение
Профессия Trouble-shooter–человек, решающий проблемы
Для того, чтобы понять суть их работы лучше, приведу пару примеров работы трабл-шутеров.
Были в Америке две большие фирмы, которые издавали ежемесячные справочники ″желтые страницы″ На рынке им было тесно, в ход шел черный пиар, демпинг, переманивание друг у друга работников.
Ничего не помогало, шли ноздря в ноздрю.
Обычно все офисные работники покупали сразу два справочника по доллару, не особо вдумываясь какой лучше, какой хуже. Кстати в обоих справочниках была одинаковая информация. Так вот одна из этих фирм пригласила trouble-shooter
Он вник в ситуацию, подумал и сказал:
-На следующий месяц выпустите справочник меньшего формата, а чтоб информации было столько же, он должен быть маленький, но толстенький.
Получил свой гонорар и уехал, а конкурирующая фирма разорилась через два месяца.
— А дело в том, что когда справочники были одного формата, то они тусовались на офисных столах как карты, но когда один справочник большой и плоский, а второй маленький, но толстенький, то Вы в любом случае маленький положите поверх большого.
И в конце месяца поймете, что пользовались только верхним, а большой ни разу за месяц так и не открыли. Так зачем вам тратить на него доллар, если и в маленьком все есть?
В головном офисе фирмы Найк, 1000 человек посворачивали себе головы, над неразрешимой задачей.
Приглашают trouble-shooter, обрисовывают проблему:
Мы начали производить кроссовки в некоторых беднейших странах Африки. Заранее все посчитали, построили фабрики, обучили персонал, себестоимость должна быть низкой, но тут столкнулись с неожиданной проблемой: местные работники наших фабрик, немилосердно воруют готовую продукцию. Целые деревни от мала до велика ходят в кроссовках по цене сопоставимой с их годовым доходом.
Если завести секьюрити из Штатов, то себестоимость вообще зашкалит.
Trouble-shooter, конечно же ничего не понимал в технологии производства обуви, но в отличие от 1000-и топ менеджеров, которые понимали, умел смотреть на любую проблему с совершенно другого угла. Он немного посидел один в прохладной темной комнате и выдал ответ:
— Вам нужно в разных странах выпускать отдельно левые и правые кроссовки.
15 вопросов, чтобы понять специфику работы траблшутера
Что это за специалисты, чья деятельность – решение сложных проблем бизнеса? Глава из книги «Траблшутинг».
Говорят, что правильно поставленная задача – это половина успеха. На самом деле правильно поставленная задача – это большая часть решения, а часто уже и само решение. Есть технологии и инструменты, которые помогают формулировать нужные вопросы и правильно ставить задачу. Многим эти инструменты известны под аббревиатурой ТРИЗ (технология решения изобретательских задач), но ТРИЗ разрабатывалась для технической сферы, а не для социальной. В этой книге автор познакомит вас не только с базовыми понятиями ТРИЗ, но и с собственными инструментами и наработками, которые позволяют решать нетехнические задачи изобретательского уровня даже людям, далеким от изобретательской деятельности.
Оружие траблшутера
В последнее время модным стало слово «траблшутер». В воображаемом интервью, приведенном ниже, мы соберем разрозненные кусочки пазла и постараемся понять, что же это такое. И как это связано со мной.
Английское слово troubleshooter переводится как «отстреливающий проблемы». Это человек, который сделал своей профессией решение чужих неразрешимых задач. Он берется за проблему любой сложности, причем готов справиться с ней относительно быстро. А еще это универсал. Он работает в любых областях.
2. Разве можно быть экспертом во всех областях?
Для решения задач это необязательно. Обязательно преуспеть в анализе проблемных ситуаций и мастерски владеть методами формулирования и урегулирования противоречий. А также уметь модерировать процесс принятия коллективных решений.
3. Какие задачи он решает?
Абсолютно разные. Но их объединяет одно: заказчик с ними не справился. То есть это неразрешимые, тупиковые, сложные задачи из любых областей.
4. Как стать траблшутером?
Обычно в эту область идут те, кому удавалось прекрасно решать проблемы в своей компании. Постепенно человеку делается тесно в этих рамках, и он вырастает в суперспециалиста в своей узкой сфере деятельности. Эдакий гениальный финансист, сверхспособный юрист или высококлассный изобретатель… Далее он может выйти за пределы своей специфической сферы деятельности и в таком случае становится универсалом – тем, кто умеет решает любые задачи, не только в своей сфере. И вот это уже близко к траблшутингу.
5. Сколько задач нужно решить, чтобы назвать себя траблшутером?
Точной цифры нет. Но она большая. Необходимо накопить критическую массу решений неразрешимых задач, и в какой-то момент количество перерастает в качество.
Важно, что, позиционируя себя как траблшутера, человек будто подписывает устный договор, обязуясь справиться с любой задачей. Это серьезная ответственность! Есть много специалистов, которые решают сложные задачи, но не называют себя так. Если не получилось – к ним нет никаких претензий. А вот если назвался, назад дороги нет: обязан решить задачу. Даже в цейтноте.
6. Значит, потребуется много времени?
Конечно, ведь это огромная ответственность и вызовы. Чтобы овладеть этой профессией, нужны годы. Человек сначала учится на своих задачах и ошибках, а потом берется за чужие. Чужие задачи он сначала пытается решить в спокойном режиме (когда есть пара месяцев на то, чтобы погрузиться в ситуацию и тщательно ее проанализировать), а затем учится работать в цейтноте – решать задачи очень быстро, за четыре-пять часов. Вот это уже специалист высокого уровня.
7. Траблшутеру всегда нужно решать задачи за короткий срок?
Не всегда, но довольно часто. И к этому нужно быть готовым. Поэтому в том числе и нужна практика – чтобы выковать характер.
Представьте себе типовую для меня ситуацию. Корпорация собрала в Москве топ-менеджеров со всей страны (их совокупная зарплата за один день равнозначна стоимости квартиры в Москве) и поставила перед ними, например, такую задачу: «Подготовлена бонусная премиальная система для корпорации. В разработке принимала участие вся «большая тройка». Хотим напоследок проконсультироваться с вами. Сможете предложить какие-либо улучшения?». Итак, у нас есть четыре часа, чтобы решить эту «задачу».
Люди приехали… И попробуйте теперь не решить! Такого не должно быть. Понимаете, какая ответственность, и какая стрессовая нагрузка? Поэтому траблшутер должен идти к своему званию десятилетиями, чтобы в сложной ситуации не растеряться и не пасть духом, а спокойно справиться с любой проблемой. А потом вся жизнь превращается в постоянный личностный рост – каждая новая тупиковая задача ведет к развитию.
8. Вас зовут только в безвыходных ситуациях?
Богаты подобными PR-задачами выборные кампании, там ощущение тушения пожара не покидает вас постоянно. А вот в бизнесе – из сотен консультаций только три-пять касались случаев, когда «все пропало».
Большинство же консультаций были такими: фирма работает, но есть «боль»: что-то не получается, там противоречие, здесь тупик. Эта «боль» приносит фирме сложности: финансовые убытки, репутационные проблемы, организационные трудности. Часто противоречия не решаются годами. Я помогаю устранить противоречия – и фирма вздыхает с облегчением и выходит на новые рубежи.
9. Можно привести пример «неэкстренной» задачи?
Да. В этом случае речь уже идет не о четырех часах, а о более длительном формате консультации.
Типовой пример – строительная компания. Мы столкнулись со следующими проблемами.
Выявили порядка сорока подобных микропроблем, приносящих такие макропотери, как воровство материалов, спад производительности, лишние человеко-часы, дорогая техника работает с эффективностью 30%… Жуть!
Посмотрите, какие это ставит перед нами задачи: организационные, процессинговые, юридические, психологические. Так и бывает в реальности: нет задач из одной области – все смешано, и все нужно решить.
Все задачи решили. До консультации стройкой руководили 15 человек от застройщика. После консультации – справляются трое. Время сооружения одного дома уменьшилось с двух лет до полугода. И значительно упала себестоимость строительства, что позже помогло выиграть на падающем рынке жилья в 2016 году.
А с другой стороны, можно было бы и не решать эти задачи – стройка бы не развалилась (до какого-то момента). Получается, бизнес часто ставит важные задачи, но не такие, от которых зависит существование бизнеса в целом.
10. Вы сказали, что не нужно быть экспертом в области, в которой возникла задача. Но ведь каждая отрасль имеет свою специфику, свои подводные камни…
Да, но мне как решателю неважно, из какой отрасли пришел запрос. Я универсал – умею работать с любыми задачами. Во-первых, я научился быстро разбираться в ключевых нюансах проблемы. Во-вторых, сейчас перед консультацией, вместо того чтобы самому читать горы литературы, я приглашаю экспертов, которые глубоко разбираются в данной теме. Как правило, такие эксперты есть в самой компании, меня пригласившей. И, скорее всего, до меня они уже пробовали решить проблему, но не смогли.
Итак, что я делаю: во время консультации я правильно ставлю задачу себе и экспертам заказчика, описываю и анализирую ситуацию, не позволяю пропустить сильные идеи. Я должен, используя свой опыт, настроить экспертов так, чтобы они сами сформулировали и решили правильные задачи.
Участники решают задачу, а я их направляю, использую черновые заготовки. Я не позволяю им уйти в сторону, отклониться от правильных формулировок задач, от выявленных ресурсов. Участники стопроцентно в теме, но вырваться на новое понимание проблемы, увидеть неожиданные идеи им мешают стереотипы, шаблоны, страхи, инерция мышления. Через два часа такого модерирования решения задачи я сам становлюсь экспертом в данной области, а участники овладевают решательными инструментами и моей идеологией.
11. А если группа не может найти решение?
Если участники не найдут решения сейчас, то второй раз по этому вопросу они соберутся не скоро. Это заставляет загонять себя и других в угол, формулировать парадоксы и противоречия, требовать невозможного, сжигать мосты, чтобы некуда было отступать! Так что никакого «не нашли решения» быть не может. Дайте мне эксперта, и через какое-то время мы вместе найдем сильное неочевидное решение.
Траблшутинг – жесткий формат. Никто не обещал, что будет легко. Условия такие: за четыре часа «вынь да положь» решение задачи, иначе никак.
12. Если решение находит группа, а вы только руководите процессом, то получается, что это они «настоящие решатели», а вы модератор?
У меня существует три формата решения задач.
Первый – длительная консультация. Я берусь решить крупную тупиковую задачу сам (с командой) в течение продолжительного времени. Это дни-недели-месяцы – в зависимости от задачи. Приходится глубоко изучать новую тему, становиться экспертом. Но в итоге у заказчика будет даже несколько вариантов решения его неразрешимой задачи, детальный план внедрения, скрупулезная проработка деталей…
Второй – экспресс-консультация. Надо поработать четыре-шесть часов в составе команды заказчика (эксперты + руководитель + умные головы). На выходе не будет детальной проработки, но родится несколько плодотворных идей относительного того, как выйти из тупиковой ситуации. Заказчик вздохнет с облегчением, появится спокойствие и понимание, что самое страшное позади – выход найден.
Третий формат – корпоративный тренинг. В течение двух-трех дней я обучаю команду заказчика своим методам решения задач. И в качестве практики некоторые задачи участники тут же и решают.
13. А что является критерием успеха, например, во втором кратком формате? Как понять, что траблшутер справился?
Задача считается решенной и заказчик принимает работу, когда результатом становится:
Всем присутствующим должно стать понятно, как действовать дальше. Моя задача – добиться, чтобы по истечении четырех часов работы я был больше не нужен. Поэтому я ставлю условием, чтобы на совещании присутствовал руководитель-задачедатель, поскольку он одновременно:
Важно, чтобы эксперты внутри компании стали соавторами идей, а для этого прорисовали мелкие шаги «до последнего винтика». Дьявол кроется в деталях, и необходимо быть внимательным к мелочам – даже незначительная задача может быть источником «плодотворной эндшпильной идеи», способной дополнить базовую концепцию решения.
14. То есть важно, чтобы команда не только нашла решение, но и продумала, как его внедрить?
15. Все траблшутеры используют такой подход?
Необязательно. Я условно делю их на три типа.
Первый – «человек со связями», тот, кто спасает фирмы от финансовых потерь и заблокированных банковских счетов только благодаря знакомствам. У него есть «свои» люди в силовых и властных структурах. Пользуясь ими и своими коммуникативными способностями, он открывает любые двери. Вообще трудно сказать: решает он задачи или просто пользуется своими связями.
Второй тип – эксперт, который умеет решать задачи в силу своего огромного опыта. У него десять специальностей, десять иностранных языков, и вообще он много что в жизни видел. Такой человек хорошо найдет решения на стыке областей.
А я изначально принадлежу к третьему типу. Я владею инструментами анализа и решения задач. Это умение можно передавать, ему можно научиться. Поэтому на своих семинарах я учу решать самые сложные задачи. Тогда как навыкам работы первого и второго типа быстро научиться невозможно.