что значит расслабленный в православии

Расслабление

Расслабле́ние — 1) ослаб­ле­ние вни­ма­ния, кон­цен­тра­ции духов­ных сил, сосре­до­то­чен­но­сти хри­сти­а­нина на испол­не­нии Божьего закона; 2) состо­я­ние, про­ти­во­по­лож­ное состо­я­нию духов­ного бодр­ство­ва­ния.

Чем опасно для веру­ю­щего духов­ное рас­слаб­ле­ние?

Духов­ное рас­слаб­ле­ние, в той или иной сте­пени, испы­ты­вали многие веру­ю­щие, вклю­чая став­ших, впо­след­ствии, зна­ме­ни­тыми святых отцов Церкви. По стро­гому же счёту, рас­слаб­лен­ным может счи­таться всякий чело­век, отсту­па­ю­щий от испол­не­ния Божьего закона.

Духов­ное рас­слаб­ле­ние может быть вызвано рядом причин, напри­мер, ослаб­ле­нием веры, накоп­лен­ной уста­ло­стью, вли­я­нием лука­вых демо­ни­че­ских сил.

Нередко бывает, что духов­ное рас­слаб­ле­ние вос­при­ни­ма­ется рас­слаб­лен­ным как нечто нор­маль­ное, допу­сти­мое. Нередко оно сопро­вож­да­ется само­оправ­да­нием, мол: что с того, что я не молюсь, как должно, не пощусь, ведь я же не святой. Какой с меня спрос? Но ведь пост и молитва — дей­ствен­ные спа­си­тель­ные сред­ства, отка­зы­ва­ясь от пол­но­цен­ного исполь­зо­ва­ния кото­рых, чело­век под­вер­гает себя опас­но­сти отда­литься от Бога, осла­бить свой бла­го­дат­ный покров. В этом случае в нём могут раз­виться и при­умно­житься гре­хов­ные стра­сти, он может стать легкой добы­чей падших духов (кото­рые, по слову Спа­си­теля, изго­ня­ются «молит­вой и постом» ( Мф.17:21 )). В конеч­ном итоге это может гро­зить ему вечной поги­бе­лью. Вот почему Цер­ковь, вслед за Гос­по­дом, за апо­сто­лами, при­зы­вает нас: «Бодр­ствуйте, стойте в вере» ( 1Кор.16:13 ).

Источник

Православная Жизнь

Размышления Андрея Музольфа в Неделю о Расслабленном.

Все, что было совершено Господом нашим Иисусом Христом во время Его земной жизни, мы можем осознать только в свете того события, которое особенным образом мы вспоминаем уже на протяжении трех последних недель. И событие это – Воскресение Христа.

Что такое Воскресение? По словам святого апостола Павла, вера в Воскресение Христово – это, прежде всего, выражение нашей надежды на то, что каждый из нас, будучи смертным, однажды воскреснет для вечной жизни в Боге. Главная истина христианства выражается в том, что Бог приходит в этот мир не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить человеку. Святые отцы неоднократно говорят о том, что Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы спасти человека и возвратить ему утраченное грехопадением блаженство богообщения. Именно поэтому мы имеем полное право говорить о том, что Воскресение Христа коренным образом изменило ход всей человеческой истории. И именно поэтому воскресные евангельские чтения послепасхального периода говорят нам ни о чем ином, как о победе Христа над смертью.

Один из евангельских отрывков повествует нам о том, как однажды Христос исцелил некоего расслабленного у Овчей купели. Кто такой расслабленный? Расслабленный – это такой человек, у которого все тело или только некоторые его органы парализованы. В связи с этим расслабленный человек лишается возможности двигаться. Таким образом, в нем проявляется разрыв между волей и действиями: человек хочет что-то сделать, но не может, так как тело его не слушает.

Весьма характерно, что в Евангелии только Христос как истинный Бог совершает чудеса исцеления расслабленных людей. В этом проявляется некая связь: связь телесного, физического здоровья человека с его духовным, нравственным состоянием. Преподобный Ефрем Сирин говорит: большинство болезней человека происходят от неправильного направления воли – то есть от греха, и потому, чтобы исцелить ту или иную болезнь, сначала нужно победить в себе грех как причину болезни. Именно это и повелевает Христос расслабленному: иди и не греши более, чтобы не случилось с тобой чего худшего.

Всякая болезнь, постигающая человека, не возникает сама по себе, без всяких причин. От того, как мы живем, как соблюдаем евангельские заповеди и общечеловеческие нормы, зависит наше состояние. Если мы пренебрегаем заповедями Христа о духовном совершенстве, то обязательно будем больны душой. Болезнь же души влечет за собой болезнь тела. Грех, будучи нарушением воли Божией, разрушает взаимосвязь души и тела, расстраивает их единство и делает нас расслабленными – расслабленными прежде всего духовно.

Таким образом, физическая болезнь присутствует в мире как отображение болезни духовной. Следовательно, подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Именно поэтому Христос, прежде чем исцелить человека от физической болезни, говорит ему: «Прощаются тебе грехи твои!» Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия.

Однако появляется другая сложность: для того чтобы получить исцеление, недостаточно просто теоретически согласиться с той мыслью, что каждый из нас духовно болен, нужно при этом осознать бедственность подобного состояния и захотеть, взалкать этого исцеления. По словам преподобного Исаака Сирина, грех настолько поражает духовную природу человека, что человек уже даже не чувствует того вреда, который от него происходит. Грешник упояется грехом подобно тому, как пес, лижущий пилу, пьянеет от вкуса собственной крови. Именно поэтому прежде чем исцелить расслабленного, Господь спрашивает у него: хочешь ли быть здоров? По мысли святых отцов, Иисус делает это только потому, чтобы не навязывать Себя человеку. Никто никогда не может быть спасен Богом насильно. Все совершается Творцом только с учетом человеческой свободы. Кстати, именно поэтому и возможен вообще ад, который очень точно определен одним христианским писателем как памятник человеческой свободе. Спасение – это синергия, сотрудничество человека и Бога, причем в этом процессе Бог действует первым, Он первым выходит навстречу человеку, как мы помним об этом из евангельской притчи о блудном сыне.

«Хочешь ли быть здоров?» Этот вопрос дает нам полную свободу выбора, и потому мы уже не вправе обвинять Бога в своих проблемах. Никто никогда не поможет нам в деле нашего спасения, пока мы сами того не пожелаем. Даже Бог… Именно об этом, кстати, говорят слова расслабленного, прозвучавшие в ответ на вопрос Христа: «Хочешь ли быть здоров? – Хочу… но не имею человека».

Подобные слова в древности однажды прозвучали из уст одного философа, который ходил средь бела дня по городу с факелом и взывал: «Ищу человека». Точно такая же ситуация описана несколько прикровенно и в Евангелии: расслабленный лежал возле купели, расположенной недалеко от Иерусалимского храма. Следовательно, мимо должны были проходить многие верующие люди, в том числе и представители ветхозаветного священства. Но точно так же, как и в притче о милосердном самарянине, они не спешат помочь страждущему человеку и проходят мимо. И только Бог, ставший Человеком, спасает несчастного.

Слова расслабленного «Не имею человека» говорят еще и о другом. Так, святитель Игнатий Кавказский, толкуя данное место из Евангелия, пишет, что мы не должны надеяться на человеческие силы в деле своего исцеления. Ни врачи, ни ближние, ни мы сами не можем себе помочь в том, чтобы очиститься от греха. Только Господь по милосердию Своему очищает душу нашу от скверны и дает нам полное исцеление.

Таким образом, мы видим, насколько физическое здоровье человека зависит от духовного. И потому, если мы хотим обрести здоровье телесное, прежде всего нам следует обратить внимание на свою душу.

Источник

О расслабленном: «Не имею человека»

что значит расслабленный в православии. Смотреть фото что значит расслабленный в православии. Смотреть картинку что значит расслабленный в православии. Картинка про что значит расслабленный в православии. Фото что значит расслабленный в православии

В третье воскресенье после Пасхи читается в церкви отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором рассказано об исцелении Христом расслабленного.

«Был праздник, — пишет евангелист Иоанн, — и пришел Иисус во Иерусалим. Есть же в Иерусалиме, у Овечьих ворот, купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел…»

что значит расслабленный в православии. Смотреть фото что значит расслабленный в православии. Смотреть картинку что значит расслабленный в православии. Картинка про что значит расслабленный в православии. Фото что значит расслабленный в православии

Протопресвитер Александр Шмеман

Вот евангельский рассказ. И многие, прослушав его, скажут, должно быть: опять чудеса, опять невероятное, не имеющее и не могущее иметь ничего общего с нашей жизнью, интересами, нуждами, запросами… Но вслушаемся, вдумаемся: Евангелие так по-детски просто, и евангельские рассказы так кратки, что современный человек легко обманывается этой краткостью и простотою. Ему все кажется, что истина о нем и об его жизни должна быть сложной и громоздкой, потому что сам он сложен.

Так что же в этом рассказе вечно, непреходяще? В центре его так очевидно стоят слова расслабленного, обращенные ко Христу: «не имею человека». Это поистине вопль того, кто на опыте познал страшную силу человеческого эгоизма. Каждый за себя. Каждый о себе. Вот все они — все это великое множество слепых, больных, иссохших, и все они «чают движения воды», то есть ждут помощи, участия, исцеления, утешения. Но… каждый ждет помощи себе и для себя. И когда возмущается вода, всякий бросается вперед, забывая о других…

В евангельской перспективе купальня это, — конечно, образ мира, образ общества человеческого, символ самого строя человеческого сознания. О, конечно, в мире можно найти много примеров преодоления эгоизма, примеров доброты и самопожертвования. Но даже когда по видимости человек преодолевает свой эгоизм, он все равно остается пленником себя и своего. Если не своя персона, то семья: и для своей семьи, для своих — своя рубашка ближе к телу. Если не семья, то свой народ. Если не свой народ, то свой класс, своя партия. Свое, обязательно свое! И это свое — противополагается чужому, а следовательно чуждому и враждебному.

Но так, скажут, устроен мир, и ничего не поделаешь. Так неужели же, отвечу я, — это и есть последняя, объективная, научная правда о человеке и человечестве? Неужели, в последнем счете, все в мире построено на личном или коллективном эгоизме и все им живет?

Капитализм, говорят нам, есть зло, потому что он — эгоизм. И вот его надо сокрушить во имя, скажем, коммунизма. Но коммунизм только и делает, что провозглашает свое: свое мировоззрение, свой класс, партию и т.д., то есть свое и себя против не-своего, другого… И нет, нет выхода из этого порочного круга. И вот, незаметно для себя, мы перестали задыхаться в этом мире, насквозь пропитанном всепоглощающим эгоизмом. Кровь, ненависть, страх, в лучшем случае — равнодушие.

Об этом — евангельский рассказ о расслабленном. И все эти больные, немощные, иссохшие — все они больны в первую очередь неисцелимым эгоизмом, который и приводит человека к воплю: «человека не имею!» Нет человека! И это значит, что человек начинается там, где преодолен эгоизм, это значит, что человек — это прежде всего — лицо, обращенное к другому человеку, это глаза, с участием и любовью всматривающиеся в глаза другого человека. Это любовь, сострадание и помощь.

что значит расслабленный в православии. Смотреть фото что значит расслабленный в православии. Смотреть картинку что значит расслабленный в православии. Картинка про что значит расслабленный в православии. Фото что значит расслабленный в православии

Дальше Евангелие говорит: этот новый, подлинный человек явлен, пришел к нам во Христе. В нем к одинокому и исстрадавшемуся человеку приходит не чужой, а свой; приходит, чтобы его страдание воспринять как свое, его жизнь как свою, и чтобы помочь и исцелить. «Хочешь ли быть здоровым?» Это вопрос не того, кто хочет что-то навязать, в чем-то убедить или же подчинить себе. Это вопрос подлинной любви, и потому — подлинного участия.

Религия, увы, тоже может стать эгоизмом, быть занятой только собой, своими. Но важно понять, что такая религия, сколь бы она ни прикрывалась христианством, по-настоящему — не христианство… Ибо все христианство — в прорыве сквозь страшную твердыню эгоизма, в прорыве к той любви, которую, по словам ап. Павла, «излил Бог в наши сердца». Это его новая, вечная заповедь. Это то, о чем все Евангелие, вся наша вера…

Источник

Расслабленные

Слово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

что значит расслабленный в православии. Смотреть фото что значит расслабленный в православии. Смотреть картинку что значит расслабленный в православии. Картинка про что значит расслабленный в православии. Фото что значит расслабленный в православии Исцеление расслабленного при Овчей купели

Сегодняшнее Евангелие повествует нам о чуде исцеления, которое сотворил Господь в Иерусалиме. Господь пришел на праздник и оказался около водоема, небольшого источника, бассейна под названием Вифезда, Овчая купель (см.: Ин. 5, 1–2). Там лежало множество хромых, слепых, сухих, больных людей, чающих движения воды, потому что Ангел иногда спускался в воду, возмущал ее, и первый человек, который входил в воду после этого возмущения, получал исцеление (см.: Ин. 5, 3–4). Среди этих несчастных людей был человек, который 38 лет был в болезни, и, увидев его, Господь сжалился над ним и спросил: Хочешь быть здоров? Тот отвечал: «Конечно хочу, но нет человека, который меня вовремя спустит в этот целебный источник, когда возмущается вода, и когда я добираюсь до него, другой уже сходит и получает исцеление». Господь исцеляет этого несчастного больного человека и говорит ему: «Бери свой одр, на котором ты лежал, и ходи» (см.: Ин. 5, 5–8).

Расслабленный больной — это образ каждого из нас. Многие из нас долгие годы, большую часть своей жизни прожили в болезненном, страшном, тягостном духовном расслаблении. Ждали исцеления, ждали исправления своей жизни, ждали спасительного благодатного общения с Богом, но не находили.

Часто, подобно этому больному человеку, мы возлагаем надежду на других людей, ищем у них ответа на наши вопрос и разрешения наших проблем и духовных болезней.

Особое распространение получило некое подобие лже-духовничества. Например, устраиваются большие собрания, ток-шоу, собираются люди, грешники, приходят другие люди, не менее грешные, и со знанием дела дают друг другу какие-то безумные, якобы спасительные, но на самом деле совершенно идиотские бессмысленные советы. Все кивают, вздыхают, с открытым ртом это все слушают, но, конечно, спасения и исцеления в этом никакого в итоге не находят.

Только когда люди приходят к истинному покаянию, то приходят к Небесному Отцу и говорят: «Не имаю человека, который меня исцелит и даст мне исцеление моих духовных болезней». И только Господь Иисус Христос Своей благодатью может это сделать, совершить чудо исцеления расслабленного падшего человека, погрязшего во грехах.

Через некоторое время Христос встречает исцеленного человека в храме и говорит ему, чтобы он больше не грешил, чтобы с ним не случилось чего худшего. Эти слова каждый из нас слышит буквально на каждой исповеди, приходя в храм; но грехи вновь пленяют нас и очень часто ввергают нас после этого Божественного исцеления в еще более страшное состояние. Это мы — слепые, хромые, сухие. Грех иссушает нашу душу. Мы знаем, как часто даже самые мелкие грехи ввергают нашу душу в жуткое состояние: мы становится слепыми — не видим Господа, мы становится хромыми — путь нашего спасения идет какими-то неправильными, неверными путями, и мы становимся сухими — грех так иссушает нашу душу, что мы становимся черствыми как сухарь и не видим около себя ни страдания ближнего, ни благодати, которая исцеляет и изливает на нас Господь.

MP3что значит расслабленный в православии. Смотреть фото что значит расслабленный в православии. Смотреть картинку что значит расслабленный в православии. Картинка про что значит расслабленный в православии. Фото что значит расслабленный в православии
(MP3 файл. Продолжительность Размер

Источник

Таинства Церкви. Неделя о расслабленном. Что такое расслабление и кто такой расслабленный

Аудио

Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым).

– Батюшка, очень интересную тему мы наметили для беседы. Собственно, нам ее подсказал церковный календарь: четвертое воскресенье по Пасхе – Неделя о расслабленном. Тема интересна еще и тем, что предыдущую программу мы с Вами посвятили строительству храма при больнице № 64, что напрямую связано и с расслабленным, и со здоровьем. Давайте порассуждаем на тему, что такое вообще расслабление и кто такой расслабленный, только ли физические немощи здесь имеются в виду.

– Евангельский расслабленный – это не просто образ, это историческое событие, когда Господь исцеляет расслабленного, которого принесли его друзья, родственники и поспособствовали тому, чтобы он оказался перед глазами Спасителя. Конечно, Господь, как сама Любовь, не может пройти мимо страдания человека. Когда Он жил на земле в человеческом обществе, то, безусловно, оказывал величайшую любовь и милосердие каждому, кто нуждался в этом, даже тем людям, которые, может быть, этого не заслуживают. Хотя каждый человек заслуживает спасения и исправления, исцеления. И Господь исцелял людей не для того, чтобы просто продемонстрировать Свое могущество, не для того, чтобы удивить кого-то, и даже не для того, чтобы продолжалась жизнь этого человека на земле. Потому что земля – это только преддверие Неба. Прежде всего чудесные случаи исцеления были либо результатом добродетельной жизни этих людей, заслуживших это, или это было некое подспорье к тому, чтобы человек обрел истину, чтобы на нем совершилась сила Божия – сила Божия в немощи совершается. И окружающие люди, видя чудо, тоже прозревали духовно, понимая, Кто перед ними, открывались другие смыслы, другие перспективы.

Конечно, те, кого Господь воскресил в евангельской истории, тоже перешли через порог смерти и сейчас находятся в преддверии всеобщего воскресения. Но этот случай с расслабленным особо удивительный, потому что этот человек не мог ничего сказать: он лежал в полном расслаблении. И люди, которые его принесли, видимо, помнили его доброту.

– Потому что это удивительный случай – друзья его принесли.

– Да, потому что в нашем обществе сейчас получается так, что даже родные состарившиеся люди никому не нужны, не нужны родственникам, не нужны детям, не нужны внукам. Порой старые люди становятся обузой. И это бывает, может быть, даже не по причине того, что окружающие их такие бессердечные люди, не имеют любви, а возможно, они сами не дарили раньше любовь близким, в них было мало усилия к тому, чтобы послужить другим людям. Ведь вообще служение, жертвенность очень запоминаются.

Поэтому евангельский расслабленный, который был принесен своими друзьями, видимо, был очень хорошим человеком, раз люди так постарались, что раскрыли кровлю дома.

– Да, это же усилие нужно было приложить.

– Приложить усилие, чтобы забраться и потом спустить этого человека.

– То есть это притча еще и о нас.

– Это не притча, это евангельская история. А есть еще одна история о том, как расслабленный тридцать восемь лет лежал рядом с Овчей купелью, куда один раз в году сходил Ангел, возмущая воду, и не находилось человека, который бы этого расслабленного человека погрузил в купель. Представляете, какая разница между одним расслабленным и другим! Почти сорок лет на его глазах каждый год происходили исцеления, и он не имел ни одного человека, кто бы его погрузил в купель.

– Никто не пожалел.

– Только Христос, придя, пожалел его и сказал: «И больше не греши». Потому что болезнь бывает напрямую связана с нашей духовной жизнью, и вообще с жизнью: нравственной, моральной. Связь неразрывная

– Действительно, мы встречаем в Евангелии очень много случаев исцеления. Поэтому в предыдущей программе мы говорили, что профессия врача – особая, от Бога: Господь лечил, и врачи призваны к лечению, исцелению тела. И сейчас есть чудеса исцеления, мы о них знаем. Но сейчас, мне кажется, народ все время требует какого-то постоянного чуда, чуда, чуда. Как Вы думаете, нет ли тут риска для нас, православных, скатиться в некое язычество и превратить свою веру православную исключительно в веру в чудеса? Как у язычников: пришли, помолились истукану – чудо произошло. Нет ли тут риска? Не перейдем ли мы границу понимания, что такое чудо и что такое вера?

– Мне кажется, здесь не должно быть крайностей. В духовной жизни вообще не должно быть крайностей.

– Как уберечь себя от этих крайностей?

– Чудо – это сверхъестественное событие, которое связано с особым Божиим Промыслом, и мы не можем от него отказываться, не признавать, не видеть его. Тогда Господь не употреблял бы чудо как средство к тому, чтобы раскрыть человеку истину, подвигнуть к ее познанию. Другое дело, что цель жизни человека – это все-таки не просто чудеса, не исполнение желаний и каких-то твоих надежд, но это исполнение воли Божией. И воля Божия проявляется в чудесных событиях, когда Господь вмешивается в нашу жизнь, как-то вразумляет, дает возможность исправить свой путь. Поэтому чудеса нужны. Другое дело, что люди не должны стремиться к чуду ради чуда, ради того, чтобы Господь во что бы то ни стало исполнил то или иное наше желание, так как это может быть причиной того, что чуда не приходит. Хотя Господь говорит: Просите, и дастся вам.

По вере вашей да будет вам. Возможно, что некоторые люди злоупотребляют возможностью обратиться к Богу, и, бывает, просят не то, что им полезно. И Господь не исполняет их молитвы, потому что знает наперед, что полезнее душе этого человека для спасения, для его духовного благополучия. Если Господь видит, что потребность действительно необходимая и не повредит человеку в дальнейшем, то исполняет прошение. А если Он медлит в исполнении, значит, воля Божия именно в том, чтобы оградить человека от того, что он желает.

Поэтому чудо – это явление, которое должно быть, и оно присутствует в нашей духовной жизни. Понятно, что мы, как грешные люди, не должны думать, что достойны того или иного вмешательства. Мы и так должны быть благодарны Богу за то, что Он сделал, – Он пострадал и умер за нас, Он дал нам возможность войти в рай, открыл нам путь, по которому мы можем дойти до Неба. А каков этот путь, что он будет приносить в нашу жизнь, скорбь или радость, еще не определено, каждому своя мера, свой крест, как мы говорим. Поэтому чудеса могут быть особым способом вразумления и поддержки со стороны Бога на этом пути. Но зацикливаться, ждать, выпрашивать какого-то чуда – неправильно, потому что это свидетельствует о том, что мы не доверяем Богу и хотим что-то по-своему выстроить в решении той или иной задачи, которую Господь ставит в нашей жизни.

– Спасибо, очень интересно. Отец Клавдиан, иногда я рассуждаю вот о чем. Чудеса действительно происходят, слава Богу, в том числе и по молитвам к святым. Просто иногда мне кажется, что люди забывают Бога и вместо Бога у них святой. Если мы возьмем очередь к Матроне Московской, люди там стоят исключительно за чудом: «У меня что-то болит, и я хочу. » И когда люди просят, они забывают о том, что все чудеса происходят по молитвам к Господу, что, слыша святых, творит чудеса Господь. Это не какие-то наши жалкие потуги, а молитвы святых, которые угодили Богу в этой жизни.

– Конечно, путать нельзя. Святые – это сосуды благодати Божией, люди, которые угодили Господу и стали сродными Ему по духу. Они удостоились стяжания благодати Святого Духа, и эта благодать действует и через их изображения – иконы, и через почитание их мощей. Конечно, мы почитаем не сами мощи как таковые (останки, кости человека), мы почитаем благодать Святого Духа, которая обитала в этом человеке еще при жизни. Поэтому иерархия, конечно, должна быть выстроена правильно, мы не должны делать какую-то подмену.

С другой стороны, мы должны быть крайне осторожны в своих оценках. Потому что людям, которые приходят к блаженной Матронушке по разным нуждам, открывается другая перспектива: они понимают, что должно произойти чудо, чтобы изменилась их жизнь. Они уже не видят никаких возможностей исправить ту или иную ситуацию и обращаются к Богу или к святым, которые засвидетельствовали своей святостью силу ходатайства перед Богом. Поэтому на первых этапах духовной жизни у людей и бывает, может быть, какая-то небольшая подмена того или иного понимания, где действует Бог, в чем заключается миссия святых, которые нам помогают. Пусть на первом этапе так будет, но потом человек вступает на другую ступеньку, и уже, как и мы, рассуждает о том, что можно молиться перед мощами Матронушки, приехать к ней поплакаться, приложиться, попросить ее молитв и благословения, а можно делать это на расстоянии многих тысяч километров и, стоя перед иконой Матронушки и так же общаясь с ней, испрашивать такую же благодать.

Другое дело – усердие людей, которые бросили свои житейские дела, проблемы, можно сказать, проснулись от той духовной спячки, когда нет никаких чувств и окаменелое сердце не дает возможности с умилением обратиться к Богу. Происходит в жизни какое-то событие, трагическое либо радостное, и человек вдруг бросает все дела и идет или едет в монастырь именно к Матронушке, потому что образ этой святой у него сейчас перед глазами.

Конечно, мы не можем охватить всю палитру святости святых угодников, которых Церковь имеет в своем арсенале как свидетелей веры, добродетельной жизни и ходатаев. И бывает, что тот или иной святой особо дорог нам, и через познание его мы приходим к познанию Бога. Обращаясь к святым, интересуясь их жизнью, мы вдруг понимаем, что этот святой (святая) был Божьим человеком. А почему святая, блаженная Матрона была Божьим человеком? Потому что она вела вот такую праведную жизнь. А какие у нее были немощи? Она была слепой и, несмотря на такую болезнь, ущербность, была Божьим человеком, проявляла любовь к людям, была великой молитвенницей, не спала, и Господь давал ей некий дар прозорливости и помощи ближним.

Кстати, Вы заговорили о блаженной Матронушке, и я вспомнил, что моя прабабушка ходила к ней за семейным советом.

– То есть она ее лично знала?

– Она ходила к ней за советом. В архиве нашей семьи, в дневниках моего дедушки сохранилось, что его мама ходила к блаженной Матронушке. Поэтому для меня дорог образ этой святой, нашей современницы.

Мне кажется, если какого-то святого почитают больше, а какого-то меньше, то святые на нас не обижаются: они стяжали такую глубокую и всеобъемлющую любовь и они сострадают нам. Наверное, они только радуются, что люди прилагают такие огромные усилия, чтобы прийти к их мощам. Конечно, святые себя не рекламировали в этой жизни, они считали себя землей, пеплом, считали себя великими грешниками. Некоторые святые даже заповедовали вообще даже не хоронить себя, а бросить в лесу, чтобы их съели птицы или звери.

– Совсем недавно я снимала фильм о Введенском Владычном монастыре, первым настоятелем которого был – тогда это был мужской монастырь – ученик святителя Алексия преподобный Варлаам Серпуховской. Он завещал похоронить себя на церковной паперти, чтобы люди попирали его ногами. Это просто поразительно!

И когда входишь в Малый собор Донского монастыря, всегда испытываешь некую неловкость, понимая, что идешь просто по могилам, попираешь их ногами. Когда мало народа, я всегда стараюсь найти обходные пути – мне, правда, бывает очень неловко. Но когда идет служба, много народу, уже никуда не денешься, стоишь и думаешь: «Как же так? Стою на могиле, попираю человека. Если он похоронен здесь, в храме, какой же, значит, был хороший человек, сколько сделал для Церкви, для людей. »

– Да. Это просто не укладывается в сознании нынешнего человека.

– То есть святые не искали почести, они себя не рекламировали, они прятались от мира. А мир шел за ними. И благодаря этой связи, благодаря этой жизни святых мы узнаем об их богоугодной жизни.

Мы говорим о расслаблении, наша духовная расслабленность как раз заключается в том, что мы теряем силы к созиданию. Как говорил преподобный Серафим Саровский, нет решимости к добродетельной жизни, благочестию, к преодолению своей греховной природы. Нет решимости, нет горения к Богу, нет страха Божия, только окаменелость, непонимание – мы не видим действия Бога вокруг нас и в нас. Поэтому человек встречается с определенными проблемами и начинает обретать силу путем приобщения к изучению святых: как они страдали, что пережили в своей жизни, как они достигли той силы, которая помогала им преодолевать эти невзгоды, как они обратились к Богу, как молились.

– И как благодарили за все.

– Потому что Церковь бережно сохраняет все, что осталось от святых: и молитвы, ими составленные, и духовные наставления, аскетические или богословские. Поэтому это целая цепочка, целая школа благочестия, которая приводит прежде всего к богопознанию, к единству с Богом, обожению через примеры обожения и святости других, через приобщение к их благодати. Потому что святость – это именно стяжание благодати Святого Духа, приобщение к этой энергии, очищение себя, изменение своей природы, но не собственными силами, а путем богообщения, приобщения к Богу.

Поэтому расслабление переходит в силу – Господь дает возможность постепенно, постепенно менять свою жизнь, исправляться, тренировать волю, обретать силу воли. Вот сейчас был пост. Для чего он был? Для того чтобы выплакаться и признать, что все мы действительно такие плохие? Наоборот, он был для того, чтобы увидеть свет, увидеть в себе изъяны и пытаться делать новые шаги к тому, чтобы после поста с такой же решимостью воздерживаться от всякого греха. Как мы умеем воздерживаться в той или иной мере от пищи, так и обладаем способностью и силами отстраняться от греха, иметь страх Божий; может быть, имеем намерение послужить друг другу еще больше, забывая себя, жертвуя собой по отношению к ближним, к Богу; каждый – в свою меру. Поэтому пост – это такая тренировка, упражнение в благочестии.

Сейчас радостные дни, мы разговелись, мы выплескивали эту радость, ходили крестным ходом. Мы не могли замкнуться в самих себе – делились этой радостью со всей природой, которая сейчас уже начинает у нас цвести. И мы теперь начинаем снова постепенно углубляться в свою внутреннюю немощь, понимая, что даже радость, которую мы получаем от пасхальных дней, нужно удержать, нужно быть способными радоваться искренне, а для этого нужен труд. Любая радость просто так не дается. Кажется, что радоваться – это просто, но это непросто, нужно постепенно прийти к этому.

Поэтому сейчас начинаются более аскетичные, серьезные Недели – мы начинаем рассуждать о своей природе, о том, что без Бога мы ничего не можем, даже сохранить радость не можем без Бога. Хочется, чтобы мы росли дальше, шли из первого класса во второй, и мы начинаем подниматься к следующей седмице, затем – к следующей. До этого была седмица жен-мироносиц, прежде всего как пример верности и веры, уверенности в том, что Господь рядом. Жены-мироносицы – пример апостолам, их называли «апостолы апостолов», потому что они сохранили нить доверия Спасителю. Хотя, может быть, в своем человеческом рассуждении они ошибались, потому что пришли ко гробу с ароматами. Ведь Господь говорил: «Я воскресну», но они забыли об этом. Жены-мироносицы шли на гроб, не взяв с собой никого из мужчин, чтобы отодвинуть камень от гроба, они даже не подумали об этом. Они взяли все, что нужно по иудейскому закону, пытаясь дополнить обряд, который не успели сделать в пятницу, когда погребали Спасителя. И Господь дал им чудо – Ангел Господень явился к ним и рассказал о том событии вселенского масштаба, о котором говорил Христос.

– Вы начали говорить о том, что люди пожилые или лежащие в немощи независимо от возраста часто бывают не нужны близким. Бывают горестные размышления о том, что, к сожалению, в России много детских домов, много домов престарелых, чего, по счастью, нет на Кавказе. Иногда нам говорят: вот, посмотрите, вы православные христиане, а они мусульмане, но у них нет такого. У них если ребенок останется сиротой, его обязательно возьмут ближайшие родственники, да и не ближайшие. Если кто-то отдаст ребенка в детский дом, такой человек, наверное, просто из села потом уедет.

Согласна, что, может быть, эти люди в жизни и не любили. Но мы-то, христиане, должны проявлять милосердие. Как же нам этого достичь? Как нам подняться до понимания, что нельзя воздавать злом за зло?

– Надо упражняться в любви. Будь верен в малом, будешь верен во многом. Если ты в своей жизни побеждаешь в мелочах, стараешься поступать по совести, исполнять заповеди Божии о почитании отца и матери, о детях, про которых Христос говорил, что таковых есть Царствие Небесное, то постепенно обучаешься отношению порядочному, уважительному, жертвенному. Конечно, если ты имеешь эгоистичные настроения души и привык, что ты являешься центром жизни своей и чужой, то, конечно, забываешь о том, что твои родители служили тебе, когда родили тебя.

– И какие бы они ни были, может быть, плохие, с нашей точки зрения.

– Когда родители уже приходят в немощь, мы обязаны им послужить в ответ, в благодарность. Или мы не ценим своих родителей и их труд.

– Мы потеряли какие-то свои русские корни, потому что представить себе, чтобы в православной России кто-то выгнал отца, мать или сироту, невозможно. Сирот всегда брали в дом, мы читаем об этом в сказках, в книжках. То есть надо нащупать свои корни и снова к ним возвращаться.

– Надо брать примеры с существующих культур и народностей, которые поддерживают традиционные семейные ценности. Патриархальность в семье – это прекрасно, и это особенно показательно и замечательно на Кавказе. У нас секулярное общество, и, видимо, сейчас совершенно разные культуры, перемешались все понятия. Может быть, даже дома престарелых являются некой вынужденной мерой, для того чтобы оказать медицинскую помощь брошенным людям.

Но мы, конечно, должны стремиться к тому, чтобы проявлять высочайшую культуру, и прежде всего не терять любви к людям, к нашим родным, не допускать, чтобы наши родители и близкие, те, кто когда-то знал нас маленькими, вложил в нас что-то, оставались одинокими. Даже если нам кажется, что эти люди не заслужили того или иного снисхождения, как христиане мы должны проявить любовь. Мы должны быть способны творить добро не как язычники – делать добро делающим добро, как говорил Господь, а быть гораздо способнее, сильнее и все-таки созидать. Потому что для спасения души мало быть просто фарисеем, который все отсчитывает по закону: ты – мне, я – тебе. Мы должны уметь служить, жертвовать собой.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *