что значит разбираться в живописи
Как читать и понимать живопись
Как научиться понимать живопись? В этой статье даю советы и рекомендации, как правильно научиться читать картины знаменитых художников. Также разберем и современное искусство.
Возможно ли научиться понимать живопись – как современную, так и признанную классику, если у вас нет специального образования, например, историка искусств? И нужно ли нам вникать во все нюансы, если это никак не связано с нашей работой? Разве нужно перед походом в музей или картинную галерею, изучать биографии художников, стили и виды живописи, историю создания картин? Ведь есть же, в конце концов, Интернет, где в один клик можно посмотреть всю информацию, не вдаваясь в детали и подробности.
Как видите, существуем множество нюансов, к пониманию и расшифровки изобразительного искусства. Эта статья рассчитана на тех, кто хочет начать разбираться в живописи уже сейчас, чтобы к следующему походу в музей быть во всеоружии.
Можно ли научиться понимать живопись
Да, научиться понимать живопись можно, и даже нужно, если вам интересна эта тема. Только нужно сразу настроить себя на то, что это, как и во всем будет учеба – не бывает такого, что мы рождаем с даром понимания живописи. Придется много читать и смотреть, прежде чем вы научитесь разбираться в искусстве живописи.
Так почему же некоторым так важно и нужно учиться понимать живопись? Прежде всего, хочу сразу отметить, что если вы пойдете учиться на искусствоведа, то вам в любом случае придется этому учиться. Я же хочу поговорить об обычных людях, которые в своей жизни не так часто сталкиваются с миром искусства, но все равно хотят в нем разбираться.
Также хочу уточнить, что для изучения и понимания живописи, иметь яркое воображение – не самое главное качество. Конечно, оно безусловно нужно, чтобы, по крайней мере, представить себе реалии, в которых создавались картины, творческие пути художников. Но больше чем воображение, вам понадобится хорошая память, умение строить причинно-следственные связи, насмотренность, начитанность, знание истории, в конце концов.
Только в совокупности все эти качества помогут вам понимать искусство, как современных художников, так и творцов прошлых веков.
С чего начать изучать искусство
Как и любой другой предмет, искусство требует определенного подхода к изучению. Начать стоит с основ – а именно, с теоретической составляющей.
Изучаем теорию
Начните с истории искусств. Для этого, советую вам начать читать о разных эпохах и направлениях в искусстве: от античных времен и эпохи Возрождения, до классицизма, импрессионизма, кубизма и других измов.
Благо сейчас существует огромный выбор книг, помимо доступных статей в сети Интернет, где подробно расписывается каждый период в живописи, с конкретными примерами значимых художников того или иного времени.
Стоит также подтянуть культурно-исторический контекст ваших знаний. Ведь сложно будет понять почему художники творили так, а не иначе, не зная, что происходило в мире, в каких условиях они жили. Так как среда обитания играет большую роль, постарайтесь также прочитать биографии наиболее ярких представителей эпох. Зачастую именно из описания жизни художника становится понятно, почему он стал великим, а другой его современник – нет.
Переходим к практике
Если у вас нет возможности посетить музей, где собраны ярчайшие представители какого-то направления в искусстве, вам помогут различные альбомы по живописи, художественные каталоги с выставок и сайты знаменитых галерей и музеев.
Выберите несколько понравившихся вам картин, и попробуйте определить направление, в котором написана работа, либо самого художника. Это стоит делать, когда вы уже читали и смотрели репродукции известных полотен. Так, методом проб и ошибок вы запомните основные черты, выделяющие эпоху или живописца, и уже придя в музей, сможете сами для себя выделить разные картины.
Выходите в свет
Книги и альбомы — это хорошо, но лучше все-таки иметь возможность также смотреть на живые картины. Обычно в музеях, пусть даже региональных, есть несколько залов с разными направлениями. Проходите их все постепенно, подглядывая в гид-брошюру, либо на месте ища информацию о картине в Интернете. Так, с помощью зрительной памяти, вы лучше запомните материал, будучи под впечатлением от настоящей картины.
Коллекционируйте работы художников
Как понять современное искусство? Начните его коллекционировать! Вы удивитесь, но это правда работает. Некоторые современные художники очень мало берут за свои работы, особенно не такие известные. Чтобы удачно вложиться в искусство, а спустя пару лет еще и заработать на своем приобретении, вам придется начать разбираться в современном арт-рынке.
Это очень увлекательно и интересно, хотя бы потому, что сейчас у нас с вами есть огромный спектр материалов, новые возможности, которые дарит нам Интернет. Вы можете приобрести себе в коллекцию работу художника с другого континента, если он покажется вам многообещающим и о нем будут отзываться арт-критики.
Для этого вам нужно читать статьи галерей и музеев современного искусства, следить за выставками современных художников, узнавать больше о региональных творцах – ведь так много самородков на просторах нашей страны, так много имен, которые еще не открыли.
Также вам помогут социальные сети, например, Инстаграм – некоторые художники не ждут, что их пригласят на выставку, а делают выставку работ прямо у себя на странице, там же и продают картины.
Постепенно, изучая работы других художников, вы начнете разбираться в основных направлениях современного искусства.
Рисуйте сами
Если вам нравится живопись и у вас есть к ней способности, начинайте рисовать сами. Если пока не получается придумывать сюжеты из головы, попробуйте делать копии известных картин, но всегда помните об авторском праве.
Ведь когда вы немного разберетесь в основных направлениях, у вас, скорее всего, появится свое любимое – импрессионизм, реализм или что-то современное. Так, чтобы лучше понять и донести свое творчество до зрителя, вы и сами должны будете погрузиться в это направление.
Чтобы понять, как читать живопись, нужно также знать основные законы и правила создания картины.
Так, очень важно знать правила воздушной перспективы, принципы светотени, основные законы композиции, изучить разные планы, с помощью которых создается пространство на картине.
Все это уже знает художник, и с помощью этих средств выразительности он и старается впечатлить зрителя своей картиной. А значит и вам нужно знать эти правила, чтобы понять, что он хотел сказать своей работой, чтобы начать говорить с ним на одном языке.
Как нужно воспринимать картину
Практически всегда художник вкладывает какой-то определенный смысл в свою картину, а нам, зрителям, нужно правильно этот смысл интерпретировать. Так что же нужно, чтобы воспринимать картину художника правильно?
Во-первых, нужно постараться рассмотреть картину внимательно, со всех сторон и ракурсов. Затем, отталкивая от названия картины и биографии художника, попробуйте подумать, почему именно в этот период своей жизни, автор написал то, что вы сейчас видите перед собой? Может, у него был творческий кризис, или, наоборот, душевный подъем, когда он писал картину? Подумайте об этом.
Если же, сюжет картины очевиден, например, это сцена из библии или портрет исторического персонажа, то понять и прочитать картину будет намного проще. Опять же, вы можете обратиться к биографии художника, чтобы понять почему он стал писать именно этот сюжет.
Обратите также внимание на цвет красок, которые использовал автор. На пропорции и перспективу. Эти ключи о многом могут вам рассказать.
Подумайте также про символизм. Например, если на картине изображены 12 апостолов, то очевидно, что это прямая отсылка к другому произведению. Многие творческие личности любили вкладывать дополнительные смыслы в свои работы, и, порой, читать и находить их – это отдельный вид искусства.
Как разбираться в живописи
Вопрос:
Меня зовут Мухиддин. Я из Узбекистана. Читаю статьи на вашем сайте. Очень нравятся. Весьма интересные и креативные.
Хотя я много читаю, но все равно не могу понять некоторые ситуации. Можно ли я вам задам вопрос?
Как мы все знаем, в мире много музеев и дворцов. Каждый из них уникален и неповторим. Я посещал музеи в России, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, США и т.д. Когда я смотрю картины Средневековья, стараюсь понять, что вообще там изображено. К сожалению, не всегда получается: очень разная тематика. Говорят, что для понимания картин нужно очень хорошо знать Библию. С этим я согласен.
Пожалуйста, если у вас есть очень умные люди, которые осознают важность этого вопроса, напишите статью об этом. Как вообще нужно посещать музеи мира, как знать без Google, что там ценного (например Часы Павлин в Эрмитаже) и как понять сюжет и историю картины? Как вообще человек должен смотреть и толковать живопись? Какие легкие способы существуют?
С надеждой увидеть ответы на мои вопросы в скором будущем и с уважением, Мухиддин.
Ответ
Конечно же нам можно задавать вопросы, разве не за этим ты нам написал? Кстати, огромная тебе благодарность: одно удовольствие — отвечать на такое. Хотя некоторые моменты нам кажутся чересчур наивными. Все гораздо проще, чем ты думаешь. Кто-то очень умный придумал аудиогиды и экскурсоводов, которые все объясняют. А чтобы разбираться глубже, нужно проявить заинтересованность. А легко это или нет — решай сам.
Некоторые считают, что черпать знания из интернета, тем более когда речь идет о таких высоких материях, — моветон. Для них это все равно что променять ночь музеев на концерт «Пошлой Молли» в «Ионотеке»: вроде бы тоже культурное мероприятие, но с едким привкусом дерьма. Потому что культура бывает разная.
Для таких людей вот уже сотню лет издаются книги, энциклопедии классического искусства, в которых представлены репродукции картин с краткой информацией о них. Чаще всего такие сборники разделяются по определенной тематике, например, на шедевры русского изобразительного искусства, лучшие работы конкретного художника, или коллекции определенного музея.
Я вот полюбил русское изобразительное искусство благодаря картинам Карла Брюллова. А в творчество Карла Павловича я влюбился благодаря шикарной книге с репродукциями, изданной в еще лохматые советские времена. Тут была и биография художника, и комментарии о том, как он писал свои гениальные итальянские пейзажи, и что обозначают жесты людей на картине «Последний день Помпеи».
Чудо как хороша книга почившего ныне искусствоведа Даниэля Арасса «Истории картин». Она состоит из небольших рассказов, посвященных проблемам перспективного изображения. Проще говоря, объясняет, что обозначают жесты архангелов, пейзаж за спиной Джоконды, огромные улитки на картинах Франческо дель Косса.
Обязательно почитай книгу «Живопись и социальный опыт в Италии XV века». Уже из названия ясно, что она про Италию и взгляды людей разных сословий на искусство. Элементарно, у купца и ремесленника глазомер был разный, и потому их видение полотен отличалось. Художники, само собой, учитывали этот факт при написании.
Молодые авторы в своих новых книгах пытаются докопаться до истины, приписывают картинам полудетективные истории, пытаются взглянуть на известные шедевры новым взглядом, хотя все уже давно известно. Так что не смотри на дату выпуска книги.
Найти хорошие книги не составляет труда. Они не просто расширяют кругозор, но и учат воспринимать хорошо известные полотна иначе. Думаю, как-нибудь мы сделаем подборку книг по искусствоведению.
Чтобы разбираться в искусстве еще лучше, необходимо интересоваться биографией мастеров. Например, картины Караваджо становятся понятнее, когда понимаешь, что он нечаянный убийца, который почти всю жизнь провел в бегах. Картины и выходки Сальвадора Дали видятся несколько иначе, когда узнаешь про его окружение и нюансы семейной жизни.
Ну и конечно же искусство не может идти вразрез с историей. Именно она, голубушка, дает понять, какой общественно-политический заказ выполняли монахи, оставшиеся в истории под звучными именами Фра Анджелико, Фра Бартоломео и т.п. Появление авангардизма, кубизма и импрессионизма неразрывно связано с безумствами ненормального и революционного ХХ века. Когда вспоминаешь, что в те времена наркотики были лекарствами, технологии пошли вперед семимильными шагами, а нравы сильно поменялись, то находишь оправдание провозглашенной популярности и величию Модильяни. Ведь по сути, когда ты смотришь на фрески или полотна, ты читаешь исторический документ.
Читай книги, смотри документальные фильмы, они научат тебя видеть больше, чем просто красоту. Ну и заодно узнаешь, в каком музее что находится. Кстати, истории самих музеев порой интереснее их коллекций, так что если будет интересно, то изучи их.
Но это не все. Если хочешь стать искусствоведческим монстром, тренируйся. Например, учись отличать школы не глядя на авторов. Просто открой книгу с репродукциями и назови временной период, школу автора и в каком направлении он писал. Высший балл — имя художника. И старайся сам объяснить, что изображено на холсте, без подсказок. Даже если это абстрактная картина, хотя в них много смыслов. Ну а глубже разбираются только критики и культурологи.
Ну и наконец любое дело воспринимается иначе, если ты сам им занимаешься. Так же и с живописью: если ты сам рисуешь, то смотришь на холст другим глазом, как профессионал. Замечаешь такие нюансы, как линия, объем, цвет. Мы, простые смертные, видим что-то интересное, а художник — собранный пазл. Прими это к сведению, даже если не собираешься тратить время на курсы по рисованию. Тонкости художественной кухни, терминология и процесс создания значительно меняют восприятие. Это все равно что смотреть футбол и учить футболистов бить и давать пас, ведь коллегами вас не назовешь.
«Инструкция по применению»: как разбираться в современных художниках и начать собирать коллекцию
Диляра Байчурина о том, как понять и принять то, что хотят сказать современные художники
Мы продолжаем публикации в рубрике «Инструкция по применению», в которой известные бизнесмены и общественные деятели делятся тем, как претворяют мечты в реальность. Соорганизатор творческого объединения «ОКНО» — Галереи современного искусства Казанской ратуши Диляра Байчурина не всегда мечтала быть «галеристом», но всегда испытывала потребность в эстетических эмоциях. Она считает, что каждому любопытствующему рано или поздно становится мало понятной академической школы и он начинает поиск «своего» художника среди «хаоса» и «пятен» современников. Как найти и собрать из этих картин целую коллекцию — в материале «Реального времени».
Предыстория
Моя «коллекция» начала формироваться лет 10 назад. В ней есть картины, которые подарили друзья и те, которые я покупаю сама. Делаю я это примерно каждые 2-3 месяца.
Идеи, как таковой, создать свою коллекцию не было никогда. Просто так случилось. Все мы выросли на работах классиков, нас учили любить своих художников — Серова, Васнецова, Айвазовского, Шишкина и других. У многих на стенах висели, бережно вырезанные из журналов репродукции великих русских художников (вспомните каждый свою «Незнакомку»), возможно переехавшие на дачи. Здорово, что это существовало, создавало общий фон для образованности в этой сфере. Понятно, что тогда очень мало было информации о том, что происходит в современном мире художников. Когда ты начинаешь идти дальше с желанием образовываться, обращаешься вглубь предмета.
Сначала ты смотришь на то, что тебе предлагают, потом начинаешь искать что-то интересное и новое. В альбомах, которые в больших количествах были в нашей семейной библиотеке, я рассматривала коллекции лучших музеев мира: «Прадо», «Уффици», «Лувра», «Орсе», «Дрезденской галереи», искала, в каком из них находится та или иная картина.
В результате я стала человеком, для которого посещение музея в любом городе мира – это обязательный пункт программы. Я могла по двое суток провести в «Уффици» или в амстердамском «Райх музее». Однажды перед «Рождением Венеры» Боттичелли я провела минут 40, не могла оторваться. Это было начало другого пути.
Ильгиз Гимранов «Человек на стуле»
Это нельзя включить в программу «10 шагов к улучшению себя», например. Это нормально сформированная потребность как желание гулять по лесу, чтобы восстановить силы. Или как желание съесть что-то новое, чтобы расширить гастрономические горизонты.
Мне говорят, что искусство осмыслило уже все сюжеты. И мне становится грустно, когда человек говорит, что уходит от художественной литературе к бизнес-книгам. Всегда есть язык, слова, новые краски. Ты можешь прочитать «Анну Каренину» в 16, потом в 28, потом в 40– это разные ощущения.
С чего начать
Когда ты достиг понимания классики, ты готов воспринимать современное искусство. Если вы ищите «подход» к нему, начните с импрессионистов. Всем нравится Дега, Моне, Ван Гог и т.д. Чтобы пойти дальше, смотрите Шагала, оцените ритмику цвета Кандинского, подумайте, какой период Пикассо вам больше нравится. Именно с импрессионистов берут начало различные стили и техники современного искусства. Они наделали много шума на парижских салонах рубежа 20 века, когда представляли почтенной публике свои первые работы. Они первыми ушли от классического изображения, в котором главное натуралистичность, реалистичность, свет. Они первыми стали писать о том впечатлении, которое получали «здесь и сейчас».
В дальнейшем развитие современного искусства в некоторых его направлениях – это вообще уход от композиции, потом от форм, а далее – к одному только цвету.
Современное искусство – это новая философия концептуализма и минимализма. Это не просто изображение – это смесь техник, материалов, где, может меньше предмета, но много художника.
Поэтому прежде чем формировать коллекцию, чтобы научиться принимать проявления разных художников, нужно научиться принимать разным себя.
Лариса Евграфова «Азия»
Чтобы понять, что происходит в российском современном искусстве сейчас, я бы посоветовала сходить в музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, где собран очень хороший срез современного искусства России, на который имеет смысл опереться коллекционеру. Коллекцию можно собирать из разных работ, созданных при помощи разных техник, направлений, можно намешать что угодно. Основная точка отсчета – собственное восприятие конкретной картины.
Недавно вышел очень хороший фильм «Манифесто» Джулиан Розефельдт, — некое путешествие по истории искусства XX века. В фильме встречаются Малевич и Джармуш, Кандинский и Годар, а их знаменитые манифесты произносят 13 героинь нашего времени в исполнении великой Кейт Бланшет. Фильм рассказывает о том, о чем говорит каждый вид искусства, какой смысл последователи вкладывают в него. Если это прочувствовать, потом не будешь говорить — «так может нарисовать мой ребенок, так я и сам могу».
Современное искусство – это не всегда «пятна» и «мазки». Среди картин современных художников могут быть вполне реалистичные городские пейзажи или портреты. Но их всегда отличает то, что в них есть контекст автора. Поэтому важно, когда художник не скрывает его. Конечно, если он называет картину «XX2» или «Картина 1», он интересничает. Но тогда ему будет сложно найти покупателя на свое полотно.
Для кого
Я знаю только нескольких людей, которые последовательно формируют коллекцию современного искусства. Есть любители, которые гоняются за тем или иным автором. Но, как правило, большинство совершают эмоционально спонтанные покупки. В случае с современным искусством это нормально. Ключевой критерий «качества» современного искусства один – «нравится-не нравится». Картина может отвечать искусствоведческим требованиям, но у «потребителя» искусства могут быть другие потребности.
Рамин Нафиков «Купальщица»
Есть три подхода к коллекционированию.
Третий мотив — покупать картины как предмет инвестиций. Тогда нужно обложиться массой литературы, рекомендациями искусствоведов, найти правильного человека, который эту коллекцию вам создаст. Без их помощи создать свою коллекцию современного искусства невозможно. Будут ошибки. Но таких специалистов могут позволить себе, конечно, немногие.
Но вкладываться в картины выгодно всегда! Да, вы всегда можете продать картину и на этом заработать, но для меня это странный подход. Это все-таки история не про вкладывание денег, а про вкладывание денег в себя. Выгода от роста внутреннего багажа. Если вы становитесь коллекционером, вы волей-не волей начинаете обращать внимание на все, что с этим связано: читать про искусство, встречаться с художниками, искусствоведами, выезжая за границу, посещать арт-ярмарки, биеннале и так далее. Вам это становится интересным и полезным. Это хорошая страсть и хорошее хобби.
Какие картины покупать. …
Можно рекомендовать купить картины художников, которых нет в живых и, значит, они больше ничего не напишут. Можно присматриваться к художникам, которые активно участвуют в выставках: это значит, что в их продвижение вложено много сил и картины будут расти в цене. Но на каждую такую «закономерность» есть и обратный пример. Я могу вспомнить имена художников, которые хорошо продавались раньше и на кого сейчас нет спроса совсем. Это, как правило, художники из числа «ангажированных», которые всегда приветствуют партию и правительство. Да, им было заказано много работ, но сейчас этих заказов нет. Сменились вкусы сильных мира сего, и они больше не готовы их финансировать.
Ирина Антонова «Сны разной ритмичности»
Правда, и среди ангажированных есть примеры интересных художников. Можно не любить Никаса Сафронова за то, что он делает, подчиняясь конъюнктуре. Но у него много работ, которые показывают его совсем другим художником. Рубенс, Веласкес или Леонардо да Винчи – они все были ангажированы, всем художникам был нужен тот, кто в него инвестирует. Не было бы Щукина, возможно не было бы Матисса. Если бы не было меценатства, не было бы прекрасных полотен.
… и сколько это стоит
Конечно, было бы здорово говорить, что в коллекции современного искусства нужно иметь и Ротко, и Поллока, и Баския, и Херста. Однако, это мягко скажем, недешевое удовольствие. Но, как раз, именно, с современным искусством можно напасть на хорошие полотна, которые могут стоить недорого. Если присмотреться к художникам, которые живут с тобой рядом. Например, Лариса Евграфова – недорогой художник, ее картину можно купить за 10-15 тысяч рублей, но по оценкам искусствоведов это один из самых перспективных художников, и в нее бы я советовала вкладываться. Ирина Антонова сильный художник, ее мистический реализм пока тоже можно купить недорого. Елена Ермолина — изысканная аристократия, Анна Федорова — романтическая ностальгия — интересные авторы, им есть что сказать, Виктор Тимофеев- наив и авангард, Ильгиз Гимранов — художник, работающий в разном творческом диапазоне, успешно реализующийся на международных аукционах, стоит обратить внимание именно на его концептуальное направление, его знаковый посыл.
Рамин Нафиков – мастер цвета, картины которого, в разных техниках, в том числе и коллажа, за последние 10 лет выросший в цене, причем в разы. Это отличный пример успешности художника, однако так бывает не всегда. Российские художники недооценены. Богатые люди любят купить картины иностранных художников за несколько десятков тысяч евро, но на мастеров-соотечественников у них может быть планка – не более 100 тысяч рублей. Хотя разница между первыми и вторыми может быть лишь в степени раскрученности.
Есть условно коммерческие художники. Мне не хочется называть ни их имена, ни их картины. Как правило то, что они делают – это подражание мастерам других времен. Да, они вырисовывают детали, делают это хорошо, но это вторичное произведение. Они ставят на картины ценник от 100 тысяч рублей, но расти в цене эти картины точно не будут. Это подражание, в нем нет ни новой техники, ни отражения художника.
Елена Ермолина «Гульназек, победитель Дивов»
Ценообразование может быть совершенно разным, и вы никогда не сможете понять, за какую цену была куплена та или иная картина, если только это не аукционная история.