что значит решить графически систему

Что значит решить графически систему

Объединяем уравнения в систему с помощью фигурной скобки:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Графический метод

Недаром ответ записывается так же, как координаты какой-нибудь точки.

Ведь если построить графики для каждого уравнения в одной системе координат, решениями системы уравнений будут точки пересечения графиков.

Например, построим графики уравнений из предыдущего примера.

Пример 1

Для этого сперва выразим y y y в каждом уравнении, чтобы получить функцию (ведь мы привыкли строить функции относительно x x x ):

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Для того чтобы графически решить систему уравнений с двумя переменными нужно:

1) построить графики уравнений в одной системе координат;
2) найти координаты точек пересечения этих графиков (координаты точек пересечения графиков и есть решения системы);

Разберем это задание на примере.

Решить графически систему линейных уравнений.

Графическое решение системы уравнений с двумя переменными сводится к отыскиванию координат общих точек графиков уравнений.

Пример 2

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Графиком линейной функции является прямая. Две прямые на плоскости могут пересекаться в одной точке, быть параллельными или совпадать. Соответственно система уравнений может:

а) иметь единственное решение;

б) не иметь решений;

в) иметь бесконечное множество решений.

2) Решением системы уравнений является точка (если уравнения являются линейными) пересечения графиков.

Пример 3

Графическое решение системы что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Пример 4

Решить графическим способом систему уравнений.

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически системуГрафиком каждого уравнения служит прямая линия, для построения которой достаточно знать координаты двух точек. Мы составили таблицы значений х и у для каждого из уравнений системы.

Прямую y=x+1 провели через точки (0; 1) и (2; 3).

Графики данных уравнений системы 1) пересекаются в точке А(4; 5). Это и есть единственное решение данной системы.

Пример 5

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически системуВыражаем у через х из каждого уравнения системы 2), а затем составим таблицу значений переменных х и у для каждого из полученных уравнений.

Наши прямые пересеклись в точке В(-2; 5).

ОБЯЗАТЕЛЬНО: Познакомимся с видео, где нам объяснят как решаются системы линейных уравнений графическим способом. РАССКАЖУТ, КАК РЕШАТЬ СИСТЕМЫ ГРАФИЧЕСКИ.

Видео YouTube

Источник

Алгебра. 9 класс

Вспомним основные понятия.

Решение уравнения с двумя переменными – это пара значений переменных, которая обращает это уравнение в верное равенство.

Решение системы уравнений с двумя переменными – это пара значений переменных, которая обращает каждое уравнение системы в верное равенство.

Решить систему уравнений – это значит найти все её решения, или убедиться, что общих решений у исходных уравнений нет.

Чтобы решить систему уравнений графическим способом нужно построить графики уравнений, входящих в систему, на одной координатной плоскости и найти точки их пересечения.

Вспомним основные виды графиков.

y = kx + b, где k и b – некоторые числа

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему, где a, b, c и d – некоторые числа, с ≠ 0, adbc ≠ 0

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему, где n – некоторое чётное число

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему, где n – некоторое нечётное число

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Решим несколько задач.

Решите графическим способом систему уравнений

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Приведём уравнения к виду, удобному для построения графиков.

Сначала первое уравнение:
x 2 + y 2 = 5 + 2x + 4y;
x 2 – 2x + 1 – 1 + y 2 – 4y + 4 – 4 = 5;
(x – 1) 2 + (y – 2) 2 – 5 = 5;
(x – 1) 2 + (y – 2) 2 = 10.

Теперь второе уравнение:
2x = y – 5;
y = 2x + 5.

Теперь построим графики уравнений на одной координатной плоскости.

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Используя чертёж найдем координаты точек пересечения графиков. Получим две точки: А(0; 5) и B(–2; 1).

Подставим найденные значения переменных, чтобы убедиться, что мы нашли точные, а не приближённые решения системы.

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически системучто значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически системучто значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Определите, сколько решений может иметь система уравнений в зависимости от значений b

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Графиком первого уравнения системы является парабола с вершиной в точке (0; –3).

Графиком второго уравнения системы является окружность с центром в точке (0; 0) и радиусом b.

Построим в одной системе координат график первого уравнения и возможные варианты графика второго уравнения, начиная с маленького радиуса окружности и постепенно его увеличивая.

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Таким образом, в зависимости от значения b система может не иметь решений, может имеет 2, 3 или 4 решения.

Источник

Презентация к уроку

1. Организационный момент (Планерка) – 2 мин.

– Добрый день! Начинаем нашу традиционную планерку. Мы рады приветствовать всех, кто сегодня у нас в гостях, в нашей лаборатории (представляю гостей). Наша лаборатория называется: «ТРУД с интересом и удовольствием» (показываю слайд 2). Название служит девизом в нашей работе. «Твори, Решай, Учись, Добивайся с интересом и удовольствием». Дорогие гости, представляю вам руководителей нашей лаборатории (слайд 3).
Наша лаборатория занимается изучением научных трудов, исследованиями, экспертизой, работает над созданием творческих проектов.
Сегодня тема нашего обсуждения: «Графическое решение систем линейных уравнений». (Предлагаю записать тему урока)

Программа дня: (слайд 4)

3. Экспертиза
4. Исследования и открытия
5. Творческий проект
6. Отчет
7. Планирование

2. Опрос и устная работа (Расширенный ученый совет) – 10 мин.

– Сегодня мы проводим расширенный ученый совет, на котором присутствуют не только руководители отделов, но и все члены нашего коллектива. Лаборатория только начала работу по теме: «Графическое решение систем линейных уравнений». Мы должны постараться добиться самых высоких достижений в этом вопросе. Наша лаборатория должна славиться качеством исследований по этой теме. Я, как старший научный сотрудник, желаю всем удачи!

Результаты исследований будут сообщены начальнику лаборатории.

Слово для доклада о решении систем уравнений имеет…(вызываю ученика к доске). Даю заданию задание (карточка 1).

А лаборант…(называю фамилию) напомнит, как строить график функции с модулем. Даю карточку 2.

Карточка 1 (решение задания на слайде 7)

Решить систему уравнений:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Карточка 2 (решение задания на слайде 9)

Построить график функции: y = | 1,5x – 3 |

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Пока сотрудники готовятся к докладу, я проверю, как вы готовы к выполнению исследований. Каждый из вас должен получить допуск к работе. (Начинаем устный счет с записью ответов в тетрадь)

Допуск к работе (задания на слайдах 5 и 6)

1) Выразить у через x:

3x + y = 4 (y = 4 – 3x)
5x – y = 2 (y = 5x – 2)
1/2y – x = 7 (y = 2x + 14)
2x + 1/3y – 1 = 0 (y = – 6x + 3)

2) Решить уравнение:

5x + 2 = 0 (x = – 2/5)
4x – 3 = 0 (x = 3/4)
2 – 3x = 0 (x = 2/3)
1/3x + 4 = 0 (x = – 12)

3) Дана система уравнений:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Какая из пар чисел (– 1; 1) или (1; – 1) является решением данной системы уравнений?

Сразу после каждого фрагмента устного счета учащиеся обмениваются тетрадями (с рядом сидящим учеником в одном отделе), на слайдах появляются верные ответы; проверяющий ставит плюс или минус. По окончании работы начальники отделов вносят результаты в сводную таблицу (см ниже); за каждый пример дается 1 балл (возможно получить 9 баллов).
Те, кто набрал 5 и более баллов, получают допуск к работе. Остальные получают условный допуск, т.е. должны будут работать под контролем начальника отдела.

Таблица (заполняет начальник)

(Таблицы выдаются до начала урока)

После получения допуска слушаем ответы учащихся у доски. За ответ ученик получает 9 баллов, если ответ полный (максимальное количество при допуске), 4балла, если ответ не полный. Баллы вносят в графу «допуск».
Если на доске правильное решение, то слайды 7 и 9 можно не показывать. Если решение правильное, но нечетко выполненное или решение неправильное, то слайды демонстрируются обязательно с пояснениями.
Слайд 8показываю обязательно после ответа ученика по карточке 1. На этом слайде выводы важные для урока.

3. Упражнения (Экспертиза) – 5 мин.

Вчера в работе некоторых сотрудников были допущены грубые ошибки. Сегодня вы уже более компетентны в вопросе графического решения. Вам предлагается провести экспертизу предложенных решений, т.е. найти ошибки в решениях. Демонстрируется слайд 10.
Работа идет в отделах. (На каждый стол выдаются ксерокопии заданий с ошибками; в каждом отделе сотрудники должны найти ошибки и подчеркнуть их или исправить; ксерокопии сдать старшему научному сотруднику, т.е. учителю). Тем, кто найдет и исправит ошибку, начальник добавляет 2 балла. Затем обсуждаем допущенные ошибки и указываем их на слайде 10.

Ошибка 1

Решить систему уравнений:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Учащиеся должны продолжить прямые до пересечения и получить ответ: (– 2; 1).

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Ошибка 2.

Решить систему уравнений:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Учащиеся должны найти ошибку в преобразовании первого уравнения и исправить на готовом чертеже. Получить другой ответ: (2; 5).

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

4. Объяснение нового материала (Исследования и открытия) – 12 мин.

Учащимся предлагаю решить графически три системы. Каждый ученик решает самостоятельно в тетради. Консультироваться могут только те, у кого условный допуск.

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Решение

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Без построения графиков понятно, что прямые совпадут.

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

На слайде 11 показано решение систем; ожидаемо, что учащиеся будут испытывать затруднение при записи ответа в примере 3. После работы в отделах проверяем решение (за верное начальник добавляет 2 балла). Теперь пришло время обсудить, сколько решений может иметь система двух линейных уравнений.
Учащиеся должны сделать выводы самостоятельно и объяснить их, перечислив случаи взаимного расположения прямых на плоскости (слайд 12).

5. Творческий проект (Упражнения) – 12 мин.

Задание дается для отдела. Начальник дает каждому лаборанту по способностям фрагмент его выполнения.

Решить системы уравнений графически:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

После раскрытия скобок учащиеся должны получить систему:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

После раскрытия скобок первое уравнение имеет вид: y = 2/3x + 4.

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

6. Отчет (проверка выполнения задания) – 2 мин.

После выполнения творческого проекта учащиеся сдают тетради. На слайде 13 показываю то, что должно было получиться. Начальники сдают таблицу. Последнюю графу заполняет учитель и ставит отметку (отметки можно сообщить ученикам на следующем уроке). В проекте решение первой системы оценивается тремя баллами, а второй – четырьмя.

7. Планирование (подведение итогов и домашнее задание) – 2 мин.

Подведем итоги нашего труда. Мы неплохо поработали. Конкретно о результатах поговорим завтра на планерке. Безусловно, все без исключения лаборанты овладели графическим методом решения систем уравнений, усвоили, какое количество решений может иметь система. Завтра каждого из вас ждет персональный проект. Для дополнительной подготовки: п.36; 647-649(2); повторите аналитические методы решение систем. 649(2) решите и аналитическим методом.

Нашу работу в течение всего дня контролировал директор лаборатории Ноумэн Ноу Мэнович. Ему слово. (Показываю заключительный слайд).

Источник

Решение уравнений и неравенств (с помощью графиков)

Многие задания, которые мы привыкли вычислять чисто алгебраически, можно решить намного легче и быстрее!

С помощью графиков функций!

Ты скажешь: «Как так? Чертить что-то, да и что чертить?» Поверь мне, иногда это удобнее и проще.

Приступим? Начнем с решения уравнений!

Решение уравнений и неравенств с помощью графиков — коротко о главном

Более подробно о построении графиков функций смотри в теме «Функции».

Решение уравнений с помощью графиков

Решение линейных уравнений

Как ты уже знаешь, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида.

Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и вуаля! Мы нашли корень.

Сейчас же я покажу тебе, как это сделать графическим способом.

Итак, у тебя есть уравнение: \( \displaystyle 2 -10=2\)

Вариант 1, и самый распространенный – перенести неизвестные в одну сторону, а известные в другую, получаем:

Обычно дальше мы делим правую часть на левую, и получаем искомый корень, но мы с тобой попробуем построить левую и правую части как две различные функции в одной системе координат.

Иными словами, у нас будет:

А теперь строим. Что у тебя получилось?

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Как ты думаешь, что является корнем нашего уравнения? Правильно, координата \( \displaystyle x\) точки пересечения графиков:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Наш ответ: \( \displaystyle x=6\)

Вот и вся премудрость графического решения. Как ты с легкостью можешь проверить, корнем нашего уравнения является число \( \displaystyle 6\)!

Вариант 2

Как я говорила выше, это самый распространенный вариант, приближенный к алгебраическому решению, но можно решать и по-другому. Для рассмотрения альтернативного решения вернемся к нашему уравнению:

\( \displaystyle 2 -10=2\)

В этот раз не будем ничего переносить из стороны в сторону, а построим графики напрямую, так, как они сейчас есть:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Что является решением на этот раз? Все верно. То же самое: координата \( \displaystyle x\) точки пересечения графиков:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

И снова наш ответ: \( \displaystyle x=6\).

Как ты видишь, с линейными уравнениями все предельно просто. Настало время рассмотреть что-нибудь посложнее… Например, графическое решение квадратных уравнений.

Решение квадратных уравнений

Итак, теперь приступим к решению квадратного уравнения. Допустим, тебе нужно найти корни у этого уравнения:

Конечно, ты можешь сейчас начать считать через дискриминант, либо по теореме Виета, но многие на нервах ошибаются при умножении или возведении в квадрат, особенно, если пример с большими числами, а калькулятора, как ты знаешь, у тебя на экзамене не будет…

Поэтому давай попробуем немного расслабиться и порисовать, решая данное уравнение.

Графически найти решения данного уравнения можно различными способами. Рассмотрим различные варианты, а уже ты сам выберешь, какой больше всего тебе понравится.

Вариант 1. Напрямую

Просто строим параболу по данному уравнению: \( \displaystyle <^<2>>+2 -8=0\)

Чтобы сделать это быстро, дам тебе одну маленькую подсказку: удобно начать построение с определения вершины параболы. Определить координаты вершины параболы помогут следующие формулы:

Ты скажешь «Стоп! Формула для \( \displaystyle y\) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.

Тем не менее, давай досчитаем до конца, а потом я покажу, как это сделать намного (намного!) проще!

Посчитал? Какие координаты вершины параболы у тебя получились? Давай разбираться вместе:

Точно такой же ответ? Молодец!

И вот мы знаем уже координаты вершины, а для построения параболы нам нужно еще … точек. Как ты думаешь, сколько минимум точек нам необходимо? Правильно, \( \displaystyle 3\).

Ты знаешь, что парабола симметрична относительно своей вершины, например:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Соответственно, нам необходимо еще две точки по левой или правой ветви параболы, а в дальнейшем мы эти точки симметрично отразим на противоположную сторону:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Возвращаемся к нашей параболе.

Мне удобней работать с положительными, поэтому я рассчитаю при \( \displaystyle x=0\) и \( \displaystyle x=2\).

При \( \displaystyle x=0\):

При \( \displaystyle x=2\):

Теперь у нас есть три точки, и мы спокойно можем построить нашу параболу, отразив две последние точки относительно ее вершины:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Как ты думаешь, что является решением уравнения?

Правильно, точки, в которых \( \displaystyle y=0\), то есть \( \displaystyle x=2\) и \( \displaystyle x=-4\). Потому что \( \displaystyle <^<2>>+2 -8=0\).

И если мы говорим, что \( \displaystyle y=<^<2>>+2 -8\), то значит, что \( \displaystyle y\) тоже должен быть равен \( \displaystyle 0\), или \( \displaystyle y=<^<2>>+2 -8=0\).

Просто? Это мы закончили с тобой решение уравнения сложным графическим способом, то ли еще будет!

Конечно, ты можешь проверить наш ответ алгебраическим путем – посчитаешь корни через теорему Виета или Дискриминант.

Что у тебя получилось? То же самое?

Вот видишь! Теперь посмотрим совсем простое графическое решение, уверена, оно тебе очень понравится!

Вариант 2. С разбивкой на несколько функций

Возьмем все тоже наше уравнение: \( \displaystyle <^<2>>+2 -8=0\), но запишем его несколько по-другому, а именно:

Можем мы так записать? Можем, так как преобразование равносильно. Смотрим дальше.

Построим отдельно две функции:

Построил? Сравним с тем, что вышло у меня:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Как ты считаешь, что в данном случае является корнями уравнения? Правильно! Координаты по \( \displaystyle x\), которые получились при пересечении двух графиков: \( \displaystyle <_<1>>=<^<2>>\) и \( \displaystyle <_<2>>=8-2x\), то есть:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Соответственно, решением данного уравнения являются:

Что скажешь? Согласись, этот способ решения намного легче, чем предыдущий, и даже легче, чем искать корни через дискриминант!

А если так, попробуй данным способом решить следующее уравнение.

Что у тебя получилось? Сравним наши графики:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

По графикам видно, что ответами являются:

Теперь посмотрим уравнения чууууть-чуть посложнее, а именно решение смешанных уравнений, то есть уравнений, содержащих функции разного вида.

Решение смешанных уравнений

Теперь попробуем решить следующее уравнение:

Конечно, можно привести все к общему знаменателю, найти корни получившегося уравнения, не забыв при этом учесть ОДЗ, но мы попробуем решить графически, как делали во всех предыдущих случаях.

В этот раз давай построим 2 следующих графика:

Осознал? Теперь займись построением.

Вот что вышло у меня:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Глядя на этот рисунок, скажи, что является корнями нашего уравнения \( \displaystyle \frac<3>-x+2=0\)?

Правильно, \( \displaystyle <_<1>>=-1\) и \( \displaystyle <_<2>>=3\). Вот и подтверждение:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Попробуй подставить наши корни в уравнение. Получилось?

Все верно! Согласись, графически решать подобные уравнения – одно удовольствие!

Попробуй самостоятельно графическим способом решить уравнение:

Даю подсказку: перенеси часть уравнения в правую сторону, чтобы с обоих сторон оказались простейшие для построения функции. Намек понял? Действуй!

Теперь посмотрим, что у тебя вышло:

\( \displaystyle 2<^<3>>=x+1\), соответственно:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Как ты уже давно у себя записал, корнем данного уравнения является \( \displaystyle <_<1>>=1\).

Прорешав такое количество примеров, уверена, ты понял, как можно легко и быстро решать уравнения графическим путем. Настало время разобраться, как решать подобным способом системы.

Решение систем уравнений с помощью графиков

Графическое решение систем, по сути, ничем не отличается от графического решения уравнений.

Мы будем строить два графика, и их точки пересечения будут являться корнями данной системы.

Один график – одно уравнение, второй график – другое уравнение. Все предельно просто!

Начнем с самого простого – решение систем линейных уравнений.

Решение систем линейных уравнений

Допустим, у нас есть следующая система:

Для начала преобразуем ее таким образом, чтобы слева было все, что связано с \( \displaystyle y\), а справа – что связано с \( \displaystyle x\). Иными словами, запишем данные уравнения как функцию в привычном для нас виде:

А теперь просто строим две прямые. Что в нашем случае является решением? Правильно! Точка их пересечения! И здесь необходимо быть очень-очень внимательным! Подумай, почему?

Намекну: мы имеем дело с системой, в системе есть и \( \displaystyle x\), и \( \displaystyle y\)… Смекаешь?

Все верно! Решая систему, мы должны смотреть обе координаты, а не только \( \displaystyle x\), как при решении уравнений!

Записал? Теперь давай все сравним по порядку:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

И ответы: \( \displaystyle x=1\) и \( \displaystyle y=-1\). Сделай проверку – подставь найденные корни в систему и убедись, правильно ли мы ее решили графическим способом?

Все сошлось? Идем дальше!

Решение систем нелинейных уравнений

А что если вместо одной прямой, у нас будет квадратное уравнение? Да ничего страшного! Просто ты вместо прямой построишь параболу! Не веришь? Попробуй решить следующую систему:

Какой наш следующий шаг? Правильно, записать так, чтобы нам было удобно строить графики:

А теперь так вообще дело за малым – построил быстренько и вот тебе решение! Строим:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Графики получились такими же? Теперь отметь на рисунке решения системы и грамотно запиши выявленные ответы!

Все сделал? Сравни с моими записями:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

При \( \displaystyle <_<1>>=-1\), \( \displaystyle <_<1>>=0\).

При \( \displaystyle <_<2>>=2\), \( \displaystyle <_<2>>=-3\).

Все верно? Молодец! Ты уже щелкаешь подобные задачи как орешки! А раз так, дадим тебе систему посложнее.

Решите систему уравнений: \( \displaystyle \left\< \beginy=<^<2>>+2x+2;\\y-<^<3>>=2.\end \right.\)

Что мы делаем? Правильно! Записываем систему так, чтобы было удобно строить:

Немного тебе подскажу, так как система выглядит ну очень не простой! Строя графики, строй их «побольше», а главное, не удивляйся количеству точек пересечения.

Итак, поехали! Выдохнул? Теперь начинай строить!

Ну как? Красиво? Сколько точек пересечения у тебя получилось? У меня три! Давай сравнивать наши графики:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Так же? Теперь аккуратно запиши все решения нашей системы:

При \( \displaystyle <_<1>>=-1\), \( \displaystyle <_<1>>=1\).

При \( \displaystyle <_<2>>=0\), \( \displaystyle <_<2>>=2\).

При \( \displaystyle <_<3>>=2\), \( \displaystyle <_<3>>=10\).

А теперь еще раз посмотри на систему:

Представляешь, что ты решил это за каких-то 15 минут?

Согласись, математика – это все-таки просто, особенно когда, глядя на выражение, не боишься ошибиться, а берешь и решаешь! Ты большой молодец!

Решение неравенств с помощью графиков

Решение линейных неравенств

После последнего примера тебе все по плечу! Сейчас выдохни – по сравнению с предыдущими разделами этот будет очень-очень легким!

Начнем мы, как обычно, с графического решения линейного неравенства. Например, вот этого:

Неравенство нестрогое, поэтому \( \displaystyle 4\) — не включается в промежуток, и решением будут являться все точки, которые находятся правее \( \displaystyle 4\), так как \( \displaystyle 5\) больше \( \displaystyle 4\), \( \displaystyle 6\) больше \( \displaystyle 4\) и так далее:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Ответ: \( x\in \left( 4;+\infty \right)\)

Вот и все! Легко? Давай решим простое неравенство с двумя переменными:

Решение неравенства с двумя переменными

\( 2 -3 что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Такой график у тебя получился? А теперь внимательно смотрим, что там у нас в неравенстве? Меньше? Значит, закрашиваем все, что находится левее нашей прямой.

А если было бы больше Правильно, тогда закрашивали бы все, что находится правее нашей прямой. Все просто.

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Все решения данного неравенства «затушеваны» синим цветом. Вот и все, неравенство с двумя переменными решено. Это значит, что координаты \( \displaystyle x\) и \( \displaystyle y\) любой точки из закрашенной области и есть решения.

Решение квадратных неравенств

Теперь будем разбираться с тем, как графически решать квадратные неравенства.

Но прежде, чем перейти непосредственно к делу, давай повторим некоторый материал, касающийся квадратной функции \( \displaystyle a<^<2>>+bx+c=0\).

Что показывает нам знак при коэффициенте \( \displaystyle a\)? Верно, куда направлены ветви параболы – вверх или вниз (не помнишь? Почитай теорию «Квадратичная функция»).

А за что у нас отвечает дискриминант? Правильно, за положение графика относительно оси \( \displaystyle Ox\) (если не помнишь этого, то тогда точно прочти теорию о квадратичных функциях).

В любом случае, вот тебе небольшая табличка-напоминалка:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Симметрично отражаем наши точки на другую ветвь параболы:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Так как в нашем неравенстве стоит знак строго меньше, то конечные точки мы исключаем – «выкалываем».

Согласись, это намного быстрее.

Рассмотрим еще один способ решения, который упрощает и алгебраическую часть, но главное не запутаться.

Вариант 3

Ответ: \( \displaystyle \left[ 2;4 \right]\).

Решение смешанных неравенств

Теперь перейдем к более сложным неравенствам!

\( \displaystyle 4x что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

У тебя так же? Отлично!

Теперь расставим точки пересечения и цветом определим, какой график у нас по идее должен быть больше, то есть \( \displaystyle <_<2>>=<^<3>>\).

Смотри, что получилось в итоге:

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

А теперь просто смотрим, в каком месте у нас выделенный график находится выше, чем график \( \displaystyle <_<1>>=4x\)? Смело бери карандаш и закрашивай данную область! Она и будет решением нашего сложного неравенства!

что значит решить графически систему. Смотреть фото что значит решить графически систему. Смотреть картинку что значит решить графически систему. Картинка про что значит решить графически систему. Фото что значит решить графически систему

Ну вот, теперь тебе по плечу и любое уравнение, и любая система, и уж тем более любое неравенство!

Бонусы: Вебинары из нашего курса подготовки к ЕГЭ по математике

В следующих вебинарах вы сможете отработать навык решения уравнений, неравенств и систем алгебраическим способом.

Решение линейных уравнений (алгебраически)

Цель урока — научиться решать линейные уравнения любого уровня сложности. Линейные уравнения – основа всей алгебры. Научитесь решать линейные уравнения, и вам будет намного проще осваивать всё остальное.

Приёмы, которые мы узнаем на этом уроке, применяются не только в линейных, но во всех типах уравнений, от квадратных до логарифмических. Все приёмы будем разбирать на конкретных примерах и сразу же отрабатывать.

Мы решим разберём все возможные типы линейных уравнений, решив 65 уравнений.

ЕГЭ №15. Решение уравнений и неравенств методом интервалов

В этом видео мы узнаем (вспомним) метод интервалов, поймём как и почему он работает. Вспомним, как решать квадратные, рациональные неравенства, а также неравенства с модулем и иррациональные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *