что значит резидент и нерезидент казахстан
Понятие резидента по казахстанскому законодательству
Признак резиденства определяет виды и размеры налогов, уплачиваемых при осуществлении деятельности в Республике Казахстан. По соответствию определенным признакам юридические и физические лица признаются либо резидентами, либо нерезидентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 189 Налогового кодекса Республики Казахстан резидентами признаются физические лица:
Постоянно пребывающие физические лица
Физическое лицо считается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода:
(пункт 2 статьи 189 Налогового кодекса).
Центр жизненных интересов физического лица
В соответствии с пунктом 3 статьи 189 Налогового кодекса центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:
Признание резидентом, независимо от проживания в Республике Казахстан и других критериев
Резидентами независимо от времени их проживания в Республике Казахстан и любых других указанных выше критериев признаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Казахстан, а также подавшие заявление о приеме в гражданство Республики Казахстан или о разрешении постоянного проживания в Республике Казахстан без приема в гражданство Республики Казахстан:
(пункт 4 статьи 189 Налогового кодекса).
Всегда ли гражданин Республики Казахстан является резидентом?
Наличие гражданства Республики Казахстан не всегда означает, что гражданин является резидентом. Если гражданин постоянно не проживает в Казахстане и здесь не находится центр его жизненных интересов, то такой гражданин признается нерезидентом.
Признаки резидентства юридических лиц
Резидентами Республики Казахстан в целях налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 189 Налогового кодекса Республики Казахстан признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в Республике Казахстан.
Местом эффективного управления (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица.
Разъяснения Комитета государственных доходов МФ РК к некоторым статьям Налогового кодекса РК. Комментарий к статье 189
Разъяснения Комитета государственных доходов МФ РК к некоторым статьям Налогового кодекса РК
Статья 189. Резиденты
1. Резидентами Республики Казахстан в целях настоящего Кодекса признаются физические лица, постоянно пребывающие в Республике Казахстан или непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан.
2. Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.
3. Центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:
1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);
2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;
3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.
Комментарий к статье 189 Налогового кодекса
1. Положения статьи 189 Налогового кодекса устанавливают критерии определения резидентства физических лиц.
Для физических лиц законодатель устанавливает два основных критерия определения резидентства:
— постоянное пребывание в Республике Казахстан в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде;
— наличие центра жизненных интересов в Республике Казахстан.
При этом физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.
Гражданин Германии постоянно проживает в Казахстане с 1 декабря 2012 года по 31 октября 2013 года. Является ли он резидентом Республики Казахстан для налоговых периодов 2012-2013г.г.?
Ответ : Согласно пункту 1 статьи 4 Конвенции между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германии термин «резидент Договаривающегося Государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению по причине своего местожительства, резидентства, места управления, места учреждения или любого другого критерия аналогичного характера. Гражданин Германии в соответствии со статьей 189 Налогового кодекса является постоянно пребывающим, так как пребывает в Республике Казахстан более 183 дней в период с 1 декабря 2012 года по 3 октября 2013 года. Однако он признается резидентом Республики Казахстан только для налогового периода 2013 года, при этом в 2012 году гражданин Германии являлся нерезидентом в Республике Казахстан.
Физическое лицо-резидент России с 1 февраля 2012 года по 20 июня 2013 года работает на территории Республики Казахстан. В период с 21 июля по 20 августа 2013 года он был командирован в Россию. С 21 августа по 31 декабря 2013 года он работал в Казахстане. Является ли физическое лицо в период с 1 февраля 2012 года по 31 декабря 2013 года резидентом Республики Казахстан?
Ответ : Данное физическое лицо пребывает в Республике Казахстан более 183 дней в двенадцатимесячном периоде с 1 февраля 2012 года до 1 февраля 2013 года, соответственно, приобретает статус резидента Республики Казахстан на основании постоянного пребывания за указанный период. При этом является резидентом Республики Казахстан для налоговых периодов 2012-2013г.г., так как превышение 183 дней пребывания в Республике Казахстан произошло в 2012г.
Если физическое лицо не является постоянно пребывающим в Казахстане, однако имеет центр жизненных интересов в Казахстане, то он также признается резидентом Республики Казахстан. Центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:
1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство). При этом гражданство физического лица подтверждается наличием паспорта гражданина Республики Казахстан, а вид на жительство наличием разрешения на проживание в Республике Казахстан;
2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан. Для определения круга лиц, входящих в состав семьи и близких родственников физического лица, необходимо учитывать положения Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье». Так согласно положениям Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» признаются:
3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего физическому лицу и (или) членам его семьи на праве собственности или на иных основаниях.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что понятие «место жительства» включает место жительства любого вида, основанное на любых правоотношениях (арендованные или принадлежащие на праве собственности дом, квартира, комната). При этом существенное значение имеет постоянный характер места жительства, то есть физическое лицо должно использовать это жилище для постоянного проживания, а не для целей временного пребывания, например во время туристической поездки, деловой поездки, обучения в учебном заведении и т. д.
Граждан России вместе с супругой приехал в Казахстан по трудовому договору. Семья не имеет на праве собственности квартиру, поэтому арендует жилье в г. Астана. Через 5 месяцев он получил вид на жительство в Казахстане. Его несовершеннолетние дети проживают в г. Москве у близких родственников. Является ли данное лицо резидентом Казахстана?
Резидент и нерезидент: кто это такие и чем они различаются?
Чтобы обладать статусом резидента РФ, по валютному законодательству достаточно быть российским гражданином или иностранцем с видом на жительство в РФ, а по налоговому — находиться в России больше 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев
Михаил Кратов
Читатель Олег спрашивает: «Я работаю удаленно в российской компании. Осенью и зимой живу за границей. Я слышал, что тот, кто долго живет в другой стране, становится нерезидентом России. Помогите разобраться: кто такой резидент и нерезидент и чем они различаются?»
В налоговом и валютном законодательстве термины «резидент» и «нерезидент» имеют разные значения
Разделение на резидентов и нерезидентов есть в валютном и налоговом законодательстве.
В налоговом законодательстве. Любой гражданин РФ или иностранец становится налоговым резидентом РФ, если он находится в России больше 183 дней в течение следующих подряд 12 месяцев. День въезда и выезда в РФ включаются в этот срок.
В срок пребывания входят поездки за границу не более чем на 6 месяцев для лечения, обучения или отдыха. Цель выезда за границу необходимо подтвердить документально, иначе этот срок не будет включен в 183 дня непрерывного пребывания в РФ. Для подтверждения подойдет договор с медицинской организацией, турфирмой, вузом, учебная виза, копия паспорта с отметкой пограничников о пересечении границы.
Если вы осенью и зимой живете за границей, чтобы остаться налоговым резидентом РФ, вы должны провести на родине не меньше 183 дней — это постоянное пребывание примерно с марта по август.
Если вы отдыхаете, лечитесь или учитесь за границей не более 6 месяцев и можете это подтвердить документами, фактически на территории РФ вам надо находиться хотя бы один день в году.
В валютном законодательстве. Валютными резидентами считаются граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство. При этом неважно, сколько времени вы в реальности проводите в России. Даже если вы не приезжали несколько лет, по валютному законодательству вы остаетесь резидентом, пока сохраняете гражданство. Все остальные считаются нерезидентами.
Налоговые нерезиденты платят НДФЛ по другой ставке
Если вы будете работать за границей и не приедете в Россию на 183 дня, ваш работодатель будет должен платить за вас уже не 13%, а 30% НДФЛ.
Валютные резиденты должны отчитываться об открытии счетов за границей
По валютному законодательству права и обязанности резидентов и нерезидентов различаются.
Резиденты должны уведомить налоговую об открытии счета за границей и отчитываться о движении средств по этому счету. Еще им запрещено использовать иностранные электронные кошельки, которые не привязаны к банковскому счету.
Нерезиденты освобождены от этих обязанностей — им не надо уведомлять об открытии счета и движении средств по зарубежным счетам. Но при этом у них есть ограничения: в России они могут открыть счет только в специальных уполномоченных банках.
И резиденты, и нерезиденты на территории РФ проходят валютный контроль одинаково: они должны предоставить документы в банк по валютным операциям свыше 200 000 ₽. Неважно, оплата прошла в рублях или валюте. Любой банк по требованию Центробанка следит за законностью таких сделок и проверяет платежи.
Если вы гражданин России, то даже при условии, что большую часть года вы проводите за границей, вы остаетесь валютным резидентом. Это значит, что вам надо отчитаться в налоговой об открытии счетов за границей и любым операциям по ним.
Расчетный счет в Тинькофф
Бесплатно откроем расчетный счет для ИП или ООО:
Сейчас читают
ИП сдает в аренду нежилое помещение: какие налоги платить?
ИП платит страховые взносы, налоги с доходов в зависимости от выбранной системы налогообложения и в некоторых случаях — налог на имущество
Как оплачивать простой по вине работодателя?
Работодатель должен выплатить 2/3 среднего заработка работника за время простоя
Можно ли уменьшить стоимость патента, если изменились условия работы?
Да. Если изменились показатели, которые влияют на стоимость патента, можно сделать перерасчет цены патента
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Налоговый кодекс 2020г. Глава №26
ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННАЯ
Раздел 6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
ДОХОДОВ РЕЗИДЕНТОВ И НЕРЕЗИДЕНТОВ
Глава 26. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 216. Основные принципы налогообложения резидентов и нерезидентов
1. Резидент Республики Казахстан уплачивает в Республике Казахстан в соответствии с положениями настоящего Кодекса налоги с доходов из источников в Республике Казахстан и за ее пределами.
2. Нерезидент уплачивает в Республике Казахстан налоги с доходов из источников в Республике Казахстан в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, уплачивает в Республике Казахстан в соответствии с положениями настоящего Кодекса также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого постоянного учреждения.
3. Резиденты и нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и платежи в бюджет, а также социальные платежи при возникновении таких обязательств.
Статья 217. Резиденты
1. Резидентом Республики Казахстан в целях настоящего Кодекса признается:
постоянно пребывающее в Республики Казахстан;
непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которого находится в Республике Казахстан;
2) юридическое лицо:
созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которого находится в Республике Казахстан.
Местом эффективного управления (местом нахождения фактического органа управления) признается место проведения собрания фактического органа (совета директоров или аналогичного органа), на котором осуществляются основное управление и (или) контроль, а также принимаются стратегические коммерческие решения, необходимые для проведения предпринимательской деятельности юридического лица.
2. Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.
См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 11 марта 2019 года на вопрос от 5 февраля 2019 года № 533679 (dialog.egov.kz) «Касательно определения статуса резидента для лиц, сменивших гражданство, и продолжающих работать на территории РК»
3. Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:
1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);
2) супруг (а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;
3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.
См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 5 февраля 2018 года на вопрос от 20 января 2018 года № 482351, Ответ Председателя КГД МФ РК от 26 февраля 2018 года на вопрос от 17 февраля 2018 года № 485330 (dialog.egov.kz)
4. Физическим лицом-резидентом независимо от времени его проживания в Республике Казахстан и любых других критериев, предусмотренных настоящей статьей, признается физическое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, а также физическое лицо, подавшее заявление о приеме в гражданство Республики Казахстан или о разрешении постоянного проживания в Республике Казахстан без приема в гражданство Республики Казахстан:
1) командированное за рубеж органами государственной власти, в том числе сотрудник дипломатических, консульских учреждений, международных организаций, а также члены семьи указанного физического лица;
2) член экипажа транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу или гражданину Республики Казахстан, осуществляющего регулярные международные перевозки;
3) военнослужащий и гражданский персонал воинских частей или воинских соединений Республики Казахстан, дислоцированных за пределами Республики Казахстан;
4) работающее на объекте, находящемся за пределами Республики Казахстан и являющемся собственностью Республики Казахстан или субъектов Республики Казахстан (в том числе на основе концессионных договоров);
5) находящееся за пределами Республики Казахстан с целью обучения, в том числе стажировки или прохождения практики, лечения или прохождения оздоровительных, профилактических процедур, в течение периода обучения, в том числе стажировки или прохождения практики, лечения или прохождения оздоровительных, профилактических процедур;
6) преподаватель и (или) научный работник, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью преподавания, консультирования или осуществления научных работ, в течение периода оказания (выполнения) указанных услуг (работ).
Статья 218. Порядок подтверждения резидентства Республики Казахстан
1. В случае осуществления резидентом деятельности в иностранном государстве, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, при выполнении условий соответствующего международного договора резидент вправе применить в указанном государстве положения этого международного договора.
2. Для подтверждения резидентства Республики Казахстан в целях применения международного договора, а также в иных целях лицо представляет в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к налоговому органу, в котором такое лицо зарегистрировано по месту нахождения, пребывания (жительства), налоговое заявление на подтверждение резидентства, если иное не установлено настоящим пунктом.
В случае, если лицо зарегистрировано по месту нахождения, пребывания (жительства) в налоговом органе, который подчиняется по вертикали непосредственно уполномоченному органу, налоговое заявление на подтверждение резидентства представляется в такой налоговый орган.
При этом нижеуказанные лица обязаны представить в налоговый орган с налоговым заявлением на подтверждение резидентства следующие документы:
заграничного паспорта или удостоверения лица без гражданства;
вида на жительство в Республике Казахстан (при его наличии);
документа, подтверждающего период пребывания в Республике Казахстан (визы или иных документов).
3. По итогам рассмотрения налогового заявления на подтверждение резидентства налоговый орган в течение десяти календарных дней со дня его представления:
1) выдает лицу документ, подтверждающий его резидентство, по форме, утвержденной уполномоченным органом, или подтверждает его резидентство по форме, установленной компетентным органом иностранного государства.
В случае выдачи документа, подтверждающего резидентство, в форме электронного документа датой выдачи является дата размещения такого документа на интернет-ресурсе уполномоченного органа;
2) выносит обоснованное решение об отказе в подтверждении резидентства лица.
Отказ в подтверждении резидентства лицу производится в случае его несоответствия условиям, установленным статьей 217 настоящего Кодекса.
4. Резидентство лица подтверждается за каждый календарный год, указанный в налоговом заявлении на подтверждение резидентства, в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 настоящего Кодекса.
5. В случае утраты документа, подтверждающего резидентство, налоговый орган, выдавший такой документ, в течение десяти календарных дней со дня представления заявления резидента выдает его дубликат.
Статья 219. Нерезиденты
Нерезидентом в целях настоящего Кодекса признается:
1) физическое или юридическое лицо, не являющееся резидентом в соответствии с положениями статьи 217 настоящего Кодекса;
2) несмотря на положения статьи 217 настоящего Кодекса, иностранец или лицо без гражданства, которое признается нерезидентом в соответствии с положениями международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов.
См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 26 марта 2018 года на вопрос от 13 марта 2018 года № 488187 (dialog.egov.kz) «Если физическое лицо не является гражданином РК, но в целях Налогового кодекса признано резидентом РК, то такое лицо обязано представлять декларацию по ИПН (ф.240.00)»
Статья 220. Постоянное учреждение нерезидента
1. Если иное не установлено международным договором, постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается одно из следующих мест деятельности, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан независимо от сроков осуществления такой деятельности:
1) любое место осуществления производства, переработки, комплектации, фасовки, упаковки и (или) поставки товаров;
2) любое место управления;
3) любое место геологического изучения недр, осуществления разведки, подготовительных работ к добыче полезных ископаемых и (или) добычи полезных ископаемых и (или) выполнения работ, оказания услуг по контролю и (или) наблюдению за разведкой и (или) добычей полезных ископаемых;
4) любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом;
5) любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой;
6) место реализации товаров на территории Республики Казахстан, за исключением случаев реализации товаров на выставках и ярмарках, если иное не установлено пунктом 5 настоящей статьи;
7) любое место осуществления строительной деятельности и (или) строительно-монтажных работ, а также оказания услуг по наблюдению за выполнением этих работ;
8) место нахождения структурного подразделения юридического лица-нерезидента, за исключением представительства, осуществляющего деятельность, указанную в пункте 6 настоящей статьи;
9) место нахождения лица, осуществляющего посредническую деятельность в Республике Казахстан от имени нерезидента в соответствии с Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности»;
10) место нахождения резидента-участника договора о совместной деятельности, заключенного с нерезидентом в соответствии с законодательством иностранного государства либо Республики Казахстан, в случае, если такая совместная деятельность осуществляется на территории Республики Казахстан.
2. Постоянным учреждением нерезидента признается место оказания услуг, выполнения работ на территории Республики Казахстан, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, через работников или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается на территории Республики Казахстан более ста восьмидесяти трех календарных дней в пределах любого последовательного двенадцатимесячного периода с даты начала осуществления предпринимательской деятельности в рамках одного проекта или связанных проектов.
Связанными проектами в целях настоящего раздела признаются взаимосвязанные или взаимозависимые контракты (договоры).
Взаимосвязанными контрактами (договорами) признаются контракты (договоры), соответствующие одновременно следующим условиям:
1) по таким контрактам (договорам) нерезидентом или его взаимосвязанной стороной оказываются (выполняются) идентичные или однородные услуги (работы) одному и тому же налоговому агенту или его взаимосвязанной стороне;
2) период времени между датой завершения оказания услуг (выполнения работ) по одному контракту (договору) и датой заключения другого контракта (договора) не превышает двенадцать последовательных месяцев.
Взаимозависимыми признаются контракты (договоры), заключенные нерезидентом или его взаимосвязанной стороной с налоговым агентом или его взаимосвязанной стороной, неисполнение обязательств по одному из которых нерезидентом или его взаимосвязанной стороной влияет на исполнение обязательств таким нерезидентом или его взаимосвязанной стороной по другому контракту (договору).
3. Несмотря на положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи, в случае если нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан через зависимого агента, то такой нерезидент будет рассматриваться как имеющий постоянное учреждение в связи с любой деятельностью, которую зависимый агент осуществляет для этого нерезидента, независимо от сроков осуществления такой деятельности.
Для целей настоящего раздела зависимым агентом признается физическое или юридическое лицо, которое соответствует одновременно следующим условиям:
1) уполномочено на основании договорных отношений представлять интересы нерезидента в Республике Казахстан, действовать и (или) совершать от имени и за счет нерезидента определенные юридические действия, в том числе заключать договор возмездного оказания услуг или выполнять основную роль при заключении такого договора или передаче права собственности (права пользования) имущества, принадлежащего нерезиденту на основе права собственности (права пользования);
2) деятельность, указанная в подпункте 1) настоящего пункта, осуществляется им не в рамках деятельности таможенного представителя, профессионального участника рынка ценных бумаг и иной брокерской деятельности, за исключением деятельности страхового брокера и случаев, когда такой агент действует исключительно или преимущественно от имени нерезидента;
3) его деятельность не ограничивается видами деятельности, перечисленными в пункте 6 настоящей статьи.
4. Деятельность нерезидента, осуществляемая на территории Республики Казахстан через дочернюю организацию, созданную в соответствии с законодательством Республики Казахстан, приводит к образованию постоянного учреждения нерезидента, если дочерняя организация признается зависимым агентом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
5. Нерезидент образует постоянное учреждение в Республике Казахстан при реализации товаров на выставках и ярмарках, проводимых на территории Республики Казахстан, если такая реализация длится более десяти календарных дней.
6. К образованию постоянного учреждения нерезидента в Республике Казахстан не приводят следующие виды деятельности нерезидента, которые носят исключительно подготовительный или вспомогательный характер, не являются частью основных видов предпринимательской деятельности нерезидента и длятся не более трех лет:
1) использование любого места исключительно для целей хранения и (или) демонстрации товара, принадлежащего нерезиденту, без его реализации;
2) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров для нерезидента без их реализации;
3) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, рекламы или изучения рынка товаров, работ, услуг, реализуемых нерезидентом.
При этом деятельность подготовительного и вспомогательного характера должна осуществляться для самого нерезидента, а не для третьих лиц.
7. Деятельность нерезидента по оказанию услуги по предоставлению иностранного персонала для работы на территории Республики Казахстан юридическому лицу, в том числе нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, не приводит к образованию постоянного учреждения по такой услуге в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:
1) если такой персонал действует от имени и в интересах юридического лица, которому он предоставлен;
2) нерезидент, оказывающий услугу по предоставлению иностранного персонала, не несет ответственности за результаты работы предоставленного персонала;
3) доход нерезидента от оказания услуги по предоставлению иностранного персонала за налоговый период не превышает 10 процентов от общей суммы затрат нерезидента по предоставлению такого персонала за указанный период.
При этом размер такого дохода определяется в виде положительной разницы между стоимостью оказанных нерезидентом услуг по предоставлению иностранного персонала за налоговый период и стоимостью общих сумм затрат нерезидента по предоставлению персонала за указанный период.
Для подтверждения суммы затрат на оказание таких услуг, включая доходы иностранного персонала, нерезидент обязан представить получателю услуг копии первичных документов, составленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) иностранного государства. Для целей исчисления корпоративного подоходного налога с дохода нерезидента, оказывающего услуги по предоставлению иностранного персонала, при выполнении условий, установленных настоящим пунктом, такие услуги нерезидента признаются услугами, оказанными за пределами Республики Казахстан.
8. В случае осуществления нерезидентом деятельности на территории Республики Казахстан на основании договора о совместной деятельности:
1) деятельность каждого участника такого договора образует постоянное учреждение в соответствии с положениями, установленными настоящей статьей;
2) исполнение налогового обязательства осуществляется каждым участником такого договора самостоятельно в порядке, определенном настоящим Кодексом.
В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.19 г. № 241-VI (введены в действие с 1 июля 2019 г.) (см. стар. ред.)
9. Нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан, приводящую к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе в порядке, определенном статьей 76 настоящего Кодекса.
Деятельность нерезидента образует постоянное учреждение в соответствии с положениями настоящей статьи с даты начала осуществления деятельности нерезидентом в Республике Казахстан независимо от отсутствия регистрации нерезидента в качестве налогоплательщика в налоговых органах или учетной регистрации в регистрирующем органе.
В случае если нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность, приводящую к образованию двух и более постоянных учреждений, подлежащих регистрации в одном налоговом органе, то регистрации подлежит одно постоянное учреждение совокупно по группе таких постоянных учреждений нерезидента.
В случае если нерезидент имеет зарегистрированное постоянное учреждение, осуществляющее деятельность, указанную в пунктах 2, 3, 5 или 7 настоящей статьи, и осуществляет аналогичную или такую же деятельность по месту, отличному от места регистрации такого постоянного учреждения, то осуществление такой деятельности приводит к образованию постоянного учреждения и подлежит регистрации с даты начала осуществления аналогичной или такой же деятельности.
В случае если после даты исключения постоянного учреждения нерезидента из государственной базы данных налогоплательщиков такой нерезидент возобновляет деятельность, указанную в пунктах 2 и 5 настоящей статьи, в течение последовательного двенадцатимесячного периода, то он признается образовавшим постоянное учреждение и подлежит регистрации в качестве налогоплательщика с даты начала осуществления такой деятельности.
10. Датой начала осуществления деятельности нерезидентом в Республике Казахстан в целях применения настоящего Кодекса признается дата:
1) заключения любого следующего контракта (договора, соглашения) на:
выполнение работ, оказание услуг в Республике Казахстан, в том числе в рамках договора о совместной деятельности;
предоставление полномочий на совершение от его имени действий в Республике Казахстан;
приобретение товаров в Республике Казахстан в целях реализации;
приобретение работ, услуг в целях выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан;
2) заключения первого трудового договора (соглашения, контракта) в целях осуществления деятельности в Республике Казахстан;
3) прибытия в Республику Казахстан физического лица-нерезидента, работника или иного нанятого персонала нерезидента для выполнения условий контракта (договора, соглашения), указанного в подпунктах 1) или 2) части первой настоящего пункта;
4) вступления в силу документа, удостоверяющего право нерезидента на осуществление деятельности, указанной в подпунктах 3) и 4) пункта 1 настоящей статьи.
В случае наличия нескольких условий настоящего пункта датой начала осуществления деятельности нерезидента в Республике Казахстан признается наиболее ранняя дата, но не более, чем наступившая первой из дат, указанных в подпунктах 2) и 3) части первой настоящего пункта.
11. В случае если нерезидент осуществляет деятельность через структурное подразделение, которое не приводит к образованию постоянного учреждения в соответствии с международным договором, регулирующим вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, или пунктом 6 настоящей статьи, то к такому структурному подразделению нерезидента будут применяться положения настоящего Кодекса, предусмотренные для постоянного учреждения нерезидента. При этом такое структурное подразделение имеет право на применение положений международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, в соответствии со статьями 672, 673 и 674 настоящего Кодекса.
Статья 221. Процедура взаимного согласования
1. Резидент или гражданин Республики Казахстан вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении процедуры взаимного согласования с компетентным органом иностранного государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор:
1) для рассмотрения вопроса о применении положений международного договора, если считает, что действия одного или обоих договаривающихся государств приводят или приведут к налогообложению, не соответствующему положениям такого международного договора;
2) для определения статуса резидентства.
2. В заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны требования резидента или гражданина Республики Казахстан.
3. К заявлению, представленному в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, резидент или гражданин Республики Казахстан обязан приложить копии бухгалтерских документов, подтверждающих суммы полученных (подлежащих получению) доходов и (или) удержанных налогов (в случае их удержания) в иностранном государстве, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, а также нотариально засвидетельствованные копии:
1) контрактов (договоров, соглашений) на выполнение работ, оказание услуг или на иные цели;
3) документов, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 2 статьи 218 настоящего Кодекса.
Резидент или гражданин Республики Казахстан вправе представить иные документы, не указанные в настоящем пункте, необходимые для проведения процедуры взаимного согласования.
4. К заявлению, представленному в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, резидент или гражданин Республики Казахстан обязан приложить документы, указанные в подпунктах 2) и 3) части первой пункта 3 настоящей статьи.
5. Уполномоченный орган вправе в письменном виде требовать у резидента или гражданина Республики Казахстан представления дополнительных документов, необходимых для проведения процедуры взаимного согласования.
6. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня представления заявления направляет резиденту или гражданину Республики Казахстан решение об отказе в рассмотрении заявления в следующих случаях:
1) представления заявления на проведение процедуры взаимного согласования с компетентным органом государства, с которым Республикой Казахстан не заключен международный договор;
2) непредставления документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В случае отказа уполномоченным органом в рассмотрении заявления по основанию, предусмотренному подпунктом 2) части первой настоящего пункта, резидент или гражданин Республики Казахстан вправе повторно подать заявление, если ими будут устранены допущенные нарушения.
7. Уполномоченный орган рассматривает заявление в течение сорока пяти календарных дней со дня его получения, за исключением случаев, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
8. По итогам рассмотрения заявления уполномоченным органом выносится одно из следующих решений:
1) об отказе в проведении процедуры взаимного согласования;
2) о проведении процедуры взаимного согласования.
9. Решение об отказе в проведении процедуры взаимного согласования выносится уполномоченным органом в следующих случаях:
1) несоответствия оснований, указанных в заявлении, положениям международного договора Республики Казахстан;
2) предоставления резидентом или гражданином Республики Казахстан недостоверной информации;
3) непредставления резидентом или гражданином Республики Казахстан в ходе рассмотрения заявления документов, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Такое решение направляется резиденту или гражданину Республики Казахстан в течение двух рабочих дней со его вынесения.
10. В случае принятия решения о проведении процедуры взаимного согласования уполномоченный орган обращается с запросом в компетентный орган иностранного государства о проведении такой процедуры.
11. Уполномоченный орган прекращает проведение начатой процедуры взаимного согласования с компетентным органом иностранного государства в следующих случаях:
1) представления резидентом или гражданином Республики Казахстан заявления о прекращении проведения процедуры взаимного согласования;
2) выявления в ходе проведения процедуры взаимного согласования факта предоставления резидентом или гражданином Республики Казахстан недостоверной информации;
3) непредставления резидентом или гражданином Республики Казахстан в ходе проведения процедуры взаимного согласования документов, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
12. Уполномоченный орган направляет резиденту или гражданину Республики Казахстан информацию о решении, принятом по итогам проведения процедуры взаимного согласования, в течение семи рабочих дней со дня принятия такого решения.
13. Решение, принятое по итогам процедуры взаимного согласования, проведенной в порядке, определенном настоящей статьей, а также решение, принятое по итогам процедуры взаимного согласования, проведенной на основании запроса компетентного органа иностранного государства, обязательны для исполнения налоговыми органами.