что значит розовый бутон в фильме гражданин кейн
Розовый бутон
По многолетним опросам кинокритиков, лучшим фильмом всех времен и народов является «Гражданин Кейн» (Citizen Kane) режиссера Орсона Уэллса. Это фильм был снят в 1941 г., и, по некоторому совпадению, повествует именно о славе и величии. По сюжету «Гражданин Кейн» представляет собой рассказ о смерти и жизни медиа-магната (именно в таком порядке: сначала о смерти, а потом о жизни).
Rosebud (Розовый бутон) из фильма «Гражданин Кейн»
Прототипом Кейна послужил создатель «желтой прессы» Херст. Фильм начинается последними словами Кейна: «Розовый бутон». Узнав об этом, редактор поручает своему корреспонденту разгадать смысл этих слов: «Поезжайте туда и выясните, что значит «розовый бутон». Раскрыв эту тайну, мы поймем, что Кейн был за человек». По ходу фильма журналист расспрашивает близких, друзей, слуг. Никто не знает ответа и никогда даже не слышал о чем-либо подобном.
Наконец, журналист попадает в фантастический замок, построенный по проекту самого Кейна, в котором тот провел последние годы. Там собрано громаднейшее собрание произведений искусства, антиквариат и множество безделушек, старых и странных вещей, которые агенты Кейна закупали по его приказу по всему миру.
Здесь, в огромном захламленном зале, с нераспечатанными коробами с античными статуями, журналист окончательно убеждается в невозможности раскрыть тайну «розового бутона». На его глазах служители сжигают в печах всякий хлам. Журналист возвращается в редакцию, и последний кадр фильма, видный лишь кинозрителю, — сгорающие детские санки. На потертом сиденье нарисована роза и надпись: rosebud (розовый бутон).
Политический по своей сути фильм превращается в притчу о величии и ничтожестве человека. Мы понимаем, что громадный зал, забитый дорогими и ненужными вещами – это как бы внутренность души. Но единственно важное в жизни Кейна: воспоминание о мгновениях детства, проведенного в бедной семье в глуши, откуда случай вывел его на мировые высоты власти и славы.
Самое важное в жизни, хочет сказать режиссер, неотвратимо ускользает от стороннего любопытства, от журналистики, науки и искусства. Однако искусство имеет возможность показать если не саму суть человека, то трагический разрыв между величием человека и его ничтожеством.
Гражданин Кейн так и не стал взрослым человеком, оставшись упрямым немытым ребенком. Все прошло мимо, не задев и не наполнив его души. Он стал гигантом, но так и не вырос. Это очень интересно показано тем, что лицо Кейна под старческим гримом – молодое.
И такой разрыв задан во всем подлинном искусстве. Еще античная трагедия Софокла в оптимистическом гимне воспевала величие человека:
Много есть чудес на свете,
Человек – их всех чудесней.
Но та же античная трагедия была посвящена ничтожности человека перед роком. Такой разрыв породил великое искусство, и он позволяет нам действительно научиться чему-то от искусства, хотя вообще искусство бесполезно.
Человек велик и ничтожен – вот истина, которой мы можем научиться. И это не две истины, а одна: человек велик и ничтожен одновременно. «Я — царь, я – раб, я – червь, я – бог»,- писал Державин.
Сто лет назад многие вставали в тупик перед неразрешимой проблемой Льва Толстого. С одной стороны, он антихристианин, отлученный от Церкви. Человек презираемый и жалкий, Толстой в то же время – величайший писатель из живущих в то время на земле, почитаемый за «Казаков», «Войну и мир», «Анну Каренину» даже Царем-Мучеником и Константином Леонтьевым. Царь-Мученик, напомним, послал венок на могилу Толстого: «Великому писателю земли русской».
Опять загадка «розового бутона»! Как один и тот же человек может быть отвратительным стариком (примерно так писал Леонтьев), обманывающим малых сих и совращающим их в атеизм, и – «великим писателем земли русской»?
Именно — может. Дерево не может быть одновременно великим и малым, а человек, и только человек, – может.
Искусство изображает эту уникальность человека через контраст и несоединимый разрыв, истинную же разгадку содержит в себе Христианство. Оно научило нас видеть и презирать ничтожество, не взирая на лица великих и могучих мира сего. Встав на эту точку зрения, для нас не будет нужды отрицать человеческую гениальность там, где она есть.
Так происходит оттого, что и мы знаем свое ничтожество перед Богом. Знание возвышает нас над миром, делая в то же время неуязвимыми для человеческого презрения. «Духовный человек судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:15).
«Гражданин Кейн» (осторожно спойлеры)
«Гражданин Кейн» (англ. Citizen Kane) — американский драматический кинофильм 1941 года, первый полнометражный фильм 25-летнего Орсона Уэллса, который сыграл в нём главную роль. Финансировала съёмки кинокомпания «РКО Радио Пикчерс» (RKO Radio Pictures). На протяжении нескольких десятилетий регулярно побеждал в масштабных опросах кинопрофессионалов как «лучший фильм всех времён и народов».
Фильм рассказывает историю жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна, прототипом которого послужил Уильям Хёрст. Изначально Кейн посвящает свою жизнь идее о службе обществу через предоставление ему новостей, но неумолимо эволюционирует в человека, использующего свои громадные деньги и власть для постоянного удовлетворения желаний или прихотей собственного эго. Полностью построенное на принципе флешбэков действие фильма разворачивается на фоне журналистского расследования, которое ведёт репортёр, получивший задание выяснить историю предсмертного слова Кейна: «rosebud» («розовый бутон»).
Орсон Уэллс
Уильям Рэндольф Херст (англ. William Randolph Hearst) (29 апреля 1863 — 14 августа 1951) — американский медиамагнат, основатель холдинга «Hearst Corporation», ведущий газетный издатель. Создал индустрию новостей и придумал делать деньги на сплетнях и скандалах.
Уильям Рэндольф Херст
С именем Уильяма Рэндольфа Херста связано появление в обиходе таких понятий, как «жёлтая пресса», «связи с общественностью» (PR) и «медиамагнат».
Херст поднял статус профессии журналиста с безвестного сборщика информации до авторитетной фигуры и влиятельного лица. Он первым начал давать журналистам карт-бланш в выборе тем и ввёл тематические рубрики. Таким образом, нынешние газетные обозреватели, ведущие свою колонку, были его изобретением.
Рэндольф родился в Сан-Франциско, в семье Джорджа Херста и Фиби Апперсон. Отец Уильяма был миллионером и владел крупнейшими на Западном побережье США залежами серебра. Он выдал кредит «рупору» калифорнийских демократов San Francisco Examiner, выкупил убыточную газету и в 1887 году благодаря поддержке демократов стал сенатором.
Склонность к скандальной журналистике проявилась у молодого Херста ещё в студенческие годы. В Гарвардском университете незадолго до окончания написал оскорбительную для преподавателей заметку в университетском журнале «Lampoon», за что был исключён из университета.
В 1885—1887 годах Херст прошел школу репортёрской работы в газете Джозефа Пулитцера «The New York World». После этого с помощью отца добился гарвардского диплома и вернулся в Сан-Франциско.
В 1903 Уильям Херст женился на Миллисент Веронике Уилсон(1882—1974). У них было пять сыновей: Джордж Рэндольф Херст (1904—1972), Уильям Рэндольф Херст-младший (1908—1993), Джон Рэндольф Херст (1910—1958), близнецы Рэндольф Апперсон Херст (1915—2000) и Дэвид Уитмор Херст (1915—1986).
Миллисент Уилсон
С 1917 по 1951 год у Херста была любовная связь с актрисой Мэрион Дэвис. У них была общая дочь Патрисия Лейк, которую всегда представляли как племянницу Мэрион Дэвис
Мэрион Дэвис (ее играла Аманда Сейфрид в фильме «Манк» 2020, гифки из которого были в моем посте про Аманду)
Фильм начинается со сцены смерти. Одинокий газетный медиамагнат-миллиардер Чарльз Фостер Кейн умирает в своём гигантском замке, наполненном бесценными произведениями искусства. В миг смерти из его руки выпадает стеклянный шар со снежным пейзажем, и магнат произносит только одно слово: rosebud («розовый бутон»). Газеты и кинохроника сразу же подхватывают это событие, и на протяжении двенадцати минут перед зрителем предстаёт в виде некролога жизнь Кейна. В частности, становится известно, что его называли коммунистом и фашистом, что он был замешан в двух войнах, перед смертью был парализован, построил замок Ксанаду (отсылка к увековеченной в стихотворении британского романтика С. Т. Кольриджа «Кубла Хан» (1797 год) резиденции Хубилай-хана, императора-основателя империи Юань), был дважды женат и неудачно баллотировался в губернаторы.
Особое значение в фильме имеет сам замок Кейна Ксанаду, прототипом которого послужила пышная резиденция Хёрста в Калифорнии.
Херст-касл (Hearst Castle, то есть «замок Херста») — национальный исторический памятник на тихоокеанском побережье Калифорнии, примерно на полпути между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Главный усадебный дом стоит на «Зачарованном холме» в 8 км от океана. В доме 56 спален, 61 уборная, 19 гостиных, на территории усадьбы — несколько бассейнов и теннисных кортов, кинотеатр, аэродром и крупнейший в мире частный зоопарк (сейчас без животных).
Считается, что Херст, будучи 10-тилетним мальчиком пyтешествовал с матерью по Европе, что сформировало его вкус. Херст-касл квинтэссенция роскоши всех европейских музеев.
В фильме журналист Томпсон получает задание выяснить, почему Кейн произнёс перед смертью это загадочное слово: розовый бутон. Так начинается странствие корреспондента и встречи с людьми, которые когда-либо встречались с Кейном.
Сьюзен Александер, вторая жена Кейна, поначалу отказывается говорить с Томпсоном. Затем журналист знакомится с дневником банкира Уолтера Паркса Тэтчера в мемориальной библиотеке последнего. В первом за фильм флешбэке зритель узнаёт о случае из детства обычного и весёлого мальчика Кейна: несмотря на сопротивление доброго и слабого мужа, любящая и волевая мать отдала маленького сына «ради его же блага» в другой город, на воспитание банкиру Тэтчеру.
Последующие флешбэки демонстрируют начало предпринимательства Кейна в медиабизнесе с полученного от банкира контроля над небольшой газетой. Начиная с газеты, вся жизнь Кейна хорошо задокументирована. Чарльз поначалу старается служить читателям и правде. Но работать начинает всё больше в лживом бездоказательном стиле «жёлтой журналистики», поначалу чтобы сопротивляться более крупным конкурентам, потом всё более втягиваясь в политическую подковёрную борьбу и в неправедную личную жизнь. Кейн расчетливо женится на племяннице президента США и баллотируется на пост губернатора. Богатея и авторитарно управляя растущей медиаимперией, он теряет своего лучшего друга и коллегу, всё больше увязая во лжи и не желая слышать от друга правду. Романтический скандал с будущей второй женой, Сьюзен Александер, «певичкой», положил конец как браку по расчёту, так и политической карьере.
По ходу развития сюжета зрителям показывают, как постепенно Кейн богатеет, преуспевает, но и черствеет, теряет друзей и теряет себя.
Любовь к Сьюзен быстро перерастает в гордыню, эгоизм и самообман: магнат сначала дарит ей мир театра и пения, но не хочет принять отсутствие у неё таланта. Когда даже сама простушка Сьюзен понимает позор и отказывается от попыток оперного пения, Кейн в тупом упорстве и амбициях теряет и любовь, и жену, как когда-то потерял друга и любимую профессию. Сьюзен самоотверженно старается помочь мужу вновь обрести себя, выбраться из пут властолюбия, эгоизма, жадности, но терпит поражение и покидает мрачный пустынный замок.
Хотя биографии персонажа и прототипа полностью не совпадают, в картине присутствуют дословные цитаты Хёрста. К примеру, Кейн слово в слово повторяет телеграмму Хёрста своему корреспонденту на Кубу: «Не уезжайте. Вы обеспечиваете иллюстрации, а я обеспечу войну» («Please remain. You furnish the pictures, and I’ll furnish the war»). «Гражданин Кейн» взял за основу и роман Хёрста с актрисой Мэрион Дэвис.
Не желая выхода фильма на экран, Херст с помощью своей медиаимперии начал настоящую войну с Уэллсом. «Гражданина Кейна» посмотрели в главных городах Америки, но в провинции, особенно на Юге, сила была на стороне газет Херста. Кроме того, большинство газет Херста поступили ещё проще — они объявили фильму бойкот. Это один из немногих случаев в истории США, когда фильм вызвал такую бурю в политических и общественных кругах.
Уэллс потерял много сил и нервов, чтобы снять фильм, но ещё больше — чтобы добиться от кинокомпании РКО выхода своей картины на экран. Сразу после выпуска фильм получил премию «Оскар» за лучший сценарий (был номинирован на эту премию ещё в восьми номинациях), а впоследствии многократно упоминался критиками как «лучший фильм всех времён и народов».
При этом фильм не принёс большого зрительского успеха во многом из-за антирекламной кампании Хёрста. Так как крупные кинотеатры и сети его не демонстрировали, то первоначально фильм потерпел финансовый крах и стал прибыльным лишь после серии повторных прокатов.
Почему этот фильм стал событием? Многие сцены в различных флэшбеках фильма дополняют друг друга, а также дублируют одно и то же событие, показывая его с разных точек зрения, используется художественный приём сообщения информации так называемым «ненадежным рассказчиком». Оператор Грегг Толанд получил возможность применить те приёмы, о которых он давно мечтал, например широкоугольные объективы, позволяющие строить глубинный кадр, объединяющий разные действия в едином потоке, короткий фокус, съёмки с верхней и нижней точки, присутствие в кадре потолка, предметы на границе кадра, использование внутрикадрового монтажа. Толанд, по словам режиссёра, под влиянием Джона Форда, всё время повторял ему: «Снимай каждый эпизод целиком, не делай ничего другого». То есть, необходимо разыгрывать всю сцену, ничего не вырезая, не снимая альтернативных версий и т. д., что во многом стало возможным благодаря качеству актёрской игры. Характер картины и её художественные особенности предопределили выразительные операторские и монтажные решения: экспрессивность композиции, сдвинутые соотношения объёмов, алогичные точки съёмок, оригинальные монтажные переходы. В 1941 году такие приемы воплощались на экране впервые, за что фильм заслуженно получил оскар за лучший сценарий и 8 номинаций в других категориях.
А тайна последнего слова умирающего магната: розовый бутон? Примечательно, что в поэме английского поэта Роберта Геррика «Девственницам: спешите наверстать упущенное», символ розы олицетворяет радость молодости и быстротечность жизни:
«Срывайте розы поскорей,
Подвластно всё старенью,
Цветы, что ныне всех милей,
Назавтра станут тенью.»
Поэма отсылает к крылатому латинскому выражению «Carpe diem», и трактуется как призыв проживать каждый день с удовольствием, не откладывая полнокровную жизнь на неопределённое и неизвестное будущее. Таким образом, детские санки Кейна с надписью «Rosebud», можно понимать как символ утраченного времени, счастья, самой жизни, прожитой зря.
Почему Гражданин Кейн лучший фильм в истории?
Что же особенного в этой дебютной картине Орсона Уэллса? В год премьеры (1941) фильм был холодно принят зрителями и даже не окупился. Так почему же кинокритики десятки раз ставили «Гражданина Кейна» на первое место различных рейтингов? Давайте разбираться.
Сюжет: Богатейший медиа-магнат по имени Чарльз Фостер Кейн умирает в своём огромном особняке в полном одиночестве. Последними его словами были: «Rosebud (Розовый бутон)». Журналист, пытаясь выяснить, что значат эти слова, опрашивает всех тех, кто был когда-то близок Кейну.
Орсон Уэллс заключает по тем временам неслыханно роскошный контракт со студией RKO (да-да, это та самая студия, что родила на свет известного «Кинг-Конга» в 1933 году). Студия не имеет право вмешиваться в съёмочный процесс и даже просматривать отснятый материал. Ранее такие полномочия в Голливуде режиссёры не получали и все основные решения по сценарию, подбору актёров и т. д. принимали продюсеры.
Чем же заслужил такое доверие 24-летний режиссёр-дебютант? Дело в том, что к тому времени Уэллс уже получил скандальную известность благодаря своей радиопостановке «Война миров» (вот так каламбур судьбы) Герберта Уэллса, прозвучавшей на CBS в 1938 году. Постановка была оформлена в стиле репортажей с места событий. Тысячи людей проживающих в Нью-Джерси приняли эти репортажи за подлинные. Началась паника, люди спешили покинуть Нью-Джерси, образовывая пробки. Телефонные лини были перегружены. Некоторые граждане распространяли слухи о начавшейся войне с инопланетными захватчиками. Некоторые источники сообщали даже о прокатившейся волне самоубийств.
Десятки газет написали про Уэллса, тем самым, ещё больше увеличив его популярность. RKO, имеющая на тот момент репутацию студии второсортных фильмов, решается выйти на новый уровень. Для этого она привлекает молодого специалиста, дав ему полный карт-бланш.
Помимо того, что фильм охватывает невиданный ранее временной промежуток. Ранее никто не дерзал за пару часов поведать о целой жизни. Так ещё повествование в нём ведётся нелинейно. История начинается со смерти главного героя. Это открытие для кинематографа того времени.
Уэллс вывел на новый уровень приём, без которого сложно представить современное кино и множество культовых картин – глубокий фокус. А если быть точнее, он пригласил в картину оператора-постановщика Грегга Толанда, уже имевшего на тот момент Оскар за «Грозовой перевал», и не мешал. Творческая свобода Толанда вылилась в нечто грандиозное. В итоге Уэллс поместил своё имя с именем Толанда в один титр.
Что же такое глубокий фокус?
Это приём, с помощью которого зритель может видеть в фокусе сразу несколько объектов/субъектов на разных планах, что позволяет показать действия и реакции нескольких персонажей одновременно.
Для рассказывания истории, это был революционный приём. Так как почти все кинематографисты тех лет отдавали предпочтение классическому эзенштейновскому монтажу (сменяющиеся события, персонажи и их реакции).
Для зрителей того времени пролёты камеры, следящие за персонажем, выглядели чем-то невероятным. Сейчас такие приёмы выполняются при помощи спецэффектов. Тогда же, это всё делалось вручную.
Для одной из сцен даже разрезали стол на две части, чтобы камера пролетала сквозь него.
Разные ракурсы с использованием потолка в кадре.
Толанд также применил съёмку снизу вверх, чтобы возвеличить фигуру Кейна. Громоздкое и неприспособленное, для такого рода съёмок оборудование помещалась в специальные углубления, вырезанные в полу. Так как декорации не предусматривали потолки, а над актёрами размещалось оборудование, записывающие звук. На площадке были задействованы фальшивые потолки – натянутая ткань, способная пропускать звук для микрофонов, расположенных над ней.
Многие киноведы сошлись во мнении, что именно «Гражданин Кейн» является родоначальником известного направления в кино, как нуар. Здесь и пессимистическая обстановка и сложная хронология событий и игра теней (хотя сам «Гражданин Кейн» полностью обязан этим немецкому экспрессионизму).
Начало мокьюментари (псевдодокументалистика).
Фильм начинается с выпуска новостей, в котором сообщается о смерти Кейна и рассказывается о том, чем он запомнился людям.
Зритель 40-х годов мог принять всё это за чистую монету (вспоминаем реакцию на «Войну миров»), так как понятия мокьюментари ещё не существовало и это оказывало эффект.
Приём ненадёжного рассказчика.
Ещё одна гениальная идея для тогдашнего Голливуда, это приём ненадежного рассказчика (Но и здесь Уэллс подсмотрел за немецкими экспрессионистами, а именно за фильмом «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине (1920). Это когда одни и те же события показаны с разных точек зрения. Сейчас этим трудно кого удивить, но именно Уэллс дал толчок. Впоследствии, заложив этот приём в основу, Куросава дарит миру легендарный «Расёмон». Ну, и как же не вспомнить более современные картины, как «Бойцовский клуб», «Остров проклятых», «Настоящий детектив».
Гениальное решение Уэллса смонтировать длительный отрезок времени в одной сцене значительно предопределило судьбу последующего развития кино.
Сцена завтрака с первой женой Кейна, в которой влюблённые молодожёны постепенно превращаются во взрослых, охладевших друг к другу людей. В одной сцене Уэллс показал многие годы прошедшие в фильме. Это так гениально и просто, что обычный титр «Прошло 20 лет» кажется очень примитивным. Кстати, отсылку на эту сцену можно посмотреть в оскароносном «Артисте».
Также стоит отметить сцену с аплодисментами. Кейн рукоплещет второй жене, выступающей в оперном в театре. Нам дают понять, что это не просто одно выступление, а начало карьерной жизни героини.
— Уильям Хёрст реальный медиа-магнат того времени явился прототипом Кейна. Это так взбесило Хёрста, что он всячески мешал картине набрать популярность. В том числе запретил упоминать в своих изданиях. Это послужило одной из причин провала в прокате.
— При 9 номинациях на Оскар, «Гражданин Кейн» удостоился лишь одной статуэтки – за оригинальный сценарий.
— Бутон розы. Одна из множества версий, что же всё-таки значит «Rosebud», звучит так, будто бы именно таким образом называл Уильям Хёрст прелести своей второй жены оперной певицы… И именно это и послужило причиной его негодования по поводу картины.
— Идея сценария принадлежит Херману Манковичу. Из-за чего собственно разгорелся скандал, так как Уэллс поставил свою фамилию на первое место в указании авторов сценария.
… приобрел те самые санки с надписью «Rosebud», для своей личной коллекции, так как является большим поклонником этого фильма.
Несмотря на то, что кинокритики того времени восторженно приняли «Гражданина Кейна», обычный зритель новаторства не оценил. Но позже начиная с 50-х количество поклонников фильма росло. Фильм возглавил не один десяток рейтингов. Прежде всего, его заслуга в «новом слове». Ведь именно это позволяет развиваться чему бы то ни было, в том числе и кинематографу. «Гражданин Кейн» откликнулся в душе у множества режиссёров, что впоследствии вылилось в сотни картин, которые радуют нас и по сей день.