что значит руководить и управлять
Словари
1. Приводить в движение, направлять ход, действие кого-либо или чего-либо, пользуясь механизмами, специальными приспособлениями.
отт. Приводить в действие что-либо, работать чем-либо.
2. Руководить деятельностью кого-либо или чего-либо, направлять чью-либо работу.
отт. Направлять чьи-либо поступки, быть побудительной причиной, руководящим началом чего-либо.
отт. Осуществлять верховную власть; править.
отт. разг. Самовластно распоряжаться, командовать кем-либо.
3. Обладать умением регулировать движения своих мышц, звучание голоса и т.п.
Морфология: я управля́ю, ты управля́ешь, он/она/оно управля́ет, мы управля́ем, вы управля́ете, они управля́ют, управля́й, управля́йте, управля́л, управля́ла, управля́ло, управля́ли, управля́ющий, управля́емый, управля́вший, управля́я
1. Когда президент или другой полномочный представитель управляет страной, значит, он осуществляет верховную власть в государстве, направляет и контролирует жизнедеятельность общества в различных сферах социальной и производственной практики.
В феврале 1547 года Иван IV женился и уже мог самостоятельно управлять страной.
2. Когда человек или коллектив людей управляет какой-либо организацией, деятельностью, он является главным в ней и потому приказывает, что нужно делать, и контролирует то, как работа выполняется.
Управлять людьми, хозяйством, финансами. | Управлять мягкими, жёсткими методами. | Управлять компанией, совместным предприятием. | Отныне отделением будет управлять коллегиальный орган.
3. Если дирижёр, концертмейстер управляют хором, оркестром, то это означает, что они контролируют согласованность игры, качество исполнения музыкального произведения музыкантами, певцами.
Управлять хором, оркестром. | Эллингтон управлял оркестром с помощью фортепиано, взглядом, кивком головы или еле заметным поднятием левого мизинца.
4. Если кто-либо управляет транспортным средством, то это означает, что этот человек запускает, направляет и контролирует движение какого-либо транспортного средства.
Управлять автомобилем, космическим кораблем. | Квалифицированные специалисты определяют, способен человек управлять автобусом или нет.
5. Если вы говорите, что кто-либо имеет способность управлять своим телом, лицом, голосом и т. п., то это означает, что этот человек хорошо владеет своим телом, лицом, голосом и т. п. в соответствии с ситуацией или стоящей перед человеком задачей.
Лыжник должен уметь отлично управлять своим телом, чтобы приземлиться настолько далеко, насколько это возможно.
6. Если о ком-либо говорят, что он хорошо управляет собой, то это означает, что этот человек не показывает своих истинных эмоций, ведёт себя очень сдержанно.
7. Если какое-то слово управляет чем-либо, то это означает, что оно требует, предполагает после себя употребления другого слова в установленной грамматической форме, позиции и т. п.
Управлять дательным падежом.
управля́ющий сущ., м.
УПРАВЛЯ́ТЬ, управляю, управляешь, несовер.
1. кем-чем. Пользуясь какими-нибудь приборами, приемами, приводить в движение, направлять ход, движение кого-чего-нибудь. Управлять автомобилем. Управлять судном. Управлять конем.
|| чем. Приводить в действие что-нибудь, работать чем-нибудь. Управлять рулем. Управлять поводьями.
2. кем-чем. Руководить, распоряжаться деятельностью кого-чего-нибудь, направлять работу кого-чего-нибудь. Управлять государством. Управлять страной. Управлять заводом. Управлять производством. Управлять канцелярией. Управлять оркестром (дирижировать). Управлять служащими. «Большевики должны были научиться по-новому организовать производство и управлять им.» История ВКП(б). Управлять хозяйством. Управлять делом. Управлять делами.
|| Направлять чьи-нибудь поступки, быть побудительной причиной, руководящим началом чего-нибудь. «Безумным человеком управляют страсти.» Даль.
3. чем. Требовать после себя (того или иного падежа, инфинитива) в силу синтаксической зависимости, иметь то или иное управление (см. управление в 5 знач.; грам.). Переходные глаголы управляют винительным падежом.
1. кем (чем). Направлять ход, движение кого-чего-н. У. кораблём. У. конём. У. оркестром (дирижировать).
2. кем (чем). Руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-н. У. государством. У. хозяйством. У. производственным процессом.
3. чем. В грамматике: осуществлять связь управления (в 5 знач.). Глагол управляет именем существительным.
| Управлять чем успешно, распоряжаться, делаться, ладить; одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в чем; приводить в порядок. Тут одному не управиться, много дел. А задний твой управлялся! Управится ли повар с обедом? Постой, я с тобою управлюсь! расправлюсь, угроза. Наполеон
| управлялся с австрийцами, разбивая корпуса их порознь. Мы еще и с уборкой хлеба не управились. Управленье ср. управа жен. Управка,действие по гл.
| Место, управляющее, заведывающее чем-либо, правленье. Управленья министерств называются департаментами. Управленье коннозаводства. Вотчинное управленье. Врачебная управа, в губернском городе, а в столице физикат. Управа благочиния, в столицах.
| Управа, расправа, судебный приговор за обиду. Бити челом государю на кого о управе, ·стар. Искать управы мечем, по праву сильного. Управа не берет, не смогу управиться, сил, власти, досугу нет. Не берет управа: что день, то потрава! не устережешь. Управный староста, исправный, которого стает на все, дела в порядке.
1. Стоять во главе государства, осуществляя верховную власть; править (1.П.). У. государством, страной.
2. Руководить, направлять деятельность, работу чего-л., распоряжаться хозяйственными, финансовыми и т.п. делами чего-л. У. хозяйством. У. школой, заводом. У. промышленностью, финансами. У. совместным предприятием. // Руководить кем-л., направляя их деятельность. У. людьми. У. мужем. У. артистами театра. // Руководить, дирижировать (хором, оркестром). У. хором, оркестром.
3. Пользуясь какими-л. средствами, приборами и т.п., направлять, регулировать ход, движение, работу чего-л. У. автомобилем, космическим кораблём. У. штурвалом. У. системой пожаротушения. Уверенно у. самолётом. // Оказывать воздействие на состояние, развитие чего-л., руководить ходом какого-л. процесса. У. работой станка. У. педагогическим процессом. У. разработкой новой машины. У. ходом переговоров.
4. Направлять, определять поступки, поведение, взгляды и т.п. кого-л. Закон управлял судьёй. Страх управлял действиями женщины. Обстоятельства управляют человеком. Необходимо у. своими желаниями. У. своим сердцем. Личные расчёты управляли поступком кого-л. // Иметь способность выражать мимикой, жестами, голосом и т.п. определённые чувства, настроение и т.п. Кто-л. мог у. своим лицом. Уметь у. голосом. У. улыбкой.
5. Править (упряжкой, животными в упряжке). У. лошадью. У. телегой. Уметь у. нартами. Кучер ловко управлял тройкой.
6. Грамм. Требовать после себя определённого управления (4 зн.). У. дательным падежом.
[Христиан:] Тебе, царевич, суждена Блистательная доля. Ты стоишь Близ своего отца, чтоб у него Державою учиться управлять. А. К. Толстой, Царь Борис.
2. Руководить, направлять деятельность, работу кого-, чего-л., распоряжаться хозяйственными, финансовыми и т. п. делами чего-л.
Управлять имением. Управлять хозяйством. Управлять канцелярией.
Она не распоряжалась ничем в доме. Княгиня самодержавно управляла всем и притесняла старушку под предлогом забот и внимания. Герцен, Былое и думы.
Ботаническим садом управлял отличный ученый директор и не допускал никакого беспорядка. Гаршин, Attalea princeps.
Руководить, дирижировать (хором, оркестром).
Быть побудительной причиной чьих-л. поступков, действий.
Мечик, повинуясь новой силе, которая управляла им больше, чем страх, выстрелил в него несколько раз подряд. Фадеев, Разгром.
3. Пользуясь какими-л. средствами, приборами и т. п., направлять, регулировать ход, движение, работу чего-л.
Управлять автомобилем. Управлять космическим кораблем.
Он уверенно стоял у штурвала, управляя судном, как хороший наездник послушной лошадью. Новиков-Прибой, Боевые традиции русских моряков.
Оказывать воздействие на состояние, развитие чего-л., руководить ходом какого-л. процесса.
Хлеборобы смогут сами создавать новые растения и управлять их ростом. Овечкин, С фронтовым приветом.
Требовать после себя определенного управления (в 5 знач.).
Управлять дательным падежом.
управля́ть, управля́ю, управля́ем, управля́ешь, управля́ете, управля́ет, управля́ют, управля́я, управля́л, управля́ла, управля́ло, управля́ли, управля́й, управля́йте, управля́ющий, управля́ющая, управля́ющее, управля́ющие, управля́ющего, управля́ющей, управля́ющих, управля́ющему, управля́ющим, управля́ющую, управля́ющею, управля́ющими, управля́ющем, управля́вший, управля́вшая, управля́вшее, управля́вшие, управля́вшего, управля́вшей, управля́вших, управля́вшему, управля́вшим, управля́вшую, управля́вшею, управля́вшими, управля́вшем, управля́емый, управля́емая, управля́ющаяся, управля́емое, управля́ющееся, управля́емые, управля́ющиеся, управля́емого, управля́ющегося, управля́емой, управля́ющейся, управля́емых, управля́ющихся, управля́емому, управля́ющемуся, управля́емым, управля́ющимся, управля́ющийся, управля́емую, управля́ющуюся, управля́емою, управля́ющеюся, управля́емыми, управля́ющимися, управля́емом, управля́ющемся, управля́ема, управля́емо, управля́емы
Как стать лидером: что нужно уметь и какой стиль управления выбрать
Что такое лидерство
Лидерство — это общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга.
«Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это», — Рональд Рейган.
Настоящие лидеры в истории — это политики, полководцы и деятели, меняющие уклад жизни и подталкивающие людей на великие подвиги. Например, можно вспомнить харизматичного царя Леонида и верный ему отряд 300 спартанских воинов, удерживавших оборону против целой армии персов.В современном бизнесе такие люди — визионеры вроде Стива Джобса и Илона Маска. Но чтобы стать лидером, необязательно запускать ракеты в космос, можно быть лидером и в небольшой зоне ответственности: рабочей команде, сообществе соседей или объединении по интересам.
Разница между лидером и управленцем
Стоит отличать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабы-управляющие — невольники, следившие за ходом работ и контролировавшие своих товарищей по несчастью. Они руководили, но не были лидерами, способным повести за собой людей. Но таким стал Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.
В корпорациях роль менеджера и лидера может играть один и тот же человек. Но так происходит не всегда. Вот чем они отличаются.
Менеджер:
Лидер:
Как появилось лидерство
Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.
Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.
На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.
Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.
Какие качества присущи лидерам
Типы и стили лидерства
Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.
Поведенческое лидерство
Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.
Ситуационное лидерство
Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.
Эмоциональное лидерство
Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.
Как стать лидером
Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.
Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.
Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.
Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.
Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.
Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.
Профессия «Руководитель». Или «Руководятел»? Давайте разберемся!
Я не люблю формат «Нцать причин», но посты про 13 причин не быть руководителем и про 5 причин в пользу быть стали реальным мотиватором этого поста. В нем я расскажу о том, в чем состоит профессия «руководитель», немного коснусь инструментов управления. Ну, и развенчаю пару мифов, вроде «управлять может только тот, кто очень хорошо разбирается в предметной области».
Уровни управления
Начнем с того, что поделим руководителей на уровни в соответствии с тем, какие задачи они должны решать.
Любая оргструктура спокойно накладывается на эти уровни управления — я специально показал крайние организационные модели по PMBook и антипода «работы на дядю». Руководитель каждого уровня должен обладать своим набором знаний и умений.
Руководитель — это административно выделенная должность
Руководитель обладает формальными полномочиями. В любом коллективе есть «неформальные лидеры» или «лучшие среди равных» — они не являются руководителями, несмотря на то, что оказывают существенное влияние на конечный результат
Несмотря на разность целей каждого уровня субъектом управления является человек
Даже time management это не «управление временем», а «управление приоритетами конкретного человека — в том числе себя — для максимизации количества выполненных задач в заданный промежуток время». Именно поэтому сравнение руководителя с «водителем машины» некорректно — замена человека в компании ни разу не равно замене колеса (да, да, я знаю, что в теории четко прописанный бизнес-процесс снижает риски при смене сотрудника и повышает скорость его входа в активную фазу, но жизнь еще не приблизилась к идеалу). Лучшей аналогией для задач руководителя являются задачи родителей, которые воспитывают детей. Заметьте, воспитывают, а не дрессируют.
Если руководителя не будет, результат все равно будет получен
Чем лучше построена система управления, тем дольше сохраняется «движение по инерции». Или наоборот — люди самоорганизовываются для достижения определенной цели без какой бы то ни было формальной систему управления. Два верхних уровня управления из трех нужны для того, чтобы обеспечить стабильность в будущем (долгосрочной и среднесрочной перспективе), а операционный уровень управления позволяет снижать стоимость и риски при развитии. Для того, чтобы делать одну и ту же привычную работу руководитель не нужен. К сожалению, чем ниже уровень управления, тем болезненней воспринимается данный факт руководителями, вплоть до полного нигилизма. И тогда псевдоруководитель начинает замыкать на себя значимые контакты, технологии, знания, чтобы именно он становился незаменимым. Иначе, чем ему еще заниматься-то?
Задачей любого руководителя является создание условий для эффективной работы собственных подчиненных
Под эффективностью в каждом случае должен выбираться конкретный показатель: для одной компании в данный момент времени важно сохранить команду, но при этом не успеть в сроки, а для другой компании в тот же самый исторический момент важно сделать проект точно в срок и плевать, что будет дальше. Если руководитель выполняет работу за своего подчиненного, то это должно быть форс-мажорной ситуацией, которая не должна повторяться в будущем. Даже на оперативном уровне управления, где чаще всего руководителями становятся люди, которые вырастают «снизу» (руководитель отдела бизнес-анализа должен быть бывшим бизнес-аналитиком, решившим сменить профессию), если руководитель берется решать «самые сложные задачи, потому что он все знает лучше всех», то это дорога в один конец. Самые сложные задачи должен решать тот самый неформальный лидер, который формально руководителем не является.
Инструменты управления должны выбираться не только в зависимости от уровня, но и от конкретной ситуации в компании
Серьезным заблуждением является мнение, что инструментарий руководителя не устаревает и является универсальным. Это примерно так же «корректно», как утверждение, что «для того, чтобы написать большинство прикладных программ нужно разработать схему хранения данных (типа базы данных), написать бизнес-правила и сделать пользовательский интерфейс». С формальной стороны придраться трудно, а на деле полная чушь. Так же и в профессии руководителя. Нельзя управлять ротой солдат с помощью agile-методик. Нельзя освоить только один инструмент и потом пользоваться только им (классический пример — человек, который умеет пользоваться только молотком, во всем видит гвозди). Например, в предыдущей компании необходимо было хороших специалистов объединить в команду, дать почувствовать значимость собственного результата. В этой ситуации запуск корпоративной газеты, публикация интервью с интересными специалистами, организация «кружка аналитиков» и «кружка архитекторов» позволили достичь заданных целей. В текущей компании наоборот — в команде достаточно много лидеров и необходимо аккуратно делить сферы влияния, чтобы не было соперничества и конкуренции (у нас нет большого количества однотипных специалистов, чтобы внутренняя конкуренция могла «выносить» лучших «наверх»).
Делегировали, делегировали, да не выделегировали
«Давай с тобой поговорим, прости не знаю, как зовут» (с)
Если основным инструментом программиста является клавиатура, аналитика — ручка и бумага, то основным инструментом руководителя является стол для переговоров. Мы управляем людьми, помните? Причем, руководитель не указывает, что нужно делать подчиненным, а создает условия, чтобы они сами говорил: «О, я знаю, что нужно делать» и выскакивали из-за стола с горящими глазами. Ситуация, когда начальник не знает, как зовут собственного подчиненного, говорит о том, что превышено оптимальное количество точек управления. «Точка управления» не равно «количество человек в подчинении». Можно вполне эффективно управлять и более 7 людьми, если среди них можно выделить не более 7 точек управления. Или центров влияния. Например, на предыдущей работе у меня в отделе было более 20 человек — аналитики, архитекторы, программисты и специалисты 2-й линии поддержки. Я знал каждого по имени. Но если мне нужно было провести рабочее совещание, то мне достаточно было вызвать одного-двух аналитиков, одного-двух архитекторов, одного-двух программиста и я точно знал, что принятые решения через них дойдут до всех остальных. В итоге, я обосновал необходимость в собственном заместителе не для того, чтобы разделить функциональные обязанности, а для того, чтобы перейти на тактический уровень управления, оставив операционный на нем.
Свой среди чужих, чужой среди своих
Да, отчуждение от подчиненных не просто есть, оно обязано быть. Это не значит, что совместные неформальные мероприятия — табу. Ни в коем случае! Абсолютно нормально на корпоративе выпить с подчиненными и обсудить нового бухгалтера, но уходить с вечеринки руководитель должен первым, не допуская приватных танцев. Вполне естественно интересоваться здоровьем супруги подчиненного и сделать небольшой подарок на рождение у него ребенка, но принимать приглашение на смотрины вряд ли стоит. Курилка с подчиненными — не место руководителя. Его место — курилка с другими руководителями.
Руководитель всегда не прав. Если руководитель прав — смотри пункт первый
Единственный путь развития руководителя — все время отвечать на вопрос «Что я сделал не так?» по результатам постанализа. Этот анализ должен происходить как на регулярной основе (раз в период посмотреть, достигнуты ли цели этого периода, если достигнуты, то какой ценой и поставить цели на следующий период), так и после какого-то форс-мажора. Это серьезное испытание для психики, самомотивации и ощущения собственного «Я» у руководителей, не многие с ним справляются. Очень часто псевдоруководители стараются оправдать себя даже перед самим собой, пытаются найти одну ситуацию из десятка возможных, в которой их действия были бы правильными, и пытаются всех уверить, что «он прав, действия правильные, это ситуация во всем виновата». Но если сжать зубы и заниматься поиском ответа на этот вопрос, то практика показывает, что сначала лавина «ну я дурак» превращается в поток, потом в ручеек, а потом просто не выходит за границы рисковых погрешностей. Это называется «правленческим опытом» — руководитель зная, к чему могут привести те или иные его действия «интуитивно» выбирает нужный сценарий развития событий (помните про то, что руководители нужны именно для стабильного развития?).
Кто я? Кто эти люди? Куда они меня несут?
Вы хотите стать руководителем? Есть два пути — сверху и снизу. Можно подняться от исполнителя через операционный уровень к тактическому, можно спуститься со стратегического уровня на тактический. Путь «снизу до самого верха» или «сверху до самого низа» тоже возможен, но это, больше исключение, чем практика. Большинство проблем у руководителей связано с тем, что они перепрыгивают через уровни (ну, или их «перепрыгивают» нерадивые управленцы более верхнего уровня). Был парень хорошим программистом, строил отличные архитектурные решения, все за ним тянулись — на тебе, дружок, отдел (это тактический уровень), давай, ты вона какой молодЕц! А мОлодец-то зачах под составлением отчетов, разработки системы показателей эффективности, контроля посещаемости. Или руководитель отдела отлично справляется с отделом — люди у него довольны, проекты идут. Давай-ка в замы, парень! И через три года оказывается, что в компании не осталось эффективных программистов, а те, что остались, программируют на устаревших технологиях.
Управлять может только тот, кто очень хорошо разбирается в предметной области — пока чувак не поработает уборщицей, дворником, бухгалтером, юристом, программистом, тестировщиком, менеджером проекта, он не должен занимать должность генерального директора компании!
Надеюсь, теперь мне не нужно как-то специально развенчивать этот устойчивый миф? Чем выше по уровню управления, тем все больше в объекты управления попадают не конкретные задачи, а риски. Топ-менеджер — это, по сути, лучший рисковый менеджер в компании, так как несет ответственность не только за внутренние риски (на них можно влиять), но и за внешние. В отличии от операционного, который должен обладать знаниями, чтобы самому выполнить конкретную задачу, если его подчиненный заболел и некем больше заменить.