что значит с частотой более 12 месяцев

Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

что значит с частотой более 12 месяцев. Смотреть фото что значит с частотой более 12 месяцев. Смотреть картинку что значит с частотой более 12 месяцев. Картинка про что значит с частотой более 12 месяцев. Фото что значит с частотой более 12 месяцев

Cтарший методолог в функции Финансового комплаенса, отчетности и методологии ПАО «МегаФон», ACCA, член ACCA Member Advisory Committee (MAC)

специально для ГАРАНТ.РУ

С 1 января 2022 года учет основных средств необходимо будет вести по новым правилам. С этой даты вступит в действие новый стандарт – ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее – ФСБУ 6/2020), утвержденный приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н. Документ содержит ряд изменений, которые могут существенно повлиять не только на организацию бухгалтерского учета в компании, но и на ее бизнес-процессы в целом. В частности, положения нового стандарта могут коснуться доработки учетных систем, взаимодействия с другими подразделениями компании, документооборота и ряда других вопросов. В связи с этим руководителям финансовых (бухгалтерских) служб уже сейчас важно оценить нормы нового стандарта и своевременно подготовится к его применению.

Основные средства с низкой стоимостью

В структуре активов организации основные средства с низкой стоимостью могут занимать значительную долю. Учет каждого объекта малоценных основных средств не представляется рациональным. Более того, такой подход увеличивает нагрузку на применяемую организацией учетную систему и замедляет процесс закрытия бухгалтерских книг. Новое ФСБУ 6/2020 позволяет не вести учет основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли. Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учету запасов.

На какие критерии следует ориентироваться при установлении лимита стоимости основных средств при переходе на новый стандарт и всегда ли оправдано списание активов с низкой стоимостью? Попробуем разобраться.

Согласно действующему ПБУ 6/01 «Учет основных средств» к малоценным основным средствам относятся активы, удовлетворяющие критериям признания основных средств, стоимостью менее 40 тыс. руб. Новый стандарт разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости основных средств с учетом информации об их существенности.

Одновременно с этим ст. 257 Налогового кодекса определяет основные средства как часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.

Логично было бы предположить, что, установив одинаковый лимит стоимости для основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете, организация сможет их сблизить. Кроме того, отсутствие разниц в бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств не будет приводить к начислению отложенных налогов. На первый взгляд, преимущества такого подхода очевидны. Но не всегда он бывает оправдан.

Во-первых, одно основное средство стоимостью до 100 тыс. руб. может быть несущественным для организации в целом. Но в ее деятельности могут использоваться сотни, а то и тысячи таких объектов. Информация об их совокупной стоимости может быть существенной для пользователей финансовой отчетности. И в этом случае списать на расходы стоимость указанных основных средств уже нельзя.

Во-вторых, списание на расходы значительного числа объектов с низкой стоимостью может неблагоприятным образом повлиять на финансовый результат отчетного периода. В некоторых случаях организации выгоднее показать активы в балансе, чем отражать их стоимость в расходах периода. Например, высокий показатель чистых активов важен, если организация планирует получать заемные средства.

И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2020). Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета. Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.

Хотите лучше разбираться в

стандартах бухгалтерского учета?

Взгляните по-новому на финансовое образование

и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом»

Таким образом, при принятии решения об установлении нового лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2022 года представляется целесообразным ориентироваться не на нормы налогового законодательства, а проанализировать факторы, влияющие на соответствующие показатели финансовой отчетности и установленные организацией показатели эффективности деятельности.

Одним из способов рационализировать учет малоценных основных средств, информация о совокупной стоимости которых может быть существенной для организации в целом, – это перейти на их групповой учет. Новый стандарт не содержит прямой нормы о том, что организации могут определять группу основных средств в качестве единицы учета, но и не запрещает это делать. Согласно п. 11 ФСБУ 6/2020 группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования. Данная формулировка позволяет сделать вывод, что при определенных условиях совокупность однородных основных средств возможно рассматривать в качестве единого объекта основных средств. В своей Рекомендации Р-125/2021-КпР от 19 марта 2021 г. «Групповая единица учета основных средств» (далее – Рекомендация Р-125/2021-КпР) Фонд «Национальный некоммерческий регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» устанавливает необходимые условия для объединения однородных основных средств в групповую единицу учета. Такими условиями являются:

Указанные условия должны выполняться одновременно. При необходимости организация может дополнить их перечень, исходя из специфики своей деятельности, и зафиксировать в своих внутренних нормативных документах.

В Рекомендации Р-125/2021-КпР подчеркивается важность правильного выбора совокупности основных средств, к которой будет применяться групповой учет. Учет такой группы должен осуществляться в том же порядке, как если бы все правила для учета основных средств применялись к одному объекту. При этом не должно быть существенного изменения показателей финансовой отчетности.

Рациональное ведение бухгалтерского учета малоценных основных средств заключается, в том числе и в возможности снизить затраты на начисление амортизации. Для этого в Рекомендации Р-125/2021-КпР предлагается использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2020 указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

В случае если организация примет решение применять групповой учет основных средств, ей необходимо будет принять во внимание несколько моментов.

Во-первых, необходимо будет проанализировать, как данное решение повлияет на применяемую ей классификацию основных средств, на основе которой строится бухгалтерский и налоговый учет. Возможно, придется внести соответствующие изменения во внутренние нормативные документы и донастроить учетную систему.

Во-вторых, для расчета средневзвешенной нормы амортизации по группе в учетной системе необходимо будет хранить информацию о первоначальной стоимости и сроке полезного использования каждого объекта, входящего в группу. Это особенно важно, если основные средства, входящие в группу, имеют разную стоимость и их движение (поступление и выбытие) осуществляется неравномерно.

Таким образом, перед тем, как принять решение о групповом учете основных средств, стоит проанализировать возможности используемого программного продукта и оценить потенциальные затраты на его доработку или донастройку. Возможно, что к моменту перехода на ФСБУ 6/2020 ведущие разработчики бухгалтерского софта уже учтут данную потребность и предложат пользователям своих продуктов готовое решение.

Существенные затраты на проведение ремонта, технического осмотра и обслуживания основных средств

Одним из нововведений ФСБУ 6/2020 является признание в качестве самостоятельного инвентарного объекта существенных затрат на проведение ремонта, технического осмотра и технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев. Однако далее в стандарте не конкретизируются требования к таким объектам основных средств. Вероятно, предполагается, что организации должны разработать методику учета данных активов, основываясь на профессиональном суждении и оценке экспертов, и закрепить ее во внутренних нормативных документах.

В случае принятия организацией решения о выделении существенных затрат на ремонт, технический осмотр и обслуживание в качестве отдельных единиц учета возникает ряд не только учетных, но и организационных вопросов. Например, необходимо будет обеспечить во внутренних регламентах организации единый подход к определению видов работ, которые будут попадать под определение капитального ремонта, технического осмотра и технического обслуживания. Далее совместно со специалистами служб по ремонту и обслуживанию основных средств необходимо определить перечень объектов, в отношении которых затраты на ремонт и техническое обслуживание будут капитализироваться. Также следует оценить сроки на проведение ремонтных мероприятий и техническое обслуживание и зафиксировать их во внутренних планах соответствующих служб. Кроме того, указанные планы потребуется увязать с бюджетом организации на следующий год. В связи с тем, что бюджетная кампания во многих организациях уже началась, сделать это придется оперативно.

И, наконец, финансовой (бухгалтерской) службе организации потребуется оценить влияние принятого решения на учетный процесс. Возможно, потребуется заведение новых аналитик в учетной системе, внесение изменение в применяемый Классификатор основных средств, определение норм амортизации для групп основных средств, в составе которых учитываются затраты на проведение существенных ремонтов и технического обслуживания, изменение Учетной политики и так далее.

Хотите лучше разбираться в стандартах бухгалтерского учета? Взгляните по-новому на финансовое образование и получите Диплом АССА «Финансы и управление бизнесом». Теперь международный сертификат и, главное, – глубокое понимание финансов в бизнесе доступны всем. Инвестируйте в себя! Обучение на русском. Сертификаты на английском. Подробнее

Необходимо отметить, что возможность капитализации затрат на проведение существенных ремонтов и других аналогичных мероприятий, существовала и ранее. В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год Минфин России указывал, что затраты на проведение капитальных ремонтов и других аналогичных мероприятий, возникающих через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объектов основных средств должны отражаться в составе внеоборотных активов (письмо от 09.01.2013 №07-02-18/01). И отдельные передовые организации воспользовались указанным подходом. В связи с этим на сегодняшний день данному вопросу уже есть практика, которую можно использовать при переходе на ФСБУ 6/2020.

Новый стандарт вводит понятие элементы амортизации, одним из которых является ликвидационная стоимость. Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

В соответствии с пунктом 37 ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость определяется при первоначальном признании основных средств и является оценочным значением. При этом основные средства рассматриваются таким образом, как если бы уже достигли окончания срока полезного использования и находилось в состоянии, характерном для окончания срока полезного использования. Здесь возникает вопрос: где взять такую информацию, и кто должен определить ликвидационную стоимость основных средств? Очевидно, что такой информацией могут обладать работники организации, отвечающие за эксплуатацию приобретаемых активов: машин, оборудования, приборов, транспортных средств и так далее. Нередко бывает, что организации продают бывшее в эксплуатации оборудование или сдают автомобили в trade-in. Возможно, что у специалистов, отвечающих за эксплуатацию основных средств, есть определенные планы по их отчуждению или накопленная статистика в отношении стоимости материальных ценностей, остающихся после выбытия и разборки активов. Данная информация может послужить источником для определения ликвидационной стоимости основных средств. Если же подобная информация не поступает в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, то представляется целесообразным наладить взаимодействие с техническими подразделениями и понять, как может быть выстроен совместный бизнес-процесс для того, чтобы со следующего года начать выполнять требование ФСБУ 6/2020. Сделать это лучше заранее, поскольку ликвидационную стоимость основных средств придется определять не только для тех объектов, которые будут приобретены после 1 января 2022 года, но и для тех, что учитываются на балансе организации на дату перехода на новый стандарт. Изменение в бизнес-процессе затронут, как минимум, такие вопросы как график предоставления информации в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, документальное оформление операций, оценка ликвидационной стоимости основных средств компетентными подразделениями.

Пункт 31 ФСБУ 6/2020 устанавливает случаи, когда ликвидационная стоимость основных средств принимается равной нулю. К ним относятся ситуации, когда:

Однако для того, чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться этой нормой, также необходимо получить заключение компетентных служб организации. Как было упомянуто ранее, ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации. В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками и (или) заключениями от технических специалистов.

Данный материал рассматривает лишь небольшую часть изменений, которые связаны с вступлением в силу нового стандарта по учету основных средств. Но даже эти изменения затрагивают большое количество организационных вопросов, в решение которых будут вовлечены не только работники финансовых (бухгалтерских) служб организаций, но и смежные подразделения. И чем скорее начнется эта работа, тем более успешным для организации будет переход на новые правила учета.

Источник

Что значит с частотой более 12 месяцев

что значит с частотой более 12 месяцев. Смотреть фото что значит с частотой более 12 месяцев. Смотреть картинку что значит с частотой более 12 месяцев. Картинка про что значит с частотой более 12 месяцев. Фото что значит с частотой более 12 месяцев

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

что значит с частотой более 12 месяцев. Смотреть фото что значит с частотой более 12 месяцев. Смотреть картинку что значит с частотой более 12 месяцев. Картинка про что значит с частотой более 12 месяцев. Фото что значит с частотой более 12 месяцев

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с ФСБУ 5/2019 учет спецодежды со сроком эксплуатации свыше 12 месяцев должен производиться по правилам учета основных средств, поскольку такие активы не отвечают понятию «запасы». Организация приняла решение не применять с 2021 года ФСБУ 6/2020, а изменения учетной политики, связанные с вступлением в силу ФСБУ 5/2019, отражать перспективно с 01.01.2021 и относить спецодежду со сроком эксплуатации свыше 12 месяцев и стоимостью меньше 40 000 рублей в состав МПЗ (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), а имеющийся остаток стоимости спецодежды, отраженной на 01.01.2021 по счету 10.11, единовременно отнести в затраты организации (проводки: Дебет 20, 23, 25, 26 Кредит 10.11). Стоимость спецодежды не является существенной для организации. Указанное решение было принято в соответствии с п. 4 Рекомендаций Р-122/2020-КпР «Специальные средства производства»: числящаяся на 1 января 2021 года балансовая стоимость несущественных специальных средств производства подлежит единовременному списанию с бухгалтерского учета в рамках корректировок.
Насколько единовременное отнесение на затраты стоимости спецодежды, переданной в эксплуатацию, но не списанной на 01.01.2021 (сальдо по счету 10.11), соответствует действующему законодательству РФ в области бухгалтерского учета при перспективном отражении изменений учетной политики?

что значит с частотой более 12 месяцев. Смотреть фото что значит с частотой более 12 месяцев. Смотреть картинку что значит с частотой более 12 месяцев. Картинка про что значит с частотой более 12 месяцев. Фото что значит с частотой более 12 месяцев

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Существуют две позиции относительно возможности применения предусмотренного пунктом 47 ФСБУ 5/2019 права выбора способа отражения (перспективного или ретроспективного) изменений учетной политики в отношении спецодежды и прочих внеоборотных малоценных активов, которые ранее учитывались в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:
1) в отношении такой спецодежды п. 47 ФСБУ 5/2019 применяется, и при выборе перспективного способа отражения изменений учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 списать ее стоимость, числящуюся на начало года, в расходы возможно только в том случае, если общая стоимость списываемой спецодежды не является существенной для отчетности организации (в силу п. 7.4 ПБУ 1/2008);
2) в отношении такой спецодежды п. 47 ФСБУ 5/2019 не применяется, поэтому может быть применен только ретроспективный способ отражения изменений учетной политики в связи с отменой Методических указаний. Но в силу пп. 14 и 15 ПБУ 1/2008 можно не применять ретроспективный пересчет и списать остаточную стоимость такой спецодежды в расходы отчетного периода, если она не является существенной для отчетности организации.
Таким образом, независимо от выбранной позиции списать единовременно в расходы отчетного периода остаточную стоимость находящейся на начало этого периода в эксплуатации спецодежды (со сроком службы более 12 месяцев) организация может только в том случае, если общая остаточная стоимость такой спецодежды не является существенной.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Учет специальных инструментов, приспособлений, оборудования и одежды в 2021 году

что значит с частотой более 12 месяцев. Смотреть фото что значит с частотой более 12 месяцев. Смотреть картинку что значит с частотой более 12 месяцев. Картинка про что значит с частотой более 12 месяцев. Фото что значит с частотой более 12 месяцев

С отчетности за 2021 год, то есть, по сути, с 1 января этого года, применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета – ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденный Приказом Минфина РФ от 15.11.2019 № 180н. Этим же приказом был признан утратившим силу Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды».

Одним из наиболее интересующих бухгалтеров в связи с этим вопросов стал порядок учета специальной одежды и специальной оснастки сроком службы более 12 месяцев. С отменой приказа № 135н, в п. 2 которого было сказано, что данные объекты всегда (то есть независимо от сроков использования и стоимости) относятся к оборотным активам, за бухгалтера перестали решать, к какому виду активов относятся спецодежда и спецоснастка – оборотным (запасам) или внеоборотным (капитальным вложениям, основным средствам).

Теперь на этот вопрос бухгалтеру придется отвечать самому на основе общих критериев признания, установленных в ФСБУ 5/2019 и Положении по бухучету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, а с 2022 года – федеральными стандартами по бухучету ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложение», утвержденными Приказом Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н. Точно так же, как он решает эту проблему в отношении других физических объектов: компьютера, стола, лампы и т. д. Никакой специфики в этом отношении спецодежда и спецоснастка не имеют. Разница и сложности здесь лишь в области психологии: после 17 лет автоматического отнесения спецодежды и спецоснастки к запасам трудно привыкнуть к тому, что их надо квалифицировать самим и что они могут считаться и основными средствами.

При этом надо понимать, что в окружающем нас мире нет ни запасов, ни основных средств, а есть только физические объекты, на которые мы в соответствии с установленными определениями навешиваем ярлыки – запасы или основные средства. Очень точно это продемонстрировано на отдельных примерах Минфином РФ. Так, например, он указывает, что если организация формирует страховой запас отдельных видов активов, то такие активы квалифицируются как запасы, основные средства или расходы в зависимости от того, положениям какого ПБУ – 5/01, 6/01 или 10/99 они соответствуют.

Аналогичным образом на вопрос о том, в качестве основных средств или запасов должны быть приняты к бухучету катализаторы, Минфин РФ отвечает так (по сути, а не буквально по тексту): если условия использования катализаторов соответствуют положениям ПБУ 6/01, то они должны быть признаны основными средствами, а если положениям ПБУ 5/01 – материально-производственными запасами (Письмо от 22.05.2020 № 03-03-06/1/42843).

Здесь уместно вспомнить, что достоверной является отчетность, составленная, исходя из правил, установленных нормативными актами по бухучету (п. 6 ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н).

Учет по сроку

Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 для целей бухучета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение периода не более 12 месяцев. В соответствии с п. 19 ПБУ 4/99 активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Согласно подп. «б» п. 4 ПБУ 6/01 использование объекта длительное время означает использование его свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

В аналогичном значении используется понятие операционного цикла в подп. «г» п. 3 ПБУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н, и в п. 46 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

Так что новым в ФСБУ 5/2019 в части применения понятия «операционный цикл» можно считать лишь то, что со второго места в иных определениях оно выведено на первое. В то же время в российских нормативных правовых актах по бухучету понятие операционного цикла не раскрывается, поэтому в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 необходимо обратиться к МСФО. Согласно п. 68 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», введенному в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н, операционный цикл – это промежуток времени между приобретением активов для обработки и их реализацией в форме денежных средств или их эквивалентов. В случае когда обычный операционный цикл организации не поддается четкой идентификации, принимается допущение, что его продолжительность составляет 12 месяцев.

Если выразить определение операционного цикла в бухгалтерских записях, то получим промежуток времени между записями Дебет 10 (20, 41) – Кредит 60 и записями Дебет 62 – Кредит 90, Дебет 90 – Кредит 43 (41, 20), в течение которого будут сделаны записи Дебет 20 (41) – Кредит 02, 10, 60, 70, 69.

Обозначение окончания операционного цикла записями по реализации, а не по поступлению денежных средств (Дебет 51 – Кредит 62) или их эквивалентов обусловлено тем, что при методе начисления к получению активов приравнивается возникновение права на их получение, то есть дебиторской задолженности (п. 6.1 ПБУ «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н).

Главный (а зачастую и единственный) критерий, на основании которого различаются запасы и основные средства, – это срок использования физического объекта (актива) с учетом понятия операционного цикла. При торговле процесс «купил – продал» явно меньше 12 месяцев, при оказании длящихся услуг, например услуг охраны, операционный цикл длится максимум квартал, за который подписывается акт оказания (продажи) услуг, а по хорошему – по экономическому смыслу всех длящихся услуг – так вообще месяц. И т. д. и т. п.

Соответственно, подавляющему большинству организаций обращаться к понятию операционного цикла вообще нет необходимости – им для отнесения актива к запасам или основным средствам достаточно срока службы актива более (или не более) 12 месяцев.

Кроме того, надо помнить и пользоваться сильно упрощающим жизнь положением п. 68 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» о том, что в случае, когда обычный операционный цикл организации не поддается четкой идентификации, принимается допущение, что его продолжительность составляет 12 месяцев, то есть не более 12 месяцев.

Отметим, что значение имеет именно срок полезного использования актива, а не то, сколько он до этого находится в организации, лежит на складе. Так, например, для краски, которую пускают в дело через 2 года после ее приобретения, но которая облупливается через 9 месяцев после ее нанесения, срок использования не 2 года 9 месяцев, а 9 месяцев, и она, безусловно, признается запасами.

Учет по назначению

В отдельных случаях квалификация актива, в том числе спецодежды и спецоснастки, в качестве запасов или основных средств может зависеть не от срока службы, а от функционального назначения. В ФСБУ 5/2019 не указано, что оно не применяется, как об этом писал в свое время Минфин РФ, к сырью, материалам и т. п. активам, используемым для создания внеоборотных активов. Но теперь это вытекает из подп. «а» п. 5 ФСБУ 26/2020, согласно которому к капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на приобретение имущества, предназначенного для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств. И на это указывается в Информационном сообщении Минфина РФ от 03.11.2020 № ИС-учет-28 «Новый порядок учета капитальных вложений» (далее – ИС-учет-28).

При этом необходимо учитывать следующее:

То есть предположим, что в 2022 году организация приобрела два одинаковых комплекта спецодежды, предполагая один выдать работнику подразделения текущих ремонтов, а другой – работнику подразделения капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта. Тогда до выдачи работникам первый комплект спецодежды будет представлен в бухгалтерском балансе в составе группы статей «Запасы», а второй – в составе группы статей «Основные средства» (про выделение в балансе групп статей и просто статей см. п. 20 ПБУ 4/99).

В 2021 году, полагаем, активы, подобные второму комплекту спецодежды, могут показываться как в статье «Запасы», так и по статье «Основные средства». Потому что в самом ФСБУ 5/2019 по сравнению с ПБУ 5/01 в рассматриваемом отношении ничего, по сути, не изменилось. И это – при одинаковых сроках службы обоих комплектов.

Но таких ситуаций, во-первых, немного, а во-вторых, они могут решаться с учетом требования рациональности бухучета (п. 6, 7.4 ПБУ 1/2008). В случае когда отнесение спецодежды или спецоснастки к запасам или основным средствам может быть осуществлено только на основании срока использования, стоимость актива не имеет никакого значения.

Например, скафандр космонавта стоит не 1 млн рублей, но если после 1,5-годичного полета космонавта его скафандр к дальнейшему использованию непригоден, то у соответствующей организации он должен признаваться запасами, несмотря на свою стоимость, поскольку используется только в рамках одного операционного цикла (полета), превышающего 12 месяцев.

Все сказанное о спецодежде в полной мере относится и к спецоснастке.

При этом напомним, что согласно п. 9 Приказа № 135н учет спецоснастки мог быть организован в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в чем отражалась та же возможность присвоения физическому объекту «спецоснастка» разных ярлыков.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Как считать

После всего сказанного, полагаю, становится понятной логика формулировки подп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019, согласно которой к запасам относятся, в частности, инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка, тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухучета основными средствами.

В этом определении, как и в п. 2 ПБУ 5/01, есть и признак характера, направленности использования («используемые при…»), и вытекающий из него вывод о том, что при другом использовании те же самые физические объекты получат другую бухгалтерскую квалификацию (в качестве основных средств).

И конечно же, читать это определение надо вместе с уже проанализированным общим определением запасов с точки зрения срока использования активов.

Все сказанное выше можно обобщить в табличной форме следующим образом (табл. 1).

Таблица 1 Квалификация спецодежды и спецоснастки (и других ценностей) по ФСБУ 5/2019

Не более стоимостного критерия

Более стоимостного критерия

1) Не более 12 месяцев

2) Более 12 месяцев

2.1) Один операционный цикл

2.2) Более одного операционного цикла

В 2021 г. – основные средства

в составе запасов, списываемые на расходы единовременно при отпуске

в производство (начале использования)

Основные средства, списываемые на расходы через амортизацию

в течение срока полезного использования

С 2022 г. – основные средства, списываемые на расходы единовременно при принятии

к учету независимо

в производство (начала использования)

Если в группе статей баланса «Запасы» окажутся объединены запасы, используемые с учетом понятия операционного цикла более (и не более) 12 месяцев (в 2021 г. это могут быть также не введенные в эксплуатацию основные средства стоимостью не более 40 тыс. руб.), то на основании п. 19 ПБУ 4/99, требующего представлять обособленно, то есть в разных разделах и статьях отчетности, краткосрочные и долгосрочные активы, в указанной группе статей по отдельной статье «в том числе» должны выделяться запасы со сроком использования более 12 месяцев. Точно так же, как это делается в отношении долгосрочной дебиторской задолженности, представляемой в балансе в группе статей «Дебиторская задолженность» по отдельной от краткосрочной задолженности статье.

При этом, по нашему мнению, из системного прочтения п. 11 и 19 ПБУ 4/99 следует, что распределение по разным статьям активов и обязательств со сроком использования (погашения) более и не более 12 месяцев производится независимо от существенности получаемой в результате такого разделения информации. Иными словами, п. 19 ПБУ 4/99 является специальной нормой по отношению к норме п. 11 этого ПБУ о необходимости представлять обособленно в бухгалтерской отчетности только существенную информацию.

Переходный период

Переходные бухгалтерские записи, которые надо было сделать на рубеже 2020 и 2021 годов для перехода от учета спецодежды и спецоснастки по правилам приказа № 135н к учету по ФСБУ 5/2019, представлены в таблице 2.

Таблица 2 Переквалификация спецодежды и спецоснастки (и иных подобных активов) на рубеже 2020 и 2021 годов

Спецодежда и спецоснастка, используемые более

и более одного операционного цикла

Дебет 84 (91 при несущественности суммы возникающих расходов) – Кредит 10

Дебет 01 – Кредит 10 –

по первоначальной стоимости (стоимости приобретения или создания) спецодежды

и (или) спецоснастки;

Дебет 10 – Кредит 02 – списанная

на расходы часть стоимости спецодежды

и (или) спецоснастки преобразована в их амортизацию

Б) не отпущенные в производство:

Дебет 01 Кредит 10

Спецодежда и спецоснастка, используемые более 12 месяцев, но

в рамках одного операционного цикла

Спецоснастка, учитываемая в соответствии с ПБУ 6/01, то есть используемая более 12 месяцев

и более одного операционного цикла

Поясним, почему и когда надо было сделать указанные переходные записи, даже если организация в соответствии с п. 47 ФСБУ 5/2019 выбрала (в числе несомненного большинства) перспективный способ отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019.

В учетной политике на 2021 г. объявлено, что организация применяет ФСБУ 5/2019. Это значит, что после этого в учете и отчетности организации не могут оставаться объекты учета, не являющиеся запасами с точки зрения данного стандарта, потому что их присутствие означало бы отступление от положений учетной политики.

Таковыми (требующими пересмотра порядка учета) могут быть объекты двух видов: которые в 2020 г. правомерно признавались запасами согласно ПБУ 5/01 или приказами № 119н и 135н, но не могут признаваться запасами согласно ФСБУ 5/2019.

Соответственно, чтобы выполнить собственную учетную политику, применяемую с 1 января 2021 года, ФСБУ 5/2019, организация должна произвести реклассификацию соответствующих объектов учета, с тем чтобы войти в новый учетный год с объектами учета, полностью соответствующими новому стандарту.

Такое приведение состава объектов учета в соответствие с измененной учетной политикой в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 не имеет отношения к ретроспективному или перспективному порядку отражения последствий этих изменений, не является частью ни того ни другого и не зависит от применяемого организацией порядка отражения изменений.

Когда надо произвести такую реклассификацию? Выше было сказано: «На рубеже 2020 и 2021 годов». Называть этот рубеж можно по-разному. Когда-то он именовался Минфином России (а в документах для организаций госсектора и сейчас именуется) межотчетным периодом. Он располагается, условно говоря, «между» 24:00 31 декабря и 00:00 1 января (Письмо Минфина РФ от 08.02.2002 № 16-00-14/42, раздел 8 «Переходные положения СГС “Запасы” при его первом применении» Методических рекомендаций по применению ФСБУ для организаций государственного сектора «Запасы» (приложение к Письму Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075).

Для краткости автор использует именно данный термин, главный смысл которого в том, что переходные бухгалтерские записи не должны попасть в бухгалтерскую отчетность за истекший год, когда новые правила бухгалтерского учета еще не применялись. В новых ФСБУ данный рубеж обозначается иначе, причем каждый раз по-другому, но все точнее и точнее:

Банк России рекомендует привести объекты учета в соответствие с новыми правилами учета запасов в кредитных организациях в первый рабочий день 2021 г. после составления баланса за 31 декабря 2020 года до отражения в бухучете операций, совершенных в течение первого рабочего дня 2021 г. (п. 1 Информационного письма ЦБ РФ от 23.11.2020 № ИН-012-17/161 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу с 1 января 2021 года нормативных актов Банка России по бухгалтерскому учету»).

И это наиболее жизненная формулировка, потому что понятно: в 24:00 31 декабря никто не подбивает бухгалтерские проводки. Но дело, конечно, не в названии момента, в который надо делать переходные бухгалтерские записи, главное, чтобы результаты этих записей не попали в данные за 31 декабря (не вошли в годовую отчетность за 2020 г.) и чтобы с них начался учет 2021 г.

По общему правилу переходные бухгалтерские записи по учету запасов, если они затрагивают доходы и расходы организации, должны делаться в корреспонденции со счетом учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Однако при несущественности возникающих сумм доходов и расходов они могут быть отнесены и на доходы (расходы) 2021 г. (п. 9 Рекомендации НРБУ БМЦ от 11.12.2020 № Р122/2020-КпР «Специальные средства производства», Письмо ЦБ РФ № ИН-012-17/161, в котором выбор одного из двух указанных вариантов не ставится в зависимость от существенности возникающих сумм расходов).

Технически записи в межотчетный период осуществляются следующим образом: копируется база, по которой составляется отчетность за 2020 г. и в которой запасы остаются представленными в соответствии с ПБУ 5/01 и приказами № 119н и 135н, в этой скопированной базе делаются бухгалтерские записи по переквалификации объектов учета, и именно с нее, в которой запасы представлены уже в соответствии с ФСБУ 5/2019, начинается учет в 2021 г.

И последний момент, касающийся переходных бухгалтерских записей, который надо учитывать при анализе каждого нововведения ФСБУ 5/2019: для целого ряда всегда встречавшихся хозяйственных ситуаций новый стандарт вводит новые правила оценки запасов. По моему мнению, в связи с этим оценка запасов, переходящих из 2020 г. в 2021-й, изменяться не должна, прежде всего из-за трудоемкости и нерациональности данного пересчета в связи с оборотным характером, то есть краткосрочным существованием подавляющего большинства запасов.

Однако при этом надо честно отдавать себе отчет в том, что найти нормативное обоснование данному выводу практически невозможно. Если видеть такое обоснование в отсутствии соответствующего указания в ФСБУ 5/2019, то точно так же там нет и указания на необходимость приводить в соответствие с новыми правилами состав объектов учета, признаваемых запасами. Более того, при буквальном прочтении положения п. 47 о том, что перспективное отражение последствий изменения учетной политики предполагает неизменность сформированных ранее данных бухучета о запасах, его вполне можно распространить и на данные о составе объектов учета, признаваемых запасами.

Можно попытаться увидеть такое обоснование в преимущественно краткосрочном жизненном цикле запасов, контрарно усиленное указанием в п. 50 ФСБУ 6/2020 на необходимость пересчета при переходе на новые правила учета балансовой стоимости основных средств (имеющих долгосрочный жизненный цикл). Но опять-таки точно так же можно обосновать отсутствие необходимости приводить в соответствие с ФСБУ 25/2019 состав объектов учета, признаваемых запасами: дескать, зачем с ними возиться, все равно в течение отчетного года они прекратят свое существование.

Тем не менее, как видели, ни у НРБУ БМЦ, ни у Банка России нет сомнений в необходимости переформатирования состава объектов учета в соответствии с новыми правилами учета запасов. Поэтому в своих дальнейших публикациях по ФСБУ 5/2019 будем исходить из того, что переходные бухгалтерские записи необходимы только в части состава активов, признаваемых запасами, и не являются необходимыми в части изменения стоимости запасов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *