что значит саспенс в кино

САСПЕНС В КИНО

Полезное

Смотреть что такое «САСПЕНС В КИНО» в других словарях:

Саспенс — (англ. suspense неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere подвешивать) состояние тревожного ожидания, беспокойства. В английском языке этот термин широко употребляется при… … Википедия

Кино и экспрессионизм — Термин “экспрессионизм” по отношению к кино употребляется в значительной мере условно и в двух значениях: для характеристики ряда заметных явлений в немецком немом кино 1920 х (так называемого “стилизованного фильма”), и в отношении некоторой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Нуар (кино) — Запрос «Нуар» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Нуар (фр. film noir «чёрный фильм») жанр американского кинематографа 1940 х 1950 х годов, запечатлевший атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и… … Википедия

ПОСТМОДЕРНИЗМ В КИНО — (postmodernism, от лат. post после и франц. modern современный), термин «постмодернизм» обозначает не какое то узко ограниченное художественное направление или стиль, но определенную культурную доминанту современного общества, поэтому можно… … Энциклопедия кино

Хичкоковская блондинка — «Хичкоковская блондинка» (англ. Hitchcock blonde или Hitchcockian blonde) высокая, красивая, утончённая, «холодная» и элегантная блондинка; характерный для фильмов Альфреда Хичкока женский типаж, окончательно сформировавшийся в 1950 х… … Википедия

Хэллоуин (фильм, 1978) — Запрос «Хэллоуин (фильм)» перенаправляется сюда. О снятом в 2007 году ремейке см. Хеллоуин 2007 (фильм). Хэллоуин Halloween Жанр ужасы / триллер Режиссёр … Википедия

Хэллоуин (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хэллоуин (значения). О ремейке 2007 года см. Хэллоуин 2007. Хэллоуин Halloween … Википедия

Хеллоуин (фильм) — Запрос «Хэллоуин (фильм)» перенаправляется сюда. О снятом в 2007 году ремейке см. Хеллоуин 2007 (фильм). Хэллоуин Halloween Жанр ужасы / триллер Режиссёр … Википедия

Хеллоуин (фильм, 1978) — Запрос «Хэллоуин (фильм)» перенаправляется сюда. О снятом в 2007 году ремейке см. Хеллоуин 2007 (фильм). Хэллоуин Halloween Жанр ужасы / триллер Режиссёр … Википедия

Источник

Что удерживает внимание зрителя

Если вы думаете, что саспенсу место только в триллерах, ужастиках и научной фантастике, вы ошибаетесь. Этот прием отлично подойдет и для романтической комедии, драмеди и любого другого жанра. Чем быстрее вы научитесь его применять, тем больше шансов, что ваш сценарий выстрелит. И вот почему.

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в кино

Типы саспенса

Саспенс – это не про крики, метания и нагнетающую обстановку. Это про то, как правильно провоцировать и вовлекать аудиторию. Этот прием поможет удержать внимание зрителя, сделать так, чтобы зритель сильнее сопереживал герою и буквально, льнул к экрану, следя, как развиваются события и нервно подергивая глазом от собственного бессилия и невозможности герою помочь.

Существует два основных типа саспенса:

«Пусть зрители играют в Бога» – говорил Хичкок, делясь основами приема.

Именно этого достигает сценарист, когда делится со зрителем секретом и начинает создавать саспенс. Зритель все знает, но никак не может вмешаться в события, ему остается лишь наблюдать за ними и надеятся на благополучную концовку. При этом, секрет может быть любым: убийца за углом, скрытая беременность, проникновение в частную собственность и так далее.

Теперь понимаете, почему прием можно использовать в любом жанре?

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в кино

Как развивается саспенс?

Саспенс – прием, который должен развиваться медленно, сюжет стремится к моменту, в котором секрет раскрывается и совершается кульминационное действие, но момент этот никак не наступает. Чтобы удержать зрителя, вы должны хорошенько подразнить его, затянуть интригу, чтобы прием состоялся.

Создавайте ситуацию за ситуацией, когда секрет (убийца, гоняющийся за героем, рак, скрываемый от мужа, воровство и т.д.) вот-вот будет раскрыт, это вопрос одной детали – поворота головы человека, смски на экране телефона, звонка в дверь. Когда этот критический момент настает, сделайте так, чтобы секрет пока оставался в тайне.

Так, оттягивая момент, вы не только увеличиваете напряжение, но и увеличиваете рефлексию зрителя к герою, сближаете их, поскольку зритель все сильнее сопереживает.

Если вы думаете, что такой прием сразу надоест, вспомните как устроены американские горки, фильмы Хичкока, сериал «Декстер», механику игр и игровых автоматов.

Существуют даже исследования на эту тему. В азартных играх этот феномен называют «Чуть промахнулся».

Когда игрок видит на слоте, что содрал три лимона, но через секунду третий лимон проскальзывает на окошко ниже, игрок с одной стороны испытывает разочарование, а с другой уверенность, что вот сейчас он точно победит. Всем знакомо, правда? Вспомните, когда вы сами сталкивались с этим феноменом, что вы чувствовали? Ваша задача, передать это чувство зрителю.

Отнеситесь к нему как к игроку и адреналинщику, ваша задача – сформировать у зрителя зависимость от вашего фильма, подсадить его. В конце концов, большинство из нас ходит в кино развлекаться, рассказывали как оправдать ожидания от кино в материале Сторителлинг: чего хочет зритель >>>>>

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в кино

Дополнительные эффекты (советы режиссерам)

При создании интриги очень важна манера съемки, потому что саспенс – это про растянутое время, про создание атмосферы, про воздействие на зрителя.

Пишите сценарий помня о том, что для удержания внимания зрителя, важно использовать много крупных планов, ведь детали очень важны для создания атмосферы.

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в кино

Как показать саспенс точнее?

Детали важны и при создании персонажей. Если вы пишете комедию, пусть будет столько нелепостей и противоречий в характерах героя, сколько это возможно в рамках хорошего вкуса. Добавьте сюда эффект неожиданности. Пусть тот, кто выглядит самым интеллигентным и спокойным, окажется самым чокнутым, а сексапильная блондинка самой разумной и уравновешенной.

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в кино

Источник

Саспенс: что это такое в кино и литературе?

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в кино

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в кино

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА

Сегодня в век перенасыщения информацией публика очень быстро может потерять интерес к вашему контенту и переключить внимание на что-то другое. Рассеянность, синдром дефицита внимания и судя по всему дальше ситуация станет только хуже.

Именно поэтому, современным авторам как никогда нужно по максимум использовать приемы управления интересом зрителей. И один из самых мощных инструментов для этого в арсенале у драматургов — это вызванный у публики саспенс.

Саспенс – что это?

Саспенс – это ощущение тревожности и напряжения, возникающие у зрителя в определенные моменты просмотра кино. Ощущение, что сейчас может случиться что-то страшное, в буквальном смысле приковывает внимание зрителя к происходящему на экране.

Саспенс – это специализированный термин из сторителлинга – науки правильного рассказывания историй. Поэтому применяется он только там, где есть какой-то сюжет: в кино, литературе и компьютерных играх.

Очень важно понимать, что саспенс – это именно состояние именно зрителя, а не персонажа. Персонаж, может не испытывать напряжения, а зритель в это время будет забывать дышать и ерзать в кресле.

И для того чтобы это получилось, главное предоставить зрителю всю нужную информацию: то есть рассказать все об опасности поджидающей героев.

Например, представим классическую ситуацию, когда муж не вовремя вернулся с работы. И любовнику пришлось голым прятаться где-то в доме или выбираться из квартиры по карнизу. В этой сцене муж может вообще не догадываться об измене жены и потому вести себя как обычно – расслаблено.

Но зритель, зная что в этот момент горе-любовник из последних сил пальцами цепляется за перила балкона испытает настоящий саспенс.

Чаще всего на саспенс рассчитывает остросюжетное кино. Триллеры, детективы, мистика. Но в локальные моменты напряжение идет на пользу и легким жанрам, комедиям, роуд муви, бадимуви.

Свой пример, Альфред Хичкок всегда заканчивал фразой: «И герои обязательно должны спастись. Иначе зритель этого не простит». Но на самом деле это не совсем так. Правильнее было бы сказать: «И ситуация должна разрешиться именно так, как этого жаждет зритель». Например, если напряженная сцена строится вокруг второстепенного персонажа хоррора, то публика не ждет, что этот герой выживет. И потому, в его случае «бомба» может сработать, и людям это понравится.

Саспенс можно вызвать, даже если ваши персонажи осведомлены о надвигающейся угрозе. Но в этом случае, чтобы добиться нужного напряжения, у персонажа не должно быть выхода позволяющего избежать надвигающейся угрозы.

Например, в фильмах-катастрофах («Титаник», «Послезавтра», отечественный «Экипаж) часто герои узнают о беде одновременно со зрителем. Но если им некуда бежать, саспенс все равно появляется.

Ситуации, когда герой знает о предстоящей опасности столько же сколько и зритель называют «открытым саспенсом». Потому что персонаж в этот момент испытывает не меньше напряжения и неопределенности чем публика. И по аналогии, сюжеты, где герой не подозревает о том что на самом деле происходит за его спиной называют «закрытый саспенс».

Правила саспенса. Как удержать внимание зрителя?

Чтобы вызвать у зрителей саспенс, в первую очередь нужно создать ситуацию, учитывая следующие критерии:

Все эти пункты можно найти в любой напряженной сцене.

Например, давайте рассмотрим уже культовую драку из фильма «Олдбой». В ней есть конфликт – герой хочет пройти через коридор, а толпа бандитов ему мешает. Эта сцена стоит далеко от начала фильма, когда зритель уже подключился к истории и переживает за персонажей. Сцена достаточно длинная, чтобы зритель сумел прочувствовать напряжение и то, как оно нарастает.

Герой не контролирует эту ситуацию, он не может просто обойти бандитов. Очень долгое время, этот конфликт находится в шатком равновесии, ведь непонятно кто победит. Бандитов много, но они боятся Олдбоя. А он один, но ему нечего терять.

Конфликт достаточно прост, чтобы зритель четко увидел два возможных выхода из него: либо Олдбой пройдет, либо его убьют.

Все это и создает напряжение в этой сцене.

И все эти пункты можно найти в любой сцене вызвавшей у вас чувство саспенса. Битва Бастардов из Игры Престолов. Эпизод смерти Муфасы из «Короля Льва». Момент стыковки шатла с поврежденной станцией в «Интерстелларе». Эпизоды с русской рулеткой из «Охотника на оленей»…

Подробнее все этапы создания напряжения мы разбираем в отдельном тексте.

Что такое саспенс в кино

Такой вопрос часто задают начинающие сценаристы. Но сама его постановка неверна. В кино саспенса нет. Ведь это эмоция зрителя.

Так что правильно будет спросить по какой схеме, работают фильмы и сериалы, вызывающие у публики ощущение саспенса.

Если смотреть с этой стороны, то саспенс как правило вызывает какая-то одна сцена, к которой зрителя долго и тщательно ведут.

Мы уже выяснили, что для саспенса, зрителя нужно эмоционально вовлечь в проблемы героя и попутно дать ему всю нужную информацию. Именно поэтому подготовительная работа к созданию напряженной сцены, подчас, гораздо важнее, чем сама сцена.

Мы говорим «сцена напряжения» потому что само ощущение саспенса – это как задержка дыхания – его нельзя держать у зрителя слишком долго. Поэтому достаточно чтобы это ощущение появилось в одной сцене.

Давайте рассмотрим одну из самых масштабных саспенс-сцен последних лет – Битву Бастардов из сериала «Игра перстолов».

Кто-то может сказать, что все сорок минут этого эпизода – нескончаемое напряжение. Но на самом деле это не так. С сюжетной точки зрения, главной точкой для выхода саспенса является кульминация – когда войско Джона Сноу оказывается в окружении превосходящих сил противника. Это самый пик напряжения.

Но до этого в серии есть несколько более мелких, локальных всплесков напряжения (к ним, кстати, публику тоже готовили заранее). Например, попытка спасти младшего брата – Рикона. Или несколько раз меняющийся рисунок битвы.

То есть можно легко проследить, что весь эпизод построен по Хичкоковскому принципу: вдох-выдох.

Вдох – это сапаспенс. Выдох – облегчение.

Ну и чтобы эта цепочка работала на долгой дистанции, в дело вступают основные законы драматургии: чем ближе финал, тем мощнее повествование. Именно поэтому каждый новый момент вызывающий саспенс хоть на чуть-чуть, но повышает ставки.

Так что, если подвести итог, наш тезис остается верным: в кино саспенс вызывают только отдельные сцены, перед которыми должна быть проделана более масштабная и тщательная подготовительная работа.

Примеры фильмов вызывающих спаспенс

Саспенс в литературе

Вызвать чувство саспенса в литературе можно теми же самыми способами, что и в кино. Полная информированность читателя об опасности, время на его эмоциональное вовлечение и затем глава, отвечающая 6 пунктам создания напряжения.

Трудности могут возникнуть, лишь в произведениях, написанных от первого лица. В этом случае очень сложно информировать читателя, минуя героя.

По сути, есть только два варианта выхода из этой ситуации:

Испытать ощущение саспенса можно читая книги Стивена Кинга, Эдагра По, Говрада Лафкрафта, Франца Кафки… Но литература зависит от вкуса потребителя даже сильнее чем кино. Так что только вы сами можете сказать, какие произведения вызывают это чувство конкретно у вас.

Источник

Что такое саспенс

Саспенс — это психологический метод, применяемый в кинофильмах и литературных произведениях для создания напряжённой, возбуждённой и неопределённой атмосферы. Подобное ожидание, как закончится сюжет, сопровождается сильным беспокойством, тревогой и страхом. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое саспенс, и как этот метод используется в фильмах и литературе. Объясним, какие саспенс имеет виды и жанры, а также предложим несколько интересных примеров.

В конце статье расскажем, как можно показать саспенс через героев и детали, а также эмоции. Объясним процесс развития в кинокартинах методов, которые вызывают необычные эмоции у зрителей. Вся информация предназначена лишь ознакомления.

Саспенс: разбор понятия

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в киноТермин саспенс изучают представители когнитивных наук, но точного определения понятия нет. Психология понимает это понятие как некое явление вызывающее сильное эмоциональное возмущение с долей страха, неопределённости и надежды.

Саспенс — это не реакция зрителя или нагнетание обстановки, а жанр, обучающий сценаристов, как возлечь и спровоцировать людей на сопереживание главным героям. Специальные методы помогают удержать внимание человека, заставляя его:

Понятие саспенс берёт корни в английском языке. Этот приём использовали задолго до его окончательного определения Альфредом Хичкоком.

Известные примеры

Примером может служить, всемирно известная картина братьев Люмьер. Саспенс заключался в беспокойстве, и страхе от того, что из экрана, движущийся поезд может попасть в зал и раздавить зрителей.

Альфред Хичкок: известный режиссёр

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в киноАльфред Хичкок является ярчайшей звездой и гениальным мастером в применении популярного в наши дни метода в кино. Великий режиссёр убеждён, что для срабатывания саспенса зрителя нужно подготовить. В процессе просмотра фильма публике обеспечивают полный доступ к важной информации. Когда человек знает об опасностях, то он подсознательно подготавливается к лучшему восприятию поворотов сюжета. Это помогает реализовать любой из методов такого эффекта, как саспенс.

В своих картинах Хичкока пользовался звуковым сопровождением:

Он применял операторские методы съёмки важных эпизодов. Например, для нагнетания ситуации использовал неожиданный угол съёмки, делал акценты, чтобы выделить важные детали.

Саспенс: виды

Фильм делится со зрителем некоторой информацией и секретом сюжета. Этим сценарист формирует саспенс. Публика знает об опасности, но ей остаётся лишь следить, как разворачивается сюжет. Секрет может быть самым разным:

Саспенс закрытого вида заключается в том, что персонаж фильма и зритель понимают предстоящую опасность или испытание, но не знают их причину, место возникновение и источник грядущих бед. Например, картина «Семнадцать мгновений весны», где Штирлиц находится в постоянной опасности. Советский шпион не знает, откуда и когда придёт опасность.

Приём саспенса часто используют для накаливания обстановки в триллерах, хоррорах и ужастиках. Однако метод можно использовать в самых разных жанрах. Например, известный советский мультфильм «Ёжик в тумане был» создан с элементами напряжения обстановке.

Саспенс: жанры

В английском языке слово саспенс имеет множество значений и один из них определяет термин как жанр с набором методов для вызова у читателя или зрителя определённый набор эмоций:

Саспенс в кино

Простое объяснение жанра саспенс в кино можно рассмотреть на примерах. Человек не может спокойно сидеть, вскакивает в сильном волнении за судьбу персонажа, который находиться в опасной ситуации или герой не может понять простых вещей.

В этот момент индивид эмоционально кричит, шепчет или думает: «Беги, не стой на месте!» или «Присмотрись, оно за тобой!» При просмотре киноленты человек погружается в историю картины и сопереживает главному герою так, как будто на его месте стоит он.

Саспенс в литературе

В кинофильме добиться такой реакции, как саспенс зрителя можно с помощью спецэффектов, звукового сопровождения, методов съёмки фильма. Однако чтобы подобной реакции получить в литературном произведении, автору нужно быть гением пера. Литератор ради создания напряжённой атмосферы должен сделать две вещи:

Второй наиболее популярный метод такого эффекта, как саспенса — неожиданность. Он нужен для шока читателя и создания напряжённой атмосферы с элементами страха и обречённости. Человек попадает в состояние зависимости от ожидания развязки.

Саспенс: процесс развития

Саспенс появляется благодаря разным методам:

Все эти методы имеет своеобразный процесс развития, который создаёт самый эффектный и запоминающийся саспенс.

Мучение зрителя и игра на зависимость

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в киноСаспенс должен развиваться в медленном темпе. Сюжет картины приближается к моменту раскрытия развязки, но время идёт, а конца напряжённой ситуации всё равно нет. Этот приём – затянуть интригу, нужен для удержания внимания зрителя. Сценарист создал этот момент для поддразнивания публики.

Сценарист должен вызвать у зрителя чувства зависимости от просмотра его работы. Этот приём получается не у многих фильмов. Однако большинство зрителей приходят в кинотеатры, чтобы развлечься, поэтому приём срабатывает, но действует саспенс ограниченное время. Сила и влияние притяжения картины зависит от таланта сценариста и режиссёра.

Основная тайна фильма откроется только в конце

Сценарист просчитал этот момент и когда ситуация собирается прийти к развязке, происходит нечто, что не позволяет тайне раскрыться слишком рано. Режиссёр, применяя этот метод саспенса, эмоционально сближает героя картины и зрителя, так как публика остро реагирует на ситуацию.

Референсы

Если вспомнить устройство аттракционов, игровых автоматов, детективных сериалов и фильмов Хичкока, то можно представить данный приём. В азартном мире этот метод саспенса называют – «Чуть промахнулся». У игрока, собравшего три одинаковых слота, но четвёртый проскакивает мимо, создавая иллюзию уверенности, что в следующий раз он победит.

Саспенс: как показать

Саспенс можно показать через героев. При создании персонажей детали личности и характеристик важны для полноты картины. Если это комедия, то в характере героев присутствует много противоречий и нелепостей. Однако нужно учитывать уровень хорошего чувства юмора, а также необходимо помнить об элементах неожиданности. Например, интеллигентный и ухоженный молодой перспективный мужчина, на самом деле – неуравновешенный с некоторыми нотками сумасшествия человек.

Саспенс можно реализовать через детали. Мужчина спрятался в ванной комнате за душевой занавеской. Герой возвращается домой. Интрига ситуации в деталях эпизода:

Конечно же, саспенс можно достичь через эмоции. Например, картина в жанре драмы, где нужно усилить напряжённую обстановку и заставить зрителей испытывать тревогу. Для этого создают контраст между уютной атмосферой и накалом драмы.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Источник

Что такое саспенс

Неисправимый хичкокианец, кинокритик МАКСИМ ЭЙДИС объясняет, почему саспенс – это не только Хичкок

что значит саспенс в кино. Смотреть фото что значит саспенс в кино. Смотреть картинку что значит саспенс в кино. Картинка про что значит саспенс в кино. Фото что значит саспенс в кино

Читать!

и шепотом кричишь: «Ну же, ну же, скорее!» или «Обернись, обернись!» То есть саспенс — некоторое «подвешенное» состояние, вызванное — в случае кино — происходящим на экране. Естественно, имеется в виду не подвешенность в пространстве, а подвешенность во времени — и техника создания саспенса напрямую связана с тем, насколько режиссер умеет растягивать или сжимать время, меняя его восприятие у зрителя.

В английском само слово (ударение, кстати, на второй слог) существует с XV века, произошло от лат. suspensus («подвешенный»). В 1952 году термин suspense впервые употребили для определения жанра: suspense thriller, suspense novel, suspense story.

По большей части саспенс используется, конечно же, в триллерах или в криминальных фильмах, то есть в тех жанрах, которые в советское время назывались «остросюжетным кино». Но сегодня в принципе трудно представить себе жанровый фильм, в котором нельзя было бы найти примеры использования саспенса. Впрочем, есть и примеры саспенса в так называемом авторском кино: например, фильм Тарковского «Жертвоприношение» во многом построен на саспенсе, не говоря уже о «Сталкере», который при желании можно было бы причислить и к триллерам. Но в целом авторское кино не стремится завладеть вниманием зрителя — скорее, наоборот, режиссеры демонстрируют, что они снимают принципиально незрительское кино, и принципы Хичкока, которыми во многом до сих пор руководствуются жанровые режиссеры (например, «продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря»), для них неприемлемы.

Собственно говоря, саспенс — один из самых сильных приемов, позволяющих захватить внимание зрителя, и в то же время наоборот: саспенс по-настоящему начинает работать только тогда, когда зритель уже достаточно вжился в происходящее. Существует множество приемов создания саспенса в кино; все они сводятся к тому, чтобы зритель, во-первых, максимально отождествлял себя с героем, во-вторых — почувствовал себя в подвешенном состоянии, когда что-то вот-вот должно случиться. Здесь используются все возможные киносредства: съемка (например, крупные планы, субъективная камера), параллельный монтаж, тревожная музыка или звук (часто — тиканье часов, дыхание, биение сердца).

Саспенс, конечно же, использовали и в немом кино — отсчет можно начинать с «Прибытия поезда» братьев Люмьер (вспомним, что первые зрители максимально вживались в происходящее на экране), упомянув также триллеры Тода Браунинга (например, Outside the Law, 1920) или знаменитую сцену из романтической комедии Safety Last!, в которой Гарольд Ллойд висит на стрелке часов (1923). Опять же, первый опыт Хичкока в создании триллеров относится еще ко времени немого кино — «Жилец» (1926).

Читать текст полностью Гарольд Ллойд на стрелке часов в Safety Last!

Одним из первых, кто начал полноценно применять саспенс в кино, был Д.У. Гриффит: именно он стал первым использовать крупный план для достижения драматического эффекта, а также уделять внимание деталям, которые не только придавали фильму реалистичности, но и позволяли зрителям вжиться в происходящее, проникнуться сочувствием к персонажам. Также именно Гриффит первым по-настоящему творчески подошел к параллельному монтажу. С 1909 по 1912 год Гриффит снял серию короткометражек по единой сюжетной схеме; это были так называемые триллеры с эффектом «помощи в последний момент». Короткометражки не слишком отличались одна от другой: во всех случаях речь шла о человеке или группе людей, запертых в закрытом помещении, в которое стремятся проникнуть негодяи. В то же время благородные герои спешат на помощь несчастным — и, разумеется, поспевают вовремя. В первом фильме этой серии «Уединенная вилла» (ремейк французского фильма «Едва избежав опасности», где тоже использовался параллельный монтаж — правда, не так удачно) речь шла о женщине с детьми и гувернантке, в дом которых ломятся бандиты; в «Меньшем из зол» действие происходило в запертом трюме, в «Телеграфистке из Лондейла» — на телеграфной станции. Кстати, в ремейке «Телеграфистки из Лондейла», фильме «Девушка и ее верность», Гриффит продемонстрировал, что не только виртуозно владеет параллельным монтажом, но и совершенствует его для создания саспенса: в самом конце, когда паровоз преследует удирающих на дрезине грабителей, кадры становятся все короче и короче, нагнетая таким образом пресловутое напряжение.

Дэвид Уорк Гриффит. «Девушка и ее верность»

Другая важная составляющая эффекта саспенса — сценарий. Для Хичкока ключевым в нагнетании напряжения было то обстоятельство, что для достижения искомого эффекта зритель должен знать больше, чем знает герой. В интервью Трюффо он прямо говорит: «Для саспенса, как правило, необходимо, чтобы публика была хорошо осведомлена обо всех происходящих на экране событиях. По моему разумению, тайна редко обеспечивает саспенс. В классическом детективе, например, саспенса нет, там всего лишь загадка для ума. Детектив вызывает любопытство, лишенное эмоциональной окраски, а саспенс без эмоции немыслим. Публику следует по мере возможности наиболее полно информировать. Зная, чего ему следует ждать, зритель невольно подготавливает себя к восприятию, что очень существенно для создания саспенсов».

«Незнакомцы в поезде»: пока положительный герой играет в теннис, отрицательный случайно выронил улику, которую должен подбросить на место преступления. Роль тикающих часов играет теннисный мячик. (См. здесь)

Хотя Хичкок и не был первым, кто использовал саспенс в кино, именно он сделал его своим основным приемом, превратив в фирменный знак, в примету своего стиля. И уж точно именно Хичкок подвел под методы создания саспенса теоретическую базу, описал их в своих лекциях и интервью. Гриффит, по всей видимости, использовал приемы саспенса неосознанно; для Хичкока же они были основой, авторским стилем. Кроме того, именно последний намеренно начал использовать юмор и иронию как в саспенс-сценах (когда в итоге ничего так и не происходит), так и вокруг них, для разрядки; сейчас такой прием — сочетание остросюжетных и комедийных сцен — постоянно используется в молодежных хоррорах.

Что происходит с саспенсом сейчас, после Хичкока? С одной стороны, развиваются технологии: например, после появления Dolby Digital, DTS и SDDS появились дополнительные возможности для создания эффекта присутствия. <-tsr->С другой — «цифровая революция» и появление жанра мокьюментари позволили усилить эффект реалистичности, создать у зрителя иллюзию, будто все происходит на самом деле, а значит, еще сильнее эмоционально затронуть его. Впрочем, со временем, как мы можем наблюдать, фильмы, снятые в стиле «утраченных пленок», перестают работать — то же самое произошло с традиционными техниками создания саспенса и привело, например, к тому, что Хичкок под конец жизни вовсе перестал снимать кино. Те приемы, которыми Хич пользовался на протяжении десятилетий, к середине 70-х стали вызывать у зрителей не панику, а взрывы хохота.​

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *