что значит счет в кредитной организации в госуслугах
Заемщики смогут разрешить банкам проверять выписки из пенсионного фонда
Центробанк запускает механизм, который позволит банкам проверять данные лицевых счетов заемщиков в пенсионном фонде. Его тестировали с прошлого года, и сейчас банки постепенно подключаются к системе.
Теперь с разрешения заемщика банк сможет получить доступ к выписке с данными о месте работы, зарплате и отчислениях. Еще любой человек может сам запросить выписку и лично передать данные в любой банк.
Объясняем, как это сделать и зачем это нужно.
Как банки смогут получить доступ к данным заемщиков?
Схема такая. Заемщик регистрируется на госуслугах и получает простую цифровую подпись. Может быть, он сделал это давно или сделает специально, чтобы взять кредит.
На госуслугах заемщик должен найти услугу «Извещение о состоянии лицевого счёта» — это одна из госуслуг, которую может заказать любой человек даже через интернет. Запрос заверяют простой цифровой подписью — например с помощью смартфона. По новым правилам так можно. Услуга бесплатная.
Результат этой госуслуги — заверенный файл с выпиской. В нем есть данные, которые работодатель каждый месяц отправляет в пенсионный фонд.
Вот как можно передать эти данные банку.
Разрешить доступ к выписке с подтверждением через телефон. Так можно сделать, если банк подключен к системе электронного межведомственного взаимодействия. Тогда запрос делает банк, а клиент одобряет его. Тинькофф-банк уже подключается к этой системе: скоро возможность будет открыта для всех клиентов.
Отправить заверенный файл по электронной почте. Эту информацию уже сейчас можно переслать в любой банк и вообще куда угодно. Запрос делает не банк, а сам заемщик. В ответ приходит файл с данными из пенсионного фонда.
Зачем это банкам и заемщикам?
Банкам это нужно, чтобы быстрее проверять информацию о заемщиках и принимать решение по кредиту. Из выписки понятно, где работает человек, как долго он там оформлен и сколько официально получает. Такая выписка заменяет справку о доходах и содержит больше актуальной информации.
Заемщикам это нужно, чтобы не брать на работе лишних справок и упростить получение кредита. Если у человека нет кредитной истории, с помощью выписки из ПФ он сможет подтвердить свою надежность. Это удобно, если не хочется никого посвящать в свои планы насчет кредита.
Мы не можем утверждать, что это не повлияет на решения других банков. Но в скоринговой модели Тинькофф-банка отказ предоставить выписку сейчас не учитывается как негативный фактор.
А вот если клиент предоставляет выписку сам или по просьбе банка, это может положительно сказаться на его репутации как заемщика. Как минимум это надежный способ подтвердить стаж и доход.
В кредитной истории отказы и согласия предоставить выписку из ПФ не отражаются.
Банк может увидеть эти данные без моего ведома?
Нет, не может. Банк увидит выписку, только если вы сами ее предоставите или разрешите банку сделать запрос.
Но это не значит, что у банка нет других вариантов проверить место работы и доходы заемщика. Это быстро и удобно, но это не единственный способ проверить платежеспособность заемщика.
Я слышал, что справки 2- НДФЛ иногда подделывают и это сложно проверить. А выписку можно подделать?
Справки действительно иногда подделывают. Или работодатель сам завышает зарплату по просьбе сотрудника. Это серьезное нарушение.
Пока у большинства банков нет доступа к данным из налоговой и нельзя проверить, настоящая ли справка. Приходится проверять другими способами: на это уходит время. Если информации недостаточно или она сомнительная, банк страхует риски и повышает ставку.
Выписку подделать нельзя. Пенсионный фонд заверяет файл сертификатом. Тем более нельзя повлиять на результат выдачи, когда банк сам делает запрос.
Зарегистрируйтесь на сайте gosuslugi.ru и, когда понадобится, воспользуйтесь услугой «Извещение о состоянии лицевого счёта».
По просьбе банка подтвердите, что разрешаете доступ к данным из пенсионного фонда. Или сами закажите выписку и отправьте в банк через интернет. Если берете кредит в Тинькофф-банке — на pfr@tinkoff.ru.
Я не хочу ничего передавать. И боюсь, что кто-то получит доступ к личной информации. Как себя обезопасить?
Никто не получит доступ к данным из пенсионного фонда без вашего согласия. Если не хотите, не давайте доступ банкам и не пересылайте свою выписку по запросу. Это добровольно, и вас никто не заставит.
Я официально не работаю, но в будущем планирую брать ипотеку. Мне нужно что-то делать?
В пенсионном фонде есть данные только об официальной зарплате, с которой работодатель платит налоги и взносы. Если вы получаете часть зарплаты в конверте или вообще не оформлены, из выписки это станет понятно.
Если планируете брать ипотеку или кредит на большую сумму, проконтролируйте, какие данные работодатель отправляет в отчетах. Это легко проверить уже сейчас, если заказать такую выписку через госуслуги для себя. Сейчас кажется выгодным экономить на налогах, а через год не сможете взять ипотеку или придется переплачивать из-за высокой ставки.
Если с налогами не получается, формируйте хорошую кредитную историю. Она может пригодиться в любой момент.
ЦБ и Минкомсвязь запустили сервис оформления кредитов через госуслуги
Банк России и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций запустили сервис, с помощью которого россияне смогут дистанционно получать услуги в банках и страховых компаниях через личный кабинет единого портала госуслуг, сообщили в пресс-службе ЦБ. Пока через сервис можно оформить только потребительский кредит или ипотеку.
«Через новый сервис финансовые организации могут получать необходимые сведения, хранящиеся о гражданах в различных базах данных (ФНС, Росреестр, МВД, ПФР и другие). Таким образом, будет реализовано дистанционное взаимодействие клиентов и банков без необходимости дополнительного предоставления документов», — поясняется в сообщении регулятора. Получить такую информацию банки и страховщики смогут только с согласия клиента, которое хранится в едином реестре цифровых согласий.
Сервис запущен в рамках проведения эксперимента по запуску цифрового профиля граждан. Как следует из соответствующего постановления правительства о проведении эксперимента, он должен был продлиться с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года, но его запуск был отложен почти на год. По словам главы Минкомсвязи Максута Шадаева, сервис именно сейчас востребован и гражданами, и банками, так как в условиях самоизоляции и удаленной работы необходимо снизить количество посещений мест скопления людей, тогда как потребность в банковских услугах сохраняется. Сейчас эксперимент продлен до 31 декабря, он уже вышел на промышленную эксплуатацию на реальных клиентах, уточняет представитель ЦБ.
Законопроект о цифровом профиле был внесен в Госдуму в июле 2019 года группой депутатов. Он вводит понятие единого цифрового профиля граждан — платформе, на которой будут собраны различные сведение о россиянах, а также дает определения дистанционной идентификации и аутентификации. Документ предполагает создание единого требования к универсальной цифровой подписи. Реализация проекта предусмотрена в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Основной платформой для идентификации в «цифровом профиле» является единая система идентификации и аутентификации, на базе которой работает, в частности, портал госуслуг.
В январе депутаты Госдумы раскритиковали законопроект. Думский комитет по госстроительству не устроило, что в документе не определен собственник или оператор цифрового профиля, имеющий право распоряжаться сведениями. В законопроекте также не указано, как будут защищаться персональные данные граждан, и не прописана ответственность за несанкционированное использование данных. Кроме того, неясно, как будет работать механизм обратимости сделок, которые совершены без ведома владельца цифровой подписи, и не указаны затраты на разработку и внедрение необходимого программного обеспечения, обращали внимание парламентарии.
Как работает новый сервис
В эксперименте ЦБ и Минкомсвязи участвуют 20 банков и четыре страховые компании, в том числе Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, «Тинькофф», Газпромбанк, Росбанк, Почта Банк, Промсвязьбанк и другие, следует из постановления. Сервис не связан с Единой биометрической системой, говорит представитель ЦБ. Сейчас получить кредит через госуслуги уже могут клиенты шести кредитных организаций, говорится в сообщении регулятора. Как указал представитель ассоциации «ФинТех», которая участвовала в разработке проекта, это Сбербанк, Совкомбанк, Райффайзенбанк, СКБ-банк, «Ак Барс» и РНКБ. Для получения потребительского кредита или ипотеки надо заполнить анкету в личном кабинете портала госуслуг, либо на сайте банка или его сервисов. Страховые компании пока тестируют возможность оформления полисов ОСАГО и каско через этот сервис.
В перспективе проект будет расширен на все кредитные и микрофинансовые организации, а также дополнен новыми сведениями, в частности о доходах граждан из информационных систем ФНС и Минтруда, а также сведениями из БКИ (бюро кредитных историй), указали в ЦБ, добавив, что проект соответствующего нормативного акта проходит согласование с заинтересованными госорганами.
Сбербанк на первом этапе запустил оформление ипотеки для пользователей его онлайн-площадки «ДомКлик», рассказал представитель банка. «Это позволит клиенту не предоставлять в банк часть бумажных документов, а банк получит подтвержденные данные из государственных органов», — уточнил он. В дальнейшем сервис встроят и в другие продукты Сбербанка.
«Уже сейчас новые и действующие клиенты, заполняя заявку на получение кредита на сайте Райффайзенбанка, могут авторизоваться через госуслуги и поделиться данными с банком: соответствующие поля будут заполнены автоматически. Клиент может повысить вероятность одобрения кредита, подтвердив свой доход с помощью автоматически сформированной выписки из ПФР», — добавляет представитель Райффайзенбанка. По его словам, сейчас сервис объединяет 21 тип сведений, в ближайшее время их количество вырастет до 57.
Банк «Ак Барс» предоставил услугу для действующих клиентов, которые хотят оформить потребительский кредит. «На сайте банка [клиентам] не нужно вручную заполнять данные в анкете. Они загрузятся автоматически с помощью учетной записи на портале госуслуг после того, как клиент разрешит банку доступ к своему цифровому профилю», — уточнили в пресс-службе кредитной организации.
В сервис интегрирована возможность управления доступом к данным, которые уже имеются в информационных системах государства, говорит директор по инновациям СКБ-Банка Виталий Копысов. «Клиент самостоятельно принимает решение, кому и какую именно информацию предоставлять, а также может в любой момент совершить отзыв ранее предоставленного согласия полностью в дистанционном режиме через интерфейс цифрового профиля», — объясняет, в свою очередь, представитель РНКБ.
Как понять “получать выплату через кредитную организацию”?
Станьте курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3200 рублей за смену) →
Оказывается, что не все россияне знают, как правильно понять фразу “получать выплату через кредитную организацию”. К примеру, многие пенсионеры предпочитают забирать пенсию в отделениях почтовой связи, так как считают такой способ получения денежных средств наиболее удобным или надежным.
Другие пенсионеры сделали выбор в пользу кредитных организаций с перечислением средств на карточный счет, вклад или иной тип счета. К числу таких граждан в основном относятся те, кому в силу возраста довольно сложно активно двигаться.
Как можно получать выплаты
Повторим, что большое количество людей отдает предпочтение доставке пособий через Почту России, причем значительная часть из них получает деньги на дому. Но все же больше половины граждан выбирают доставку выплат через кредитные организации.
Зачисление на счет производится в установленные государством сроки. Например, пенсию перечисляют на следующий день после ее отправки из ПФР. О том, как перевести данную плату на карту рассказываем здесь.
Пенсионные фонды и другие организации, осуществляющие отправку субсидий, сотрудничают с огромным количеством финансовых учреждений. С каждым годом количество владельцев банковских карт стремительно увеличивается. Для получения денег пенсионер ли другой гражданин, имеющий право на пособие, должен оформить карточку платежной системы МИР. О том, где ее получить, можно узнать по этой ссылке.
Преимущества выплат через кредитную компанию
Данный способ имеет ряд достоинств:
Зачисление средств из бюджета на МИР
Карточки МИР были разработаны в России в соответствии с мировыми стандартами безопасности. Их принимают во всех торговых объектах нашей страны, в большом количестве интернет-магазинов, а также и в некоторых странах за границей.
Ряд бюджетных плат в России производится исключительно через карты НСПК МИР, среди них:
Граждане имеют право сменить организацию, осуществляющую доставку выплат. Для этого подается соответствующее заявление, например, в ПФР или МФЦ, с реквизитами счета карты.
Оригинальные отзывы по этой теме мы собрали здесь, отзывы настоящих людей, много комментариев, стоит почитать.
Перевод пособий на «Мир»: как поменять реквизиты на получение выплат
С 1 января 2021 года детские пособия и социальные выплаты станут приходить только на карты национальной платёжной системы «Мир». Если в заявлении были указаны реквизиты VISA или MasterCard, то придётся их поменять. Иначе банк не примет деньги, вернув их отправителю. Рассказываем, как сменить карту для получения пособий.
Перво-наперво предупреждаем: заявление на пособие писать не нужно. Выплаты уже назначены, проверка документов пройдена. Сейчас следует только внести коррективы.
Смена реквизитов для получения пособия 5 000 рублей на ребёнка до 8 лет
Сменить счёт карты для получения выплат, назначенных президентом, можно не только в МФЦ, но и на портале Госуслуг.
Все личные данные уже указаны, вам надо только заполнить реквизиты карты: БИК банка, корреспондентский счёт банка, номер счёта карты.
Обращаем внимание, что указывать надо не номер карты, а номер счёта.
Реквизиты можно получить в отделении банка или в личном кабинете.
Шаг 1 — получить карту
Социальная карта «Мир» для получения пенсий и пособий выдаётся бесплатно; платы за обслуживание нет. Заметим, что наравне с социальными у банков есть обычные классические карты «Мир». Вот они — могут быть платные. Надо иметь это в виду при обращении в банк и обязательно уточнить, что карта нужна именно для зачисления пособий.
Будьте готовы к тому, что сотрудник банка станет предлагать страховку и мобильный банк.
«Мир» можно получить бесплатно. Фото: zen. yandex.ru
В зависимости от банка карта изготавливается 3−4 дня. Вместе с картой надо получить её реквизиты, чтобы представить службу, которая занимается перечислением средств.
Можно обойтись без «Мир» — открыть бескарточный счёт и указать в заявлении его реквизиты. Перечислять с него деньги на любую карту можно через личный кабинет.
Заказать карту и открыть счёт можно без посещения банка через приложение или личный кабинет, если в нём уже есть данные. Но за самой картой придётся идти лично.
Шаг 2 — заявление
После того, как реквизиты получены, надо написать заявление на смену реквизитов в адрес службы, которая перечисляет пособие (ФСС или ПФР).
Если в МФЦ не удалось попасть, то заявление можно направить в саму службу, придя в отделение лично или направив письмо почтой. Обязательно с описью и уведомлением. Заявление надо отправлять в адрес отделения, назначившего выплаты. Информацию можно уточнить в ответе, который пришёл на назначение пособия.
Срок рассмотрения — один рабочий день. Если до этого времени не успеть, то банк не сможет зачислить деньги и вернёт их обратно.
Декретницы
Всё, что сказано выше о процедуре смены реквизитов, не касается женщин в отпуске по уходу за ребёнком. С 1 января они тоже получают выплаты на карту «Мир», но заявление подают не в ФСС, а работодателю.
Банковские продукты через портал «Госуслуг»
Российские банки планируют выдавать свои продукты через портал «Госуслуг». В ближайшее время крупнейшие кредитные организации страны смогут предоставлять свои услуги населению в новом формате. Что существенно облегчит процесс их оформления для населения и финучреждений.
Как это будет работать?
Отечественные кредитные организации рассматривают инициативы предоставления своих услуг с использованием информации о клиентах, размещенной на портале «Госуслуг». Сейчас 8 российских банков, входящих в ТОП-30 самых востребованных финучреждений страны, разрабатывают варианты взаимодействия с государственным порталом.
Так, в планах кредитных организаций присутствует внедрение новой опции в виде сервиса по увеличению кредитного лимита дистанционно. Используя его, заемщик сможет оставить заявку на пересмотр суммы займа, разрешив финучреждениям доступ к своим данным, размещенным на портале «Госуслуг». Таким образом, заемщик сможет без лишних документов подтвердить свои доходы через ПФР.
Кред. лимит | 500 000 Р |
Проц. ставка | От 13,9% |
Без процентов | До 120 дней |
Стоимость | От 0 руб. |
Кэшбек | Нет |
Решение | От 15 мин. |
Кроме того, банки прорабатывают вариант интеграции удобного функционала в мобильный банкинг. Это поможет клиентам оставлять заявки на банковские продукты со своего телефона, пройдя простую авторизацию через портал «Госуслуг».
В дальнейшем российские банки планируют запустить и использовать сервисы сопровождения клиентов и мониторинга их платежеспособности, обновления паспортных данных.
Подобные опции облегчат работу кредитных организаций, а также позволят россиянам упростить процессы предоставления информации в свои банки при смене документов, изменении места жительства и т.д.
В дальнейшем финучреждения рассматривают внедрение таких сервисов, благодаря которым у клиентов появится возможность оформлять любые кредитные продукты с помощью простой авторизации через Госуслуги.
Какие сервисы доступны россиянам сейчас?
Сегодня пользователи портала могут оформлять дистанционные заявки на предоставление банковских продуктов от 10 финучреждений страны, а также 1 страховой компании. В ближайшее время к проекту присоединится еще 4 кредитные организации и 2 страховые компании.
Среди крупнейших игроков финансового рынка, которые взаимодействуют с порталом сейчас, стоит отметить Сбербанк и ВТБ. С помощью данных из Госуслуг в Сбере можно оформить ипотеку, в ВТБ можно подать заявку на предоставление займа, включая кредитную карту, получить кредит на рефинансирование имеющейся ссуды.
Для россиян, которые уже являются клиентам финучреждения, чьи продукты планируется оформить через портал, процесс оформления будет максимально простым и быстрым. После заполнения формы заявки, им потребуется только завизировать договор дистанционно – с помощью электронной подписи.
Макс. сумма | 5 000 000 Р |
Ставка | От 8,9% |
Срок кредита | До 5 лет |
Мин. сумма | 30 000 руб. |
Возраст | 18-70 лет |
Решение | 2 мин. |
Также можно будет подписать документ в любом из офисов кредитной организации. Новым клиентам потребуется пройти первичную идентификацию онлайн через единую биометрию либо в отделении банка с паспортом.
Реализация подобных совместных инициатив существенно облегчит россиянам сбор и предоставление документов, которые в стандартном режиме оформления займов или других банковских услуг требуется получать в разных инстанциях.
Поэтому внедрение проекта в процедуру выдачи кредитных продуктов, сэкономит время для клиентов, а также исключит использование недостоверных данных для кредитных организаций.