что значит седые волосы на голове в исламе
Что значит седые волосы на голове в исламе
Стрессы и депрессии, названные болезнями века, не ограничиваются только психологическим вредом для человека, а приносят также ощутимый физический вред в различных формах. Стрессы и депрессии ведут к целому ряду нарушений: психические заболевания, наркозависимость, нарушение сна, бледнота кожи, расстройство желудка, нарушение сосудистой системы, мигрень, болезни костей, нарушение функции почек, респираторные заболевания, аллергия, инфаркт, нарушения в мозге и многие другие. Конечно, причинами этих болезней не всегда являются стрессы и депрессии. Тем не менее, научно доказано, что источником многих заболеваний являются расстройства психической природы.
Как известно, стресс, страхи, неуверенность, отчаяние, тревоги, беспокойства и подавленность нарушают нормальное функционирование организма и приводят к патологиям. Когда человек испытывает стресс, его организм реагирует на это и бьет тревогу. Особенно хронические стрессы могут серьезно нарушить функционирование организма и нанести серьезный вред. Одним из примеров последствия стресса является поседение волос. Всевышний Аллах так сообщает в Коране:
«Как же вы спасетесь, если не уверуете, в тот день, который заставит поседеть младенцев?» (Сура «Аль Муззаммиль», 73:17).
Господь в этом аяте, описывая состояние людей полного ужаса и потрясения в Судный день, от которого седеют даже дети, сообщает о воздействии стресса на волосы. Эта истина, о которой поведал Аллах, в наше время доказана наукой. Давайте сначала разберем, как наши волосы седеют.
Каким же образом седеют волосы?
Влияние стресса на поседение волос как научно доказанный факт
Иногда сильный страх, шок, хронические стрессы могут спровоцировать внезапное поседение волос. Это внезапная потеря цвета волос в медицине известно под названием «canties subita» («внезапное поседение»). Процесс этот проходит следующим образом.
Заболевание, которое в медицине известно под названием «alopesi areata», приводит к потере волос и появлению залысин. Это реакция иммунной системы против этой болезни, так что организм начинает работать во вред себе. Стресс является фактором, который еще более усугубляет это положение.
Ученые, которые проводили исследования в этом направлении, считают, что воздействие иммунной системы на корни волос связано с системой выработки пигмента. Таким образом фолликулы седых волос, не производящие пигмент, не подвергаются атаке иммунной системы, но волосы, вырабатывающие пигмент, выпадают. Остаются только седые волосы. Таким образом волосы за год или менее становятся седыми.
У людей переживших внезапный страх или шок могут поседеть волосы всего за день или несколько дней. Причину такого быстрого поседения волос выяснила в прошлом году исследовательская группа химиков во главе с лауреатом Нобелевской премии Робертом Лефковичем. Эксперименты на мышах показали, что хронический стресс вызывает механизм, который повреждает ДНК, что приводит к поседению волос. Чем сильнее стресс, тем сильнее повреждение ДНК и, тем самым, быстрее седеют волосы.
В другом аяте Аллах говорит:
«…Пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него…» (Сура «Ат Тауба», 9:118).
Беспокойная и полная стрессов жизнь является результатом отрицания религии и нравственных ценностей веры. Доктора утверждают: чтобы защититься от стрессов, надо иметь уравновешенный и спокойный характер. Однако обрести такой характер возможно только путем повседневного следования морали Корана, проявлением покорности предопределению и упованием на Всемогущего Аллаха. Во многих аятах Корана Аллах говорит, что ниспошлет верующим «спокойствие и умиротворение»:
«Их пророк сказал им: «Знамением его царствия станет то, что к вам явится сундук с миром от вашего Господа…» (Сура «Аль Бакара», 2:248).
«Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим…» (Сура «Ат Тауба», 9:26).
«…Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой» (Сура «Аль Фатх», 48:18).
Об обещании нашего Господа для искренне верующих сообщает следующий аят:
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Сура «Ан Нахль», 16:97).
Этих людей Пророк Мухаммад (ﷺ) считал самыми плохими стариками
В молодые годы нам легче совершать поклонение, чем в пожилом возрасте. Однако многие молодые люди не только оставляют поклонение, но и ведут далеко не праведный образ жизни, мотивируя это тем, что, пока ты молод, надо брать от жизни всё.
Когда им объясняют, что служение Всевышнему не зависит от возраста и каждый совершеннолетний человек обязан выполнять все предписания нашей религии, они отвечают, что в старости у них будет много свободного времени, и вот тогда они займутся усердным служением Аллаху.
К сожалению, не каждый молодой человек доживает до старости, а из доживших не каждый сохраняет своё здоровье. Таким образом, человек, который в молодые годы не соблюдал предписания религии и собирался в старости заниматься богослужением, остаётся ни с чем.
К сожалению, есть и такая категория людей, которая даже в пожилом возрасте, несмотря на свои преклонные годы, продолжает следовать страстям своего нафса, считая, что смерть – это что-то очень далёкое.
Но самыми скверными из пожилых людей являются те, которые не остерегаются одного из самых мерзких грехов – прелюбодеяния.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ثَلاَثَةٌ لاَ يُكَلِّمُهُمُ اللَّهُ يَوْمَ القِيَامَة، وَلاَ يُزَكِّيهِمْ، وَلاَ يَنْظُرُ إلَيْهِمْ، وَلَهُمْ عَذَابٌ ألِيمٌ: شَيْخٌ زَانٍ، وَمَلِكٌ كَذَّابٌ، وَعَائِلٌ مُسْتَكْبِرٌ
«В День Воскрешения Всевышний Аллах не заговорит с тремя категориями людей, не очистит их и не посмотрит на них: ими окажутся блудливый старец, правитель, являющийся отъявленным лжецом, и горделивый бедняк». (Муслим, 107)
В этом хадисе сообщается, что Всевышний Аллах не заговорит с человеком, который достиг преклонного возраста и, несмотря на это, продолжает вести блудливый образ жизни. Такое поведение не к лицу даже молодым, а старикам – тем более.
Пожилой человек имеет богатый жизненный опыт, ясный ум, и в дополнение к этому у него уже ослабло влечение к противоположному полу, и у него не должно быть предпосылок к прелюбодеянию. И, несмотря на всё это, человек совершает этот мерзкий грех.
Совершение греха прелюбодеяния категорически запрещено не только пожилым людям, но и молодым, у которых имеется сильное влечение к противоположному полу. Поэтому Всевышний Аллах будет настолько недоволен таким старцем, что не простит ему грехи и не заговорит с ним.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж» пишет об этом следующее:
«Аль-Кази ‘Ияз сказал: «Причиной этого (тому, что Всевышний Аллах не заговорит с этими тремя категориями людей, не очистит их и не посмотрит на них) является то, что каждый из них совершает свой грех, несмотря на то, что он далёк от каждого из них, у них нет нужды в нём, и практически отсутствует мотив, толкающий их на это прегрешение.
Хотя никому не прощается совершение грехов, но, когда в совершении того или иного греха нет крайней необходимости и обычных мотивов, позыв к его совершению приравнивается к упрямству, пренебрежению предписаниями всевышнего Аллаха и намерению ослушаться Его без иной цели.
Поистине, имея совершенный разум, огромный жизненный опыт, ослабшее влечение к женщинам, не имея мотивов, толкающих его к этому поступку, а наоборот, имея то, что избавляет его от всех предпосылок даже к дозволенному влечению к противоположному полу и освобождает его сердце от мыслей об этом, как может старик совершить запрещённое Всевышним прелюбодеяние?»».
У каждого периода жизни есть и достоинства. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха похвал преклонный возраст и считал седину старца лучом света.
От ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Аса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَنْ نَتْفِ الشَّيْبِ، وَقَالَ: إِنَّهُ نُورُ المُسْلِمِ
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил выщипывать седые волосы и сказал: «Поистине, это (седина) – свет мусульманина»». (Тирмизи, 2821; Ибн Маджах, 3721)
В той версии хадиса, который передаёт Абу Давуд, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لَا تَنْتِفُوا الشَّيْبَ فَإِنَّهُ مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَشِيبُ شَيْبَةً فِي الْإِسْلَامِ إِلَّا كَانَتْ لَهُ نُورًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Не выщипывайте седые волосы, ибо, поистине, для любого мусульманина, который поседеет в Исламе, они обязательно станут светом в День воскрешения».
В другой версии этого хадиса, который также приводит Абу Давуд, сказано:
كَتَبَ اللَّهُ لَهُ بِهَا حَسَنَةً وَحَطَّ عَنْهُ بِهَا خَطِيئَةً
«Аллах запишет ему за каждый седой волос благое дело и снимет с него бремя одного прегрешения». (Абу Дауд, 4202)
Таким образом, плохим стариком является тот, кто, несмотря на свой преклонный возраст, продолжает грешить, а благим стариком является тот, кто состарился, находясь на пути Аллаха, то есть кто провёл свою молодость в поклонении и покорности Аллаху.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Можно ли выщипывать седые волосы?
Вопрос: Каково решение благородного Шариата относительно выщипывания редких седых волос, которые появляются на бороде мужчины, перешедшего 30-летний возраст?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:
Во-первых, имам Ахмад и Абу Давуд передали от прадеда Амра бин Шуайба, да будет доволен ими Аллах, хадис, который гласит: «Не выщипывайте седые волосы, ибо это свет мусульманина. Любому мусульманину, у которого появился седой волос, записывается благодеяние, он поднимается на одну ступень в Раю или ему стирается один грех».
В Муснаде имама Ахмада приводится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил выщипывание седины, назвав седину “светом мусульманина”, и добавил:“любой верующий юноша, у которого появилась седина, будет возвышен Аллахом в степени, ему будет стёрт грех и записан благой поступок”».
Во-вторых, имам Муслим приводит хадис от Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах): «В день взятия Мекки привели Абу Кухафу, его голова и борода были белы, как сугама (растение с белыми цветами.–Переводчик), и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:“Смените цвет чем-нибудь, но не окрашивайте в чёрный цвет”».
В хадисе, приводимом имамом Ахмадом от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Лучшее, чем можно сменить цвет седины, это хной и катамом (средство для окрашивания волос наподобие хны.–Переводчик)”».
Заключение:
По мнению большинства богословов, выщипывать седые волосы даже в молодом возрасте нежелательно. Учёныеханафитскогомазхаба считают, что в удалении седых волос нет ничего порицаемого, если целью этого действия является устрашение врага, но никак не для красоты. В книге «аль-Фатава аль-хиндийя» пишется: выщипывать седые волосы для красоты – нежелательно, но не для устрашения врага.
Не порицается окрашивать седые волосы, за исключением чёрного цвета. А Аллах знает лучше.
Глава 5. О седых волосах Посланника Аллаха
Хадис 36
Муслим передал его в таком же виде, а аль-Бухари – без упоминания Абу Бакра. В версии Абу Давуда сообщается, что Абу Бакр и ‘Умар красили волосы. ‘Али аль-Кари в «Джам‘ аль-васаиль» пишет, что его передали все шесть имамов. Хна окрашивает волосы в красный цвет, а катам придаёт им чёрный цвет с красноватым оттенком.
Хадис 37
Ибн Маджа передал со слов Анаса ибн Малика, что он не видел у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) седых волос, кроме семнадцати или двадцати волос в передней части бороды. Аль-Бухари передал с его же слов, что у него на голове и на бороде не было и двадцати седых волос. В таком же виде хадис Анаса передал Ахмад, и его иснад достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима.
Хадис 38
Муслим и ат-Таялиси, а ан-Насаи передал похожий хадис.
Хадис 39
Ибн Маджа и Ахмад. Аль-Бусири в «Заваиде» назвал его иснад достоверным, и это утверждение сомнительно. Однако хадис этот достоверен и усиливается предыдущими сообщениями.
Хадис 40
Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, но малоизвестным. Аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари, и с этим согласился аз-Захаби. И они были правы, несмотря на то что относительно его иснада существуют разногласия, которые разъяснены в книге «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 955).
Хадис 41
В «Аль-Джами‘ ас-сагир» сообщается, что хадис передал ат-Табарани. Его иснад достоверен потому, что усиливается предыдущим сообщением.
Хадис 42
Аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Албани назвали хадис достоверным. Абу Давуд передал его со слов Абу Римсы: «Однажды я вместе с отцом отправился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и увидел на нём два зелёных полотнища с полосами». Ан-Насаи, Абу Давуд и ат-Тирмизи передали его в следующей форме: «Его волосы достигали мочек ушей, и на них были следы хны. Он был одет в два зелёных полотнища с полосами», причём ат-Тирмизи назвал его хорошим. В некоторых версиях хадиса вместо саубан сказано: бурдан. Ахмад передал его с разными текстами, среди которых есть и версия, упомянутая в «Шамаиле».
Хадис 43
Ахмад и аль-Хаким, причем последний назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
Седые волосы Посланника Аллаха (ﷺ)
Седые волосы Посланника Аллаха (ﷺ)
Катада (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Я спросил у Анаса ибн Малика:
— Красил ли Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) хной свои волосы на голове и бороду?
В ответ Анас ибн Малик сказал:
— У него было мало седых волос, однако Абу Бакр красил хной и катмом бороду и волосы на голове».
Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Я насчитал на голове и бороде Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всего четырнадцать седых волос».
Джабир ибн Сумра (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) умащал голову маслом, не было заметно ни одного седого волоска. Но когда он не умащал, были видны несколько седых волосков».
Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху) рассказывал:
«У Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) было около двадцати седых волос».
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Абу Бакр сказал Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
— О Посланник Аллаха! У вас поседела голова!
В ответ Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изрек:
— Причиной моей седины явились суры «Худ», «аль-Вакиа», «аль-Мурсалят», «ан-Наба» и «ат-Таквир».
Абу Джухайфа (радыйаллаху анху) рассказывал:
— О Посланник Аллаха! Вы поседели!
— Я поседел от суры «Худ» и ее сестер13».
Тайм ар-Рабаб сообщил, что Абу Рамса ат-Тайми (радыйаллаху анхума) рассказывал:
«С одним из сыновей я пошел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и, указывая на него, сказал своему сыну:
На нем были зеленые одежды. На верхней части головы были седые волосы красноватого цвета».
Передавали следующие слова Джабира ибн Самра (радыйаллаху анху):
— Были ли на голове Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) седые волосы?
— На голове Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не было седых волос, кроме нескольких волос на месте, где обычно разделяли волосы».
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.