что значит шах и мат выражение

Что значит фраза «шах и мат» в разговоре?

Что значит фраза «шах и мат» в обычном разговоре двух обычных людей?

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

В разговоре между двумя спорящими людьми «шах и мат» означает полную победу одного из спорщиков путем предоставления железных и неопровержимых аргументов в свою пользу.

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

Это означает, что один из собеседников справедливо уверен, что привёл в споре железобетонные аргументы и доказательства, которые никак невозможно оспорить, если играешь по правилам. То есть «Я победил, игра окончена»

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

Если честно, то первый раз в жизни слышу такую фразу.

Могу лишь предположить, что так говорят людям, которые не несут какой-либо пользы.

Здесь как бы сравнивают человека с маргарином, который с одной стороны и не очень вредный, но и особой пользы не несёт, но всё же иногда нужен. Может быть, это такое своеобразное указание на инертность человека.

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

Все три означают высшую степень оценки чего- либо, события, поступка, действия. Девушка парня спросила- как тебе моя новая прическа? Парень ей ответил одним из этих слов и девушка отошла от него удовлетворенная и счастливая. Разница в написании- транскрипции, суть не изменна

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

Когда брали Крепость-город Иерихон, Иисус Навин приказал дуть в трубы через равные промежутки времени. За счет наложения звуковых волн друг на друга, стены крепости в некоторых местах разрушились. Это так называемый эффект резонанса. Поэтому и пошла фраза «орешь как Иерихонская труба», о человеке, который слишком громко разговаривает.

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

Фраза «в семье не без урода» имеет негативный оттенок. Уродом обычно называют человека, у которого физические недостатки, но эта фраза подчеркивает больше моральные или нравственные недостатки.

Фраза применяется, когда отмечают в данным обществе есть человек, который выделяется негативными качествами.

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

Сейчас мем устарел и редко используется. Но ВК частенько делает стикеры по древним, почти забытым шуткам.

Источник

Что значит шах и мат выражение

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ШАХ и МАТ или «Ход конём».

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

Используя книгу Виктора Александровича Пожарского «Шахматы: начальная школа» 2013г.» в качестве учебного пособия для игры в шахматы, споткнулся на фразе:
«Название игры происходит от персидского слова ШАХ (король) и арабского МАТ (погиб). Дословно «шахматы» переводится на русский язык как «король погиб».

При дальнейшем чтении книги фраза с переводом крепко застряла в голове.

Не стану приводить здесь версии ТИ проникновения игры на территорию Руси, об этом можно прочитать в сети Интернет, тем более, что по большому счёту версия одна. Коснусь лишь названия, которое видимо по ходу своего движения, подобно снежному кому «слепилось»: Индия – арабы – Персия.

Полагаю, для того, чтобы такая версия совсем уж не выглядела абсурдной, были найдены «древние» предшественники шахмат: чатуранга и шатрандж.

Ещё до того, как начать искать ответы в сети Интернет, попробовал для себя предположить, какой мог быть заложен смысл в игре.

Все логично, за исключением двух моментов: превращения пешек в другие фигуры, кроме королевы и остается необъяснимым сами действия под названием ШАХ и МАТ.

Когда открыл правила игры в чатурангу, то обнаружил подтверждение хода мыслей относительно пешек:
«Пешка, достигшая восьмой горизонтали, превращалась только в ферзя«.

Прошёлся по шахматной терминологии в английском языке.

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

В данном случае, название игры не складывается из названия действий, несущих угрозу королю, а произношение chess созвучно со словом ЧАС (столько может длиться одна партия).

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

была подкорректирована шляпка

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

и он превратился в епископа.

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

Поэтому имеем bishop вместо elephant.

Любопытен даже не столько сам процесс превращения, как факт приближения служителей церкви к королю с королевой. Именно на этот процесс указывал в своей статье с подборкой портретов царских особ из
«Коронационного сборника 1896 года».

Действия, образованные в английском языке от названий ладьи и пешки, приобрели какой-то негативный оттенок.

Целостной картины опять-таки не получилось.

В процессе сбора информации по шахматам, получил ссылку от что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражениеapxiv на шикарную статью «Странная история шахмат» Александра Калёнова, преподавателя шахмат Центра детского творчества.
Решив подготовить для учеников материал по истории шахмат, автор статьи обратил внимание на отсутствие логики в хронологии развития игры, фальсификации с датами изданий книг по шахматам.
Цитаты из статьи:

«Казалось бы, имея шахматистов уровня Джоакино Греко и того же Полерио, мир был готов к тому, чтобы шахматы развивались дальше, но люди по какой-то мистической причине к ним снова охладевают! И дальше интеллектуальный «шахматный» паралич длился ни много, ни мало – опять сотню лет, да как бы и не более!
А самое смешное, что такой же интеллектуальный паралич поразил в своё время и шатрандж: между 1330-ми и 1370-ми годами почти не осталось книг по этой игре.»
.
«Это пишет Жан Боден в 1566 году, в то же время, которым датируется книга Лопеса (1561 год), и позже, чем книжка Дамиано. Если у этих «исследователей дат» нет согласия в отношении того, когда был сотворён мир, то и в вопросе о том, когда Христос родился (в каком году) они тоже друг с другом не согласны, не так ли?
По официальной исторической шкале в тот момент ещё и папа Григорий XVIII не стал понтификом, а именно при нём произошло введение григорианского календаря. И неужели кто-то полагает, что на книге того же Дамиано так и написано, как мы сейчас привыкли – 1512 год. Да если там дата и есть, то она от Сотворения мира – которое если было, то неизвестно когда.».

Поскольку ни один из двух вариантов не позволяет поставить точку в размышлениях на тему «Откуда пришли шахматы», продолжу.
Прекрасно зная, как могут быть фальсифицированы события прошлого, попробую предположить, что свой путь шахматы не совершали из Индии (либо Индия была вовсе не там, где её привыкли видеть мы на современной карте мира), а вполне себе имеют не восточные корни.

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

По форме это матрица осьмь на осьмь (именно без буквы «В», которую добавили после очередной реформы языка).
Кстати, по версии ТИ, букв и цифр на шахматной доске до 18 века не было вообще.
Александр Калёнов: «Незадолго до появления труда Филидора в шахматном мире произошло ещё одно очень значимое событие. В 1737-м издал свой труд о шахматах сириец Филипп Стамма, работавший переводчиком с восточных языков в английском министерстве иностранных дел. В книге Стаммы в основном даны примеры шахматных комбинаций, жертвы, жертвы, красиво, неожиданно – но это и до него было. Главное в другом: Стамма первым в истории додумался обозначать поля шахматной доски латинской буквой и арабской цифрой

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

Цитата из упомянутой в начале книги В.А. Пожарского: «Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что шахматы развивают память, пространственное воображение, способствуют повышению успеваемости по многим школьным предметам».

Отзыв на обучение детей азбуке: «Дети, которые только начинают писать буквы в прописях Всеясветной грамоты уже совсем по-другому начинают мыслить.»

Наверняка многие знают, что означает выражение «ход конём» (хитрый, остроумный, замудренный).
Обратил внимание, что для ребёнка именно ход конём сложнее всего для понимания. Ведь игрок должен видеть не только те клеточки поля, на которые способен прыгнуть шахматный конь в данный ход, но и те клеточки поля, которые окажутся под его ударом после совершения хода.

По-другому ещё ход конём называют буквой «Г».
Естественно, букву Г (или её зеркальное отображение) конь описывает только во время своего первого хода. Тем не менее значение не случайное.

Посмотрим, на каком месте стоит в азбуке и что означает буква Г (глаголи): передача мудрости.

В современной трактовке кроме буквы Г ход конём можно описать латинской буквой L.

На этот случай предлагаю обратиться к статье что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражениеapxiv «Когда и как создавали «национальные языки»?, плюс хорошая иллюстрация к статье.
В продолжение темы «древности» гейвропейских языков статья Михаила Волка.

Любопытно, если принять вариант страны происхождения игры в Индии, то именно с конями (лошадьми) возникает загвоздка.

Полагаю, что у фальсификаторов не хватило фантазии чем заменить коня, как в случае со слоном.

Раз уж вспомнили про Индию, то в слове чатуранга содержится название дерева – тополя (туранга) и одной из фигур.

Из тех, кто играет в шахматы, не говоря уже о тех, кто к этой игре ни разу не обращался, не все знают, что в дореволюционной России фигуры, стоящие на краях доски имели название ТУРА (ладья). «Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни (что соответствует европейскому её названию, с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»).»

Встречал предположения, что такая замена названия данной фигуры на ладью продиктована более привычным русскому человеку образом и словом.

Решил проверить, насколько распространены ТУР и ЛАД в словах современного русского языка и названиях населенных пунктов, рек и т.п.

К своему удивлению обнаружил, что слов и названий начинающихся на «лад» гораздо меньше, чем на «тур».

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

С географией «лад» и «тур» картина ещё интереснее.

Всего навсего 4 (!) населённых пункта и 3 (!) озера Ладога и одно село Ладьино. И всё.
Названия городов Владимир, Владикавказ и Владивосток имеют в своем составе «лад», но не начинаются с него.

Перечислять все географические названия с «тур», которые есть на карте мира, не стану, приведу лишь самые необычные и крупные.

Река Тура, на которой когда-то был расположен город Чинги Тура, ныне на этом месте раскинулся город Тюмень.

Туранская равнина, река Туранка (приток Волги), река Туралыг в Хакасии, Туран (республика Тува), Турочаксий район (Алтайский край), Туркменистан, Турция.

Запредельное количество населённых пунктов Турово подстегнуло обратиться к прогрмамме Google Earth.
После нанесения отметок в программе, решил проверить частоту повторения в названиях городо/деревень/сёл шахматных терминов.

Результаты превзошли все мои ожидания.
Вот эта самая картина.

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

Наибольшая концентрация «шахматных городов» оказалась на территории Центральной России, с центром в г.Москва.

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение
Для просмотра кликните мышкой по картинке.
KMZ файл.

Моё внимание превлек подмосковный город ША-ТУРА.

Если не полагаться на мнение авторитетных учёных в вопросах происхождения названий игры и городов, а самим заглянуть в словарь, то можно встретить удивительные совпадения.

Вот лишь некоторые, для примера:
ша, шапка, шамкать, шар,шатер, шаман, шаль, шаг, шайтан, шахта, шашни, шашки, шашни, шанс.

Смотрим в словаре значение слова ТУРФ, переводим взгляд на Шатуру с её окрестностями, где добывается торф.

Небольшая пауза от что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражениеalvantara по разбору слова ШАХМАТЫ.

Возвращаемя к Шатуре.
Вполне логичное название для данной местности: пространство, на котором есть торф.

После такого разбора и город ТУЛА, оказавшийся в гуще «шахматных» названий, уже не кажется таким уж «финно-угорским» (поменять Р на Л не сложно, спросите у малышей :), да и гораздо проще, чем с геномами делать подтасовки).

Взглянув ещё раз на карту, вспомнил о книге Ольги Кузьминой «Республика Святой Софии», точнее о главе из этой книги «Шахматы на Руси«.

«Одной из любимейших забав в Древней Руси была игра в шахматы. В шахматы играли все — князья, бояре, воины, купцы, женщины и дети. Об этом свидетельствуют археологические находки, письменные источники и фольклор. В былинах умение играть в шахматы даже приравнивается к богатырской доблести. Чем же была для наших предков шахматная игра — простой забавой, занятием для ума в часы досуга или чем-то большим?»

Территория, о которых идёт повествование в книге, как раз и содержит в себе «шахматные» названия.

Что то слишком много «случайных» совпадений для одной игры.

В заключение хотел бы привести вывод из статьи Александра Калёнова, относительно его наблюдений, но очень точно характеризующий процессы в наше время:
«Вам не кажется, что это неестественно? Ведь чем ближе события к нам по времени, тем больше мы должны знать. Это обычная логика. Да и по мере улучшения жизни людей должно возникать больше тех самых людей, которые могут себе позволить не заботится о хлебе насущном, а заниматься игрой или изучением игры. Иначе говоря, должна быть пирамида, а здесь получилась… Кажется, это похоже на шахматную фигуру – ну просто мистика – вы не находите?»

Выводы.
Обучение игре в шахматы формирует у человека образность мышления, подобно изучению азбуки.
Играйте сами, обучайте игре детей.

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

З.Ы. Много ли мир знает чемпионов мира по шахматам из Индии, Персии (Ирана) и других стран, «принимавших эстафету в передаче огня» до Руси?

З.З.Ы. «Потеряв» 5508 лет Руси в 1701 году стало возможным создание древних Востоков, Китаев, Египтов и т.п., так как никто не станет задавать вопросов о том, что же происходило на территории той страны, где все эти лета велись записи.

Вариант, не вошедший в статью.

В настоящее время одни из самых популярных настольных (например, «Монополия») и компьютерных игр (например, «Word of Tank», «GTA») вполне реалистичны. За их основу взяты названия реальных городов, карты, техника и т.п.

В свете найденных материалов, в частности Михаилом Волком, доказывающих существование цивилизации, которая собственно строила каменные города с характерными планами (клетчатые), предположу, что игра в шахматы была отражением реальности. На многих картинах, рисунках видны шары, внешне похожие на лампочки или фонари, при том, что электричество вроде как появилось гораздо позднее. В центре городов чаще всего была колонна.

При таком взгляде на игру форма фигур пешки, слона и ферзя, напоминающих своими верхними частями шары/лампочки, не такая уж странная.

Наличие туры (крепости, башни) на краю доски схоже со стенами по периметру.
Пешки – передовые части, освещение.

Король (колонна), фигура, которую следует оберегать от неприятеля, поскольку его пленение (выключение, обесточивание) грозит проигрышем в партии (гибелью города, без разрушения всей инфраструктуры).

Королева/ферзь обладает самым мощным действием, способным поражать на большие расстояния.
Выражение «ферзь любит свой цвет» больше смахивает на предостережение «соблюдай полярность».

Источник

Что значит шах и мат выражение

что значит шах и мат выражение. Смотреть фото что значит шах и мат выражение. Смотреть картинку что значит шах и мат выражение. Картинка про что значит шах и мат выражение. Фото что значит шах и мат выражение

СОДЕРЖАНИЕ

Гл. 1:
ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Вчера утром прочитал статью, которую отправили мне наши уважаемые админы, где автор сделал мне опровержение по поводу моих слов «шах и мат», затем привел асары о запрете играть в шахматы, а также ответил на мои слова касательно ашаритов, что им такфир не выносится, он же привел высказывания ученых, что выносится, доказывая наличие разногласие в этом вопросе.

В начале статьи моего оппонента были еще два имени, с подписью «проверил» такой-то и такой-то. Т.е я имею дело с тремя оппонентами.

В данной статье я не будут отвечать по поводу ашаритов, на этот счет у меня готовится отдельная работа (пока она заморозилась), а данная статье будет посвящена словам «шах и мат» и самим шахматам!

Скажу заранее: в вопросе шахмат нет ни аята, ни хадиса, запрещающего их. Самое достоверное на этот счет, это слова сподвижника ‘Али, да будет доволен им Аллаh.

Обращаю ваше внимание, что я ни в коем случае не разоблачаю какого-то сектанта, нет, он, как мне кажется, наш брат муслим на манхадже саляфийя, пусть даже я в первые о нем слышу. Что касается тех, кто проверил (далее буду называть их соавторы), тоже мне не знакомы, но мой ответ будет всем им троим.

Уважаемый читатель, прошу проявить максимальное внимание, так как в статье будут упомянуты правила и дисциплины, которых не помешает запомнить.

Гл. 2:
ЗАМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ ОППОНЕНТОВ

Здесь я укажу на несколько замечаний, а моим оппонентам стоит взять это в свои сведения, и исправить допущенные ими ошибки.

1. Автор и соавторы статьи подошли довольно однобоко, не проливая свет на тему, не сделав глубокий анализ.

2. Автор и соавторы передали слова имамов не в том контексте и предоставили не в том свете.

3. Автор и соавторы привели слова, которые неправильно истолковали и ошибочно перевели.

4. Автор и соавторы поторопились с данной темой, не связавшись со мной и не уточнив у меня.

5. Автор и соавторы приписали мне то, к чему я не причастен.

6. Автор и соавторы не уделили внимание усуль-фикху в данном вопросе.

7. Автор и соавторы обязывают меня применить мои заявления к современным шейхам, в то время как сами не применили собственные заявления в адрес десяток имамов, которых привел я.

8. Автор и соавторы сделали довольно громкие заявления, хотя следовало проявить сдержанность и смиренность.

9. Автор и соавторы подняли тему о шахматах до уровня вероубеждения, уровня таухида!

10. Автор и соавторы придирчивы и педантичны там, где это принципиально неуместно, игнорируя более важные вопросы.

Гл. 3:
ОТНОСЯТСЯ ЛИ ШАХМАТЫ К «МАЙСИР»?

С этой главы я начал для того, чтобы читатель не запутался в том, что «майсир» не всегда означает как таковой азарт, иногда саляфы употребляли его в значении духовного азарта.

• Сказал ‘УбейдуЛлаh ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб: «Спросили Аль-Къасима ибн Мухаммада о шахматах и нардах, являются ли они майсир?» Он сказал : «Все, что отталкивает (отвлекает) от поминания Аллаhа, майсир»».
≡ См. «Тафсир Ибн Аби Хатим» 12/352.

• Сказал Малик: «Майсир бывает двух видов, майсир къимар (азарт/ставки), и майсир забавы/развлечения. Что касается майсира забавы/развлечения, то это нарды, шахматы и все развлечения вместе взятые. А что касается майсира аль-къимар, то это когда человек рискует чем-то (т.е ставки делает)».
≡ См. «Тафсир Макки ибн Аби Талиб» 3/1861.

Гл. 4:
ОТВЕТЫ НА ВСЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ОППОНЕНТОВ

Я буду отвечать на главные их утверждения, а повторения или похожие по смыслу заявления, дабы избежать удлинения статьи, буду игнорировать.

1: Значение «Шах и мат».

…автор этого поста в телеграмме сказал: «Шах и мат», что является использованием терминов и правил, из ко-торых состоит запретная в шариате игра, и которая была описана имамами сунны при различных обстоятельствах, как «религия огнепоклонников», «мерзость», «ложь» «служение изваяниям и идолам», «зло», «действие, по причине которого отвергается сви-детельство», «поступок, из-за которого человека не приветствует миром», «распутство», «разврат», «заблуждение», «отрицание предопределения» и другими характеристиками.

Во-первых: по поводу шахмат я уже писал в нашей статьей около четыре года назад: 35. Бильярд, шашки, нарды, шахматы, и другие игры.

Во-втотрых: в языковом смысле «Шах» (персидское слово), означает — царь, король, а «мат», означает по арабски — умер (т.е мата). Слово сочетание «шах мат» означает — умер царь/король.

По правилам шахмат слово «мат» означает, что чёрный король, оказавшийся у края доски, получил мат, игра окончена. Понятно, есть и другие случаи мата, как со слоном (самый тяжелый), мат с ладьей, ферзей и так далее.

Слово «Шах» — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем. Если от шаха нет защиты, объявляется мат. Wiki.

Сегодня словосочетание «шах и мат» приобрело поговорческую окраску, и никаким образом оно не отсылает нас на саму игру (даже если-бы отсылала, никаких проблем нет), ведь сколько таких слов и выражений, используемых сегодня, имеют порочное прошлое, но в конечном итоге получивших современный сленг? К примеру «обожаю», или «танцы с бубном», и подобные им предложения, и говорить о запрете этого, означает не видеть связи фикха с современной реальностью.

Вспомните сами, как ученые иногда употребляют случай с Лейлой: «Они приписывают себе Лейлу, а Лейла их знать не знает», что же значит, что ученые поддерживают подобное действие? Или это лишь сленг и пословица?

Или выражение: «Музыку заказывает тот, кто платит», так неужели мы этим самым музыку дозволяем?

Конечно, уважаемый читатель, я сам придерживаюсь мнения, что шахматы лучше не играть, лучше их избегать, но слово сочетание «шах и мат» преобразовалось в современный сленг, и никакого отношения к самой игре оно не имеет.

В-третьих автор статьи, да исправит Всевышний его ошибку, предоставил шахматы в таком виде, словно это какой-то языческий обряд, хотя дело вовсе не в таком ракурсе, и далеко не в таком.

Приводить слова одной группы в спорных вопросах, и не упоминать мнение другой группы авторитетных ученых, несправедливо! А еще несправедливее делать вывод исключительно на основе лишь одной стороны разногласия, которая тебе показалось более верной!

В-четвертых: Ибн Усеймин указал на три причины, почему группа ученых запрещала шахматы:

Теперь разберем эти три причины:

1. Изваяния сегодня легко избежать, в электронном варианте игры нет ничего этого, да и вообще шахматы не обязательно должны быть с изваяниями, и ассоциаций шахмат с изваяниями связано с классическим, историческим вариантом шахмат, но мир меняется, а с ним и ахкамы фикха (т.е фатауа).

2. Не обязательно ссоре возникать именно в этой игре, и как раз шахматы та игра, в которую играют исключительно не любящие ссору люди. Поссориться можно и за хорошим завтраком, ну не будем же теперь завтрак запрещать?

3. Отвлекает от поклонения. Да, это самая главная причина запрета — трата времени, и именно на это упираются почти все ученые уммы, саляфы и халяфы! Опять-же, оно тоже относительное, ведь умение играть в шахматы не вынуждает человека проводить чемпионаты по шахматам.

И потом, из тех кто дозволял:

Из сахабов: ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Хурайра, Ибн ‘Аббас и Ибн аз-Зубейр

Из табиинов: Са’ид ибн аль-Мусейиб, Са’ид ибн Джубейр, Мухаммад ибн Сирин, Мухаммад ибн Мундакир, ‘Урва ибн аз-Зубейр и его сын Хишам, Сулейман ибн Ясар, Абу Ваиль, аш-Ша’би, аль-Хасан аль-Басри, ‘Али ибн аль-Хусейн ибн ‘Али, Джа’фар ибн Мухаммад, ‘Икрима, Ибн Шиhаб (аз-Зуhри), Раби’а, ‘Ата, Баhз бин Хукейм

Подробнее будет в конце статьи, инщаАллаh.

2: Не ханбалиты законодатели

Либо не зная или не понимая этого, им были применены за-претные элементы осуждаемой в шариате игры к большим хан-балитским имамам…

Во-первых: мною не были использованы никакие запретные элементы.

⇒ Во- вторых : то, что запрещал ханбалитский ученый еще не значит, что оно запрещено, хотя я сам на ханбалистком мнении.

Запрет устанавливает Всевышний через его посланника, а не иджтихад отдельного ханбалита, или иджтихад дюжины ученых, и это при всем уважении к собственному мазхабу!

3: Шахматы и хиляф среди четырех мазхабов

Сказал имам Ибн Абдуль-Хади аль-Ханбали: «Подавляю-щее большинство обладателей знания считает запретными (харам) шахматы, как Малик и его соратники, Абу Ханифа и его ученики, Ахмад ибн Ханбаль, его соратники и многие ша-фииты

Во-первых: да, поздние ученые сказали о большинстве, из них:

• Аль-хафиз аз-Захаби сказал: «А что касается шахмат, то большинство ученых запрещало их играть».

• Сказал Ибн Къайим в «аль-Фурусийя»: «Большинство на запрете шахмат».

• Сказал Ибн Баз: « Большинство запрещают шахматы… некоторые ученые не запрещали их, если они не отвлекают от поминания Аллаhа».

Большинство, это еще не значит истина, да и относительно этого большинства можно поспорить, и тем более подавляющего большинства.

Ибн ‘Абд аль-Барр наоборот приписал большинству дозволенность шахмат, если они не отвлекают от обязанностей, и если их играть только в узких кругах, скрытно от простых людей, и если это делается редко, раз в месяц, к примеру.

Я убежден, что его мнение ближе к истине, так как он специалист по разногласиям в разных странах халифата и риваятам, и не сравниться с ним в этом ремесле, ни Ибн ‘Абд аль-Хади, ни Ибн Къайим, ни аз-Захаби и другие, но всех их мы любим, да воскресит нас Всевышний с ними!

⇒ Во- вторых : не все ученики Абу Ханифы запрещали шахматы, Абу Юсуф, к примеру, считал дозволенными шахматы, так как они хорошо тренируют мозг, но и они обусловили это тем, что бы шахматы не отвлекали их от религиозных и социальных обязанностей.

Не все ханбалиты запрещали, в ханбалистком мнении шахматы запрещены по более верному мнению, как сказал аль-Мардави.

Не все шафииты запрещали, у шафиитов му’тамад мнение, что шахматы нежелательны.

Также не все маликиты считали шахматы запрещенным, но сам Малик запрещал.

4: ‘Али назвал шахматы азартом?

Али ибн Абу Толиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Шахматы – из разновидностей азартной игры… В другой версии говорится: «Шахматы – это азартная игра иностранцев (не мусульман)».

Во-первых: это не является азартной игрой, и азартные игры имеют свои условия, если захотеть, то из поедания хлеба тоже можно сделать азартную игру.

Подробнее о разнице между шахматами и нардами будет в последних главах.

Во-вторых: слова ‘Али бин Аби Талиба, да будет доволен им Аллаh, не проливают свет на данную тему, так как общепринято ссылаться в таких вопросах на конкретный разбор того или иного ученого, а не на асар, который можно понять так, как подсказывает сердце, учитывая, что образ шахмат мог отличаться, как и во временной плоскости, так и в региональной традиции.

В-третьих: слова ‘Али бин Аби Талиба могут быть его личным предпочтений (иджтихадом из-за соображений безопасности). Об этом я писал в моей статьей: 541. Предпочтение ученого не является фетвой и аргументом.

В-четвертых: внуки ‘Али бин Аби Талиба, да будет доволен им Аллаh, как ‘Али ибн Хусейн, Джа’ фар бин Мухаммад, были другого мнения, не на мнении своего деда.

В-четвертых: Иногда саляфы называли азартом ( т.е майсир) то, что отвлекает от поминания Всевышнего, выше я уже приводил асары.

Как было сказано выше: бывают два вида азарта: ставки и развлечения, первое запрещено, второе нужно оценивать по ситуации, характеру проявления и влияния на человека, и не забывать учитывать последствия.

5: ‘Али назвал шахматы изваяниями ?

Передал имам Ахмад и Ибн Аби Дунья с достоверной цепоч-кой передатчиков, что Майсара ибн Хабиб сказал: «Однажды Али ибн Абу Толиб, да будет доволен им Аллах, проходил мимо людей, игравших в шахматы и сказал: “Что это за изваяние, которой вы отдались”».

Во-первых: тут ‘Али бин Аби Талиб, да будет доволен им Аллаh, употребил слово «изваяние», и именно таковыми были шахматы в то время, сегодня необязательно шахматы должны иметь изваяние.

Во-вторых: даже эти изваяния не обязательно должны быть запретными. Возьмите короля, ферзя ладья, слон и пешки, какие проблемы с этими изваяниями? Они не являются изваяниями одушевлённого, и даже близко не напоминают! Единственная проблема это конь, напоминающий одушевлённого коня, но и это легко обходится сегодня!

В-третьих: с этих слов ‘Али не понимается запрет, он лишь спросил о том, что увидел.

• Аль-Мауарди аш-Шафи’и сказал, комментируя данный асар: » Порицание ‘Али не было по причине запретности (шахмат), было сказано, что они услышали азан, но при этом были заняты ими (шахматами)…»
≡ См. «Аль-Хави аль-Кабир» 17/179.

• Аль-Хафиз аль-Булькъини ответил на этот асар ‘Али: «Эта аналогия отвергаема! Ведь в нардах не надо размышлять как в шахматах, посредством чего определяется искусный/знающий…».
≡ См. «Иттихафу аль-хайра» 6/116.

Шейх аль-Альбани и вовсе сказал, что этот асар от ‘Али не достоверный, а точнее, иснад недостоверный, и добавил, что ‘Али упрекнул их за то, что они много времени этому уделяли, ведь он сказал им: » ‘Акифун» увлекаться, отдаться себя полностью, отсюда и слова «и’тикаф».

Повторюсь: сегодня нет таких изваяний, за исключением коня, которого можно легко изменить. Кто-то может спросить: «А как же слон?», мы скажем: от слона там лишь одно название.

6: Играющий шахматы грешник?

Сказал имам Шамсуд-Дин Ибн Абдуль-Хади: «Сообщается, что Абу Муса аль-Ашг’ари, да будет доволен им Аллах, сказал: “Ни-кто, кроме грешника не играет в шахматы”».

Во-первых: здесь оппоненты допустили неправильный перевод, не знаю, намеренно они подбирают тяжелые выражения, или по незнанию.

Это сообщение передает аль-Байhакъи со своим иснадом до Ибн Уахба, от Юнус ибн Язида, от Ибн Шихаба, что Абу Муса сказал…

Абу Муса не сказал грешник, он сказал «Хатиъ» — ошибающийся. Почему наши оппоненты выбрали именно слово «грешник»? В Коране иногда слово «хатиъ» приходит в значении кафир, так давайте употребим слово кафир в отношении играющих шахматы? Что у нас получится? Эта манипуляции со словами добра не предвещает!

Во-вторых: Ибн Шиhаб аз-Зухри родился между 49-53 г.х, а Абу Муса умер по одной версии 44 г, по другой 52, и в любом случае Ибн Шихаб не застал Абу Мусу.

В-третьих: даже если-бы они были достоверными от Абу Мусы, то это также является предпочтением Абу Мусы, да будет доволен им Аллаh, и это нисколько не значит, что играющий в шахматы действительно грешник.

В-четвертых: л огично предположить, что Абу Муса мог подразумевать ту игру, где дисциплина шариата нарушена, о чем пойдет речь ниже! И все это при условии, что асар достоверный, в чем я лично сомневаюсь.

7: Ибн Шиhаб считал шахматы ложью?

Сообщается, что, когда Ибн Шихаба аз-Зухри и Саг’ида ибн аль-Мусейиба спросили о шахматах, они ответили: «Шахматы – это ложь, а Аллах не любит ложь».

Во-первых: о ппоненты снова допустили неправильный перевод, и на этот раз перевод слов имама аз-Зуhри и его учителя Ибн аль-Мусейиба, ведь они не сказали «ложь», они сказали «Батыль», а батыль не есть ложь. Кстати, подобное ( т.е «батыль») также передается от аль-Лейся бин Са’да

Слово «батыль» означает — недействительность, аннулирование, неправильность, а иногда бесполезное.

Пришло в известном хадисе:

كل لهو يلهو به الرجل فهو باطل إلا رميه بقوسه وملاعبته زوجته وترويضه فرسه

«Всякая забава, которой забавляется мужчина, « батыль » (недействительно/бесполезна), кроме трех: стрельбя из лука (впрочем из любого оружия), его забава с женой и подготовка своего коня (в военных целях)».

Обратите внимание, что все эти три вещи: стрельба, жена и конь, названы «батыль», с той лишь разницей, что это «дозволенный батыль», исключительный батыль.

Ибн Баз, комментируя этот хадис сказал: «Смысл батыль, т.е нет блага в нем, нет пользы в нем, но не запрещено… а эти три (упомянутых) в них есть польза… батыль не означает запрет».

От аш-Шафии передают, что он назвал шахматы не батыль, а «подобие батыль» (словно батыль), и добавил: «Мне не прояснилась запретность ( шахмат )».

Во-вторых: аль-хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр лучше всех знал мазхаб мединцев, откуда и сам Ибн Шиhаб аз-Зуhри, и как раз он и приписывает Ибн Шиhабу дозволенность. От Ибн аль-Мусейиба тоже передается обратное. Это будет приведено в нижних главах.

К тому же, если эти слова переданы через Исхакъа ибн Ибраhима, то Абу Хатим назвал его «маджhуль», а в передаче Ибн ‘Абд аль-Барра, он сказал: « Нам сообщил Мухаммад ибн Харун аль-Джаухари: нам рассказал: Ибн Ришдин: нам рассказал Ибн Касир: нам рассказал Ибн Ляhи’а от ‘Укъейля, от Ибн Шиhаба…»

Пусть не обольщает вас критика не разбирающихся в науке хадис в адрес Ибн Ляhи’а и Ибн Ришдина, напомните им, что данная ривая не от пророка ﷺ, а от человека, в таких ситуациях небольшие изъяны таких как Ибн Ляhи’а и Ибн Ришдина простительны, не говоря о том, что это многие от Ибн Шиhаба передают многие имамы, не только Ибн ‘Абд аль-Барр.

8: Свидетельство играющего в шахматы не принимается?

Передал имам Ибн Кудама в своей книге «аль-Мугъни», что Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Я считаю, что у игравшего в шахматы и нарды не принимается свиде-тельство”.

Во-первых: это иджтихад имама Малика, а иджтихад одного ученого, не употребляется против иджтихада другого, и тем более не предпочитают над дисциплиной ислама, и одно из дисциплин — в бытовых вещах основа — дозволенность!

Во-вторых: учитель имама Малика, Раби’а не считал так, как считает Малик, так чье мнение предлагаете принимать?

В-третьих: о каких шахматах говорит имам Малик, с азартом или без? Тоже не ясно. Даже если не с азартом, так ханафитский мазхаб принимает его свидетельство, да большинство из саляф и халяф принимает его свидетельство, не оставим же мы больше половины уммы из-за фетвы Малика, в которой неясно, что он конкретно подразумевает?

Имам Ибн аль-Мунзир, передал единогласие, что свидетельство человека, играющего в шахматы, принимается, если шахматы не отвлекают его от молитвы.
≡ См. «Аль-Иджма» 67.

⇒ В-четвертых: эти слова от Малика передал Ибн Къудама, но имам Ибн Аби Зейд аль-Къайравани, которого называют «маленький Малик», сказал: «Относительно играющего в шахматы Малика сказал: «Принимается его свидетельство. Если свидетельство принималось исключительно того, кто не имеет никаких изъянов, то ни от кого бы не принялось свидетельство»».
≡ См. «Ан-Науадир уа аз-Зиядат» 8/274.

Более подробно о свидетельство от играющего в шахматы будет в главе №8, инщаАллаh.

Затем автор привел еще слова Ибн Рахавейхи и других, осуждающих шахматы, ну здесь ответ тот-же: это их иджтихад, и он такой-же, как иджтихад тех, кто не говорил о запрете шахмат, либо они имели ввиду азарт.

9: Ан-Наха’и проклял шахматы?

Передал имам Ибн Аби Дунья от Абу Муавии, что Укба ибн Аби Салих сказал: «Однажды я сказал Ибрахиму ан-Нахаг’и: что ты скажешь о шахматах? На что он ответил: “Они прокляты…”

Я скажу: да, данный асар достоверный, но спрашивается: кем они прокляты? Кораном? Сунной? Ответ: нет! Дозволенная в основе вещь не может быть проклята.

Смогут ли оппоненты ответить, о каких шахматах говорил имам ан-Наха’и, с азартом, или без? С оставлением ваджибатов, или нет?

Даже если ан-Наха’и сам их проклял, из-за этого шахматы запретными не становятся.

В науке риджаль однажды Ибн Ма’ин проклял того, кто предпочитает такого-то, над таким-то, и что теперь, если кто-то предпочтет одного над другим, он проклят?

Аз-Захаби раскритиковал такую чрезмерность имама Ибн Ма’ина!

Проблема современных студентов: они приводят любые асары, не проявляя усердия выяснить, по какому поводу они были сказаны, каков манхадж того, кто их сказал, когда он их сказал и так далее…

10: Шахматы религия огнепоклонников?

Передал Ибн Аби Дунья, что имам Абу Джаг’фар Ибн Али аль-Бакыр сказал: «Шахматы – это религия огнепоклонников».

Во-первых: в третий раз неправильный перевод со стороны наших оппонентов, ведь там не сказано «дин маджсу», там сказано просто «маджусийя» — огнепоклонство.

Объясню разницу: если сказать «религия огнепоклонников», то сама игра принимает религиозную структуру, культы, обряды и так далее, что в принципе невозможно, а сказав «огнепоклонство», то с точки зрения арабской лексики к этому существительному можно приложить любое подразумевание, к примеру: огнепоклонство — т.е это пришло от огнепоклонников. Или: огнепоклонство, т.е только огнепоклонники в нее играют.

Но очевиднее скорее всего он назвал шахматы «маджусийя» потому, что шахматы имеют корни еще с г осударство сасанидов — вторая персидская империя.

Подмечу, что почти все из упомянутых табиинов выше знаниями и положением чем Абу Джа’фар, да помилует его Всевышний, несмотря на то, что последний потом пророка ﷺ.

Потомок, еще не значит высокий положением!

Сын Абу Джа’фра, Джа’фар садикъ, дозволил шахматы, его отец, ‘Али, тоже дозволял, так скажут ли наши оппоненты, что отец Абу Джа’фара и его сын огнепоклонники?

Затем оппоненты сделали еще одно удивительное заявление:

Великий ученый прошлого Абу Джаг’фар Ибн Али засвиде-тельствовал, что шахматы – это религия огнепоклонничества, а элементы, из которых состоит эта проклятая игра, также является частью этого описания.

Табиины, дозволявшие и игравшие в шахматы:

Они все огнепоклонники? Включая его сына и отца? Включая Умара, Абу Хурайру, Ибн аз-Зубейра и Ибн Аббаса?

Затем оппоненты сделали еще одно удивительное заявление:

Я скажу: в языковом смысле «Шах» (персидское слово), означает — царь, король, а «мат», означает по арабски — умер (т.е мата). Слово сочетание «шах мат» означает — умер царь/король.

С каких пор говорить «умер король» есть язычество? На основании чего делается такое умопомрачительное заключение?

Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, и это известно, а с каких пор персидское слово «Король» и арабское «Умер» являются язычеством?!

Какую цель преследует автор и соавторы статьи, поднимая планку этого простейшего вопроса до уровня ширка?

Хафиз Ибн аль-Къаттан когда узнал, что Баhз, учитель аль-Бухари и Абу Дауда, сыграл в шахматы, сказал: « Это не навредит ему, ведь дозволенность шамхат, это вопрос фикха, вопрос иджтихада».
См. Мухаммад, ибн ‘Али ибн Адам аль-Усьюби: «Захирату аль-‘Укъба» 22/36.

Чрезмерность в религии была прочной гибели прошлых народов, как пришло в достоверным хадис в «Муснад Ахмада».

11: Шахматы — это идолы?

Передал имам Абдур-Разак ас-Санг’ани (учитель и настав-ник Ахмада ибн Ханбаля) с достоверной цепкой передатчиков от Маг’мара, что Катада сказал: «Однажды Абду-Ллах ибн Гъалиб проходил мимо людей из числа жителей Басры, которые играли в шахматы. И когда он встретился с аль-Хасаном аль-Басри, то ска-зал: “(Сегодня) я прошел мимо людей, которые отдались своим идолам”».

Я скажу: интересно получается, оппонент взял слова Ибн Гъалиба, который назвал это идолом, но не взял слова того, кому Ибн Гъалиб сказал их — Аль-Хасану аль-Басри, который не видит запрета! Всем понятно, что Ибн Гъалиб не сравнится с аль-Хасаном ни в каких параметрах, так чем мнение Ибн Гъалиба превозносится над мнением великого аль-Хасана аль-Басри?

Я уже не говорю о том, что Ибн Гъалиб не привел никаких доказательств из Корана и Сунны, так почему именно Ибн Гъалиб?

12: Ибн Сирин запрещал?

Передал Ибн Аби Дунья, что имам Ибн Сирин сказал: «Если я отвергну свидетельство того, кто играл в шахматы, то он бу-дет этого заслуживать».

Я скажу: это передал Ибн Аби ад-Дунья, но хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр передает от Ибн Сирина ровно обратное, и ривая Ибн ‘Абд аль-Барра выше просто потому, что он более точнее, знающей, и величественней Ибн Аби ад-Дунья даже если Ибн Аби ад-Дунья был почти на 150 лет раньше Ибн ‘Абд аль-Барра.

Вероятно Ибн Сирин в риваяте Ибн Аби ад-Дунья говорил о запретных шахматах, а в риваяте Ибн ‘Абд аль-Барра о дозволенных, без азарта.

Добавьте сюда еще аль-Байхаки, который тоже передал от Ибн Сирина дозволенность. На одной чаще риваят Ибн Аби ад-Дунья, на другой двух гигантов: аль-Байхаки и Ибн ‘Абд аль-Барр, любой из них превосходит Ибн Аби ад-Дунья, а тут сразу два!

13: Шахматистов не приветствуют?

Сказал имам Ибн Абдуль-Хади: «Сообщается, что (великого праведного предка) Язида ибн Аби Хабиба спорили о шахматах. И его ответ был таковым: “Если я пройду мимо тех, кто играет в шахматы, то я (даже) не поприветствую их миром”».

• Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал: «Дают ли таслим тому, кто играет в шахматы? Абу Ханифа, Ахмад, аль-Му’афа ибн ‘Имран и другие на том, что не приветствуют. Мазхаб Малика, Абу Юсуфа и Мухаммада: их приветствуют».
≡ См. ‘Абд аль-Вахид ар-Руяни в «Бахр аль-Мазхаб» 32/220

• Аль-Хатиб передал от мауля Сулеймана ибн Ясара, сказавшего: » ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, прошел мимо нас, когда мы играли в шахматы, он поприветствовал нас и не запретил нам ( играть )».
≡ См. ‘Абд аль-Вахид ар-Руяни в «Бахр аль-Мазхаб» 14/300

14: Ибн ‘Умар считал нарды хуже шахмат?

Абду-Ллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, считал, что шахматы хуже, чем нарды…

Во-первых: чем подтверждаются слова Ибн ‘Умара? Если бы он сказал такое, и никто из сахабов не имел другого мнения, то данное слово имело огромный вес, и оно было бы доказательством, ну так ведь четыре сподвижника на противоположной позиции.

Более того, сам отец Ибн ‘Умара, ‘Умар, увидев, как люди играют в шахматы, поприветствовал их, и не запретил им, так кто знающей, ‘Умар, или его сын ‘Абдулла?

Во-вторых нарды запрещены прямым текстом сунны, а шахматы нет, как они могут быть хуже? А также учитывая, что в нардах и шахматах совершенно разный принцип? Или все таки Ибн ‘Умар говорит о запретных видах шахмат?

Если кто-то скажет что это преувеличение от Ибн Умара, тогда мы скажем: если под преувеличением преследовалась цель указать на скрытые вред, мол нарды запрещены прямо, а шахматы нет, но вред такой-же, то тоже очень оспоримо, ведь ничто не может быть запретным, кроме того, где есть доказанный вред, а ожидаемый вред шахмат сосредоточен в трех пунктах, о которых мы говорили выше, и все эти пункты поддаются обходу, что не сказать о нардах, так с чего это шахматы хуже нардов?

Если кто-то скажет, что Ибн ‘Умар мог взять это от пророка ﷺ то также неверное заявление, ибо пророк ﷺ ничего не знал о шахматах, они появились после его жизни, в эпоху сподвижников, от персов, и ничего на этот счет в хадисах нет, не считая очень слабых хадисов, безосновательных хадисов!

• Аш-Шафи’и сказал: «Шахматы легче, чем нарды».
≡ См. ‘Манакъиб аш-Шафи» 2/212

Если бы Ибн ‘Умар не был сподвижником, то аш-Шафи’и можно было сравнивать с ним, ведь он вырос на его мазхабе.

• Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал: «Мазхаб Малика — шахматы хуже нардов, а мазхаб Ахмада, нарды хуже шахмат, и аш-Шафии сказал также».
≡ См. ‘Абд аль-Вахид ар-Руяни в «Бахр аль-Мазхаб» 32/220

• Сказал Халиль ибн Исхакъ аль-Малики: «И нет сомнений, что нарды хуже шахмат, ибо в (запрете нардов) не разногласия».
≡ См. Халиль в «Шарх мухтасар Ибн аль-Хаджиб» 7/468.

15: Шахматы против предопределения?

Поэтому слова «шах и мат» – это ключевой элемент отрица-ния, предопределенного Аллахом конца. На этот смысл указал вы-дающийся ученик шейха Такыю-Дина ибн Таймии, имам Ибн Аб-дуль-Хади.

Уважаемый читатель, ты где-нибудь видел, чтобы играющий в шахматы вообще затрагивал тему къадара?

И какая связь между «Умер король», и предопределением? А не говорит ли это о том, что автор и соавторы статьи не изучили данный вопрос и поспешили с выводами?

И если кто-то вздумает привести фетвы некоторых ученых, сказавшие такое, то эта непохвальная попытка не принесет пользы, так как это утверждение должно быть обосновано правилами самой игры, а не тем, кто злоупотребляет этой игрой.

Да, шейхуль ислям сказал нечто подобное: в шахматах человек рисует ходы в голове, говоря: «Если я сделаю так-то, то он так-то, я так-то, а он так-то, а если так, то так…» т.е все через «если», и это действительно похоже на посягательство на къадар, но по существу это лишь внешнее сходство, ибо суть такова: человек делает расчет и вычисления, а это никаким образом не противоречит къадар.

16: Я назвал такфиритами тех, кто такфирит ашаритов?

Автор этой статьи назвал «такфиритами» тех, кто посчитал ашаритов неверующими.

Я скажу: я нигде не говорил таких слов. То, что я сделал рад (и сделаю более подробно) не означает, что я называю такфиритами тех, кто вынес такфир за отрицании истива.

Да и как же иначе? Ведь я сам собрал слова выдающихся имамов, выносящих такфир отрицающим истава, так как я могу называть их такфиритами?

Если я назвал какую-то группу невежд, выносящую такфир ашаритам, такфиритами, это не значит, что я всех называю таковыми!

Это еще одно свидетельство тому, что автор и соавторы статьи поторопились, не разобравшись в ситуации, написали статью, в которой допустил ряд не соответствующих реальной действительности утверждений.

Более подробно на тему такфира ашаритов будет в ожидаемой работе, инщаАллаh.

Гл. 5:
ШАХМАТЫ И НАРДЫ НЕ ОДНО И ТОЖЕ

Запрещающие сделали аналогию между нардами и шахматами, что является ошибкой! Любая аналогия, для силы аргументации, должна соответствовать условиям, и одно из главных условий — одна основа с тем, с чем проводят аналогию.

Т.е два сравниваемых объекта должны иметь общую основу, но в данном случае нарды запрещены прямым текстом хадиса, а шахматы нет! Нарды основаны на риске, а шахматы нет.

Ничего принципиально связывающего между нардами и шахматами нет, и говорить, что шахматы хуже чем нарды, очевидное преувеличение и передергивание, кто бы он не был, если, конечно, под этим преследуется какая-то цель!

• Аль-хафиз Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: «Шафииты сказали: шахматы не есть нарды. (Шахматы заставляют) напрягать мышление и использовать ум, а в нардах азарт и риск…»
≡ См. «Ахкаму аль-Къуръан а». 3/10.

• Аль-‘Имрани аш-Шафии сказал: «Основа в нардах: азарт, а азарт запрещен, и это то, чего нет в шахматах…»
≡ См. «Аль-Баян» 13/289.

Гл. 6:
САХАБЫ ДОЗВОЛЯЮТ ШАХМАТЫ

1. ‘Умар Ибн аль-Хаттаб:

• Аль-Хатиб передал от мауля Сулеймана ибн Ясара, сказавшего: » ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, прошел мимо нас, когда мы играли в шахматы, он поприветствовал нас и не запретил нам ( играть )».
≡ См. ‘Абд аль-Вахид ар-Руяни в «Бахр аль-Мазхаб» 14/300. Но выяснилось, что это не достоверно.

2. Абу Хурайра:

• Также передал Абу Рашид, сказавшего: «Я видел, как Абу Хурайра позвал юношу, и сыграл с ним в шахматы».
≡ См. ‘Абд аль-Вахид ар-Руяни в «Бахр аль-Мазхаб» 14/300. Но выяснилось, что это не достоверно.

3. Ибн ‘Аббас

• Сообщается, что Ибн ‘Аббас дозволял и играл в шахматы.
≡ Там же. Недостоверно.

4. Ибн аз-Зубейр

• Ибн аз-Зубейр играл в шахматы
≡ Там же. Недостоверно.

Гл. 7:
ТАБИИНЫ ДОЗВОЛЯЮТ ШАХМАТЫ

Табиины и их ученики, которые не запрещали, или сами играли в шахматы:

• Выдающийся маликитский имам, хафиз, муджтахид, шейхуль-ислям Ибн ‘Абд аль-Барр у себя в «ат-Тамhид» сказал следующее: «А что касается шахмат, то ученые разногласили относительно них, если нет в них азарта, и не разногласили, если есть азарт, и многие из них дозволяли играть в шахматы без азарта, и из них: Са’ид ибн аль-Мусейиб, Са’ид ибн Джубейр, Мухаммад ибн Сирин, Мухаммад ибн Мундакир, ‘Урва ибн аз-Зубейр и его сын Хишам, Сулейман ибн Ясар, Абу Ваиль, аш-Ша’би, аль-Хасан аль-Басри, ‘Али ибн аль-Хусейн ибн ‘Али, Джа’фар ибн Мухаммад, Ибн Шиhаб (аз-Зуhри), Раби’а, ‘Ата, все они дозволяли играть в шахматы без азарта».
≡ См. «Ат-Тамhид » 13/186.

• Аль-Байhакъи передал (в иснаде одни имамы): нам рассказал Абу ‘Абдилляh (аль-Хаким): я слышал Абу аль-‘Аббаса Мухаммада ибн Я’къуба, сказавшего: я слышал Раби’ бин Сулейман (сподвижник аш-Шафии), сказавшего: я слышал как аш-Шафии сказал: «Са’ид бин Джубйер играл в нарды…»

• Аль-Байhакъи передал: Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Сулями: нам рассказал аль-Хасан ибн Рашикъ (или Рушейкъ) по иджазе: нам рассказал Мухаммад ибн ар-Раби’: Мухаммад ибн ‘Абдилляh ибн ‘Абд аль-Хакам: нам рассказал аш-Шафии, сказавший: «Мухаммад ибн Сирин и Хишам ибн ‘Урва играли в шахматы…»

• Также передал аль-Байхаки со своим иснадом до ‘Абдураззакъа, сказавшего: до меня дошло, что аш-Ша’би играл в шахматы.

• Также передал аль-Байхаки: нам рассказал Абу ‘Абдилляh (аль-Хаким): нам сообщил Абу Бакр ибн Исхак: нам сообщил Абу Муслим: нам сообщил Ма’къиль бин Малик аль-Бахили, рассказавший свой случай, и между всем прочим передал слова человека, спросившего о мнении аль-Хасана аль-Басри относительно шахмат, он сказал: «Он не видел в них проблем».

• Также аль-Байhакъи передал: нам рассказал Абу Са’д…: нам рассказал: Абу Ахмад ибн ‘Ади: нам рассказал Мухаммад ибн Исма’иль аль-‘Аттар: нам рассказал аль-Къасим бин Мухаммад: нам сообщил Яхья бин Сулейман: нам рассказал Ахмад ибн Башир, сказавший: «Я прибыл в Басру изучать хадис, я пришел к Баhзу бин Хукейму, и я застал его играющим в шахматы».

Кстати, Баhз бин Хукейм — это учитель аль-Бухари, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи.

• Рашид бин Курейб, сказал: «Я видел ‘Икриму (сподвижник Ибн ‘Аббаса) играющим в шахматы».
≡ Там же.

И после всего этого автор и соавторы пишут:

…автор этого поста в телеграмме сказал: «Шах и мат», что является использованием терминов и правил, из ко-торых состоит запретная в шариате игра, и которая была описана имамами сунны при различных обстоятельствах, как «религия огнепоклонников», «мерзость», «ложь» «служение изваяниям и идолам», «зло», «действие, по причине которого отвергается сви-детельство», «поступок, из-за которого человека не приветствует миром», «распутство», «разврат», «заблуждение», «отрицание предопределения» и другими характеристиками.

Теперь резонный вопрос: сможет ли он употребить все те опасные слова, которые он сказал в адрес тех, кто дозволял шахматы, в адрес этих выдающихся имамов саляф, великих табиинов?

Ведь он сказал, что ‘Али аль-Худейр, который рядом даже не станет с упомянутыми имамами, подпадает под мое обвинение, хотя я не обвинял его, так эта дюжина саляф разве не попадает под его обвинение, и обвинение соавторов?!

Обращаю внимание, почти все приведённые асары, имеют иснады, но приводить их всех здесь не представляется возможным, слишком много имен получится, и эти асары привел не только упомянутый хафиз, их приводили и другие хуффазы, но Абу аль-Валид аль-Баджи довольно просто опроверг все это, сказав, что эти риваяты распространяют лишь бездельники, и разумеется, с этим невозможно согласиться.

Хафиз Абу аль-Валид аль-Баджи, при всем его величии, не выглядит убедительным в таких утверждениях, ведь те хуфазы приведя эти асары с иснадами, удостоверили их, упирались на них, и они более величественней в этой науке, чем хафиз Абу аль-Валид.

Многие эти асары привел аль-Байхаки, которые в разы выше в знаниях сунны чем Абу аль-Валид, и на этом фоне его заявления остаются заявлениями, не больше!

Гл. 8:
ФУКЪАХА И ХУФФАЗЫ ДОЗВОЛЯЮТ ШАХМАТЫ

От Абу Юсуфа, передают, что он считал дозволенным из дозволенными.

• Абу Бакр ас-Самаркъанди сказал «Некоторые асхабуль-хадис дозволили шахматы, потому что они заостряют внимание».
≡ См. «Тухфату аль-Фукъаhа». 3/345.

• Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: «Некоторые ученые дозволяли играть в шахматы, утверждая, что они помогают создавать стратегию для битв и козни против врага».
≡ См. «Ма’алиму ас-Сунан». 3/345

Фундамент шафиитсокго мазхаба — ан-Навави, у себя в «ар-Рауда» сказал: «Игры в шахматы нежелательны. Также сказали: дозволены без караhата. Аль-Халими склонялся к запрету, и это выбрал ар-Рувейяни, но более верно первое (т.е нежелательность)».

• Хотя более поздние шафиит, аль-Хайтами, предпочел запрет, ссылаясь на ас-Субки, аль-Азра’и и аз-Заркаши, и он же упомянул, что величайший табиин Са’ид ибн Джубейр играл в шахматы, что является истиной.

Но мнение ан-Навави более авторитетно в шафиитском мазхабе.

• Абу Хафс ‘Умар аль-Балькъини (учитель Ибн Насир ад-Дина и Ибн Хаджара аль-‘Аскъаляни) сказал, как это от него передал его ученик Шихабуддин аль-Бусейри: «Они (шахматы) не запрещены, их считала нежелательным группа ученых.

• Аль-‘Имрани аш-Шафии сказал: «Основа в нардах, азарт, а азарт запрещен, и это то, чего нет в шахматах, ибо они (шахматы) основаны на стратегии войны и сражения, а это дозволено».
≡ См. «Аль-Баян» 13/289.

• Хафиз Ибн аль-Мулякъин (учитель хафиза Ибн Хаджара), перечисляя не присущие уважаемому человеку качества, назвал: «увлечение шахматами», т.е делать это хобби, следовательно, иногда сыграть в шахматы, по мнению Ибн Мулякъина, не противоречит нраву.
≡ См. » ‘Аджаляту аль-Мухтадж» 4/1833.

• Таджуддин ад-Дамири аль-Малики тоже сказал, что увлечение шахматами не подобает муслиму, следовательно, иногда дозволется. Единственное условие, чтобы это происходило в своих кругах.
≡ См. » Аш-Шамиль фи фикх аль-имам Малик» 2/846

Гл. 9:
СВИДЕТЕЛЬСТВО ШАХМАТИСТА ПРИНИМАЕТСЯ

• Имам Ибн аль-Мунзир, передал единогласие, что свидетельство человека, играющего в шахматы, принимается, если шахматы не отвлекают его от молитвы.
≡ См. «Аль-Иджма» 67.

• Ибн Аби Зейд аль-Къайравани аль-Малики, сказал: «Относительно играющего в шахматы Малика сказал: «Принимается его свидетельство. Если свидетельство принималось исключительно того, кто не имеет никаких изъянов, то ни от кого бы не принялось свидетельство»».
≡ См. «Ан-Науадир уа аз-Зиядат» 8/274.

• Бурхан аль-Маргъинани аль-Ханафи сказал: «Простая игра в шахматы не является нечестием, препятствующим принять свидетельство, ибо в нем приемлемый иджтихад».
≡ См. «Аль-Хидая» 3/123.

• Аль-Хаддади аль-Ханафи сказал: «Простая игра в шахматы не влияет на добросовестность, а азарт да, запрещен».
≡ См. «Аль-Джаухара ан-Нейира» 2/231.

• Ибн ‘Абидин сказал: «Человек перестает заслуживать доверия, если играет шахматы в пяти случаях: азарт, пропускает молитву по их причине, часто клянётся из-за них, играет на дорогах или упоминает за ними нечестие (или говорит нечестие)».
≡ См. «Рад аль-Мухтар ‘аля ад-Дур аль-Мухтар» 5/483.

• Аль-Абхари сказал: «Принимается свидетельство того, кто не играет в шахматы постоянно, ведь не бывает, чтобы человек не развлекался и шутил хоть немного».
≡ См. «Ат-Тадж ва аль-Иклиль ли мухтасар Халиль» 8/166

• Аз-Заркъани аль-Малики сказал: «Очевидно, что они (шахматы) не запрещены, так как он (Халиль) отнес это к тому, что не подобает, обусловив (запрет шахмат) постоянством»
≡ См. «Шарх Заркъани ‘аля мухтасар Халиль» 7/293.

• Сказал Мухаммад Ибн ‘Абд аль-Хакам: «Игра в шахматы не обязывает отвергать свидетельство, если конечно из-за нее не пропускается коллективная молитва».
≡ См. Халиль в «Шарх мухтасар Ибн аль-Хаджиб» 7/468.

Имам ан-Навави, когда спросили его о шахматах, ответил: «Если по их причине он пропускает молитву, или играет на ставки, то запрещены, иначе нежелательно».
≡ См. «Аль-Масаиль аль-Мансура» стр. 233. Эта работа еще известна как «Фатауа аль-Имам ан-Науауи», которую собрал его ученик Ибн ‘Аттар.

Что касается шейхуль-исляма Ибн Теймийи, то он запрещал потому, что шахматы отвлекают от обязанностей, а не потому, что они запрещены сами по себе!

Гл. 10:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Шахматы сами по себе не запрещены, но они зачастую не приводят к благу, следовательно, лучше оставить их.

2. Эта тема не къадара, не таухида, не ширка, эта тема фикха и иджтихада.

3. Эта тема не повод, чтобы обвинять кого-то, и тем более запрещать выражение «Шах и мат».

4. Раньше майсиром называли и то, что отвлекает от поминания Всевышнего, и не обязательно ставки.

5. Целый ряд саляф дозволяли шахматы при условии, чтобы это было редким явлением, не отвлекающим от обязанностей.

6. Практически все имамы, запрещающие шахматы, запрещали из-за самой главной причины: отталкивает от обязанностей, занимает вас от обязанностей.

7. Свидетельство таких людей относительно принималось. Сегодня эти условия гораздо снисходительней.

8. В Коране и Сунне нет ни одного доказательства на запрет, следовательно, слова ученых остаются иджтихадом.

9. Только глупый фанат будет на основе иджтихада строить свое отношение с мусульманами!

Напомню, что по поводу ашаритов будет подробная работа, инщаАллаh.

Также напомню, что я дал этот ответ с уважением к нашим братьям мусульманам, братьям на манхадже саляф, и никакого холода или пренебрежения к нашим братьям мы не имеем. Я выражаю благодарность братьям за то, что они стали причиной написания мной данного исследования!

Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании.
(Трапеза: 2)

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *