что значит шехзаде на турецком
Шехзаде. Кому давалось право носить этот титул?
Само слово «шахзаде» имеет персидское происхождение: «шах» — правитель, «заде» — сын — это значит «сын правителя». Османы стали нарекать титулом «шехзаде» мальчиков, которые являлись прямыми потомками султана. то есть его сыновьями. Но так называли не только сыновей султана.
До времён султана Ахмеда I повзрослевшие сыновья падишаха тоже могли иметь детей от своих наложниц и жён. Сыновья османских принцев тоже получали титул «шехзаде». То есть внуки султана также имели право называться «шехзаде».
Шехзаде запретили иметь сыновей
Как я отметила, до султана Ахмеда I все шехзаде могли иметь свое потомство. Но начиная от Ахмеда I и продолжая до Абдул-Азиза, наследникам султана было запрещено иметь детей. Вот так с 1600-х по 1800-е османские султаны не имели внуков. Прошло более двухсот лет, прежде чем родился новый внук султана. Произошло это тогда, когда Абдул-Азиз официально стал наследником престола и уже готовился к своему султанату — у него родился сын. Это стало началом эры новых традиций. Сыновья последних правителей получили возможность жениться и заводить своих детей, а их сыновей снова стали называть «шехзаде».
Шехзаде или челеби
Однако в 14-м и 15-м веках Османские принцы часто получали титул «челеби», а не «шехзаде». А с 19-го века к принцам Османской империи принято стало обращаться «эфенди».
Все шехзаде по достижению подходящего возраста назначались своим отцом султаном санджакбеями. Наследные принцы отправлялись в управлять в провинции, такие как Маниса (Сарухан), Кютахья, Конья, Амасья и Кастамону. Там они учились управлять государством и решали разные административные вопросы доверенных им районов. Но потом это прекратилось. Последний шехзаде, который отправился в санджак, был Мехмед III.
Своих сыновей Султан Мехмед III на обучение для получения навыков управления ни куда не отправлял. И начиная с Ахмеда I и его братьев, шехзаде содержались в Кафесе, специальной тюрьме для принцев. В Кафесе шехзаде могли жить десятками лет в вечном страхе быть задушенными. Но иногда они выходили оттуда живыми и становились султанами.
Что означает слово «шехзаде»? Как переводится с турецкого?
Шах-заде. Происхождение относят к персидскому языку (спорно). Буквально- «рожденный царем», «сын Царя», т. е. принц. Окончание «фамилий» «заде» встречается в Иране, Афганистане, Таджикистане, Азербайджане и в некоторых тюркоязычных странах. Есть имена собственные образованные на этой основе и даже женские, например Шехерезада.
В переводе с языка фарси слово шехзаде означает «сын правителя, принц». Шехзаде в Османской империи называли всех сыновей султана, вне зависимости от того, являлся ли сын султана престолонаследником. А унаследовать престол мог любой султанский сын при условии, что он совершенно здоров физически и психически. Так, сын султана Сулеймана Джахангир престолонаследником не являлся из-за тяжелого физического увечья (у него был неправильно развит позвоночник).
Для того, чтобы выбрать своего преемника, султан назначал своих шехзаде правителями санжаков. По результатам этого правления султан и выбирал будущего наследника престола среди шехзаде, оставшихся в живых.
Значение слова «Шехзаде»:
Более подробную информацию можно посмотреть здесь.
О том, что слово «шехзаде» родом из персидского и обозначает «сын правителя», уже рассказали миллион раз с лишком, а я расскажу о том, что язык фарси (персидский) хоть и содержит внушительный ласт тюркской лексики, является языком индоевропейским, то есть хоть и отдалённо, но родственным европейским языкам (и русскому тоже).
Шехзаде – это приставка-титул к именам сыновей султана Османской империи, которую все могли слышать не раз в сериале «Великолепный век»: Шехзаде Баязид, Шехзаде Джихангир, Шехзаде Мехмед, Шехзаде Мустафа.
Что же она обозначает?
Это слово означает, сын правителя, принц, «Шехзаде». Во всеми любимом сериале «Великолепный век», так называли всех сыновей Султана. Это слово, обозначает титул сыновей Султана, а произошло оно из персицкого языка.
Слово «шехзаде» персидского происхождения. Султаны Османской империи называли так своих сыновей, потому что именно так называли принцев на языке фарси.
Интересно, что наследником престола мог стать любой султанский отпрыск, а у султана, имеющего гарем, сыновей обычно хватало.
ДОФИН.
Титул наследник французского престола назывался дофином. Название титула происходит от слова «дельфин»(от французского /dauphin/). На гербе одного французских графов был изображен дельфин, и так стал называться один из титулов королевства. Позже данный титул был продан королевской семье с условием, что его будут давать лишь наследникам престола.
Султан Ахмед первый имел свой гарем, как и его предки. У него было много детей и несколько наложниц (жён).
От вторй жены Кёсем-султан было вообще одиннадцать детей, среди них: дочь Айше-султан,дочь Фатьма-султан, дочь Гевхерхан-султан,дочь Атике-султан, сын шехзаде Мехмед,сын шехзаде Сулейман, сын шехзаде Орхан,сын шехзаде Селим, Мурад четвёртый, сын шехзаде Касым, сынИбрагим первый.
А вот от третьей жены по имени Фатьма-хатун родились: дочь Абиде-султан, сын шехзаде Джихангир, сын шехзаде Хасан.
Исторически Мехмет скончался в 1543 году в возрасте 22 лет (рожден в 1521 году).
Причина смерти официальная- оспа.
Поэтому в сериале «Великолепный век» Мехмету еще рано умирать в 75 серии от стрелы. Должен поправиться. И прожить еще как минимум 7 лет (с 1536 по 1543 годы).
Еще жив Ибрагим паша, который должен быть задушен в 1536 году. Поэтому время в сериале в момент ранения Мехмета точно до 1536 года. Возможно, это как раз 1536 год, так как в этот год Султан Сулейман заключил тайное соглашение с французами. А по фильму как раз сейчас идут переговоры. Это при условии, что сценаристы придерживаются исторических фактов.
Мехмета играет актер Гюрбей Илери. Интересно, что он муж (друг?) другой актрисы, сыгравшей в великолепном веке- Айбиге) Он родился в 1988 году.
«Калфа», насколько я знаю, переводится как «голова».
Ну и отсюда можно предположить, что в обязанности калфы входит наблюдение за подчиненными, за порядком, за общей ситуацией. А также вовремя реагировать на все нарушения и принимать меры по их устранению.
the_paper_plane
cogito ergo sum, или записки блондинки
Гарем. Наследники (шехзаде).
Шехзаде называли мальчиков, рожденных сультану его наложницами, икбал или женами. Когда принцу исполнялось 5-6 лет, он начинал учиться в специальной школе для шехзаде, построенной в XV веке. Помещение школы богато убрано, в нем есть большой очаг, книжные шкафы, пюпитры, сводчатые зеркальные потолки и украшения, что является доказательством того, с каким вниманием относились к будущим наследникам трона и их обучению.
До 8 лет принцы жили со своими матерями и няньками, а после этого возраста общались по большей части только с наставником и слугами, а родителей видели только в особых случаях.
Церемония обрезания шехзаде проводилась с большой роскошью и сопровождалась торжествами. За три месяца до церемонии извещали всех визирей, правителей провинций и высших государственных деятелей, чтобы они могли прибыть на праздненство, которое зачастую начинали готовить за год, а длиться оно могло от десяти дней до месяца. Приглашенные гости дарили шехзаде и членам его семьи подарки соответственно своему статусу, а потом развлекались и угощались на пирах по случаю столь важного события.
Когда принцу исполнялось 13-14 лет, ему выделяли собственные покои в гареме. Если же отец шехзаде умирал, то в этой же комнате он оставался затворником, поэтому ее называли «кафес» («клетка»). Шехзаде, который вел уединенную жизнь, назначали штат в двенадцать слуг, кладовую, евнухов и собственное содержание.
Шехзаде, санджаки, кафес и закон Фатиха
Друзья, сегодня вы узнаете почему шехзаде перестали отправлять в санджаки и заперли их в специальной тюрьме для османских наследников. По заведённому обычаю достигший 14-15 лет шехзаде отправлялся в провинцию, где им создавался бейлик подобно главной столице Турции. В этом деле ему обязательно помогал опытный визирь, который, обычно, был ему наставником и занимался его воспитанием с малого возраста. Мать шехзаде тоже отправлялась вместе с ним в санджак, чтобы управлять его гаремом и слугами.
Шехзаде, ставший наместником в санджаке, имел право использовать такую же тугру, как у правящего султана. Она содержала его имя и титул. В его маленьком государстве к нему обращались «Челеби Султан». Однако, не смотря на то, что шехзаде был самым главным в своём санджаке, у него имелась масса ограничений. К примеру, он не имел права покидать свой бейлик без приказа или позволения совета Дивана (Султана). За нарушение этого правила, наследник султана мог поплатиться собственной жизнью, как это произошло с сыном Баязида II шехзаде Махмудом.
В то время пока старший шехзаде-наместник учился в доверенном ему санджаке управлять государством, его младшие братья готовились к отправлению в другие провинции. В ту эпоху действовала четкая очередность назначений в санджаки. Самое первое предпочтение отдавалась Амасье – она считалась военным передовым постом в борьбе с другими малыми полунезависимыми государствами. Благодаря своей величине и значимости, вторым санджаком по важности был Караман, являвшийся столицей Сельджукского государства. Но позже, когда соперничество среди преемников престола стало жизненно важным аспектом, внимание с Амасьи переключилось на Манису, как на самый ближайший к Стамбулу санджак. Даже не смотря на то, что была ещё и Бурса, которая носила священный титул Богоподобного, Маниса стала главным санджаком, в который мечтали попасть шехзаде. Очерёдность также применяли и для того, чтобы отметить, кого из шехзаде султан выделяет, а кто утратил его расположение. Вспомним сына Сулеймана шехзаде Мустафу, который был отправлен из Манисы в самый далёкий санджак, Амасью. Возможно, этому поспособствовала Хюррем султан, чтобы в Манисе оказался один из её сыновей.
Османские земли расширядись и количество санджаков увеличивалось. В них начали отправлять внуков правящего султана, рожденных от его сыновей. К примеру, когда Селим I был ещё шехзаде и служил бейлербеем в Трабзоне, его сын Сулейман (известный Сулейман Великолепный) уже управлял в Боле, потом в Кафе, а позже и в Крыму. Кроме этого в санджаки отправлялись султанзаде — внуки Султана, которых родили им дочери от визирей. Но во избежание мятежей с их стороны, султанзаде не получали званий выше, чем санджакбей или капыджыбаши. Однако сыновья визирей, чьи матери были простые женщины, могли получить высокий титул Паши, поскольку они не имели родственного отношения к династии и не представляли большой угрозы, так как не могли претендовать на трон.
Единственный санджак, куда не назначались османские шехзаде – это Румелия. До этого ограничения Сулейман Паша, сын Орхана, назначался правителем в Румелии. А когда он умер, на его место пришел Мурад I. Казалось бы, что ничего не предшествовало такому строгому запрету. Скорее всего, это было связано с тем, что земли Анатолии считались исламскими, а Румелия считалась относящейся к западным землям. Если всё дело было в этом, то назначение шехзаде наместниками в мусульманских провинциях риска не несло. Но доверие им военных сил расположенных в Румелии было недопустимым. Соглашаясь с этим можно вспомнить случай с Селимом I, который был назначен в Европу своим отцом султаном Баязидом II в Европу и злоупотребил своим назначением. Он обернул доверенную ему армию против отца и сверг его с трона, а затем и казнил его.
Безусловно, всегда существовал риск того, что кто-нибудь из шехзаде захочет злоупотребить данной властью и настроить доверенную ему армию против действующего султана. Но виной этому была не несовершенная система санджаков, а то, что не было тогда строгой процедуры престолонаследования и, конечно же, действовал закон Фатиха. В большинстве своем, шехзаде поднимали беспорядки и мятежи не против центральной власти, а для того, чтобы устранить других наследников трона. Если у султана появлялись сомнения в отношении какого-нибудь из своих наместников-шехзаде, в качестве залога своей безопасности, он забирал к себе одного из сыновей этого шехзаде. Поэтому в свое время султан Мехмед II забрал в столицу сына Баязида Коркуда и сына Джема Огузхана. Такая система заложников иногда использовалась и для сохранения порядка в Анатолии и удержания крымскотатарских ханов. Правители этих земель обязаны были отправлять одного из своих сыновей, которые получали то же образование, что и сыновья султана.
На почве зависти соперничество между османскими шехзаде только возрастало. Сыновья султана Мехмеда II, султана Баезида II и султана Сулеймана I вели со своими братьями войну на пути к престолу. Султан Селим II, который лично подвергался атакам со стороны родного брата шехзаде Баязида, решил бороться с этой ситуацией. Первым делом он сократил число санджаков. И в санджак был отправлен лишь один его сын, самый старший – Мурад III. Когда Мурад III стал султаном, он поступил по примеру своего отца и тоже оправил в санджак только старшего сына Мехмеда III, других он оставил во дворце. Мехмед III стал последним шехзаде, который учился управлять государством в санджаке. Сам он своих сыновей никуда не отправлял. И уже при его сыне султане Ахмеде I судьба всех шехзаде изменилась коренным образом. Закон братоубийства исполняться перестал. Османские принцы стали жить и воспитываться в кафесе, особой привилегированной тюрьме для шехзаде. Но это «лечение» было худшим решением. Молодость, проведённая в четырёх стенах, оказалась плохой подготовкой для тех, в чьи руки должно было перейти управление Османской империей.
В 19 веке вопрос отправления шехзаде в санджак снова поднимался. Султан Абдульмеджид I, подозревая своего брата шехзаде Абдульазиза, хотел отправить наместником в Траблусгарп (Триполитанию). Он надеялся на то, что там с ним непременно что-нибудь случится. Но ничего для возобновления этой традиции предпринято не было.
Османская Империя
История Османской Империи тут
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
10 вопросов и ответов про Османских Шехзаде
1. Как шехзаде восходили на престол?
Задокументированная история турецкого государства начинается с Мете-кагана (Огуз-хана. 234-174 до н.э.), правившего великой Империей гуннов. Поэтому многие традиции более позднего периода назывались «Огузский обычай». Согласно этому правовому обычаю всё в государстве принадлежит Династии, а управление государством согласно турецкой традиции происходит путём совместного участия членов Династии.
Выписанной законодательно официальной системы отбора Правителя не существовало. Каждый из наследников имел право взойти на трон. Поэтому следующим правителем обычно становился самый честолюбивый и самый способный Шехзаде. Несмотря на то, что такой метод наследования обеспечивал передачу власти самому достойному наследнику, он также был причиной многих смут.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg?w=300″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg?w=581″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg?w=620″ alt=»validesultanilec59fehzade.jpg» srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg 581w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg?w=150 150w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/validesultanilec59fehzade-e1490637199601.jpg?w=300 300w» sizes=»(max-width: 581px) 100vw, 581px» />
Западная гравюра, изображающая Валиде Султан и Шехзаде
2. Как шехзаде воспитывались?
Теоретические знания они начинали изучать во дворце. Известные учёные приглашались в качестве наставников шехзаде. В качестве иностранного они непременно изучали арабский и персидский.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg?w=188″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg?w=572″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg?w=620″ alt=»Topkapı+Sarayında+Şehzadele» srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg 572w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg?w=94 94w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/topkapc4b1sarayc4b1ndac59fehzadele.jpg?w=188 188w» sizes=»(max-width: 572px) 100vw, 572px» />
Сцена из ежедневной жизни шехзаде в третьем дворе Топкапы, миниатюра из Сурнаме-и Вехби
3. Когда шезхаде прекратили направлять в санджаки?
После восстания Шехзаде Баезида во времена Кануни Султана Сулеймана в санджаки стали отправлять только престолонаследных шехзаде. Сын Селима II Мурад III и сын Мурада III Мехмед III были направлены наместниками в Манису.
Пока престолонаследники находились в санджаках в должности наместников, остальные шехзаде находились во дворце под контролем. Для стабильности в государстве стоило престолонаследнику, взошедшему на трон, обзавестись потомством, как остальных шехзаде казнили.
Со времён Султан Мехмеда III, взошедшего на Османский престол в 1595 году, уже и престолонаследники не отправлялись в санджаки, они тоже оставались жить в Топкапы.
Султан Ахмед I не казнил своего младшего брата Мустафу, когда стал Султаном в 1603 году, потому что не имел собственных наследников. Когда же они у него появились, казнить Мустафу не позволили государственные чиновники. Таким образом длившемуся боле двух веков братоубийству на благо государства был положен конец, а все наследники жили под надзором в Топкапы.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg?w=300″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg?w=593″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg?w=620″ alt=»Manisa+Minyatürü» srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg 593w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg?w=150 150w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/manisaminyatc3bcrc3bc.jpg?w=300 300w» sizes=»(max-width: 593px) 100vw, 593px» />
4. «Наместничество на бумаге» – как это?
В период правления Мехмеда III традиция отправлять всех шехзаде наместниками в санджаки прервалась, но престолонаследники – Велиахт Шехзаде – продолжали направляться в санджаки.
В последующий период самый старший наследник трона хотя би даже на бумаге, но непременно назначался наместником. Только вместо них наместниками уезжали так называемые мютесселимы (представители). Сын Султана Ибрагима Шехзаде Мехмед был назначен наместником в Манису, когда ему было 4 гожа. С Султана Мехмеда IV традиция назначать шехзаде наместниками прекратилась даже не бумаге.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg?w=300″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg?w=550″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg?w=620″ alt=»Şehzade Cihangir» srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg 550w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg?w=150 150w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/c59fehzade-cihangir.jpg?w=300 300w» sizes=»(max-width: 550px) 100vw, 550px» />
Кануни Султан Сулейман проверяет вещи Шехзаде Баезида (рисунок Мюнифа Фехми)
5. Какие санджаки были выделены для шехзаде?
В Османской Империи шехзаде во время правления своего отца направлялись наместниками в регионы, рядом с ними находился опытный государственный деятель – лала.
Благодаря наместничеству шехзаде учились искусству государственного управления. Главные санджаки для шехзаде – это Амасья, Кютахья и Маниса. Обычно шехзаде отправлялись в эти три региона, но, конечно же, ими возможные санджаки не ограничивались. Согласно исследованию, проведённом Хальдуном Эроглу, на протяжение всей Османской истории шехзаде были наместниками в следующий санджаках:
Бурса, Инёню, Султанхисар, Кютахья, Амасья, Маниса, Трабзон, Шебинкарахисар, Болу, Кефе (современная Феодосия, Крым), Конья, Акшехир, Измит, Балыкэсир, Акъязы, Мудурну, Хамидили, Кастамону, Ментеше (Мугла), Теке (Анталья), Чорум, Нигде, Османджик, Синоп и Чанкыры.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg?w=300″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg?w=596″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg?w=620″ alt=»III.MustafaveŞehzadesi» srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg 596w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg?w=150 150w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/iii-mustafavec59fehzadesi.jpg?w=300 300w» sizes=»(max-width: 596px) 100vw, 596px» />
Султан Мустафа III и его шехзаде
6. Каковы были обязанности лала при шехзаде?
До периода Империи к шехзаде приставляли наставника, который назывался «атабей». Во времена Империи эта же традиция продолжилась, но наставника стали называть лала.
Когда шехзаде направлялся в санджак, к нему приставляли наставника, лала был ответственен за управление санджаком и обучение шехзаде. Письма, отправляемые из дворца в санджак, были обращены к лала, а не к шехзаде. Лала был также ответственен за воспитание шехзаде и именно он был обязан пресечь любые попытки наследника выступить против своего отца.
Должность лала сохранилась даже тогда, когда шехзаде перестали отправлять в саджаки. В тот период лала выбирался из дворцового персонала.
7. Где жили шехзаде во дворце?
В период правления Мехмеда IV в 1653 году члены Династии мужского пола, помимо Падишаха, жили в 12-комнатном здании под названием «Шимширлик», другое его название – Клетка (Кафес). В строение было всё для комфорта шехзаде, вот только окружали его высокие стены и самшиты (шимшир на турецком). Двери в Шимширлике закрывались на цепь с двух сторон, чёрные гаремные аги дежурили круглосуточно как перед, так и за дверью. В 1756 году французский купец Жан-Клод Флэша сравнил здание с надёжной клеткой.
Шехзаде, которых держали в Шимширлике, не имели права выходить наружу и с кем-либо общаться. В случае болезни врачей вызывали в Шимширилик, и они проводили лечение там.
В 18 веке жизнь шехзаде в Шимширлике стала легче. Во времена правления Османа III с 1753 по 1757 год Шимширлик немного перестроили, высоту внешней стены уменьшили, а в здании сделали больше окон. Когда Падишах следовал во дворец в Бешикташе или какой-то другой дворец, он стал брать с собой и шехзаде.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg?w=212″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg?w=339″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg?w=620″ alt=»03_Temmuz_2010_11_39_49_634729267″ srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg 339w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg?w=106 106w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/03_temmuz_2010_11_39_49_634729267.jpg?w=212 212w» sizes=»(max-width: 339px) 100vw, 339px» />
Султан Ахмед III и его шехзаде
8. К чему привела вынужденная жизнь шехзаде взаперти во дворце?
Шимширлик – результат того, что Падишахи больше не хотели убивать своих братьев и племянников. Но иногда эти шехзаде использовались злонамеренными врагами Султана для шантажа.
Падишахи обычно помимо официальных церемоний не виделись с шехзаде, проживавшими в Клетке. Наследникам образование особо не давалось. Как результат – неприметные Падишахи у власти. Особенно во второй половине 17 века некоторые шехздаде взошли на престол прямиком из Шимширлика, из-за отсутствия какого-либо образования и минимальных знаний о мире они испытывали большие трудности, получив власть, их действия всецело направляли государственные мужи.
Длившееся 2 века братоубийство (в особенности совсем маленьких шехзаде) с точки зрения сегодняшнего дня повергает нас в ужас. Но все события стоит оценивать в их исторической канве. Для того, чтобы можно было избежать братоубийства, должна была иметься чёткая система наследования трона. Появилась она только в 17 веке, когда прямым наследником был старший шехзаде. Благодаря узакониванию братоубийства в ранний период истории Османская Империя занимает особое место в турецкой истории. Именно благодаря этому закону Империи удалось выстоять 6 столетий.
Кто такие Османские Шехзаде, как они воспитывались, почему им нельзя было иметь детей и отпускать бороду, как они восходили на престол, почему братоубийство было обязательным, и когда был казнён последний Шехзаде?
» data-medium-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg?w=300″ data-large-file=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg?w=572″ src=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg?w=620″ alt=»426654_195931983840766_1056″ srcset=»https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg 572w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg?w=150 150w, https://wonderfulturkey.files.wordpress.com/2017/03/426654_195931983840766_1056.jpg?w=300 300w» sizes=»(max-width: 572px) 100vw, 572px» />
Султан Ахмед III с наследниками во дворце в Айвалыке (деталь из миниатюры Левни)
9. Когда произошла последняя казнь шехзаде?
Впервые в истории Османской Династии Ахмед I не казнил своего брата Мустафу, но братоубийство не было сразу же упразднено. После этого случая было ещё несколько исключений.
Сын Ахмеда I Осман II во время своего правления приказал казнить своего младшего брата Шехзаде Мехмеда, который был младше его всего на пару месяцев. Далее взошедший на трон Мурад IV тоже был вынужден пойти тем же путём, потому что больше не мог справляться с гаремными заговорами. Мехмед IV хоть и попытался казнить своих братьев, Валиде Султан и другие государственные чиновники этому помешали. После неудачной попытки братоубийства Мехмедом IV, если не считать одного исключения, эпоха «Закона Фатиха» пришла к концу.
10. Что происходило с детьми шехзаде?
Шехзаде, жившим в Шимширлике, прислуживали наложницы и гаремные аги. Агам нельзя было видеться в шехзаде наедине. Они обитали в здании Шимширлика на первом этаже. Все свои потребности наследники удовлетворяли в стенах Клетки. Они могли вступить в интимные отношения с любой понравившейся наложницей, но вот детей иметь не могли. Если же какая-то наложница случайно беременела, ей делали аборт. Некоторые всё же умудрялись сохранить ребёнка и вырастить его за пределами дворца.
Шехзаде также нельзя было отращивать бороду. Борода была символом власти, поэтому взошедший на трон Шехзаде начинал отращивать бороду на специальной церемонии, называвшейся «ирсаль-и лихие» (дословно: отпускание бороды)