что значит шелковисто матовый лак
Виды лаков: выбираем правильно
Великий Страдивари всю свою жизнь посвятил одной цели – добиться максимальной чистоты звучания скрипки. Состав и способ покрытия играли в этом первостепенную роль. Однако во времена мастера использовался лишь масляный лак, секрет изготовления которого передавался из поколения в поколение.
Мир изменился. Стремительное развитие технологий дает нам широкий выбор материалов для покрытия изделий, в том числе и лаков. Наш обзор поможет выбрать наиболее подходящий для ваших задач материал, чтобы вещь, сделанная своими руками, продолжала радовать как можно дольше.
Содержание
Для чего лакировать изделия
Многие виды рукоделия на завершающем этапе изготовления предлагают покрыть изделие лаком. Важность этой процедуры сложно переоценить. Лакирование выполняет ряд важных функций:
Общие правила выбора лака
При выборе лака рекомендуем придерживаться ряда простых правил:
Виды лаков
Акриловые лаки (глянцевые и матовые)
Акриловый лак – наиболее популярный и востребованный у рукодельниц вид покрытия. Чаще всего в продаже можно встретить акриловые лаки на водной основе, но для масляной живописи может использоваться лак на основе скипидара.
В основе состава лежит бесцветная неокрашенная акриловая смола с добавлением различных стабилизаторов и загустителей.
Акриловый лак обладает множеством преимуществ. Данный вид лака можно отнести к числу универсальных по многим показателям. В первую очередь, его можно использовать для покрытия поверхностей из различных материалов: дерева, гипса, камня, стекла, керамики, картона и др. А также он используется не только как финишное покрытие, но и отлично смешивается с водоразбавляемыми красками (гуашь, темперные, акриловые), придавая им большую насыщенность цвета. При добавлении в гуашевые краски дополнительно придаёт ей устойчивость к истиранию.
После высыхания лак становится водонерастворимым, что позволяет очищать поверхность изделия при помощи водных растворов. Акриловый лак может наноситься как грунтовое покрытие на самых различных материалах подложки. Гипсовая поверхность после нанесения на неё грунта в виде акрилового лака существенно меньше осыпается, а текстильной подложке он придает дополнительную жесткость.
Распространено применение акрилового лака как связующего звена для самостоятельного приготовления красок, он придает им глубину цвета и шелковистый глянец.
Акриловый лак незаменим в декупаже. Он активно используется как финишное покрытие различных декоративных изделий: шкатулок, часов, панно, зеркал, статуэток и фоторамок. Акриловый лак отлично подходит для перелакировки цветных покрытий, а также позволяет смягчить границы переходов, защитить промежуточные слои изделия.
Лак уже готов к применению, дополнительно разбавлять его не нужно. Однако, если лак загустел, то его можно «оживить» просто добавив немного воды. Также опытные мастерицы советуют для нанесения первого слоя лака делать его как можно более жидким, а последующие слои уже погуще.
Главным недостатком данного вида лака является то, что для его нормальной кристаллизации, необходимо во время всего периода его высыхания поддерживать влажность воздуха не менее 50%, что весьма проблемно осуществить в зимний период.
Подведем итог, акриловый лак – водорастворимый, практически не имеет запаха, не горит, после высыхания становится абсолютно прозрачным, со временем не желтеет, может использоваться практически на всех материалах. Экологически чистый материал. Бывает трех видов – глянцевый, матовый и полуматовый (сатиновый). Для нанесения используют синтетические кисти или валики. Производители предлагают также лак в виде аэрозоля, использование которого позволяет добиться более равномерного покрытия, без следов от кисти.
Алкидный лак
В основе алкидного лака лежит смесь алкидных смол с органическим растворителем. Данный вид покрытия отличается высокий влагостойкостью, отлично переносит резкие перепады температур, имеет высокие декоративные качества. Не имеет себе равных по созданию защитного слоя, который препятствует механическим воздействиям. Алкидный лак, проникая в глубокие слои древесины, подчеркивает натуральную красоту материала.
Алкидным лаком покрывают изделия, которые будут интенсивно эксплуатироваться. При нанесении на древесину она становится не подверженной гниению и грибку, а металлические изделия алкидный лак защищает от коррозии. Изделия, покрытые алкидным лаком, обладают огнеупорностью.
Расход алкидного лака существенно меньше, если сравнивать его с акриловым.
Главные недостатки – токсичен, имеет достаточно длительный период высыхания, а также ярко выраженный неприятный запах. Работать с таким лаком необходимо в хорошо проветриваемом помещении с соблюдением всех необходимых мер предосторожности, чтобы избежать интоксикации.
Для нанесения используются кисти или специальные валики с пористой основой.
Нитролак
Нитролак – синтетический лак, имеет схожий состав с алкидным, но высыхает намного быстрее. Область применения нитролака – создание защитного и декоративного покрытия изделий из древесины. После лакирования изделие можно полировать.
Лак готов к использованию, не требует предварительной грунтовки поверхности, так как имеет высокую адгезию. Наносится кистью, валиком или краскопультом.
Яхтный лак
Яхтный лак относится к строительным разновидностям. Как покрытие для творческих работ яхтный лак отлично себя зарекомендовал в качестве финишного покрытия изделий, которые эксплуатируются в жестких погодных условиях: флюгеры, кормушки, дверные таблички, уличные элементы декора. Такие изделия часто выполнены в технике декупажа.
Цапон
Представляет собой смесь искусственных смол и нитроцеллюлозы. В лак можно добавлять органические красители.
Отличительная черта лака цапон – термостойкость. Покрытие наносится в два слоя поверх акрилового лака. Используется для декорирования термокружек, подставок под горячее, столешниц, подносов.
Лак имеет неприятный запах, так как разбавляется ацетоном.
Полиуретановый лак
Полиуретановые лаки, в отличие от алкидных, выпускаются на водной основе, поэтому практически не имеют запаха, не токсичны, быстро сохнут. Встречаются варианты на масляной основе, отличающиеся большей влагостойкостью.
Полиуретановый лак идеально подходит для декупажа разделочных досок, однако покрывать лаком следует только ту сторону, которая не используется для разделки. Вторую сторону рекомендуем пропитать льняным маслом, что защитит древесину и будет полностью безопасно для здоровья.
Также полиуретановый лак хорошо подходит для декупажа изделий, которые используются в ванной комнате, бане или сауне: полочки, вешалки, различные декоративные элементы.
Полиуретановый лак без включения в состав латексного компонента используется для покрытия изделий из полимерной глины.
Данное покрытие безопасно для здоровья, не токсично, существенно повышает срок службы изделий, эффективно защищает от воздействия влаги и механических нагрузок.
Клей-лак для декупажа
Как следует из названия, клей-лак выполняет сразу две функции: скрепляет слои между собой и защищает изделие от воздействия внешних факторов. Выпускается на водной основе, добавление в состав акрила позволяет защитить поверхность от механических повреждений.
В отличие от обыкновенного клея ПВА, специализированный состав не желтеет, а текстура обеспечивает равномерное нанесение. Однако для придания большей прочности рекомендуется дополнительно использовать финишный состав.
Шеллак
Шеллак считается первым лаком, который начали использовать мастера для декорирования своих работ. Его основу составляет натуральная смола, выделяемая определенным видом насекомых.
Шеллак можно использовать как финишное покрытие на любом виде краски, однако наиболее выигрышно он смотрится на металлике.
Шеллак – один из немногих видов лака, который можно использовать для декорирования потали. Интересный эффект получается при декорировании шеллаком гипса, так как шеллак бывает не только прозрачным, но и цветным. Если для гипса сделать пропитку, состоящую из шеллака и канифоли, то внешне гипсовая плитка становится похожей на мрамор.
Кракелюрный лак
Кракелюрный лак используется художниками для одноименного процесса – кракелюра, говоря проще, состаривания картины. Аналогичным образом используют кракелюрный лак и в декупаже.
Кракелюрный лак бывает двух видов – одношаговый и двухшаговый. В первом варианте лак наносится между двумя контрастными слоями краски. Второй вариант предполагает нанесение на слой шеллака.
Для работы с кракелюрным лаком используется исключительно синтетическая кисть, а в самом помещении не должно быть пыли.
В конце работы изделие покрывается защитным акриловым (или другим подходящим) лаком, так как покрытие выполняет исключительно декоративную функцию.
Ретушный лак
Применяется как промежуточный слой в масляной живописи. Улучшает адгезию слоев краски, сохраняет их яркость. Лаковая пленка имеет обратимый эффект – легко растворяется в специальных жидкостях. В этой связи данный лак нельзя использовать как покрывной – он имеет обратный эффект. Для нанесения используют тампон или кисть.
Даммарный лак
Используется как добавка к краскам либо же как покрывной лак, обладает густой консистенцией. Главным достоинством выступает способность защитить полотно от воздействия ультрафиолета. Даммарный лак улучшает оптические свойства красок. Однако с течением времени этот лак желтеет, поэтому не рекомендуется его применять для картин, нарисованных в холодных тонах.
Минусом даммарного лака является его гигроскопичность, то есть он проницаем для влаги. В условиях повышенной влажности мутнеет, не обеспечивает картине необходимого уровня защиты.
Стекловидный лак
Отличается высокими пластическими свойствами и износоустойчивостью. Стекловидный лак целесообразно использовать как финишное покрытие изделий из кожи, выполненных в технике декупажа (кошельки, корешки книг, обложки для документов, визитницы, кожаная обувь). Он образует эластичную, устойчивую к истиранию пленку.
Битумный лак
Идеально ложится на любую поверхность, после высыхания образует прозрачную темную пленку с приятным коричневым оттенком. Используется для искусственного состаривания изделий. Выполняет исключительно декоративную функцию. От степени растирания битумного лака зависит и то, насколько «старым» будет выглядеть верхний слой изделия. Идеально подходит для красок, имитирующих цвет металла, придавая им дополнительный металлический блеск.
Поверх битумного лака для защиты поделки необходимо наносить несколько слоев финишного покрытия, подобранного в соответствии с материалом изделия. Битумный лак наносится кисточкой, а образовавшиеся излишки удаляются ватным тампоном или натуральной тканью.
Фацетный лак
Относится к лакам для декорирования. По своим свойствам схож с кракелюрным лаком, однако имеет консистенцию густой пасты. При высыхании дает весьма эффектные трещинки. В основном используется для декорирования изделий из стекла в технике декупажа. Для финишного покрытия используют глянцевый акриловый лак. Весьма эффектно сочетание патины на фацетном лаке. Красиво смотрится лак на тарелочках, витражах, елочных украшениях.
Особенностью нанесения выступает использование мастихина.
Аэрозольный лак
Это не конкретная разновидность лака, а форма выпуска. В виде аэрозолей выпускаются различные лаки: акриловые, алкидные, полиуретановые и др. Несомненным достоинством таких лаков выступает их полная готовность к использованию – не нужно приобретать дополнительно кисти или валики, а также нет необходимости их разводить. Слой, нанесенный аэрозольным лаком, получается более ровным и без резких перепадов.
Многообразие видов лака поражает воображение и открывает широкий простор для творчества. Лакирование изделий придает им законченный вид, защищает от неблагоприятных воздействий, а использование лаков для декорирования придает им неповторимый шарм и колорит. Мы же рекомендуем не ограничивать свою фантазию, использовать различные материалы для создания неповторимых работ, которые будут радовать вас и ваших близких долгие годы.
Классификация лакокрасочных покрытий по степени блеска
Под блеском понимают способность покрытия зеркально, без рассеивания, отражать падающий на нее свет.
Степень блеска измеряется блескомером и представляет собой отношение отражения света от покрытия к отражению света от гладкой черной стеклянной поверхности, выраженное в процентах или единицах глосс.
Абсолютно зеркальная поверхность имеет блеск 100 глосс, абсолютно матовая — 0 глосс.
Разные производители лакокрасочных материалов применяют различные системы классификации покрытий по степени блеска.
Например, в соответствии с ГОСТ 9.032-74 (Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения) лакокрасочные покрытия делятся на высокоглянцевые, глянцевые, полуглянцевые, полуматовые, матовые и глубоко матовые.
Тип покрытия | Степень блеска, % |
Высокоглянцевый | Более 59 |
Глянцевый | 50-59 |
Полуглянцевый | 37-49 |
Полуматовый | 20-36 |
Матовый | 4-19 |
Глубоко матовый | не более 3 |
В государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1871-2008 (Мебель. Покрытия защитно-декоративные. Технические требования и методы) степень блеска, которую должно иметь покрытие, зависит от его категории качества.
Тип покрытия | Степень блеска (первая категория), %, для гладких покрытий | Степень блеска (первая категория), %, для рельефных покрытий |
Высокоглянцевый | Более 65 | — |
Глянцевый | 50-65 | Более 39 |
Полуглянцевый | 20-49 | 12-39 |
Матовый | Не более 20 | Не более 12 |
Среди европейских производителей ЛКМ наиболее широко распространено деление лакокрасочных покрытий на 6 групп:
Тип покрытия | Степень блеска, единиц |
Высокоглянцевый (High gloss) | более 80 |
Глянцевый (Gloss) | 61–80 |
Полуглянцевый (Satin, Semi-gloss) | 36–60 |
Полуматовый (Eggshell) | 11–35 |
Матовый (Mat, Matte) | 6–10 |
Совершенно матовый (Flat) | 0–5 |
Известный бренд лакокрасочных материалов для мебельной индустрии Sayerlack использует свою классификацию:
Степень блеска (глянец) | Название степени блеска |
0-5% | Глубоко матовый |
6-20% | Матовый |
21-40% | Полуматовый (шелковисто-матовый) |
41-70% | Полуглянцевый |
71-95% | Глянцевый |
Более 95% | Высокоглянцевый |
Степени глянца, которые может обеспечить лакокрасочный материал, указываются в его спецификации.
Важно: Заказчики лакокрасочных материалов (покрытий) могут определять понятия матовый и глянцевый по-своему. Поэтому, если заказчик хочет получить, например, ЛКМ с «полуматовым» блеском, желательно, чтобы он указал требуемую степень блеска на образце-выкрасе. В этом случае будут исключены возможные недоразумения между заказчиком и поставщиком в понимании того, какой именно блеск требуется.
Средства для защитного покрытия древесины могут быть глянцевыми или матовыми, применяться для внутренних или наружных работ. Свойства продукта напрямую зависят от составляющих его основу веществ. Алкидные и алкидно-уретановые лаки, например, предназначены для защиты деревянных поверхностей от воздействия влаги и грязи. Они формируют прочное износостойкое защитное покрытие. Пропитки и лаки на водной основе не токсичны, не имеют запаха и могут использоваться в том числе и в детских комнатах, спальнях.
+ Глянцевые покрытия придают поверхности нарядный блеск, хорошо отражают свет, особенно подходят для темных и небольших помещений. Поверхность с таким покрытием практична и легче поддается влажной чистке и уборке.
— На поверхности заметны царапины, повреждения и отпечатки пальцев.
Чтобы добиться полуглянцевого блеска при выполнении наружных работ, используйте древозащитную пропитку Pinotex Ultra.
+ Матовое покрытие подчеркивает природную естественность, натуральный цвет и фактуру древесины, скрывает мелкие дефекты на поверхности. Матовое покрытие более практично, а загрязнения на нем менее заметны.
— Такое покрытие не отражает свет, а поглощает его, делая помещение чуть более темным.
Чтобы добиться матовой поверхности при выполнении наружных работ, используйте колеруемое защитное масло для террас и садовой мебели Pinotex Wood&Terrace Oil, универсальную пропитку с содержанием воска Pinotex Standard.
Чтобы добиться матовой поверхности при выполнении внутренних работ, используйте пропитки Pinotex Interior, Pinotex Standard, колеруемый лак на водной основе Pinotex Lacker Aqua.
Универсальные лаки подходят для обработки поверхностей внутри и снаружи, создают покрытие, приятное на ощупь, имеют красивый сатиновый блеск.
Чтобы добиться сатинового блеска при выполнении наружных работ, используйте пропитки Pinotex Original, Pinotex Classic, Pinotex Natural, Pinotex Focus Aqua, Pinotex Aqua Protect, яхтный лак для дерева Pinotex Lacker Yacht.
Чтобы добиться сатинового блеска при выполнении внутренних работ, используйте декоративную пропитку Pinotex Aqua Protect, яхтный лак для дерева Pinotex Lacker Yacht, термостойкий лак для бань, саун, душевых Pinotex Lacker Sauna.
Степень блеска масел Osmo
В линейке масел Osmo доступны 4 степени блеска
Одной из характеристик масел является блеск. Правильный подбор этого параметра позволяет влиять на визуальное восприятие поверхности древесины. Простой пример, темным цветам больше подходят матовый эффект, а бесцветным – шелковисто-матовый. В линейке масел Осмо доступны 4 степени блеска: глянцевый, шелковисто-матовый, матовый и полуматовый. Разберем каждый блеск в отдельности.
Глянцевый блеск
Наверное, сильно удивлю Вас, но глянец совершенно не пользуется популярностью. Для начала необходимо пояснить, что градации блеска у масел Осмо, несколько отличаются от тех которые можно получить при использовании лаковых покрытий. Что не говори, а большинство людей ассоциируют слово блеск с лаковыми покрытиями. Лаки могут давать довольно сильный блеск, что мало достижимо при использовании масел. Глянцевый эффект, который можно “выжать” из масел будет далек от блеска лаков. Даже если Вы выберите максимальную степень блеска масла Осмо, то это не будет сильный блеск, но он будет достаточно заметным. Глянцевый блеск используется не часто, но не заменим в тех случаях, когда необходимо максимально отражать свет от поверхности древесины.
Шелковисто-матовый блеск
Это самая популярная степень блеска в маслах Osmo. Спокойное благородное мерцание напоминает шелк и сдержанно подчеркивает структуру древесины. Сочетание слов “шелковисто-матовый” многих вводит в заблуждение, из названия не понятно, что обозначает слово “шелк” и матовое ли покрытие получиться в итоге. Правильнее было бы назвать – полуматовый. Сразу становиться понятно, что покрытие будет иметь аккуратный, спокойный блеск. Но, в мире масел свои правила и методы формирований названий. Теперь Вы будете знать, что если вам необходим небольшой блеск, то можно смело выбирать масло Osmo с шелковисто-матовым эффектом. К тому же более половины всего продаваемого масла Osmo в Украине содержит именно шелковисто-матовый эффект. Одними из самых востребованных финишных покрытий является: Osmo 3032 и Osmo 3028. Так же этой степень блеска обладают многие тонировочные масла.
Лак матовый и глянцевый
Какой лак матовый или глянцевый выбрать для отделки дерева? Как из глянцевого лака сделать матовый? Почему матовый лак блестит? На все эти вопросы отвечает реставратор. Свой вопрос по реставрации мебели, дерева, изделий декоративно – прикладного искусства можете задать через почту Elena@restavraciy.ru, WhatsApp +7(985)364-93-23 или по телефону 8 495 364-93-23.
Вопрос реставратору
Я только начинаю свои первые шаги по освоению искусства изготовления маркетри, мозаики, инкрустации и еще много интересного мне предстоит изучить.
Информацию о Вас, как о специалисте в этой области, я нашел в интернете. Вы много лет занимаетесь изготовлением, реставрацией маркетри, антикварных столешниц из наборного дерева, мозаики из дерева, металла, перламутра, кости. Наверное, знаете, как покрыть лаком и современную картину маркетри. Решил обратиться к Вам за советом. Расскажите, чем и как мастера инкрустации по дереву сейчас восстанавливают старинные лаки.
Надеюсь, что это не является Вашим профессиональным секретом реставратора.
На многих сайтах сказано, что готовую работу лучше всего покрывать нитролаком НЦ-222, но в его описании сказано, что это глянцевый лак. У меня возникли сомнения, так как везде написано, что матовый лак лучше передает текстуру шпона, а при покрытии глянцевым лаком цвета «теряются» при прямом солнечном свете.
Заранее благодарен за ответ.
Ответ реставратора. Матовый лак для дерева
Уважаемый, Сергей, что бы правильно выбрать лак для отделки дерева, необходимо знать его состав. Глянцевый лак далеко не всегда блестит. Всё зависит от способа нанесения отделки мебели.
Чистый лак, без матирующих добавок идеально передаёт цвет и текстуру дерева.
При изготовлении современной мебели маркетри, картин из разных шпонов всё гораздо проще. На производстве, что бы лак стал матовым, в него добавляют парафин, либо его аналог. Мельчайшие зёрна парафина не дают получить гладкую отражающую поверхность, с другой стороны, находясь в массе лаковой плёнки, матирующие зёрна вуалируют текстуру дерева.
Чем больше парафина, тем «матовей» лак. Просто матовый, шелковисто-матовый, глянцевый – это коммерческие термины, обозначающие степень глянца. Лаки одной фирмы и состава можно между собой смешивать, тем самым регулировать степень блеска. Если матовый лак отстоялся и парафин выпал в осадок, то верхние слои станут глянцевыми.
В Вашем случае, лак можно взять любой, не обязательно НЦ-222. Этот нитролак из семейства НЦ-22х имеет большой сухой остаток и подходят для грунтования перед покрытием лаками из семейства НЦ-21х. Все нитролаки имеют весьма схожие свойства, а такое их разнообразие обусловлено технологиями производства и использования в промышленных масштабах. Поэтому советуем обратить внимание на фирму производителя лака (советуем ярославские краски и Текс), срок годности (некоторые лаки могут храниться только 1 год) и условия хранения лаков.
Нитро лаки быстро сохнут, что, безусловно, очень удобно. Покройте Вашу работу тонким слоем лака. Снимите ворс отработанной наждачной бумагой, снова покройте лаком в несколько слоёв, шлифуя каждый слой мелкой наждачкой (300-400, а последний слой 800-1000). Наши мастера работают тампоном, но это сложно. Для начала, можно работать кистью. Первые слои быстро впитаются и вообще блеска не дадут. С каждым последующим слоем степень блеска будет нарастать. Нитро лаки имеют свойство «проседеть», через некоторое время слой лака, истоньшается.
Оставьте готовую работу дня на 2-3 в тёплом сухом помещении. Лак просядет. Если покажется, что лака мало повторите покрытие.
C уважением, Елена Жилина.
Восстановление лакокрасочного покрытия
Отделка | Руб./кв. метр |
Вощение | 500 |
Полировка | 1500 |
Шеллак | 2000 |
Золочение | 3000 |
Восстановление декоративного покрытия
Отделка | Руб./кв. дм |
Патинирование | 50 |
Роспись | 200 |
Маркетри | 500 |
Мозаика | 1000 |
Фотма обратой связи
Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.
Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.
Новости Мастерской Елены Жилиной
15.11.21 В нашей мастерской проходили съемки сюжета о профессии современного рестовратора, передачу покажут 24 ноября в 18.24 на телеканале Москва 24
23.10.21 Мастервская участвует в 47 Антикварном салоне, который пройдет с 23 по 28 ноября в Гостинном дворе
17.05.21 В мастерской 31 мая 2021 года. Будет проходить день открытых дверей. Приглашаем специалистов и любителей реставрации антикварной мебели. В программе обсуждение проблемы современной реставрации мебели и обмен опытом
15.11.20 Наша мастерская переехала на новый адрес ул. Рабочая д. 84 стр. 1, Таганский район, недалеко от станции метро Римская