что значит слепок в музее
«Бывают странные сближенья…». Как Пушкинский музей учит видеть больше
До 6 февраля 2022 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка-проект французского куратора Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья…». Time Out рассказывает о ее особенностях и главных экспонатах.
В рамках выставки «Бывают странные сближенья…» Пушкинский музей демонстрирует нечто непривычное. Это не история одного художника или художественного стиля, прослеженная от А до Я, а 13 тематических залов. Сначала может появиться вполне логичный вопрос о том, что же здесь происходит и какой смысл вложил в эту экспозицию куратор. Рядом с экспонатами нет информационных табличек, а рядом с классическими полотнами можно встретить памятники совершенно других эпох и культур.
Выставка, созданная Жан-Юбером Мартеном, предлагает принципиально новый взгляд на коллекцию музея и на историю искусства в целом.
Первый зал объясняет правила игры, которую Мартен затеял со зрителем. В зале «От потаенного образа к двойному» посетителям стоит сместить фокус с поиска скрытых знаний о предмете искусства на то, почему определенная картина висит рядом с некой необычной скульптурой? Что их сближает: история, эпоха, страна или, может, они просто похожи, не имея ни одного пересечения в бэкграунде.
Нет, например, никакого общего прошлого у древнегреческого грифона VII века до н.э. и веток дерева на картине Якоба ван Геела «Пейзаж с большим деревом», написанной в 1630-е. Однако все же общая атмосфера прослеживается — кажется, там и правда прячется грифон.
Таких совпадений в первом зале можно найти великое множество. Продвигаясь от одной пары памятников к другой, появляются азарт и эмоции, которые вы ранее точно не испытывали в музее. Впереди посетителей ожидают еще 12 залов с разными темами. При этом стоит обращать внимание на их название — оно является ключевым, задает идею того, на основе чего предметы искусства будут схожи.
Цель, которую преследует выставка — не столько изучение истории и искусства, сколько возможность для посетителей оказаться вовлеченными в процесс. Меняя фокус о представлении классического музея и экспозиции, организаторы выставки стремятся сделать историю, искусство и посещение музея более приятными и открытыми в первую очередь для посетителя, чтобы поход в музей был не уроком, а ярким и приятным времяпрепровождением.
Другой зал носит название «Античная скульптура от белой к полихромной». Белизна античной скульптуры — одно из распространенных заблуждений, которое установилось еще со времен эпохи Возрождения. В коллекции Пушкинского музея представлено много слепков с самых известных античных памятников — этот зал позволяет посмотреть на скульптуры сквозь века, когда они были цветными и далеко не белыми.
Третий зал интригует не меньше. Он посвящен важной, особенно в современных реалиях, теме в истории и искусстве — женщинам, их положению и роли в социуме.
«От возлюбленной к колдунье» открывается плакатом арт-группы Guerrilla Girls «В музеях больше изображений обнаженных женщин, чем работ женщин-художниц?» — и этот вопрос задает вектор новой игры.
Изучение зала стоит начать с работ Франсуа Буше «Вакханка, играющая на свирели» и Себастьяно Маццони «Три грации», за ними идут дамы в прекрасных платьях. Незаметно для гостей выставки, их плавно сменяют женщины как ведьмы и жертвы преступлений, а кончается все работой Отто Грибеля «Выставка дешевых товаров», где не только женщины, но и мужчины представлены как товар.
Есть и такой зал, который придется по душе всем посетителям выставки — «Пять чувств». На зрение намекают чучело лори, набор косметических глазных протезов и стеллаж с дихроническим стеклом, проходя сквозь который свет оставляет радужные пятна на стене.
Слух представлен работой Эрика Нуссбикера «Серебряный череп»: нужно хорошенько толкнуть его рукой, словно маятник, и тогда вы услышите свист. Обоняние представляет кадило.
Дальше идут вкус и осязание, а это ассоциируется как раз с тем, что всегда было запрещено делать в музеях — есть и трогать экспонаты.
Инсталляция Паруйра Давтяна What is Art? в виде автомата с конфетами дает возможность посетителю задействовать те чувства, которые обычно остаются в музее пассивными. На этой выставке для взаимодействия с арт-объектом есть необходимо — таков замысел автора. Поэтому не стесняйтесь, крутите барабан автомата с конфетами и съедайте леденец прямо в зале.
Последнее чувство из пяти — осязание. Оно представлено через образ апостола на картине «Неверие Фомы», который касается раны Христа, чтобы проверить ее реальность.
Притронуться к ней может и гость выставки, ведь это работа Марселя Дюшана с говорящим названием «Пожалуйста, трогайте» 1947 года. К сожалению, за десятилетия произведение изрядно износилось и к оригиналу прикоснуться не выйдет. Однако специально для выставки была сделана точная копия. Ее, пожалуйста, трогайте, как и завещал художник.
Напутствующие слова перед посещением выставки «Бывают странные сближенья…»: покупайте билет заранее и онлайн. По понедельникам музей закрыт, и вход в музей осуществляется строго по QR-коду о вакцинации или ПЦР-тесту, который сделан не позднее 24 часов до посещения выставки.
В оформлении статьи были использованы фотографии Екатерины Андреевой и материалы с сайта Пушкинского музея.
По следам «Слепка»: что такое танец в музее и зачем он нужен зрителю
В прокате идет фильм «Слепок» — совместный проект фестиваля Context Дианы Вишневой, Aksenov Family Foundation и Пушкинского музея. Кинобалет был снят режиссером Андреем Сильвестровым в пустом музее в период пандемии. Тема слепка в фильме раскрывается разнопланово. Дальний план — цветаевские слепки, копии знаменитых скульптур из университетской коллекции Музея изящных искусств на Волхонке. Средний план — современный танец — двигательные переосмысления разных эпох — Греции, Рима, Средневековья и Возрождения. В центре — мысль о том, что любые произведения искусства — и живопись, и скульптура, и танец — суть слепки, отражения идеи художника, причем понять их может каждый по-своему, и прочтение каждого уникально.
Эту концепцию иллюстрируют хореографические трактовки залов Пушкинского музея пяти разных постановщиков.
Попытаемся разобраться, какие связи устанавливает танец между скульптурой, живописью и хореографией.
Танцевальные опыты Merce Cunningham Dance Company
«Танец — это телесная форма духовного упражнения» — утверждал знаменитый танцовщик Мерс Каннингем. Реформатор современного танца был известен, среди прочего, творческой дружбой с Джаспером Джонсом, Брюсом Науманом и другими концептуальными художниками. Основанная им совместно с Джоном Кейджем Merce Cunningham Dance Company просуществовала вплоть до смерти хореографа в 2009 году и была распущена после пышных прощальных гастролей. Центральной идеей компании было равноправие изобразительного искусства, музыки и движения. Все три элемента создавались независимо и смешивались по принципу случайных взаимодействий. Мерс и его танцовщики редко, но выступали в музеях, синтезируя визуальные искусства и танец. Чего стоит неоконченный портрет Фрэнсиса Бэкона, выраженный танцем в пространстве Лувра, или цветовой балет на выставке Олафура Элиассона в галерее «Тейт», где движение, музыка и дизайн создавали бесконечное количество незапрограммированных, случайных гармоний.
Постановка Мерса Каннингема и Merce Cunningham Dance Company
Перформанс Тино Сегала
Представьте, что вы в музее, не спеша прогуливаетесь по залам, читаете этикетки, как вдруг вас окружают смотрители зала и начинают танцевать вокруг вас, взмахивая руками и припевая: «This is so contemporary, contemporary contemporary!» Если это произошло, значит, вы стали участником партиципаторного перформанса англо-немецкого художника Тино Сегала. Перед вами танцуют не профессионалы, а люди, максимально похожие на настоящих музейных смотрителей, — разного возраста, комплекции и физической подготовки. Ощущения зрителя и участников этой работы не прогнозируемы и могут быть совершенно разными. Художник намеренно не дает точных сценариев, называя свои работы не перформансами, а «ситуациями», где возможно любое развитие событий. Смысл работы именно в том, что вы чувствуете, а не то, как это выглядит со стороны. Произведение искусства здесь — удивление, стресс, веселье или неловкость, которые проживает зритель в процессе танцевального перформанса. Эта работа показывалась в музеях всего мира. На постоянной основе как произведение перформативного искусства она хранится в музее Stedelijk в Амстердаме.
«The Movement Concert»
Ощущение своего тела в пространстве — настолько же важное чувство, как и зрение, слух, обоняние, осязание и тактильность. Людям, лишенным одного из пяти чувств, телесное ощущение помогает лучше понять окружающий мир. Этот прием активно использует британский хореограф Эндрю Гринвуд, который танцует вместе с маломобильными посетителями музеев, людьми с деменцией или инвалидностью по зрению. Движение в пространстве активизирует нейронные связи, помогает глубже воспринимать любую информацию, в том числе художественный контент. Перформанс Гринвуда «The Movement Concert» проходил на разных сценах мира, в том числе в окружении барочной живописи в венецианском музее-библиотеке Бассано и в зале Анри Матисса в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. Для мышечного чувства в науке существует специальный термин «проприоцепция». Изучением этого явления занимались Иван Сеченов, Чарльз Шеррингтон и Иммануил Кант. Как наименее осознаваемый человеком способ восприятия мира проприоцепция имеет большое будущее в области современного искусства и танца.
«Влюбленный Ганимед»
Идея универсальности жеста лежит в основе двигательного перформанса «Влюбленный Ганимед», премьера которого состоялась в Музее истории искусств в Вене незадолго до пандемии. Сюжеты сложных многофигурных картин, смысл которых не всегда понятен непосвященному зрителю, раскрывались в точечных театральных постановках прямо на экспозиции. В эпизоде «Руки» актер Кристиан Никель рассказывает о Мадонне с четками Караваджо. В какой-то момент к нему присоединяются танцоры и актеры жестового языка, которые передают зрителю эмоциональные состояния героев картины, делая пребывание в музее по-настоящему иммерсивным.
«Равные величины/Equal Elevations»
Чувство гравитации, чередующиеся легкость и тяжесть — центральная тема танцевального перформанса «Равные величины/Equal Elevations» испанского хореографа Маркоса Морау. Идея этого танца связана с конкретным произведением из коллекции Национального музея искусств королевы Софии в Мадриде. Это многотонная геометрическая скульптура Ричарда Серры «Равный-параллельный/Герника-Бенгази». Танец строится как разговор между телом танцовщика и массивной скульптурной формой. Танец — это и форма диалога, и его содержание. Постановка «Равные величины» стала настолько популярной, что объехала многие музеи мира, в том числе побывала в Пушкинском музее в один из предыдущих фестивалей Дианы Вишневой «Контекст», в очередной раз подтвердив официальный статус танца в музейном пространстве.
Что значит слепок в музее
Собрание слепков и копий, типичное для музеев Европы XIX века, по своей сохранности и систематичности является уникальной для XXI века коллекцией, состав которой вначале определялся состоянием и интересами искусствоведческой науки конца XIX столетия.
Сегодня собрание слепков экспонируется в историческом здании Музея лишь в третьей части залов, отведенных для них И.В. Цветаевым. Но большая часть этой коллекции осталась доступной для публики – около 1000 экспонатов демонстрируется в Учебном музее имени И.В. Цветаева. Помимо познавательного значения слепки великих произведений монументального искусства, статуй и портретов, соединенные вместе в музейном пространстве, сложились в уникальную художественную среду, придающую музею неповторимую притягательность воображаемого путешествия во времени.
Из 22 экспозиционных залов Музея, задуманного и созданного И.В. Цветаевым, около половины было отведено пластическому искусству античности. Список памятников для воспроизведения был подготовлен при участии знаменитого антиковеда профессора В.К. Мальмберга. Продуманный подбор слепков с крито-микенских, древнегреческих и древнеримских скульптур дополнялся гальванокопиями, исполненными в абсолютно новой на тот момент технологии, позволяющей точно воспроизводить ювелирные изделия, произведения мелкой пластики и оружейного искусства. Вместе – слепки и гальванокопии создали яркую и полную картину развития античного искусства.
Вторая часть собрания слепков и копий демонстрирует главные моменты развития западноевропейского искусства со времен Раннего Христианства до эпохи Возрождения. Особенно полно в экспозиции представлено творчество Микеланджело. Скульптуру дополняют копии архитектурных конструкций и деталей. Не только экспонаты, но и залы, в оформлении которых использовались приемы исторической реконструкции архитектурных форм, подчинялись единой образовательной задаче.
Столь же последовательно И.В. Цветаев желал представить и пластическое искусство Нового времени, закончив музейное собрание экспозицией слепков с современной скульптуры, где центральное место уделялось бы пластике О. Родена. К сожалению, последней части его замысла не суждено было воплотиться из-за нехватки средств в связи с произошедшим при строительстве пожаром.
По сей день собрание слепков и копий Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжает служить для образовательных целей: изучения школьниками, студентами, художниками классического искусства на основе точного объемного воспроизведения знаменитых памятников. Со временем копии приобрели историческую ценность, не только потому, что они представляли мир искусства таким, каким его воспринимали столетие назад. Ряд слепков и копий в собрании музея – это единственное достоверное повторение памятников, утраченных во время Первой и Второй Мировых войн.
Что значит слепок в музее
Собрание отдела слепков является уникальным по своей полноте, методическому подбору и превосходному качеству исполнения. Они были выполнены итальянскими, мастерами в конце XVIII – начале XIX века и отлиты по формам, снятым непосредственно с оригиналов. Эти воспроизведения очень точно передают все пластические особенности подлинников. Коллекция этого отдела музея ведет свою историю с 1757 года — времени основания в Санкт-Петербурге Академии художеств. В период классицизма, утвердившегося в русском искусстве во второй половине XVIII века, эти произведения принимались в качестве образцов, и художникам предписывалось следование им. Копирование «антиков» являлось обязательным этапом в процессе обучения художников всех специальностей.
В начале XX века уникальное собрание слепков было размещено по историко-хронологическому принципу. Экспозиция расположена в 33 залах по циркулю первого этажа и включает около 600 памятников за период с 3 тысячелетия до н. э. до второй половины XVIII века. В первых залах отдела располагается коллекция слепков с памятников Древнего Египта и Ассирии. Интересны прекрасные воспроизведения статуй фараонов Хефрена и Аменемхета II, сфинкса из Таниса, рельефов гробницы в Саккара, рельефов дворцов ассирийских царей в Кальху и Ниневии.
Самую значительную по объему группу произведений составляют уникальные повторения со скульптурных памятников Древней Греции. Собрание дает возможность проследить весь ход развития греческой скульптуры. Скульптурную экспозицию дополняют модели древнегреческих сооружений, фотографии, планы, античная керамика.
Славу собранию составляют слепки со скульптурных произведений классического периода развития искусства древней Греции, скульптуры храма Зевса в Олимпии, статуй Пифагора Регийского «Мальчик, вынимающий занозу» и Мирона «Дискобол».
Эпоха расцвета греческой скульптуры представлена моделью Афинского Акрополя, а также воспроизведениями скульптур Парфенона на Афинском Акрополе. Это метопы, фронтоны и рельефный фриз, модель статуи Афины Парфенос работы Фидия.
Слепки со статуй Праксителя — «Эрот», «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом» — передают одухотворенность и тончайшую пластику обработки мрамора.
Эпоха Александра Македонского представлена повторениями статуй Лисиппа «Апоксиомен» и «Отдыхающий Гермес». Иное направление, воссоздающее идеальную красоту человека, показано слепками с работ Леохара — «Аполлон Бельведерский» и «Артемида /Диана/ Версальская». Яркое представление о греческой скульптуре эпохи эллинизма дают слепки с великолепных скульптур «Ника Самофракийская», «Афродита с о. Мелос / Венера Милосская», «Лаокоон». Разнообразие искусства пластики этого периода характеризуют повторения двух огромных горельефных плит алтаря Зевса в Пергаме с изображением битвы богов с гигантами.
В разделе Древнего Рима необыкновенной точностью воспроизведения отличаются слепки с портретов эпох Августа, Тиберия, Адриана, Каракаллы. Уникален слепок с конной портретной статуи консула Бальба. Интересны повторения с мраморных рельефов колонны Траяна в Риме.
Развитие декоративной скульптуры в Древнем Риме: алтари, саркофаги, рельефы зданий – отражено в собрании отдела большим количеством превосходных слепков. Модели Пантеона, Колизея, триумфальных арок из пробкового дерева дополняют композицию.
В собрании отдела имеются слепки с произведений западноевропейской скульптуры XII – XIV веков, относящиеся к готическому периоду истории средневекового искусства. Воспроизведения скульптур собора Парижской Богоматери и гробниц герцогов Бургундского и Беррийского замечательны динамичностью изгибов удлиненных фигур с эмоциональными жестами, передающими глубокие человеческие переживания.
Слепки с произведений эпохи Возрождения: рельефы на библейские темы с дверей Баптистерия во Флоренции, головы Св. Георгия и пророка Иеремии Донателло из церкви Ор- сан- Микеле во Флоренции, скульптуры Сиенского собора и рельефы церкви Сан-Петронио в Болонье Я. делла Кверча – богато представлены в музее.
Достойное место в экспозиции занимают воспроизведения с творений великого Микельанджело Буонаротти. Это – статуя ветхозаветного пророка Моисея, наполненные внутренней силой, «Рабы» для гробницы папы Юлия II в церкви Сан Пьетро в Риме, голова Давида во Флоренции, полный трагизма портрет Брута.
Скульптурные произведения Италии, Франции и Германии XVI — конца XVIII веков — живописные рельефы «Фонтана невинных» в Париже, «Три грации» с надгробия короля Генриха II Ж. Пилона, наполненная выразительным человеческим страданием статуя Милона Кротонского П. Пюже, «Купальщица» Э. Фальконе — отличаются богатой игрой света и тени. Модели двух групп «Укротителей коней» с площади Согласия в Париже послужили П. Клодту прообразами скульптур Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Экспозицию дополняют воспроизведения с рельефов дворцов и церквей Франции.
10 главных произведений искусства в Пушкинском музее
Искусство для начинающих. Самое важное для знакомства с искусством
Е сли вы хотите лучше разбираться в искусстве, но давно не были в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, то обязательно посетите его. Коллекция включает в себя множество произведений со всего мира. Как понять, на что обратить внимание в первую очередь среди большого количества шедевров? В этой статье мы выделили 10 основных работ из экспозиции от древности до Нового времени, чтобы вам было легче знакомиться с прекрасным.
Искусство Древнего Египта: «Статуэтки Аменхотепа и Раннаи», 1479-1425 гг. до н. э.
Несмотря на то, что в древнеегипетском искусстве существовали строгие каноны, каждое произведение передавало особенности своего времени. В ГМИИ находятся работы, относящиеся к различным периодам в истории Древнего Египта, поэтому посетители смогут составить полное представление о том, как развивалось древнеегипетское искусство и культура.
Статуэтки Аменхотепа и Раннаи – одни из основных шедевров этой цивилизации. Они имеют не только художественную ценность, но и историческую – в них нашли отражение политические события того времени. Благодаря надписям на фигурках известно, что они были сделаны во время правления Хатшепсут (фараон; соправительница Тутмоса III), то есть в начале Нового царства.
Аменхотеп был жрецом уаб (жрец, отвечающий за чистоту храма) и служил в храме царя Тутмоса I в Карнаке. Этот царь был обожествлен и часто отождествлялся с Амоном, поэтому, пытаясь доказать легитимность своей власти, Хатшепсут утверждала, что является дочерью бога и, поэтому, законной наследницей.
Искусство Древней Греции: «Амфора краснофигурная с изображением Эос и Ахилла», Полигнот, ок. 440 г. до н. э.
Произведение Полигнота было выбрано из-за того, что он – один из самых значительных вазописцев и художников того времени. К слову, как раз в V веке до н.э. произошел расцвет античного искусства. Амфора, находящаяся в Пушкинском музее, принадлежит к поздним работам автора. По мнению искусствоведов, именно в позднем творчестве тонкий и чистый рисунок Полигнота становится лаконичнее.
Искусство Древнего Рима: «Портрет юноши», начало I в.
Экспозиция музея также содержит произведения эпохи расцвета римской культуры во времена правления императора Августа. Отличительной чертой господствующего в архитектуре и скульптуре «августовского классицизма» является подражание греческому искусству классической эпохи. Портрет юноши, относящийся к этому направлению, был создан неизвестным скульптором на территории Греции, которая на тот момент уже входила в состав Римской империи. Так что, когда в следующий раз окажитесь в ГМИИ, не забудьте об этом портрете.
Искусство средних веков: «Рождество – поклонение волхвов», XIV- XV вв.
В последние время средневековое искусство привлекает к себе все больше внимания. Можно сказать смело – живущим в столице поклонникам эпохи очень повезло, в Пушкинском музее легко найти работы этого времени.
Рельеф, находящийся там, уникален — это единственный пример английской скульптуры этой эпохи в России (изначально он был изготовлен в Ноттингеме). В ее основе лежат два известных библейских сюжета: о Рождестве и о волхвах, пришедших к Иисусу с дарами.
Искусство средних веков: «Колонна с изображением новозаветных сцен» (слепок), между 1015-1022 гг
Посетители ГМИИ имеют возможность познакомиться с шедеврами со всего мира, благодаря слепкам и копиям конца XIXв.. В одном из залов главного здания находится слепок бронзовой колонны из немецкого города Хильдесхайма. Бронзовая колонна из церкви Санкт Михаэль украшена рельефом,сюжет повествует о жизни Христа. Это точно стоит увидеть интересующимся историей германских земель, так как колонна была возведена в течение епископства Бернварда, который внес значительный вклад в культурную и политическую жизнь своей страны.
Заметьте, что копии из этой коллекции находятся не только в главном здании музея, но и в его отделе (Учебном музее им. И. В. Цветаева).
Искусство Византии: «Христос благословляет императора Константина VII Багрянородного на царство», ок. 945 г
Любителям культуры и истории Византийской империи необходимо обратить внимание на пластинку с изображением Христа, благословляющего Константина Багрянородного. Произведение было посвящено возвращению правителя к управлению государством. Хотя Константин Багрянородный правил самостоятельно недолго: с 945 до 959 г. (официально он занимал трон в период 908-959 гг., но фактически был отстранен от власти до 945 г.), его имя ассоциируется с культурным подъемом Византии во второй половине IX – первой половине X вв..
Искусство Византии: «Император Юстиниан со свитой» (слепок), 546-548 гг
В собрании музея присутствует копия мозаики из Равенны, изображающей Юстиниана, императора Византии, при котором государство достигло наибольшего процветания, как участника торжественной процессии. Благодаря образу на этой мозаике, мы можем судить об отношении к фигуре правителя Византии, обладавшей, в представлениях людей того времени, священным характером.
Раннее Возрождение: «Благовещение» Боттичелли, 1495-1498 гг
Творчество этой эпохи еще сохраняет некоторые средневековые черты, но влияние античных элементов уже становится преобладающим. Сандро Боттичелли – художник, представляющий Флорентийскую школу, где новые тенденции распространялись быстрее, чем в других областях Италии. Створки из коллекции музея, изображающие Деву Марию и Архангела Гавриила, относятся к позднему периоду творчества итальянского живописца.
Высокое Возрождение: «Мадонна с младенцем в нише», Тициан Вечеллио, ок.1515-1520 гг
Высокое Возрождение — короткий период в эпохе Ренессанса, начавшийся приблизительно на рубеже XV-XVI вв. и завершившийся в 20-х гг. XVI в., связанный с лучшей порой итальянского творчества. Тогда тенденции Ренессанса, такие как подражание античности и внимание к человеку, достигли апогея. Значимое положение, среди самых известных представителей живописи того времени, занимает Тициан Вечеллио. В ГМИИ находится картина, автором которой принято считать Тициана, что вызывает сомнения у некоторых ученых. Тем не менее, независимо от того, кто ее создал, в ней воспроизводятся основные особенности итальянского Ренессанса.
Северное Возрождение: «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», Лукас Кранах Старший, 1520 г
Северное Возрождение отличалось от Ренессанса в Италии: в нем сохранились черты средневековой готики и особенно чувствуется влияние Реформации. В эпоху Ренессанса художники обращались к различным сюжетам, среди них также были и религиозные. Одной из работ, которая посвящена этой теме, является произведение Лукаса Кранаха Старшего — «Мадонна с младенцем». К слову, образ Мадонны часто встречается в работах художника. Хоть картина и сохранилась не полностью, на неё нужно взглянуть, чтобы понять отличия Северного Ренессанса от других направлений того времени.