что значит слова причастие и тайная вечеря

«Причащение апостолов» и «Тайная Вечеря» — в чем различие?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

что значит слова причастие и тайная вечеря. Смотреть фото что значит слова причастие и тайная вечеря. Смотреть картинку что значит слова причастие и тайная вечеря. Картинка про что значит слова причастие и тайная вечеря. Фото что значит слова причастие и тайная вечеряИ к она «Тайная Вечеря» есть в каждом храме. Ее трудно не заметить: как правило, она располагается прямо над Царскими вратами. На ней мы видим Христа и апостолов за пасхальной трапезой. Спаситель предсказывает предательство Иуды. Последнего легко узнать среди апостолов: Иуда тянется рукой через стол или собирается уходить, иногда пряча за спиной, иногда прижимая к груди мешочек с тридцатью сребрениками. Мы легко найдем апостола Иоанна Богослова: он рядом со Христом, как сказано в Евангелии: один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Позы и лики апостолов полны драматизма, ученики напряженно смотрят друг на друга и на Иисуса, вопрошая: не я ли, Господи?

Икона «Тайная Вечеря» несет в себе несколько смыслов, в том числе благодаря своему расположению в храме. Это не только исторический сюжет, но и указание на непрерывность совершения в Церкви таинства Причащения: с апостольских времен до XXI века и далее Евхаристия объединяет верующих друг с другом и со Христом.

Литургический смысл этого события более полно выражен в другой иконографии, развивавшейся параллельно с «Тайной Вечерей». Она так и называется — «Евхаристия» или «Причащение апостолов». Как правило, «Причащение апостолов» помещают на восточной стене алтаря — прихожане видят его, когда открыты Царские врата. Так, в соборе Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге виден центр большой мозаичной композиции в алтаре: Христос и склонившиеся к нему апостолы Петр и Павел.

На иконе «Причащение» нет возлежащих или восседающих, нет трапезы как таковой. В центре композиции изображен Христос у престола — Первосвященник, подающий Святые Дары шествующим к нему апостолам. Рядом со Христом часто изображают ангелов в диаконском облачении. Первыми в ряду апостолов стоят Петр и Павел. Да, Павла не было на Тайной Вечери, он и апостолом стал уже после Пятидесятницы, но здесь икона изображает литургию Небесную, и Павел как первоверховный апостол — полноправный ее участник.

Можно сказать, что «Тайная Вечеря» и «Евхаристия» — это две разные, но родные иконы, ведь обе говорят нам о незыблемости и важности таинства Причащения.

Источник

Тайная вечеря

Та́йная вече́ря ( Мф.26:17-29 ; Мк.14:12-25 ; Лк.22:7-30 ; Ин.13-17 ) – пас­халь­ная тра­пеза (ужин) Спа­си­теля с уче­ни­ками-апо­сто­лами нака­нуне Его крест­ных стра­да­ний, в Вели­кий Чет­верг, во время кото­рой Он уста­но­вил Таин­ство При­ча­ще­ния (Евха­ри­стии), как бла­го­дат­ного сред­ства еди­не­ния веру­ю­щих с Богом и друг с другом, кото­рое совер­ша­ется ныне за бого­слу­же­нием, име­ну­е­мым Литур­гией.

что значит слова причастие и тайная вечеря. Смотреть фото что значит слова причастие и тайная вечеря. Смотреть картинку что значит слова причастие и тайная вечеря. Картинка про что значит слова причастие и тайная вечеря. Фото что значит слова причастие и тайная вечеря

Крат­кий пере­чень собы­тий Тайной вечери:

Если Евха­ри­стия была уста­нов­лена на Тайной вечере до Крест­ных стра­да­ний и смерти Спа­си­теля, то каким обра­зом мы при­ча­ща­емся тела вос­крес­шего Христа?

Как сле­дует из про­из­но­си­мой на Боже­ствен­ной Литур­гии молитвы, уча­стие в Таин­стве — уча­стие в Тайной вечере: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, при­част­ника мя приими». Но почему, если Тайная вечеря исто­ри­че­ски совер­ши­лась одна­жды, около двух тысяч лет тому назад, то и сего­дня веру­ю­щий молит Сына Божьего при­нять его участ­ни­ком Тайной вечери?

Как когда-то в Сион­ской гор­нице, так и сего­дня в каждом пра­во­слав­ном храме при­сут­ствует Гос­подь: неви­димо по Боже­ствен­ному есте­ству, и зримо — под видом хлеба и вина, в соот­вет­ствии с Его сло­вами: «Я есмь хлеб, сшед­ший с небес» ( Ин.6:41 ). Как апо­столы при­ча­ща­лись тогда Тела и Крови Христа, так и совре­мен­ный веру­ю­щий при­ча­ща­ется Истин­ных Тела и Крови Хри­сто­вых. Как в Сион­ской гор­нице свя­щен­но­дей­ство­вал Гос­подь, так Он же свя­щен­но­дей­ствует и на совре­мен­ной Боже­ствен­ной Литур­гии, имея «свя­щен­ство непре­хо­дя­щее» ( Евр.7:24 ), как «свя­щен­ник вовек по чину Мел­хи­се­дека» ( Евр.7:17 ), «Пер­во­свя­щен­ник: святой, непри­част­ный злу, непо­роч­ный, отде­лен­ный от греш­ни­ков» ( Евр.7:26 ).

В этом отно­ше­нии совер­ша­е­мое в наше время Таин­ство Евха­ри­стии есть по духу и содер­жа­нию та Тайная вечеря, что была совер­шена в Сион­ской гор­нице. В чём же отли­чие нынеш­ней Евха­ри­стии от той Тайной вечери?

На той Тайной вечере было совер­шено уста­нов­ле­ние Таин­ства Евха­ри­стии, кото­рое, после созда­ния Церкви, стало совер­шаться во всех хри­сти­ан­ских храмах. На той Тайной вечери апо­столы при­ча­ща­лись не как члены (уже создан­ной) Церкви, а как бли­жай­шие уче­ники и после­до­ва­тели Христа, в част­ном порядке (заме­тим, что на неко­то­рых ста­рин­ных хри­сти­ан­ских изоб­ра­же­ниях Воз­не­се­ния Гос­подня апо­столы пред­став­лены без нимбов (тогда как Бого­ро­дица с нимбом), поскольку это собы­тие пред­ше­ство­вало Соше­ствию Свя­того Духа в день Пяти­де­сят­ницы, кото­рый стал Днём рож­де­ния Церкви). Со вре­мени созда­ния Церкви воз­мож­ность при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн дана каж­дому пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину. Причём, хри­сти­ане при­ча­ща­ются уже про­слав­лен­ного, нетлен­ного, бес­смерт­ного, мак­си­мально обо­жен­ного Тела (и Крови) Христа (напом­ним, что и до Вос­кре­се­ния Хри­стос, как Чело­век, был обожен, но обожен настолько, насколько это было воз­можно для обла­да­теля тлен­ного Тела).

В молит­вах перед При­ча­стием есть слова: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, при­част­ника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лоб­за­ния Ти дам, яко Иуда, но яко раз­бой­ник испо­ве­даю Тя: помяни мя, Гос­поди, во цар­ствии Твоем.

О какой тайне здесь гово­рится, о каких врагах, и при чём тут Иуда?

Как известно, Иуда входил в круг бли­жай­ших уче­ни­ков Гос­пода Иисуса Христа. Наряду с дру­гими Его уче­ни­ками он был участ­ни­ком Тайной вечери, на кото­рой было утвер­ждено Таин­ство Евха­ри­стии, однако вместо того, чтобы, в резуль­тате, ещё теснее соеди­ниться с Гос­по­дом, он пошёл и… предал Его врагам.

Когда мы, во время Боже­ствен­ной Литур­гии, про­из­но­сим ука­зан­ные выше слова, мы испо­ве­дуем, что при­сту­паем к при­ча­ще­нию Тела и Крови Хри­сто­вых не с таким же настроем, какой был у Иуды-пре­да­теля, когда он участ­во­вал в Тайной вечере, а с кар­ди­нально про­ти­во­по­лож­ным духовно-нрав­ствен­ным настроем: испо­ве­дуем, что при­сту­паем к при­ча­ще­нию с искрен­ней верой в Иисуса Христа как в Воче­ло­ве­чив­ше­гося Сына Божьего, нашего Спа­си­теля, Иску­пи­теля, с верой в дей­ствен­ность Таин­ства Евха­ри­стии, с целью еди­не­ния с Богом ( Ин.6:56 ) и ближ­ними ( 1Кор.10:17 ), с надеж­дой на дости­же­ние вечной бла­жен­ной жизни в Цар­стве Небес­ном ( Ин.6:48-51 ).

Источник

Причастие, вечеря, трапеза Господня. 2 символа Нового Завета

ПРИЧАСТИЕ. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Причастие, Вечеря Господня была установлена в ночь, предшествующую смерти Иисуса. Согласно синоптическим Евангелиям, это произошло в канун празднования Пасхи, т.е. эта трапеза была пасхальной (Мф 26:18 и след.; Мк 14:12 и след.; Лк 22:7 и след.).

Различие в датировке, которое якобы обнаруживает Евангелие от Иоанна (13:1-30; ср. 18:28), объясняется, вероятно, использованием древнего календаря.

Апостол Павел говорит, что вечеря установлена Самим Господом (1Кор 11:23 и след.), и поэтому называет ее «трапезой Господней» (1Кор 10:21) или «Вечерей Господней» (1Кор 11:20).

Следует заметить, что греч. слово дейпнон не имеет значения вечернего времени суток, поэтому перевод «трапеза Господня» более уместен, особенно если принять во внимание, что Павел говорит и о «чаше Господней» (1Кор 10:21; 11:27).

I. ПАСХА КАК ФОН

Праздничная трапеза Иисуса (состоявшаяся в канун праздника Пасхи), как и соответствующая трапеза в древней Церкви, указывает на Пасху Израиля (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:1; 1Кор 5:7), которая была установлена Богом перед исходом израильтян из Египта (Исх 12:3-24).

Израильский праздник Пасхи создает фон для понимания Вечери Господней:

1) Пасха Израиля — когда народ Ветхого Завета после длившегося 430 лет египетского рабства (Исх 12:40) отправлялся в путь через пустыню в землю обетованную, то в ночь перед исходом в каждом доме надлежало заколоть агнца, не имеющего порока.

Кровью агнца нужно было окропить перекладину и косяки дверей.

Испеченное на огне мясо агнца следовало есть с пресным хлебом и горькими травами.

Когда в ночь исхода Бог поражал губительной язвой первенцев по всей земле египетской, то, видя кровь на перекладинах дверей, Он проходил мимо этих домов;

2) Пасха новозаветного Божьего народа: «Пасха наша, Христос, заклан за нас», — пишет Павел (1Кор 5:7).

Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих Нового Завета Христос — пасхальный Агнец Нового Завета, принесенный в жертву (согласно Евангелию от Иоанна) на праздник Пасхи.

Вместе со Своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь (Лев 17:11; 1Пет 1:18 и след.).

Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха (1Ин 1:7) и спасает нас (Евр 9:13 и след.; 13:12).

Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе.

II. СООТНЕСЕНИЕ СО СТРАНСТВОВАНИЕМ ПО ПУСТЫНЕ

В своем аллегорическом толковании Павел соотносит Вечерю Господнюю с событиями, происходившими в период странствования израильского народа по пустыне (1Кор 10:3 и след.).

Он говорит о духовной пище и духовном питье «из духовного последующего камня», указывая, что этот камень олицетворяет Христа.

Чем для ветхозаветного народа в пустыне была манна небесная, тем для нового Божьего народа является участие в Вечере Господней — живым источником силы, черпаемой в воспоминании о долготерпении и победе Господа.

Здесь же содержится намек на то, что мы имеем дело с трапезой, созидающей единение верующих («И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие»).

Вечеря Господня — это трапеза Церкви Христовой, творимая в воспоминание о смерти Иисуса.

Как ветхозаветному Божьему народу было заповедано совершать Пасху в вечное воспоминание об исходе из Египта (Исх 12:24 и след.,42), так и новозаветная Церковь должна вечно вспоминать о смерти Господа: «Сие творите в Мое воспоминание!» (Лк 22:19).

Несмотря на то что этих слов нет в первых по времени написания Евангелиях от Марка и от Матфея, Павел однозначно указывает в самом раннем из известных нам упоминаний о Вечере Господней, что эти слова он воспринял от Самого Господа (1Кор 11:23 и след.).

Если бы Сам Иисус не заповедал Своим ученикам периодически повторять эту трапезу, то нельзя было бы объяснить, почему древняя Церковь с самого начала постоянно совершает воспоминание как нечто само собой разумеющееся (Деян 2:42,46; 20:7).

Когда совершается Вечеря Господня, то в ходе трапезы верующие вспоминают о великом подвиге спасения, который Бог совершил во Христе.

Тем не менее жертва Иисуса остается единократным, раз и навсегда законченным событием:

«Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр 9:28).

Смерть Иисуса неповторима, но Церковь должна постоянно вспоминать о Его жертве, собираясь для трапезы Господней.

IV. ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЧАСТНОСТИ

Греческое слово койнониа в своем изначальном значении выражает понятие «общение, соучастие».

В совместной трапезе церковная община переживает как свое приобщение к дарованному Богом прощению, так и единение верующих как членов тела Христова (1Кор 10:16 и след.).

Символом Церкви, как единого тела, является хлебный каравай.

Возможно, идея «один хлеб — одно тело» и была исходной точкой для образа Церкви как тела Христова, используя который Павел наглядно показывает единство христиан (1Кор 12:12 и след.).

Принимая Святого Духа, мы становимся членами тела Христова и наследуем нерасторжимое единство с нашим Главой в Его жизни и в принесенной Им жертве.

«Единство означает собираться вместе через каждые несколько дней и совершать трапезу» (Карл Хайм).

V. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЩЕНИЯ

Центральное место в этом возвещении занимает крест Христа. Иисус был предан смерти как разбойник — и это за нас!

«Сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (1Кор 11:25).

Таким образом, Причастие (Вечеря Господня) является и провозглашением Нового Завета, заключенного Богом с людьми на Голгофе, и в то же время благовествованием об искупительной смерти Иисуса.

Когда Бог заключал завет с Израилем на горе Синай, то в подтверждение лилась кровь жертвенных животных (Исх 24:8).

Подобным же образом был заверен и Новый Завет (Евр 9:15 и след.).

Ветхий Завет вовлекал Израиль в общение с Богом и превращал его в народ Божий.

Новый Завет распространяется на все человечество.

VI. ВЫРАЖЕНИЕ РАДОСТИ

Имеется в виду радость, связанная с грядущим пришествием Иисуса Христа.

Эти слова устанавливают временную границу Вечери Господней со вторым пришествием Иисуса и восхищением Его Церкви земная форма Вечеря Господня получит свое завершение. Она достигнет совершенства в Божьей славе (Лк 13:28 и след.; 2Тим 2:12; Откр 19:6 и след.).

Еще в ту ночь, когда Иисус со Своими учениками совершал Вечерю Господню, Он говорил о том, что однажды вновь разделит с ними хлеб и вино, но уже по новому, и это произойдет в «Царствии Божием» (Мф 26:29; Мк 14:25; Лк 22:16).

Поэтому уныние и отчаяние учеников в ночь предательства, когда Господь за трапезой говорил о Своем еще непонятном для них страдании, осветилось надеждой на славное грядущее.

С этого момента ученики, участвовавшие в трапезе, были охвачены в прямом смысле неземной радостью. Иисус пообещал им вновь встретиться с ними за праздничной трапезой в славе Отца.

Каждый раз, когда верующие в древней Церкви собирались для воспоминания о смерти Господа, их взоры обращались к великой трапезе радости, которую Иисус пообещал Своим.

Через участие в Трапезе Господней уверенность в чудесном, грядущем находила свое выражение в его радостном предвкушении.

VII. ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Символизируя Божественное спасение, Вечеря Господней, с одной стороны, предназначена для самой Церкви, а с другой — для мира невидимого:

1) этот торжественный акт является символическим выражением прощения и искупления, полученных самой Церковью.

Очевидно, что первые христиане не совершали Вечерю Господнюю публично. Принимать участие в трапезе имели право только члены общины.

Сколько бы раз мы ни приходили к Господней трапезе, каждый раз Сам Господь заново дает нам подтверждение нашего спасения.

Как верно то, что мы пьем вино, так же верно и то, что Он пролил кровь ради нас, приняв поругание и будучи покинут всеми.

2) Вечеря Господня — это и единение детей Божьих перед невидимым миром.

По свидетельству Нового Завета, мы знаем, что ангелы Божьи и демоны следят за тем, что Бог совершает через Христову Церковь (Мф 18:10; 1Кор 11:10; Еф 2:2; 6:12; 1Пет 1:12; Евр 1:14).

Церковь Христова должна служить наглядным примером как миру ангелов, так и служителям сатаны, показывая, на что способна Божья премудрость (Еф 3:10).

Поэтому можно сказать, что, когда Церковь собирается за трапезой Господней, глаза невидимого мира направлены на нее.

ВИНО У ИУДЕЕВ

Из ягод винограда получали сок (Ис 63:2; Откр 14:19,20), их ели свежими или сушеными (Чис 6:3; Втор 23:25). Сушеный виноград, т.е. изюм, спрессовывали в лепешки (1Цар 25:18, 30:12, в Синодальный перевод — «связки изюма»).

Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября.

Это было время радости (ср. Ис 16:9,10), особенно когда виноград начинали давить — с помощью пресса или ногами.

Спелые грозди срезали (Иер 6:9) и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в расположенного ниже другой чан.

Как правило, оба чана высекались из камня.

Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою винограда (Неем 13:15; Иов 24:11; Ис 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме (см. Ис 16:10; Иер 25:30; 48:33).

«Кровь гроздов» (Быт 49:11) окрашивала их кожу и одежду в красный цвет (Ис 63:1-3).

Выжатый сок собирали в расположенный ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи (Иов 32:19; Мф 9:17) или глиняные кувшины.

Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды (Иер 48:11 и след.), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом (дрожжи.)

Позднее для получения сока стали применять пресс.

РАЗНОВИДНОСТЬ ПЕРЕВОДА

«Плод виноградный» (Мф 26:29; Мк 14:25) — издревле принятое у иудеев выражение, обозначало вино, которое употребляли во время богослужебных празднеств, например, при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы.

В Библии нередко говорится о вине, приправленного специями (Пс 74:9; Песн 8:2), или о смешанном вине (Притч 23:30; Песн 7:3; Ис 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет.

Названия сортов винограда обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали (Иез 27:18; Ос 14:8).

О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии.

Запасы вина, о которых говорится в 1Пар 27:27, могут свидетельствовать о существовании такого погреба.

В Песн 2:4 говорится «о доме пира», т.е. о помещении, где хранилось вино.

Неясно, однако, был ли это погреб.

Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне.

Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в которых были сложены винные кувшины; сверху эти ямы были закрыты каменными плитами.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библейские времена были основными продуктами питания (2Пар 2:9; Пс 103:14 и след.; Плач 2:12); вино восхваляется как дар Божий (Быт 27:28; Втор 8:7-10; Пс 103:15; Еккл 9:7; ср. Ин 2:1-11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Исх 29:38-41) и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Втор 14:26).

Вино употреблялось и как целебное средство (Лк 10:34; 1Тим 5:23; ср. Притч 31:6). Но нередко во время пиров при царском дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась (Ис 28:7 и след.; Ам 6:6); от подобного злоупотребления Библия настоятельно предостерегает (Притч 20:1; 23:29-35; Еф 5:18).

Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки (Лев 10:8-11), назореям было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде (Чис 6:3 и след.; Суд 13:4), рехавиты также не пили никакого вина (Иер 35).

СИМВОЛ ВОСПОМИНАНИЙ

ПАМЯТНИКИ ИЗ БЕТОНА

На Ленинском проспекте столицы вознесся под небеса памятник первому космонавту планеты Юрию Гагарину. Он сооружен из титана — самого стойкого металла на земле, чтобы оставить память об этом человеке многим поколениям.

В Александровском саду Кремля каждый прохожий минует могилу Неизвестного Солдата, где горит вечный огонь. И это тоже памятник, поставленный в честь тех, кто погиб, защищая Родину. Близ станции метро Китай-Город стоят каменные фигуры двух старцев. На постаменте мы читаем: «Кирилл и Мефодий».

Эти два великих человека впервые создали кириллицу и перевели на славянский язык Священное Писание.

Однако все такие мемориалы рано или поздно разрушаются и приходят в упадок. Иисус Христос, решив оставить памятник о Себе, создав такой, который пребудет до тех пор, пока существует эта планета. Таким памятником стала Вечеря Господня (Причастие).

В то время как человек, возводя монументы, использует редкие и дорогие камни и металлы, Иисус, выбирая материалы для Своего памятника, остановился на обычных вещах: хлебе и виноградном соке. Пшеница и виноград растут почти повсюду в мире, поэтому и память Иисуса может чтиться повсеместно.

Люди строят памятники из самого прочного материала, какой им доступен. Христос, наоборот, выбрал очень хрупкие и нестойкие компоненты. Хлеб быстро плесневеет и черствеет. Виноградный сок уже порез короткое время закисает и портится.

Значит, Иисус не рассчитывал на долговечность Своего памятника, из-за непрочности веществ его составляющих Скорее, Он понимал, что сохранение памятника Ему будет зависеть от любви Божией в сердцах Его последователей.

СВЯТОЙ КАННИБАЛИЗМ

Смешение языка образов и высказываний, имеющих буквальное значение, при изучении Библии это серьезная ошибка.

Рассмотрим тему ошибочного придания буквального значения текстам, которые имеют явный образный характер.

На следующий день после великого чуда насыщения множества народа несколькими хлебами и рыбками, толпы народа пришли за Христом к западному берегу Галилейского моря. Иисус порицал людей за то, что они проявляли больший интерес к материальным понятиям, чем к духовным.

26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
(Иоан.6:26)

Затем Господь начал рассуждение о «хлебе жизни» и этим «хлебом» назвал Самого Себя.

Среди прочего, Спаситель сказал:

«Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную» (стихи 53-54).

Некоторые ученики крайне удивились таким высказываниям. Они назвали эти слова «странными», и было очевидно, что им было трудно принять их (стих 60). У многих учеников это условие вызвало такую неприязнь, что они отошли от Иисуса и «уже не ходили с Ним» (стих 66).

В чем заключалась их проблема? Они буквально истолковали образное высказывание.

Кстати, они не были последними, кто также неправильно понял это повеление.

Некоторые использует данный текст в качестве подтверждения своего учения о так называемом «пресуществлении», теории о том, что элементы причастия действительно превращаются в плоть и кровь Христа во время вечери Господней.

Бертранд Конвей писал: «Внимательное изучение всей главы [главы 6 Евангелия от Иоанна] указывает на необходимость буквального толкования слов «есть плоть» и «пить кровь» (стр. 248).

Однако действительно «внимательное изучение» этой главы свидетельствует об обратном.

+ В стихе 54 слова «ядущий» и «пиющий» это причастия настоящего времени, и это означает, что ученики должны были есть Его «плоть» и пить Его «кровь» в тот самый момент времени и постоянно продолжать это делать.

Буквальный перевод может звучать примерно следующим образом: «Продолжающий есть Мою плоть и пить Мою кровь».

Ученики не ели плоть и не пили кровь Господа в буквальном смысле слова в тот момент времени! Следовательно, здесь должно применяться образное значение.

+ В данной главе Евангелия от Иоанна сказано, что употребление в пищу плоти и крови приводит к «жизни». Тем не менее, в этом же контексте «жизнь» описывается как следствие принятия «слов» Христа, то есть, Его учения (стих 63).

Таким образом, становится понятным, что потребление Его плоти и крови тождественно усвоению Его святых наставлений. Данные высказывания представляют собой образные выражения, обозначающие принятие евангелия.

+ Такой же вывод следует из фразы «пребывает во Мне, и Я в нем» (стих 56). Эти взаимоотношения являются следствием потребления «плоти» и «крови» Христа. Однако в другом отрывке Иоанн приравнивает отношения «во Мне» и «в вас» с «сохранением Его заповедей».

24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.
(1Иоан.3:24)

Следует также отметить, что некоторые христиане, возглавляя причастие, цитируют отрывки из шестой главы Евангелия от Иоанна как основание для составных элементов вечери Господней. Хотя они это делают из лучших побуждений, они неправильно используют данный контекст, в котором нет конкретных указаний на вечерю Господню.

В МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ

Ряд конфессий также неправильно толкуют еще один ряд новозаветных текстов, относящихся к учреждению Христом причастия.

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.
(Матф.26:26-29)

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
(Мар.14:22-25)

19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
(Лук.19:19,20)

Речь идет о следующих словах Спасителя: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое. … сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». И в этом случае совершается ошибка, в которой образное воспринимается как буквальное.

В данном контексте «хлеб» и «плод сей виноградный» становятся символами тела и крови Спасителя. Это довольно очевидно, если принять во внимание следующие факты.

+ Те продукты, которые предстояло вкусить ученикам, не могли быть плотью и кровью Господа в буквальном смысле слова; Он по-прежнему пребывал в Своем теле, и Его кровь еще не была пролита.

+ В связи с этим хлебом и плодом виноградным Христос наставлял учеников: «сие творите в Мое воспоминание».

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
(Лук.22:19)

24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
(1Кор.11:24,25)

В этих словах предвосхищается использование предписанных элементов после учреждения церкви (ср. Лук. 22:30), когда Христос уже не будет с ними, и по этой причине им понадобится «воспоминание» о Нем.

30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

+ В соответствии с учением католической церкви, как только произносятся слова Спасителя: «сие есть тело Мое … сие есть кровь Моя», хлеб и плод виноградной лозы становятся физическими плотью и кровью Господа. Однако даже после того, как Иисус произнес эти слова, содержимое чаши по-прежнему оставалось «плодом сим виноградным» (Мат. 26:29).

29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.
(Матф.26:29)

+ Истина заключается в том, что Христос использовал образный язык. Здесь использован такой троп, как «метафора». Слово «есть» (и его форма «есмь») имеют здесь значение «символизировать; олицетворять». Сравните употребление этого слова Иисусом: «Я есмь пастырь добрый» и «Я есмь Лоза» (Иоан. 10:11; 15:5).

Признание этого тропа способно предотвратить отступление от простой евангельской истины.

ПЕЙТЕ ЧАШУ СИЮ

Так как мы начали рассматривать вопросы, относящиеся к вечере причастия, вполне уместно будет затронуть убежденность незначительного меньшинства в церкви относительно сосудов, используемых для плода лозы.

Некоторые братья утверждают, что только один сосуд может использоваться при раздаче плода виноградной лозы. Сторонники этой точки зрения придают большое значение тому факту, что Иисус взял «чашу» (единственное число) при учреждении вечери. Утверждается, что эта единственная емкость для напитка создает прецедент на все времена. Предположительно, одна чаша стала символом всего Нового Завета – один завет для народа Божьего.

В основе этого представления, которое, к сожалению, разделило народ Божий, лежит отсутствие понимания того, что емкость, или сосуд, лишена всякого духовного значения.

Употребление слова «чаша» в этой связи являет собой форму метонимии, когда одно употребляется вместо другого, то есть, емкость обозначает ее содержимое.

Мы нередко используем этот троп, когда говорим: «Ему понравился чай?» «Да, он выпил целую чашку». Или: «Чайник кипит». Когда Моисей написал: «… земля растлилась» (Быт. 6:11), он, конечно, имел в виду людей, населявших землю. То, что Христос особо выделял не материальную чашу, а ее содержимое, очевидно из следующих фактов.

+ Аналогичные выражения употребляются в отношении как «хлеба», так и «чаши». Первое необходимо есть, а второе – пить.

Так как хлеб (а не поднос) являл собой средоточие первого элемента, то, аналогичным образом, «плод сей виноградный» (а не содержащая его чаша) была в центре внимания для второго элемента.

+ Ученикам было заповедано «пить из чаши». Речь идет о напитке, а не о емкости, потому что «чаша» в данном случае обозначает ее содержимое.

+ «Чаша», о которой идет речь, «проливалась» (Лук. 22:20), ее «разделяли» (Лук. 22:17) и «пили» (Мат. 26:27).

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
(Лук.22:17)

27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
(Матф.26:27)

Все эти слова относятся к жидкости, а не к твердому сосуду.

+ Логическое следствие учения «одной чаши» раскрывает его несостоятельность.

Если употребление слова «чаша» предусматривает, что церковь должна быть ограничена одним «сосудом» при осуществлении причастия, и при этом «чаша» символизирует Новый Завет, тогда каждая церковь должна ограничиться только одним экземпляром Нового Завета при обучении людей.

Конечно, такой вывод никто не примет.

Нас не может не огорчать тот факт, что тело Христово разделилось из-за такого незначительного вопроса и нежелания людей понять употребление простого тропа.

НЕМНОГО ИТОГОВ

Столь простые символы, которые Иисус выбрал для воспоминания о Его страданиях, о причинах Его смерти и воскресения — носят очень глубокий смысл.

Никто не будет спорить с тем, что сегодня самостоятельно довольно таки просто испечь хлеб без дрожжей и выжать сок из винограда. Но образный смысл этих продуктов должен понимать каждый христианин.

Символически, дрожжи олицетворяют грехи. Иисус прошел Свой путь без греха и стал истинной жертвой. Его тело не имело греха, как хлеб не имеет дрожжей. Его кровь чиста, как чист и не забродил сок.

В Библии «вино» имеет три значения:

Иисус совершал Пасху со своими учениками и в этот период по традиции иудеев на столе не могло быть алкогольных напитков. Был пресный хлеб (маца), горькие травы и обычный виноградный сок.

Одобренный пример первых христиан — совершать ритуальную трапезу каждый первый день недели, каждое воскресенье.

Вечеря, причастие или таинство, обычно так принято называть эту часть Богослужения. Однако Апостол Павел, осуждая поведение христиан Коринфа, ясно дает понять, что это не просто обычное застолье, а трапеза Господня.

То есть изначальное значение всего этого действия — совместные разделение еды: не хаотичное поглощение пищи, а осознанное понимание символов и общности с верующими окружающими стол.

У христиан первого века не было графиков работы, как сегодня, например, с 9.00 до 18.00. Они трудились с восхода солнца и до заката. Большая часть верующих были бедны и даже обычный хлеб был на тот момент роскошью. В Коринфе из-за непонимания целей причастия к трапезе Господней, многие ели первыми, а другим даже не доставалось.

Время трапезы так же обусловлено возможностями первых христиан и выпадало на ужин. В Новом Завете нет четких указаний на время проведения причастия. Само слово «вечеря Господня» не имеет в себе значения времени суток! Причастие — это трапеза!

Специально время нашего Богослужения мы назначали на утро, чтобы в обед мы могли отравиться в другой город на следующее Богослужение. В обеих церквях была трапеза Господня.

Знаю, что у других церквей даже по три Богослужения в день: утром, в обед и вечером — чтобы успели все.

Изначально, в нашем собрании сок разливали по маленьким стаканчикам до общей молитвы причастия. После, один из братьев привел свои аргументы, чтобы сначала произнести молитву, а только потом разлить сок по стаканчикам.

В собрании мы посчитали, что греха в этом не будет. И стали разливать сок уже после молитвы.

Материал этой темы оказался весьма обширным и по возможности я буду стараться добавлять главы к текущему посту.

Несколько мест из Библии по теме поста

очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
(Лук.22:14-20)

если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его

53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
(Иоан.6:53-58)

кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно

не есть ли приобщение

15 Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
(1Кор.10:15-17)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *