что значит собороваться в церкви при болезни

Соборование: вопросы и ответы

Соборование (Елеосвящение)Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:

Суть Соборования – Елеосвящения

Каждому православному христианину доступно средство исцеления души и тела — Таинство Соборования (Елеосвящение). Оно так зовется потому, что обычно его совершает собор священников — семь. Вместе они отражают полноту Церкви.

Главная задача Соборования — полное исцеление человека. Во время проведения Таинства священники многократно прочитывают молитвы, в которых просят Бога разрешить человеку грехи и исцелить его тело. Следует помнить, что телесное здоровье напрямую связано с духовным состоянием человека, поэтому и сам верующий должен принести покаяние. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

Пути Господа неисповедимы, и Он сам знает, в чем именно нуждается человек. Если Богу будет угодно, то Он пошлет исцеление. Нельзя вести себя безответственно и перекладывать на Господа все заботы о себе, Таинство не отменяет необходимости в лекарствах. Сама болезнь в Православии рассматривается как нормальное явление. На самом деле недуг даже более естественен, поскольку скорби и страдания обычные явления в нашей жизни. Здоровье можно считать милостью Божией, а исцеление больного — чудом.

Для чего нужно Собороваться

В большинстве случаев Соборуются во время тяжелой болезни, когда православному особенно необходима духовная поддержка. Но участвуют в таинстве и здоровые люди. Например, в период Великого поста или других постов. Здорового человека Соборование укрепляет и дает силы достойно выдержать пост и не впасть в уныние.

Соборование, как и другие Православные Таинства, имеет силу только тогда, когда человек искренне верует. Если христианин сознательно не постится, не молится, не посещает литургии и не исповедуется, то и соборование ему не поможет. Святой Дух может снизойти только на искренне верующих людей.

В Таинстве не могут принимать участия дети до 7 лет, иноверцы, некрещеные люди, еретики, бесноватые, а также больные, имеющие буйные психические расстройства.

Как подготовиться к Соборованию

Если Вы хотите Собороваться, нужно взять на это благословение у священника, а потом – записаться на соборование в храме. Также Вам нужно будет купить свечу.

Соборование никак не отменяет необходимости в Покаянии, поэтому перед Таинством нужно обязательно исповедоваться. В посте же необходимости нет.

Что нужно для Соборования

Прежде всего, понадобится терпение и желание очистить душу. Соборование может длиться от одного до двух часов. Во время богослужения лучше всего молиться и следить за ходом действия. Для этого в интернете можно скачать текст чинопоследования. С ним вам будет проще понять, что происходит в данный момент. Есть тексты с параллельным переводом на современный русский.

Многие приносят на Соборование сосуды с елеем (подсолнечным или оливковым маслом). Священники освящают масло и вливают в него вино. Делается это в воспоминание милосердного самарянина, который помог раненому, помазав его елеем и вином. После службы освященное масло можно забрать с собой и помазывать им больные части тела.

Также вам потребуется свеча, необходимая для совершения Соборования. Её вы будете держать во время службы. Приобрести свечку можно в церковной лавке.

Во время Таинства священник будет помазывать вам лоб, ноздри, руки, губы и щеки. Этим он символически запечатывает пути, наиболее удобные для проникновения греха в душу человека.

Следует позаботиться об одежде. Лучше одеться в простую и удобную одежду, которую не жалко запачкать. Также возьмите с собой бумажные салфетки, ими Вы будете вытирать излишки елея. Не надевайте свитера с высоким воротом, иначе священнику будет трудно помазать верхнюю часть груди. Головной платок также не должен мешать процессу помазывания.

Как проходит Таинство Соборования

Во время совершения Таинства священники читают особые молитвы, а также отрывки из Евангелия и Апостола. Тут же поминаются и люди, которые были ранее записаны в тетради. Главное действие в Соборовании — это помазание. Священник семикратно помазывает вам лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки. Перечисленные части тела символизируют «пути» греха. Например лоб — это мысли, помазывая его елеем, священник как бы запечатывает этот «вход». Руки символизируют дела человека, грудь — чувства и т. д.

Всего читается семь текстов из посланий Апостолов и Евангелия. Перед каждым помазанием священник читает один из отрывков. Во всех них говорится о том, как христианину подобает переносить тягости жизни. В конце Таинства, когда будут читать последний отрывок из Писания, священник возложит руку на голову соборуемых и прочтет молитву о прощении грехов.

Когда проводится Соборование?

По традиции Православной Церкви, Соборование проводят два раза в год, во время Рождественского или Великого поста. В Таинстве участвуют все желающие христиане: здоровые и не тяжело больные. Собороваться можно только один раз в год, кроме особых случаев.

Иная ситуация, когда человек тяжко болеет. В таком случае собороваться можно в любой день года. Тогда Таинство обычно проводят на дому или в больнице.

Соборование на дому

Если Соборование будут проводить дома, то следует заранее подготовить жилище к приходу священника. Первым делом необходимо в комнате, где находится больной, поставить перед иконами стол с чистой скатертью. На стол поставьте тарелочку с зернами пшеницы или других злаковых, например риса. В центр блюдца устанавливают стаканчик или сосуд для елея. В зерно нужно воткнуть семь свечей и столько же ватных палочек. Иные сосуды (стаканы) наполняют елеем (растительное масло), красным вином и ставят на стол рядом с тарелкой. На скатерть нужно положить Евангелие и Святое Распятие. После завершения Таинства ватные палочки сжигают, получившийся пепел закапывают в том месте, где не будут ходить люди. Оставшиеся масло можно сжечь в лампадке. Также масло можно употреблять в пищу, но делать это нужно с крайним благоговением.

Соборование для тяжелобольных

Если больной находится в бессознательном состоянии, важно знать хотел ли он собороваться до того, как потерял сознание. Если человек церковный и намеревался Собороваться, то проведение Таинства возможно. В любом случае, окончательное решение должно приниматься в совете со священником.

Существует поверье, что соборование может приблизить час смерти. Поэтому некоторые не решаются принимать участие в Таинстве. Сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Если Господу будет угодно, то Он может продлить жизнь человеку, чтобы он мог подготовиться к Вечности.

Соборование для тяжелобольных христиан обязательно потому, что часто они уже неспособны исповедаться. Поэтому Таинство Елеосвящения – их последний шанс очистить душу перед смертью.

После Соборования

Помните, что Соборование не заменяет Исповедь. Если после Елеосвящения Вы вспомнили какой-либо грех, то следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Таинств. Также постарайтесь после Соборования сохранить ту чистоту души, которую вы получили от Бога.

Масло после Соборования

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться — крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

На вопросы о Соборовании отвечают священники

— Зачем Господь попускает болезни и скорби любящим Его? В последние 5 лет моей жизни очень часто болеют родственники в моей семье, есть и умершие от болезни. Даже думать об очередном походе в больницу уже дурно, потому что практически всегда мне приходится их сопровождать. Да и мое здоровье пошатнулось. Если бы я не был православным-побежал бы к бабкам снимать порчу. Просто уже не знаю как к этому относиться – как к наказанию за какие-то грехи нашей семьи или это следствие нашего духовного состояния. Пытаюсь найти ответ для себя – ведь в этом должен быть смысл. Или мы из этого всего должны извлечь какой-то урок, но по глупости не понимаем его…

— Вы знаете, Виталий, болезнь нужно встречать с неизбежной печалью, но терпеливо, мужественно. То есть сплетаться с ней как бы в борьбе, потому что эта неприятность послана, действительно, Господом. Господь – Лекарь Верховный душ и телес – Он наводит болезнь и забирает ее. Он об этом и Моисею говорил при купине: «Низвожу до ада и возвожу». И от проказы белая рука Моисея, которая опять здорова, уверяет нас, что Бог – Хозяин жизни и смерти.

Есть несколько рекомендаций по части здоровья для верующего человека. Например, святой Лука, Крымский исповедник, говорил: «Пейте чаще святую воду. Как доктор, как практикующий хирург, я знаю, как много людей исцеляются от святой воды, не требуя хирургического вмешательства».

Вот и я вам говорю – пейте чаще святую водичку натощак и с молитвой. Соблюдайте положенные посты по мере сил. Не осуждайте никого. Не носите в сердце злобы на кого-то или зависти, потому что горькая зависть или злоба, или обида, или злопамятство подтачивают человека, как дерево подтачивается червем. Причащайтесь святых Христовых тайн с молитвой и верой и просите Бога, чтобы Он укрепил Вас святыми таинствами. Если есть сильные болезни – пособоруйтесь на эту болезнь. Попросите священника совершить таинство елеосвящения. Посещайте святые места, по возможности. Окунайтесь в святые источники. Ведите здоровый образ жизни. Если будете здоровы – постарайтесь быть здоровым с пользой для Бога, потому что кто живет с пользой для Бога, тому полезно быть здоровым – он много сделает хорошего. А с кого нет толка, как с козла – молока, значит, тому надо хоть немножко поболеть, чтобы, так сказать, терпением болезни, может быть, исходатайствует себе прощение грехов и закалит свою волю. В общем, просите у Бога здоровья, но при условии, что Вы знаете, как этим здоровьем распорядиться, что нужно сделать для Господа, пользуясь здоровьем.

Итак, святая водичка, святые таинства, здоровый образ жизни, паломничество и святые источники, обязательно соборование, если затянулись болезни. Соборование – великое таинство для исцеления болезни!// Протоиерей Андрей Ткачев

— “Соборование совершенно не обязательно и предназначено для тяжело больных людей, которые уже сами не могут ходить. То, что в современной практике из соборования по неграмотности и корысти некоторых священников сделали массовое шоу для зарабатывания денег и магический обряд, даже не объясняя зачем оно нужно – это страшный грех. И эти люди будут отвечать перед Богом. И те, кто не изучает свою веру попадут не к Богу, а к бесам в лапы”
Из этого следует, что нельзя собороваться, если ходишь? А в Ливнах о.Владимир каждый месяц собороваться разрешает. “14 – Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15 – И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.”
Призовет пресвитеров, а не придет к пресвитерам. Как в этом разобраться? Кто прав?

Цитирую ответы на Ваши недоумения:
“В Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми… Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему” // Иеромонах Макарий (Маркиш)

— По логике: Исповедь, Соборование, Причастие. Но, если не будет получаться в данном порядке – не страшно. Покаяние, Маслособорование, Евхаристия – Таинства Церкви. И для нас равно благодатны // Архимандрит Алипий Светличный

— Соборование и исповедь суть Таинства. Слово это служит нам полезным напоминанием о принципиальном отличии происходящего от процессов в материальном мире (накачать шину, заплатить за услуги ЖКХ, удалить воспаленный аппендикс из брюшной полости и т.п.), которые подвергаются бесспорной формальной оценке.
Православие ОТВЕРГАЕТ латинский принцип “Ex opere operato” (что означает “В силу выполненных действий”), принцип, который сближает церковное таинство с материальным процессом (насколько сильно сближает – не знаю, я не специалист по римо-католицизму). Но именно это отличие православного учения от латинского дает нам основание видеть в таинстве не механический акт, но благодатное воздействие на человека, полный результат которого открыт только Богу Иеромонах Макарий (Маркиш)

— В течение одного заболевания соборование совершается один раз; при хронической болезни надо советоваться с вашим приходским священником // Иеромонах Макарий Маркиш

— Если человек постоянно сознательно исповедуется и причащается Святых Таин, то никакой особой подготовки нет // священник Павел Островский

— Да, можно и нужно; как видно, будучи еще в сознании, он не противился Христу, Церкви и ее Таинствам // Иеромонах Макарий Маркиш

— Священник неправ; ошибка глубокая. Таинство соборования совершается над больным в любом состоянии, независимо от сознания и дара речи, что ясно следует из текста Требника, а также из документа “О чинопоследовании Елеосвящения” – “В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов”.
Исключение составляет тот случай, когда больной, еще будучи способен говорить, сознательно отказывался от этого Таинства и от Церкви в целом // Иеромонах Макарий Маркиш

Источник

Соборование : таинство больных. и здоровых

Мифы и правда о Соборовании

Приблизительное время чтения: 8 мин.

что значит собороваться в церкви при болезни. Смотреть фото что значит собороваться в церкви при болезни. Смотреть картинку что значит собороваться в церкви при болезни. Картинка про что значит собороваться в церкви при болезни. Фото что значит собороваться в церкви при болезни

Соборование: прощение забытых грехов

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес. ” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг. Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Соборование: два варианта, одна суть

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес. ”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Соборование: как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Источник

Что такое Соборование?

свя­щен­ник Алек­сандр Богдан

Собо­ру­емся по пра­ви­лам

Во время Вели­кого поста во многих храмах по тра­ди­ции совер­ша­ется собо­ро­ва­ние или по-дру­гому оно еще назы­ва­ется Таин­ством Еле­освя­ще­ния. О самом Таин­стве, о его смысле и зна­че­нии напи­сано уже немало брошюр и статей. Хочется рас­ска­зать о прак­ти­че­ской сто­роне Таин­ства.

А зачем на самом деле нужно собо­ро­ваться?

Очень хорошо по этой теме выра­зился про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман: «Но мы знаем, – пишет он, – что всякое таин­ство есть всегда пере­ход и пре­ло­же­ние… Христа про­сили об исце­ле­нии, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он пре­об­ра­жал ее, пре­ла­гал в обще­ние с Богом. Да, Он исце­лял болезни и вос­кре­шал мерт­вых, но исце­лен­ные и вос­кре­шен­ные им оста­ва­лись под­вер­жен­ными неумо­ли­мому закону уми­ра­ния и смерти… Под­лин­ное исце­ле­ние чело­века состоит не в вос­ста­нов­ле­нии – на время! – его физи­че­ского здо­ро­вья, а в изме­не­нии, поис­тине пре­ло­же­нии его вос­при­я­тия болезни, стра­да­ний и самой смерти… Цель таин­ства в изме­не­нии самого пони­ма­ния, самого при­я­тия стра­да­ний и болезни, в при­я­тии их как дара стра­да­ний Хри­сто­вых, пре­тво­рен­ных Им в победу». Дру­гими сло­вами собо­ро­ва­ние нужно для того, чтобы чело­века укре­пить в болезни, духовно под­дер­жать его.

Про­ща­ются ли в Таин­стве Еле­освя­ще­ния забы­тые грехи?

Почему-то это мнение сейчас очень рас­про­стра­нено. Полу­ча­ется, если чело­век, на испо­веди забу­дет назвать какой-нибудь грех, то он про­стится ему во время дру­гого Таин­ства. Неко­то­рые люди вообще начали думать, что на испо­веди можно даже ута­и­вать, то есть скры­вать свои грехи: «Все равно потом пойду посо­бо­ру­юсь, и все про­стится». Те, кто так думают, очень сильно заблуж­да­ются.

Разве на испо­веди нам про­ща­ются не только назван­ные грехи?

Поду­майте сами, сможем ли мы пере­чис­лить все наши грехи (обычно назы­ва­ются от послед­ней испо­веди)? Иногда трудно удер­жать все в своей памяти. В таком случае можно всё запи­сать на бумажку и на испо­веди зачи­тать. Однако, состав­ляя список своих пре­гре­ше­ний, мы все равно всё не вспом­ним. Даже если будем вести днев­ник и запи­сы­вать всё в подроб­но­стях, в любом случае есть грехи, на кото­рые мы можем не обра­тить вни­ма­ния или не посчи­тать их за грех. Выхо­дит, что как не ста­райся, а все грехи на испо­веди не назо­вешь.

Тогда что же про­ис­хо­дит с нена­зван­ными гре­хами?

Нынеш­ний мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев) рас­ска­зы­вал, что во время лекции в Мос­ков­ской Духов­ной Семи­на­рии он выра­зил мысль, что на испо­веди каю­ще­муся про­ща­ются все грехи. Один сту­дент воз­ра­зил и сказал, что под­ни­мет тво­ре­ния святых отцов и дока­жет обрат­ное. Через пол­года работы в биб­лио­теке этот сту­дент подо­шел к вла­дыке Ила­ри­ону и сказал: «Вы были правы, про­ща­ются все грехи». Если чело­век искренне кается, то про­ще­ние он полу­чает во всех своих грехах. Если какой-то нена­зван­ный забы­тый грех сильно бес­по­коит, то люди обычно назы­вают его на сле­ду­ю­щей испо­веди.

Для пущей уве­рен­но­сти при­ве­дем слова раз­ре­ши­тель­ной молитвы, кото­рую свя­щен­ник читает после испо­ве­да­ния. «Гос­подь и Бог наш Иисус Хри­стос, бла­го­да­тию и щед­ро­тами Своего чело­ве­ко­лю­бия, да про­стит ти [тебе] чадо (имя) вся твоя грехи. И аз [я] недо­стой­ный иерей вла­стию Его мне данною прощаю и раз­ре­шаю тя [тебя] от всех твоих грехов».

Что же бывает с гре­хами, кото­рые мы скры­ваем по соб­ствен­ному стыду?

Перед нача­лом испо­веди свя­щен­ник обычно читает спе­ци­аль­ные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Хри­стос неви­димо пред­стоит, при­ни­мая испо­ве­да­ние ваше. Не стес­няй­тесь и не бой­тесь, и не скры­вайте ничего на испо­веди. Свя­щен­ник – только сви­де­тель, сви­де­тель­ству­ю­щий всё, что вы ска­жете. Если что скро­ете, двой­ной грех оста­ется на вас….»

Так нужно ли тогда, перед собо­ро­ва­нием испо­ве­до­ваться?

Одно­значно на этот вопрос отве­тить сложно. Тра­ди­ци­онно люди обычно испо­ве­ду­ются, хотя никто не запре­щает собо­ро­ваться не поис­по­ве­до­вав­шись нака­нуне. Если вы чело­век цер­ков­ный, то вы и так будете регу­лярно испо­ве­до­ваться, и у вас это полу­чится само собой. Если же вы еще не совсем воцер­ко­ви­лись, то можете испо­ве­до­ваться перед или сразу после собо­ро­ва­ния.

При­хо­дить надо нато­щак?

Совсем не обя­за­тельно. Довольно часто Таин­ство Еле­освя­ще­ния совер­ша­ется вече­ром. Поэтому смот­рите, чтобы вы не упали в обмо­рок от исто­ще­ния. Нато­щак при­нято при­сту­пать только к Таин­ству При­ча­стия. Даже испо­ве­до­ваться можно, пред­ва­ри­тельно позав­тра­кав. Только после такой испо­веди уже не идите при­ча­щаться.

Что с собой брать?

Брать с собой надо тер­пе­ние, потому само чино­по­сле­до­ва­ние длится как мини­мум час, а то и целых два. Можно, напри­мер, взять с собой текст чино­по­сле­до­ва­ния и сле­дить, чтобы глубже про­ник­нуться смыс­лом Таин­ства. В Интер­нете есть пере­воды на рус­ский язык, напри­мер, на сайте в раз­деле Пра­во­слав­ное Бого­слу­же­ние смо­жете найти все после­до­ва­ние. Неко­то­рые люди при­но­сят сосуды с рас­ти­тель­ным маслом (елеем). Жела­тельно с олив­ко­вым, потому что голубь во время все­мир­ного потопа принес Ною именно олив­ко­вую ветвь, и елей сим­во­ли­зи­рует собой при­ми­ре­ние с Богом. Но так как олив­ко­вое масло у нас не деше­вое, то можно исполь­зо­вать любое другое, напри­мер, под­сол­неч­ное. В освя­щен­ный елей свя­щен­ник вли­вает вино. В память о том, что мило­серд­ный сама­ря­нин возлил изра­нен­ному елей и вино ( Лк. 10:34 ). Поэтому не стоит при­но­сить бутылки с жалю­зями. По окон­ча­нии можно забрать свое масло домой и пома­зы­вать им боль­ные места.

Чтобы не оста­лось жирных пятен на одежке, могут при­го­диться бумаж­ные сал­фетки или же можно вти­рать масло в кожу.

Свечку, кото­рую во время Таин­ства держат в руке, можно при­об­ре­сти в храме. Поэтому надо не только не опаз­ды­вать, но придти пораньше. Также необ­хо­димо еще запи­саться, так как во время молитвы поми­на­ются поименно все, кто собо­ру­ется.

Во что оде­ваться?

Оде­ваться нужно в удоб­ную одежду. Пома­зы­ва­ются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верх­няя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, нера­зумно будет надеть свитер с высо­ким ворот­ни­ком. Еще раз повторю, что пома­зы­ва­ется верх­няя часть груди, поэтому жен­щи­нам не нужно при­хо­дить с глу­бо­ким декольте. Кроме того платок сле­дует завя­зать таким обра­зом, чтобы он тоже не мешал пома­зы­ва­нию.

Можно ли собо­ро­ваться детям?

Если ребе­нок уже в созна­тель­ном воз­расте, готов выслу­шать объ­яс­не­ния и понять, для чего нужно собо­ро­ваться, тогда почему бы и нет. Только смот­рите сами, чтобы вам не при­шлось посто­янно отвле­каться от молитвы, и делать вашему малышу заме­ча­ние, что он плохо себя ведет. Не у всех детей хватит выдержки ровно про­сто­ять пол­тора-два часа.

А некре­ще­ный может собо­ро­ваться?

Во всех Таин­ствах и обря­дах Пра­во­слав­ной Церкви может участ­во­вать только тот, кто при­над­ле­жит Пра­во­слав­ной Церкви. Некре­ще­ный не под­па­дает под эту кате­го­рию, также как и като­лик или пред­ста­ви­тель любой другой веры.

Что самое глав­ное в собо­ро­ва­нии?

Нельзя в Таин­стве выде­лять что-то глав­ным, а что-то вто­ро­сте­пен­ным. Непра­вильно рас­суж­дают те, кто думает, что глав­ное «пома­заться» маслом. Елей сам по себе не обла­дает ника­кой маги­че­ской силой. Если чело­век не имеет веры, если во время собо­ро­ва­ния не молится, все чита­е­мое про­пус­кает мимо ушей, то тогда для него Таин­ство ста­но­вится бес­смыс­лен­ным. К Собо­ро­ва­нию, как и к любому Таин­ству, сле­дует при­сту­пать со стра­хом Божиим и верой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *