что значит содействие в поиске работы
Предусмотрена ли государственная помощь в трудоустройстве лицам, ищущим работу, и как ее получить?
Предусмотрена ли государственная помощь в трудоустройстве лицам, ищущим работу, и как ее получить?
Государственная помощь в трудоустройстве оказывается посредством предоставления различных государственных услуг, в частности услуги по содействию в поиске подходящей работы. Для получения помощи в трудоустройстве необходимо обратиться в орган службы занятости населения.
Виды государственной помощи в трудоустройстве
Гражданам РФ гарантируются защита от безработицы, а также бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости населения (п. 1 ст. 12 Закона от 19.04.1991 N 1032-1).
Гражданин, поставленный на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы и на регистрационный учет в качестве безработного, имеет право воспользоваться рядом государственных услуг в целях содействия в трудоустройстве. В некоторых случаях также возможно получение различных денежных выплат (п. п. 1, 2 ст. 3 Закона N 1032-1; п. 3 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891; п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).
1. Бесплатная консультация, получение информации и услуг, связанных с профориентацией
Граждане вправе получить в органах службы занятости бесплатную консультацию, информацию и услуги, связанные с профориентацией, в частности, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства. По итогам оказания услуг, связанных с определением профориентации, выдается заключение, содержащее рекомендуемые виды профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям, возможные направления прохождения профессионального обучения и (или) получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования, при осуществлении которых возможно достижение успешности в профессиональной или предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 12 Закона N 1032-1; п. п. 4, 12, 14, 16 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 23.08.2013 N 380 н).
2. Содействие в поиске подходящей работы
Данная услуга предоставляется гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы. Результатом ее предоставления является выдача гражданину, в частности, направления на работу или перечня вариантов работы (п. 1 ст. 12 Закона N 1032-1; п. п. 4, 12, 15, 19 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 13.11.2012 N 524 н).
3. Психологическая поддержка
Услуга предоставляется гражданам, признанным безработными. Результатом ее предоставления является выдача заключения с рекомендациями по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12 Закона N 1032-1; п. п. 4, 12, 14, 17 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 09.01.2013 N 4 н).
4. Социальная адаптация на рынке труда
Данная услуга также предоставляется гражданам, признанным безработными. Результатом ее предоставления является выдача заключения с рекомендациями по поиску работы, составлению резюме, проведению деловой беседы с работодателем, самопрезентации, формированию активной жизненной позиции (п. п. 4, 11, 13, 16 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 09.01.2013 N 3 н).
5. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование
Услуга может предоставляться гражданам, признанным безработными. Результатом ее предоставления является выдача заключения с рекомендациями о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования по выбранной образовательной программе с указанием образовательной организации либо о продолжении поиска подходящей работы по имеющейся профессии, специальности, квалификации. Также выдается направление в образовательную организацию (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12, п. п. 1, 3 ст. 23 Закона N 1032-1; п. п. 4, 10, 13, 15 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 17.04.2014 N 262 н).
Обратите внимание! В период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции центры занятости направляют безработных граждан на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в дистанционной форме или по индивидуальному учебному плану (п. 18 Временных правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460).
Кроме того, на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование могут быть направлены, в частности, пенсионеры, стремящиеся возобновить трудовую деятельность (п. 1.1 ст. 23 Закона N 1032-1).
Безработным гражданам полагается стипендия. Также обучающимся гражданам может выплачиваться материальная помощь и оказываться финансовая поддержка при направлении на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование в другую местность (п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 28, ст. ст. 29, 36 Закона N 1032-1; п. 4, разд. III, IV Правил, утв. Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116 н).
6. Организация оплачиваемых общественных работ
В период участия в общественных работах безработным гражданам и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка (п. 5 ст. 24 Закона N 1032-1).
7. Организация временного трудоустройства
В период временного трудоустройства безработным гражданам и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка (п. 5 ст. 24 Закона N 1032-1).
8. Содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства
9. Сопровождение при содействии занятости инвалидов
Данная услуга предоставляется незанятым инвалидам, нуждающимся в оказании индивидуальной помощи в виде организации сопровождения при трудоустройстве, с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Под сопровождением понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Результатом предоставления услуги является выдача инвалиду заключения, содержащего информацию о лицах (организациях), определенных для сопровождения (ст. 13.1 Закона N 1032-1; п. п. 4, 12, 14, 16 Федерального государственного стандарта, утв. Приказом Минтруда России от 03.08.2018 N 518 н).
Порядок получения государственной помощи в трудоустройстве
Государственные услуги, связанные с содействием в трудоустройстве, в зависимости от вида услуги могут предоставляться (абз. 2 п. 1.1 ст. 23, п. 3 ст. 24.1 Закона N 1032-1; п. п. 3, 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы; п. п. 4, 5 Правил регистрации безработных граждан; п. п. 5, 6, 8, 13 Федерального государственного стандарта N 380 н; п. п. 5, 7, 9, 13 Федерального государственного стандарта N 524 н; п. п. 5, 6, 8, 13 Федерального государственного стандарта N 4 н; п. п. 5, 6, 8, 12 Федерального государственного стандарта N 3 н; п. п. 5, 7, 8, 12 Федерального государственного стандарта N 262 н; п. п. 5, 6, 8, 12 Федерального государственного стандарта N 52 н; п. п. 5, 6, 8, 12 Федерального государственного стандарта N 58 н; п. п. 5, 6, 8, 14 Федерального государственного стандарта N 92 н; п. п. 5, 6, 8, 13 Федерального государственного стандарта N 518 н):
• на основании согласия гражданина с предложением органа службы занятости о предоставлении данной услуги.
Некоторые услуги могут быть получены в электронной форме (п. 1 ст. 9 Закона N 1032-1).
Обратите внимание! В период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции регистрация в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного осуществляется на основании заявления гражданина в электронной форме, оформленного в том числе при личном обращении в центр занятости. Кроме того, в 2020 г. предоставление услуг МФЦ, в том числе в части их перечня и организации приема граждан, может быть ограничено (п. п. 1, 2, 8 Временных правил N 460; п. п. 4, 6, 10 Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 848; Информация Минкомсвязи России).
Услуги, связанные с содействием занятости, предоставляются бесплатно (п. 3 ст. 15 Закона N 1032-1).
Государственная помощь при самостоятельном поиске работы
Государство помогает гражданам, решившим искать работу самостоятельно, посредством Общероссийской базы вакансий «Работа в России» (ст. 16.2 Закона N 1032-1).
База обеспечивает, в частности (п. 4 ст. 16.2 Закона N 1032-1):
• сбор, хранение и обработку информации о возможностях трудоустройства, об имеющихся свободных рабочих местах и вакантных должностях;
• предоставление информации, содержащейся в системе, в электронной форме;
• размещение гражданами, ищущими работу, информации об уровне квалификации, о стаже работы.
Информация, содержащаяся в базе, является общедоступной (п. 8 ст. 16.2 Закона N 1032-1).
В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к Общероссийской базе вакансий «Работа в России» (п. 6 ст. 15 Закона N 1032-1).
Соцконтракт для безработных и ищущих работу: условия контракта по поиску работы и обязанности сторон
Социальный контракт по поиску работы является одним из видов адресной социальной помощи, которая оказывается малоимущим гражданам, ищущим работу и желающим трудоустроиться. Рассмотрим основные условия соцконтракта по поиску работы и обязанности сторон.
Сумма выплат безработным по соцконтракту в целях поиска работы
Ежемесячная сумма выплат безработным по социальному контракту в целях поиска работы устанавливается в размере регионального прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал года, предшествующего году заключения контракта.
В среднем это примерно 12 000 рублей в месяц, но конкретная сумма зависит от субъекта РФ, где заключается соцконтракт по поиску работы.
Так, в Ленинградской области в 2021 году по соцконтракту можно получить 12 067 рублей в месяц, в Московской области – 14 941, в Хабаровском крае – 16 246.
Кроме того, при определенных условиях безработный гражданин по соцконтракту в целях поиска работы может получить стипендию на период обучения, о чем расскажем далее.
Период выплат по соцконтракту в целях поиска работы
Общий период ежемесячных выплат в размере регионального прожиточного минимума по соцконтракту, заключенному в целях поиска работы, составляет 4 месяца:
Стипендия на период обучения в рамках соцконтракта по поиску работы
Орган соцзащиты в рамках соцконтракта по поиску работы направляет гражданина в ЦЗН с целью прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
В случае отсутствия в ЦЗН возможности обеспечить такое прохождение или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ орган социальной защиты населения самостоятельно оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
При этом гражданину осуществляется ежемесячная денежная выплата в период обучения, но не более 3 месяцев в размере половины величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал года, предшествующего году заключения социального контракта.
Кто может рассчитывать на заключение соцконтракта по поиску работы
На заключение соцконтракта по поиску работы могут рассчитывать малоимущие граждане, ищущие работу. При этом в приоритетном порядке социальная помощь оказывается гражданам, проживающим в малоимущих семьях с детьми.
Также следует отметить, что социальный контракт по поиску работы одним и тем же гражданином заключается не чаще 1 раза в год.
Срок соцконтракта по поиску работы и обязанности органов соцзащиты
Социальный контракт по поиску работы заключается на срок не более 9 месяцев и зависит от индивидуальной программы социальной адаптации.
Программа социальной адаптации разрабатывается органом соцзащиты совместно с гражданином, а при необходимости к составлению программы привлекаются органы занятости населения и органы местного самоуправления.
В рамках соцконтракта по поиску работы орган соцзащиты обязан:
Кроме того, орган соцзащиты исходя из условий жизни гражданина (его семьи) оказывает содействие в получении иных видов поддержки, в том числе:
Обязанности безработного по соцконтракту
В рамках социального контракта по поиску работы безработный обязан:
Кроме того, в социальном контракте указываются следующие требования к конечному результату:
Ответственность за неисполнение условий соцконтракта
В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, орган социальной защиты населения прекращает предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов.
Социальный контракт 2021: главное, что надо знать для получения выплаты до 250 000 рублей Подробнее ➤
Как понять малоимущая семья или нет: главные условия признания малоимущими в 2021 году Подробнее ➤
Размер пособия по безработице и адресной помощи безработным в 2021 году: что изменилось Подробнее ➤
Важно: новый вид выплат безработным, о котором не все знают, – сколько, кто может получить и как? Подробнее ➤
Ямало-Ненецкого автономного округа
Содействие в поиске подходящей работы
Описание услуги
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением соответствующими должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также за принятием решений ответственными лицами
Текущий контроль за соблюдением и исполнением положений Административного регламента и принятием в ходе предоставления государственной услуги решений осуществляет директор центра занятости населения или уполномоченный им работник.
Текущий контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения работниками центра занятости населения настоящего Административного регламента, Порядка ведения регистров, включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08 ноября 2010 года № 972н, требований к заполнению, ведению и хранению бланков учетной документации получателей государственной услуги и других документов, регламентирующих деятельность по предоставлению государственной услуги.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги
Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и установление нарушений прав заявителей, принятие решений об устранении соответствующих нарушений.
Проверки могут быть плановыми на основании планов работы департамента либо внеплановыми, проводимыми в рамках исполнения полномочия по надзору и контролю за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий в части социальной поддержки безработных граждан, в том числе по жалобе заявителей на нарушение своевременности, полноты и качества предоставления государственной услуги.
Решение о проведении внеплановой проверки принимает директор департамента или уполномоченное им должностное лицо.
Перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение плановых (внеплановых) выездных (документарных) проверок, периодичность проведения плановых выездных (документарных) проверок определяется в установленном порядке департаментом.
Результаты проверки оформляются в виде акта, в котором отмечаются выявленные недостатки и указываются предложения по их устранению.
Результаты плановых (внеплановых) выездных (документарных) проверок подлежат анализу в целях выявления причин нарушений и принятия мер по их устранению и недопущению.
Ответственность должностных лиц департамента, центра занятости населения за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги
По результатам проведения проверок полноты и качества предоставления государственной услуги в случае выявления нарушений виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
Контроль за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, осуществляется посредством открытости деятельности департамента (центров занятости населения) при предоставлении государственной услуги, получения полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственной услуги и возможности рассмотрения обращений (жалоб) в процессе получения государственной услуги.
Правовая основа
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги:
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 23 апреля 1996 года, № 17, ст. 1915; Российская газета, 06 мая 1996 года, № 84);
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Российская газета, 30 июля 2010 года, № 168; Собрание законодательства Российской Федерации, 02 августа 2010 года, № 31, ст. 4179);
Постановление Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 17 сентября 2012 года, № 38, ст. 5103);
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08 ноября 2010 года № 972н «О порядке ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений» (Российская газета, 02 февраля 2012 года № 20);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (Российская газета,30 января 2013 года, № 18);
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 января 2013 года № 10н «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан» (Российская газета, 25 февраля 2013 года, № 40).
Что значит содействие в поиске работы
Категория заявителей, которым предоставляется государственная услуга
Граждане, признанные в установленном порядке безработными
Способы предоставления государственной услуги
Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в органы и организации, участвующие в предоставлении услуги, и срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги
Срок предоставления государственной услуги гражданам, впервые обратившимся в центр занятости населения, составляет 20 минут, при последующих обращениях – 15 минут.
Срок предоставления государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства, составляет 5 рабочих дней.
Срок предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы составляет 30 календарных дней.
Регистрация запроса заявителя о предоставлении государственной услуги при личном обращении осуществляется в день получения заявления.
Регистрация запроса и иных документов, направленных в электронной форме, осуществляется в день их поступления в центр занятости населения либо на следующий рабочий день в случае поступления документов по окончании рабочего времени. В случае поступления документов в выходные или нерабочие праздничные дни их регистрация осуществляется в первый рабочий день, следующий за выходным или нерабочим праздничным днем.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления лично
Документы, необходимые для предоставления государственной услуги и находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, которые заявитель вправе представить для получения услуги по собственной инициативе, способы получения этих документов заявителем и порядок их представления с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы:
страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета;
индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выданная в установленном порядке, для граждан, относящихся к категории инвалидов.
Формы заявлений о предоставлении государственной услуги и иных документов, заполнение которых заявителем необходимо для обращения за получением государственной услуги в электронной форме
Заявление о предоставлении государственной услуги
Сведения о возможности электронной записи на прием, в том числе для представления заявлений и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также для получения результата государственной услуги
Для подачи заявления о предоставлении услуги предусмотрен прием заявителей по предварительной записи.
Государственная услуга предоставляется бесплатно.
Возможности для граждан, ищущих работу
Кто имеет право получить услугу:
Встать на учет в центры занятости могут граждане:
В качестве безработных не регистрируют граждан, которые учатся очно, проходят военную или альтернативную службу, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы или на исправительных работах.
Поставщик услуги: Центры занятости населения.
Как получить услугу:
Вариант 1. Подойти в центр занятости населения по месту регистрации и оформить заявление о предоставлении услуги по содействию в поиске работы и резюме.
Вариант 2. Либо самостоятельно оформить заявление и заполнить резюме в электронном виде в интернете:
В течение 11 дней Центр занятости будет предлагать подходящие вакансии. Если трудоустройства в этот период не произойдет, будет принято решение о признании гражданина безработным и о назначении ежемесячного пособия.
Сроки оформления: 11 дней при условии не трудоустройства.
Кто имеет право получить услугу:
Поставщик услуги: Центры занятости населения.
Как получить услугу:
Вариант 1. Подойти в центр занятости населения по месту регистрации и оформить заявление о предоставлении услуги по содействию в поиске работы и резюме.
Вариант 2. Самостоятельно оформить заявление и заполнить резюме в электронном виде в интернете:
Сроки оформления: в момент оказания услуги.
Кто может обратиться за услугой:
Как получить услугу:
Подать заявление на портале «Работа в России» www. trudvsem. ru
Срок выполнения: 7 рабочих дней с даты подачи заявления.
Кто может обратиться за услугой:
Поставщик услуги: Роструд.
Как получить консультацию:
Для получения официально оформленного ответа:
Вариант 1. Лично обратиться с заявлением в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда.
Вариант 2. Направить по почте заявление в государственную инспекцию труда или Роструд.
Вариант 3. Подать заявление в сети интернет:
Для получения online консультации:
Сроки оказания услуги по консультированию: