что значит согласиться с офертой
Как продавать без договора на бумаге
Если вы продаете телефоны, уроки по скайпу или самодельную мебель, вы обязаны подписать договор с клиентом. Если договора нет, Роспотребнадзор оштрафует за нарушение прав потребителей, а клиент не поймет, за что платит.
Еще без договора сложно договориться: кто-то обязательно о чем-то забудет, а сослаться будет не на что.
Репетитор: Ваня, я предупреждал, что если ты отменишь занятие за два часа, я не верну деньги за урок.
Ваня: Да нет, не было такого.
Репетитор: Ваня, мы же договаривались по телефону!
Ваня: Не помню такого. Договора нет, верните деньги.
Хорошая новость в том, что необязательно встречаться с клиентом, чтобы подписать договор. Подойдет, если клиент оплатит покупку на сайте и при оплате поставит галочку «Согласен с офертой». Плохая новость — это подходит не всем.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор. Предлагать договор можно, как угодно.
Юрист сидит в кафе и говорит по телефону: «Час устной консультации стоит тысячу рублей, оплату принимаю по карте». Это оферта.
Потом юрист отложил телефон и написал электронное письмо: «Проконсультирую об исключительном праве на произведения за тысячу рублей. Платить на счет через Яндекс-деньги». Это тоже оферта.
Юрист закрыл ноутбук. Его замечает бывший однокурсник, подходит и спрашивает о консультации. Юрист пишет на салфетке «Час устной консультации стоит 1000 рублей, оплату принимаю по карте». И это оферта.
Чтобы оферта была документом, а не просто разговором или письмом, в ней должно быть всё то, что важно для договора. Юристы называют это существенными условиями. Какие условия считаются существенными и как составить оферту мы расскажем в следующей статье. А сегодня вводим вас в тему, поэтому держите главное правило:
Если оферта отвечает на вопросы «кто что когда и как делает» и «сколько это стоит и как проходит оплата» — она законна. Ее примет клиент, Роспотребнадзор и суд.
Часто компании пишут на сайте: «Работаем по договору-оферте» или «по договору оферты». Это ошибка. Договор и оферта — это разные термины: договор — соглашение сторон, оферта — приглашение его заключить.
Нельзя смешивать термины, а то будет недопонимание. Клиент оплатит услугу и будет ждать курьера с договором. А потом нажалуется в Роспотребнадзор. Скорее всего, компания отобьется, но разбирательство отнимет время. Проще использовать правильный термин: либо оферта, либо договор.
Решить, когда оферта станет договором
Оферта — не договор, а только приглашение его заключить. В магазине стоит телевизор и на нем ценник «7500 рублей» — это оферта. Но пока клиент не примет ее условия, оферта не станет договором.
Принять условия оферты — не значит подписать ее вживую и поставить печать. Подойдет любое действие клиента, которое покажет, что клиент согласился с условиями оферты. Часто компании используют факт оплаты покупки или регистрацию на сайте. На языке юристов это называется «акцептом».
Магазин продает бытовую технику. В оферте магазина могут быть такие фразы:
Оплата товара подтверждает, что клиент согласен с условиями оферты.
Договор купли-продажи считается заключенным, когда магазин отправит клиенту уведомление о получении денег. Уведомление приходит на электронный адрес, который клиент указал при оплате.
Школа английского языка предлагает уроки в записи. Школа может написать:
Договор считается заключенным с момента регистрации на www.english-school.ru. Регистрация означает ваше согласие с условиями оферты. При регистрации вы заполняете форму школы и подтверждаете, что написали действующий контактный телефон и адрес электронной почты.
Условия оферты можно менять в любой момент. Но новые условия действуют только на новых клиентов. Если клиент согласился со старой офертой, для него условия не меняются. Как только клиент принимает оферту, компания и клиент обязаны ее выполнять.
Магазин продает телевизоры. В понедельник телевизор «Радуга» стоил 7500 рублей. Иван оформил заказ, нажал галочку «Согласен с офертой» и вызвал курьера с Радугой на вторник.
Во вторник магазин поднял цену до 10 000 рублей, но Ивану нет до этого дела. Иван принял оферту в понедельник, поэтому для него действует цена понедельника — 7500 рублей.
В обратную сторону правило тоже действует. Если во вторник магазин снизил цену на две тысячи, Иван всё равно заплатит 7500 рублей — столько, сколько телевизор стоил, когда Иван подписал оферту.
Совет. Используйте оплату как подпись клиента на оферте или, на языке юристов, акцепт. Это надежно. При спорах вы докажете, когда клиент оплачивал покупку и с какой офертой соглашался.
Выбрать типовые продукты
По закону, кто угодно может работать по оферте, ограничений нет. Оферта используется в тех же случаях, что и договор — когда вы что-то продаете.
Оферта подходит для типовых услуг и товаров, которые продаются массово: телефоны, подписка на новости, шаблоны договоров, доставка плова из ресторана — всё, что не требует индивидуального подхода к клиенту.
Правило такое: если условия покупки одинаковые для всех клиентов, готовьте оферту, если нет — договор под каждого клиента.
У школы английского языка две услуги: живые курсы для групп и записанные уроки на сайте.
Записанные уроки одинаковы для всех учеников. Ученик оплачивает доступ на месяц, смотрит запись, потом проходит тест на сайте. Преподаватель не меняет программу, если урок слишком сложный или скучный. Для продаж таких уроков подходит оферта.
Живые курсы отличаются от группы к группе. Одна группа занимается, чтобы читать английскую прозу в оригинале. Поэтому преподаватель включает в программу Шекспира и предлагает читать пьесы по ролям.
Вторая группа готовится сдавать TOEFL — международный тест на знание языка. Преподаватель разбирает вопросы из тестов, учит понимать задания и воспринимать текст на слух.
Группы занимаются по-разному, поэтому школа готовит договор под каждую группу.
Оферта незаконна для товаров и услуг, которые нельзя продавать в интернете: алкоголь, табак, лекарства нетрадиционной медицины, услуги сетевого маркетинга, танки, яды, автоматы для казино, предсказания, бриллианты и поддельные дорожные знаки.
Ограничение устанавливает государство, платежные системы и банки. Список ограничений может меняться, поэтому следите за законами. Например, в марте 2016 года правительство обсуждало возможность разрешить продажу алкоголя в интернет-магазинах.
Совет. Прежде чем использовать оферту, убедитесь, что вы предлагаете одинаковые условия для всех клиентов. Проверочный вопрос такой: «Я буду менять условия покупки под клиента?». Если будете, то используйте договор. Если нет — подойдет оферта.
Отказаться от актов
Бухучет для оферты такой же, как для договора. Налоговый кодекс не разделяет доход по оферте и договору, важна только система налогообложения.
Вы предприниматель на упрощенке 6%, получаете в месяц 100 000 рублей. Ваш налог за квартал — 18 000 рублей, и не важно, как пришли деньги — по оферте или договору.
Документы для налоговой такие же, как для бумажного договора. Когда приходят деньги, вы подтверждаете, что клиент за них что-то получил. Для этого с клиентом надо подписать акт или товарную накладную.
Совет. Если вы на общей системе налогообложения, подписывать акты и накладные у клиентов обязательно. Так вы обоснуете доход компании, рассчитаете налоги и сдадите налоговую декларацию.
Для остальных систем нужны только накладные. Если вы продаете товар, а от актов для услуг и работ можно избавиться.
Если вы индивидуальный предприниматель или ваша компания работает с физлицами, выставлять акты необязательно.
У вас две задачи — показать налоговой, на каком основании вы получили деньги, и подтвердить, что клиент доволен услугой. С первой задачей справится оферта, если в ней есть ваши реквизиты и ее акцептовал клиент.
Со второй — строчка в оферте. Можно написать так: «Исполнитель и клиент не подписывают акты. Оплата подтверждает качество услуг». Это законно. Юристы называют такое подтверждение «конклюдентное действие».
Фраза не избавит от споров с клиентом: если компания привезет телефон с браком или видео-урок не откроется — придется заменить товар или вернуть деньги. Но у налоговой вопросов не будет.
Если у вас компания, вы работаете с предпринимателями и юрлицами, используйте право на молчание — выставляйте акты, но не бегайте за подписью клиента. Правило такое: клиент получил акт и молчит, значит, доволен качеством.
«Исполнитель выставляет акт каждый месяц до пятого числа. За пять дней заказчик принимает работу, подписывает оба экземпляра акта и возвращает один из них исполнителю.
Если заказчик не вернул акт за пять дней и не выставил письменную претензию по объему, своевременности и качеству оказанных услуг, указанные в нем работы считаются выполненными качественно и вовремя, а их результат — принятым».
Такая фраза устроит налоговую: первичный документ для учета есть — это ваш экземпляр акта, факт оказания услуги подтверждает молчание клиента и отсутствие претензии. Если клиент пришлет акт — хорошо, нет — и бегать за ним не надо.
Еще стоит подстраховаться от недобросовестных клиентов. Представьте, клиент оплатил консультацию юриста по скайпу, юрист ее провел, а клиент говорит, что нет — не было такого, и требует вернуть деньги. Акт он не видел, и компания его обманула.
Чтобы такого не случилось с вами, отправляйте акты Почтой России и сохраняйте номер почтового отправления. Если клиент пожалуется Роспотребнадзору или суду, вы докажете, что акт отправляли, и клиент мог его оспорить.
Польза оферты
С офертой вы быстрее получите деньги. В отличие от договора, оферту не надо подписывать вживую, клиенту достаточно оплатить покупку.
Ирина записала видео-курсы по бухгалтерии и продает их начинающим бухгалтерам.
Если Ирина работает по бумажному договору, продажа будет такой: 100 клиентов оставляют заявку на курс, Ирина распечатывает и подписывает 100 договоров, курьер развозит их по клиентам.
Клиент подписывает два экземпляра, курьер забирает один и отвозит обратно Ирине. И так сто раз. Ирина наняла студента на развозку договоров, одна поездка обошлась в 250 рублей.
Клиент оплачивает курс после подписи договора, поэтому от заявки до оплаты проходит неделя и больше. Ирина несколько недель ждала оплаты и потратила 25 000 рублей на доставку.
Если Ирина работает по оферте, процесс короче: 100 клиентов выбирают курс, оплачивают на сайте и всё — Ирина получает деньги.
Договор для типовых услуг — помеха: компания с задержкой получает деньги и рискует потерять клиента, пока тот ждет договор, а клиенту приходится дольше ждать покупку.
Оферта защищает компанию. Оферта — это официальный документ. Если напишете, что не отвечаете клиентам после семи вечера, а клиент это подпишет, условие законно. Клиенты всё равно могут звонить после семи, но у вас будет право не отвечать.
Используйте оферту, чтобы зафиксировать права и обязанности: что делаете вы и клиент, и при каких обстоятельствах.
Максим продает диетические блюда с доставкой на дом. Он написал в оферте:
«В состав продуктов включены ингредиенты, которые вызывают аллергию. Для каждого блюда на сайте указан его состав. Когда покупатель делает заказ в интернет-магазине, он подтверждает, что прочитал и понял состав блюд.
Покупатель обязан до покупки блюда узнать у врача, какие продукты вредны для здоровья, в том числе, из-за аллергии, беременности, диабета. Если есть ограничения по продуктам, прочитать состав блюд и не заказывать блюда, опасные для здоровья».
Если у покупателя аллергия на орехи, а он закажет салат с кешью, Максим не будет оплачивать лечение клиента.
Совет. Задача оферты — защитить вас от скандальных и невнимательных клиентов. Поэтому в оферте должно быть всё, что клиент может неправильно понять. Чтобы ничего не пропустить, продумайте весь ход работы с клиентом, найдите опасные места и опишите их.
Описывать можно любыми словами, главное конкретно. Максим из нашего примера может описать пункт так:
«Срок годности продуктов, которые мы привозим, истекает не раньше, чем через неделю. Если клиент обнаружит продукт, у которого до конца срока годности осталось меньше семи дней, мы возместим стоимость продуктов, но не больше 1000 рублей за один продукт».
Список потенциальных проблем составляйте до того, как попросите юриста подготовить оферту. Ответственный юрист спросит о проблемах, и вы сэкономите время — сразу отдадите список.
Если юристу всё равно и он не задает вопросы, список тем более пригодится. Без него юрист составит стандартную оферту, которая подойдет любой другой компании из вашей сферы. Такая оферта хуже защищает от рисков.
Максим продает блюда с доставкой на дом. Курьеры иногда опаздывают на полчаса, клиенты злятся, грозят жалобами в суд и Роспотребнадзор. Максим решил предупредить клиентов о задержке.
Сначала в оферте такого пункта не было, поэтому Максим дописал: «При заказе блюда клиент указывает двухчасовый интервал для доставки. Курьеры стараются приехать вовремя, но могут задержаться. Если курьер задерживается, он звонит клиенту и договариваетсяо новом времени доставки».
Теперь, если клиент пожалуется, Максим докажет, что предупреждал о возможных задержках.
Стандартная оферта не включает особенности компании. Чтобы оферта помогала при спорах, потратьте время на список потенциальных проблем и опишите их в оферте.
Оферта полезна компании и клиентам. Компанию она защищает от рисков и экономит деньги, а клиенты с офертой понимают, за что платят и какие получают гарантии. Чтобы это сработало, оферту нужно грамотно составить. Как это сделать — в следующей статье.
КОРОЧЕ
Что надо знать
Используйте оферту для продаж типовых продуктов
Оферта — это предложение заключить договор, а не сам договор
После оплаты покупки оферта становится договором. Подписывать вживую не надо
Как принимать деньги
Подписывать акты у клиентов, если вы на общей системе налогообложения. И отказаться от актов, если вы на другой системе
Написать в оферте, что факт оплаты заменяет акт
Использовать право на молчание: если клиент не присылает акт, значит, принял услугу
Что такое оферта и для чего она нужна
Явление, описываемое заимствованным и не до конца понятным словом «оферта», присутствует в нашей жизни достаточно широко. С офертой связывают понятие соответствующего договора, однако у него есть особенности, вызывающие споры среди специалистов. Можно ли считать оферту договором в чистом виде? Каковы основные черты этого договора? Какие виды оферты используют в бизнесе на сегодняшний день и где она применяется?
Является ли оферта договором
Выражение «договор оферты», встречающееся повсеместно в экономической литературе и даже в рекламных роликах, убеждает нас в том, что эти понятия неразрывны. Оферта является договором.
Однако далеко не все специалисты разделяют эту точку зрения. Разберемся, почему. «Оферта» происходит от латинского слова «предлагаю». По сути, это предложение. К примеру, предложение приобрести трактор. На основании этого предложения заключается договор между сторонами, письменный или устный, который затем исполняется.
Оферта, с такой точки зрения, еще не договор, а лишь озвученные, задекларированные намерения. В ней будущие договорные условия описываются с точки зрения одной из сторон, а другая сторона может их рассмотреть, принять или не принять.
На заметку! Иногда оферту называют еще «преддоговором».
Признаки оферты, содержащие все значимые, существенные условия будущего договора указаны далее:
Другая точка зрения состоит в том, что оферта уже содержит в себе все признаки договора. В ГК РФ оферта упоминается в ряде статей, начиная с 435 по 439 включительно. Так, ст. 435 прямо говорит, что оферта есть предложение, включающее в себя все существенные договорные условия. Здесь оферта приравнивается к коммерческому предложению, обретающему силу договора при подписании, следовательно, должна содержать:
На практике оферту чаще всего признают договором и действуют в ее рамках как в рамках договора, с учетом особенностей, упомянутых ГК РФ в названных выше статьях. В частности, расторжение оферты по закону невозможно, как и изменение ее условий. Оферта расторгается лишь в случае истечения ее срока или аннулирования предложения (продавцом, до того как покупатель воспользовался им).
Договор признается заключенным в тот момент, когда другая сторона отвечает согласием на отправленное ей предложение, автор предложения получил согласие (ст. 440, 441 ГК РФ). Говорят, что получен акцепт оферты. Этот и другие термины, относящиеся к договору оферты, необходимо рассмотреть подробнее.
Основные понятия и термины
Итак, акцепт – это ответ о принятии оферты, сформулированный тем, кому она была адресована. Он должен быть выражен конкретно, полно, безоговорочно. Молчание нельзя признать акцептом, но законодатель делает оговорку — если иное не вытекает из (по тексту ст. 438 ГК РФ):
Получается, что при определенных условиях и молчание может быть расценено как согласие принять оферту. К примеру, иногда при заходе на сайт, предлагающий некое ПО, достаточно молча прочесть соглашение, поставить «галку» в предложенной форме, означающую согласие с условиями, и начнется скачивание ПО. Договор считается заключенным. Здесь налицо действия, подтверждающие акцепт, а не слова.
Если сторона, которой было сделано предложение, согласна с условиями оферты не в полной мере и намерена их изменить, идет речь о встречной оферте, а не об акцепте.
Акцептант – сторона, которой адресовано предложение (оферта). Оферент – организация или физлицо, формулирующее оферту, предлагающее.
Оферта может быть сформулирована не только письменно, но и устно.
Известно несколько видов оферты:
Заметим, что реклама может выступать фактически как в виде публичной оферты, так и в виде обычной рекламной компании. К примеру, если реклама предлагает исполнение определенных условий до определенной календарной даты, она имеет признаки оферты. Рекламная акция с информацией об услугах или товарах в целом не может считаться офертой: она лишь информирует о выгодах товара, но не формулирует конкретных предложений. На практике часто рекламодатели помечают рекламные ролики фразой «не является публичной офертой», с целью не быть связанными заявленными условиями и менять их по своему усмотрению.
Безотзывная оферта представлена, например, рассылкой коммерческих предложений контрагентам в ситуации банкротства компании. Пока покупка не совершена и новый владелец не определился, предложение будет действовать. Отменить предложение невозможно.
Цель и значение оферты
Оферта часто используется бизнесом как предложение купить товары массового спроса, к примеру, сотовые телефоны либо аналогичные услуги, к примеру, доставку пиццы из ресторана, или оплата подписки на новости, просмотр контента. Такой подход экономит время, так как не требует непосредственного контакта с клиентом. В то же время при работе с постоянными, проверенными клиентами чаще всего используется стандартный договор, хотя не исключена и оферта. Оферта не используется в случаях, предполагающих возможное изменение условий соглашения в ходе переговоров. Ее условия должны быть стандартными.
В определенных ситуациях оферта может избавить от оформления дополнительных первичных документов. Если в тексте предложения, которое принято, есть пункт «исполнитель не оформляет акты» или подобная ему формулировка, значит, предполагается, что клиент, оплачивая услуги, согласен с их качеством. Аналогично можно поступить, прописав возможность отправлять акты клиенту, и не ждать возврата подписанных экземпляров после истечения определенного срока. Здесь логика такая: если клиент не присылает акт, не выставляет претензий, значит, он доволен качеством.
По договору оферты получение денег за товар или услугу происходит быстрее, поскольку в условиях оферты может быть прописана оплата как согласие клиента. Некоторые виды оферты, например, свободная оферта, позволяют эффективно анализировать новый для компании рынок, его потенциал – на основании данных об акцепте. Рассмотрим применение оферты на конкретных примерах.
Оферта в малых закупках
ФЗ-44 от 5/04/1 г. о госзакупках позволяет заключать договор на сумму до 300 тыс. руб. у единственного поставщика, исполнителя либо подрядчика (ст. 93-1 п. 4). В случае если заказчик относится к культурной сфере и иным учреждениям, перечисленным в ст. 93-1 п. 5, лимит составляет 600 тыс. руб. по договору. Установлены также и годовые лимиты подобных закупок. Они осуществляются на основе договора оферты. Госзаказчик оценивает договорные перспективы, подготавливает предложение и предоставляет его исполнителю. Тот, в свою очередь, может акцептовать его либо ответить отказом.
Оферта в облигациях
Ценная бумага, свидетельствующая о том, что инвестор предоставил заем эмитенту, как правило, на долгий срок, называется облигацией. При этом эмитентом может быть и компания, и государство.
Облигацию есть возможность погасить досрочно, по номиналу или на других условиях, в определенную заранее дату. Это и есть оферта облигации.
Она бывает двух видов:
Гособлигации, как правило, не предполагают оферту, она распространена в сфере корпоративных финансовых отношений.
Публичная оферта — не всегда хорошо. Объясняем почему
Всем привет! Меня зовут Герман Ященко, я юрист и партнер A&G Legal Services. Занимаюсь разработкой сложных договоров для стартапов и It-сервисов.
Бизнес считает, что оферта — универсальное решение:
1) можно упростить документооборот. Не нужно подписывать и хранить договоры. Вместо этого всегда можно выгрузить данные с сайта, электронной почты, расчетного счёта, чтобы подтвердить присоединение к оферте.
2) клиенты не могут навязывать свои условия договора. Они должны либо согласиться с условиями публичной оферты, либо искать другого исполнителя.
3) большинство клиентов не читают оферту, а значит туда можно спрятать любые несправедливые условия.
У публичной оферты есть существенные недостатки, о которых необходимо знать при принятии решения.
Оферта – это предложение заключить договор на определенных условиях. В оферте должны содержаться все существенные условия договора: предмет, сроки, цена и иные условия, которые должны согласовать стороны.
Акцепт – согласие с предложенной офертой. Это может быть ответ, либо совершение других конклюдентных действий (начало исполнения договора, отправка документов, оплата по договору и т.д.).
Пример оферты «Добрый день! Готовы поставить 5 телевизоров Samsung 42” модели model 1. Стоимость каждого 25 000 руб. Срок: 10 дней после получения оплаты. Для акцепта просим прислать адрес поставки и оплатить по реквизитам.»
Получателю сообщения достаточно будет совершить действия, указанные в оферте (сообщить адрес поставки и произвести оплату) и договор будет заключен. Такой договор является полноценным аналогом договора с подписями и синими печатями сторон, при нарушении которого можно обратиться в суд.
Оферта ускоряет и упрощает процесс заключения договора: не нужно обмениваться сканами документов, регистрироваться в системах ЭДО и т.д. Можно добавить все существенные условия в ваше коммерческое предложение, чтобы оно стало офертой. Иногда скорость заключения договора может вырасти в два раза.
Оферта бывает публичная и непубличная. Публичная оферта – это предложение заключить договор на определенных условиях, сделанное неопределенному кругу лиц. Грубо говоря, компания заявляет «мы готовы заключать договоры на таких условиях с каждым, кто откликнется».
Публичные оферты можно разместить на сайте компании, в местах продаж, офисах и рекламных объявлениях.
Компания, которая выложила публичную оферту на своём сайте, уже сделала предложение заключить договор. Если другие лица акцептовали её, то договор будет заключен. Односторонний отказ от договора не допускается.
Акцепт может сделать любой желающий, кто увидит вашу оферту. Для некоторых видов бизнеса необходимо выбирать своих клиентов, либо проекты. В основном это свойственно для B2B сектора.
Можно установить определенные критерии к лицам, которые могут акцептовать оферту, либо проектам, по которым вы работает. Например, можно установить, что вы заключаете договоры только, с коммерческими организациями и ИП, лицами, обладающими лицензиями, разрешениями, высшим образованием, либо минимальная стоимость заказа …, услуги оказываемы на территории РФ и т.д.
Важно, чтобы эти критерии были объективными и не конфликтовали с действующим законодательством. Лучше избегать ограничений по возрасту, полу, расе, национальности и так далее.
Вывод: если нужно ограничить круг ваших клиентов, то определите в вашей оферте, кто может присоединиться к вашей оферте. Если необходимо выбирать ваших клиентов, то заключайте договор в обычном порядке, либо через непубличную оферту по электронной почте.
Поскольку публичную оферту читают реже и нельзя повлиять на её условия, то возникает большой соблазн сделают её однополярной: переложить все риски, ответственность и обязанности на клиента.
Оферта для B2C продуктов.
Публичная оферта не может ограничивать права потребителей, предоставленные им законом «О защите прав потребителей» и постановлениями Правительства. Это грозит не только спорами с потребителями, но также предписаниями и штрафами проверяющих органов.
Суд признал незаконными условия публичной оферты:
— оплата считается выполненной в момент поступления денег на расчётный счёт продавца. А должно быть в момент подтверждения транзакции банком.
— возврат товара производится при наличии документа, подтверждающего факт и условия покупки товара. Продавец обязан принимать возврат без чека или иного документа.
Суд признал незаконными условия публичной оферты:
— условия оферты позволяли в одностороннем порядке изменять условия договора или отказываться от него. Исполнитель не может отказаться от договора, только потребитель.
— ответственность исполнителя ограничена стоимостью услуг. Исполнитель отвечает за все убытки, возникшие в связи с нарушением.
Вывод: при составлении публичной оферты в B2B сфере уделяйте внимание правам потребителей. Принимайте осознанное решение, вставлять ли пункты, нарушающие права потребителей или нет.
Оферта для B2B продуктов.
В сфере B2B тоже не получится установить несправедливые условия. Кто принимает (акцептует) оферту, не имеет возможности повлиять на её условия. Поэтому в данном случае акцептант считается слабой стороной и может оспаривать в суде несправедливые условия договора. Основание: положения о договорах присоединения – ст. 428 ГК РФ.
При этом измененные условия договора будут иметь обратную силу. Если спорное положение договора действовало несколько лет до обращения в суд, то акцептант сможет взыскать убытки и неустойки за весь спорный период.
Поскольку вторая компания не может влиять на условия договора, то она признается «слабой» стороной. И применяются положения о договорах присоединения. Слабая сторона может оспорить в судебном порядке несправедливые и явно обременительные для неё условия. При этом она сможет взыскать все убытки, которые у неё возникли в связи с исполнением несправедливых условий.
Банк в публичной оферте установил комиссию в 15% за совершение операций, порочащих репутацию банка. Суд применил положения о договоре присоединения и признал это условие незаконным.
Вывод: в публичной оферте должны быть справедливые условия: одинаковая ответственность для сторон договора, равное распределение рисков, отсутствие штрафов за незначительные нарушения. Если есть необходимость включить в договор явно несправедливы условия, то лучше заключать обычный договор. Либо направлять непубличную оферту контрагенту и писать про возможность внести в неё изменения, хоть и формальную.