что значит сохранен товарный вид
Что значит сохранен товарный вид
В продолжение этой темы:
Как вы уже знаете (а если не знаете, то ознакомьтесь по ссылке выше), одним из условий обмена товара надлежащего качества – является сохранение товарного вида.
Четкого определения, что же такой товарный вид, нигде не прописано.
Под товарным видом подразумевается тот товарный вид, который предусмотрен изготовителем.
Безусловно, товарный вид – это вид самого товара. Но на этом рано ставить точку. Наиболее актуальным является вопрос:
Является ли упаковка составляющей товарного вида?
Товарный вид (включающий в свое понятие упаковку) может существовать как для продажи/дальнейшей перепродажи (например, не найдется такой чудак, который вместе с обувью неотделимо носит с собой упаковку) так и для использования товара в таком виде (например для дарения или коллекционирования, где подарочная или коллекционная упаковка имеет особое значение, являясь одним из потребительских свойств товара, а значит и частью комплекта).
По логике вещей, при возврате товара надлежащего качества, каждая сторона должна вернуть другой ровно то, что получила. В частности, потребитель должен вернуть товар с ненарушенной и сохраненной упаковкой, чтобы не ввести продавца в дополнительные траты (как денежные, так и временные) на поиски новой упаковки в связи с последующей перепродажей товара. Стоит отметить, что только принципиальные продавцы затевают спор с потребителем (рискуя в дальнейшем его потерять навсегда) из-за упаковки, восполнить которую в большинстве случаев не составляет особого труда (например, подобрав свою любую другую упаковку).
Кроме того, целостность упаковки служит косвенным подтверждением отсутствия факта эксплуатации товара покупателем.
В общем, каждый случай с упаковкой следует рассматривать индивидуально, руководствуясь НПА, логическими убеждениями и конкретными условиями.
Кроме того, покупка товаров с изначально несоблюденными другими условиями из ст.25 ЗоЗПП (б/у, несохранность потребительских свойств, пломб, фабричных ярлыков), также дает продавцу право отказать потребителю в обмене товара.
Кое-что о товарном виде:
К б/у товарам надлежащего качества, уцененным товарам или товарам с оговоренными недостатками, понятие товарного вида не может быть применено, ибо у таких товаров заводской товарный вид изначально нарушен. Закон равняется на заводской товарный вид.
Передача товара без упаковки (с поврежденной упаковкой) может расцениваться как ненадлежащее качество основного товара. Но это одностороннее правило, и в обратную сторону (ненадлежащее качество вследствие отсутствия упаковки при возврате или обмене товара) оно не действует.
Что значит сохранен товарный вид
Одним из условий обмена товара надлежащего качества – является сохранение товарного вида. Четкого определения, что же такой товарный вид, нигде не прописано. Под товарным видом может подразумеваться тот вид товара, который товар имел при продаже (передаче).
По логике, в данном случае, каждая сторона должна вернуть другой ровно то, что получила. В частности, потребитель должен вернуть товар с ненарушенной и сохраненной упаковкой. Целостность упаковки также может служить косвенным подтверждением отсутствия признаков эксплуатации товара.
Немного сложнее с подарочной или коллекционной упаковкой. Ее даже частичное повреждение можно посчитать признаком нарушенного товарного вида, или даже утратой потребительского свойства (которым будет являться та самая подарочная или коллекционная упаковка).
Каждый случай с упаковкой следует рассматривать индивидуально.
Кое-что о товарном виде:
Передача товара без упаковки (с поврежденной упаковкой), согласно ГК РФ, может расцениваться как ненадлежащее качество основного товара (в том случае, когда товар, ввиду его свойств или условий договора, должен быть упакован в обязательном порядке).
Версия о равнении товарного вида на тот, который товар имел при выходе с завода-изготовителя, является ошибочной, т.к. законодательством не запрещено продавцу самостоятельно определять единицы товаров (разкомплектовывать и продавать по отдельности), их комплектацию, объем прилагаемой информации (дополнять, устранять неточности) и др., а также это не может нивелировать права потребителей (при продаже б/у товаров)
Вернуть безвозвратное: 10 лайфхаков для потребителя
Для тех, кто не хочет много читать, у нас есть упрощенная версия с инфографикой и основной информацией: «Вернуть деньги из-за этикетки на английском: памятка для потребителя».
От интернет-заказа можно отказаться в любое время до его получения. Если вы уже забрали товар, у вас 7 дней, чтобы определиться, нужен ли он вам.
Для возврата важно сохранить товарный вид покупки и не потерять чек. Без чека отказаться от покупки тоже можно. Правда, придется подтверждать, когда и у кого вы купили товар. Иногда это несложно. Например, в крупных маркетплейсах история заказов сохраняется. Но в мелком интернет-магазине можно столкнуться со сложностями. Дополнительной страховкой станет онлайн-оплата. Тогда в любой момент вы сможете получить информацию об этой операции в банке. Главное — не забыть дату покупки.
Возврат в течение 7 дней — это преимущество интернет-потребителей. Потому что отказаться можно от любого товара хорошего качества. Единственное исключение — «товар надлежащего качества, имеющий индивидуально определенные свойства», который не смогут использовать другие люди. В одном из дел Мосгорсуд решил, что это правило распространяется на гарнитур, который делали для конкретной кухни (дело №33-25608/2020).
Для офлайн-покупок действует перечень товаров надлежащего качества, возвращать которые нельзя. Это лекарства, косметика, драгоценности, машины и многое другое. Такой перечень упоминается в Законе о защите прав потребителей один раз — в статье, которая регулирует обмен офлайн-покупок. Но иногда суды почему-то ссылаются на этот перечень, когда рассматривают дела о возврате интернет-заказов. Так, в конце 2020-го Первый кассационный суд не разрешил Павлу Дедкову* вернуть часы, которые он купил дистанционно. А в обоснование этого сослалась на действовавший тогда перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену. Возвращать такие покупки нельзя, даже если это интернет-заказ, решила кассация (дело № 88-24269/2020).
Мы направили запрос в Роспотребнадзор, чтобы выяснить его позицию по этой проблеме. Ведомство объяснило нам, что перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые нельзя обменять, применяется только в контексте ст. 25 Закона о защите прав потребителей. То есть лишь при офлайн-торговле. В ст. 26.1 того же закона, которая регулируют дистанционную продажу, об этом акте ничего не сказано. А значит, в таких спорах ссылаться на него нельзя, уверен Роспотребнадзор.
Источник: п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
В продуктовых магазинах много товаров по акциям. Но на кассе часто выясняется, что акция уже закончилась, а сотрудники магазина просто забыли убрать «желтый» ценник. Что ж, это не ваша проблема. По закону продавец должен указывать правильную цену, чтобы потребитель мог сориентироваться при покупке. Информация на ценнике — публичная оферта. Это значит, что магазин согласен отдать товар именно за эти деньги.
А если вы заметили завышенную цену уже после оплаты, продавец обязан вернуть вам разницу между чеком и ценником, разъясняет Роспотребнадзор.
Бережливые потребители часто покупают обувь в конце сезона, потому что тогда начинаются распродажи. Поэтому в марте можно выгодно купить зимние сапоги, а в сентябре — пляжные сандалии. Купленные весной теплые ботинки три сезона лежат в шкафу. Наконец, ближе к декабрю вы надеваете их, а через пару дней находите трещину через всю подошву и несете в магазин.
В магазине, скорее всего, скажут, что гарантия давно кончилась. Ведь она обычно не очень долгая, обычно дней 30. Такие правила действуют, например, в Thomas Münz и Rendez-Vous.
Но для сезонных товаров гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона. Причем, не календарного, а «юридического». Каждый регион с учетом климата самостоятельно определяет времена года для этих случаев. Например, в Воронеже «юридическая» зима длится с середины ноября по середину марта, а в Мурманске еще дольше — с 1 ноября по 1 апреля.
По общему правилу потребитель может вернуть деньги за некачественный товар, если недостатки обнаружились в течение гарантийного срока или срока годности. Но защитить права реально, даже когда гарантия уже закончилась. Как именно — зависит от того, когда проявился недостаток: в течение двух лет после покупки или во время срока службы товара.
Если прошло меньше двух лет, потребителю нужно доказать, что «недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».
Если прошло больше двух лет, потребитель может требовать только устранения существенных недостатков. Доказать нужно то же самое: что они «возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента». Право на такой ремонт сохраняется в течение срока службы товара. Обычно такой срок указывают на упаковке товара или в инструкции. Иногда информацию об этом можно найти на сайте производителя. А если такого срока нет — в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Но в двух случаях у покупателя возникают права на компенсацию расходов за ремонт в другом месте, на замену товара таким же качественным и на возврат денег:
Подробнее о том, как вернуть деньги в этом случае, читайте в нашем материале «Возвращаем деньги за некачественный товар: инструкция».
Источник: п. 5, 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей.
Много лет назад корреспондент, тогда 19-летняя студентка юрфака, купила в магазине крем для лица. Консультант расхваливала его так активно, что корреспондент схватила, не читая упаковку. Уже дома выяснилось, что крем имеет пометку anti-age. Можно было бы отдать его маме, но корреспондент уж очень обиделась на консультанта, которому несколько раз говорила свой возраст.
И по действовавшим тогда правилам, и по актуальным, если косметика хорошего качества, возвращать ее нельзя. Но Пленум Верховного суда еще в 2012-м разъяснил: если потребителю не предоставили информацию о товаре на русском языке, такой товар можно вернуть в разумный срок. При определении разумности нужно учитывать срок годности товара, сезонность его использования и потребительские свойства, говорит ВС. Это значит, что просроченный крем, скорее всего, вернуть не получится. Сроки годности крема нашего корреспондента были в порядке, поэтому она отправилась обратно в магазин. Там приняли претензию, согласились, что anti-age нужно было перевести на русский, и вернули деньги.
Судебной практики по этому вопросу немного. Но она подтверждает, что возвращать таким образом можно и товары надлежащего качества, которые обмену и возврату по общему правилу не подлежат. Так Антону Харину* удалось вернуть генератор — технически сложное устройство, в котором не было производственного брака. К генератору прилагалась инструкция на английском. Харин, судя по всему, был не силен в языках. Подключил машину, как смог, а генератор сломался. Все проблемы из-за того, что продавец не выдал инструкцию на русском, решили суды и обязали магазин вернуть деньги за генератор (дело № 33-16730/2014).
Источник: п. 44, п. 36 Постановления Пленума ВС от 28.06.2012 № 17, п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей.
Покупатель не обязан платить за товар, испорченный случайно. Риск случайных гибели или повреждения товара переходит на покупателя сразу после того, как продавец передал ему товар. Случайно — значит, по причинам, за которые ни продавец, ни покупатель не отвечают**.
Существует единственный способ заставить вас оплатить то, что вы повредили: в судебном порядке магазин должен доказать, что вы нанесли ущерб умышленно, разъясняет управление Роспотребнадзора по Калужской области. Настаивайте, что товар стоял неудобно и вы абсолютно случайно его задели, советует ведомство. Взять силой деньги с потребителя на кассе нельзя даже за испорченный по его вине товар. Магазин должен обратиться в суд.
** Постатейный комментарий к части второй ГК РФ под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: Статут, 2011 ( абз. 277 в СПС «Консультант Плюс»).
Кассир магазина «Красное&Белое» отказался продать Дмитрию Шухову* разливное пиво в бутылку, которую мужчина принес с собой. Тот заплатил 6 руб. за местную тару, а потом пожаловался в московский Роспотребнадзор. Госорган оштрафовал магазин на 11 000 руб. Потому что нельзя ставить покупку одних товаров в зависимость от приобретения других. Владелец «Красное&Белое» пытался оспорить штраф в суде, но не вышло. 9-й ААС заметил, что п. 35 действовавших в 2018-м правил продажи отдельных видов товаров обязывал передавать покупателю развесной продовольственный товар в упакованном виде. При этом брать деньги за тару нельзя. Такая же норма есть и в актуальных правилах продажи отдельных видов товаров.
А вот еще одна ситуация. Покупаем одежду, просим пакет. В одном магазине дают бесплатно, в другом просят заплатить. Кто прав? Первый магазин. Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются потребителю в упаковке, если он об этом попросит.
Источник: п. 36 и 62 правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2463.
Пока товар находится на гарантийном ремонте, потребитель может бесплатно получить вещь, «обладающую этими же основными потребительскими свойствами». Росстат считает товарами длительного пользования те вещи, которые много раз используются в течение нескольких месяцев или лет.
Главный вопрос — что такое «основные потребительские свойства»? Сотовые телефоны изначально предназначены для звонков. Но сейчас они используются для выхода в интернет и оплаты покупок через NFC. А еще у разных телефонов разное качество снимков и скорость работы процессора. Дадут ли вместо последней модели iPhone такую же или ограничатся телефоном, который только звонит?
Потребительские свойства — это совокупность «технических, экономических и эстетических качеств товара, обеспечивающих покупателю наибольшее удовлетворение потребностей», разъяснил не так давно Третий кассационный суд в деле № 88-11910/2020. Там Константин Боков* купил в «Ситилинке» мощный игровой ноутбук MSI. На время его ремонта Бокову хотели выдать простенький ASUS. Но производительность, скорость обработки информации и качество изображения у такого ноутбука гораздо ниже, а экран меньше. Забирать ASUS Боков не стал, но потом потребовал взыскать с «Ситилинка» неустойку за просрочку исполнения его требования о предоставлении другого ноутбука на время ремонта.
«Ситилинк» пытался доказать, что основные потребительские свойства ноутбука — это мобильность, возможность ввода и вывода изображения, работа в сети Интернет, обработка и хранение информации. Боков же просил полностью аналогичный товар, а такой обязанности у продавца нет, настаивала компания. Но суды решили, что скорость работы ноутбука — важная характеристика, которой ASUS не соответствовал. Так потребителю удалось получить 100 000 руб. неустойки, 10 000 руб. компенсации морального вреда и еще 55 000 руб. потребительского штрафа. Получается, что вместо нового айфона должны выдать если не такой же, то очень похожий по характеристикам телефон.
Правило о замене действует не для всех долгосрочных покупок. Правительство утвердило список вещей длительного пользования, на время ремонта которых замена не предоставляется. Это, к примеру, машины, ювелирные изделия, мебель и кухонные плиты.
Источник: п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, Постановление Правительства от 31.12.2020 № 2463, приказ Росстата от 30.12.2014 № 734.
Вы купили стиральную машину, а она перестала работать. Магазин не против починить, но просит организовать доставку. Не торопитесь заказывать грузовик. По закону доставкой крупногабаритных вещей и товаров тяжелее 5 кг на ремонт, уценку, замену и возврат занимается сам продавец. Он не только платит, но и организовывает перевозку. Исключения — если продавец располагается не в вашем городе или отказывается исполнять свою обязанность. Тогда вы заказываете доставку или привозите товар сами, а потом получаете компенсацию расходов от продавца.
По закону недовольный потребитель не обязан направлять претензию продавцу. Можно сразу идти в суд. Но, скорее всего, тогда возникнет проблема с потребительским штрафом. Он назначается только тому потребителю, требования которого не удовлетворили добровольно. А значит, продавец должен узнать в вашем недовольстве до суда.
Не так давно Верховный суд подтвердил: потребитель может претендовать на штраф, даже если не направлял претензию (дело № 56-КГ21-7-К9). В этом деле суд учел, что нарушитель знал о недовольстве своих клиентов, хотя те и не присылали официальные претензии. Чтобы подтвердить свое право на потребительский штраф, в этом споре истцам пришлось пройти четыре инстанции и потратить больше полутора лет.
Поэтому, чтобы упростить себе жизнь, лучше направить досудебную претензию продавцу. Если он откажется возвращать деньги, которые потом взыщет суд, вы с легкостью подтвердите свое право на потребительский штраф.
Источник: п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
* Имена и фамилии изменены редакцией.
Что значит сохранен товарный вид
В продолжение этой темы:
Миф о 14-дневном сроке http://potrebiteli.ru/account/qarto/blog/mif-o-14-dnevnom-sroke
Как вы уже знаете (а если не знаете, то ознакомьтесь по ссылке выше), одним из условий обмена товара надлежащего качества – является сохранение товарного вида.
Четкого определения, что же такой товарный вид, нигде не прописано.
Под товарным видом подразумевается тот товарный вид, который предусмотрен изготовителем.
Безусловно, товарный вид – это вид самого товара. Но на этом рано ставить точку. Наиболее актуальным является вопрос:
Является ли упаковка составляющей товарного вида?
Товарный вид (включающий в свое понятие упаковку) может существовать как для продажи/дальнейшей перепродажи (например, не найдется такой чудак, который вместе с обувью неотделимо носит с собой упаковку) так и для использования товара в таком виде (например для дарения или коллекционирования, где подарочная или коллекционная упаковка имеет особое значение, являясь одним из потребительских свойств товара, а значит и частью комплекта).
По логике вещей, при возврате товара надлежащего качества, каждая сторона должна вернуть другой ровно то, что получила. В частности, потребитель должен вернуть товар с ненарушенной и сохраненной упаковкой, чтобы не ввести продавца в дополнительные траты (как денежные, так и временные) на поиски новой упаковки в связи с последующей перепродажей товара. Стоит отметить, что только принципиальные продавцы затевают спор с потребителем (рискуя в дальнейшем его потерять навсегда) из-за упаковки, восполнить которую в большинстве случаев не составляет особого труда (например, подобрав свою любую другую упаковку).
Кроме того, целостность упаковки служит косвенным подтверждением отсутствия факта эксплуатации товара покупателем.
Вообщем, каждый случай с упаковкой следует рассматривать индивидуально, руководствуясь НПА, логическими убеждениями и конкретными условиями.
Кроме того, покупка товаров с изначально несоблюденными другими условиями из ст.25 ЗоЗПП (б/у, несохранность потребительских свойств, пломб, фабричных ярлыков), также дает продавцу право отказать потребителю в обмене товара.
Кое-что о товарном виде:
К б/у товарам надлежащего качества, уцененным товарам или товарам с оговоренными недостатками, понятие товарного вида не может быть применено, ибо у таких товаров заводской товарный вид изначально нарушен. Закон равняется на заводской товарный вид.
Передача товара без упаковки (с поврежденной упаковкой) может расцениваться как ненадлежащее качество основного товара. Но это одностороннее правило, и в обратную сторону (ненадлежащее качество вследствие отсутствия упаковки при возврате или обмене товара) оно не действует.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
О возврате товара, приобретенного дистанционным способом
О возврате товара, приобретенного дистанционным способом
Дистанционная торговля прочно вошла в нашу повседневную жизнь и с каждым годом завоевывает все большую популярность.
Все больше людей пользуются дистанционным способом приобретения товаров, признавая, что его несомненными достоинствами являются быстрый поиск нужного товара, возможность выбора из широкого ассортимента, более низкая цена, доставка на дом в удобное время.
Продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Правоотношения при осуществлении дистанционной торговли регулируют«Правила продажи дистанционным способом», статья 26.1 Закона о Защите прав потребителя «Дистанционный способ продажи товара», статья 497 Гражданского кодекса РФ «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара» и другие статьи ГК РФ
Согласно п 21 Правилпродажи дистанционным способом»,утвержденных Постановлением Правительства № 612 от 27 сентября 2007г.: «Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара».
Основное здесь – сохранение товарного вида и потребительских свойств. Здесь в отличии от статьи 25 Закона «О защите прав потребителей» «Право потребителя на обмен товаров надлежащего качества» нет обязательного условия, чтобы товар не был в употреблении. Но его товарный вид должен быть сохранен полностью. Если, к примеру, товар был упакован в фабричную одноразовую «блистерную» упаковку, то вскрытие такой упаковки автоматически приводит к потере товарного вида. Отказ продавца в этом случае будет правомерен. Несмотря на условие наличия документа, подтверждающего факт совершения покупки, оно не является обязательным.
Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Такими доказательствами могут послужить свидетельские показания, наличие на упаковке товара фирменной маркировки продавца, гарантийный талон с датой и серийным номером и иные доказательства, которые сможет предоставить покупатель для подтверждения покупки данного товара у конкретного продавца.
Есть определенные небольшие ограничения по товару, который не может быть возвращен продавцу, будучи надлежащего качества по причине охлаждения к покупке.
Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Иных ограничений по товару не существует. Вот здесь мы подошли к очень спорному вопросу о правоприменении «Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» к продажам, осуществленным дистанционным способом. Данный перечень содержит достаточно обширные ограничения по возможности обмена и возврата товара и был издан во исполнение статьи 25 Закона «О защите прав потребителей», регулирующей право покупателя на обмен товаров надлежащего качества. К примеру, это технически сложные товары, товары личной гигиены и контактирующие с пищевыми продуктами, животные и растения и многие другие товары. Очень многие продавцы пытаются его применить и к требованию покупателя о возврате товара, проданного дистанционным способом. Насколько это правомерно? Начнем с того, что ни статья 26.1 Закона «О защите прав потребителей», ни «Правила продажи товаров дистанционным способом» не содержат ссылки на перечень, ограничивающий круг возвращаемых товаров, кроме упоминания о товарах с индивидуально-определенными свойствами. К тому же применение данного перечня противоречит самому принципу возможности возврата товара по причине охлаждения к покупке. Информация о товарах, представленная, принятыми при дистанционной продаже способами, зачастую не дает возможности полного представления о товаре, и отсутствие возможности вернуть такой товар ущемляет права потребителя.
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.