что значит сотрудник бюджетной организации
Кто относится к работникам бюджетной сферы
Содержание статьи
Кто платит зарплату
В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.
В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.
В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.
Кто является бюджетником
В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в муниципальных учреждениях.
Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к бюджетникам относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.
В эту категорию попадает также гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.
Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.
Как ни парадоксально, но в законодательстве до сих пор не существует четкой формулировки, кто относится к категории работников бюджетной сферы. Почему это не прописано в законе, остается загадкой, но в правовых актах, регулирующих трудовые отношения, сам термин присутствует, хоть и не в прямой форме.
Как понять, кто относится к работникам бюджетной сферы?
Самым главным критерием, по которому можно понять, что вы или ваши знакомые - работники данной сферы, является оплата труда, точнее, источник поступления денежных средств для ее погашения. Если перечисление производится из бюджета, то значит вы относитесь к работникам, финансируемым государством, то есть бюджетникам.
Деньги могут выделяться из бюджетов трех уровней:
Но вне зависимости от того, из какого уровня ведется финансирование, это никак не влияет на правовой статус рабочего. Он в любом случае остается работником бюджетной сферы. Кто это - подробно разберем далее.
Типичные представители бюджетной сферы
Основная масса людей, отнесящихся к данной категории, является обслуживающим и руководящим персоналом в государственных учреждениях. Ниже представлен ориентировочный перечень тех, кто считается работником бюджетной сферы в России.
Теперь мы видим, кто это — работники бюджетной сферы, и понимаем значимость для государства поддержки и финансирования граждан этой категории. Отметим, что помимо выделения из бюджета средств на оплату труда, также предоставляются различные льготы, в том числе и на улучшение жилищных условий. Хотя справедливости ради стоит признать, что и здесь сегодня не все гладко.
Численность бюджетников
На сегодня общая численность граждан, занятых в бюджетной сфере, превышает цифру в 14 млн. Из них 3,7 млн работают в государственных учреждениях федерального уровня, остальные - в учреждениях регионального и муниципального уровня.
Как видим, общая численность работников составляет значительную цифру, а значит ложится большой нагрузкой на бюджет.
Также заметим, что все расходы по финансированию лиц, относящихся к работникам бюджетной сферы, всегда закладываются в расходную часть бюджета. Поэтому в случаях, когда происходят задержки выплаты заработной платы или другие перебои с финансированием, вина ложится непосредственно на лиц, отвечающих за это.
Из чего складывается оплата труда
Для всех работников устанавливается тарифная ставка и размер оклада, который они получают. Суммы заработной платы могут сильно разниться, в зависимости от занимаемой должности, стажа, места проживания и т. д. Оклады работников бюджетной сферы во многом зависят от места работы.
Не секрет, что в столице и больших городах учителя, врачи и рабочие других специальностей, отнесенных к категории бюджетников, получают больше, чем их коллеги в регионах. И это одна из проблем, которую до сих пор не в силах решить государство.
Но оплата труда работников бюджетной сферы может зависеть и от других факторов. Так, надбавки положены за совмещение должностей, перевыполнение месячного объема работ, квалификацию. Также может применяться поощрительное стимулирование работников со стороны руководства путем денежных премий.
В некоторых регионах положены более значительные денежные надбавки, так как там заведомо условия жизни тяжелее и требуют больших затрат. В качестве примера можно привести Норильск, относящийся к северным регионам. Там заработные платы выше, но и затраты на оплату услуг ЖКХ также значительно превышают средне-российские.
Регулярно проводится и индексирование заработных плат с учетом инфляции и установленного прожиточного минимума. Но как показывает практика, зачастую оплата во многих категориях работников бюджетной сферы является недостаточной для приемлемого уровня жизни сегодня.
Средняя заработная плата по стране
По статистике, работники бюджетной сферы, кто этого не знает, зарабатывают в среднем меньше всех остальных граждан, занятых в коммерческой и частной сферах деятельности. Да и интерес со стороны потенциальных соискателей к вакансиям в данной сфере тоже ниже. За прошлый год число запросов по данным специальностям составило 3,6 % от общего числа. Это ясно показывает, что в среде трудоспособного населения вакансии в бюджетной сфере не стоят на первых местах при поиске работы.
Уровень средней заработной платы за 2017 год составил 29 тысяч рублей, что также ниже средней зарплаты в целом по стране.
Наглядно разницу в уровне дохода показывает статистика средней зарплаты по городам: в Москве этот показатель наиболее высок (41 тысяча), а самый низкий зафиксирован в Омске (16 тысяч). Как говорится — комментарии излишни, стоит лишь добавить, что обычно в сельской местности и районных центрах уровни зарплат меньше, чем в областных центрах.
Проблемы бюджетной сферы
Теперь зная, кто это - работники бюджетной сферы, и из чего складывается их заработок, нужно упомянуть и о других проблемах, назревших в данной области.
Одним из самых острых вопросов является устаревание оборудования и техники в школах, больницах и других учреждениях. Особенно актуальна данная проблема в малонаселенных пунктах, хотя и в больших городах тоже не все гладко.
Еще одним вопросом является нехватка профессиональных кадров, это также более ощутимо в небольших городах. Причина проста, тут уровень зарплат ниже, чем в городах-мегаполисах, а перспектив практически нет. Все, кто и заканчивает университеты и другие образовательные учреждения, стремятся закрепиться по своей специальности в больших городах. Впрочем, эта проблема характерна и для не бюджетной сферы занятости.
Ну и напоследок скажем, что такой показатель как «средняя заработная плата» весьма условен, ведь он складывается из наименьшей и самой большой оплаты, исходя из чего и выводится среднее значение.
Работники бюджетной сферы – кто к ним относится
В законодательстве нет четкого определения кто относится к работникам бюджетной сферы, однако сам термин в документах, которые регулируют трудовые отношения, существует.
Основным критерием, определяющими что работники относятся к данной области, считается оплата труда, то есть, источник финансирования.
В случае, если перечисления происходят из бюджета, значит, сотрудников финансирует государство (бюджет).
Общие сведения
О деньгах
Денежные средства могут быть выделены из следующих видов бюджета:
Однако, на правовой статус человека совершенно не оказывает влияние из какого вида бюджета ведется финансирование, в любом случае он считается работником бюджетной сферы. Гражданский служащий осуществляет трудовую деятельность на определенной должности согласно акту о назначении и заключенного контракта. При этом он получает денежные средства за счет федерального бюджета либо бюджета субъекта РФ. Большая часть населения, занятого в данной сфере, является работниками государственных учреждений (обслуживающим либо руководящим персоналом).
Примерный перечень работников бюджетной сферы:
— работники налоговой инспекции, деятельность которых связана с пополнением бюджета (регионального и государственного),
— работники казначейства и таможенники,
-работники, занятые в сфере здравоохранения (исключая персонал частных медицинских учреждений),
— работники, занятые в сфере образования (исключая педагогический состав, трудящийся в частных образовательных учреждениях),
— военнослужащие разных категорий (исключая военнослужащих по призыву),
— сотрудники полицейских органов, ученые и т.д.
Теперь мы имеем представление о категориях работников бюджетной сферы и, становится понятна значимость для жизнедеятельности государства финансирования этой части населения.
Кроме финансирования денежных средств из бюджета на выплаты, существует перечень разных видов льгот, направленных, в том числе на улучшение условий их проживания. На сегодняшний день, численность населения, занятого в бюджетной сфере составляет больше 14 миллионов человек. Из них, около 4 миллионов занято в государственных учреждениях, а оставшаяся часть — в организациях муниципального и регионального значения.
Нагрузка на бюджет
Исходя из численности, делаем вывод о том, какая значительная нагрузка ложится на бюджет. Надо сказать, что затраты на финансирование работников бюджетной сферы, однозначно, планируются в расходной части бюджета. В случае задержки выплат по заработной плате, виновны лица, участвующие в планировании бюджетных расходов.
Для бюджетных работников утверждается тарифная сетка и оклад. Размер заработной платы может существенно меняться в зависимости от штатной должности, трудового стажа, местности, в которой трудится работник и т.д. Оклады бюджетникам устанавливаются в соответствии с местом трудовой деятельности. Всем известно, что в Москве и крупных городах врачи, педагоги и другие бюджетники имеют выплаты значительно выше, чем их региональные коллеги. Это большая проблема, которая существует на сегодняшний день.
Надо отметить, что оплата труда категории бюджетников также зависит от других факторов. Например, определенные денежные надбавки предусмотрены за совмещение должностей, квалификацию и т.д. Кроме того, может быть применено поощрение в виде денежных премий от руководства организаций. Есть ряд регионов с тяжелыми условиями для жизни, требующими больших расходов (к примеру, находящийся на севере город Норильск), где заработные платы значительно больше, однако, и расходы на оплату жилья тоже превышают средние по стране.
Несмотря на проводимые индексации, заработная плата работников бюджетной сферы, достаточно низкая. Естественно, и заинтересованность граждан к вакансиям в данной области значительно ниже, чем в любой другой. Большой проблемой является дефицит профессиональных кадров, особенно в маленьких городах. Причина прозрачна — при отсутствии перспектив низкий уровень дохода.
Подробности
В период кризиса, в плане защищенности работники бюджетной сферы имеют некоторые преимущества: в других сферах, в это время уровень зарплат может снижаться, а у бюджетников она индексируется. К тому же данная категория работников вполне может рассчитывать на определенную стабильность и дополнительные бонусы, которые зависят от сферы деятельности. Значительную роль играет место проживания, где бюджетникам льготы определяет местные органы власти (например, выделяются участки земли вне очереди, предоставляется санаторное лечение).
К плюсам также можно отнести отпуска, которые несколько продолжительнее, чем у граждан, работающих на частных предпринимателей. Например, отпуск учителя составляет 60 суток, а рабочая неделя, определенная по закону, составляет от 18 часов. Бюджетники имеют право на обязательные медицинские осмотры на бесплатной основе, для представителей определенных профессий предоставляется скидка на оплату коммунальных услуг.
Дети работников бюджетной сферы на льготных условиях обеспечиваются местами в детских садах (например, дети военнослужащих, воспитателей и полицейских).
Для представителей некоторых профессий (например, медицинских работников, полицейских и преподавателей) государство предоставляет льготы, привлекая их для работы в сельской местности. Например, для медиков, готовых трудиться и проживать в сельской местности, государство выплачивает сумму в 1 миллион рублей, решая, таким образом, жилищную проблему.
Помимо этого, бюджетные работники, работающие на селе, могут рассчитывать на скидку в оплате коммунальных услуг и получении дополнительных средств в качестве премий. Для бюджетников, работающих в сельской местности, предусмотрены льготы при пользовании междугородным транспортом, а также (в зависимости от региона) льгота на оплату стационарного телефона либо покупки твердого топлива. Надо учесть, что для получения перечисленных льгот, специалист должен заключить с госучреждением контракт на срок не менее чем на 5 лет.
Итоги
Государство предлагает специальную программу кредитования для бюджетников — более низкую процентную ставку при покупке жилой недвижимости в ипотеку. Это касается медицинских работников, преподавателей, работников как муниципальных, так и государственных учреждений.
Что значит сотрудник бюджетной организации
Размер льгот зависят от региона и профессии – привилегии учителя будут отличаться от льгот военного или медика, льготы на севере отличаются от льгот в центральном регионе. Но есть и общие преимущества, право на которые имеет каждый сотрудник бюджетной организации, вне зависимости от профиля занятия и места проживания в стране.
Военным и работникам силовых структур доступна льгота на оплату жилищно-коммунальных услуг. Они могут получить «скидку» в целых 50%!
Учителя, врачи и другие сотрудники бюджетных организаций получают не льготу, а компенсацию, которая выглядит как одноразовое начисление в конце года, призванное перекрыть часть затрат на услуги ЖКХ. Правда, размер ее невелик – 1 200 рублей, исходя из среднего показателя по стране.
Что может быть лучше отпуска? Только его продление. Так, по закону у сотрудников бюджетных организаций есть право на удлиненный отпуск, срок которого разнится в зависимости от профессии. К примеру, педагог может взять 60 дней отдыха в год. Лучше всего научным деятелям – их льгота позволяет брать отдых протяженностью в год для написания различных диссертаций. При этом рабочее место остается за сотрудником.
Военнослужащие, силовики и члены их семей имеют право на медицинскую помощь в специально предназначенных поликлиниках или больницах. При этом они могут не иметь при себе страхового полиса, так как лечение оплачивает ведомство. Все остальные имеют право на бесплатный профилактический осмотр.
Бюджетники, которые не имеют крыши над головой, могут взять ипотеку на выгодных условиях. Существует государственная программа кредитования, процентная ставка по которой не выше 10%. Но тут есть подвох: квартира должна быть приобретена в муниципальном доме и иметь нормированную площадь. Так, для одного жильца положена квартира, площадь которой не больше 36 квадратных метров. Если человек семейный, то на каждого члена придется по 18 квадратных метров.
Кто пробовал отправить малыша в детский сад, тот знает, что иногда проще растить его дома, чем устроить в группу. Но есть профессии, которым положено первоочередное право на место для ребенка в саду. Это:
Все остальные такой привилегией обделены. Но учитель или медик могут устроить ребенка в подведомственный сад.
Итак, нужна льгота на жилье или отпуск. Где брать и к кому обращаться? Первым делом, необходимо проконсультироваться с руководством, которое подскажет, какие привилегии имеет занимаемая должность, что и когда можно получить. Вторым источником информации являются органы местного самоуправления. В основном от ведомства зависит начисление льгот и их размер, так как затраты на бюджетника лягут не на государство в целом, а на регион.
Бюджетные организации: понятие, виды
Понятие бюджетной организации закреплено в белорусском законодательстве в БдК, иные определения либо отсылают к нему, либо в той или иной степени повторяют. Разберемся, какие организации относятся к бюджетным, какие виды имеют и как их не перепутать с другими госорганизациями.
Понятие бюджетной организации
Под бюджетной организацией понимают организацию, созданную (образованную) Президентом, госорганами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом госорганизацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 2 БдК).
Таким образом, бюджетные организации характеризуются следующими основными признаками, отраженными на схеме 1 (подп. 1.4 ст. 2 БдК, подп. 2.3 п. 2 ст. 13 НК, подп. 1.3 п. 1, ч. 7 п. 3 ст. 79 БдК, Инструкция N 22).
Обратите внимание!
Бюджетная организация вправе заниматься внебюджетной деятельностью (п. 2 ст. 79 БдК), т.е. зарабатывать самостоятельно. В результате осуществления такой деятельности бюджетная организация получает внебюджетные средства, которые расходует согласно смете доходов и расходов. В общем случае данная деятельность регулируется Положением N 641.
Например, бюджетные организации могут осуществлять следующие виды приносящей доходы деятельности:
— платные услуги (образовательные, медицинские, ветеринарные, физкультурно-оздоровительные, автотранспорта и др.);
— сдачу госимущества в аренду и т.д.
В основном бюджетная организация с точки зрения гражданского законодательства является госучреждением, если она не относится к госоргану (ст. 120 ГК).
Так, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ч. 1 п. 1 ст. 120 ГК).
При этом следует отличать бюджетную организацию от иной госорганизации.
Исходя из определения бюджетной организации и действующего законодательства не относятся к бюджетным:
— организации, получающие дотации или субсидии за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;
— получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности;
— госорганизации с долей собственности государства в уставном фонде.
То есть ЧТУП, ИП, РУП, ОО, ОАО, ЗАО, ООО, ОДО — это не бюджетные организации, хотя и они могут использовать бюджетные средства.
В этом плане следует отличать бюджетную организацию от получателя бюджетных средств. Последним может выступать как сама бюджетная организация, так и иная организация, ИП, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп. 1.44 п. 1 ст. 2 БдК).
Обратите внимание!
Понятие «бюджетное учреждение» в белорусском законодательстве отсутствует, но на практике используется наравне с понятием «бюджетная организация».
В российском законодательстве, например, наоборот, используется понятие «бюджетное учреждение», но нет как такового понятия бюджетной организации.
А по законодательству Союзного государства бюджетное учреждение — это организация, деятельность которой финансируется из бюджета Союзного государства (постановление Совмина Союзного государства от 25.01.2002 N 8).
Некоторые госорганизации могут быть приравнены по статусу к бюджетным. Например, организации, приравненные к бюджетным по оплате труда. В таких организациях необходимо руководствоваться бюджетным законодательством в области оплаты труда работников.
Особенности правового положения отдельных видов госучреждений определяются законодательством (п. 3 ст. 120 ГК).
Примечание
Подробнее об особенностях зарплаты и бухучета в бюджетной организации см. в Путеводителе по бюджетному учету.
Виды бюджетных организаций
Бюджетные организации можно классифицировать по различным основаниям. Рассмотрим только самые основные. Они представлены на схеме 2.
Виды бюджетных организаций
Имущество бюджетной организации
Любое юрлицо среди прочего может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права (п. 1 ст. 44 ГК).
Имущество госучреждения является госсобственностью (республиканской или коммунальной) и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Распоряжение госимуществом осуществляется в соответствии с порядком, установленным Указом N 169 и принятыми в его развитие НПА.
Если же госучреждение вправе и осуществляет приносящую доходы деятельность, то полученными от такой деятельности доходами и приобретенным за счет их имуществом учреждение распоряжается самостоятельно, и учитываются они на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст. 279 ГК).
Общие правила закрепления имущества за бюджетной организацией изображены на схеме 3.
Читайте этот материал в ilex >>
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex