что значит социально культурная деятельность

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определение понятия СКД по Киселевой и Красильникову: Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей.

Определение понятия СКД В.В. Туева.

СКД – это деятельность общества по приобщению человека к культуре.

СКД – это управляемый (средство) обществом (субъект) процесс приобщения (цель) человека (объект) к культуре.

СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре.

СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активное включение самого человека в этот процесс.

СКД – это управляемый обществом, педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.

СКД— особая сфера социальной жизни общества, достаточно локальная и самоорганизованная, много институциональная.

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

-характеризуется многообразием видов

-РФ располагает большим количеством институтов,

создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

Отличительные черты СКД:

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Сфера (от греч. sphaira — шар). 1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния). 2) Общественное окружение, среда, обстановка.

Социальная сфера – это особая область государственной и общественной жизни и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.

Социальная сфера— непроизводственная, направленная на приобщение человека к культуре. Входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. В числе подсистем социальной сферы находится социально-культурная сфера, но отличается от других систем, т.к. имеет дело с культурой, культурными ценностями, их созданием, потреблением, накоплением. Деятельность СКС и есть СКД.

Сеть социально-культурной сферы— это совокупность социальных институтов культуры и досуга, действующих в масштабах региона в условиях формирования рыночной экономики, и объединенных единством цели и задач в рациональной организации свободного времени населения.

Виды сети социально-культурной сферы:

1. федеральные учреждения (национальный театр, Третьяковская галерея и крупные коллективы содержатся за счет государства).

2. республиканские учреждения ( подчинены министерству культуры содержатся этим министерством – наш университет)

3. областные ( краевые) библиотека им. Федорова, краеведческий музей, департамент культуры.

4. городские (муниципальные)

5. районные государственные.

6. сельские (передвижные учреждения СКС (автоклубы, автопланетарии,

— создание условий для активного отдыха населения;

— предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива

— оказание услуг населению (в т.ч. платных);

— методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;

— игровая и концертная деятельность;

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые,

индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)

2. Физкультурно – оздоровительные –организация спортивно-развлекательных мероприятий,

создание условий для занятия спортом.

3. Образовательные –организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.

4. Стимулирование творческой активности –проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.

5. Досуговое общение –проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.

6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Библиотека –учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.

Туев В.В. «Технология и организация инициативных клубов» и «Как организовать свой клуб?», Калинин Иван Егорович «Записки клубника» и «Клубная встреча».

Клубные учреждения –массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

КДД(культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

Музей– научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Свободное время –часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.

Источник

Те, кто интересуется специальностью «Социально-культурная деятельность», кем можно работать, сколько зарабатывать, где учиться и какие экзамены сдавать, могут почерпнуть главную информацию из данной статьи.

Специалисты направления «Социально-культурная деятельность» (СКД) должны обладать большим кругозором, хорошими педагогическими и организаторскими навыками, так как их основная деятельность состоит в проведении досуговых мероприятий, направленных на повышение культурного уровня отдельно взятого учреждения, города, региона и т. д.

что значит социально культурная деятельность. Смотреть фото что значит социально культурная деятельность. Смотреть картинку что значит социально культурная деятельность. Картинка про что значит социально культурная деятельность. Фото что значит социально культурная деятельность

Помимо этого выпускники факультета СКД занимаются сохранением и приумножением культурных ценностей, маркетингом и менеджментом в развлекательной сфере, преподаванием практических и теоретических предметов в соответствующей области, просветительской и воспитательной работой.

Исходя из этого, можно понять, что деятельность специалистов, окончивших направление СКД, направлена на человека: на его просвещение, социализацию и культурное воспитание.

Крупные вузы России для обучения по специальности СКД

Высших учебных заведений, обучающих по направлению «Социально-культурная деятельность», не так уж и много.

что значит социально культурная деятельность. Смотреть фото что значит социально культурная деятельность. Смотреть картинку что значит социально культурная деятельность. Картинка про что значит социально культурная деятельность. Фото что значит социально культурная деятельность

Больше всего их в Москве и Уфе (по 3 учреждения), но также есть возможность получить образование в данной сфере во Владивостоке, Екатеринбурге, Самаре и Омске (по 2 учреждения).

Самыми популярными и востребованными вузами являются:

Московский городской педагогический университет;

Санкт-Петербургский государственный институт культуры;

Московский государственный институт культуры;

Российский государственный социальный университет;

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;

Краснодарский государственный институт культуры.

Экзамены, необходимые для поступления

Для каждого 11-тиклассника самыми сложными вопросами на весь оставшийся учебный год становятся: «Кем мне быть?» и «Какие предметы сдавать?».

что значит социально культурная деятельность. Смотреть фото что значит социально культурная деятельность. Смотреть картинку что значит социально культурная деятельность. Картинка про что значит социально культурная деятельность. Фото что значит социально культурная деятельность

Если первый вопрос сугубо личный и зависит от множества факторов, то на второй намного легче дать ответ, если вы уже определились с профессией или пошли методом исключения сложных для вас предметов.

Если выпускник твёрдо решил, что хочет связать свою жизнь с социально-культурной деятельностью, то ему предстоит сдать ЕГЭ по следующим предметам:

история / обществознание / английский язык (по выбору конкретного вуза).

Помимо этого, некоторые университеты принимают экзамены по другим видам вступительных испытаний, но это уточняется индивидуально.

Сроки обучения и форма обучения

Сроки и форма вполне стандартные:

очная форма – 4 года;

заочная форма – 5 лет.

Какие предметы изучают студенты

Чтобы стать полноценным специалистом по направлению «Социально-культурная деятельность», необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, социальными навыками и глубокими познаниями в таких науках, как: культурология, право, педагогика, социология, психология, политология.

что значит социально культурная деятельность. Смотреть фото что значит социально культурная деятельность. Смотреть картинку что значит социально культурная деятельность. Картинка про что значит социально культурная деятельность. Фото что значит социально культурная деятельность

По этой причине большинство университетов придерживаются такой программы:

русская и зарубежная литература;

история кино / музыки / искусств;

основы культурной политики;

история, теория, методология СКД.

На выходе получается специалист, готовый:

руководить культурно-развлекательным учреждением, организовывать его деятельность, осуществлять набор кадров и поиск финансирования;

проводить культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на разные возрастные и социальные группы;

формировать общественное мнение в отношении какого-либо культурного памятника или события;

заниматься экспертизой и диагностикой объектов социально-культурного сервиса;

создавать новейшие технологии развития досуговой области.

Кем можно работать после обучения

Студент факультета «Социально-культурная деятельность» может выбрать одну из представленных профессий:

Источник

Что значит социально культурная деятельность

1. Основные термины СКД.

3. Эволюция культурно –просветительной работы

4. Особенности современной социокультурной ситуации.

5. О сновные направления и содержание социально-культурной деятельности

Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­ циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео­ рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­ пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­ альной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно мо­ жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­ дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви тии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­ шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­ говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­ но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­ шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­ тивного самоутверждения.

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­ сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­ дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ ленных общественных движений и инициатив, средством ис­ пользования свободного времени различными группами населе­ ния.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере.

Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность’, право на приобщение к культурным ценностям’, право на гу­манитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .

Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют

основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

Источник

Что такое социально-культурная деятельность

Содержание статьи

что значит социально культурная деятельность. Смотреть фото что значит социально культурная деятельность. Смотреть картинку что значит социально культурная деятельность. Картинка про что значит социально культурная деятельность. Фото что значит социально культурная деятельность

Понятие социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в сфере культуры и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.

Источник

Раздел 6. Социально-культурная деятельность

Раздел 6. Социально-культурная деятельность

Социально-культурная деятельность имеет своей целью организацию форм и определение содержания свободного времени (досуга) граждан России. Она направлена на предоставление культурных благ населению и, в связи с этим, решает задачи сохранения, создания и распространения нематериальных культурных ценностей. В процессе социально-культурной деятельности происходит не только удовлетворение, но и формирование потребности практически всех категорий населения в интеллектуальном, творческом и культурном развитии.

Реализация социально-культурной деятельности в Российской Федерации осуществляется в различных учреждениях культурно-досугового типа (дворцах и домах культуры, клубах, центрах творчества, искусства и досуга, спортивных комплексах и т.п.), в том числе и в передвижных комплексах. В 2013 году обозначилась тенденция увеличения количества клубных формирований (0,6%) и их участников (2%) по сравнению с 2012 годом, что является позитивной тенденцией социально-культурной деятельности, свидетельствует о наращивании творческого и инновационного потенциала этих учреждений, укрепления в Российской Федерации благоприятных условий для занятий любительским художественным творчеством.

В 2013 году учреждения культуры активизировали работу по обеспечению доступности культурных благ и услуг для всех групп населения, включая социально незащищенные слои населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, дальнейшее развитие получила работа по созданию альтернативных форм досуга для детей с различными социально-психологическими проблемами. Проводятся мероприятия досугового, просветительского и развивающего характера для детей из опекунских, многодетных, малообеспеченных семей. Ежемесячно проходят клубные заседания, беседы, встречи, организуются медицинские, юридические и психологические консультации, осуществляется анонимный прием наркозависимых подростков с целью оказания помощи в кризисных ситуациях, работают «телефоны доверия». Ведется планомерная работа по реабилитации и социализации населения средствами культуры, а также пропаганде здорового образа жизни.

6.1. Народная художественная культура и любительское творчество

В 2013 году в культурной политике Российской Федерации укреплялась тенденция поддержки национальных этнических культур (которых насчитывается 180) с целью сохранения их специфических особенностей и как важного фактора политической стабильности. Эффективным средством сохранения и распространения народной художественной (исторически достоверной, аутентичной) культуры стало создание региональных реестров объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (ОНКН). В 2013 году была продолжена целенаправленная работа по формированию каталога ОНКН, выявлению и сбору информации об объектах нематериального культурного наследия народов России. Наиболее активно такая работа велась Государственным Российским Домом народного творчества совместно со специалистами их 24 субъектов Российской Федерации. В 2012-2013 годах работа по этому направлению дала значительные результаты не только в части увеличения количества выявленных и описанных объектов в регионах, но изменила во многом отношение специалистов и органов управления культурой к этой важной задаче. В регионах активизировалась деятельность по формированию собственных реестров ОНКН, создаются региональные экспертные советы и комиссии, принимаются соответствующие законодательные и нормативные акты, а в региональные программы по культуре внесены проекты по сохранению ОНКН. Распространению народной художественной культуры содействуют всероссийские культурные акции (фестивали, конкурсы, смотры, концертная деятельность), в ходе которых происходит непосредственная передача знаний, умений от исполнителей к зрителям.

В практике сохранения народных песенных и обрядовых действий все более широкое распространение получают процессы создания социальных механизмов передачи от поколения к поколению имеющегося опыта и знаний. В этой связи обращает на себя внимание расширяющаяся практика казачьих хоров и ансамблей, воспроизводящих либо аутентичные, либо стилизованные фольклорные, а также сохраненные в семейных обычаях вокально-танцевальные, обрядовые действа, что способствует передаче культуры казачества детским и юношеским коллективам. Работа таких казачьих ансамблей как раз направлена на закрепление в подрастающих поколениях «буквы и духа» своей субкультуры.

В современной художественной практике любительства можно говорить о существовании повседневного бытового художественного творчества, которое не поддается измерению, так как оно в форме художественно-культурной деятельности проявляется в повседневной жизни людей: во время праздников в кругу семьи, в украшении дома, в дизайне интерьеров, в подборе элементов одежды, в коллекционировании открыток, книг, музыкальных записей. Любительство выходит в пространство сети Интернет в форме специальных сайтов с собственными интернет-публикациями прозаических и поэтических произведений, создания собственных «выставочных» сайтов живописных, фото-произведений. Любительство проявляется в стремительно развивающихся и трудно поддающихся систематическому количественному учету группах музыкантов, танцоров (хип-хоп, брейк-данс, джампстайл, паппинг, тектоник и др.), стрит-арте, граффити и других молодежных художественных увлечениях.

Важным направлением работы по сохранению и распространению народной художественной культуры в 2013 году была научно-просветительская и научно-исследовательская практика. Она проводится как методическими отделами клубных учреждений, так и, по своему прямому назначению, научно-методическими центрами народного творчества. Следует отметить, что многочисленные конкурсные, фестивальные и им подобные мероприятия сопровождаются проведением «круглых столов», мастер-классов, открытых дискуссий, выступлений приглашаемых преподавателей вузов, дирижеров, хореографов, профессионалов-исполнителей на народных музыкальных инструментах, художников-прикладников. В ходе проведения конкурсов, смотров и фестивалей осуществляется видео- и фотосъемка мероприятий, что позволяет пополнять информационные базы данных народных коллективов, создавать ценные архивы документальных образцов разных видов и форм народной культуры. Немаловажную роль в поддержании интереса среди профессионалов и любителей к проводимой работе учреждениями культуры играет присуждение Премий Правительства Российской Федерации за вклад в развитие народного творчества.

Не менее популярными, чем конкурсы, являются также фестивали и мастер-классы мастеров декоративно-прикладного искусства, кружки и учебные мастерские, участники которых овладевают разными традиционными ремеслами (вышивка, текстильная кукла, ткачество и плетение поясов, лоскутное шитье, художественный бисер, резьба по дереву, роспись по дереву, художественная береста, изделия из растительных материалов, керамика и др.). Серия ежегодных выставок современного творчества народных мастеров и художников-любителей России включена в комплексный проект «Сокровища российской глубинки», аккумулирующий деятельность центров народного творчества, центров традиционных ремесел, творческих коллективов России. Он проводится в целях сохранения и популяризации многообразия национальных культур, сохранения единого культурного пространства и укрепления межрегионального культурного сотрудничества на основе общности национальных традиций и эстетических идеалов в нашей стране.

Большую работу проводил в 2013 году и подведомственный Минобрнауки России ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», целями деятельности которого являются: оказание методической помощи учреждениям культуры и образовательным организациям, осуществление просветительской, культурно-досуговой деятельности, развитие любительского художественного творчества.

6.2. Деятельность клубных учреждений и многофункциональных досуговых центров и другие формы организации свободного времени граждан

Деятельность клубных учреждений и досуговых центров в современных условиях отличает больший демократизм, доступность проводимых мероприятий для самых разных слоев населения, как с точки зрения содержания организуемых мероприятий, так и с финансовой точки зрения. Клуб предоставляет посетителям возможность выбора тех или иных форм проведения досуга, заранее ориентируясь на уровень образования и культурных запросов жителей региона. В 2013 году клубная «индустрия» в нашей стране превратилась в понятную и принимаемую самыми широкими слоями населения авторитетную социально-культурную систему. Указанная система представлена самыми многообразными видами клубных учреждений. Среди них традиционные формы: клубы, дома и дворцы культуры, центры культуры, досуга и искусств; культурно-спортивные, социально-культурные, культурно-досуговые комплексы, а также вновь создаваемые многофункциональные культурные центры (МКЦ), ориентированные на культурные запросы и интересы определенных профессиональных, национальных и других социально-демографических категорий населения; центры эстетического воспитания детей; центры технического творчества; клубы и дома творческой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров; центры традиционной культуры; дома ремесел и фольклора; национально-культурные центры; учреждения культуры, специализирующиеся на передвижном характере деятельности, с использованием транспортных средств и другие.

По данным ГИВЦ, по количеству клубных учреждений сельские местности и поселки городского типа опережают город, для которого клубы не являются культурными институтами первого уровня, что отражено на рисунке 19. Их доля в общем количестве учреждений культуры федерального, регионального и муниципального уровней в 2013 году составила 48% от общего числа учреждений культуры. Вместе с тем, проводимая в стране политика оптимизации деятельности государственных учреждений сопровождается как сокращением штатной численности сотрудников, так и сокращением самих учреждений.

Так, по данным ГИВЦ, численность культурно-досуговых учреждений, подведомственных Минкультуры России, в 2013 году составила 41716 единиц (на 4% меньше по сравнению с 2012 годом).

выравнивания диспропорций в качестве предоставления и разнообразия культурных услуг для граждан в малых городах России;

создания новых возможностей для творческой самореализации, духовного обогащения и физического развития жителей малых городов;

содействия полноценному межнациональному культурному обмену;

повышения качества жизни граждан;

развития городской инфраструктуры и создания новых рабочих мест;

предотвращения оттока населения из малых городов.

Минкультуры России разработало четыре варианта планировки таких центров, которые оптимизированы по внутренней наполняемости и затратам на строительство. Площадь центров составит от 1300 до 1800 кв. м в зависимости от потребностей конкретного города. К 2015 году в России будет создано от 40 до 50 таких центров. На эти цели будет выделено около 2 млрд рублей.

Принципиально новым явлением, появившимся в культурной жизни последних лет, является формирование этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Их появлению предшествовала большая работа различных отечественных организаций, связанная с решением комиссии Совета Европы по правам национальных меньшинств. Минкультуры России учрежден Культурный форум национальных меньшинств. В октябре 2013 года в Забайкальском крае состоялся III форум, в котором приняли участие делегации от каждого субъекта Российской Федерации, входящего в Сибирский федеральный округ. Организован и проведен IV Межрегиональный смотр деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока нашей страны.

В поисках форм дополнительного финансирования клубные учреждения (особенно районного масштаба) использовали в 2013 году системы контактов с разными организациями. В рамках уставной деятельности они на своей базе проводили зональные ярмарки предпринимательства, сельскохозяйственные ярмарки, педагогические и просветительские конференции, свадебные мероприятия, оказывали помощь в проведении гастрольной деятельности приезжающим из разных регионов ансамблям и солистам, театральным студиям. Этот комплекс мероприятий позволил в 2013 году в целом сохранить положительные тенденции деятельности клубных учреждений, реализующиеся в практиках клубных формирований.

6.3. Культурно-просветительская деятельность и патриотическое воспитание

В связи с изменением социально-экономических и политических условий жизни государства патриотическое воспитание становится отдельным специальным направлением деятельности, реализующимся в практике учреждений культуры. Просветительская деятельность клубных формирований сегодня реализуется через участие в разнообразных видах народного творчества, клубах патриотической и правовой направленности, кружках по подготовке к семейной жизни и других. Тенденцией 2013 г. стала корректировка содержания культурно-просветительской работы в связи с миграционными процессами, характерными для всей России в целом и мегаполисов, в частности, что способствовало сохранению межкультурного диалога.

Патриотическое воспитание, основанное на положениях государственных программ, осуществляется с учетом местных, территориальных особенностей, истории и культуры по следующим направлениям:

Все эти направления взаимосвязаны между собой и в практической деятельности объединены едиными целями, задачами, мировоззренческо-идеологическими основами, принципами, формами и методами воспитания.

В современной социокультурной ситуации все более актуальным становится обращение к феномену традиционной культуры, потенциал которой раскрывается в способности содействовать патриотическому воспитанию населения, становлению личности через воссоздание общности судеб человека и народа. Традиционная культура способна обеспечивать трансляцию духовных ценностей и социального опыта, а также национально-культурную самоидентификацию и реализацию творческих возможностей граждан.

В целях совершенствования системы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, формирования общероссийской гражданской идентичности, а также совершенствования системы сохранения культурного наследия народов Российской Федерации в последнее время создаются предпосылки для улучшения духовного здоровья общества, сохранения и развития культурных и нравственных ценностей. На государственном уровне принимаются меры в виде программ и конкретных мероприятий в сфере традиционной народной культуры. Уникальными по своей значимости и воспитательному воздействию в духе патриотических традиций стали крупномасштабные культурные акции, прошедшие в 2013 году: Всероссийская культурно-патриотическая акция, посвященная 70-летию Курской битвы и Всероссийский фольклорный конкурс «Казачий круг».

Во исполнение решения Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества от 15 февраля 2010 г. и в соответствии с утвержденными Комиссией по организации государственной поддержки и развитию самобытной казачьей культуры, казачьих художественных коллективов, детского творчества от 25 декабря 2012 г., положением и графиком проведения Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг», в 2013 году успешно состоялись четыре межрегиональных этапа конкурса: в Ростове-на-Дону 10-12 апреля, Екатеринбурге 17-19 мая, Обнинске Калужской области 20-22 июня и Хабаровске 21-23 ноября. В отборочных этапах конкурса «Казачий круг» приняли участие 98 творческих коллективов из 42 регионов Российской Федерации с общим количеством 1300 участников.

В 2013 году Минкультуры России являлось ответственным исполнителем по 13 мероприятиям государственной политики в сфере патриотического воспитания в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Так, например, была создана и проведена мобильная экспозиция «Сибирь в Первой мировой войне», раскрывающая тему военно-патриотического воспитания молодежи в процессе поиска новых источников и изучения забытых фактов, восстановления памяти об участии воинских соединений Сибири в Первой мировой войне.

В 2013 году проведен фестиваль-конкурс на лучший художественный и документальный фильм патриотической направленности. В рамках конкурса проводились пресс-конференции, круглые столы, мастер-классы, в работе которых приняли участие профессиональные кинематографисты.

Росархив продолжил в 2013 году работу по информационному наполнению раздела «Победа» интернет-сайта «Архивы России», куда, дополнительно к имеющимся, включено около 300 фотографий из Российского государственного архива кино-фотодокументов и ГАРФа. В 2013 году продолжилась работа над 6-ти томным сборником архивных документов «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963 годы».

В рамках мероприятий по созданию видеофильмов и видеоархива воспоминаний участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были созданы неигровые фильмы по следующим темам:

«О малоизвестных героических страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;

«О героических эпизодах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;

«О днях воинской славы России»;

«О памятных датах истории России»;

«О городах, удостоенных звания «Город воинской славы»;

«О доблести советских воинов в Афганистане»;

«О трагических событиях войны в Афганистане».

Ряд программ и мероприятий патриотической направленности было проведено Минкультуры России совместно с РВИО. Среди них следует отметить разработку проектов по созданию в Москве и других городах России памятников, посвященных Первой мировой войне, а также скульптурной композиции «Прощание Славянки», конкурса «Имя Победы» и др.

В 2013 году в рамках изучения, сохранения и пропаганды отечественного военно-исторического наследия было проведено значительное количество мероприятий. Среди наиболее значимых следует отметить:

Подготовка празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2013 г. N 417 «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» Минкультуры России был разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы;

Мероприятия к 100-летию начала Первой мировой войны В 2013 году утвержден состав Оргкомитета во главе с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкиным и разработан план основных мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны. Программа мероприятий включает большой комплекс научно-исследовательских, культурно-просветительных, художественно-творческих и информационных проектов.

В числе ключевых мероприятий юбилея проведение исторической реконструкции боевых действий на исторических местах сражений Первой мировой войны в Калининградской области. 24-25 августа 2013 г. при поддержке Минкультуры России состоялся военно-исторический фестиваль «Гумбинненское сражение. Август 1914-го». Историческая реконструкция стала иллюстрацией одного из боевых эпизодов начального этапа Первой мировой войны. Кроме того, в рамках 100-летия начала Первой мировой войны состоялся открытый Всероссийский конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника в Москве, посвященного российским героям и воинам, павшим в годы Первой мировой войны.

Мероприятия к 200-летию заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 635-р образован организационный комитет по подготовке мероприятий, связанных с 200-летием заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. 25 июня 2013 г. прошло первое заседание оргкомитета, на котором был утвержден план основных мероприятий, посвященных 200-летию заграничных походов русской армии 1813-1814 годов.

Среди мероприятий, связанных с популяризацией российского морского наследия, следует отметить кругосветное плавание, посвященное 1150-летию зарождения российской государственности, которое совершил знаменитый парусник «Седов» в 2012-2013 годах. В ходе путешествия «Седов», будучи сам объектом морского наследия, совершил заходы в 32 порта 24 стран. На борту парусника была размещена выставка Музея Мирового океана, посвященная истории российского судостроения.

Ряд специальных программ, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, был реализован Минкультуры России совместно с РВИО.

6.4. Регулирование деятельности сельских домов культуры,
многофункциональных культурных центров и мобильных многофункциональных центров

В рамках ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)», связанной с формированием единого культурного пространства страны, одним из способов эффективного решения этой задачи является регулирование различными государственными структурами деятельности сельских домов культуры, многофункциональных культурных центров (МКЦ) и многофункциональных мобильных центров.

Сельские дома культуры наряду с библиотеками являются самым многочисленным типом учреждений культуры в Российской Федерации. Их доля в 2013 году в общем количестве учреждений культуры федерального, регионального и муниципального уровней составила 48% от общего числа учреждений культуры.

Рассматривая перспективы развития многофункциональных центров на селе, следует иметь в виду, что государственный курс на строительство принципиально новых МКЦ ориентирован на малые города, но не на сельские местности, которые в силу малочисленности их населения, территориальной разобщенности и недостатка средств не могут ни заполнить, ни обслужить крупное сооружение. Поэтому для сельской местности более приемлема форма мобильного МКЦ. Число таких центров в целом по стране недостаточно.

Современная практика регулирования деятельности сельских домов культуры, многофункциональных (модельных) домов культуры, подобно регулированию деятельности иных учреждений, осуществляется на трех уровнях, и, в соответствии со спецификой этих уровней, распределяются их функции. Это федеральный, региональный и муниципальный уровни. На долю каждого из них выпадают определенные задачи по руководству отраслью и ее институтами, реализация присущих им функций. ГИВЦ ведет мониторинг состояния сельских учреждений культуры.

В 2013 году активизировалась аналитическая работа по оценке эффективности деятельности учреждений культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации, изучению научно-методического сопровождения социально-культурной деятельности в регионах России на основе методики, разработанной по заказу Минкультуры России. Во главе этой системы находятся Государственный Российский Дом народного творчества и региональные Д(Ц)НТ. Эти учреждения ежегодно проводят различные мероприятия, организуют праздники, фестивали, конкурсы, семинары и конференции с целью поддержки качественного уровня социально-культурной деятельности в малых городах и сельских местностях, участвуют в международных мероприятиях, связанных с демонстрацией народного художественного творчества, аккумулируя достижения в области изучения и сохранения нематериального культурного наследия.

В 2013 году регулирование деятельности сельских досуговых учреждений в целом было связано с развитием в них многообразных направлений, компенсирующих отсутствие разветвленной сети учреждений культуры на селе.

6.5. Культура детства, услуги в сфере культуры для детей

Специалисты клубных учреждений, организаторы подросткового и молодежного досуга обладают необходимым багажом знаний в сфере художественной культуры, психолого-педагогических наук, знаниями теории и практики досуга, социологии рекреации. Они имеют практические навыки изучения предпочтений и потребностей молодежи, внедрения в практику новых методов культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговая работа с подростками и молодежью носит комплексный характер. Основными и приоритетными направлениями в этой деятельности клубных учреждений традиционно являются:

создание условий для творческой самореализации молодежи путем участия в клубных формированиях;

эстетическое воспитание и образование молодежи;

воспитание духовности, патриотизма, нравственности;

формирование здорового образа жизни и гражданской культуры среди молодежи.

Одним из приоритетных направлений в деятельности клубных учреждений является работа по сохранению нематериального культурного наследия, развитие и пропаганда традиционной народной культуры.

В 2013 году отчетливо обозначилась потребность активизации при реализации досуговой и развлекательной функции учреждений культуры ее воспитательной, познавательно-образовательной и информационной составляющих, направленных на достижение гармоничного, эффективного существования личности во всех сферах жизни, формирование нравственной, гражданской позиции у подрастающего поколения, что связано как с тенденцией ограничения у современной молодежи временного пространства на отдых и развлечение, так и с недостаточностью услуг в этой нише на рынке развлечений.

Потенциальные возможности развития досуговой деятельности населения на базе Домов культуры (клубов) весьма широки в связи с потребностями молодежи в общении. При планировании мероприятий нельзя упускать из виду заинтересованность в этом аспекте деятельности учреждений культурно-досуговой сферы со стороны социально незащищенных слоев населения, особенно таких, как люди с ограниченными возможностями здоровья.

Особо выделяется блок работы с молодой семьей: в структуре времени, свободного от работы, значительная доля приходится на уход за ребенком, поэтому востребованы совместные формы активного досуга; кроме того, молодые родители часто говорят о наличии ситуаций с детьми, требующих профессиональных консультаций психолога и педагога.

Еще одним направлением развития деятельности учреждений культуры является кружковая, клубная работа, ориентированная на допрофессиональную подготовку подростков. В результатах исследований отчетливо просматривается заинтересованность родителей в допрофессиональной подготовке детей и юношества, а также их готовность сделать определенные шаги в этом направлении, с одной стороны, и предпочтение юношества по сферам профессиональных интересов, с другой.

В работе учреждений культуры необходимо также учитывать растущий в последнее время интерес к кружкам и объединениям информационной и экономической направленности: информатика, компьютерные классы, школа делового общения, кружок юного организатора, бизнес-школа.

В динамике услуг для детей и молодежи в сфере культуры прослеживается сдвиг в формах общения: от непосредственного контакта к виртуальным сообществам, где происходит обмен культурной информацией. Для молодых людей не только в городах, но и в некоторых сельских местностях привычной формой времяпрепровождения стало посещение Интернет-кафе. Только 26% культурно-досуговых учреждений в системе Минкультуры России в 2013 году были подключены к сети Интернет.

Практика показывает, что потребность молодых людей в культуре выражается в деятельном участии в творческом процессе, научно-техническом творчестве, изучении и восстановлении региональных особенностей народного творчества, спортивной, военно-поисковой деятельности и др. Молодежь откликается на мероприятия, связанные с историко-военными и гражданскими мероприятиями, проводимыми местными органами власти, учреждениями культуры и общественными организациями.

Разнообразные формы работы с молодежью, реализуемые силами специалистов культурно-досуговых и образовательных учреждений, включены в целевые региональные программы, направленные на улучшение социально-экономической и культурной ситуации конкретной территории и реализуемые в конкретных мероприятиях, таких, как забота о местах воинских захоронений, проведение Вахт памяти, участие в трудовых субботниках.

Особое место в современной работе с молодежью занимает формирование здорового образа жизни и борьба с наркозависимостью. По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в 2013 году приостановлен рост наркомании*(21). Во всех регионах страны учреждения культуры регулярно ведут антинаркотическую работу с молодыми людьми, ежемесячно проводят тематические беседы, часы информации, устные журналы, викторины, встречи молодежи с психологами, юристами, представителями волонтерских общественных и религиозных организаций, представителями Районных отделов внутренних дел (РОВД), медицинскими работниками.

6.6. Рекреация и индустрия развлечений

К рекреационной сфере культурной жизни общества относят такой социокультурный институт, как парк и его различные модификации (аквапарки, океанариумы, зоопарки, природные заповедники и др.). В стране в 2013 году, по данным ГИВЦ, насчитывалось 329 парков культуры и отдыха, 30 государственных зоопарков*(22), 16 стационарных дельфинариев, 13 океанариумов. Сафари-парков в России пока только пять. При учете зоопарков, дельфинариев, океанариумов, а также сафари-парков общее количество развлекательных объектов на базе (с использованием животного и растительного мира) достигает 96. Будучи институтами массовой культуры, эти парки выполняют разнообразные социально-культурные функции. В частности, к 2013 году при парках создано 1148 клубных формирований, что составляет 0,3% от их общего числа. На базе парков в 2013 году проведено 63162 культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий.

Деятельность парков регулируется различными нормативно-правовыми документами, контролируется (подобно всем другим учреждениям культуры) государственными (республиканскими, областными, краевыми, районными и другими) административными органами.

Исторические парки есть во всех областях России. Они, как правило, возникают на базе усадебных парков, создаваемых вокруг бывших усадеб дворян, купцов, а также монастырей. Их состояние зависит от финансовых, исследовательских и реставрационных возможностей регионов. Основным содержанием деятельности таких парков является ознакомление посетителей с историческими памятниками, особенностями ландшафтной архитектуры. Сохранившиеся и отреставрированные исторические здания, послужившие основой создания парков, используются для музеев, выставок, мест проведения различных мероприятий. Широкую известность получили парки Петергофа, Царского Села, Царицыно, Кусково и др.

Ландшафтные парки (или пейзажные) представляют собой культивированную природную зону, имеющую разные сочетания природных факторов (холмы, ручьи, лесные массивы, поляны и др.) с встроенными элементами садово-парковой архитектуры или без таковых.

Тематические парки могут создаваться вокруг самых разнообразных тем: история, культура, география и т.д. Это относительно новое явление определяется в Туристическом словаре 1999 года как «парк, предоставляющий своим посетителям широкий набор развлечений, объединенных общей темой». Этот вид парков как форма организации досуга и развлечений в нашей стране пока не получил широкого распространения. Как правило, это искусно созданная миниатюрная копия какого-либо географического объекта в виде мини-города, страны, региона по типу «Дисней-лэнда». Примером такого парка может служить возводимая в Домодедовском районе Подмосковья на площади в 1 тыс. га мини-копия территории России, на которой будут представлены макеты выбранных телезрителями наиболее красивых и исторически значимых природных и культурных объектов.

К 2020 г. в Российской Федерации планируется создать еще 11 новых заповедников, 16 национальных парков, один федеральный заказник, а также расширить границы 12 уже существующих особо охраняемых территорий.

Для содействия решению проблем в современном парковом хозяйстве, его развитию созданы две организации: Союз ассоциации и партнеров индустрии развлечений (САПИР) и Российская Ассоциация Парков и Производителей Аттракционов (РАППА).

Выводы и предложения

В ближайшее время необходимо обновить законодательную и нормативно-правовую базу в области организации досуговой деятельности. В том числе осуществить подготовку проекта федерального закона «Об организации и деятельности учреждений культуры в малых городах и сельских местностях Российской Федерации».

В каждом регионе страны необходимо определить потребность в мобильных многофункциональных культурных центрах для работы в сельской местности и малых городах, а также организовать работу по оснащению всех клубных учреждений интернет-связью и созданию интернет-кафе.

Целесообразно в каждом субъекте Российской Федерации упорядочить систему классификации парков в городах и сельской местности, их ведомственную подчиненность и определить устойчивые источники финансирования.

Необходимо обратить внимание на просветительскую и социокультурную направленность клубной деятельности, в том числе при работе с молодежью и молодыми семьями: особое внимание следует уделять речевому этикету, речевой культуре молодежи, культуре делового общения, формированию нравственных ориентиров, воспитанию художественного вкуса.

Требуется обеспечение нормативно-правового регулирования данной сферы, в том числе:

принятие на федеральном уровне Положения о государственном (муниципальном) учреждении культуры клубного типа и о клубном формировании культурно-досугового учреждения культуры;

разработка для работников домов культуры и клубов нормативов трудозатрат на оказание культурных услуг населению, нормативов по нагрузке на одного специалиста клубного учреждения и количеству проводимых этими учреждениями мероприятий, а также критериев оценки эффективности деятельности клубных учреждений;

внесение в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н, должности «Мастер декоративно-прикладного искусства» в связи с широким распространением в регионах страны кружков, учебных мастерских, творческих коллективов мастеров, работающих с детьми и молодежью.

Остро стоит вопрос о подготовке и переподготовки кадров в области социально-культурной деятельности, режиссуры массовых праздников, особенно в условиях создания многофункциональных культурных центров.

Во всех направлениях деятельности, связанной с парками и сферой рекреации, отмечается: дефицит квалифицированных кадров и необходимость переподготовки кадров; недостаточность информационного сопровождения; несоответствие имеющейся нормативной документации современным запросам и уровню развития отрасли; необходимость разработки и внедрения инвестиционных программ, программ по благоустройству прилегающих к объектам культурного назначения территорий; необходимость привлечения к данной сфере институтов малого бизнеса; отсутствие общероссийской справочно-информационной системы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *