что значит социально культурная деятельность
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Определение понятия СКД по Киселевой и Красильникову: Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей.
Определение понятия СКД В.В. Туева.
СКД – это деятельность общества по приобщению человека к культуре.
СКД – это управляемый (средство) обществом (субъект) процесс приобщения (цель) человека (объект) к культуре.
СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре.
СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активное включение самого человека в этот процесс.
СКД – это управляемый обществом, педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.
СКД— особая сфера социальной жизни общества, достаточно локальная и самоорганизованная, много институциональная.
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью
-характеризуется многообразием видов
-РФ располагает большим количеством институтов,
создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб
Отличительные черты СКД:
Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.
Сфера (от греч. sphaira — шар). 1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния). 2) Общественное окружение, среда, обстановка.
Социальная сфера – это особая область государственной и общественной жизни и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.
Социальная сфера— непроизводственная, направленная на приобщение человека к культуре. Входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. В числе подсистем социальной сферы находится социально-культурная сфера, но отличается от других систем, т.к. имеет дело с культурой, культурными ценностями, их созданием, потреблением, накоплением. Деятельность СКС и есть СКД.
Сеть социально-культурной сферы— это совокупность социальных институтов культуры и досуга, действующих в масштабах региона в условиях формирования рыночной экономики, и объединенных единством цели и задач в рациональной организации свободного времени населения.
Виды сети социально-культурной сферы:
1. федеральные учреждения (национальный театр, Третьяковская галерея и крупные коллективы содержатся за счет государства).
2. республиканские учреждения ( подчинены министерству культуры содержатся этим министерством – наш университет)
3. областные ( краевые) библиотека им. Федорова, краеведческий музей, департамент культуры.
4. городские (муниципальные)
5. районные государственные.
6. сельские (передвижные учреждения СКС (автоклубы, автопланетарии,
— создание условий для активного отдыха населения;
— предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива
— оказание услуг населению (в т.ч. платных);
— методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;
— игровая и концертная деятельность;
СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:
1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые,
индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)
2. Физкультурно – оздоровительные –организация спортивно-развлекательных мероприятий,
создание условий для занятия спортом.
3. Образовательные –организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.
4. Стимулирование творческой активности –проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.
5. Досуговое общение –проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.
6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.
А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.
Библиотека –учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.
Туев В.В. «Технология и организация инициативных клубов» и «Как организовать свой клуб?», Калинин Иван Егорович «Записки клубника» и «Клубная встреча».
Клубные учреждения –массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.
КДД(культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).
Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.
Музей– научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Свободное время –часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.
Те, кто интересуется специальностью «Социально-культурная деятельность», кем можно работать, сколько зарабатывать, где учиться и какие экзамены сдавать, могут почерпнуть главную информацию из данной статьи.
Специалисты направления «Социально-культурная деятельность» (СКД) должны обладать большим кругозором, хорошими педагогическими и организаторскими навыками, так как их основная деятельность состоит в проведении досуговых мероприятий, направленных на повышение культурного уровня отдельно взятого учреждения, города, региона и т. д.
Помимо этого выпускники факультета СКД занимаются сохранением и приумножением культурных ценностей, маркетингом и менеджментом в развлекательной сфере, преподаванием практических и теоретических предметов в соответствующей области, просветительской и воспитательной работой.
Исходя из этого, можно понять, что деятельность специалистов, окончивших направление СКД, направлена на человека: на его просвещение, социализацию и культурное воспитание.
Крупные вузы России для обучения по специальности СКД
Высших учебных заведений, обучающих по направлению «Социально-культурная деятельность», не так уж и много.
Больше всего их в Москве и Уфе (по 3 учреждения), но также есть возможность получить образование в данной сфере во Владивостоке, Екатеринбурге, Самаре и Омске (по 2 учреждения).
Самыми популярными и востребованными вузами являются:
Московский городской педагогический университет;
Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
Московский государственный институт культуры;
Российский государственный социальный университет;
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
Краснодарский государственный институт культуры.
Экзамены, необходимые для поступления
Для каждого 11-тиклассника самыми сложными вопросами на весь оставшийся учебный год становятся: «Кем мне быть?» и «Какие предметы сдавать?».
Если первый вопрос сугубо личный и зависит от множества факторов, то на второй намного легче дать ответ, если вы уже определились с профессией или пошли методом исключения сложных для вас предметов.
Если выпускник твёрдо решил, что хочет связать свою жизнь с социально-культурной деятельностью, то ему предстоит сдать ЕГЭ по следующим предметам:
история / обществознание / английский язык (по выбору конкретного вуза).
Помимо этого, некоторые университеты принимают экзамены по другим видам вступительных испытаний, но это уточняется индивидуально.
Сроки обучения и форма обучения
Сроки и форма вполне стандартные:
очная форма – 4 года;
заочная форма – 5 лет.
Какие предметы изучают студенты
Чтобы стать полноценным специалистом по направлению «Социально-культурная деятельность», необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, социальными навыками и глубокими познаниями в таких науках, как: культурология, право, педагогика, социология, психология, политология.
По этой причине большинство университетов придерживаются такой программы:
русская и зарубежная литература;
история кино / музыки / искусств;
основы культурной политики;
история, теория, методология СКД.
На выходе получается специалист, готовый:
руководить культурно-развлекательным учреждением, организовывать его деятельность, осуществлять набор кадров и поиск финансирования;
проводить культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на разные возрастные и социальные группы;
формировать общественное мнение в отношении какого-либо культурного памятника или события;
заниматься экспертизой и диагностикой объектов социально-культурного сервиса;
создавать новейшие технологии развития досуговой области.
Кем можно работать после обучения
Студент факультета «Социально-культурная деятельность» может выбрать одну из представленных профессий:
Что значит социально культурная деятельность
1. Основные термины СКД.
3. Эволюция культурно –просветительной работы
4. Особенности современной социокультурной ситуации.
5. О сновные направления и содержание социально-культурной деятельности
Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео рия социального воспитания человека на протяжении всех эта пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци альной работы.
Социально-культурная деятельность соответственно мо жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви тии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:
• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы шение» духовных потребностей;
• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер шенствования;
• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и пози тивного самоутверждения.
Сегодня социально-культурная деятельность может рас сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу дарственных структур, сферой приложения усилий многочис ленных общественных движений и инициатив, средством ис пользования свободного времени различными группами населе ния.
Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Принципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (социальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.
Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.
Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?
Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.
Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.
В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.
Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере.
Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориентированным в большей мере на престижные ценности быта и качественную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, неблагополучные контингенты, маргинальные группы.
Сложившаяся ситуация находится в несомненном противоречии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Российской Федерации о культуре, в которых среди прочих провозглашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность’, право на приобщение к культурным ценностям’, право на гуманитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .
Немало уже существующих любительских формирований, клубов по интересам, творческих студий прекратили свою деятельность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным ценностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовлетворение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав является для многих людей одним из условий сохранения их человеческого достоинства и ощущения полноты жизни.
Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение художественного образования, что, по сути, является для него условием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразованного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями мировой художественной культуры является свидетельством духовного богатства человека как личности.
В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет является обязательным.
Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, которые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.
Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностями современной ситуации и конкретизируют
основные направления и содержание социально-культурной деятельности:
• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;
• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;
• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;
• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.
Что такое социально-культурная деятельность
Содержание статьи
Понятие социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.
Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.
Где и как этому учат
В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.
Выпускники вузов этой специальности работают в сфере культуры и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.
Раздел 6. Социально-культурная деятельность
Раздел 6. Социально-культурная деятельность
Социально-культурная деятельность имеет своей целью организацию форм и определение содержания свободного времени (досуга) граждан России. Она направлена на предоставление культурных благ населению и, в связи с этим, решает задачи сохранения, создания и распространения нематериальных культурных ценностей. В процессе социально-культурной деятельности происходит не только удовлетворение, но и формирование потребности практически всех категорий населения в интеллектуальном, творческом и культурном развитии.
Реализация социально-культурной деятельности в Российской Федерации осуществляется в различных учреждениях культурно-досугового типа (дворцах и домах культуры, клубах, центрах творчества, искусства и досуга, спортивных комплексах и т.п.), в том числе и в передвижных комплексах. В 2013 году обозначилась тенденция увеличения количества клубных формирований (0,6%) и их участников (2%) по сравнению с 2012 годом, что является позитивной тенденцией социально-культурной деятельности, свидетельствует о наращивании творческого и инновационного потенциала этих учреждений, укрепления в Российской Федерации благоприятных условий для занятий любительским художественным творчеством.
В 2013 году учреждения культуры активизировали работу по обеспечению доступности культурных благ и услуг для всех групп населения, включая социально незащищенные слои населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, дальнейшее развитие получила работа по созданию альтернативных форм досуга для детей с различными социально-психологическими проблемами. Проводятся мероприятия досугового, просветительского и развивающего характера для детей из опекунских, многодетных, малообеспеченных семей. Ежемесячно проходят клубные заседания, беседы, встречи, организуются медицинские, юридические и психологические консультации, осуществляется анонимный прием наркозависимых подростков с целью оказания помощи в кризисных ситуациях, работают «телефоны доверия». Ведется планомерная работа по реабилитации и социализации населения средствами культуры, а также пропаганде здорового образа жизни.
6.1. Народная художественная культура и любительское творчество
В 2013 году в культурной политике Российской Федерации укреплялась тенденция поддержки национальных этнических культур (которых насчитывается 180) с целью сохранения их специфических особенностей и как важного фактора политической стабильности. Эффективным средством сохранения и распространения народной художественной (исторически достоверной, аутентичной) культуры стало создание региональных реестров объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (ОНКН). В 2013 году была продолжена целенаправленная работа по формированию каталога ОНКН, выявлению и сбору информации об объектах нематериального культурного наследия народов России. Наиболее активно такая работа велась Государственным Российским Домом народного творчества совместно со специалистами их 24 субъектов Российской Федерации. В 2012-2013 годах работа по этому направлению дала значительные результаты не только в части увеличения количества выявленных и описанных объектов в регионах, но изменила во многом отношение специалистов и органов управления культурой к этой важной задаче. В регионах активизировалась деятельность по формированию собственных реестров ОНКН, создаются региональные экспертные советы и комиссии, принимаются соответствующие законодательные и нормативные акты, а в региональные программы по культуре внесены проекты по сохранению ОНКН. Распространению народной художественной культуры содействуют всероссийские культурные акции (фестивали, конкурсы, смотры, концертная деятельность), в ходе которых происходит непосредственная передача знаний, умений от исполнителей к зрителям.
В практике сохранения народных песенных и обрядовых действий все более широкое распространение получают процессы создания социальных механизмов передачи от поколения к поколению имеющегося опыта и знаний. В этой связи обращает на себя внимание расширяющаяся практика казачьих хоров и ансамблей, воспроизводящих либо аутентичные, либо стилизованные фольклорные, а также сохраненные в семейных обычаях вокально-танцевальные, обрядовые действа, что способствует передаче культуры казачества детским и юношеским коллективам. Работа таких казачьих ансамблей как раз направлена на закрепление в подрастающих поколениях «буквы и духа» своей субкультуры.
В современной художественной практике любительства можно говорить о существовании повседневного бытового художественного творчества, которое не поддается измерению, так как оно в форме художественно-культурной деятельности проявляется в повседневной жизни людей: во время праздников в кругу семьи, в украшении дома, в дизайне интерьеров, в подборе элементов одежды, в коллекционировании открыток, книг, музыкальных записей. Любительство выходит в пространство сети Интернет в форме специальных сайтов с собственными интернет-публикациями прозаических и поэтических произведений, создания собственных «выставочных» сайтов живописных, фото-произведений. Любительство проявляется в стремительно развивающихся и трудно поддающихся систематическому количественному учету группах музыкантов, танцоров (хип-хоп, брейк-данс, джампстайл, паппинг, тектоник и др.), стрит-арте, граффити и других молодежных художественных увлечениях.
Важным направлением работы по сохранению и распространению народной художественной культуры в 2013 году была научно-просветительская и научно-исследовательская практика. Она проводится как методическими отделами клубных учреждений, так и, по своему прямому назначению, научно-методическими центрами народного творчества. Следует отметить, что многочисленные конкурсные, фестивальные и им подобные мероприятия сопровождаются проведением «круглых столов», мастер-классов, открытых дискуссий, выступлений приглашаемых преподавателей вузов, дирижеров, хореографов, профессионалов-исполнителей на народных музыкальных инструментах, художников-прикладников. В ходе проведения конкурсов, смотров и фестивалей осуществляется видео- и фотосъемка мероприятий, что позволяет пополнять информационные базы данных народных коллективов, создавать ценные архивы документальных образцов разных видов и форм народной культуры. Немаловажную роль в поддержании интереса среди профессионалов и любителей к проводимой работе учреждениями культуры играет присуждение Премий Правительства Российской Федерации за вклад в развитие народного творчества.
Не менее популярными, чем конкурсы, являются также фестивали и мастер-классы мастеров декоративно-прикладного искусства, кружки и учебные мастерские, участники которых овладевают разными традиционными ремеслами (вышивка, текстильная кукла, ткачество и плетение поясов, лоскутное шитье, художественный бисер, резьба по дереву, роспись по дереву, художественная береста, изделия из растительных материалов, керамика и др.). Серия ежегодных выставок современного творчества народных мастеров и художников-любителей России включена в комплексный проект «Сокровища российской глубинки», аккумулирующий деятельность центров народного творчества, центров традиционных ремесел, творческих коллективов России. Он проводится в целях сохранения и популяризации многообразия национальных культур, сохранения единого культурного пространства и укрепления межрегионального культурного сотрудничества на основе общности национальных традиций и эстетических идеалов в нашей стране.
Большую работу проводил в 2013 году и подведомственный Минобрнауки России ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», целями деятельности которого являются: оказание методической помощи учреждениям культуры и образовательным организациям, осуществление просветительской, культурно-досуговой деятельности, развитие любительского художественного творчества.
6.2. Деятельность клубных учреждений и многофункциональных досуговых центров и другие формы организации свободного времени граждан
Деятельность клубных учреждений и досуговых центров в современных условиях отличает больший демократизм, доступность проводимых мероприятий для самых разных слоев населения, как с точки зрения содержания организуемых мероприятий, так и с финансовой точки зрения. Клуб предоставляет посетителям возможность выбора тех или иных форм проведения досуга, заранее ориентируясь на уровень образования и культурных запросов жителей региона. В 2013 году клубная «индустрия» в нашей стране превратилась в понятную и принимаемую самыми широкими слоями населения авторитетную социально-культурную систему. Указанная система представлена самыми многообразными видами клубных учреждений. Среди них традиционные формы: клубы, дома и дворцы культуры, центры культуры, досуга и искусств; культурно-спортивные, социально-культурные, культурно-досуговые комплексы, а также вновь создаваемые многофункциональные культурные центры (МКЦ), ориентированные на культурные запросы и интересы определенных профессиональных, национальных и других социально-демографических категорий населения; центры эстетического воспитания детей; центры технического творчества; клубы и дома творческой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров; центры традиционной культуры; дома ремесел и фольклора; национально-культурные центры; учреждения культуры, специализирующиеся на передвижном характере деятельности, с использованием транспортных средств и другие.
По данным ГИВЦ, по количеству клубных учреждений сельские местности и поселки городского типа опережают город, для которого клубы не являются культурными институтами первого уровня, что отражено на рисунке 19. Их доля в общем количестве учреждений культуры федерального, регионального и муниципального уровней в 2013 году составила 48% от общего числа учреждений культуры. Вместе с тем, проводимая в стране политика оптимизации деятельности государственных учреждений сопровождается как сокращением штатной численности сотрудников, так и сокращением самих учреждений.
Так, по данным ГИВЦ, численность культурно-досуговых учреждений, подведомственных Минкультуры России, в 2013 году составила 41716 единиц (на 4% меньше по сравнению с 2012 годом).
выравнивания диспропорций в качестве предоставления и разнообразия культурных услуг для граждан в малых городах России;
создания новых возможностей для творческой самореализации, духовного обогащения и физического развития жителей малых городов;
содействия полноценному межнациональному культурному обмену;
повышения качества жизни граждан;
развития городской инфраструктуры и создания новых рабочих мест;
предотвращения оттока населения из малых городов.
Минкультуры России разработало четыре варианта планировки таких центров, которые оптимизированы по внутренней наполняемости и затратам на строительство. Площадь центров составит от 1300 до 1800 кв. м в зависимости от потребностей конкретного города. К 2015 году в России будет создано от 40 до 50 таких центров. На эти цели будет выделено около 2 млрд рублей.
Принципиально новым явлением, появившимся в культурной жизни последних лет, является формирование этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Их появлению предшествовала большая работа различных отечественных организаций, связанная с решением комиссии Совета Европы по правам национальных меньшинств. Минкультуры России учрежден Культурный форум национальных меньшинств. В октябре 2013 года в Забайкальском крае состоялся III форум, в котором приняли участие делегации от каждого субъекта Российской Федерации, входящего в Сибирский федеральный округ. Организован и проведен IV Межрегиональный смотр деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока нашей страны.
В поисках форм дополнительного финансирования клубные учреждения (особенно районного масштаба) использовали в 2013 году системы контактов с разными организациями. В рамках уставной деятельности они на своей базе проводили зональные ярмарки предпринимательства, сельскохозяйственные ярмарки, педагогические и просветительские конференции, свадебные мероприятия, оказывали помощь в проведении гастрольной деятельности приезжающим из разных регионов ансамблям и солистам, театральным студиям. Этот комплекс мероприятий позволил в 2013 году в целом сохранить положительные тенденции деятельности клубных учреждений, реализующиеся в практиках клубных формирований.
6.3. Культурно-просветительская деятельность и патриотическое воспитание
В связи с изменением социально-экономических и политических условий жизни государства патриотическое воспитание становится отдельным специальным направлением деятельности, реализующимся в практике учреждений культуры. Просветительская деятельность клубных формирований сегодня реализуется через участие в разнообразных видах народного творчества, клубах патриотической и правовой направленности, кружках по подготовке к семейной жизни и других. Тенденцией 2013 г. стала корректировка содержания культурно-просветительской работы в связи с миграционными процессами, характерными для всей России в целом и мегаполисов, в частности, что способствовало сохранению межкультурного диалога.
Патриотическое воспитание, основанное на положениях государственных программ, осуществляется с учетом местных, территориальных особенностей, истории и культуры по следующим направлениям:
Все эти направления взаимосвязаны между собой и в практической деятельности объединены едиными целями, задачами, мировоззренческо-идеологическими основами, принципами, формами и методами воспитания.
В современной социокультурной ситуации все более актуальным становится обращение к феномену традиционной культуры, потенциал которой раскрывается в способности содействовать патриотическому воспитанию населения, становлению личности через воссоздание общности судеб человека и народа. Традиционная культура способна обеспечивать трансляцию духовных ценностей и социального опыта, а также национально-культурную самоидентификацию и реализацию творческих возможностей граждан.
В целях совершенствования системы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, формирования общероссийской гражданской идентичности, а также совершенствования системы сохранения культурного наследия народов Российской Федерации в последнее время создаются предпосылки для улучшения духовного здоровья общества, сохранения и развития культурных и нравственных ценностей. На государственном уровне принимаются меры в виде программ и конкретных мероприятий в сфере традиционной народной культуры. Уникальными по своей значимости и воспитательному воздействию в духе патриотических традиций стали крупномасштабные культурные акции, прошедшие в 2013 году: Всероссийская культурно-патриотическая акция, посвященная 70-летию Курской битвы и Всероссийский фольклорный конкурс «Казачий круг».
Во исполнение решения Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества от 15 февраля 2010 г. и в соответствии с утвержденными Комиссией по организации государственной поддержки и развитию самобытной казачьей культуры, казачьих художественных коллективов, детского творчества от 25 декабря 2012 г., положением и графиком проведения Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг», в 2013 году успешно состоялись четыре межрегиональных этапа конкурса: в Ростове-на-Дону 10-12 апреля, Екатеринбурге 17-19 мая, Обнинске Калужской области 20-22 июня и Хабаровске 21-23 ноября. В отборочных этапах конкурса «Казачий круг» приняли участие 98 творческих коллективов из 42 регионов Российской Федерации с общим количеством 1300 участников.
В 2013 году Минкультуры России являлось ответственным исполнителем по 13 мероприятиям государственной политики в сфере патриотического воспитания в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Так, например, была создана и проведена мобильная экспозиция «Сибирь в Первой мировой войне», раскрывающая тему военно-патриотического воспитания молодежи в процессе поиска новых источников и изучения забытых фактов, восстановления памяти об участии воинских соединений Сибири в Первой мировой войне.
В 2013 году проведен фестиваль-конкурс на лучший художественный и документальный фильм патриотической направленности. В рамках конкурса проводились пресс-конференции, круглые столы, мастер-классы, в работе которых приняли участие профессиональные кинематографисты.
Росархив продолжил в 2013 году работу по информационному наполнению раздела «Победа» интернет-сайта «Архивы России», куда, дополнительно к имеющимся, включено около 300 фотографий из Российского государственного архива кино-фотодокументов и ГАРФа. В 2013 году продолжилась работа над 6-ти томным сборником архивных документов «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР. 1900-1963 годы».
В рамках мероприятий по созданию видеофильмов и видеоархива воспоминаний участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. были созданы неигровые фильмы по следующим темам:
«О малоизвестных героических страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;
«О героических эпизодах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;
«О днях воинской славы России»;
«О памятных датах истории России»;
«О городах, удостоенных звания «Город воинской славы»;
«О доблести советских воинов в Афганистане»;
«О трагических событиях войны в Афганистане».
Ряд программ и мероприятий патриотической направленности было проведено Минкультуры России совместно с РВИО. Среди них следует отметить разработку проектов по созданию в Москве и других городах России памятников, посвященных Первой мировой войне, а также скульптурной композиции «Прощание Славянки», конкурса «Имя Победы» и др.
В 2013 году в рамках изучения, сохранения и пропаганды отечественного военно-исторического наследия было проведено значительное количество мероприятий. Среди наиболее значимых следует отметить:
Подготовка празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2013 г. N 417 «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» Минкультуры России был разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы;
Мероприятия к 100-летию начала Первой мировой войны В 2013 году утвержден состав Оргкомитета во главе с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкиным и разработан план основных мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны. Программа мероприятий включает большой комплекс научно-исследовательских, культурно-просветительных, художественно-творческих и информационных проектов.
В числе ключевых мероприятий юбилея проведение исторической реконструкции боевых действий на исторических местах сражений Первой мировой войны в Калининградской области. 24-25 августа 2013 г. при поддержке Минкультуры России состоялся военно-исторический фестиваль «Гумбинненское сражение. Август 1914-го». Историческая реконструкция стала иллюстрацией одного из боевых эпизодов начального этапа Первой мировой войны. Кроме того, в рамках 100-летия начала Первой мировой войны состоялся открытый Всероссийский конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника в Москве, посвященного российским героям и воинам, павшим в годы Первой мировой войны.
Мероприятия к 200-летию заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 635-р образован организационный комитет по подготовке мероприятий, связанных с 200-летием заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. 25 июня 2013 г. прошло первое заседание оргкомитета, на котором был утвержден план основных мероприятий, посвященных 200-летию заграничных походов русской армии 1813-1814 годов.
Среди мероприятий, связанных с популяризацией российского морского наследия, следует отметить кругосветное плавание, посвященное 1150-летию зарождения российской государственности, которое совершил знаменитый парусник «Седов» в 2012-2013 годах. В ходе путешествия «Седов», будучи сам объектом морского наследия, совершил заходы в 32 порта 24 стран. На борту парусника была размещена выставка Музея Мирового океана, посвященная истории российского судостроения.
Ряд специальных программ, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, был реализован Минкультуры России совместно с РВИО.
6.4. Регулирование деятельности сельских домов культуры,
многофункциональных культурных центров и мобильных многофункциональных центров
В рамках ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)», связанной с формированием единого культурного пространства страны, одним из способов эффективного решения этой задачи является регулирование различными государственными структурами деятельности сельских домов культуры, многофункциональных культурных центров (МКЦ) и многофункциональных мобильных центров.
Сельские дома культуры наряду с библиотеками являются самым многочисленным типом учреждений культуры в Российской Федерации. Их доля в 2013 году в общем количестве учреждений культуры федерального, регионального и муниципального уровней составила 48% от общего числа учреждений культуры.
Рассматривая перспективы развития многофункциональных центров на селе, следует иметь в виду, что государственный курс на строительство принципиально новых МКЦ ориентирован на малые города, но не на сельские местности, которые в силу малочисленности их населения, территориальной разобщенности и недостатка средств не могут ни заполнить, ни обслужить крупное сооружение. Поэтому для сельской местности более приемлема форма мобильного МКЦ. Число таких центров в целом по стране недостаточно.
Современная практика регулирования деятельности сельских домов культуры, многофункциональных (модельных) домов культуры, подобно регулированию деятельности иных учреждений, осуществляется на трех уровнях, и, в соответствии со спецификой этих уровней, распределяются их функции. Это федеральный, региональный и муниципальный уровни. На долю каждого из них выпадают определенные задачи по руководству отраслью и ее институтами, реализация присущих им функций. ГИВЦ ведет мониторинг состояния сельских учреждений культуры.
В 2013 году активизировалась аналитическая работа по оценке эффективности деятельности учреждений культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации, изучению научно-методического сопровождения социально-культурной деятельности в регионах России на основе методики, разработанной по заказу Минкультуры России. Во главе этой системы находятся Государственный Российский Дом народного творчества и региональные Д(Ц)НТ. Эти учреждения ежегодно проводят различные мероприятия, организуют праздники, фестивали, конкурсы, семинары и конференции с целью поддержки качественного уровня социально-культурной деятельности в малых городах и сельских местностях, участвуют в международных мероприятиях, связанных с демонстрацией народного художественного творчества, аккумулируя достижения в области изучения и сохранения нематериального культурного наследия.
В 2013 году регулирование деятельности сельских досуговых учреждений в целом было связано с развитием в них многообразных направлений, компенсирующих отсутствие разветвленной сети учреждений культуры на селе.
6.5. Культура детства, услуги в сфере культуры для детей
Специалисты клубных учреждений, организаторы подросткового и молодежного досуга обладают необходимым багажом знаний в сфере художественной культуры, психолого-педагогических наук, знаниями теории и практики досуга, социологии рекреации. Они имеют практические навыки изучения предпочтений и потребностей молодежи, внедрения в практику новых методов культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая работа с подростками и молодежью носит комплексный характер. Основными и приоритетными направлениями в этой деятельности клубных учреждений традиционно являются:
создание условий для творческой самореализации молодежи путем участия в клубных формированиях;
эстетическое воспитание и образование молодежи;
воспитание духовности, патриотизма, нравственности;
формирование здорового образа жизни и гражданской культуры среди молодежи.
Одним из приоритетных направлений в деятельности клубных учреждений является работа по сохранению нематериального культурного наследия, развитие и пропаганда традиционной народной культуры.
В 2013 году отчетливо обозначилась потребность активизации при реализации досуговой и развлекательной функции учреждений культуры ее воспитательной, познавательно-образовательной и информационной составляющих, направленных на достижение гармоничного, эффективного существования личности во всех сферах жизни, формирование нравственной, гражданской позиции у подрастающего поколения, что связано как с тенденцией ограничения у современной молодежи временного пространства на отдых и развлечение, так и с недостаточностью услуг в этой нише на рынке развлечений.
Потенциальные возможности развития досуговой деятельности населения на базе Домов культуры (клубов) весьма широки в связи с потребностями молодежи в общении. При планировании мероприятий нельзя упускать из виду заинтересованность в этом аспекте деятельности учреждений культурно-досуговой сферы со стороны социально незащищенных слоев населения, особенно таких, как люди с ограниченными возможностями здоровья.
Особо выделяется блок работы с молодой семьей: в структуре времени, свободного от работы, значительная доля приходится на уход за ребенком, поэтому востребованы совместные формы активного досуга; кроме того, молодые родители часто говорят о наличии ситуаций с детьми, требующих профессиональных консультаций психолога и педагога.
Еще одним направлением развития деятельности учреждений культуры является кружковая, клубная работа, ориентированная на допрофессиональную подготовку подростков. В результатах исследований отчетливо просматривается заинтересованность родителей в допрофессиональной подготовке детей и юношества, а также их готовность сделать определенные шаги в этом направлении, с одной стороны, и предпочтение юношества по сферам профессиональных интересов, с другой.
В работе учреждений культуры необходимо также учитывать растущий в последнее время интерес к кружкам и объединениям информационной и экономической направленности: информатика, компьютерные классы, школа делового общения, кружок юного организатора, бизнес-школа.
В динамике услуг для детей и молодежи в сфере культуры прослеживается сдвиг в формах общения: от непосредственного контакта к виртуальным сообществам, где происходит обмен культурной информацией. Для молодых людей не только в городах, но и в некоторых сельских местностях привычной формой времяпрепровождения стало посещение Интернет-кафе. Только 26% культурно-досуговых учреждений в системе Минкультуры России в 2013 году были подключены к сети Интернет.
Практика показывает, что потребность молодых людей в культуре выражается в деятельном участии в творческом процессе, научно-техническом творчестве, изучении и восстановлении региональных особенностей народного творчества, спортивной, военно-поисковой деятельности и др. Молодежь откликается на мероприятия, связанные с историко-военными и гражданскими мероприятиями, проводимыми местными органами власти, учреждениями культуры и общественными организациями.
Разнообразные формы работы с молодежью, реализуемые силами специалистов культурно-досуговых и образовательных учреждений, включены в целевые региональные программы, направленные на улучшение социально-экономической и культурной ситуации конкретной территории и реализуемые в конкретных мероприятиях, таких, как забота о местах воинских захоронений, проведение Вахт памяти, участие в трудовых субботниках.
Особое место в современной работе с молодежью занимает формирование здорового образа жизни и борьба с наркозависимостью. По данным Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в 2013 году приостановлен рост наркомании*(21). Во всех регионах страны учреждения культуры регулярно ведут антинаркотическую работу с молодыми людьми, ежемесячно проводят тематические беседы, часы информации, устные журналы, викторины, встречи молодежи с психологами, юристами, представителями волонтерских общественных и религиозных организаций, представителями Районных отделов внутренних дел (РОВД), медицинскими работниками.
6.6. Рекреация и индустрия развлечений
К рекреационной сфере культурной жизни общества относят такой социокультурный институт, как парк и его различные модификации (аквапарки, океанариумы, зоопарки, природные заповедники и др.). В стране в 2013 году, по данным ГИВЦ, насчитывалось 329 парков культуры и отдыха, 30 государственных зоопарков*(22), 16 стационарных дельфинариев, 13 океанариумов. Сафари-парков в России пока только пять. При учете зоопарков, дельфинариев, океанариумов, а также сафари-парков общее количество развлекательных объектов на базе (с использованием животного и растительного мира) достигает 96. Будучи институтами массовой культуры, эти парки выполняют разнообразные социально-культурные функции. В частности, к 2013 году при парках создано 1148 клубных формирований, что составляет 0,3% от их общего числа. На базе парков в 2013 году проведено 63162 культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий.
Деятельность парков регулируется различными нормативно-правовыми документами, контролируется (подобно всем другим учреждениям культуры) государственными (республиканскими, областными, краевыми, районными и другими) административными органами.
Исторические парки есть во всех областях России. Они, как правило, возникают на базе усадебных парков, создаваемых вокруг бывших усадеб дворян, купцов, а также монастырей. Их состояние зависит от финансовых, исследовательских и реставрационных возможностей регионов. Основным содержанием деятельности таких парков является ознакомление посетителей с историческими памятниками, особенностями ландшафтной архитектуры. Сохранившиеся и отреставрированные исторические здания, послужившие основой создания парков, используются для музеев, выставок, мест проведения различных мероприятий. Широкую известность получили парки Петергофа, Царского Села, Царицыно, Кусково и др.
Ландшафтные парки (или пейзажные) представляют собой культивированную природную зону, имеющую разные сочетания природных факторов (холмы, ручьи, лесные массивы, поляны и др.) с встроенными элементами садово-парковой архитектуры или без таковых.
Тематические парки могут создаваться вокруг самых разнообразных тем: история, культура, география и т.д. Это относительно новое явление определяется в Туристическом словаре 1999 года как «парк, предоставляющий своим посетителям широкий набор развлечений, объединенных общей темой». Этот вид парков как форма организации досуга и развлечений в нашей стране пока не получил широкого распространения. Как правило, это искусно созданная миниатюрная копия какого-либо географического объекта в виде мини-города, страны, региона по типу «Дисней-лэнда». Примером такого парка может служить возводимая в Домодедовском районе Подмосковья на площади в 1 тыс. га мини-копия территории России, на которой будут представлены макеты выбранных телезрителями наиболее красивых и исторически значимых природных и культурных объектов.
К 2020 г. в Российской Федерации планируется создать еще 11 новых заповедников, 16 национальных парков, один федеральный заказник, а также расширить границы 12 уже существующих особо охраняемых территорий.
Для содействия решению проблем в современном парковом хозяйстве, его развитию созданы две организации: Союз ассоциации и партнеров индустрии развлечений (САПИР) и Российская Ассоциация Парков и Производителей Аттракционов (РАППА).
Выводы и предложения
В ближайшее время необходимо обновить законодательную и нормативно-правовую базу в области организации досуговой деятельности. В том числе осуществить подготовку проекта федерального закона «Об организации и деятельности учреждений культуры в малых городах и сельских местностях Российской Федерации».
В каждом регионе страны необходимо определить потребность в мобильных многофункциональных культурных центрах для работы в сельской местности и малых городах, а также организовать работу по оснащению всех клубных учреждений интернет-связью и созданию интернет-кафе.
Целесообразно в каждом субъекте Российской Федерации упорядочить систему классификации парков в городах и сельской местности, их ведомственную подчиненность и определить устойчивые источники финансирования.
Необходимо обратить внимание на просветительскую и социокультурную направленность клубной деятельности, в том числе при работе с молодежью и молодыми семьями: особое внимание следует уделять речевому этикету, речевой культуре молодежи, культуре делового общения, формированию нравственных ориентиров, воспитанию художественного вкуса.
Требуется обеспечение нормативно-правового регулирования данной сферы, в том числе:
принятие на федеральном уровне Положения о государственном (муниципальном) учреждении культуры клубного типа и о клубном формировании культурно-досугового учреждения культуры;
разработка для работников домов культуры и клубов нормативов трудозатрат на оказание культурных услуг населению, нормативов по нагрузке на одного специалиста клубного учреждения и количеству проводимых этими учреждениями мероприятий, а также критериев оценки эффективности деятельности клубных учреждений;
внесение в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н, должности «Мастер декоративно-прикладного искусства» в связи с широким распространением в регионах страны кружков, учебных мастерских, творческих коллективов мастеров, работающих с детьми и молодежью.
Остро стоит вопрос о подготовке и переподготовки кадров в области социально-культурной деятельности, режиссуры массовых праздников, особенно в условиях создания многофункциональных культурных центров.
Во всех направлениях деятельности, связанной с парками и сферой рекреации, отмечается: дефицит квалифицированных кадров и необходимость переподготовки кадров; недостаточность информационного сопровождения; несоответствие имеющейся нормативной документации современным запросам и уровню развития отрасли; необходимость разработки и внедрения инвестиционных программ, программ по благоустройству прилегающих к объектам культурного назначения территорий; необходимость привлечения к данной сфере институтов малого бизнеса; отсутствие общероссийской справочно-информационной системы.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.