что значит социально ориентированные некоммерческие организации
Социально ориентированные некоммерческие организации
Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Виды деятельности социально ориентированных НКО
Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:
1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;
3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.
Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными
Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:
1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).
2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.
Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:
— федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);
— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),
— местные администрации (муниципальные реестры),
Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.
В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.
В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.
Социально ориентированные некоммерческие организации: что это, деятельность и ограничения
Социально ориентированные некоммерческие организации – это такие официальные образования, целью создания которых являлось осуществление какой-либо деятельности, непосредственно на решение проблем социального характера, а также на стимулирование развития гражданского общества нашей страны и на прочие аналогичного ряда изменения.
Социально ориентированные некоммерческие организации
Формы социально-ориентированных некоммерческих организаций
Итак, существуют следующие виды организаций некоммерческого характера, ориентированные на решение общественных проблем.
Все вопросы относительно деятельности этих учреждений регулируются Федеральным законодательным актом
Регулирование деятельности всех вышеописанных инстанций отведено Федеральному закону № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Социально-ориентированные некоммерческие организации: деятельность
31-я статья обозначенного нами законодательного акта раскрывает перечень конкретных видов действий, которые полагается осуществлять организациям, работающим на основе вышеописанных организационных форм.
В рамках компетенций НКО лежит действительно обширная сфера деятельности
Таблица 1. Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций
Перечень задач рассматриваемых структур действительно обширен, но все они входят примерно в одну и ту же категорию
Ведомства, действующие в социальной сфере, помимо перечисленных в таблице задач, обязаны также:
Выдержка из ФЗ №7 Статьи 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти
Ограничения для социальных организаций некоммерческого типа
Многие из перечисленных организаций вынуждены сталкиваться с трудностями различного характера ввиду специфики производимой ими деятельности. Так, например, Закон «О бухгалтерском учете» определяет перечень структур, представляющих рассматриваемую категорию, не имеющих возможности предоставлять отчетность в упрощенном виде.
Закон содержит некоторые неточности, которые могут ввести вас в заблуждение относительно формы ведения отчетности, потому нужно учитывать нормативно-правовые акты и их содержание по старшинству
Обратите внимание: одно из писем Министерства финансов нашей страны изначально разрешает государственным корпорациям вести бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме, что делает ее полностью законной. Тем не менее, налицо следующее противоречие: описанный нами выше законодательный акт ее ведение запрещает. Соответственно, поскольку норма Федерального закона всегда выше, делать этого не стоит, могут возникнуть неприятные последствия.
Также недавно произведена отмена действия другого письма Министерства финансов, касающегося уже религиозных организаций. В нем говорилось, что при условии, когда обозначенные структуры не имеют облагаемого налогом объекта, то они имеют право не подавать бухгалтерскую отчетность в Федеральную налоговую службу. Теперь эта норма считается недействительной и все религиозные образования должны отчитываться перед компетентным надзорным органом.
Церковь может стать НКО, если осуществляет дополнительные функции
Также для церквей и других религиозных учреждений действует предложение — получить признание в качестве социально-ориентированных структур, если они осуществят дополнительную деятельность, направленную:
При решении упомянутых выше вопросов религиозное учреждение обретет обозначенный статус и сможет подавать отчетность с использованием форм, предназначенных для эксплуатации в организациях социально-ориентированного и некоммерческого типа.
Цель НКО — во всем помогать людям
Заключение
Рассматриваемые организации призваны поддерживать и защищать граждан страны, оказывая им всевозможную помощь. Можно сказать, что эти структуры — столп, на котором держится общество, продолжая развиваться и расти. Без них люди бы оставались беззащитными перед возникающими проблемами.
Видео – Права НКО с Марией Каневской
Социально ориентированные НКО
Что представляют собой социально ориентированные НКО? Чем должны заниматься НКО, чтобы иметь статус социально ориентированных? Какие преимущества НКО дает социальная направленность?
Вне зависимости от вида НКО, такие организации изначально не преследуют получение прибыли. Среди разнообразия видов НКО, законодателями выделены социально ориентированные НКО.
Деятельность таких НКО, прежде всего, направлена на разрешение социальных вопросов.
Исключение составляют некоторые виды НКО, которые ни при каких обстоятельствах не относятся к социально ориентированным. Это: государственные корпорации и компании, общественные объединения, которые являются политическими партиями (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О НКО»).
Виды деятельности у социально ориентированных НКО
Один только факт регистрации НКО автоматически не означает того, что она будет вести социально направленную деятельность (Постановление 9 ААС от 29.07.2013 № А40-89970/2012).
Чем должны заниматься социально ориентированные НКО?
В учредительных документах социально ориентированных НКО должны быть определенные виды деятельности, среди которых (п. 1 ст. 31.1 Закона «О НКО»):
Например, это различного рода региональные общественные организации по содействию и реализации прав граждан на защиту семьи, материнства и детства «Территория семьи», которые оказывают помощь малоимущим семьям.
Речь идет об НКО, которые помогают гражданам, чье имущество пострадало в результате катастроф природного характера.
Например, это благотворительные фонды по оказанию денежной помощи пострадавшим в результате техногенных катастроф.
Например, это могут быть НКО, которые занимаются отловом и содержанием безнадзорных животных. Как правило, такие НКО выбираются администрацией города, района. Сюда же можно отнести приюты для животных.
А вот различные клубы любителей животных нельзя отнести к социально ориентированным НКО. Ведь целью их создания является разведение редких пород, участие в выставках, приобретение кормов по льготным ценам.
Например, это НКО, которые проводят реставрацию музейных экспонатов, исторических памятников и прочих объектов культурного значения.
Такие НКО занимаются также защитой прав и свобод человека. Это различного рода правозащитные организации.
Речь идет о предотвращении так называемого девиантного поведения.
Для трудных подростков создаются социально-реабилитационные центры, в которых они временно пребывают.
Работа волонтеров – это добровольная и бескорыстная деятельность, направленная на разрешение социально значимых проблем. Как правило, благотворительные фонды привлекают к своей работе волонтеров.
Это НКО, которые реализуют просветительские проекты, спортивные клубы, которые «заточены» на развитие профессионального спорта и реализуют государственным программы, связанные со спортом.
Достаточно вспомнить уральский фонд «Город без наркотиков».
Отметим, что местными законами могут расширяться виды деятельности социально ориентированных НКО.
Например, Законом г. Москвы от 12.07.2006 № 38 в приоритете защита семьи, детства, материнства и отцовства, ликвидация сиротства, а также содействие в адаптации детей-сирот и детей, которые остались без родителей.
Государственная поддержка социально ориентированные НКО
Как государство поддерживает социально ориентированные НКО?
Для социально ориентированных НКО предусмотрены различные преференции.
Например, Законом г. Москвы от 12.07.2006 № 38 предусмотрены следующие формы оказания поддержки социально ориентированным НКО:
С этой целью таким НКО выделяются различные субсидии, предоставляется бесплатное эфирное время на телевидении, печатные колонки в СМИ.
Для волонтеров НКО проводится профессиональная подготовка, обучение.
НКО передается государственное имущество для использования строго по целевому назначению.
При этом льготный размер арендной платы не должен быть ниже минимального размера, устанавливаемого Правительством г. Москвы.
Правительством г. Москвы ежегодно утверждаются социально значимые заказы.
В бюджете г. Москвы эта сумма выделяется отдельной строкой и включает расходы на оплату труда, коммуналку, услуги связи, канцелярию, а также приобретение оборудования и инвентаря.
Такая поддержка предоставляется НКО на срок не менее двух лет.
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
О ПРИЗНАНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Деятельность некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее – ФЗ № 7).
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности
и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В соответствии с частью 2.1. статьи 2 вышеуказанного ФЗ № 7, социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО) признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества
в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 ФЗ № 7.
Для признания некоммерческой организации социально ориентированной ее вид деятельности должен быть отражен
в учредительных документах (уставе) организации.
При этом следует отметить, что вид деятельности организации рекомендуется указать в соответствии с видами деятельности, перечисленными в пункте 1 статьи 31.1 ФЗ № 7, а именно:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф,
к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной
или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям
и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта
и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение
и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
Кроме того, если в уставе организации указан не вид деятельности,
а предмет или задачи, целесообразно внести изменения в устав с учетом вышеперечисленных рекомендаций, при этом организация может указать сразу несколько видов деятельности.
Необходимо обратить внимание, что никаких иных документов (справки, выписки, свидетельства и др.), подтверждающих статус некоммерческих организаций как социально ориентированных, законом не предусмотрено.
Следует отметить, что закон предусматривает следующие формы СОНКО:
· общественные организации (за исключением политических партий) – это добровольные объединения граждан, объединившихся
на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей;
· религиозные объединения – это также добровольные объединения граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающие соответствующими этой цели признаками: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. При этом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели
и деятельность которых противоречат закону;
· фонды – это не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;
· некоммерческие партнерства – основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении своей деятельности. Следует отметить, что в 2014 году были внесены большие изменения в законодательство о юридических лицах, и Некоммерческие партнерства упразднили как разновидность некоммерческих организаций. Это не значит, что все Некоммерческие партнерства, действующие на тот момент, были ликвидированы в принудительном порядке. Это значит, что теперь нельзя зарегистрировать новое Некоммерческое партнерство. Все действующие Некоммерческие партнерства на момент принятия закона продолжают существовать и дальше, однако теперь к ним применяются нормы об Ассоциациях (Союзах). Учредительные документы Некоммерческого партнерства продолжают действие только в части,
не противоречащей законодательству. Законодательство не устанавливает обязанность немедленно преобразовать Некоммерческое партнерство
в Ассоциацию, но при ближайших изменениях в учредительные документы, необходимо будет провести преобразование Некоммерческого партнерства
в Ассоциацию. При этом необходимо менять не только наименование,
но и регистрировать новую редакцию устава в Министерстве Юстиции. Наименование Ассоциации, создаваемой в процессе преобразования Некоммерческого партнёрства, обязательно должно содержать указание
на организационно-правовую форму (слово «Ассоциация» или «союз»). Для того, чтобы преобразовать Некоммерческое партнерство, необходимо собрать общее собрание членов Некоммерческого партнерства, на котором члены Некоммерческого партнёрства голосуют по вопросам преобразования Некоммерческого партнерства в Ассоциацию или союз[1];
· частные учреждения – это некоммерческие организации, созданные собственником (гражданином или юридическим лицом)
для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;
· автономные некоммерческие организации – не имеющие членства некоммерческие организации, созданные в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах;
· ассоциации (союзы) – это некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные юридическими лицами
и (или) гражданами в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных,
а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей;
· общины коренных малочисленных народов Российской Федерации – формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых
по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения
и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 23 марта 2000 года;
· казачьи общества – формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ.
[1] Некоммерческое партнерство как организационно-правовая форма НКО отсутствует в Гражданском кодексе Российской Федерации.