что значит социальный автобус в московской области
Магистральные, районные, социальные: как не запутаться в новых маршрутах?
Эксперт рабочей группы проекта «Магистраль» и консультант Mobility in Chain Илья Петушков рассказал о работе новых схем движения общественного транспорта Москвы.
Фото: ©РИА Новости/Виталий Белоусов
Полную версию программы «Вперёд» с Ильёй Петушковым слушайте в аудиоверсии.
И. ПЕТУШКОВ: Мы продумывали все маршруты, которые находятся в пределах Садового кольца, помимо магистрального маршрута. Магистральные маршруты — это, чтобы было понятно, как метро. Это те маршруты, когда вы приходите на остановку, вам не нужно сверяться с расписанием и вы знаете, что первый подошедший автобус всегда ваш, так же как и в метро, вы не сверяетесь с расписанием и первый подошедший поезд всегда ваш. Помимо того, как вы понимаете, метро нельзя подтянуть к каждому подъезду и, соответственно, магистральные маршруты тоже нельзя завернуть в каждый закоулок центра. Поэтому есть маршруты ещё двух категорий: маршруты районные, которые строятся примерно по тем же принципам, что и магистральные, но просто ходят пореже, интервал до 15 минут. Есть ещё маршруты так называемой социальной категории — это маршруты, которые призваны удовлетворить какие-то небольшие связи, локальные подвозы к школам, поликлиникам и т.д. Эти маршруты очень важны, но они уже могут быть достаточно извилистыми, они могут ходить не очень часто, поэтому эффективность этих маршрутов нельзя оценивать по пассажиропотоку, который на них. Потому что на них пассажиропоток всегда будет маленький, и это нормально. Не их задача привлекать большой пассажиропоток, их задача обеспечить покрытие тех закоулков, куда более магистральная сеть не попала.
М. ШАХНАЗАРОВ: Вы же используете Жайме Лернера практику, которую он в Бразилии использовал. Автобус-метро, которые ходят по выгороженным линиям. Вы воспользовались его разработкой и её внедрили в России?
И.П.: И да, и нет. То, что Жайме Лернер придумал, это называется BRT — это скоростной автобус, и концепция скоростного автобуса, или BRT, подразумевает, что транспорт движется по физически обособленным полосам. Эта концепция была придумана как альтернатива метрополитену для тех стран, которые не могут себе позволить метро, потому что это очень дорого и долго, но в которых есть огромная потребность для передвижения людей. Мы сейчас видим, что это и в Латинской Америке, и в Индии, и в Китае работает. Здесь есть свои проблемы, самая главная, что провозная способность у такой сети всё равно маленькая, потому что автобус не может быть длиной 160 метров. Но это лучше чем ничего. У нас есть метро, к счастью, в Москве. Это метро мирового класса, это достаточно хорошая сеть, но метро в центре города есть не везде в отличие от того, что мы привыкли думать. В центре городе есть огромные районы, куда нельзя попасть без метро — это Никитские ворота, Покровские ворота. Есть связи, которые вы не можете сделать нормально на метро. Вы не можете проехать от Цветного бульвара до Большого театра на метро адекватно. На метро такая поездка займёт до получаса, пока вы спуститесь, доедете, пересядете, подниметесь. Пешком такой маршрут займёт 20 минут. Все часто жалуются на то, что нет синего «Китай-города» или оранжевой «Полянки». Пересаживаться с Таганско-Краснопресненской на Арбатско-Покровскую или с Калужско-Рижской на Серпуховско-Тимирязевскую — это всегда мучение. Мы делали не то, что делал Жайме Лернер в Куритибе. Мы делали просто хорошую сеть наземного общественного транспорта. Для этого местами были сделаны выделенные полосы.
Бесплатный проезд для подмосковных льготников: категории граждан и виды транспорта
Проезд в общественном транспорте
Власти Подмосковья договорились с властями Москвы о бесплатном проезде на общественном транспорте для льготников в 2018-2020 годах. На основании подписанного соглашения правительство Москвы обеспечивает бесплатный проезд отдельным категориям жителей Подмосковья, а правительство Московской области – москвичам, имеющим право на льготы. С 21 ноября 2019 года список льготников расширен в связи с открытием МЦД. О том, каким жителям Подмосковья положен льготный проезд по новым условиям и на каких видах транспорта, читайте в материале портала mosreg.ru.
В автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, на МЦК, монорельсе
Источник: РИАМО, Николай Корешков
Бесплатно ездить в автобусе, трамвае, троллейбусе, метро, на МЦК и монорельсе могут жители Московской области, относящиеся к следующим категориям федеральных льготников:
— инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;
— участники Великой Отечественной войны;
— лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и на других объектах;
— награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— ветераны боевых действий, имевшие право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования до 1 января 2005 года;
— члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
— бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
— инвалиды 1–3 группы инвалидности;
— дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
— граждане, пострадавшие от воздействия радиации, имевшие право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования до 1 января 2005 года.
Также бесплатный проезд в данных видах транспорта предусмотрен для льготников Московской области:
— лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ;
— лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
— родителей детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
— детей, получающих пенсию по потере кормильца;
— лиц, сопровождающих инвалидов, имеющих I группу инвалидности, или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
— детей из многодетных семей;
— почетных доноров СССР и России;
— одного из родителей многодетной семьи, в составе которой есть ребенок, не достигший 7 лет;
— законного представителя ребенка, не достигшего возраста 7 лет, из многодетной семьи;
Дополнительно в метро, на МЦК, монорельсе
Воробьев, Собянин и Белозеров проверили ход работ по подготовке к открытию МЦД
С 21 ноября 2019 года бесплатный проезд в метро, на МЦК и монорельсе предоставлен для следующих льготников Московской области:
— пенсионеров, не достигших 60 лет;
— одного опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя;
— одного из родителей инвалида с детства;
В электричках и на МЦД
Источник: РИАМО, Николай Корешков
Право на бесплатный проезд на пригородных электричках, включая МЦД, имеют:
— лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ;
— лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
— родители детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
— дети, получающие пенсию по потере кормильца;
— лица, сопровождающие инвалидов, имеющих I группу инвалидности, или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
— дети из многодетных семей;
— почетные доноры СССР и России;
— один из родителей многодетной семьи;
— законный представитель ребенка из многодетной семьи;
— один из родителей инвалида с детства;
— пенсионеры и предпенсионеры;
— один опекун (попечитель), приемный родитель, патронатный воспитатель;
— ветераны труда, ветераны военной службы.
С 21 ноября 2019 года в электричках и на МЦД могут бесплатно ездить все дети младше семи лет, проживающие в Московской области.
Документы для бесплатного проезда
Виртуальная карта Стрелка
Бесплатный проезд осуществляется по социальной карте жителя Московской области. Билеты на электрички для детей младше семи лет выдают в кассах РЖД при предъявлении справки из управления соцзащиты.
Бесплатный проезд для ветеранов, не проживающих в Подмосковье
Ветераны, не имеющие постоянной регистрации в Московской области, с 23 апреля 2020 года могут бесплатно пользоваться общественным транспортом Подмосковья. Для проезда достаточно предъявить удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.
Поможем разобраться: как работает льготная «Стрелка»
Виртуальная карта Стрелка
Льготники Московской области имеют право на проезд по территории Подмосковья по сниженным ценам. Для этого они могут использовать транспортную карту «Стрелка» льготной тарификации. Кто может ее оформить, сколько по ней стоит проезд, можно ли параллельно использовать социальную карту жителя Московской области, и что делать, если потерял льготную «Стрелку», читайте в рубрике «Поможем разобраться».
Что вообще такое льготная «Стрелка»?
Единая транспортная карта (ЕТК) «льготная» – это пополняемая электронная карта льготной тарификации. С ее помощью оплачивают проезд в общественном транспорте.
Еще есть «обычная» «Стрелка» и проездной для учащихся – студентов и школьников.
Кто может ездить по льготной «Стрелке»?
Пользоваться ЕТК «льготная» могут военные пенсионеры – те, кто проходил службу:
— в органах внутренних дел;
— в Государственной противопожарной службе;
— в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
— в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
— в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Граждане должны иметь место жительства в Московской области и доход выше удвоенной величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Московской области.
Раз речь о пенсионерах, значит, можно пользоваться и социальной картой, и льготной «Стрелкой»?
При оформленной социальной карте жителя Московской области приобрести льготную «Стрелку» нельзя. Военный пенсионер может иметь только одну карту – либо ЕТК «льготная», либо социальную карту жителя Московской области.
Сколько стоит проезд по льготной «Стрелке»?
Стоимость проезда – 50% от тарифа. Льготы действуют только на маршрутах с регулируемым тарифом.
При этом по льготной «Стрелке» можно совершить не более 10 поездок в сутки.
Где продается такая карта?
Получить карту «Стрелка» с льготной тарификацией можно только в МФЦ Московской области. Для этого нужно подать заявку через портал госуслуг.
Какие документы нужны для оформления льготного проездного?
После одобрения заявки на госуслугах, вас пригласят в МФЦ. Там нужно предъявить:
— пенсионное удостоверение или другой документ о пенсионном обеспечении;
— номер заявления на госуслугах.
Раз я подтвердил право на льготный проездной, в транспорте не нужно больше никаких документов?
Проезд в общественном транспорте
Наоборот, пассажиры обязаны иметь при себе документ, подтверждающий право льготного проезда. Для пользователей льготной «Стрелки» это пенсионное удостоверение или другой документ о пенсионном обеспечении.
Если подтверждающего документа нет, проезд считается безбилетным, а транспортную карту могут изъять.
А что делать, если льготный проездной потеряется?
К сожалению, утраченную карту не восстанавливают – придется оформить новую. Для этого надо подать новое заявление на портале госуслуг.
Что значит социальный автобус в московской области
для адресного предоставления в соответствии с действующим законодательством льготным категориям жителей Московской области мер социальной поддержки,
в том числе, по бесплатному проезду отдельным владельцам СКМО, имеющим место жительства в Московской области, в общественном транспорте г. Москвы.
Правила использования социальной картой жителя Московской области для проезда в общественном транспорте г. Москвы:
Передача социальной карты другим гражданам и использование СКМО для осуществления прохода других граждан через турникеты метрополитена и при проезде в городском наземном пассажирском транспорте общего пользования города Москвы КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
В случае неправомерного использования социальной карты могут быть применены меры, установленные законодательством и иными нормативными правовыми документами.
В случае утраты (утери/кражи) социальной карты владелец СКМО обязан немедленно ее заблокировать, уведомив об этом по телефону экстренной помощи владельцам СКМО: (495) 580-77-99. После устного сообщения (по телефону) владелец СКМО обязан представить в управление социальной защиты населения письменное заявление об утрате СКМО.
Социальная карта СКМО, единый льготный проездной билет и временный билет не предоставляют право бесплатного провоза багажа.
Правила проезда в городском наземном пассажирском транспорте общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай) города Москвы с использованием социальной карты СКМО
При проезде в городском наземном пассажирском транспорте общего пользования г. Москвы владелец социальной карты жителя Московской области должен действовать в соответствии с установленными правилами проезда пассажиров на общественном городском транспорте г. Москвы.
При проезде в городском наземном пассажирском транспорте общего пользования г. Москвы владелец СКМО обязан по требованию водителя или билетного контролера предъявлять СКМО для визуального контроля.
Если транспортные средства оборудованы турникетами, во время посадки владелец социальной карты СКМО должен:
поднести СКМО любой плоской стороной к черному кругу (мишени) валидатора на расстояние не более 5 см или коснуться его;
убедившись, что на валидаторе загорелся зеленый разрешающий сигнал, пройти через турникет в салон транспортного средства.
Повторный проход через турникет блокируется на 4 минуты после предыдущего.
В случае неисправности социальной карты (СКМО не срабатывает) ее владелец должен:
записать Государственный регистрационный номер транспортного средства и номер маршрута, обратиться в специализированные киоски ГУП «Мосгортранс» и при предъявлении неисправной СКМО и документа, удостоверяющего личность, получить бесплатный посадочный талон для использования в городском наземном пассажирском транспорте общего пользования г. Москвы. Бесплатный посадочный талон действителен в течение 3-х дней с момента первого прохода;
неисправную карту СКМО передать в местное управление социальной защиты населения, сообщив Государственный регистрационный номер транспортного средства и номер маршрута, на котором произошел отказ в обслуживании. На время замены и восстановления СКМО в управлении социальной защиты населения выдается единый льготный проездной билет, принятого в г. Москве образца;
при получении замененной или восстановленной социальной карты СКМО единый льготный проездной билет сдается в управление социальной защиты населения;
при использовании единого льготного проездного билета, принятого в городе Москве образца, повторный проход через турникет блокируется на 4 минуты после предыдущего.
В случае утраты (утери/кражи) социальной карты СКМО ее владелец должен:
обратиться в специализированные киоски ГУП «Мосгортранс» и при предъявлении документа, удостоверяющего личность, заявления об утрате СКМО и документа, удостоверяющего право на льготу получить бесплатный посадочный талон для использования в городском наземном пассажирском транспорте общего пользования г. Москвы. Бесплатный посадочный талон действителен в течение 3-х дней с момента первого прохода;
обратиться в управление социальной защиты населения.
Правила проезда в Московском метрополитене с использованием социальной карты жителя Московской области
При проезде в Московском метрополитене владелец социальной карты СКМО должен действовать в соответствии с установленными правилами проезда пассажиров в Метрополитене.
Проход на станцию метрополитена с использованием СКМО осуществляется через турникет.
Для прохода через турникет владелец карты СКМО должен:
поднести к турникету карту любой плоской стороной параллельно желтому кругу на расстояние не более чем 5 см или коснуться желтого круга,
убедиться, что погас красный сигнал и загорелся зеленый, после чего пройти через турникет.
Единый льготный проездной билет и временный билет для использования в Метрополитене действительны при наличии документов подтверждающих право на льготу по бесплатному проезду.
В случае утраты социальной карты СКМО бесплатный проезд в Московском метрополитене владельцу карты не предоставляется.
Повторный проход через турникеты блокируется на 7 минут после предыдущего.
В случае неисправности социальной карты (СКМО не срабатывает) владелец карты обязан:
попытаться пройти через другой турникет;
если другой турникет не срабатывает, то владелец карты обязан проверить срок ее действия на специальном устройстве, установленном на стене в каждом вестибюле станции метрополитена, или обратиться в любую кассу метрополитена для тестирования карты СКМО;
в случае положительного результата тестирования карты ее владелец должен попытаться еще раз пройти через турникет, в случае несрабатывания СКМО ее владелец может получить временный билет для использования в метрополитене.
Повторно, временный билет не выдается. Срок действия временного билета З дня, включая день первого прохода;
временные билеты выдаются только владельцам СКМО. Билеты выдаются старшим кассиром на любой станции Метрополитена при предъявлении неисправной социальной карты и при условии, что СКМО не заблокирована (не находится в стоп-листе);
неисправную социальную карту владелец обязан передать в управление социальной защиты населения для её замены или восстановления. На время замены и восстановления карты СКМО в управлении социальной защиты населения выдается единый льготный проездной билет, принятого в городе Москве образца;
при получении замененной или восстановленной социальной карты жителя Московской области единый льготный проездной билет сдается в управление социальной защиты населения.
При использовании единого льготного проездного билета, принятого в городе Москве образца, повторный проход через Турникеты блокируется на 7 минут после предыдущего.
Меры безопасности
Владелец социальной карты жителя Московской области обязан предохранять ее от механических повреждений и воздействия на неё высоких температур, электромагнитных полей, химических и других веществ, способных негативно воздействовать на материал, из которого изготовлена карта.
Нормативно правовая база использования социальной картой жителя Московской области для проезда в общественном транспорте г. Москвы
Настоящие правила разработаны в соответствии с Соглашением между Правительством Московской области и Правительством Москвы от имени города федерального значения Москвы об организации транспортного обслуживания отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе федерального значения Москве или Московской области, в 2015-2017 годах.
Данный документ вступил в силу с 1 марта 2016 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2015 года. Срок действия документа ограничен 31 декабря 2017 года.
К Соглашению прилагаются:
Перечень отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве, которым обеспечивается бесплатный проезд по территории Московской области на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки;
Перечень отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, которым обеспечивается бесплатный проезд по территории города Москвы на автомобильном и наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском сообщении города Москвы и пригородном сообщении и на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему);
Перечень маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки;
Перечень маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа на автомобильном и наземном электрическом транспорте общего пользования по регулируемым тарифам в городском сообщении города Москвы и пригородном сообщении, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки.
Как получить льготы на проезд
Чтобы покупать проездной со скидкой или ездить бесплатно
Льготы на проезд могут быть положены на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Разберемся, кто имеет право ездить в общественном транспорте бесплатно или со скидкой.
Какие есть льготы на проезд в общественном транспорте
Законодательная база. Право на льготный проезд на общественном транспорте регулируют федеральные, региональные и муниципальные нормативы.
Региональные нормативы в каждом регионе свои. Например, в Москве это:
Информацию о льготах на проезд в вашем регионе ищите в местных нормативных документах — законах, постановлениях и распоряжениях.
Проезд в метро. Бесплатный или льготный проезд обычно положен на уровне региона или муниципалитета наравне с другими льготами на проезд в общественном транспорте. Например, пенсионеры в Москве ездят бесплатно не только в автобусах, трамваях и троллейбусах, но и на метро, потому что все это — общественный транспорт.
Проезд в электричке. Некоторые категории льготников имеют право на бесплатный проезд в электричке — на постоянной основе или раз в год к месту лечения и обратно.
Бесплатный проезд к месту лечения и обратно — федеральная льгота. Ее предоставляют как социальную услугу:
Перечисленные выше льготники имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородных электричках и междугородном транспорте.
Бесплатно в пригородных электричках могут ездить:
Такое право закреплено на федеральном уровне, но чтобы им воспользоваться, нужно убедиться, что оно есть в нормативном документе региона или муниципалитета.
Дополнительные льготы на проезд в электричке могут предоставлять регионы. Например, в Санкт-Петербурге кроме федеральных льготников в пригородных электричках бесплатно ездят:
Звание ветерана труда дают в двух случаях: когда человек начал работать в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ и имеет трудовой стаж от 40 лет для мужчин и от 35 лет для женщин; если человек работал в одной отрасли 15 лет, заработал трудовой стаж от 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин и получил одну из следующих заслуг: ордена или медали, почетные звания СССР или РФ, почетные грамоты или благодарности президента РФ.
Звание ветерана военной службы дают тоже в двух случаях: когда военнослужащий служит 20 лет и более; если он стал инвалидом вследствие травмы или заболевания, полученных на военной службе.
В Санкт-Петербурге льготы пенсионерам и предпенсионерам положены, только если они проработали в городе как минимум 20 лет и имеют трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.
Московским школьникам и студентам билеты на пригородную электричку продают со скидкой 50%. Но только с 1 сентября по 15 июня и по предъявлении школьного или студенческого билета.
Проезд в маршрутке со скидкой возможен далеко не во всех регионах. Например, в Санкт-Петербурге льготники ездят в маршрутках за полную стоимость. В Москве власти отменили маршрутки, которые дублировали маршруты городских автобусов и останавливались где попало. Вместо них — микроавтобусы, которые ездят по новым маршрутам и на которые распространяются все льготы на проезд в общественном транспорте.
Проезд в автобусе для льготных категорий бесплатный, если государство предоставляет им льготы на проезд в общественном транспорте. Если льгота положена на проезд в пригородном автобусе, прежде чем садиться в него, убедитесь, что можно воспользоваться льготным проездным или скидкой. Спросите об этом у кондуктора или водителя.
Как победить выгорание
Кому положены льготы на проезд в общественном транспорте
Льготы на проезд в общественном транспорте положены пенсионерам, ветеранам труда, школьникам, студентам, инвалидам, детям и некоторым другим категориям.
Они могут предоставляться в форме бесплатного проезда, скидки на покупку проездного или компенсации части его стоимости. Расскажу о льготах для каждой категории.
Льготы на проезд пенсионерам
Положены на местном уровне, их предоставляют регионы и муниципалитеты.
Размер льгот. Льготы могут быть в форме бесплатного проезда, скидок или компенсации части стоимости проездного билета.
В Москве пенсионеры бесплатно ездят в городском общественном транспорте и пригородных электричках по социальной карте. В том числе в общественном транспорте Московской области.
В Санкт-Петербурге пенсионеры имеют право на следующие льготы:
Льготы на проезд ветеранам труда
Льготы ветеранам труда предоставляют местные власти.
Размер льгот. В Москве они бесплатно ездят на городском пассажирском транспорте или получают компенсацию 415 Р в месяц. В Санкт-Петербурге ветераны труда имеют право на те же льготы на проезд, что и пенсионеры:
Льготы на проезд школьникам
Предоставляются на уровне региона и муниципалитета.
Размер льгот в каждом регионе свой. В Москве и Санкт-Петербурге школьники ездят по специальной карте или проездному билету без лимита поездок. Стоимость карты или билета фиксированная и ниже, чем обычного проездного.
В Москве учащийся может купить льготный проездной на один или три месяца. Цена проездного различается в зависимости от вида транспорта:
Льготы на проезд студентам
Студенты имеют право на льготный проезд только по решению региона или муниципалитета.
Размер льгот в регионах различается. В Москве студенты, аспиранты, ординаторы и учащиеся колледжей ездят по специальной карте. Она дает право на безлимитный проезд на общественном транспорте по фиксированной стоимости:
Льготы на проезд инвалидам
Инвалиды имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородной электричке или междугородном транспорте — поезде или автобусе.
Другие льготы на проезд в транспорте для инвалидов на федеральном уровне не закреплены, но во многих регионах у них есть право передвигаться на общественном транспорте бесплатно или за небольшую плату. Обычно не нужно платить за проезд и тому, кто сопровождает инвалида.
Размер льгот чаще всего составляет 100%. В Москве в общественном транспорте бесплатно ездят инвалиды:
В Санкт-Петербурге проезд бесплатный для инвалидов:
Проехать бесплатно вместе с инвалидом имеет право один совершеннолетний сопровождающий.
Льготы на проезд детям
Льготы на проезд детям предусмотрены на федеральном и местном уровне. Федеральные льготы — бесплатный проезд или скидка на билет для обычных детей и сирот. Местные льготы различаются в регионах.
Размер льгот. Право на бесплатный проезд имеют дети:
Бесплатно дети ездят без отдельного места. Но если перевозчик не разрешает ездить без места, то родителю придется заплатить за ребенка 50% от цены билета. Ребенку до 12 лет положена скидка 50% на билет.
Сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право:
Льготы распространяются на тех, кто потерял родителей до 18 лет или во время обучения.
В Санкт-Петербурге право на бесплатный проезд кроме детей-сирот есть у детей из многодетных семей, детей-инвалидов и сопровождающего их взрослого, детей, получающих пенсию по потере кормильца. Чтобы воспользоваться таким правом, им нужно оформить специальный проездной.
Как получить льготы на проезд в общественном транспорте
Нельзя просто взять и поехать на общественном транспорте бесплатно и без билета. Право на льготный проезд сначала нужно подтвердить. Как именно это сделать, зависит от категории льготника и региона.
Куда обращаться. Бесплатный или билет на электричку со скидкой все льготники получают в кассе вокзала по подтверждающему право на него документу. Школьники, студенты, пенсионеры и все остальные льготники в Москве сначала обращаются в МФЦ и оформляют там социальную карту.
Для оформления карты понадобятся следующие документы:
Школьникам карту обычно оформляет школа. Для этого нужно написать специальное заявление. Родители московских школьников и студенты могут подать заявление на карту учащегося на сайте мэра Москвы. Понадобится фотография школьника в электронном виде.
Студентам, прежде чем оформить карту москвича в МФЦ, нужно убедиться, что они есть в специальном реестре. Если все в порядке, оформить карту можно в МФЦ или на сайте мэра Москвы. Если в реестре вас нет, обратитесь по этому вопросу в вуз.
Карта будет готова в течение 30 дней. На время ее изготовления вам выдадут временный проездной и справку, на основании которой вы сможете получать билеты на электричку бесплатно или покупать их со скидкой.
После получения карты нужно подтвердить льготный проездной. Сделать это можно в кассах метрополитена, специальных киосках и автоматах по продаже билетов ГУП «Мосгортранс», через терминалы самообслуживания ОАО «Элекснет» и ПАО «Московский кредитный банк».
В Санкт-Петербурге оформить или купить льготный проездной можно в кассе метрополитена. С собой нужно иметь подтверждающий льготу документ, например пенсионное удостоверение. Подтвердить право на бесплатный или льготный проезд можно в школе или лично в офисе перевозчика — СПб ГКУ «Организатор перевозок».
Напишите заявление и приложите к нему:
Понадобятся оригиналы для того, чтобы в школе или офисе перевозчика убедились в подлинности копий.
Если подаете документы через школу, она передаст документы организатору перевозок. Перевозчик рассмотрит заявление и, если все в порядке, даст добро на выдачу школьного проездного.
Получить проездной можно в школе или кассе метрополитена. Уточните в своей школе, как именно происходит его выдача.
Срок действия льготного проездного — с даты оформления по 30 сентября следующего года. Но он может закончиться раньше, если право на льготу истечет до этого времени.
Как устроена система льготного проезда в Москве
Льготники могут ездить по Москве на общественном транспорте бесплатно или по безлимитному проездному со скидкой. Право на бесплатный проезд есть у жителей с постоянной регистрацией в Москве или Московской области.
Кто из москвичей может бесплатно пользоваться общественным транспортом:
Полный список льготников с правом на бесплатный проезд — в ч. 2 и 3 ст. 3 закона Москвы от 03.11.2004 № 70.
Некоторые москвичи имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте Московской области. Вот эти категории:
Приложение 1 к соглашению от 28.06.2018 № 77-1065 PDF, 479 КБ
Дополнительно право на бесплатный проезд в Подмосковье есть у следующих категорий москвичей:
Как пользоваться картой москвича для проезда в электричке. Если вы получаете льготный или бесплатный билет на электричку впервые, обратитесь в пригородную кассу вокзала и предъявите карту москвича. На нее запишут информацию о бесплатном проезде или со скидкой.
В дальнейшем оформить льготный билет на электричку вы сможете в пригородной кассе или автомате по продаже билетов на вокзале.
На бесплатный проезд в пригородных поездах имеют право те же льготники, кто бесплатно ездит в городском транспорте.
Что делать, если карта москвича не срабатывает. Обратитесь в кассу метрополитена или киоск «Мосгортранса». Вам выдадут бесплатный посадочный талон. Он действует в течение трех дней с момента первого проезда по нему.
Неработающую карту отнесите на экспертизу в МФЦ. На месте напишите сопроводительное письмо в свободной форме с описанием проблемы.
Если экспертиза признает карту неисправной, вам сделают новую. На время замены карты вы получите временный единый социальный билет. Чтобы пользоваться им без ограничений, носите с собой подтверждающий льготу на проезд документ.
Бесплатный проезд без карты москвича положен:
Детям билет вообще не нужен. А остальные категории получают его в кассе по предъявлении подтверждающего льготу документа.
Права на бесплатный проезд в общественном транспорте Москвы для жителей Подмосковья совпадают с правами московских льготников. Дополнительно право на бесплатный проезд в Москве имеют жители Подмосковья, если они: